Что понимается под угрозой безопасности жизнедеятельности
Перейти к содержимому

Что понимается под угрозой безопасности жизнедеятельности

  • автор:

Что понимается под угрозой безопасности жизнедеятельности

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 29.06.2024 в ч. 2 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 30.01.2024 N 5-ФЗ). См. будущую редакцию.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

(часть пятая введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

(часть шестая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее — уровень реагирования) — это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

(часть девятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

(часть десятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, — это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы — это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Критически важный объект — это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Потенциально опасный объект — это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 02.05.2015 N 119-ФЗ)

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций — это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(часть семнадцатая введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

Культура безопасности жизнедеятельности

Безопасность — необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Однако и в XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Все больше тревожат мировую общественность инфекционные заболевания. Перед человечеством все более остро встают вопросы: что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые, более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых задач следует прежде всего приложить усилия?

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность.

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

• на индивидуальном уровне -это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

• на коллективном уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

• на общественно-государственном уровне — традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.

Деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Развитие системы безопасности жизнедеятельности человека и общества в целом должно идти на базе ряда основных принципов. Прежде всего — это принцип высшего приоритета жизни человека. Вся деятельность в области безопасности жизнедеятельности должна быть направлена на минимизацию человеческих жертв и пострадавших.

В современных условиях нельзя рассматривать проблемы безопасности человека, общества, государства, мирового сообщества изолированно, в отрыве друг от друга. Поэтому нужно не только декларировать, но и применять на практике принцип: «Безопасность индивидуума невозможна без обеспечения общественной безопасности».

Государственная политика обеспечения безопасности жизнедеятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей. При ее реализации необходимо учитывать все природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности регионов.

Бесспорно, основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности — это образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. Культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно, главным образом, в рамках системы образования.

В условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают современные информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет создаваемая в стране Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она предназначена для обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.

Внедрение этой системы обеспечит гарантированное оповещение и информирование населения о различных угрозах и опасностях, сократит сроки доведения необходимой информации, увеличит действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей и самое главное — будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Перестройка такой важнейшей части индивидуального и коллективного сознания, как мировоззрение людей, система их идеалов и ценностей, мотивационной сферы человека и общества — крайне трудоемкий и долгосрочный процесс. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и научных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, усилить сплоченность общества перед природными, техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.

Угрозы безопасности информационной системы предприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чечуга О. В.

Представлена логическая цепочка угроз и их проявлений. Проведен анализ возможных угроз информационной системы предприятия . Рассмотрены внутренние и внешние угрозы информационной системы, что позволит службам информационной безопасности разрабатывать эффективные методы противодействия угрозам информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чечуга О. В.

Стратегия развития защиты информационной системы предприятия
Построение системы информационной безопасности предприятия
Обеспечение доступности информации в системах современного документооборота

Классификация угроз информационной безопасности в проектах нематериальной сферы (на примере индустрии платежных карт)

Угрозы безопасности вычислительных комплексов: классификация, источники возникновения и методы противодействия

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY THREATS ENTERPRISE SYSTEMS

A logical chain of threats and their implications is presented. An anatysis of possible threats to the enterprise information system is made. The internal and external threats to information systems that will allow security services to develop effective methods to counter the threats of information security is discussed.

Текст научной работы на тему «Угрозы безопасности информационной системы предприятия»

О.В. Чечуга, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-24-93, tppzi@uic.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Представлена логическая цепочка угроз и их проявлений. Проведен анализ возможных угроз информационной системы предприятия. Рассмотрены внутренние и внешние угрозы информационной системы, что позволит службам информационной безопасности разрабатывать эффективные методы противодействия угрозам информационной безопасности.

Ключевые слова: угроза, источники угроз, уязвимость, несанкционированный доступ к информации, информационная система предприятия.

В настоящее время сформировалось устойчивое отношение к информации всех видов как к ценнейшему ресурсу. Объясняется это небывалым ростом объема информационных потоков в современном обществе. В первую очередь это относится к тем направлениям государственной деятельности, которые являются наиболее важными в жизнеобеспечении общества: экономике, науке, образованию, социальной сфере и др. Все эти направления тесно пересекаются и развитие каждого напрямую зависит от качества используемой информации, ее достоверности и полноты, оперативности и формы представления. Поэтому особое внимание должно уделяться проблемам формирования, использования и защиты информационных ресурсов на основе применения информационных и коммуникационных технологий.

Информационная система государственного учреждения из любой указанной сферы является организационно — технической системой, в которой реализуются информационные технологии и предусматривается использование аппаратного, программного и других видов обеспечения, необходимого для реализации информационных процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Основу современной ИС организации, как правило, составляют территориально распределенные компьютерные системы (вычислительные сети), элементы которых расположены в отдельно стоящих зданиях, на разных этажах этих зданий и связаны между собой транспортной средой, которая использует физические принципы («витая пара», оптико-волоконные каналы, радиоканал и т.п.). Основу аппаратных (технических) средств таких систем составляют ЭВМ (группы ЭВМ), периферийные, вспомогательные устройства и средства связи, сопрягаемые с ЭВМ. Состав программных средств определяется возможностями ЭВМ и характером решаемых задач в данной ИС.

Основными элементами, составляющими такую систему, являются:

— каналы и средства связи (КС);

— рабочие места сотрудников ИС;

— рабочее место удаленного пользователя;

— носители информации (магнитные, оптические и др.);

— отдельные ПК и рабочие станции;

Перечисленные элементы в процессе функционирования активно взаимодействуют между собой, что, в свою очередь, позволяет использовать различные точки доступа к информационным ресурсам. Уровень защиты всей системы будет определяться степенью защиты уязвимых мест на конкретных точках доступа. Информационные ресурсы можно разделить на два основных типа с точки зрения регламентации распространения и использования: общедоступная информация и информация ограниченного распространения.

Общедоступная информация, говоря простым языком — та информация, которую нельзя скрывать от общества. Примером могут служить информация о состоянии окружающей среды, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов. В эту категорию можно отнести нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления.

Информацией ограниченного доступа является информация, представляет ценность для ее владельца и доступ, к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь, информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация).

Анализ угроз информационной безопасности

Угроза — совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения конфиденциальности, доступности и (или) целостности информации.

Моделирование и классификацию источников угроз и их проявлений, целесообразно проводить на основе анализа взаимодействия логической цепочки (рисунок).

Источники угроз Уязвимость Угроза (действие) Последствия

Логическая цепочка угроз и их проявлений

Источники угроз — это потенциальные антропогенные, техногенные и стихийные угрозы безопасности.

Под угрозой (в целом) понимают потенциально возможное событие, действие (воздействие), процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим — либо интересам. Под угрозой интересам субъектов информационных отношений понимают потенциально возможное событие, процесс или явление, которое посредством воздействия на информацию или другие компоненты ИС может прямо или косвенно привести к нанесению ущерба интересам данных субъектов.

Уязвимость — это присущие объекту ИС причины, приводящие к нарушению безопасности информации на конкретном объекте и обусловленные недостатками процесса функционирования объекта ИС, свойствами архитектуры ИС, протоколами обмена и интерфейсами, применяемым программным обеспечением и аппаратной платформы, условиями эксплуатации, невнимательностью сотрудников.

Последствия — это возможные действия реализации угрозы при взаимодействии источника угрозы через имеющиеся уязвимости.

Если говорить об угрозах информационно-технического характера, можно выделить такие элементы, как кража информации, вредоносное ПО, хакерские атаки, СПАМ, халатность сотрудников, аппаратные и программные сбои, финансовое мошенничество, кража оборудования.

Согласно статистике применительно к этим угрозам можно привести следующие данные (по результатам исследований, проведённых в России компанией МоШаШ):

кража информации — 64 %; вредоносное ПО — 60 %; хакерские атаки — 48 %; спам — 45 %;

халатность сотрудников — 43 %; аппаратные и программные сбои — 21 %; кража оборудования — 6 %; финансовое мошенничество — 5 %.

Как видно из приведенных данных, наиболее распространены кража информации и вредоносное ПО.

В настоящее время широкое развитие получили такие угрозы информационной безопасности, как хищение баз данных, рост инсайдерских угроз, применение информационного воздействия на различные информационные системы, возрос ущерб, наносимый злоумышленником.

Среди внутренних угроз безопасности информации выделяют нарушение конфиденциальности информации, искажение, утрату информации, сбои в работе оборудования и информационных систем, кражу оборудования. И опять же, опираясь на статистику, наибольшее распространение имеют нарушения конфиденциальности и искажение.

Так или иначе, утечка информации происходит по каналам утечки. Большую часть в данном аспекте представляет так называемый «человеческий фактор», то есть сотрудники организации, потому что они имеют достаточно полномочий и возможностей для завладения информацией.

Наиболее опасными являются неумышленные действия персонала.

Помимо всего вышеперечисленного, стоит сказать о внешних и внутренних источниках угроз безопасности в более глобальном смысле.

Деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков.

Обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами.

Деятельность международных террористических организаций.

Увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий.

Деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств.

Разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Внутренние источники. Закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам.

Противоправные сбор и использование информации.

Нарушения технологии обработки информации.

Внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия.

Разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно — телекоммуника-ционныхсистем, в том числе систем защиты информации.

Уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи.

Воздействие на ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации.

Компрометация ключей и средств криптографической защиты информации.

Утечка информации по техническим каналам.

Внедрение электронных устройств для перехвата информации в ТСОИ по каналам связи, а также в служебные помещения.

Уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации.

Перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации.

Использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры.

Несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных.

Нарушение законных ограничений на распространение информации.

В ходе анализа невозможно определить все разнообразие потенциальных угроз, оно настолько велико, что не позволяет предусмотреть каждую угрозу. Поэтому службы ИБ предприятия, анализируя характеристики угроз, должны выбирать с позиций здравого смысла, одновременно выявляя не только сами угрозы и потенциальный ущерб, но их источники и уязвимости системы. В процессе проведения анализа некоторые угрозы могут объединяться в одну группу, а некоторые могут вообще исключаться из числа потенциально опасных.

Такой анализ позволит службам информационной безопасности разрабатывать эффективные методы противодействия угрозам ИБ и решать следующие задачи:

обеспечивать сохранность государственных секретов;

организовывать контроль передачи и хранения информации;

обеспечивать экономическую безопасность предприятия;

обеспечивать защиту объектов.

Анализ угроз ИБ является одним из ключевых моментов политики безопасности любой ИС. Разрабатывая политику безопасности, соответствующим службам целесообразно использовать системный подход. Под системностью понимается, прежде всего, то, что защита информации заключается не только в создании соответствующих механизмов, а представляет собой регулярный процесс, осуществляемый на всех этапах жизненного цикла ИС с применением единой совокупности законодательных, организационных и технических мер, направленных на выявление, отражение и ликвидацию различных видов угроз информационной безопасности.

1. Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход. М.: Изд-во: «ТИД «ДС», 2004. 992 с.

2. Черней Г.А., Охрименко С.А., Ляху Ф.С. Безопасность автоматизированных информационных систем. Кишинев, 1996.

3. Международный стандарт ISO/IEC 17799. Информационные технологии. Свод практических правил для управления защитой информации. ISO/IEC, 2000.

INFORMA TION SECURITY THREA TS ENTERPRISE SYSTEMS

A logical chain of threats and their implications is presented. An analysis of possible threats to the enterprise information system is made. The internal and external threats to information systems that will allow security services to develop effective methods to counter the threats of information security is discussed.

Key words: risk, sources of threat, vulnerability, unauthorized access to information, business information system.

С.Ю. Борзенкова, канд. техн. наук, доц., (4872)33-25-08, tehnol@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ), О.В. Чечуга, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-24-93, tppzi@uic.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрены объекты защиты предприятия и показана возможная последовательность стадий и этапов создания и развития системы защиты. Условно представлены циклы и этапы разработки концептуальной архитектуры ИС предприятия. Предложена стратегия развития информационной системы предприятия.

Ключевые слова: информационная система предприятия, комплексная система зашиты, объект защиты, концептуальная архитектура информационной системы предприятия.

Информация играет все возрастающую роль в обеспечении безопасности всех сфер жизнедеятельности общества, поэтому защита информации является одним из важных направлений деятельности не только государства, но и большинства предприятий и учреждений.

1.1 Сущность и основные составляющие дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в социальном контексте

Исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как профессиональной деятельности, во-вторых, как научной теории, в-третьих, как учебной дисциплины. В настоящее время возникла насущная потребность в разработке целостной системы обеспечения БЖ – «практика – теория – образование». В рамках этой системы и должно осуществляться комплексное изучение данной сферы человеческой деятельности и ее дальнейшее развитие.

Как научная дисциплина безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖ – комплексная научная дисциплина, так как изучает все опасности, угрожающие социуму (человеку, обществу, государству) – природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные. Поскольку она самым непосредственным образом связана с человеком и его деятельностью,™ имеет ярко выраженный социальный (общественный) характер.

О социальных аспектах безопасности жизнедеятельности можно говорить в широком и узком смысле. В широком значении – это все направления обеспечения безопасности, связанные с природой, техникой, экологией и человеком. С этой точки зрения безопасность жизнедеятельности можно назвать социальной (общественной) безопасностью. Вместе с тем особо выделяются социальные аспекты БЖ в узком значении, т. е. речь идет о защите личности, семьи, общества и государства.

Следует также отметить, что в рамках данной дисциплины не рассматриваются конкретные проблемы таких видов безопасности, как радиационная, пожарная, дорожная, трудовая и пр. Она является научно-методической базой для специальных дисциплин, занимающихся их изучением, и содержит лишь общие положения обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных областях.

Обеспечение БЖ предполагает:

• идентификацию (распознавание) опасностей, т. е. выяснение их вида, вероятности, пространственных и временных координат, масштаба возможного ущерба и пр.;

• профилактику (предупреждение) идентифицированной опасности;

• действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как научная и учебная дисциплина безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения, которые необходимо усвоить специалисту в сфере безопасности, и прежде всего будущему учителю:

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и во времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные.

Ключевое понятие безопасности жизнедеятельности – опасность. Оно охватывает явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие человеку и способные в определенных условиях причинить ущерб его жизни и здоровью.

В социальной сфере опасные ситуации – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные принести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле как месту обитания человека или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности.

Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.

Одной из форм опасности выступает риск – возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди нередко, надеясь на счастливый случай, рискуют и тем самым создают возможность нанесения ущерба себе и окружающим. В государственных делах – политике, экономике, обороне – чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемый успех, выгода, допустимая цена, последствия и пр.

Родственным понятию «опасность» выступает понятие «угроза». Угроза – это опасность на стадии перехода от возможности к действительности, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. В социальном контексте под угрозой безопасности понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству». [1]

Угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. В методологическом плане важно подчеркнуть, что человек, социальная группа, государство и другие компоненты социума одновременно выступают субъектом и объектом социальных опасностей и угроз.

Как любая научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности имеет свою методологию, т. е. совокупность методологических принципов и методов изучения. Основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности жизнедеятельности является принцип системности. В соответствии с ним каждое явление в сфере безопасности изучается как целое, относительно самостоятельное, включающее ряд явлений меньшего масштаба, и в то же время как часть большего явления, которая испытывает его влияние и сама воздействует на него.

Рис. 1. Система «субъект – объект – система безопасности»

В плане исследований в сфере безопасности жизнедеятельности под целым понимается система «субъект – объект – система безопасности» для любых объектов, уровней и масштабов (рис. 1). Субъектом в данном случае являются источники угроз, а в качестве объекта может выступать любая система, в том числе планета, страна, личность, технические средства, сооружения, элементы природной среды, т. е. все, что необходимо для обеспечения безопасности человека в самом широком смысле слова и что может подвергаться негативному воздействию различного характера.

Соотношение части и целого изучается общенаучными методами анализа и синтеза. Рассмотрим их более подробно.

Анализ – это процесс расчленения исследуемого события, явления на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их с целью раскрытия сущности. Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорное, е. до или после нежелательного события.

Априорный анализ заключается в том, что исследователь выбирает нежелательные события, потенциально возможные для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению. Апостериорный анализ выполняется после того, как нежелательное событие уже произошло. Цель такого анализа – разработка рекомендаций на будущее. Оба вида анализа дополняют друг друга, и каждый может быть прямым и обратным.

Прямой метод анализа состоит в изучении причин, с тем чтобы предвидеть последствия той или иной угрозы безопасности. При обратном методе анализируются последствия для того, чтобы определить причины реализованной опасности, т. е. анализ начинается со свершившегося события. Конечная цель всегда одна – предотвращение нежелательных событий.

Синтез – это процесс установления связей между выделенными элементами, признаками, противоположностями, соединение их и воспроизведение используемого события. Анализ и синтез – противоположно направленные (первый – от целого к части, второй – от частей к целому) и вместе с тем неразрывно связанные способы познания.

Другим методологическим принципом изучения проблем безопасности является принцип взаимосвязи и взаимозависимости. Суть его заключается в том, что мир, в котором живет человек, представляет собой единое целое: все его части неразрывно связаны между собой – ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных предметов, явлений и процессов.

В исследовании проблем безопасности жизнедеятельности широко применяется и принцип определяющих факторов. Следование ему предполагает выделение связей и отношений, оказывающих решающее влияние на состояние безопасности. Тем самым отслеживаются второстепенные воздействия, которые не влияют существенным образом на функционирование тех или иных исследуемых систем.

Помимо указанных методологических принципов и методов исследования проблем безопасности можно использовать и другие методы – как общетеоретические и частнонаучные, так и специальные (в зависимости от условий, целей и задач исследования). Главное при этом обеспечить корректность, чистоту и объективность результатов, адекватно отражающих явления и процессы, происходящие в сфере безопасности.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности – это комплексная дисциплина, в рамках которой изучаются проблемы идентификации опасностей, их профилактика и защита от них. Основные методологические принципы исследования в этой области – принципы системности, взаимосвязи и взаимозависимости, определяющих факторов.

Читайте также

  • Возникновение жизни на Земле
  • Анализ условий труда в издательстве (БЖД)
  • Азбука выживания в экстремальных ситуациях
  • Академия гражданской защиты МЧС России представляет вузы ведомства на Московском международном Салоне образования 2021
  • Академия гражданской защиты МЧС России представляет вузы ведомства на Московском международном Салоне образования 2021
  • Академия семейного развития «РИТА» в Липецке
  • Неодимовые магниты оптом и в розницу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *