Механизм отбора мощности что это
Перейти к содержимому

Механизм отбора мощности что это

  • автор:

Назначение и принцип работы коробки отбора мощности для автомобилей марки МАЗ

Благодаря ДВС транспортного средства создаётся крутящий момент, который передаётся на один из мостов для обеспечения движения. Также его используют различные схемы, которые могут применяться в трансмиссии.

К ним относят раздаточную коробку, пониженную передачу и ряд других. Для того, чтобы часть энергии от двигателя передавалась эффективно придумали механизм, называющийся коробкой отбора мощности (КОМ).

Предназначение

Большинство грузовых автомобилей оснащаются КОМ. В то же время нужно понимать, что этот узел не является обязательным механизмом трансмиссии. Он не влияет на ходовые качества транспортного средства, но без данного механизма нельзя себе представить работу машины, оснащённой специальным оборудованием.

КОМ предназначена для передачи части мощности и крутящего момента от двигателя на допоборудование. Это обеспечивает его функционирование.

Где применяется КОМ

Вся спецтехника, работающая на просторах нашей страны, оборудуется коробками отбора мощности. Почти всегда – это автомобили марки МАЗ или КАМАЗ. На базе различных моделей этих марок выпускают мусоровозы, автокраны, илососы, ассенизаторские машины и т.п.

Все они нуждаются в установке КОМ, так как работать без неё не могут.

Как работает механизм

Коробка отбора мощности МАЗ функционирует почти также, как механическая КПП. Тут есть шестерня. Она ведомая и зависимая от ведущего вала. После включения в работу, эти два узла входят в зацепление друг с другом. В итоге крутящий момент меняет свои показатели. Часть мощности от двигателя передаётся на исполнительный узел или механизм.

Пару вал-шестерня подбирают таким образом, чтобы получить оптимальные значения крутящего момента, соответствующие типу оборудования.

На транспортные средства марки МАЗ устанавливают КОМ двух типов.

Виды коробок отбора мощностей

Различают два типа КОМ для специальной и грузовой техники. Это зависимые и независимые. Существует ряд отличительных признаков между ними.

  1. Количество ступеней с соотношением передаточных чисел.
  2. Места установки валов и их число.
  3. Способ привода. Он может быть пневматическим, механическим, электромеханическим.
  4. Возможность использования реверса. Есть КОМ с реверсом и без него.

Зависимые механизмы

Такие механизмы часто встраивают в КПП автомобиля. Они имеют скромные габариты, отличаются оптимальными показателями работы. Зачастую приводом для подобных узлов служит промежуточный вал коробки перемены передач. Поэтому выходная мощность у них зависит от двигателя, его оборотов.

К недостаткам зависимых КОМ относят возможность использования только в статическом состоянии ТС. В движении это исключено.

Преимуществами таких узлов является:

  • наличие небольшого веса и габаритов;
  • малые мощностные затраты. Такое возможно ввиду того, что рабочая жидкость (масло) работает в экономном режиме;
  • наличие простой и прочной конструкции;
  • простота в обслуживании, низкая требовательность во время техобслуживания.

Независимые КОМ

Главным отличием независимых коробок отбора мощности является возможность их использования как в статике, так и при движении транспорта.

Для установки таких узлов обычно выбирается место между КПП и двигателем. Чтобы запустить механизм в работу практикуют использование управляющих рычагов. Привод может быть механическим, гидравлическим или электропневматическим. Чем выше обороты двигателя, тем быстрее работает КОМ.

Если МАЗ оснащён АКПП, то необходима установка преобразователя момента. Он выравнивает обороты, делая их независимыми от работы двигателя.

Где купить коробку отбора мощности на МАЗ

Цена коробки отбора мощности для автомобиля МАЗ может зависеть от её производителя, характеристик, наценки поставщика. Оптимальные расценки у компании prommashina.ru. Она работает в данном рыночном сегменте почти 20 лет, сотрудничает только с проверенными брендами, всегда выполняет свои обязательства.

Данной фирме доверяют многие владельцы автопарков по всей России. Её состоятельность проверена временем и клиентами.

Способы управления коробкой отбора мощности автомобиля

Трансмиссия типового автомобиля грузового класса предназначена для передачи энергии от двигателя к колёсам. На автомобильном шасси этого класса собирается большое разнообразие специальных автомобилей, и их мы можем наблюдать ежедневно не один десяток на дорогах. Это различного рода машины по уборке и содержанию дорог, автоэвакуаторы, специальные автомобили, предназначенные для строительных и монтажных работ, перевозке жидких и сыпучих грузов. Возникает актуальная задача по организации трансмиссии мощности от двигателя автомобиля к различным механизмам спецавтотехники (насос гидропривода, компрессор или насос для перекачки жидкого груза, приводы различных механизмов и т.д.).

Первым звеном этой трансмиссии является коробка отбора мощности (КОМ), устанавливаемая на один из агрегатов базовой трансмиссии автомобильного шасси. Например, коробка отбора мощности ISO для коробки перемены передач (КПП) КАМАЗа, ГАЗа (выход назад) с пневмоуправлением показана на рис.1.

Традиционно в большинстве случаев КОМ устанавливается на коробку передач автомобиля. Более редкими, но встречающиеся в современной спецавтотехнике решения: установка на раздаточной коробке и в разрезе карданного вала (от КПП до главной передачи).

При этом в большинстве случаев КОМ является механизмом с возможностью включения/выключения передаваемого вращения. Это связано с тем, что оборудование, установленное на спецавтомобиле в процессе движения автомобиля не должно работать, например насос гидропривода самосвала или крана, топливоперекачивающий насос автомобиля для перевозки жидкого топлива или сжиженного газа.

Механизм КОМа включается для выполнения работ при остановленном движении автомобиля, при положении коробки передач «нейтраль». Однако есть виды специальных автомобилей, чьи механизмы должны быть задействованы в процессе движения: подметально-уборочные машины, автомобили для мойки ограждений — в этих случаях применяются КОМы, позволяющие отбирать мощность в процессе движения, независимо от положения коробки передач. Для автомобилей с автоматической коробкой передач наиболее логичным решением является КОМ, установленный в зацеплении с насосным колесом гидротрансформатора (входной вал АКПП). Более редкими и технически сложными случаями является установка постоянно включенного КОМа на механической коробке передач или на раздаточной коробке.

В этой статье подробнее рассмотрим три основных способа управления включением/выключением КОМа по их физическому принципу: пневматический, механический и вакуумный.

Большинство автомобильных шасси грузового класса оснащаются пневматически приводными тормозами, на таких автомобилях по умолчанию установлен компрессор, ресивер и вся необходимая аппаратура для управления пневмосистемой. Наиболее логичным в этом случае способом управления является управление избыточным давлением воздуха — КОМ с пневмоуправлением.

Рис.3. КОМ 01006200175 с пневмоуправлением и установленным на нём аксиально-поршневым насосом.

К преимуществам этого решения относятся:

  • удобство прокладки пневматических трубок по автомобилю (в сечении до 10 мм)
  • небольшой допустимый радиус изгиба.

Рис.4. КОМ 01004302176 с пневмоуправлением на два выхода. Установлены насос (вверху) и фрикционная муфта механической передачи (внизу).

Пневматические трубки, фитинги и клапаны изготавливаются в большом разнообразии и в подходящем для автомобильного применения: коррозионностойком и климатическом исполнениях. Для управления КОМом из кабины доступны эргономичные и современные пневматические переключатели для тех случаев, когда допускается прокладка пневматических трубок в кабину и не требуется автоматическая блокировка для повышения безопасности.

Рис.5. Пневмопереключатель N-GAGE 10000100515 со встроенным индикатором.

Установка системы пневмоуправления на автомобиль не представляется сложной задачей. Комплекты пневматического управления представлены на 12В и 24В; в него входят: пневматическая трубка, кабель, фитинги, электроуправляемый пневматический клапан, вспомогательные элементы. При установке этой системы в кабину прокладывается электрический кабель управления клапаном.

Рис.6. Комплект пневматического управления на 24В 46010700406.

Серьёзным преимуществом КОМа с пневмоуправлением является возможность автоматизации функций безопасности управления. Случайное включение КОМа при движении автомобиля может привести к поломке приводимого оборудования или коробки передач автомобиля. Поэтому установка электроуправляемого пневматического клапана в линию включения КОМа может быть эффективной мерой для предотвращения включения во время движения автомобиля.

Конструктору автомобиля также необходимо внимательно проанализировать риски включения КОМа при направлении вращения трансмисии в неприемлемом направлении (например, при установке КОМа на раздаточной коробке), в результате ошибочного включения может быть повреждён приводимый механизм (например, нереверсивный насос). Электроуправляемый пневматический клапан и в этом случае может быть необходимой и достаточной мерой безопасности.

К недостаткам данного способа управления является то, что его невозможно реализовать на автомобиле без пневмосистемы.

Для автомобилей, не имеющих бортовой штатной пневмосистемы, таких как: Газель, Hyundai HD-78, Isuzu NQR 75, Hino 300 и некоторые других, предлагаются КОМы с механическим управлением посредством тросового управления.

Рис.7. КОМ 08506300131, установленный на ГАЗЕЛЬ.

Самый простой и надёжный из возможных механизм управления. И он, к сожалению, не лишён недостатков при эксплуатации: усилие для управления КОМом заметно больше, по сравнению с пневматическим, при понижении температуры это усилие может серьёзно увеличиться из-за замерзания смазки между тросом и его внешней оболочкой и снижением эластичности самой оболочки.

Рис.8. Установленный трос механического включения КОМ в кабине.

Кроме того, от оператора автомобиля требуется повышенное внимание при управлении КОМом, не предусмотрена автоматическая защита от ошибочного включения при движении автомобиля. Да, на тросовом управлении есть фиксатор рычага, который не позволит его сдвинуть случайно, но построить простую автоматическую систему блокировки включения КОМа с механическим управлением при движении автомобиля не представляется возможным. Особые затруднения при установке такого КОМа могут возникнуть у установщика: достаточно жесткий трос имеет значительный допустимый радиус изгиба (порядка 400-600 мм).

Рис. 9. КОМ 06837900136 для Hyundai HD-78 c вакуумным управлением.

Указанные недостатки управления и монтажа для КОМа с механическим управлением отсутствуют у третьего вида управления — вакуумное управление. В автомобилях без пневмосистемы для привода тормозных механизмов может использоваться вакуум, возникающий при работе двигателя внутреннего сгорания. В управлении и монтаже этот вид КОМа сопоставим с пневмоуправляемым, но с точки зрения надёжности заметно ему уступает. В вакуумных трубках и в самой камере управления КОМом при работе создаётся пониженное (относительно атмосферы) давление. Любая неплотность соединения деталей механизмов приводит к тому, что в этих местах засасывается воздух из окружающей среды, который нередко содержит дорожную грязь, частицы раствора противогололедного реагента и прочий мусор. Как следствие — возникает ускоренная коррозия внутренних частей механизмов и их заклинивание. Необходимо также учесть, что энергетический потенциал вакуумной системы значительно уступает пневматической, поэтому установка дополнительного вакуумного механизма в штатную вакуумную систему управления тормозными механизмами автомобиля более серьёзно снижает надёжность автомобиля по сравнению с установкой пневмоуправляемого КОМа на автомобиль с штатным компрессором.

Рис.10. Электрокомпрессор серии AIR-PACK

Для задач, где клиент хотел бы сохранить удобство и надёжность пневмоуправляемого КОМа, при установке на автомобиль, не обладающий штатным компрессором, мы можем предложить автономный электрокомпрессор в блочном исполнении с ресивером серии AIR-PACK. Установка данного устройства позволит применить на автомобиле пневмоуправляемый КОМ со всеми его преимуществами в плане надёжности и удобства монтажа, а также иметь дополнительный источник сжатого воздуха для других маломощных потребителей.

Статью подготовил ведущий инженер «Группа Гидравликовъ»

Куликов Дмитрий Геннадьевич

Тел.: 8(495)505-63-23, доб. 106

Редакция статьи:

Пономарев Владимир Викторович

Компания благодарит партнёров за предоставленные фотографии.

Вал отбора мощности

Вал отбора мощности – это узловой элемент спецтехники. Он передает вращательное движение от двигателя к прицепам, навесам и стационарным устройствам.

dsc 8060 - Вал отбора мощности

Вал отбора мощности (ВОМ) – это узел машины, передающий крутящий момент от двигателя к навесному оборудованию. Чаще всего данная деталь имеется у тракторов и спецтехники.

Конструктивно этот механизм представляет собой полый корпус с кинематическими шестеренками, колпаком, хвостовиком и шлицами. Применяется в качестве приводного рабочего органа. Чаще всего является составной частью тракторов, сельхозтехники, машин специального назначения. Вал отбора мощности позволяет механическим способом заготавливать сено, грузить силос, выполнять погрузку/разгрузку.

Подобное устройство располагается в боковой или хвостовой части трактора. Для исключения путаницы в скоростных режимах производитель оснастил все разновидности стандартными параметрами (540/750/1000/1400 оборотов делает за минуту). Малейшее отклонение от указанных норм приводит к разбалансировке или полному выходу из строя навесного механизма.

Вал отбора мощности тракторов с помощью редуктора, кардана или другого приводного устройства передает энергию рабочим узлам. Иногда он играет роль приводного механизма в гидравлической системе, которую приводит в действие гидронасос.

Почему важно купить вал коробки отбора мощности:

  • возможность раскрыть полный технический потенциал трактора или другой машины;
  • упрощение процедуры управления техническим средством;
  • способность переносить увеличенные нагрузки;
  • возможность установки на одном тракторе (мотоблоке, автокране) прицепов и других механизмов разного вида;
  • долгая, безопасная работа без ремонтов и замен ключевых механизмов;
  • простое, недорогое обслуживание.

К ВОМ часто подключают зернодробилки, пилорамы, компрессоры, генераторы, поливальные устройства, снегоуборщики, сеялки и другие технические приспособления. Замена вала отбора мощности требуется лишь после продолжительной работы оборудования. В остальном, производят незначительную регулировку, затягивают резьбовые соединения, проверяют герметичность сальников.

Наши преимущества

opyt importozameshheniya - Вал отбора мощности

Опыт импортозамещения В кратчайшие сроки мы разработаем и изготовим качественные аналоги зарубежных деталей

postoplata i otsrochennyj platezh - Вал отбора мощности

Постоплата и отсроченный платеж Работаем по системе постоплаты. Постоянным клиентам предоставляем отсрочку платежей до 30 дней

probnyj obrazecz v podarok - Вал отбора мощности

Пробный образец в подарок При размещении серийного заказа бесплатный пробный образец

besplatnoe hranenie - Вал отбора мощности

Бесплатное хранение Возможность временного хранения готовых изделий на нашем складе до 2 месяцев

sobstvennyj otdel tehnicheskogo kontrolya - Вал отбора мощности

Собственный отдел технического контроля Контроль качества на всех стадиях производства и готовой продукции

garantiya soblyudeniya srokov - Вал отбора мощности

Гарантия соблюдения сроков Работы выполняем строго в сроки, установленные договором

Вал отбора мощности тракторов МТЗ: энергию — в правильное русло

В тракторах МТЗ обязательно есть важный узел, позволяющий использовать разнообразное навесное и прицепное оборудование — вал отбора мощности (ВОМ). О том, зачем нужен этот узел, какие типы ВОМ бывают, как они устроены и как работают, а также об их техническом обслуживании и ремонте читайте в статье.

Назначение и типы ВОМ, используемых на МТЗ

Вал отбора мощности (ВОМ) — механизм трансмиссии, посредством которого осуществляется отбор крутящего момента от силового агрегата с последующей его передачей на внешний механизм. С помощью ВОМ осуществляется привод навесных и прицепных машин, а также и автономных агрегатов различного назначения. Именно наличие вала отбора мощности делает трактор по-настоящему универсальной машиной, которую можно эффективно применять в самых разных сферах.

Тракторы Минского завода обязательно оснащаются ВОМ, причем по месту установки эти агрегаты делятся на передние, боковые и задние. Самое широкое распространение имеют валы с задним расположением, так как это позволяет эксплуатировать с трактором разное навесное и прицепное оборудование. Боковое и переднее расположение ВОМ встречается значительно реже.

На МТЗ используются комбинированные ВОМ, имеющие два типа привода:

— Синхронный — в этом режиме угловая скорость вала прямо пропорциональна скорости движения машины. Это достигается подключением ВОМ непосредственно к КПП;
— Независимый — в этом режиме угловая скорость вала зависит только от частоты вращения коленчатого вала дизеля. Это достигается подключением ВОМ к маховику двигателя в обход КПП.

В первом случае хвостовик ВОМ вращается со скоростью 3½ оборота на метр пройденного данным трактором расстояния. Во втором случае вал вращается с фиксированной частотой 540/545 или 1000 об/мин при частоте вращения коленвала дизеля 2100 об/мин.

ВОМ всех агрегатов МТЗ принципиально одинаковы и в целом имеют не слишком сложную конструкцию.

Общее устройство ВОМ и его место в трансмиссии

Вал отбора мощности любого трактора МТЗ состоит из следующих механизмов и агрегатов:

— Планетарный редуктор управления — это собственно и есть вал;
— Переключатель для выбора типа привода;
— Редуктор для переключения скоростей независимого привода (2-х ступенчатый на 540/545 и 1000 об/мин).

Планетарный редуктор — основная часть ВОМ, именно из редуктора выходит шлицевой хвостовик, к которому подключается оборудование и механизмы. В случае заднего расположения ВОМ редуктор располагается непосредственно в корпусе заднего моста. Передний ВОМ выполняется в виде отдельного агрегата, располагаемого в передней части трактора, но он имеет такой же привод, как и задний. В боковом ВОМ планетарного редуктора нет, обычно это несложный редуктор, который монтируется в левой части КПП и имеет привод от ее шестерен.

Переключатель, обеспечивающий выбор типа привода вала, включает в себя зубчато-кулачковую муфту, расположенную на ведущем валу планетарного механизма, и рычаг, передвигающий муфту по данному валу. Рычаг выходит в пол кабины, он может устанавливаться в три положения — нейтральное, синхронный привод и независимый привод. Муфта удерживается в выбранном положении с помощью пружинного фиксатора.

Редуктор для переключения скоростей независимого привода ВОМ монтируется непосредственно в корпусе сцепления трактора, он построен на двух парах шестерен и муфты переключения скоростей. Выбор скорости вращения вала отбора мощности осуществляется поводком, который перемещает зубчатую муфту в то или иное положение. Поводок располагается на корпусе КПП, поэтому переключение скоростей вращения ВОМ непосредственно из кабины невозможно.

Ключевым механизмов ВОМ является планетарный редуктор, о котором следует рассказать подробнее.

Конструкция и работа планетарного редуктора ВОМ тракторов МТЗ

Планетарный редуктор ВОМ решает две задачи:

— Изменяет крутящий момент — имеет передаточное число 1,47. Это обеспечивает достижения нужной частоты вращения вала на оптимальных режимах работы двигателя;
— Обеспечивает управление ВОМ — попросту говоря, его включение и выключение.

Планетарный редуктор имеет несложное устройство. Его основу составляет водило, на ступице которого подвижно (на втулке из бронзы, которая играет роль подшипника скольжения) устанавливается солнечная шестерня. На втулках, запрессованных в водило, монтируется три сателлита. Водило имеет жесткое шлицевое соединение с валом, от хвостовика которого осуществляется отбор мощности. Водило охватывает коронная шестерня, соединенная с сателлитами, в передней части этой шестерни располагается вал привода планетарного механизма, на нем располагается муфта переключения типа привода.

В редукторе предусмотрен механизм управления, который состоит из двух тормозных барабанов и тормозных лент, а также и механизма регулировки и привода лент. Один барабан жестко связан с водилом редуктора, второй — с солнечной шестерней. Оба барабана охвачены тормозными лентами, один конец которых жестко зафиксирован на предусмотренной для этого оси, а второй может перемещаться, блокируя или освобождая барабаны.

Свободные концы лент соединены с вертикальными тягами (они же выполняют роль регулировочных винтов), которые, в свою очередь, соединены с валиком управления. Этот валик с помощью рычага и механизма усиления (стакан с пружиной) может поворачивается, в результате чего одна тяга всегда поднимается, а другая опускается — это похоже на действие качелей. При поднятии тяги связанная с ней лента затягивается и блокирует барабан, при опускании — лента освобождает барабан.

Работает механизм следующим образом. При необходимости включить вал рычаг устанавливается в заднее положение («Вкл.»), это затягивает тормозную ленту на барабане солнечной шестерни и одновременно освобождает ленту на барабане водила. В такой конфигурации при вращении коронной шестерни сателлиты прокатываются по заблокированной солнечной шестерне, в результате вращается водило и связанный с ним вал.

При необходимости выключить ВОМ рычаг переводится вперед, в результате тормозной барабан водила блокируется лентой, а барабан солнечной шестерни освобождается. При такой конфигурации крутящий момент от коронной шестерни посредством сателлитов передается на солнечную шестерню, она свободно вращается и не совершает никакой работы.

Особо отметим, что на ВОМ может устанавливаться два типа сменных хвостовиков:

— На 8 шлицев — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 540–545 об/мин;
— На 21 шлиц — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 1000 об/мин.

Хвостовик устанавливается на вал в зависимости от типа агрегатируемого оборудования, его фиксация осуществляется специальным стопорным кольцом.

Вопросы эксплуатации, ТО и регулировок механизма

При эксплуатации вала необходимо соблюдать ряд простых правил:

— Независимый привод включается на запущенном двигателе при минимальных оборотах;
— Синхронный привод включается на запущенном двигателе на включенной скорости и после включения сцепления (причем оно должно включаться плавно);
— Если ВОМ не используется вовсе, то рычаг управления типа привода должен устанавливаться на нейтраль, а поводок редуктора независимого привода переводится на 545 об/мин.

ВОМ МТЗ обладает надежной конструкцией, так что он не нуждается в специальном ТО. Располагаясь в картере заднего моста, механизм вала обеспечивается смазкой трансмиссионным маслом, а значит не нуждается в специальной смазке. Однако обслуживания и периодических регулировок требует механизм управления работой вала. Его ТО сводится к проверке резьбовых соединений и состояния деталей (на предмет их деформаций, трещин и т.д.). А о необходимости регулировок говорит несколько признаков:

— Рычаг управления ВОМ в положении «Выкл.» упирается в пол кабины трактора;
— Рычаг управления ВОМ имеет увеличенный ход;
— Для перевода рычага управления ВОМ требуется прилагать повышенное усилие.

Порядок регулировки механизма управления подробно прописан в соответствующей инструкции, причем эта работа в разных моделях тракторов имеет свои особенности, так что здесь мы рассматривать этот вопрос не будем. Однако следует обратить внимание, что откладывать регулировку ни в коем случае нельзя, так как неправильная работа механизма управления может привести к аварийной пробуксовке ВОМ и другим серьезным проблемам.

С течением времени детали ВОМ изнашиваются, что проявляется повышением уровня шума при работе вала, а также ухудшением его работы, прерывистой работой и т.д. Наиболее часто проблемы связаны с поломкой зубцов шестерен, поломкой подшипников и износом тормозных лент. В любом случае планетарный редуктор ВОМ снимается с трактора, разбирается и дефектуется. Ленты толщиной менее 2,5 мм, шестерни с поврежденными зубцами, неисправные подшипники и другие детали заменяются. После установки отремонтированного ВОМ производится регулировка его механизма управления, а также обкатка трансмиссии трактора.

При регулярном обслуживании, правильной эксплуатации и своевременном ремонте ВОМ трактора МТЗ будет работать надежно и качественно, обеспечивая выполнение самой сложной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *