Что такое транспортные средства
Перейти к содержимому

Что такое транспортные средства

  • автор:

Что такое транспортные средства

Статья 1. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»);

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным;

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик — страховая организация и иностранная страховая организация, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона, в счет страхового возмещения не могут быть осуществлены;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или страховой агент такого страховщика, наделенный всеми указанными полномочиями, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков;

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 88-ФЗ, от 14.07.2022 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства;

(в ред. Федерального закона от 01.02.2010 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

направление на ремонт — документ, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования, — рассмотрение требований потерпевших, национальных объединений страховых организаций других стран и иных участников международных систем страхования о страховом возмещении причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий вреда владельцами транспортных средств, ответственность которых застрахована в рамках международных систем страхования, и, если в результате такого рассмотрения не принято решение об отказе, осуществление страховой выплаты, а также возмещение расходов лицу или лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, требованиями международных систем страхования, правилами профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков осуществили данную страховую выплату;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

2. Понятия, указанные в настоящей статье, могут быть уточнены в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(п. 2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

Транспортные средства международной перевозки — значение термина

транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Транспортные средства — значение термина

категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Уголовное право, исполнение наказания — Прокуратура Иркутской области

Для квалификации дорожно-транспортного происшествия по ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) необходимо устанавливать, каким участником дорожного движения являлся виновный и каким видом транспортного средства он управлял. В последнем случае речь идёт о предмете преступления. Его содержание образуют автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» раскрыто в примечании 1 к ст. 264 УК РФ: это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Данная формулировка, в свою очередь, требует уяснения понятий механического транспортного средства и транспортного средства. Они раскрываются в Правилах дорожного движения Российской Федерации. «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Также в ст. 25 федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 28.11.2015) перечисляются транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. В их число входят автомобили всех типов и классов, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, квадрициклы, трициклы.

Таким образом, если анализировать категорию «М» (мопеды и легкие квадрициклы), можно прийти к выводу, что механическим транспортным средством признается практически любое транспортное средство, имеющее двигатель внутреннего сгорания или электрический двигатель, так как в соответствии с ПДД РФ «мопед» — это двух — или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Возникает вопрос: как быть с комбайнами, погрузчиками, катками, асфальтоукладчиками, снегоуборочными машинами и т.д.? Формально они подпадают под признаки предмета в ст. 264 УК РФ, так как на управление ими требуется специальное право. Однако характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ, предполагает нарушение не правил вождения вообще, а причинение вреда в сфере дорожного движения или эксплуатации автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств. Именно в этом состоит специфика автотранспортных преступлений. Нарушение же правил безопасности технического обслуживания транспорта, правил безопасности труда во время ремонта, заправки горючим указанных видов транспорта или производства погрузо-разгрузочных работ не может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях отсутствует посягательство на безопасность движения. Тогда действия виновного могут квалифицироваться по ст.ст.143 или 216 УК РФ.

Нарушение правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при производстве различных видов работ (ремонтных, погрузочно-разгрузочных, сельскохозяйственных и т. п.) также посягает на другие объекты (жизнь, здоровье человека, безопасные условия труда) и не может поэтому квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. По смыслу нормы лицо, управляющее сельскохозяйственной, специальной или иной самоходной машиной, может нести ответственность по этой статье лишь в том случае, когда преступление связано с нарушением правил безопасности движения по дорогам и эксплуатации транспорта в этих условиях.

Если при этом не были нарушены правила безопасности при ведении горных, строительных или иных работ или не были нарушены требования охраны труда, то содеянное надлежит квалифицировать по ст.ст. 109, 118 УК РФ в зависимости от наступивших последствий.

Следовательно, комбайны, погрузчики, катки, асфальтоукладчики, снегоуборочные машины и т.п. являются предметом для ст. 264 УК РФ, если являлись непосредственно участниками дорожного движения.

Помощник прокурора Октябрьского района
г. Иркутска А.И. Мельников

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Иркутской области

Прокуратура Иркутской области

Дата публикации:

28 апреля 2021, 11:43

Предмет преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Для квалификации дорожно-транспортного происшествия по ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) необходимо устанавливать, каким участником дорожного движения являлся виновный и каким видом транспортного средства он управлял. В последнем случае речь идёт о предмете преступления. Его содержание образуют автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» раскрыто в примечании 1 к ст. 264 УК РФ: это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Данная формулировка, в свою очередь, требует уяснения понятий механического транспортного средства и транспортного средства. Они раскрываются в Правилах дорожного движения Российской Федерации. «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Также в ст. 25 федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 28.11.2015) перечисляются транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. В их число входят автомобили всех типов и классов, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, квадрициклы, трициклы.

Таким образом, если анализировать категорию «М» (мопеды и легкие квадрициклы), можно прийти к выводу, что механическим транспортным средством признается практически любое транспортное средство, имеющее двигатель внутреннего сгорания или электрический двигатель, так как в соответствии с ПДД РФ «мопед» — это двух — или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Возникает вопрос: как быть с комбайнами, погрузчиками, катками, асфальтоукладчиками, снегоуборочными машинами и т.д.? Формально они подпадают под признаки предмета в ст. 264 УК РФ, так как на управление ими требуется специальное право. Однако характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ, предполагает нарушение не правил вождения вообще, а причинение вреда в сфере дорожного движения или эксплуатации автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств. Именно в этом состоит специфика автотранспортных преступлений. Нарушение же правил безопасности технического обслуживания транспорта, правил безопасности труда во время ремонта, заправки горючим указанных видов транспорта или производства погрузо-разгрузочных работ не может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях отсутствует посягательство на безопасность движения. Тогда действия виновного могут квалифицироваться по ст.ст.143 или 216 УК РФ.

Нарушение правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при производстве различных видов работ (ремонтных, погрузочно-разгрузочных, сельскохозяйственных и т. п.) также посягает на другие объекты (жизнь, здоровье человека, безопасные условия труда) и не может поэтому квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. По смыслу нормы лицо, управляющее сельскохозяйственной, специальной или иной самоходной машиной, может нести ответственность по этой статье лишь в том случае, когда преступление связано с нарушением правил безопасности движения по дорогам и эксплуатации транспорта в этих условиях.

Если при этом не были нарушены правила безопасности при ведении горных, строительных или иных работ или не были нарушены требования охраны труда, то содеянное надлежит квалифицировать по ст.ст. 109, 118 УК РФ в зависимости от наступивших последствий.

Следовательно, комбайны, погрузчики, катки, асфальтоукладчики, снегоуборочные машины и т.п. являются предметом для ст. 264 УК РФ, если являлись непосредственно участниками дорожного движения.

Помощник прокурора Октябрьского района
г. Иркутска А.И. Мельников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *