Сколько можно ехать на машине без остановки
Перейти к содержимому

Сколько можно ехать на машине без остановки

  • автор:

Уставший водитель или сколько времени можно проводить за рулем

С 5 июня 2018 года вступил в силу приказ Минтранса, в котором сказано, сколько времени без перерыва может находиться водитель за рулем своей машины. В приказе написано, что после четырех часов езды на автомобиле водитель должен сделать перерыв от 15 минут, и далее — перерыв каждые 2 часа. Хотя это правило касается только профессиональных водителей, работающих по контракту, но очевидно, что речь здесь идет не только о выполнении правила, но и о здравом смысле, заботе о своем здоровье и безопасности на дороге.

Статистика, где причиной ДТП стал уставший водитель, к сожалению, не ведется. Но при описании аварийного случая такие формулировки в наше время встречаются все чаще. ​Давайте разберемся, что включает в себя понятие «уставший водитель» и когда нужно принимать меры.

Медики утверждают, что недосып сильно влияет на нервную систему человека, вызывая симптомы, схожие с опьянением. В результате у человека нарушается координация движений, снижается мышечный тонус, ухудшается равновесие положения тела в статике и динамике. Может появиться резкий упадок сил, одышка и повышенное сердцебиение.

В терминах неврологии такое состояние можно назвать, как «целенаправленное внимание неустойчиво». Простыми словами, в отсутствии концентрации внимания сильно возрастает риск для человека за рулем. В уставшем состоянии человек может даже отключиться на несколько секунд. При этом сам водитель не понимает, что автомобиль остался без управления. У себя в голове он все время бодрствовал.

Однако дорожная обстановка требует от водителя предельной внимательности – ведь ситуация на дороге может меняться каждую секунду. И первоочередная задача водителя — вовремя и корректно отреагировать на любую ситуацию. Поэтому садясь за руль в уставшем состоянии, автовладелец по умолчанию подвергает опасности и свою жизнь, и здоровье других участников движения.

Признаки уставшего водителя:

  • продолжительное зевание или слипающиеся глаза;
  • непроизвольные кивки головой, неспособность постоянно держать голову прямо;
  • неспособность вспомнить последние километры поездки;
  • сильное сближение с автомобилем впереди во время движения или при торможении;
  • невнимательность к дорожным знакам, пропуск нужного поворота;
  • непреднамеренное смещение на другую полосу или обочину.

Если вы обнаружили у себя один из перечисленных пунктов, срочно найдите место для остановки или передайте управление автомобилем другому водителю.

Сейчас многие транспортные средства уже оборудованы опцией контроля за концентрацией водителя (DAA — Driver Attention Alert). Как, например, новый Kia Stinger. Эта технология отслеживает действия водителя и поведение автомобиля на дороге и подает звуковой сигнал вместе с визуальным оповещением на панели приборов, если определяет снижение концентрации у водителя. «Поюзать» эту опцию можно на тест-драйве в автоцентре Прагматика. В любом случае, не пренебрегайте правилами безопасности – следите за своим состоянием здоровья и делайте вовремя перерывы. Особенно, если вы планируете отправиться в длительное автопутешествие.

За рулем автобуса и фуры разрешили ехать не более 9 часов в сутки

Сегодня вступили в силу новые требования правил дорожного движения к водителям грузовиков и автобусов. Теперь они должны сидеть за рулем не более 4,5 ч. подряд.

Евгений Биятов/РИА Новости

Закон о безопасности дорожного движения требовал от водителей соблюдать режим труда и отдыха. Для контроля за его соблюдением машины оборудуют соответствующими приборами — тахографами. Но до сих пор четкого понимания этого режима, то есть сколько водитель может ехать, а сколько должен отдыхать, не было. Теперь есть.

26-й пункт правил предписывает управлять машиной без остановки на отдых не более 4,5 ч. При этом отдых должен быть не менее 45 минут. Его можно разбить на части. Но первая часть должна быть не менее 15 минут, а последняя не менее 30 минут. То есть ехать по часу с 15 минутными перерывами не получится. После 4,5 ч. движения остановка должна быть не менее 30 минут.

Всего в сутки водитель может ехать только 9 ч. Допускается увеличение этого времени до 10 ч., но не чаще 2 раз в неделю. Общая сумма времени за рулем за неделю должна быть не более 56 ч.. А за две недели — не более 90 ч.

Водитель должен отдыхать не менее 11 ч. в сутки и не менее 45 ч. в течение 6 суток. При этом допускается сокращение этого времени до 24 ч., но не чаще одного раза в две недели. Кроме того, сэкономленное на отдых время должно быть отгуляно в течение следующих трех недель.

Если спустя 4,5 ч. водитель не может найти место для стоянки, то у него есть час, на то, чтобы найти, где отдохнуть. Если после 9 ч. управления в сутки, он не может отыскать место для стоянки, то у него есть два часа для этого.

Что показал тест трассы М11:

Поправки в ПДД: за рулем не больше 4,5 часа

За рулем грузовика разрешат ехать не больше 9 часов в сутки

Водителям грузовиков и автобусов разрешили ехать без остановки не более четырех с половиной часов. Соответствующие поправки в Правила дорожного движения подписал глава правительства Дмитрий Медведев.

Напомним, что законом о безопасности дорожного движения установлено требование для водителей соблюдать режим труда и отдыха. Для этого транспорт оборудуют соответствующими приборами — тахографами. Но до сих пор четкого понимания этого режима, то есть сколько водитель может ехать, а сколько должен отдыхать, не было. Теперь появится. Причем прописано это будет не в какой-нибудь инструкции или приказе, а непосредственно в правилах дорожного движения. Итак, сколько же водитель может находиться за рулем, согласно этому документу?

Новый, 26-й, пункт правил предписывает управлять ТС без остановки на отдых не более 4,5 часа. При этом отдых должен быть не менее 45 минут. Его можно разбить на части. Но первая часть должна быть не менее 15 минут, а последняя не менее 30 минут. То есть ехать по часу с 15 минутными перерывами не получится. После 4,5 часа движения остановка должна быть не менее 30 минут.

Всего в сутки водитель может ехать только 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не чаще 2 раз в неделю.

Правила устанавливают требования к работе и отдыху в течение недели и двух недель. Общая сумма времени за рулем за неделю должна быть не более 56 часов. А за две недели — не более 90 часов.

Водитель должен отдыхать не менее 11 часов в сутки и не менее 45 часов в течение 6 суток. При этом допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не чаще одного раза в две недели. Кроме того, сэкономленное на отдых время, должно быть отгуляно в течение следующих трех недель.

Если спустя 4,5 часа водитель не может найти место для стоянки, то у него есть час, на то, чтобы найти, где отдохнуть. Если после 9 часов управления в сутки, он не может отыскать место для стоянки, то у него есть два часа для этого.

В общем, вот такая сложная арифметика будет прописана в правилах дорожного движения, когда поправки вступят в силу. Примечательно, что способы обхода этих требований у водителей, если они не дальнобойщики, останутся те же. Поработав на одной машине, они продолжат трудиться на другой. И это никто не может проконтролировать. По крайней мере — пока.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Как долго водитель может проехать за рулём без отдыха? Читайте о нормах закона, штрафах, последствиях для нарушителей

Если планируете длительную поездку, заранее продумайте маршрут, чтобы останавливаться на передышки.

Уставший водитель подвергает риску не только себя, но и пассажиров, других людей на дороге.

Микросон — опасное состояние. Длится он всего от трёх до десяти секунд, но за это время машина проезжает 70–220 метров. Какими будут эти метры, никто не знает.

Законодательные нормы

Есть определённые нормы и правила, которые регулируют безопасность движения на дорогах для водителей авто массой более 3,5 т. Автовладельцы обязаны соблюдать рекомендованный режим работы и отдыха.

В 26 пункте ПДД указано, что управлять транспортом в непрерывном режиме можно не дольше 4,5 часов. После этого водителю нужен отдых не менее 45 минут. Такой перерыв разрешают разбить на части, но первая из них должна быть не менее четверти часа, последняя — не менее получаса. Это означает, что ехать с короткими остановками каждый час нельзя. После 4,5 часов пути следует отдохнуть минимум 30 минут.

За сутки водителю разрешено ехать на грузовике либо автобусе в течение девяти часов, иногда — десяти, но не чаще двух раз в неделю. Максимальное пребывание за рулём в течение недели — 56 часов, а если брать в расчёт две недели, то 90. На отдых водителю отводится от 11 часов в сутки, от 45 часов за шесть дней. Раз в две недели допустимо уменьшить количество досуга до 24 часов за шестидневку. Но есть условие: «недополученный» отдых нужно «отгулять» за три следующие недели.

Если в течение суток водитель не может остановиться после 9-часового марафона из-за отсутствия места для остановки, есть короткий период для его поиска.

Что происходит с уставшим водителем

Если долго ехать без остановок по трассе, снижается скорость реакции, водитель уже не так внимательно следит за неровностями дороги, знаками и другими автомобилями. Кроме этого, от длительного сидения кровь медленнее циркулирует, от долгого напряжения зрение снижается.

Как понять, что водитель устал:

  • глаза «слипаются», одолевает зевота;
  • голова непроизвольно кивает, её трудно удерживать в прямом положении;
  • трудно вспомнить последние 2–5 км пути;
  • сложно удерживать дистанцию с авто, которое едет впереди;
  • неосознанное смещение с курса на обочину, другую полосу.

Если у себя или водителя (когда едете в качестве пассажира) заметили перечисленные признаки, срочно ищите место, где остановиться, найдите другого человека для управления транспортом.

Как прогнать сон, если до остановки ещё несколько километров

Когда рекомендованный лимит времяпрепровождения за рулём исчерпан, а до стоянки осталось 100 км, нужно найти способ взбодрить себя (водителя).

Можно попробовать сделать следующее:

  1. Ставить краткосрочные задачи. Например: через 3 км будет деревня, доеду до неё. А ещё на пути через 4 км будет большой мост, надо посчитать количество его опор. И так участок пути в 100 км можно разбить на промежутки в 5–10 км, чтобы сконцентрировать внимание на дороге, скорости.
  2. Разговор. Хорошо, когда в салоне есть пассажиры. Можно хоть поиграть в города, хоть просто обсудить интересную тему.
  3. Климатическая встряска. Если есть климат-контроль, желательно понизить температуру в салоне на несколько градусов.
  4. Взять контроль в свои руки. Если в автомобиле процесс контролирует автоматика (надзор за скоростью, отслеживание разделительной полосы, сохранение дистанции), можно отключить робота и напрячь свой организм.

Перечисленные способы улучшат на время концентрацию. Но если клонит в сон на скорости, то самый действенный метод — съехать с курса, чтобы вздремнуть полчаса. Этого достаточно, чтобы вернуть бодрость и не попасть в ДТП.

Как учитывают рабочее время водителей

В коммерческой сфере водитель выполняет обязанности по договору. В нём указан график работы. Документ ежемесячно обновляется. Он содержит информацию о буднях и выходных, длительности рабочих смен и перерывов. График — основа для начисления зарплаты.

Учёт рабочего времени бывает двух вариантов:

  1. Ежедневный. Считают, сколько всего отработанных дней за неделю. Стандарт — 9 часов ежедневно, 40 часов в неделю. В учёт берут не те моменты, когда человек управлял транспортом, а фактическое нахождение на работе.
  2. Суммированный. Считают отработанные за месяц дни.

Обычно рабочий день у водителя не превышает 10 часов вне зависимости от вида перевозок. Допустимо его продлить до 12 часов, если нужно добраться до стоянки через несколько километров, закончить срочную транспортировку. Также продлить график могут водителю пригородного либо городского пассажирского транспорта, шофёру скорой помощи, такси, коммунальной и аварийной службы.

Ненормированный график у шофёров, которые работают в ведомственной охране, МЧС, МВД, органах власти, сфере международных перевозок. Это значит, что человек может быть за рулём любое количество времени, но суммарно за неделю не более 40 часов.

Контроль осуществляют с помощью тахографа. За нарушения предусмотрены штрафы:

  • для водителя — 1500–2000 рублей;
  • для должностных лиц в компании — 7000–10 000 рублей;
  • для ИП — 15 000–25 000 рублей;
  • для организаций — 20 000–50 000 рублей.

Контролируют соблюдение правил Роструд, Роспотребнадзор, ГИБДД.

Ограничений по пребыванию за рулём для частников на авто, мотоциклах нет. Но стоит помнить о том, какие последствия такая езда на скорости несёт для водителя, участников дорожного движения.

Максимальный отрезок пути за день

Рекомендуют проезжать за день до 800 км. Более длинные маршруты разбивают на пару суток (500 + 300 км) с поиском места для отдыха (придорожный отель, забронированный номер в гостинице).

Если пришлось двигаться далеко и долго, выбирайте комфортную скорость, старайтесь найти место для ночёвки. Учитывайте сезонность, качество дороги и состояние авто. Безопасность — превыше всего.

Советы неопытным водителям

Учтите, что движение на автомагистралях разительно отличается от передвижения в городской черте. Даже если вы ежедневно колесите по городу, это не значит, что шоссе станет лёгким испытанием.

С психологической точки зрения заезд на дальние дистанции требует другого стиля вождения и даже образа мыслей. Городская езда сравнима со спринтом, за городом — с марафоном.

Как оценивают состояние водителя в пути:

  • до 8 часов — нормальная работоспособность;
  • до 10 часов — лёгкая усталость;
  • до 12 часов — умеренное утомление;
  • до 14 часов — переутомление;
  • до 16 часов — чрезмерная усталость;
  • свыше 16 часов — критическое состояние, при котором дальнейшее движение несёт опасность (особенно на скорости).

Вышеуказанные цифры индивидуальны: всё зависит от опыта, возраста водителя, сезона, состояния дороги, средней скорости перемещения.

Запоминаем главное

Даже самый современный автомобиль на крутых покрышках, с «наворотами» не обеспечивает безопасного пути на автомагистралях, если не подготовиться к поездке.

Желательно до езды на длинные дистанции выспаться, поднять себе настроение, взять попутчика. В дороге нужно грамотно выбирать скорость, манёвры. Помните, что мелочей в вопросах безопасности не бывает.

Лёгкого пути и ровных дорог!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *