Что такое оповещение населения
Перейти к содержимому

Что такое оповещение населения

  • автор:

Что такое оповещение населения

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 21, ст. 2529; 2011, N 1, ст. 24; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить частями восьмой — одиннадцатой следующего содержания:

«Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.»;

«организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного оповещения населения»;

б) дополнить частью второй следующего содержания:

«Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.»;

подпункт «г» изложить в следующей редакции:

«г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;»;

дополнить подпунктами «п» и «р» следующего содержания:

«п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

р) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.»;

подпункт «в» изложить в следующей редакции:

«в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;»;

дополнить подпунктами «м» и «н» следующего содержания:

«м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.».

Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камельская Е.А., Корчагин А.В.

О некоторых проблемах развития систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

Информирование и оповещение населения: роль и место в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности

Современный этап развития, тенденции и проблемы функционирования систем оповещения и информирования населения в системе гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Системы оповещения и информирования гражданской обороны и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, направления их дальнейшего развития и поддержания в готовности

Системы оповещение на опасных объектах: ЛСО, осо и СОУЭ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях»

ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Е.А. Камельская, курсант, А.В. Корчагин, преподаватель Воронежский институт МВД России

Защита населения — главная задача гражданской обороны, поэтому и подготовка населения к ЧС является структурной частью при решении этой задачи. Обучение основам гражданской обороны является обязательным для всех граждан России. Ведь каждый человек должен уметь защитить себя, членов своей семьи и просто нуждающихся в помощи людей от последствий нападения противника, а также в различных чрезвычайных ситуациях. Для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения и обычных средств [5].

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня [4]. В Российской системе предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — «Внимание всем!». Услышав его, люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый [3]. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не

более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокры-тия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения [1].

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее, учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В заключение следует отметить, что для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге это позволит максимально сократить потери людей и материальных ценностей.

Список использованной литературы:

1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21.12.94 г. № 68 — ФЗ.

2. О гражданской обороне: федер. закон от 12.02.98 г. № 28 — ФЗ.

3. О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: положение утверждено постановлением Правительства РФ от 4.09.2003г. №547.

4. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: положение утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794.

5. Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.М. Губанов, Л.А. Михайлов. М.: Дрофа, 2007. 285 с.

Порядок оповещения населения

Оповестить население — значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе.

Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время — главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

Хотелось бы напомнить, что в Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены. В целом такая система оповещения удовлетворяла требованиям того времени. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно, население слышало их отчетливо.

Для уверенного получения сигналов и другой информации жители Ленинграда на протяжении 900 дней блокады держали репродукторы постоянно включенными в сеть. Метроном круглые сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города. Были дни, как, например, 9 октября 1941 г., когда «Воздушная тревога» в течение суток подавалась шесть раз и общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. За весь период блокады было передано 3091 оповещение. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.

В бытность местной противовоздушной обороны (МПВО) и затем, когда появилась гражданская оборона (1961 г.), людей учили, если звучит сирена—это сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).

Шло время, менялась международная обстановка, появлялись новые потребности. Нужно было не только изменить, но и расширить систему оповещения.
Буйство стихии не сокращается, количество аварий и катастроф не уменьшается, а население надо предупреждать о всех чрезвычайных ситуациях. А как? До недавнего времени не было сигналов, которые предупреждали бы о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Но всем было ясно: нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку. Только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, бороться с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения.

В случае опасности людей надо быстро предупредить, где бы они ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех пор завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают новый сигнал «Внимание всем!».

Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник и слушать сообщение местных органов власти или управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Способы подачи сигнала

Способы подачи сигнала

Действия населения при получении сигнала

Звуковой сигнал с помощью сирен, гудков и других звуковых средств оповещения, установленных в городах и на предприятиях

Для привлечения внимания персонала и населения о передаче сигналов гражданской обороны и информировании об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях

Включить ВСЕ имеющиеся средства радио- и телекоммуникаций для прослушивания информации штаба гражданской обороны

Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации о воздушной опасности в течение 5 минут непрерывно открытым текстом: «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА!» и объяснение кратких действий по этому сигналу

Для предупреждения персонала и населения о непосредственно возникшей опасности нападения противника

Отключить свет, воду. Взять средства индивидуальной защиты, документы, запас продуктов и воды. Быстро занять места в закрепленном за вами защитном сооружении. СОБЛЮДАТЬ СПОКОЙСТВИЕ И ПОРЯДОК! Находиться в убежище до следующего сообщения штаба ГО о дальнейших действиях

Отбой воздушной тревоги

Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации об отбое сигнала: «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ!»

Разрешение персоналу и населению покинуть защитные сооружения.

Взять с собой все принесенные средства защиты, продукты питания, воду и личные вещи. Покинуть защитное сооружение. Продолжать выполнение своих обязанностей, прерванных предыдущим сигналом.

Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации об угрозе радиоактивного заражения местности, в течение 5 минут непрерывно открытым текстом: «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ!» и объяснение кратких действий по этому сигналу.

Для предупреждения персонала и населения о радиоактивном заражении местности. Принятие мер защиты от него.

Немедленно надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки и т.п.), взять подготовленный запас продуктов питания, воды, документы и уйти в защитное сооружение, провести его герметизацию и находиться там до поступления других распоряжений штаба гражданской обороны. Радиотрансляционные и телевизионные приемники держать включенными.

Объявление по радиотрансляционным и телевизионным приемникам информации об угрозе химического заражения, в течение 5 минут непрерывно открытым текстом: «ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ! ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА!» и объяснение кратких действий по этому сигналу.

Для предупреждения персонала и населения о химическом заражении местности и защите от отравляющих веществ. Принятие мер защиты от них.

Немедленно надеть противогазы (если имеется — защитную одежду). Плотно закрыть все окна и двери, убыть в убежище. Если такового по близости нет — принять антидо, провести герметизацию окон, дверей, вентиляционных люков и оставаться в помещении до получения сигнала : «ОТБОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТРЕВОГИ!» или других команд штаба ГО, при этом, приемники не отключать. Находясь на открытой местности — надеть противогаз и укрыться в ближайшем убежище или помещении.

Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевидцев». Все это — среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы. Например, 12 января 1970 г. почти 90% населения береговой зоны Бенгальского залива было оповещено о приближении урагана, вызвавшего затем наводнение. Однако к этой информации люди отнеслись беспечно, мер защиты не приняли и в результате — стихия унесла полмиллиона человеческих жизней.

Есть, конечно, примеры и иного рода. Так, 4 июня 1989 г. в 9.30 на железнодорожной станции Арзамас-1 взорвался вагон с взрывчатыми веществами. Взрыв потряс весь город. Но уже через 17 мин (в 9.47) по распоряжению начальника ГО — председателя горисполкома И.Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. В городе без паники, без суеты приступили к спасательным работам. Действовали арзамасцы спокойно и самоотверженно. По радио постоянно шла не только информация о ходе работ, передавались обращения и просьбы к населению об оказании той или иной помощи.

Правительство РФ получило полномочия по созданию систем оповещения населения

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым введены новые понятия: «оповещение населения» и «система оповещения населения» (Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне» и статьи 1 и 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Под оповещением населения понимается доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Под системой оповещения населения – совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматических режимах сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Правительство РФ должно будет определить порядок создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения (новое правомочие кабмина закреплено в ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Новый закон вступит в силу с 4 мая 2023 года.

В настоящее время в законодательстве упоминается о системах оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (например, Указ Президента РФ от 13 ноября 2012 г. № 1522). Однако порядок организации создания таких систем не закреплен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *