Моторное топливо что это
Перейти к содержимому

Моторное топливо что это

  • автор:

Виды моторного топлива.

Определение моторному топливу дать легко – это горючее для двигателей внутреннего сгорания. Традиционно классификация основных видов моторного топлива связана с тем, из чего они производятся. То есть топливо рассматривается как продукт перегонки нефти. По этому критерию нефтепродукты делятся на две группы – дистиллятные и остаточные. К первым относятся все виды бензинов, некоторые виды дизельного топлива, керосин и некоторые другие малоизвестные виды. Например, газойль и лигроин. А вот солярка и мазут – это остаточные виды. Их фракции получаются при максимальных температурах перегонки.

Разумеется, дизельное топливо евро 4 относится к дистиллятным продуктам, и в его названии мы видим ещё один признак классификации моторного топлива – экологические свойства. Но он не единственный. На основные характеристики по назначению, то есть для применения в двигателе, влияют и другие факторы. У всех видов топлива, представленных, к примеру, на сайте http://oilresurs.ru/, важнейшей характеристикой является воспламеняемость, то есть способность воздушно-топливной смеси эффективно сгорать.

виды топлива

Важна ещё испаряемость и вязкость топлива, от которой зависит способность его прокачки по топливной системе двигателя, а также содержание смолистых веществ. Эта характеристика, а также степень коксуемости и зольности, влияют на вредные отложения в двигателе. Качественное топливо должно иметь малую химическую активность и не иметь механических примесей. Именно такое моторное топливо перечисленных выше видов предлагает компания ООО «Ойл Ресурс Групп».

Однако, ими не исчерпываются все разновидности горючего для двигателей. Выше были рассмотрены только жидкие нефтепродукты, но широко используется и природный газ. Применяются две его разновидности – сжатый и сжиженный. Сжиженная смесь из пропана и бутана – это третий по распространённости в мире вид топлива. Преимущества – возможность использования на обычных бензиновых моторах и дизелях, экологичность и уменьшение износа двигателя. Разумеется, и меньшая стоимость.

Существуют и другие виды моторного топлива, альтернативные горючему из нефтепродуктов. На традиционных двигателях внутреннего сгорания используется в качестве топлива и спирт. Как правило, это не чистый этанол или метанол, а смесь с бензином в той или иной пропорции. Спирт могут добавлять и как присадку в небольшом количестве для улучшения характеристик, но альтернативным топливом такую смесь считают, если спирта в ней больше 85%. На основе растительного сырья и даже животных жиров производят биодизельное топливо, однако, в целом такие виды моторного топлива пока не получили широкого распространения.

Моторное топливо

жидкое или газообразное горючее, используемое в двигателях внутреннего сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). М. т. подразделяют на группы: карбюраторное, в том числе авиационные и автомобильные бензины (см. Бензин, Высокооктановые топлива), тракторный Керосин, Дизельное топливо; топливо для двигателей различного назначения (см. Газотурбинное топливо, Реактивное топливо). М. т. получают из нефти и углеводородных газов, это один из основных продуктов нефтепереработки, составляющий примерно 63% всех потребляемых нефтепродуктов (См. Нефтепродукты). Обычно М. т. представляет собой смеси нескольких компонентов, в том числе основного (базового) топлива и присадок (См. Присадки) (антидетонаторов, антиокислителей, ингибиторов коррозии и др.). Для базового топлива используют продукты прямой перегонки нефти (бензины, лигроины, керосиногазойлевые и более тяжёлые фракции) и вторичных процессов переработки нефти (каталитического Крекинга, Риформинга и др.). Компонентами могут быть изооктан, изопентан, алкилбензолы, газовый бензин и др.

М. т., близкие по составу к нефтяным, можно получать переработкой твёрдых горючих ископаемых (углей, сланцев и пр.). В Германии во время 2-й мировой войны 1939—45 производство М. т. из твёрдых горючих ископаемых получило большое развитие (в 1943 было получено около 4 млн. т, главным образом гидрированием углей). После войны процесс по экономическим показателям не смог конкурировать с производством нефтяных М. т. и получение М. т. из угля было прекращено. Однако в ряде стран (США, Канада и др.) этому способу получения М. т. уделяется большое внимание и намечается организация крупных производств.

Лит.: Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова и Б. В. Лосикова, М., 1971; Бобров Н. Н., Воропай П. И., Применение топлив и смазочных материалов, 2 изд. М., 1968.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

  • Моторная бляшка
  • Моторные масла

Моторные топлива

Химия

Мото́рные то́плива, горючие жидкие или газообразные вещества, применяемые для заправки двигателей внутреннего сгорания . Моторные топлива классифицируют по следующим признакам. По назначению: для двигателей с принудительным искровым зажиганием ( бензин ), для авиационных газотурбинных двигателей ( реактивные топлива ), для двигателей с воспламенением от сжатия ( дизельные топлива ). По сырьевому источнику: нефтяные, из альтернативного сырья. По технологии получения: прямогонные, вторичных процессов переработки нефти, синтетические.

Главное общее требование к моторным топливам – обеспечение надёжной экономичной эксплуатации двигателей. К отдельным видам топлива предъявляются специальные требования. Бензины должны иметь оптимальный химический состав для протекания устойчивого – без детонации – горения, высокую стабильность при хранении, совместимость с конструкционными и уплотнительными материалами топливной системы и оборудования для транспортирования и хранения, а также хорошие экологические свойства. Реактивные и дизельные топлива должны обладать хорошей испаряемостью, высокой химической и термической стабильностью, хорошими низкотемпературными, противоизносными свойствами, совместимостью с конструкционными и уплотнительными материалами топливной системы и оборудования для транспортирования и хранения, хорошими экологическими свойствами.

Нефтяные моторные топлива получают атмосферной перегонкой нефти с отбором фракций по температуре кипения: 35–205 °C – бензиновая, 140–280 °C – реактивного топлива, 180–360 °C – дизельного топлива. Товарные моторные топлива содержат прямогонные фракции и продукты вторичных процессов. Как полноценные заменители или как компоненты моторных топлив всё шире используются различные виды альтернативных топлив .

Важнейшие показатели качества бензинов: детонационная стойкость ( октановое число по исследовательскому методу от 70 до 98), испаряемость (давление насыщенных паров, фракционный состав) и окисляемость (кислотность, содержание фактических смол, индукционный период). Октановое число повышают смешением прямогонного бензина с высокооктановыми компонентами: риформатом, алкилатом , изомеризатом , бензином каталитического крекинга и др., а также добавкой оксигенатов: метил-трет-бутилового эфира , этанола и др. Важнейшие показатели качества реактивных топлив: прокачиваемость ( вязкость , фракционный состав), низкотемпературные свойства (температура начала кристаллизации от –50 до –60 °C), теплота сгорания (42,9–43,1 МДж/кг), люминометрическое число, характеризующее интенсивность теплового излучения пламени при сгорании топлива (от 45 до 70), высота некоптящего пламени (20–25 мм).

Для повышения качества реактивное топливо подвергают гидроочистке . Дизельное топливо содержит гидроочищенные компоненты: прямогонный и лёгкий газойль каталитического крекинга. Важнейшие показатели качества дизельных топлив: прокачиваемость (вязкость, фракционный состав), воспламеняемость ( цетановое число не менее 45), низкотемпературные свойства (температура помутнения от –5 до –35 °C, температура застывания от –10 до –55 °C, температура предельной фильтруемости от –5 до –45 °C), содержание серы (0,05–0,5 % по массе).

Для улучшения эксплуатационных свойств в моторные топлива добавляют специальные присадки или добавки – депрессорные, противоизносные, моюще-диспергирующие, катализаторы горения и др. Требования к качеству моторных топлив постоянно повышают для обеспечения защиты окружающей среды от загрязнения токсичными продуктами сгорания (оксидами серы, углерода, азота , сажей и др.).

Спиркин Владимир Григорьевич . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2012.

Опубликовано 26 октября 2022 г. в 11:07 (GMT+3). Последнее обновление 26 октября 2022 г. в 11:07 (GMT+3). Связаться с редакцией

Синтетическое топливо

Синтетическим называют жидкое углеводородное топливо, изготавливаемое искусственными методами не из нефти. Оно предназначено для двигателей внутреннего сгорания. Базовым сырьём для изготовления являются как твёрдые вещества — каменные и бурые угли, нефтяные сланцы, битуминозные пески, древесные опилки, так и газообразное топливо.

Переход с традиционного топлива на синтетическое не требует внесения корректировок в двигатели автомобилей. Топливо, изготовленное из биомассы (опилок), загрязняет атмосферу на 90 % меньше, чем нефтяное.

Сегодня производство синтетических жидких топлив из твёрдых и газообразных аналогов ограничивается достаточно высокой ценой, превосходящей стоимость нефтяных видов топлива в два раза. Однако расчёты показывают, что создание масштабных комплексов такой переработки позволит существенно снизить себестоимость «синтетики» и сделать её вполне конкурентоспособной. Во многих странах мира ведутся разработки применительно к местным ресурсам, наиболее дешёвым в своих регионах.

Производство синтетического топлива имеет достаточно большую историю. В больших промышленных масштабах синтетическое топливо из угля производилось в двух странах — в Германии с 1939 по 1945 год и в Южной Африке после второй мировой войны. Германия ввиду огромного дефицита нефти построила несколько заводов, перерабатывающих двумя методами твёрдое топливо в жидкое синтетическое. В отдельные годы потребление «синтетики» в стране доходило до 50 % потребности.

Южно-Африканская республика вынуждена была развить подобное производство синтетического топлива при введении в отношении страны международных санкций. Компания Sasol Limited за короткое время освоила два процесса превращения — угля в жидкость и газа в жидкость. После завершения процесса получения синтетической жидкости, подобной нефти по составу, её перерабатывали в бензин и дизельное топливо.

Технология получения синтетического топлива

По классическим канонам синтетическое топливо получают в двухстадийном процессе:

  1. получение синтетической «нефти» технологиями полукоксования, термического растворения, деструктивной гидрогенизации и другими;
  2. переработка «нефти» в необходимые виды нефтепродуктов.

В синтезе топлива участвует смесь из окиси углерода СО и водорода Н2. Они образуются в процессах газификации угля или конверсии природного газа. При высоких значениях температуры и давления синтез приводит к образованию жидкости (гидрогенизации). Введение катализаторов из железа, никеля или молибдена существенно увеличивает скорость гидрогенизации. Далее жидкость перерабатывают с получением топлива.

Перспективы развития

Разработка технологий создания синтетических видов топлива инициируется следующими соображениями:

  • запасы нефти действительно когда-то закончатся;
  • странам без нефтересурсов синтетическое топливо помогает повышать как ВВП, так и степень независимости от импортных поставок;
  • запасов твёрдого топлива на Земле во много раз больше, чем нефти, поэтому производимое из него синтетическое сжиженное топливо может стать в своё время реальной заменой нефтяному;
  • вред, наносимый экологии синтетическим топливом, меньше по сравнению с нефтяным.

Для удешевления стоимости синтеза жидкого топлива из угля и газа необходимо упрощение ряда технологий, среди которых:

  • повышение производительности генераторов, перерабатывающих уголь, сланцы, природный газ;
  • разработка новых видов катализаторов для процесса синтеза метанола;
  • снижение давления в технологии ожижения до приемлемых 100 атмосфер.

Бензовоз 7

Одна из проблем производства: на изготовление одного литра синтетического моторного топлива требуется до 7 литров воды.

Наиболее перспективными для синтеза жидкого топлива считаются бурые угли. Они имеют небольшую теплотворную способность и высокую влажность, горят плохо, не пользуются большим спросом, стоят недорого, поэтому идеально подходят для процесса сжижения. Синтетическое топливо — это будущее топливной экономики.

Звоните по номеру +7 (812) 426-10-10. С нами удобно, доставка 24/7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *