С какого момента начинаются боевые действия по тушению пожаров
Перейти к содержимому

С какого момента начинаются боевые действия по тушению пожаров

  • автор:

Совершентсование этапов боевых действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веркин С.В., Кузовлев А.В.

В статье описываются виды оперативно тактических действий по тушению пожаров , участники тушения пожара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веркин С.В., Кузовлев А.В.

Организация работы тыла при проведения аварийно-спасательных работ и тушении пожаров
Тактика тушения лесных пожаров
Практический пожарный тест: новая форма подготовки в области пожаротушения

Экспериментальное обоснование создания позиций по тушению с применением специальных пожарных автомобилей

Применение моделей систем информационно-аналитического обеспечения пожарно-спасательных подразделений при пожаротушении

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершентсование этапов боевых действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ»

СОВЕРШЕНТСОВАНИЕ ЭТАПОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В статье описываются виды оперативно тактических действий по тушению пожаров, участники тушения пожара.

Ключевые слова: тушение пожаров, боевые действия.

S. V. Verkin, А. V. Kuzovlev

CHANGES IN THE STAGES OF FIGHTING TO EXTINGUISH FIRES AND CONDUCT RESCUE OPERATIONS

The article describes the types of operational tactical actions to extinguish fires, participants in extinguishing the fire.

Keywords: fire fighting, fighting.

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров осуществляется в соответствии с Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар. Боевые действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными с момента восстановления боеготовности подразделения пожарной охраны к тушению пожара и проведению АСР. В целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров с момента сообщения о пожаре и до его ликвидации проводится разведка пожара.

Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы:

а) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

— прием и обработка сообщения о пожаре;

— выезд и следование к месту пожара;

б) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

— прибытие к месту пожара;

— управление силами и средствами на месте пожара;

— боевое развертывание сил и средств;

— проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;

в) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:

— сбор и следование в место постоянной дислокации;

— восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны. Первичным тактическим подразделением пожарной охраны является отделение на

основном пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле.

Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул (дежурная смена) в составе двух и более отделений на основных ПА.

Для проведения боевых действий по тушению пожаров личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, привлеченными к проведению боевых действий по тушению пожаров силами, используются следующие средства:

а) пожарная техника:

б) вспомогательная техника;

в) аварийно-спасательная техника (аварийно-спасательные автомобили, мотоциклы, мотовездеходы, беспилотные летательные аппараты, робототехнические комплексы,

г) огнетушащие вещества;

д) источники противопожарного водоснабжения (естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы);

е) инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим;

ж) специальные системы и средства связи и управления проведением боевых действий по тушению пожаров.

Непосредственное руководство проведением боевых действий по тушению пожаров на месте пожара осуществляется РТП, которым является:

— командир отделения — при работе на пожаре одного отделения;

— начальник караула — при работе на пожаре караула в составе двух и более отделений одного подразделения пожарной охраны;

— старшее должностное лицо местного территориального гарнизона — при работе на пожаре двух и более караулов отделений разных подразделений пожарной охраны;

— иное старшее должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Участники тушения пожара и проведения АСР — личный состав подразделений и органов управления гарнизона пожарной охраны принимающие непосредственное участие в тушении пожара и проведении АСР.

Участниками тушения пожара и проведения АСР являются:

— командир отделения, начальник пожарного расчета;

— начальник аварийно-спасательного расчета;

— начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

— командир звена ГДЗС;

— постовой на посту безопасности ГДЗС;

— водитель пожарного или аварийно-спасательного автомобиля;

Указания РТП обязательны к исполнению всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожаров.

1. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

С. В. Веркин, A.B. Кузовлев

Воронежский институт — филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИИНЕ «ПОЖАРОТУШЕНИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЯХ МЧС РОССИИ

В статье описывается виды, формы, и способы проведения практического обучения.

Ключевые слова: виды, формы, и способы проведения практического обучения.

S. V. Verkin, А. V. Kuzovlev

METHODS OF CARRYING OUT PRACTICAL TRAINING ON THE DISCIPLINE «FIRE-FIGHTING» IN THE EDUCATIONAL SCHOOLS OF THE EMERGENCY OF RUSSIA

The article describes the types, forms, and methods of practical training.

Key words: types, forms and methods of conducting practical training.

Порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся, а также служит основой для составления распорядительных, организационно-методических и правовых документов (программы, приказы, договоры), касающихся организации и проведения практик обучающихся определяется в соответствии с руководящими документами МЧС.

Практика является составной частью образовательной деятельности в Филиале и обеспечивает дальнейшее закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, формирование компетенций, приобщение к организаторской деятельности, развитие интереса к избранной профессии. В ходе практик всесторонне изучаются индивидуальные качества обучающихся для определения наиболее целесообразного использования их на службе в подразделениях МЧС России и других организациях. Практики планируются и проводятся в территориальных органах и организациях МЧС России, научно-исследовательских учреждениях МЧС России, а также других организацияхьная организация), деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО, на основании заключенных договоров. Направление обучающихся для прохождения практики в подразделения, имеющие низкие показатели в служебной деятельности и не располагающие надлежащими материально-бытовыми условиями, не допускается. Цели и задачи, общая продолжительность практик и приобретаемые в ходе их прохождения компетенции определяются ОПОП ВО по направлениям подготовки (специальностям). Виды и сроки практик определяются учебными планами по направлениям подготовки (специальностям). Направление на практику оформляется приказом начальника филиала, с указанием закрепления каждого обучающегося за территориальным органом МЧС России или другой организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики. Планирование, организацию, методическое обеспечение, учет и отчетность по всем видам практик курсантов, осуществляет отделение практического обучения совместно с профилирующими кафедрами. Планирование, организацию, методическое обеспечение, учет и отчетность по всем видам практик студентов осуществляет факультет платных образовательных услуг совместно с профилирующими кафедрами и отделением практического обучения. Каждый вид практики должен предусматривать итоговый контроль. Результаты практик должны использоваться в общей системе оценки результатов учебной деятельности обучающихся.

Видами практики обучающихся являются:

— производственная практика, в том числе преддипломная практика.

Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.

Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Действия подразделений по тушению пожаров Тема 7

Занятие 1. Принципы определения решающего направления. Этапы действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. Приём и обработка сообщения о пожаре (вызове). Выезд и следование к месту пожара (вызова). Разведка места пожара.

Занятие 2. Ликвидация горения. Основные способы прекращения горения веществ и материалов. Специальные работы на пожаре. Виды специальных работ. Сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

Принципы определения решающего направления

Для успешного выполнения основной задачи определяется направление действий, в соответствии с которым использование сил и средств подразделений в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для ее решения (далее – решающее направление).

При определении решающего направления исходят из следующих основных принципов:

  • имеет место реальная угроза жизни людей, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна – силы и средства подразделений направляются на спасание людей;
  • развитие пожара создает угрозу взрыва или обрушения строительных конструкций – силы и средства подразделений сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;
  • пожаром охвачена часть здания (сооружения), при этом существует угроза его распространения на другие части здания (сооружения) или на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;
  • пожаром охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;
  • пожаром охвачено здание (сооружение), не представляющее на момент прибытия подразделений особой ценности, при этом существует угроза перехода пожара на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на защиту не горящих зданий (сооружений).

Этапы действий по тушению пожара и проведению АСР

Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращению сил и средств на место постоянного расположения.

Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, включают в себя следующие этапы:

  • прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);
  • выезд и следование к месту пожара (вызова);
  • разведку места пожара;
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
  • развертывание сил и средств;
  • ликвидацию горения;
  • специальные работы;
  • сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове)

Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове) осуществляются диспетчером (радиотелефонистом) подразделения (далее – диспетчер) и включают в себя:

  • прием от заявителя информации о пожаре (вызове) и ее регистрацию;
  • оценку полученной информации;
  • принятие решения о направлении к месту пожара (вызова) сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, муниципального образования (далее – расписание выезда), планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в субъекте Российской Федерации.

При поступлении сообщения о пожаре (вызове) на пульт диспетчера данная информация о пожаре (вызове) немедленно передается на пульт диспетчера подразделения, в районе выезда которого находится место пожара (вызова).

При получении информации о пожаре (вызове) диспетчером, в районе выезда которого находится место пожара (вызова), осуществляются следующие действия:

  • подача сигнала “ТРЕВОГА”;
  • подготовка и вручение (передача) должностному лицу, возглавляющему дежурный караул или дежурную смену подразделения (далее – начальник караула), путевки для выезда на пожар (вызов), рекомендуемый образец которой указан в приложении N 1, а также плана (карточки) тушения пожара (при их наличии);
  • обеспечение должностных лиц гарнизона пожарной охраны, определенных в соответствии с приложением к расписанию выездов, имеющейся оперативной информацией о пожаре и об объекте пожара.

При приеме информации от заявителя о пожаре диспетчер уточняет:

  • адрес пожара (место пожара);
  • наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;
  • особенности организации (объекта), на котором возник пожар;
  • фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе номер телефона заявителя);
  • сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.

Подача сигнала “ТРЕВОГА” осуществляется сразу после приема информации о пожаре (вызове).

Обработка вызова завершается за возможно короткое время и не задерживает выезд и следование дежурного караула или дежурной смены к месту пожара (вызова).

При наличии дополнительной информации и технической возможности данная информация о пожаре (вызове) оперативно передается диспетчером начальнику караула и другим должностным лицам гарнизона пожарной охраны, определенным в соответствии с приложением к расписанию выездов, по имеющимся каналам связи во время их следования к месту пожара (вызова).

Выезд и следование к месту пожара (вызова)

Выезд и следование к месту пожара (вызова) включают в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее – караул) по сигналу “ТРЕВОГА” и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

  • сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;
  • движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;
  • знанием особенностей района выезда.

Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее – отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).

При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара, начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара:

  • сообщает об обнаруженном пожаре диспетчеру;
  • поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;
  • выделяет в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре, силы и средства на их спасание и тушение пожара.

Разведка места пожара

Разведка места пожара (далее – разведка) проводится в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. Разведка ведется непрерывно с момента сообщения о пожаре и до завершения его ликвидации.

Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, развертывание сил и средств, ликвидация горения и специальные работы, по решению руководителя тушения пожара и при достаточности сил и средств на месте пожара выполняются одновременно.

Ведение действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в организациях (объектах), имеющих документы предварительного планирования действий подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров: планы тушения пожаров, прогнозирующие обстановку и устанавливающие основные вопросы организации тушения развившегося пожара, и карточки тушения пожаров, содержащие основные данные об организации и путях эвакуации и позволяющие руководителю тушения пожара быстро и правильно организовать действия подразделений по спасанию людей, тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, осуществляются с учетом особенностей, определяемых этими документами.

Планы и карточки тушения пожаров разрабатываются в целях повышения готовности подразделений к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в организациях (объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации и предназначаются для:

  • обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации (объекте) при пожаре, планирования действий подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;
  • повышения уровня теоретической и практической подготовки личного состава подразделений и их органов управления к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

При проведении разведки устанавливаются:

  • наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;
  • наличие и возможность вторичных проявлений ОФП, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;
  • место и параметры пожара, а также возможные пути распространения огня;
  • наличие и возможность использования систем и средств противопожарной защиты организации (объекта);
  • местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;
  • наличие электроустановок под напряжением, способы и целесообразность их отключения;
  • состояние и поведение строительных конструкций здания (сооружения), места их вскрытия и разборки;
  • достаточность сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
  • возможные пути ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

При проведении разведки используется документация и сведения, представляемые должностными лицами организации (объекта), знающими его планировку, особенности технологических процессов производства, а также планы и карточки тушения пожаров.

Разведку проводят руководитель тушения пожара, а также должностные лица, возглавляющие и осуществляющие действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, на порученном им участке работы (далее – обязанности).

При организации разведки руководитель тушения пожара:

  • определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;
  • устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, пожарный инструмент, оборудование и снаряжение, необходимые для разведки;
  • принимает меры по обеспечению безопасного ведения разведки личным составом с выставлением поста безопасности газодымозащитной службы (далее – ГДЗС);
  • устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

Личный состав подразделений, ведущий разведку, обязан:

  • иметь при себе необходимые средства спасания, СИЗОД, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;
  • проводить работы по спасанию людей в случае возникновения угрозы для них;
  • соблюдать требования правил охраны труда и правил работы в СИЗОД;
  • принимать в случае обнаружения очага пожара необходимые меры по его тушению и защите имущества;
  • докладывать своевременно в установленном руководителем тушения пожара порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

При наличии явных признаков горения разведка проводится с рукавной линией и присоединенным к ней перекрывным стволом, при этом насос автоцистерны заполняется водой для быстрой ее подачи в рабочую линию (при пожаре на этажах зданий создается резерв рукавных линий на горящем этаже для осуществления маневров со стволом).

Ликвидация горения. Основные способы прекращения горения веществ и материалов. Специальные работы на пожаре. Виды специальных работ. Сбор и возвращение к месту постоянного расположения

Ликвидация горения

Ликвидация горения – действия личного состава, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов на пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

Существует четыре основных способа прекращения горения:

1.Охлаждение зоны горения или горючих веществ Приемы прекращения горения и средства тушения пожаров:

  • охлаждение горючих веществ (материалов) при воздействии на их поверхность огнетушащими средствами (сплошными или распыленной струи воды, пеной, снигоподибною углекислотой т.д.);
  • охлаждение горючих материалов (например, горючих жидкостей, имеющих достаточно высокую температуру вспышки) путем их перемешивания;
  • разборка горючих твердых материалов (например, деревянных штабелей или бревен) с последующим их охлаждением.

2. Изоляция горючих веществ или окислителя (воздуха) от зоны горения Приемы прекращения горения и средства тушения пожаров:

  • создание изоляционного слоя путем нанесения на поверхность горючих веществ негорючих материалов (покрытие горючих веществ пеной, покрывалом из негорючего теплоизоляционного полотна, грубошерстной ткан жаркого или войлока; засыпания огнетушащим порошком или песком)
  • создания изоляционного слоя с помощью взрыва;
  • создание изоляционного слоя (разрыва) путем разборки горючих материалов, между веществом, уже горит, и веществом, еще не охвачена огнем;
  • закрывания отверстий помещения, охваченного пожаром, с целью изоляции помещения от поступления свежего воздуха.

3. Разбавление воздуха или горючих веществ негорючими Приемы прекращения горения и средства тушения пожаров:

  • разбавление воздуха путем введения в него негорючих паров и газов (углекислого газа, азота, водяного пара и т.д.);
  • разбавление горючих материалов путем воздействия на их поверхность негорючих веществ, легко испаряющихся или разлагаются (может достигаться теми же средствами, что и в предыдущем случае);
  • разбавление горючих и легковоспламеняющихся гидрофильных жидкостей водой (например, спиртов).

4. Химических торможение (ингибирование) реакции горения Приемы прекращения горения и средства тушения пожаров:

  • подача в зону горения галогеновуглеводнив (хладонов);
  • подача на поверхность горючего вещества огнетушащих порошков.

Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной основной задачей, применяемым способом прекращения горения.

Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения основной задачи, обуславливаются особенностями развития пожара и организации его тушения и проведения АСР, тактическими возможностями подразделений, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники.

Если огнетушащих веществ для успешного выполнения основной задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для тушения пожаров технике, использования способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

При подаче огнетушащих веществ в первую очередь используются имеющиеся стационарные установки и системы тушения пожаров.

При работе с ручными пожарными стволами:

  • осуществляется первоочередная подача огнетушащих веществ на решающем направлении;
  • обеспечивается подача огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности;
  • охлаждаются материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушений (деформации) и (или) ограничения развития горения;
  • не прекращается подача огнетушащих веществ и не оставляется позиция ствольщика без разрешения руководителя тушения пожара (начальника участка (сектора) тушения пожара, начальника своего подразделения или караула);
  • при использовании комбинированного применения способов прекращения горения учитываются физико-химические свойства огнетушащих веществ и условия их совместного применения.

Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ используется имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений) и проводятся специальные работы, в том числе по вскрытию и разборке конструкций.

Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в места нахождения электроустановок под напряжением 0,38 кВ и выше осуществляют после отключения электрооборудования представителем энергослужбы населенного пункта, организации (объекта) и получения соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица, а также устройства заземления пожарных стволов и насоса пожарного автомобиля с проверкой сопротивления.

Специальные работы

Специальные работы – это действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения боевых задач с использованием специ­альных технических средств и знаний.

К основным видам специальных работ на пожаре относятся

  • организация пожарной связи;
  • освещение места вызова (пожара);
  • вскрытие и разборка конструкций;
  • подъем (спуск) на высоту;
  • выполнение защитных мероприятий;
  • оказание первой доврачебной помощи постра­давшим;
  • восстановление работоспособности техниче­ских средств.

В процессе тушения пожара и проведения АСР осуществляются действия личного состава подразделений, направленные на обеспечение условий успешного выполнения основной задачи с использованием специальных технических средств, способов и приёмов (далее – специальные работы).

Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств подразделений, необходимых для тушения этих очагов.

Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, пожарного инструмента и оборудования, подачи огнетушащих веществ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания, перечисленных в пункте 2.24 настоящего Порядка.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава подразделений на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава

Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами и средствами подразделений, их взаимодействия на месте пожара (вызова).

Организация связи включает в себя определение руководителем тушения пожара используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании средств связи обеспечивается соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

Освещение места пожара (вызова) осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места пожара (вызова) используются имеющиеся на вооружении подразделений осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте пожара (вызова) по указанию руководителя тушением пожара и при их наличии дополнительно применяются осветительные средства организаций (объектов).

Восстановление работоспособности технических средств включает в себя выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования организации (объекта) при необходимости их использования для решения задач. Указанные работы выполняются силами и средствами подразделений, обеспечивающими действия по тушению пожара и проведению АСР (далее – тыл).

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения (далее – возвращение) представляют собой действия по возвращению сил и средств подразделений с места пожара к месту постоянного расположения.

Перед возвращением проводятся следующие мероприятия:

  • проверка наличия личного состава подразделения, принимавшего участие в тушении пожара и проведении АСР;
  • сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования;
  • размещение и крепление пожарного инструмента и оборудования на пожарных автомобилях;
  • закрытие крышек колодцев пожарных гидрантов, открытых личным составом подразделений во время тушения пожара и проведения АСР.

О завершении сбора сил и средств подразделения на месте пожара и их готовности к возвращению начальник караула, командир отделения докладывает руководителю тушения пожара, после чего руководитель тушения пожара о готовности к возвращению сообщает диспетчеру. Возвращение осуществляется только после указания руководителя тушения пожара.

Возвращение проводится с заправленными водой автоцистернами по кратчайшему маршруту, при поддержании постоянной связи с диспетчером.

С какого момента начинаются боевые действия по тушению пожаров

25 февраля 2024 Регистрация Войти
4 марта 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 марта 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Доработанный текст проекта Приказа МЧС России «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (подготовлен МЧС России 16.08.2023)

Обзор документа

Доработанный текст проекта Приказа МЧС России «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (подготовлен МЧС России 16.08.2023)

18 сентября 2023

Досье на проект

В соответствии с частями второй и четвертой статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», абзацем двадцать третьим подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, пунктом 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

2. Признать утратившими силу:

приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50100);

пункт 1 изменений, вносимых в некоторые нормативные правовые акты МЧС России в области пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 28 февраля 2030 г.

Министр А.В. Куренков

УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от __________ N __________

БОЕВОЙ УСТАВ
подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

I. Общие положения

1. Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее — Боевой устав), регламентирует порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной (далее — АСР), на территории Российской Федерации, за исключением тушения лесных пожаров*(1).

2. Положения Боевого устава распространяются на органы управления, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены тушение пожаров, а также проведение АСР (далее — подразделения пожарной охраны).

3. Выполнение требований Боевого устава обязательно для всего личного состава подразделений пожарной охраны.

4. Действия по тушению пожаров и проведению АСР (далее — боевые действия) осуществляются посредством организованного применения сил и средств подразделений пожарной охраны.

5. Привлечение подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий осуществляется в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

6. Боевые действия осуществляются в соответствии с положениями Боевого устава при условии соблюдения требований Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденных приказом Минтруда России от 11 декабря 2020 г. N 881н*(2) (далее — Требования по охране труда), и иными нормативными правовыми актами в области охраны труда.

7. Боевые действия с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее — СИЗОД) в непригодной для дыхания среде осуществляется в соответствии с Правилами использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны, утвержденными приказом МЧС России от 27 июня 2022 г. N 640*(3).

II. Боевые действия по тушению пожаров и проведению АСР

8. Боевые действия начинаются с момента получения сообщения о пожаре (необходимости проведения АСР) и включают:

прием и обработку сообщения о пожаре (необходимости проведения АСР);

сбор, выезд и следование к месту вызова;

прибытие к месту вызова;

боевое развертывание сил и средств подразделений пожарной охраны (далее — боевое развертывание);

локализацию и ликвидацию пожара, а также проведение АСР;

сбор и следование к месту постоянной дислокации;

9. В боевых действиях принимает участие личный состав подразделений пожарной охраны.

10. Сообщения о пожаре (необходимости проведения АСР) принимаются:

по каналам связи от очевидцев;

при личном обращении очевидца;

посредством системы передачи извещений о пожаре;

от дежурно-диспетчерского персонала органов управления и подразделений, входящих в территориальные и функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС);

от дежурного персонала объекта.

11. Обработка сообщения о пожаре (необходимости проведения АСР) производится диспетчером (радиотелефонистом) подразделения пожарной охраны и не должна задерживать направление сил и средств подразделений пожарной охраны к месту вызова.

12. Отсутствие сведений об объекте пожара (необходимости проведения АСР) и данных о заявителе не является препятствием для направления сил и средств подразделений пожарной охраны к месту вызова.

13. При приеме сообщения о пожаре (необходимости проведения АСР) в подразделении пожарной охраны осуществляются следующие действия:

диспетчер (радиотелефонист) подразделения пожарной охраны:

1) регистрирует сообщение о пожаре (необходимости проведения АСР);

2) докладывает диспетчеру пожарно-спасательного гарнизона (далее — ПСГ) о направлении сил и средств подразделений пожарной охраны к месту вызова;

начальник караула (командир отделения):

1) получает от диспетчера (радиотелефониста) план тушения пожара (карточку тушения пожара);

2) выезжает в составе отделения на пожарном автомобиле (далее — ПА).

14. При возникновении обстоятельств, препятствующих выезду отделения на ПА к месту вызова, данная информация незамедлительно доводится начальником караула (командиром отделения) до диспетчера местного (территориального) ПСГ.

15. Прибытие сил и средств подразделений пожарной охраны к месту вызова обеспечивается движением мобильных средств пожаротушения с использованием специальных световых и звуковых сигналов, а также знанием личным составом пожарного подразделения особенностей района (подрайона) выезда подразделения пожарной охраны.

16. Следование к месту вызова может быть приостановлено по распоряжению диспетчера местного (территориального) ПСГ.

17. По прибытию первого отделения на ПА к месту вызова руководитель тушения пожара (далее — РТП) незамедлительно докладывает диспетчеру (радиотелефонисту) ПСГ (подразделения пожарной охраны) о внешних признаках обстановки, складывающейся на месте вызова (характеристика объекта, возможная площадь пожара, наличие необходимости спасения людей, возможных путях распространения пожара).

18. Не позднее 10 минут с момента прибытия РТП докладывает диспетчеру местного (территориального) ПСГ (подразделения пожарной охраны) информацию:

об уточненной обстановке на месте вызова;

о подтверждении (снижении, повышении) номера вызова, установленного при высылке сил и средств подразделений пожарной охраны к месту вызова, необходимости привлечения сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС;

о выбранном направлении тушения пожара (проведения АСР) (далее — решающее направление).

19. Личный состав подразделений пожарной охраны и оперативные должностные лица пожарной охраны, прибывающие к месту вызова, докладывают о прибытии РТП (начальнику оперативного штаба) и диспетчеру (радиотелефонисту) местного (территориального) ПСГ (подразделения пожарной охраны).

20. Для оценки складывающейся обстановки и принятия решений по организации проведения боевых действий с момента сообщения о пожаре (необходимости проведения АСР) и до его ликвидации (завершения проведения АСР) всеми участниками боевых действий ведется сбор, анализ и обмен информацией (далее — разведка пожара).

21. При осуществлении разведки пожара РТП определяет:

возможные пути распространения пожара;

22. При проведении разведки на месте пожара (проведения АСР) осуществляются:

обследование (в том числе визуальное) объектов пожара (проведения АСР) и рядом расположенных помещений, а также при необходимости соседних зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, участков местности;

опрос находящихся на месте вызова представителей органов публичной власти и администрации организаций, в ведении которых находятся объекты пожара (проведения АСР) и (или) непосредственных владельцев объектов пожара. При отсутствии на месте пожара указанных лиц осуществляется опрос дежурного персонала.

23. Все участники боевых действий должны осуществлять постоянное наблюдение за объектом пожара (проведения АСР), поведением строительных конструкций объекта пожара и складывающейся обстановкой. При получении информации, которая может повлиять на тушение пожара (проведение АСР), она должна немедленно доводиться до РТП (начальника оперативного штаба).

24. При боевом развертывании осуществляются мероприятия по приведению прибывшей к месту пожара (проведения АСР) пожарной техники в состояние готовности к выполнению поставленных задач.

25. Боевое развертывание включает следующие этапы:

подготовку к боевому развертыванию;

предварительное боевое развертывание;

полное боевое развертывание.

26. Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытию к месту вызова по команде начальника караула (командира отделения) и включает следующие действия:

приведение в рабочее состояние насоса ПА;

установку ПА на источник противопожарного водоснабжения (при прибытии к месту пожара двух и более ПА);

открепление и сосредоточение у ПА необходимого пожарно-технического вооружения.

27. Предварительное боевое развертывание проводится в случаях, если имеются внешние признаки пожара, однако необходимость и направление подачи огнетушащих веществ нуждается в уточнении и включает:

действия, предусмотренные для этапа «подготовка к боевому развертыванию»;

прокладку магистральных и рабочих рукавных линий.

28. Полное боевое развертывание проводится в случае очевидного наличия одного из признаков опасных факторов пожара и включает:

действия, предусмотренные для этапов «подготовка к боевому развертыванию» и «предварительное боевое развертывание»;

определение путей ввода сил и средств подразделений пожарной охраны на спасение людей, подачу огнетушащих веществ, проведение АСР и специальных работ на месте пожара;

заполнение огнетушащими веществами магистральных и рабочих (при наличии перекрывных средств пожаротушения) рукавных линий.

29. При отсутствии перекрывных средств пожаротушения подача воды в магистральные и рабочие линии может осуществляться по готовности лиц подающих эти средства.

30. Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве*(4).

31. Способы спасения людей определяются РТП (начальником СТП, начальником БУ, командиром звена ГДЗС).

32. Основными способами спасения людей являются:

вывод спасаемых (или самостоятельная эвакуация) на свежий воздух с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения по путям спасения (эвакуации);

вынос людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться;

спуск спасаемых с высот при применении канатно-спусковых устройств (при наличии), спасательной веревки, высотной пожарной техники, ручных пожарных лестниц.

33. В случае если участникам боевых действий угрожает опасность и их самостоятельное спасение невозможно, осуществляются следующие действия:

должностное лицо, возглавляющее попавших в опасность участников боевых действий, по средствам связи повторяет три раза установленный в ПСГ сигнал бедствия, называет свой позывной или фамилию, месторасположение, наличие и остаток воздуха в СИЗОД, иную информацию, которая может способствовать спасению;

после подачи сигнала бедствия лица, попавшие в опасность, принимают меры по экономии воздуха в СИЗОД;

при изменении обстановки информация о ней незамедлительно передается по средствам связи РТП (в оперативный штаб, начальнику СТП, начальнику БУ).

34. Основными мероприятиями, осуществляемыми в целях локализации и ликвидации пожара, являются:

организованное сосредоточение сил и средств, привлекаемых к проведению боевых действий;

бесперебойная организация и подача огнетушащих веществ на тушение пожара и защиту помещений (строений).

35. Выбор подаваемого огнетушащего вещества на тушение пожара определяется физико-химическими свойствами горючих веществ и материалов.

36. Порядок и последовательность убытия сил и средств подразделений пожарной охраны в места постоянной дислокации с места вызова определяется РТП.

37. Сбор имущества и оборудования, имеющегося на вооружении подразделений пожарной охраны, производится по команде РТП после ликвидации пожара (завершения проведения АСР) или сокращения объема работ на пожаре (проведении АСР).

38. Следование в место постоянной дислокации осуществляется только после указания РТП, о чем сообщается диспетчеру ПСГ (подразделения пожарной охраны).

39. Перед следованием в пункт постоянной дислокации с места вызова осуществляется заправка ПА водой, а при необходимости горюче-смазочными материалами. Заправка водой осуществляется от ближайшего к месту проведения боевых действий источника наружного (в том числе естественного) противопожарного водоснабжения.

40. Следование в место постоянной дислокации прекращается только по команде диспетчера ПСГ (подразделения пожарной охраны).

41. При следовании к месту постоянной дислокации и обнаружении другого пожара начальник караула (командир отделения) незамедлительно докладывает о возникновении другого пожара диспетчеру местного ПСГ.

42. Восстановление боеготовности пожарного подразделения осуществляется непосредственно по прибытию в место постоянной дислокации и не должно превышать 40 минут.

43. Для проведения боевых действий их участники используют следующие основные средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения:

системы пожаротушения и водяного охлаждения;

мобильные средства пожаротушения;

средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных;

инструмент для проведения специальных работ на пожарах;

дополнительное снаряжение пожарных;

специальную защитную одежду пожарного;

средства индивидуальной защиты рук, ног и головы пожарного;

средства спасения людей при пожаре с высотных уровней.

44. При проведении боевых действий используются:

автотопливозаправщики, водовозы, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные и грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства (далее — вспомогательная техника);

источники противопожарного водоснабжения;

специальные системы и средства связи и управления проведением боевых действий;

аварийно-спасательная, инженерная и приспособленная для тушения пожаров и проведения АСР техника, имущество, оборудование и инструменты, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и охраняемых ими организаций, территориальных и функциональных подсистем РСЧС.

45. Основным видом мобильных средств пожаротушения, используемым подразделениями пожарной охраны, являются основные и специальные пожарные автомобили.

46. Каждый ПА в соответствии с его назначением оборудуется комплектом пожарно-технического вооружения, состоящим из пожарного оборудования, аварийно-спасательного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты и технических устройств.

III. Организация управления боевыми действиями по тушению пожаров (проведению аварийно-спасательных работ)

47. Боевые действия осуществляются в соответствии с положениями Боевого устава с учетом специфики зданий, сооружений, транспортных средств, технологических и электрических установок, оборудования, агрегатов, земельных участков, изделий и иного имущества, на которых произошел пожар (необходимо проведение АСР) (далее — объект пожара, объект АСР).

48. Основной задачей подразделений пожарной охраны при проведении боевых действий является спасение людей и имущества (далее — основная боевая задача).

49. В целях спасения людей личным составом подразделений пожарной охраны осуществляются действия, направленные на предотвращение воздействия на людей (в том числе участников боевых действий) опасных факторов пожара и их сопутствующих проявлений, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС).

50. В целях спасения имущества личным составом подразделений пожарной охраны осуществляются действия, направленные на:

предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами (далее — локализация пожара);

прекращение горения и исключение возможности его повторного возникновения (далее — ликвидация пожара);

создание условий, предотвращающих угрозу взрыва, доведение до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных ЧС.

51. Для решения основной боевой задачи осуществляется сосредоточение сил и средств подразделений пожарной охраны на одном из решающих направлений, определяемом РТП исходя из следующих ранжированных по важности условий:

наличие угрозы жизни людей (в том числе участниками боевых действий) — применение сил и средств для спасения людей;

наличие угрозы взрыва или обрушения строительных конструкций — применение сил и средств для предотвращения данной угрозы;

охват огнем части объекта пожара и возможности его дальнейшего распространения — применение сил и средств для ограничения дальнейшего распространения пожара;

полный охват огнем объекта пожара и возможность распространения пожара за его пределы — применение сил и средств на защиту соседних объектов;

полный охват огнем объекта пожара и отсутствие угрозы распространения пожара на соседние объекты — применение сил и средств в местах наиболее интенсивного горения объекта пожара.

52. Решающее направление всегда одно, при этом его изменение возможно в зависимости от складывающейся на месте проведения боевых действий обстановки.

53. Первичным тактическим подразделением пожарной охраны является отделение на основном ПА.

54. Личный состав, находящийся на дежурстве в подразделении пожарной охраны, объединяется в дежурный караул (дежурную смену).

55. Руководство боевыми действиями на принципах единоначалия осуществляется прибывшим на пожар (к месту проведения АСР) старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны.

56. Начальники территориальных и местных ПСГ являются старшими оперативными должностными лицами пожарной охраны соответствующих ПСГ.

57. Перечень и старшинство иных оперативных должностных лиц пожарной охраны ПСГ (далее — оперативные должностные лица ПСГ), а также порядок их прибытия к месту пожара (проведения АСР) для руководства боевыми действиями определяются начальником территориального ПСГ с учетом старшинства по занимаемым штатными должностям и необходимости реализации возложенной на федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы задачи по координации деятельности других видов пожарной охраны при тушении пожаров*(5).

58. По прибытии к месту вызова первого отделения на ПА (аварийно-спасательном автомобиле) старшее оперативное должностное лицо ПСГ, находящееся на месте вызова, становится первым РТП.

59. РТП осуществляют свои полномочия с момента прибытия первого отделения на основном ПА к месту вызова и до ликвидации пожара (завершения проведения АСР).

60. При передаче руководства тушением пожара (проведением АСР) сменившийся РТП должен доложить действующему РТП об оперативно-тактической обстановке, сложившейся на месте пожара (проведения АСР), и об осуществляемых боевых действиях.

61. Смена РТП фиксируется в журнале пункта связи ПСГ (подразделения пожарной охраны).

62. РТП имеет право делегировать часть своих полномочий иным участникам боевых действий. С этой целью РТП может создавать оперативный штаб тушения пожара (проведения АСР) (далее — оперативный штаб), а также назначать из числа участников боевых действий:

начальника оперативного штаба;

помощников начальника оперативного штаба;

начальников боевых участков (далее — БУ);

начальников секторов тушения пожара (проведения АСР) (далее — СТП);

начальника контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы (далее — ГДЗС);

командиров звеньев ГДЗС;

63. К исключительной компетенции РТП относятся:

определение номера вызова;

определение решающего направления;

создание оперативного штаба;

принятие решения об использовании ГДЗС;

определение сигнала отхода в случае возникновения опасности для участников боевых действий.

64. Оперативный штаб в обязательном порядке создается РТП в следующих случаях:

объявления повышенного номера вызова (от «N 2» до «N 5») при сосредоточении на месте пожара достаточного количества должностных лиц на месте пожара;

организации на месте пожара трех и более БУ.

65. При привлечении сил и средств подразделений пожарной охраны по номеру вызова «N 1» («N 1-БИС») РТП может назначать начальника тыла и начальника контрольно-пропускного пункта ГДЗС без создания оперативного штаба.

66. В состав оперативного штаба включается начальствующий состав подразделений пожарной охраны, при этом в состав оперативного штаба по согласованию могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администрации организаций, в ведении которых находятся объекты пожара (проведения АСР), владельцы объектов пожара (проведения АСР) и их представители, а также представители органов управления территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.

67. Начальник оперативного штаба выполняет поставленные РТП задачи, распределяет полученные задачи между личным составом, входящим в состав оперативного штаба, а также иными участниками боевых действий.

68. Оперативный штаб обозначается: днем — красным флагом с надписью «ШТАБ»; ночью — световым указателем красного цвета.

69. Лица, входящие в состав оперативного штаба, осуществляют:

анализ данных об обстановке на месте проведения боевых действий, передачу необходимой информации РТП и диспетчеру ПСГ (подразделения пожарной охраны);

расчет потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, необходимых для проведения боевых действий;

составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Боевому уставу);

меры по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в боевых действиях;

взаимодействие с вышестоящими органами управления, дежурно-диспетчерским персоналом подразделений пожарной охраны, а также с территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.

контроль за выполнением задач, поставленных РТП;

ведение документации оперативного штаба.

70. Силы и средства подразделений пожарной охраны, сосредоточенные на части территории, на которой осуществляются боевые действия, по решению РТП могут объединяться в БУ, которые могут создаваться как по месту проведения, так и по видам проводимых боевых действий.

71. При создании трех и более БУ по решению РТП организуются СТП, объединяющие несколько БУ.

72. БУ и СТП возглавляют начальники, назначаемые РТП. Непосредственным руководителем начальников БУ, включенных в СТП, является начальник СТП.

73. При проведении боевых действий РТП, начальник оперативного штаба, начальник тыла, начальники боевых участков, начальники секторов тушения пожара (проведения АСР), начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС и связные должны иметь нарукавные повязки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Боевому уставу).

74. Для согласованного взаимодействия участвующего в боевых действиях личного состава подразделений пожарной охраны на их каски наносятся знаки различия по принадлежности к виду пожарной охраны, подразделению пожарной охраны и занимаемой штатной должности (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Боевому уставу).

IV. Особенности организации боевых действий по тушению пожаров (проведению аварийно-спасательных работ)

75. Пожар считается локализованным, если одновременно выполнены следующие условия:

предотвращена возможность дальнейшего распространения горения;

созданы условия для ликвидации пожара имеющимися силами и средствами.

76. Открытое горение считается ликвидированным, если одновременно выполнены следующие условия:

в очаге (очагах) пожара визуально не наблюдается факел пламени;

пожар характеризуется догоранием (тлением) горючих материалов.

77. Пожар считается ликвидированным, если одновременно выполнены следующие условия:

исключены условия для самопроизвольного возникновения горения.

78. Тушение пожаров на сетях электроснабжения осуществляется в соответствии с положениями Боевого устава, при условии соблюдения установленных для подразделений пожарной охраны Требований охраны труда, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н*(6), и иных нормативных правовых актов в области охраны труда.

79. Для предупреждения взрыва на месте пожара осуществляются действия, направленные на исключение:

образования взрывоопасной среды, возникающей путем смеси веществ (газов, паров, пыли) с воздухом и другими окислителями и веществами, склонными к взрывному превращению;

возникновения источника инициирования взрыва (открытое пламя, горящие и раскаленные частицы, электрические разряды, тепловые проявления химических реакций и механических воздействий, искры от удара и трения, ударные волны, электромагнитные и другие излучения).

80. При тушении пожара в условиях недостатка воды в зависимости от обстановки на месте пожара могут осуществляться:

меры по использованию других огнетушащих веществ;

проведение дополнительной разведки источников противопожарного водоснабжения для выявления запасов воды в целях пожаротушения;

обеспечение подвоза воды к месту пожара (в том числе подача воды в перекачку, использование гидроэлеваторов, привлечение приспособленной для целей пожаротушения техники);

применение пожарных стволов в количестве, обеспечивающем непрерывную работу с учетом запасов и подвоза воды;

проведение организованной заправки ПА огнетушащими веществами;

пополнение имеющихся водоемов (емкостей), используемых для тушения пожара;

подача пожарных стволов с насадками малого диаметра, использование перекрывных стволов-распылителей, применение смачивателей и пены, обеспечение экономного расходования воды;

подача пожарных стволов только на решающем направлении при обеспечении локализации пожара на других участках путем разборки конструкций и создания необходимых разрывов;

меры по повышению давления в системах водоснабжения;

организация работы по предотвращению распространения горения путем создания противопожарных разрывов, разборки конструкций, удаления горящих предметов и отдельных конструкций здания (сноса зданий и сооружений), а также ликвидации горения подручными средствами и материалами.

81. При тушении пожаров при отрицательной температуре окружающей среды в зависимости от обстановки на месте пожара могут осуществляться:

применение на открытых пожарах и при достаточном количестве воды пожарных стволов с большим расходом;

принятие мер по предотвращению образования наледей на путях эвакуации людей и движения личного состава;

прокладка линий из пожарных рукавов больших диаметров, установка рукавных разветвлений по возможности внутри зданий, а при наружной установке — утепление;

защита соединительных головок рукавных линий и разветвлений подручными средствами, в том числе снегом;

подача воды сначала в свободный патрубок из насоса ПА и затем, при условии устойчивой работы насоса ПА, — в рукавную линию (при заборе воды из водных объектов, пожарных резервуаров или пожарных гидрантов);

прокладка резервных рукавных линий;

подогрев воды в насосе ПА в случае уменьшения ее расхода — путем увеличения числа оборотов двигателя;

исключение случаев перекрытия пожарных стволов и рукавных разветвлений, выключения насосов ПА;

проведение замены (уборки) пожарных рукавов и наращивание линий со стороны ствола без прекращения подачи воды с постепенным уменьшением напора;

проведение мероприятий по отогреву замерзших соединительных головок, рукавов в местах перегибов и соединений горячей водой, паром или нагретыми газами (в отдельных случаях — путем отогрева замерзших соединительных головок, разветвлений и стволов паяльными лампами и факелами);

подготовка мест для обогрева участников тушения пожаров и спасаемых с созданием резерва боевой одежды для личного состава;

исключение случаев крепления на пожарных лестницах и вблизи них рукавных линий, обливания лестниц водой;

82. При проведении боевых действий в условиях сильного ветра (свыше 6 баллов по шкале Бофорта) могут предусматриваться:

создание резерва сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения новых очагов пожара;

организация наблюдения за состоянием объектов пожара, расположенных с подветренной стороны и их защита, путем выставления постов и направления дозоров, обеспеченных необходимыми средствами;

организация работы по предотвращению распространения горения путем создания противопожарных разрывов, разборки конструкций, удаления горящих предметов и отдельных конструкций здания (сноса зданий и сооружений), а также ликвидации горения подручными средствами и материалами;

возможность маневра (передислокации, отступления) силами и средствами подразделений пожарной охраны в случае внезапного изменения обстановки при изменении направления ветра.

83. При введении режима ЧС подразделения пожарной охраны и оперативные должностные лица ПСГ поступают в распоряжение руководителя ликвидации ЧС и осуществляют АСР в соответствии с возложенными на них задачами.

84. До назначения руководителя ликвидации ЧС руководство проведением АСР, осуществляемых пожарной охраной, в зоне ЧС осуществляют оперативные должностные лица ПСГ в соответствии с пунктами 55 — 62 Боевого устава.

Приложение N 1
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения аварийно-спасательных работ,
утвержденному приказом МЧС России
от _______ N _________

Основные знаки и условные графические обозначения

См. Приложение N 1 в редакторе MS-Word

Приложение N 2
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ,
утвержденному приказом
МЧС России
от _______ N _________

Описание нарукавной повязки для руководителя тушения пожара (проведения АСР), начальника оперативного штаба тушения пожара, начальника тыла, начальника боевого участка, начальника сектора тушения пожара (проведения АСР), начальника контрольно-пропускного пункта ГДЗС, связного

Нарукавная повязка для руководителя тушения пожара (проведения АСР), начальника оперативного штаба тушения пожара, начальника боевого участка, начальника сектора тушения пожара (проведения АСР), начальника тыла, начальника контрольно-пропускного пункта ГДЗС, связного изготавливается из красного материала, на который наносится соответствующая надпись: РТП, НШ, НБУ, НСТП, НТ, НКПП, С — белого цвета.

По решению начальника территориального ПСГ допускается введение нарукавных повязок для иных участников боевых действий.

Схема нанесения надписи

Приложение N 3
к Боевому уставу подразделений
пожарной охраны, определяющему
порядок организации тушения
пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ,
утвержденному приказом
МЧС России
от _______ N _________

Знаки различия на касках

Знаки различия на касках, образцы оформления для различных видов пожарной охраны (для рядового состава и начальника караула)

*(1) Часть 2 статьи 22.1. Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

*(2) Зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2020 г., регистрационный N 61779, срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 г.

*(3) Утверждены приказом МЧС России от 27 июня 2022 г. N 640, зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2023 г., регистрационный N 72945.

*(4) Часть 1 статьи 53 Водного кодекса Российской Федерации.

*(5) Часть 3 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

*(6) Зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61957 с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 29 апреля 2022 г. N 279н (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2022 г., регистрационный N 68657), срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 г.

Обзор документа

Подготовлен новый Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок тушения пожаров и выполнения аварийно-спасательных работ (АСР). Он будет распространяться на органы управления, органы госпожнадзора, подразделения и организации с функциями по профилактике и тушению пожаров, проведению АСР.

Требования устава обязательны для всего личного состава подразделений пожарной охраны. Боевые действия по тушению пожаров и АСР осуществляются посредством организованного применения сил и средств подразделений пожарной охраны. Определяется состав таких действий и их особенности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

С какого момента начинаются боевые действия по тушению пожаров

  • Пожарный справочник
  • Тушение пожаров и АСР
  • Боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара

Боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара

Боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара включают в себя:

  • прибытие к месту пожара;
  • управление силами и средствами на месте пожара;
  • разведка пожара;
  • спасение людей;
  • боевое развертывание сил и средств;
  • ликвидация горения;
  • проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;

Основные положения

30. Проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара для спасения людей, достижения локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки [1] должно осуществляться путем организованного применения сил и средств участников боевых действий по тушению пожара.

31. Выполнение основной боевой задачи обеспечивается своевременным привлечением участников боевых действий по тушению пожаров, пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, средств связи и иных технических средств, стоящих на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

32. При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС [2] проводится разведка пожара, включающая в себя необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

  • проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожара [3] ;
  • создание условий, препятствующих развитию пожара и обеспечивающих его ликвидацию;
  • использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
  • ограничение или запрещение доступа к месту пожара, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к нему территориях;
  • охрана места тушения пожара (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения) до прибытия правоохранительных органов;
  • эвакуация с места пожара людей и имущества, оказание первой помощи;
  • приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия ОФП, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях [4] .

33. При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара определяется направление, на котором использование сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров, в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для выполнения основной боевой задачи [5] .

34. Решающее направление на пожаре всегда одно, но в ходе проведения боевых действий по тушению пожаров на месте пожара оно может меняться при выполнении поставленных задач в зависимости от оперативно-тактической обстановки на пожаре и условий тушения.

35. При определении решающего направления старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия участниками боевых действий по тушению пожара [6] , следует исходить из следующих основных условий:

  1. реальная угроза жизни людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров на месте пожара, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна – силы и средства подразделений пожарной охраны направляются на спасение людей;
  2. угроза взрыва или обрушения строительных конструкций – силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;
  3. охват пожаром части здания (сооружения, другого объекта защиты [7] ) и наличие угрозы его распространения на другие части здания (сооружения, другого объекта защиты [7] ) или на соседние здания (сооружения, другие объекты защиты [7] ) – силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;
  4. охват пожаром отдельно стоящего здания (сооружения) и отсутствие угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) – силы и средства
  5. подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;
  6. охват пожаром здания (сооружения), не представляющего на момент прибытия подразделений пожарной охраны ценности, и наличие угрозы перехода пожара на соседние здания (сооружения) – силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на защиту соседних, не горящих, зданий (сооружений).

36. При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара с участием сил и средств других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы [8] .

37. Проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

38. При проведении боевых действий по тушению пожаров личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества [9] .

39. По решению РТП при достаточности сил и средств на месте пожара разведка пожара, боевое развертывание сил и средств, ликвидация горения, проведение АСР и других специальных работ могут выполняться одновременно.

40. При тушении пожаров одновременно проводятся АСР, включающие в себя действия по спасению людей, материальных ценностей и снижению вероятности воздействия ОФП, которые могут привести к травмированию или гибели людей, а также к увеличению материального ущерба.

41. Проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде осуществляется в соответствии с Правилами проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно- спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде [10] .

[1] «основная боевая задача».
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
[3] «ОФП».
[4] Часть 8 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
[5] «решающее направление».
[6] «РТП».
[7] «здания (сооружения) (сноска введена Приказом МЧС России от 28.02.2020 № 129)
[8] Часть 3 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
[9] Часть 15 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
[10] Приказ МЧС России от 09.01.2013 № 3 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 марта 2013 г., регистрационный № 27701).

Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
«Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 N 50100)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *