Что относится к аварийно спасательной технике
Перейти к содержимому

Что относится к аварийно спасательной технике

  • автор:

Аварийно спасательное оборудование и пожарный инструмент: основные сведения

Ручной немеханизированный инструмент: ломы, багры, крюки, топоры, пилы, лопаты, ножницы для резки металлических решеток, комплект для резки электропроводов (ножницы, резиновый коврик, боты, резиновые перчатки, переносное заземление), комплект инструмента пожарного ручного немеханизированного УКИ-12, инструмент ручной аварийно-спасательный ИРАС.

К ручному немеханизированному пожарному инструменту относятся: пожарные ломы, багры, топоры, крюки, лопаты, пилы и комплект инструмента для резки электропроводов.

Багры и ломы пожарные

Багры и ломы пожарные

Пожарные багры предназначены для разборки кровель, стен, перегородок, стропил и других частей конструкций зданий и растаскивания горючих материалов. На пожарах используют багры двух типов.

Пожарный багор

Багор пожарный металлический (БПМ) состоит из крюка, копья , металлического стержня и рукоятки . Стержень изготовлен из трубы диаметром 20 мм. Крюк и копье изготовлены из стали Ст45 и подвергаются термической обработке. Крюк и метал-лическое кольцо приварены к стержню. Этими баграми укомплектовываются пожарные автомобили. РИС.

Багор пожарный насадной

Багор пожарный насадной

Багор пожарный насадной (БПН) состоит из деревянного стержня , на который насаживается и крепится металлический крюк с копьем.Деревянные стержни изготавливаются из твердой древесины – березы, граба, бука.

Пожарные ломы предназначены для вскрытия строительных конструкций и входят в комплект пожарных автомобилей.

Лом пожарный тяжелый (ЛПТ) предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полов, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей.

Лом пожарный тяжёлый

Лом пожарный тяжёлый

Лом представляет собой металлический стержень диаметром 28 мм. Его верхняя часть изогнута и образует четырехгранный крюк, а на нижней части имеется заточка на два канта.

Пожарный лом ПШ с шаровой головкой предназначен для обивки штукатурки, скалывания льда с крышек колодцев гидрантов.

Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется шар. Диаметр его 50 мм, плоский срез имеет диаметр 25 мм. На нижнем конце лома имеется заточка на два канта с шириной лезвия 12,5 мм.

Лом пожарный с шаровой головкой

Лом пожарный с шаровой головкой

Лом пожарный легкий (ЛПЛ) применяют для расчистки мест пожара, вскрытия кровель, обшивки и других подобных работах.

Легкий пожарный лом

Легкий пожарный лом

Он представляет собой металлический стержень диаметром 25 мм, верхний конец которого отогнут под углом 450 и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 80. Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его.

Лом пожарный универсальный (ЛПУ) используется для открывания окон и дверей. Он представляет собой металлический стержень с двумя отогнутыми частями.

Универсальный лом пожарного

Универсальный лом пожарного

Ломы изготавливаются из стали Ст45, заостренные их части подвергаются термической обработке.

Пожарные крюки. В пожарной охране используются крюк для открывания крышек колодцев-гидрантов и легкий пожарный крюк. Пожарные крюки входят в комплект пожарных автомобилей.

Пожарные крюки

Легкий пожарный крюк (ЛПК) предназначен для вскрытия конструкций внутри зданий и удаления их с места пожара. Крюк изготовлен из полосовой стали Ст45Н, сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 225 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, с нижней заканчивается ушком для навязывания веревки толщиной 14…17 мм и длиной 1300 мм. Веревка заканчивается петлей длиной 500 мм. Масса крюка 1,5 кг.

Легкий крюк пожарный

Легкий крюк пожарный

Топор пожарный поясной предназначен для перерубания и разборки различных элементов деревянных конструкций горящих зданий. С его помощью пожарные могут передвигаться по крутым скатам кровель. Он может использоваться для открывания колодцев пожарных гидрантов. Топор входит в состав снаряжения бойцов и командиров пожарной охраны и переносится на спасательном поясе и называется поясным.

Топор пожарный поясной

Топор пожарный поясной

Топор пожарный поясной имеет лезвие и кирку . Его лезвие пред-назначено для разборки деревянных конструкций. Кирка используется для проделывания отверстий в кирпичных и бетонных конструкциях, пере-движения пожарных по скатам крыш.

Схема пожарного топора поясного

Схема пожарного топора поясного

Полотно топора изготавливается из высокоуглеродистой стали У7, а его лезвие подвергается термической обработке. Топор насаживается на деревянное топорище и закрепляется к нему металлическими накладками. Топорище изготавливают из твердых сортов древесины (береза, клен, ясень, граб, бук). Топорище не окрашивается, т.к. краска может покрывать поверхностные трещины. Длина топора составляет 350…380 мм, а его масса должны бать не более 1 кг.

Лопата пожарная. Лопата является одним из видов пожарного инвентаря. Используется для тушения небольших низовых пожаров и подачи огнетушащих веществ к очагу воспламенения.

Лопата пожарная

Существует два вида пожарных лопат

Лопата штыковая используется для локализации или тушения небольших возгораний.

Масса: не более 2 кг

Габаритные размеры: 1500х230х170 мм

Лопата совковая предназначена для подачи песка в очаг возгорания.

Масса: не более 2 кг

Габариты: 1400х230х170 мм

Электрозащитные средства используются для отключения электрических проводов. Они входят в комплект для резки электрических проводов. В него входят: резиновые перчатки и галоши (боты), резиновый коврик и диэлектрические ножницы.

Диэлектрические ножницы предназначены для перерезания электрических проводов под напряжением (НРЭП). Рукоятки ножниц имеют электроизоляцию из резины. С помощью ножниц, можно перерезать провода диаметром от 1 до 15 мм под напряжением до 1000 В. они могут перерезать стальную проволоку диаметром до 6 мм. Габаритные размеры ножниц 560х260х60 мм, масса не более 3,5 кг.

Комплект для резки проводов

Комплект для резки проводов

Комплект универсального инструмента УКИ-12М предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций при тушении пожаров. В комплект входит: две универсальные штанги с выдвижными рукоятками и набор сменных рабочих органов. Штанга универсальная имеет фиксирующие устройства для крепления рукоятки в двух положениях и установки одного из рабочих органов.

УКИ-12М

Техническая характеристика УКИ-12М:

  • Максимальный изгибающий момент, Нм – 785 ;
  • Максимальное растягивающее усилие, Н – 1960;
  • Продолжительность замены рабочих органов, с – 10;
  • Время вырезания отверстия диаметром 500 мм в листе кровельного железа толщиной до 0,8 мм, с – 180;
  • Масса штанги универсальной с рукояткой-крюком, кг – 5,3;
  • Масса комплекта в контейнере, кг – 28,0;
  • Габаритные размеры контейнера с инструментом, мм – 1000х295х270;
  • Срок службы, лет – 11.

Инструмент ручной аварийно-спасательный ИРАС предназначен для выполнения операций, связанных с деформацией и разрушением элементов конструкций транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортных происшествиях, а также строительных и других конструкций, поврежденных вследствие аварии или стихийного бедствия, с целью расширения доступа к пострадавшим, ускорения освобождения проезжей части дорог.

ИРАС

Техническая характеристика ИРАС:

  • Максимальный изгибающий момент на рукоятку головки – 220 Нм.
  • Максимальный изгибающий момент на штангу вскрывателя – 160 Нм.
  • Масса полная – 5,0 кг.
  • Масса многоцелевой головки – 3,15 кг.
  • Масса вскрывателя – 1,82 кг.
  • Длина инструмента при выдвинутом вскрывателе – 825 мм.
  • Габаритные размер – 570х67х200 мм.
  • Срок службы – 6 лет.

Механизированный пожарный инструмент

Механизированный пожарный инструмент использует механическую, электрическую или пневматическую энергию. Он облегчает труд пожарных и сокращает время выполнения работ. В пожарной охране используются бензиномоторные, пневматические, гидравлические, электрические и газорезательные инструменты. Название инструмента зависит от вида используемой энергии.

Бензиномоторный инструмент предназначен для выпиливания проемов в деревянных конструкциях зданий и сооружений (в полах, перегородках, стенах и дверных полотнищах). Таким инструментом является бензопила «Урал-5». Она состоит из двигателя внутреннего сгорания, рамы с рукоятками управления, силовой передачи (трансмиссии), пильного аппарата и съемного стартера. Двигатель преобразует энергию сгораемого топлива в механическую и через трансмиссию крутящий момент передается к пильному аппарату, который выполняет работу.

Также к бензиномоторному инструменту относится и УКМ-4 (комплект универсального механизированного инструмента). Он применяется для разрушения деревянных, металлических, кирпичных и бетонных строительных конструкций, а также для удаления дыма. В комплект входят: двигатель, приставка с корундовым прорезным кругом, приставка с пильным аппаратом, отбойный молоток и компактный дымосос.

Электрический инструмент состоит из электродвигателя, редуктора и рабочего инструмента. Электроинструмент использует электроэнергию и вывозится к месту пожара на специальных пожарных автомобилях, оборудованных генераторами переменного тока (автомобиль газодымозащитной службы АГ-20-9 (4331), аварийно-спасательный автомобиль RW-2 (IVECO-MAGIRUS)). Эти автомобили имеют в своем комплекте электропилы, электродрели, аппараты электросварки. Кроме того, в качестве дополнительного электроинструмента могут рассматриваться электро-долбежники и электробетоноломы.

Электропилы применяются для разрушения деревянных конструкций. Электродолбежники и электробетоноломы предназначены для разрушения кирпичных, каменных и бетонных строительных конструкций.

Пневматический инструмент вывозится к месту пожара на пожарных автомобилях, оборудованных воздушными компрессорами. Компрессоры сжимают атмосферный воздух и он в инструменте выполняет работу. В пожарной охране применяются пневматические отбойные молотки и бетоноломы для разрушения каменных, кирпичных и бетонных строительных конструкций.

Для резки металлических конструкций применяются аппараты газовой резки. Для разогрева металла в них используется теплота сгорания ацетилена в кислородной среде.

Все перечисленные инструменты заняли свою «нишу» в проводимых неотложных аварийно-спасательных работах. Научно-технический прогресс не стоит на месте и идея использования энергии движущейся жидкости воплотилась в жизнь с появлением гидравлического аварийно-спасательного инструмента и внедрением его в боевую работу пожарных подразделений.

Гидравлический инструмент начал широко внедряться в подразделениях ГПС сравнительно недавно – с середины 90-х годов ХХ века, поэтому в данной работе основной целью является рассмотрение необходимости применения и дальнейшего распространения гидравлического инструмента в подразделениях Государственной противопожарной службы.

Виды ручного механизированного инструмента в зависимости от привода:

  • от двигателя внутреннего сгорания (бензомоторный);
  • от электродвигателя (электрический);
  • от сжатого воздуха (пневматический)
  • от гидроагрегата или ручного насоса (гидравлический).

Электрический ручной механизированный инструмент:

  • Переносной дымосос ДПЭ-7 с электроприводом.
  • Электропила цепная консольного типа.

Электрический ручной механизированный инструмент

Электрический ручной механизированный инструмент

Бензомоторный ручной механизированный инструмент:

Бензомоторный инструмент

Пневматический ручной механизированный инструмент:

  • Пневмодомкраты эластомерные;
  • Пневмопластыри эластомерные;
  • Отбойные пневматические молотки (бетоноломы).

Пневматический инструмент

Гидравлический ручной механизированный инструмент:

  • Ножницы (кусачки) гидравлические;
  • Разжимы гидравлические;
  • Инструмент комбинированный гидравлический;
  • Домкраты гидравлические;
  • Устройства для вскрытия металлических дверей;
  • Устройства приводные гидравлические (ручные насосы и насосные агрегаты);
  • Гайковёрты гидравлические;
  • Пережиматели труб гидравлические.

ГАСИ

Гидравлические аварийно – спасательные инструменты

Виды, назначение, устройство и краткая техническая характеристика, область и порядок применения.

Гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ) – это:

  • высокие силовые характеристики при малых массе и габаритах;
  • простота и удобство в эксплуатации и обслуживании;
  • многофункциональность;
  • высокая эксплуатационная надежность, возможность использования в разных климатических условиях и др.

Рис.1. Кусачки КГC – 80Х

Предназначены для резания листового металла, труб, профилей, перекусывания арматуры.

Максимальное усилие резания 36,0 тс
Перекусывание:
пруток из арматурной стали до Ø 30 мм
швеллер до № 16
кабель до 90 мм
Раскрытие концов ножей 140,0 мм
Масса 14,0 кг
Габаритные размеры (д/ш/в) 720/225/155 мм

Рис.2. Ножницы комбинированные КНКГС – 80

Применяются для резания металла, труб, перекусывания арматуры из стали, а также для раздвигания, поднимания и удержания грузов в фиксированном положении.

Максимальное рабочее давление МПа (кгс/см 2 ) 82,0(820,0)
Максимальное расширение, мм 330,0
Макс. раздвигающее усилие при открытых челюстях, кН (тс) 97,9 (9,9)
Макс. раздвигающее усилие при закрытых челюстях25мм от наконечников, кН (тс) 39,8 (4,0)
Максимальное усилие резания(в углублении), кН (тс) 388,0(34,7)
Максимальное усилие сжатия между наконечниками, кН (тс) 84,2 (8,6)
Максимальное тяговое усилие,кН (тс) 51,7 (5.2)

Рис.3. Расширитель большой КРБГС – 80

Применяется для перемещения различных объектов, проделывания проходов в завалах, расширения щелей в стыке трудно раздвигаемых объектов. Для удержания грузов в фиксированном положении, деформирования и стягивания

Максимальное рабочее давление МПа, (кгс/см 2 ) 82,0(820,0)
Максимальное расширение, мм 845,0
Максимальное раздвигающее усилие при открытых челюстях кН (т.) 192,5(19,6)
Максимальное раздвигающее усилие при сомкнутых челюстях кН (т.) 66,0 (6,7)
Максимальное усилие сжатиякН (т.) 88,0 (8,3)
Максимальное тяговое усилие кН (т.) 101,2(10,3)
Масса изделия, кг 23,5

Рис.4. Домкрат клиновой гидравлический ДКГ – 80

Применяется для отжатия стальных дверей, фланцев трубопроводов, расширения щелей, где отсутствие зазоров не дает возможности применения других инструментов.

Максимальное рабочее давление МПа (кгс/см 2 ) 82,0(820,0)
Максимальная высота подъёма мм 36,0
Максимальное усилие расширения, кН (тс) 300,0(30,6)
Минимальный зазор для введения губок, мм 4,5
Масса изделия, кг 9,0

Рис.5. Домкрат клиновой гидравлический моноблочный ДКГМ – 80

Применяется для отжатия стальных дверей, фланцев трубопроводов, расширения щелей, где отсутствие зазоров не дает возможности применения других инструментов.

Максимальное рабочее давлениеМпа (кгс/см2) 82,0(820,0)
Максимальная высота подъемамм 36,0
Максимальное усилие расширения, кН (тс) 300,0(30,6)
Минимальный зазор для введениягубок, мм 4,5
Максимальное усилие на ручкеН (кгс) 300,0 (30)
Масса изделия, кг 10,0

Рис.6. Гидроцилиндр КЦГС – 1/80

Применяется для поднятия инженерных конструкций железобетонных плит, автомобилей, а также передвижения других тяжелых предметов.

Максимальное рабочее давление МПа (кгс/см2) 82,0(820,0)
Максимальное усилие расширения, кН (тс.) 183,0(18,7)
Максимальное усилие стягивания, кН (тс.) 55,8(5,6)
Рабочий ход штока, мм 335,0
Количество штоков (шт.) 1
Масса изделия, кг 15,5

Рис.7. Удлинитель барабанный ККУС – 1/15

Применяется в комплекте с гидростанцией для увеличения зоны работ гидроинструмета.

Максимальное рабочее давление МПа (кгс/см 2 ) 82,0(820,0)
Длина рукава, м. 15,0
Масса изделия, кг 5,6

Наносная установка с электроприводом

Рис.8. Наносная установка с электроприводом КНУГ- 1Х1 – 80ЭБ

Применяется для нагнетания рабочей жидкости в рабочую полость гидроинструмента.

Максимальное рабочее давление МПа, (кгс/см2) 82,0(820,0)
Двигатель BOSCH(электрический) 220В, 50Гц2,5 кВт
Производительность 1 ступенидо 22 МПа (220 кгс/см2)Производительность 2 ступенидо 80 МПа (800 кгс/см2) 2200,0800,0
Объём бака рабочей среды, л 1,6
Масса изделия, кг 14,5

КНР-70

кнр-70

Резание металлических профилей и тонкостенных труб, перекусывание арматуры, деформирование и стягивание, поднятие, перемещение грузов.

Автономны, компактны, отсутствуют присоединительные рукава, имеется возможность поворота ножей относительно гидроцилиндра на угол до 360 градусов.

  • максимальный диаметр перекусываемого прутка (сталь 20) на первой впадине – 20 мм;
  • максимальное усилие в режиме расширения – 3 тс;
  • максимальное усилие в режиме стягивания – 4,2 тс;
  • максимальное усилие на рукоятке гидронасоса (не более) – 25 кг;
  • максимальная длина раскрытия концов лезвий – 245 мм;
  • масса изделия, заполненного рабочей жидкостью (не более) – 12 кг.

Подготовка изделия к работе заключается в следующем:

  • — вынуть из тары изделие;
  • — установить на место работы;
  • — проверить герметичность и исправность изделия.

Для чего при крайних положениях исполнительных элементов изделия создать давление 2—3 качаниями рукоятки насоса и выдержать 20—30 секунд, при этом визуально осмотреть изделие на отсутствие течи рабочей жидкости.

В случае обнаружения негерметичности давление стравить поворотом флажка в противоположное направление.

Все проверки и работы с гидроинструментом производить в спецодежде (комбинезоне из непромокаемого материала и т. п.), в перчатках (с покрытием из непромокаемого материала) и в шлеме с защитным смотровым стеклом, т. е. данная экипировка спасателя должна предотвращать попадание рабочей жидкости и возможных осколков в тело.

Изделие КНР-70 установить под поднимаемым объектом либо в зазор между раздвигаемыми объектами.

Установить ножи так, чтобы их плоскости полностью прилегали к поверхностям объекта и опоры.

Удерживая изделие одной рукой за ручку 12 (рис. 1), второй установить флажок 11 на раскрытие ножей и производить работу качанием рукоятки насоса.

По мере движения ножей следить за тем, чтобы меняющееся направление нагрузки не выворачивало ножи.

В противном случае НЕМЕДЛЕННО перевести (флажок 11 в противоположное направление (на сведение ножей) и качанием рукоятки насоса освободить ножи из-под объекта. Переставить изделие в другое место.

При использовании изделия КНР-70 для перекусывания развести ножи и упереть торец вилки 2 в перекусываемый объект (пруток, арматура, уголок и т. д.). По возможности повернуть плоскость ножей по часовой стрелке на угол примерно 10—20o так, чтобы во время перекусывания или перерезывания пруток или лист не затянуло между плоскостями ножей. В процессе перекусывания или перерезывания происходит разворачивание ножей в противоположную предварительному наклону сторону. По достижении определенной величины наклона дальнейшего разворачивания не происходит.

Если все же ПРОИЗОШЛО затягивание прутка, листа между ножами, НЕМЕДЛЕННО произвести разведение ножей.

После первых трех перекусываний прутка диаметром 12 . . . 20 мм необходимо произвести дозатяжку гайки 24 (рис. 2) до выборки зазора. После чего гайку 24 зафиксировать винтом 26. В дальнейшем при увеличенном зазоре между ножами (более 1 мм) произвести дозатяжку гайки 24.

После окончания работы:

  • убрать грязь с поверхностей ветошью;
  • промыть пресной водой изделие, если работы производились в морской воде;
  • протереть ветошью насухо или обдуть сжатым воздухом;
  • протереть крепление ножей;
  • свести ножи;
  • уложить изделие в ящик.

Комби-ножницы ручные КНР-70

Комби-ножницы ручные КНР-70

Рис. 1. Комби-ножницы ручные КНР-70.

1— Гидроблок, 2—Вилка, 3—Ось, 4—Ножи, 5—Тяга, 6—Ручной насос, 7—Рукоятка насоса, 8—Муфта, 9—Рычажок, 10—Рукоятка неподвижная, 11—Флажок, 12—Ручка.

Схема ножниц КНР-70

Схема ножниц КНР-70

Рис. 2. Комби-ножницы ручные КНР-70.

1—Гидроблок, 2—Вилка, 3—Ось, 4—Нож, 5—Тяга, 6—Ручной насос, 7—Рукоятка насоса, 8—Поршень гидроблока, 9—Предохранительный клапан, 10— Клапан I ступени, 11—Флажок, 12—Поршень, 13—Пружина, 14—Патрубок, 15—Клапан всасывания, 16—Клапан нагнетания, 17—Золотник, 18—Бак, 19—Поршень, 20—Манжета, 21—Манжета. 22—Крышка, 23—Крышка гидроблока, 24—Гайка, 25—Обратный клапан, 26—Винт.

  • — применять жидкости, на которые не рассчитано изделие;
  • — оставлять без присмотра изделие при работе;
  • — производить ремонтные работы на работающем изделии;
  • — работать с изделием при наличии течи;
  • — находиться под поднимаемым или опускаемым грузом;
  • — работать в атмосфере, где искра от перекусывания может вызвать взрыв;
  • — работать с ножами, имеющими деформации или зазор между ними более 2 мм.

Современный пожарный инструмент

В России борьбу с пожарами серьезно осложняет слабое оснащение подразделений новым пожарно-техническим оборудованием для вскрытия металлических дверей, оконных решеток, разборки строительных конструкций, вскрытия поверхности горения, удаления дыма и газа, создания разрывов для прекращения распространения пожара. Результат – развитие пожаров до крупных размеров, такие пожары составляют ежегодно около 15% от общего их количества. Хотя в последние годы положение резко улучшилось благодаря появлению российских производителей специального аварийно-спасательного оборудования. Почти во всех подразделениях имеются комплекты аварийно-спасательного инструмента для вскрытия различных конструкций, металлических дверей, оконных решёток, разборки строительных конструкций, вскрытия поверхности горения, удаления дыма и газов, создания разрывов для прекращения распространения огня. Однако, слабая техническая подготовка, техническая выучка личного состава и ослабленный контроль за техническим состоянием и эксплуатацией пожарного инструмента препятствуют его полномасштабному применению.

Для определённых видов работ требуются разные технические средства, в зависимости от материалов конструкций, в соответствии с их тактико-техническими характеристиками.

В настоящее время в России существуют следующие производители специального аварийно-спасательного оборудования:

  • НПФ «Простор» (г. Красноармейск Московской области);
  • МП «Эконт» (г. Москва);
  • фирма «СВК» (г. Обнинск Калужской области);
  • НПФ «Техноком» (г. Москва);
  • фирма «Экстрем» (г. Калининград Московской области);
  • АО «Спрут» (г. Москва);
  • НПП «Чернобыль» (г. Яхрома Московской области);
  • СП «Урал» (г. Екатеринбург);
  • ОАО «Агрегат» (г. Сим Челябинской области);
  • ООО «Комбитех» (г. Москва).

Все указанные фирмы работают по передовым технологиям, постоянно совершенствуя техническую базу и научные разработки. На фирмах работают специалисты оборонных отраслей промышленности и это определяет высокий технический уровень разработок, их надёжность и конкурентоспособность.

Проведя ряд технических исследований и сравнивая параметры ручного и механизированного инструмента российских и зарубежных производителей можно сделать вывод, что отечественный инструмент не только приблизился, но и превзошёл некоторые иностранные образцы.

Это было отмечено в заключении межведомственной государственной комиссии.

Современный гидравлический аварийно- спасательный инструмент имеет высокий коэффициент полезного действия (КПД). Сейчас на основе гидравлического привода разработаны и выполнены наиболее мощные инструменты с высокой удельной силой, т.е. отношением развиваемой силы или выполняемой работы к единице массы инструмента.

Все известные инструменты по функциональным возможностям и набору в составе комплекта можно разделить на три типа.

Первый – универсальный комплект. В него входит до десяти агрегатов, способных вскрывать завалы промышленных, административных и жилых зданий. Комплект предназначен для отыскания и спасения людей, выполнения восстановительных работ при ликвидации последствий транспортных и технологических аварий, природных катастроф, пожаров и других чрезвычайных ситуаций.

Привод инструмента осуществляется дублированной системой: от ручного насоса и от механизированной бензо- или электроприводной насосной станции. Инструмент работает на значительном удалении от привода, так как подключается через шланговую катушку.

К этому типу инструмента относятся комплекты фирм: НПФ «Простор», МП «Эконт» и ООО «Комбитех».

Второй – комплект специального применения. В состав комплекта входят два – три инструмента для выполнения конкретной работы.

Третий – комбинированный комплект. Это единый агрегат, в котором совмещены функции кусачек и ручного насоса. К этому типу инструмента можно отнести ножницы ВНИИПО, резак «Приоритет», комби-ножницы «Мерлан» СП «Урал» и комби-ножницы КНР-70 ОАО «Агрегат».

Что относится к аварийно спасательной технике

МЧС России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

  • Министерство
    • О Министерстве
    • Структура Министерства
    • Комиссии, консультативные и совещательные органы
    • Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации
    • Учреждения системы МЧС России
    • Кадровое обеспечение
    • Мероприятия МЧС России
    • Открытое Министерство
    • Информационные ресурсы
    • Ведомственные СМИ
    • Профессиональные праздники
    • Безопасность граждан
    • Гражданская оборона
    • Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Профилактическая работа и контрольно-надзорная деятельность
    • Координация деятельности территориальных органов
    • Международное сотрудничество
    • Оказание финансовой помощи населению, пострадавшему от ЧС
    • Социальная защищенность сотрудников МЧС России
    • Информационные системы, банки данных, реестры, регистры
    • Медико-психологическое обеспечение МЧС России
    • Аттестация и аккредитация
    • Противодействие коррупции
    • Противодействие терроризму
    • Ведомственная наука
    • Финансы и закупки
    • Пресс-центр
    • Спорт в МЧС России
    • Работа с обращениями граждан
    • Регистрация туристских групп
    • Государственные услуги
    • Итоги деятельности МЧС России
    • Добровольчество (волонтерство) в МЧС России
    • Государственная поддержка СОНКО в МЧС России
    • Федеральные конституционные законы
    • Федеральные законы
    • Указы Президента РФ
    • Постановления Правительства РФ
    • Распоряжения Правительства РФ
    • Нормативные правовые акты МЧС России
    • Нормативные правовые акты Министерств и Ведомств
    • Своды правил
    • Национальные и межгосударственные стандарты
    • Методические материалы
    • Сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов МЧС России
    • Порядок обжалования нормативных правовых актов
    • Проекты актов, разрабатываемых МЧС России
    • Государственные и федеральные целевые (ведомственные) программы
    • Юридическим лицам
    • Перечень обязательных требований
    • Комиссии, консультативные и совещательные органы
    • Контакты пресс-служб МЧС России
    • Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ
    • Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ, осуществляющих надзорные функции в области государственного пожарного надзора
    • Список «Единых телефонов доверия» по субъектам РФ
    • Контакты Центров ГИМС ГУ МЧС России
    • Список телефонов приемных структурных подразделений ЦА
    • Учреждения системы МЧС России
    • Информация для СМИ

    Что относится к аварийно спасательной технике

    Введение в курс «Пожарная и аварийно-спасательная техника»

    Пожарная и аварийно-спасательная техника – это технические средства ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от него.

    Целью изучения дисциплины «Пожарная и аварийно-спасательная техника», является формирование у обучающихся систематизированных знаний, умений и навыков о назначении, принципах работы, устройстве, основных характеристиках, порядке эксплуатации современной пожарной и аварийно спасательной техники, оборудования и пожарно-технического вооружения, приборов и аппаратов газодымозащитной службы и изучение правил их безопасной эксплуатации.

    Знание данной дисциплины позволит специалисту квалифицированно осуществлять свои функции по организации противопожарной защиты на охраняемой территории и объектах.

    Пожарная техника является материальной основой обеспечения тактических решений по тушению пожаров.

    В результате изучения дисциплины обучающиеся должны иметь представление:

    • о зарубежной пожарной технике, пожарно-техническом вооружении
    • (ПТВ);
    • о перспективах развития пожарной техники и ПТВ;
    • о разработке новых и надежных способов тушения пожаров, использовании современных огнетушащих веществ;
    • о разработке и технических характеристиках пожарных воздушных судов, железнодорожных пожарных поездов и пожарных судов (катеров).

    Должны знать:

    • правила эксплуатации и содержания пожарной техники, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), боевой одежды, снаряжения, инструментов, пожарных рукавов и стволов, средств и оборудования пенного и порошкового тушения;
    • общие понятия о средствах пожарной связи и автоматики, противопожарном водоснабжении.

    Должны уметь:

    • применять пожарную технику, пожарно-техническое вооружение и оборудование при тушении пожаров, ликвидации ЧС на ораняемых территориях и объектах;
    • организовать техническое обслуживание и хранение пожарных автомобилей и пожарно-технического вооружения, снаряжения, инструмента, пожарных рукавов и пожарной арматуры, стволов, гидрантов, колонок, ручных пожарных лестниц, СИЗОД, пожарных насосов, пенных средств тушения и огнетушителей;
    • применять СИЗОД, производить проверки, определять и устранять неисправности;
    • производить расчеты расхода кислорода воздуха.

    Иметь навыки:

    • в организации и проведении занятий с личным составом пожарной охраны;
    • в организации испытания пожарной техники и пожарно-технического вооружения;
    • в применении первичных средств пожаротушения;
    • эксплуатации СИЗОД, проведении его проверок;
    • в расчетах кислорода и воздуха, времени работы в СИЗОД.

    Немного истории пожарной техники:

    • 1435 г. — впервые упоминается о насосах состоящих из трубы, поршня и наконечника. Появились медные рукава.
    • 17 век.- в России появились пожарные трубы.
    • 1672 г. — братья Вандегайзе изобрели пожарные рукава.
    • 1927 г. — выпуск первых пожарных автомобилей ЗИС-5.
    • 60-е годы – стала активно развиваться пожарная индустрия.

    В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения, средства связи и т.д.

    Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

    Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

    Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

    Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесные и гусеничные машины, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.

    Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.

    Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).

    Пожарные автомобили состоят из основы транспортного средства (шасси) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкостей для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

    Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания пожарных автомобилей различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА делят на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, делят на ПА общего и целевого применения.

    Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

    Основные ПА общего применения обозначаются так:

    • автоцистерны пожарные – АЦ;
    • пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР;
    • пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
    • пожарные автомобили первой помощи – АПП.

    Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности в качестве главных параметров, определяющих их функциональное назначение используются: вместимость цистерны в м 3 для ПМ, подача насоса в л/с при номинальной частоте вращения вала насоса (АНР, АВД), напор насоса в м.вод.ст. (АВД).

    Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

    Примеры условных обозначений:

    Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, с цистерной вместимостью 5 м 3 воды, насосом с подачей ее 40 л/с, на шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

    Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя по 500 л (0,5 м3), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

    Пример 3. ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131А.

    Специальные ПА используются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийно-спасательного автомобиля

    Примеры условных обозначений: АЛ-30(4310) – пожарная автоцистерна с высотой подъема 30 м, на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

    АСА-20(4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт, на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

    Вспомогательные автомобили обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся грузовые автомобили, топливозаправщики, ремонтные мастерские и др.

    Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

    Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке. На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме тип ПА – например, «АЦ» – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.

    Колена пожарных лестниц, авто — и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

    При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

    Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети напряжения 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания 2±0,5 Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

    Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 111-125 дБ.

    В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

    Введение в курс Пожарная и аварийно-спасательная техника Тема 1

    Программой курса «Пожарно-техническая подготовка» предусматривается изучение материальной части, технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения, оборудования и специальных агрегатов, приобретение обучаемыми навыков их практического использования с учетом знаний, полученных в период прохождения курсовой подготовки.

    Занятия, на которых изучают образцы приборов, агрегатов и механизмов, проводят в специальных классах, а также в условиях практической эксплуатации этих приборов, механизмов, агрегатов на учебно-спортивных площадках, полигонах, объектах. Необходимо широко пользовать плакаты, макеты и другие методические пособия.

    Перед началом практических занятий необходимо провести инструктаж по соблюдению соответствующих требований безопасности и добиваться их соблюдения.

    Теоретические положения следует раскрывать с учетом уровня подготовленности обучаемых и в объемах, необходимых для лучшего понимания устройства пожарной и аварийно-спасательной техники и условий ее эффективного использования при тушении пожаров.

    Автоматические установки сигнализации и извещения о пожаре более детально и глубоко изучаются в объектовых подразделениях ГПС.

    техническая служба МЧС

    Изучение курса в новом учебном году необходимо начать с входного контроля знаний личным составом классификации пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, элементов конструкции и тактико-технических характеристик пожарных и аварийно-спасательных автомобилей основного и специального назначения, находящихся на вооружении подразделения ГПС, территориальной пожарной охраны. Учет такого контроля ведется в журнале учета занятий по основной подготовке, посещаемости и успеваемости личного состава.

    Проверка знания личным составом табеля положенности пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения (специального оборудования), его размещения на пожарном и аварийно-спасательном автомобиле осуществляется при приеме и сдаче дежурства путем устного опроса. Проверка знаний назначения, устройства и принципа действия пожарных стволов, генераторов для получения воздушно-механической пены, ручных пожарных лестниц, пожарных гидрантов и пожарной колонки, порядка и содержания испытания оборудования осуществляется на занятиях, как по данному предмету, так и по пожарно-тактической, пожарно-строевой подготовке и на итоговых зачетах.

    Обязательным является обучение (совершенствование навыков) личного состава практическим действиям при использовании гидроэлеватора при всех схемах гидроэлеваторной системы, пуске в работу установок пожаротушения, выполнении работ с механизированным пожарным и аварийно-спасательным инструментом, установке пожарной насосной станции на водоисточник.

    Основными задачами эксплуатации пожарной техники системы МЧС России являются:

    • своевременное определение потребности, истребование материально- технических и денежных средств, получение,
    • учет и хранение всех видов материально-технических средств, их распределение, выдача (отправка, передача) по назначению, доведение установленных норм до личного состава МЧС России,
    • обеспечение правильного и экономного расходования материально-технических и денежных средств и ведение в установленном порядке соответствующей отчетности;
    • организация технически правильной эксплуатации техники и поддержание ее в постоянной готовности к применению по предназначению;
    • техническое обслуживание и ремонт техники в соответствии с требованиями нормативных и распорядительных документов МЧС России, инструкций по ее эксплуатации предприятий-изготовителей;
    • ввод техники в строй и закрепление ее за личным составом;
    • освоение техники личным составом;
    • создание условий для организации и проведения боевой (профессиональной) подготовки личного состава, воспитательной работы и других мероприятий повседневной деятельности;
    • систематический контроль состояния материально-технических средств должностными лицами территориальных органов и учреждений, в том числе специальной (комплексной) комиссией территориальных органов и учреждений, принятие мер руководителями территориальных органов и учреждений, других подразделений МЧС России по обеспечению сохранности техники, поддержанию ее в постоянной готовности к применению по предназначению;
    • своевременное и правильное списание техники и имущества, выработавших установленный ресурс и непригодных к дальнейшему использованию;
    • отчетность о фактическом наличии техники и имущества;

    Основные понятия технической службы

    Техническая служба (ТС) – вид службы, организуемой в ФПС МЧС России в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, ликвидации ЧС, а также хозяйственной деятельности органов ФПС и его подразделений. Подразделения технической службы – подразделения ФПС, обеспечивающие техническую готовность пожарной и аварийно-спасательной техники, а также материально-техническое снабжение подразделений ФПС.

    Пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара.

    Аварийно-спасательная техника – технические средства для ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения аварийно-спасательных работ.

    Пожарный, аварийно-спасательный автомобиль – пожарная аварийно-спасательная машина на шасси автомобиля.

    Силы и средства технической службы

    Силы ТС составляют сотрудники Управления материально-технического обеспечения ФПС МЧС, личный состав подразделений ТС, водители и мотористы подразделений, а также должностные лица, отвечающие за техническую готовность пожарной и аварийно-спасательной техники. К средствам технической службы относится пожарная и аварийно-спасательная техника, в состав которой входят пожарные и аварийно-спасательные машины с соответствующим вооружением, а также другое специальное оборудование. Основным видом техники являются пожарные и аварийно-спасательные автомобили. В зависимости от назначения пожарные и аварийно-спасательные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобилей первой помощи.

    Специальные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре, либо при ликвидации ЧС. К ним относятся автомобили штабные, газодымозащитной службы, пожарные автолестницы и подъемники, аварийно-спасательные машины общего применения, автомобили обеспечения пиротехнических работ, подвижные химико-радиометрические лаборатории, подвижные водолазные посты и т.д. К вспомогательным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, автокраны, экскаваторы, трактора, а также другие транспортные средства.

    Организация эксплуатации пожарной и аварийно спасательной техники

    Организация эксплуатации пожарной техники

    Пожарная и аварийно-спасательная техника должна применяться только для тушения пожаров, ликвидации аварий, катастроф и их последствий. Техническая готовность автомобилей определяется: – исправным техническим состоянием; – заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами; – укомплектованностью техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда; – соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ Р 50574-2002. Исправным считается автомобиль, техническое состояние которого соответствует требованиям нормативно-технической документации. Неисправным считается автомобиль, техническое состояние которого не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. В этом случае его эксплуатация запрещается.

    Учет пожарных и аварийно-спасательных автомобилей и их работы.

    Учетными документами пожарных и аварийно-спасательных автомобилей являются для всех автомобилей:

    • свидетельство о регистрации (технический паспорт, талон), паспорт транспортного средства; (ПТС находится в ОЭРВиТ УМТО).
    • формуляр;
    • карточка учета работы автомобильной шины;
    • карточка эксплуатации АКБ;
    • журнал учета ТО;
    • эксплуатационная карта учета работы спецоборудования. только для пожарных автомобилей:
    • эксплуатационная карта;
    • путевка на выезд основного пожарного автомобиля.

    Эксплуатационная карта заводится на каждый основной и специальный пожарный автомобиль, является документом учета его работы и заполняется водителем. Правильность внесенных записей контролируется при смене караулов руководителем подразделения.

    Журнал учета ТО пожарного автомобиля заводится на каждый автомобиль и заполняется старшим водителем, а при его отсутствии- ответственным лицом, назначенным начальником подразделения.

    В журнал вносятся записи о техническом обслуживании (непосредственно после его проведения):

    Особенности использования техники караулов

    Техника караулов (дежурных смен, расчетов) должна быть чистой, полностью заправленной эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектована необходимым оборудованием и имуществом, аварийно-спасательным оборудованием и другими комплектующими изделиями согласно установленным нормам табельной положенности (норм обеспечения).

    Перед сменой караулов (дежурных смен, расчетов) в установленное распорядком дня водитель (специалист) сменяющегося караула (дежурной смены, расчета) готовит технику к сдаче, вносит все записи о работе техники за время его дежурства в эксплуатационную карту, личный состав караулов (дежурных смен, расчетов) под руководством командира (начальника) отделения (старшего смены) осуществляет подготовку съемных средств пожарной техники, которыми укомплектовывают пожарные машины, согласно норм установленной табельной положенности (далее – ПТВ) к сдаче согласно обязанностям номеров расчета.

    При смене караулов (дежурных смен, расчетов) специалист (водитель), принимающий технику, в присутствии специалиста (водителя), сдающего технику, проверяет состояние техники, выполнение операций, предусмотренных ежедневным техническим обслуживанием, и делает соответствующую запись в эксплуатационной карте (путевом листе).

    Пожарные автомобили подразделяются на основные и специальные:

    а) основные пожарные автомобили – мобильные средства пожаротушения, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ, пожарного и другого оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников, При этом основные пожарные автомобили подразделяются на пожарные автомобили общего применения, предназначенные для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах, и на пожарные автомобили целевого применения, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, химических, нефтехимических предприятиях в аэропортах и на других специальных объектах;

    б) специальные пожарные автомобили – мобильные средства пожаротушения, предназначенные для выполнения и обеспечения специальных работ на пожаре и проведения других аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации (спасание с высоты, освещение места пожара, вскрытие и разборка конструкций, организация связи, обеспечение работы оперативного штаба, подача огнетушащих средств, проведение технического обслуживания и ремонта техники и имущества и другие).

    Время работы двигателя пожарных автомобилей при проверке состояния техники отечественного производства при смене караулов (дежурных смен, расчетов) не должно превышать:

    • для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем – 3 минуты;
    • для основных пожарных автомобилей целевого применения, пожарных автомобилей с дизельным двигателем и пожарных автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой – 5 минут;
    • для специальных пожарных автомобилей – 7 минут;
    • для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников – 10 минут, для бензоинструмента и мотопомп находящихся в расчете – 0,5 мин.

    Для пожарных автомобилей иностранного производства, автономных агрегатов, входящих в состав пожарных автомобилей, а также приспособленной пожарной техники продолжительность проверки агрегатов во время приема-передачи при смене караулов (дежурных смен, расчетов) устанавливается приказом руководителя территориального органа, учреждения на основании соответствующих нормативных документов и документации завода-изготовителя.

    При обнаружении неисправностей пожарных автомобилей, ПТВ и другого комплектующего оборудования принимаются меры по их устранению водителями и личным составом караулов. В случае невозможности немедленного устранения неисправности пожарного автомобиля он выводится из расчета и заменяется резервным, о чем письменно уведомляется начальник технической службы, служба пожаротушения гарнизона пожарной охраны и соответствующий центр управления кризисными ситуациями МЧС России. При неисправности ПТВ и другого комплектующего оборудования его заменяют исправным, взятым из резерва. Руководитель подразделения принимает меры для восстановления неисправной техники в кратчайшие сроки.

    Решение о замене ПТВ, оборудования и снаряжения принимает начальник караула, а о замене пожарного автомобиля – начальник подразделения МЧС России (при необходимости оперативный дежурный гарнизона) с передачей информации оперативному дежурному гарнизона.

    Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями (специалистами) заступающего и сменяющегося караулов (дежурной смены, расчета).

    При отсутствии резервной техники или ее неисправности соответствующие должностные лица ставят в известность службу пожаротушения гарнизона для принятия мер по выезду пожарного автомобиля из других подразделений гарнизона.

    Личный состав заступающего караула (дежурной смены, расчета) и водитель по табелям оснащения и описям принимают от сменяющегося караула (дежурной смены, расчета) пожарные автомобили, ПТВ, оборудование и средства связи и докладывают командиру отделения об исправности техники, ее укомплектованности ПТВ и оборудованием, надлежащем внешнем виде, о полной заправке топливом и огнетушащими веществами.

    Командир отделения обязан доложить начальнику караула (помощнику начальника караула) о технической готовности пожарных автомобилей к выполнению оперативно-служебных задач.

    Резервные пожарные автомобили принимаются командиром отделения, водителями и личным составом, назначенными начальником заступающего караула.

    Техническое обслуживание

    Техническое обслуживание пожарной техники

    В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, преду­сматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.

    Своевременное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации техники и должно обеспечивать:

    • постоянную готовность техники к использованию;
    • безопасность применения (работы);
    • устранение причин, вызывающих преждевременный износ, старение, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов;
    • надежную работу техники в течение уста­новленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания;
    • минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

    Периодичность и объем работ по техническому обслуживанию техники при повседневном использовании и хранении определяются нормативными и распорядительными документами МЧС России, а также инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию (ремонту) техники предприятий – изготовителей техники.

    Запрещается сокращать объем и уменьшать время работ в ущерб качеству технического обслуживания техники.

    Техническое обслуживание организует должностное лицо, ответственное за МТО территориального органа, учреждения. Техническое обслуживание, как правило, проводится сторонней специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности. Кроме того, при наличии необходимой материально-технической базы и подготовленного персонала техническое обслуживание может проводиться непосредственно силами личного состава учреждения.

    В учреждении техническое обслуживание и ремонт техники проводится в специально предназначенных для этих целей помещениях и местах (на постах) с использованием исправного и соответствующего своему назначению оборудования и инструмента. Личный состав, участвующий в техническом обслуживании техники, проходит необходимую подготовку и специализируется по видам работ, за полноту и качество которых он несет ответственность.

    При использовании техники вне пункта постоянной дислокации учреждения ее техническое обслуживание проводится с использованием штатных подвижных средств технического обслуживания и ремонта или сторонними специализированными организациями в порядке, установленном руководителем учреждения, или в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами (контрактами) с указанными организациями.

    Учреждения с небольшим количеством техники для выполнения работ по техническому обслуживанию, сезонному обслуживанию и текущему ремонту по указанию руководителя вышестоящего органа управления могут прикрепляться к учреждениям, имеющим штатные средства технического обслуживания и ремонта техники.

    Техника, прошедшая техническое обслуживание, должна быть исправной, заправленной положенными эксплуатационными материалами, чистой, отрегулированной, смазанной. Все агрегаты, сборочные единицы, механизмы, приборы и другое оборудование должны быть надежно закреплены, работать и соответствовать требованиям инструкции завода-изготовителя.

    Качество выполненного технического обслуживания техники может проверяться с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.

    О проведенных технических обслуживаниях и ремонтах техники делаются соответствующие отметки в ее паспортах (формулярах), месячных планах эксплуатации и план-графиках проведения технических обслуживаний.

    Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание машин возлагается на руководителя учреждения и командиров (начальников) соответствующих структурных подразделений. Они обязаны обеспечить его проведение в установленные сроки, предоставляя при необходимости для этого время, средства и материалы.

    Техническое обслуживание шасси специальной техники совмещается с соответствующим по пробегу (времени) техническим обслуживанием (регламентом) установленных на них оборудованием и механизмов.

    При несовпадении периодичности равнозначных по объему видов технического обслуживания техники, оборудования, механизмов и шасси специальной техники периодичность технического обслуживания шасси устанавливается такой же, что и для установленном на нем оборудовании и механизмов. Изменение периодичности технического обслуживания шасси допускается только в сторону уменьшения (сокращения) периодичности.

    Для проведения технического обслуживания шасси специальной техники при необходимости может привлекаться личный состав экипажа (расчета).

    Техническое обслуживание техники в зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды:

    а) для техники повседневного использования:

    • контрольный осмотр (перед выходом из пункта постоянной дислокации учреждения, при заступлении личного состава на дежурство с привлечением техники, на привалах и остановках, перед преодолением водной преграды и после ее преодоления);
    • ежедневное техническое обслуживание (далее – ЕТО);
    • техническое обслуживание техники на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений);
    • номерные виды технического обслуживания (далее – ТО-1, ТО-2 и т.д.);
    • сезонное техническое обслуживание (далее – СО);

    б) для техники, содержащейся на хранении:

    • ежемесячное техническое обслуживание;
    • полугодовое техническое обслуживание;
    • годовое техническое обслуживание;
    • регламентные работы.

    Кроме указанных видов технического обслуживания на технике устраняются неисправности и проводятся другие работы, а также может проводиться подготовка техники к эксплуатации в сложных условиях и к ее транспортированию.

    На основании нормативных и распорядительных документов МЧС России в учреждениях на каждую имеющуюся единицу техники разрабатываются инструкции по проведению технического обслуживания, выдаваемые в соответствующие структурные подразделения. Указанные инструкции не разрабатываются на те виды технического обслуживания, которые проводятся сторонними специализированными организациями на основании заключенных в установленном порядке соответствующих договоров (контрактов).

    Контрольный осмотр проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, в целях проверки и подготовки техники к выполнению предстоящей задачи. Во время контрольного осмотра проверяются: наличие (и при необходимости производится дозаправка) горючего, масла и охлаждающей жидкости; исправность агрегатов, систем и механизмов, обеспечи­вающих безопасность движения (работ); отсутствие подтеканий горючего, масла, охлаждающей жидкости и утечки воздуха; выполнение необходимых крепежно-регулировочных работ, а также проводится при необходимости устранение выявленных неисправностей.

    Ежедневное техническое обслуживание проводится специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, и при необходимости личным составом расчета ежедневно по окончании работы (по возвращении с пожара, с аварийно-спасательных и других неотложных работ), а также при смене караулов (дежурных смен, расчетов) в целях поддержания техники (в том числе установленного на технике специального оборудования) в готовности к использованию, обеспечения безопасности движения техники (производимых на технике работ). Оно включает заправку (в том числе огнетушащими веществами), мойку, смазку, проверочные и необходимые крепежно-регулировочные работы, а также при необходимости устранение выявленных неисправностей. Во время проведения ежедневного технического обслуживания при необходимости проводится замена неисправного ПТВ, пожарных рукавов и индивидуального снаряжения.

    Техническое обслуживание на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений) выполняется специалистом (водителем), осуществляющим управление техникой, в объеме требований нормативных и распорядительных документов МЧС России, а также инструкции по эксплуатации соответствующего предприятия-изготовителя.

    Номерные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и т.д.) имеют целью обеспечить безотказную работу техники, снизить интенсивность изнашивания деталей, выявить и предупредить отказы и неисправности. Номерные виды технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и т.д.) проводятся в объемах и с периодичностью, установленной соответствующим предприятием-изготовителем и (или) по результатам технического диагностирования. Указанные виды технического обслуживания могут иметь другие наименования, устанавливаемые соответствующими предприятиями-изготовителями (например, ТО-10 000, ТО-65 000 и др.).

    Для техники караулов (дежурных смен, расчетов), за исключением плавсредств, периодичность проведения технических обслуживаний устанавливается согласно приложению № 14 к настоящей Инструкции.

    Сезонное техническое обслуживание техники проводится два раза в год в целях подготовки и обеспечения надежной работы техники в осенне-зимний или весенне-летний периоды эксплуатации. В сроки, устанавливаемые соответствующими нормативными и распорядительными документами МЧС России, по планам, утверждаемым руководителем территориального органа, учреждения, проводится подготовка личного состава, парков (гаражей, стоянок и др.), а также средств технического обслуживания и ремонта к эксплуатации техники в зимний или летний периоды.

    Дата перехода на режим зимней (летней) эксплуатации и применения зимних (летних) норм расхода ГСМ объявляется приказом соответствующего руководителя.

    Сезонное техническое обслуживание техники заключается в проведении очередного номерного технического обслуживания и до­полнительных работ в соответствии с предстоящим периодом эксплуатации и инструкциями по эксплуатации соответствующего предприятия-изготовителя.

    При сезонном техническом обслуживании техники может проводиться:

    • промывка, продувка сжатым воздухом, проверка и регулировка приборов системы питания двигателя;
    • замена сезонных смазочных материалов и специальных жидкостей в агрегатах и механизмах техники;
    • подкраска или полная окраска техники.

    При подготовке техники к эксплуатации в зимний период дополнительно к сезонному техническому обслуживанию проводятся:

    • проверка и подготовка к работе средств подогрева двигателя, обогрева кабины, кузова, отсеков, установка средств утепления;
    • подключение к системе охлаждения и проверка работы предпускового подогревателя двигателя и отопителей;
    • заправка системы охлаждения двигателя низкозамерзающей жидкостью;
    • удаление конденсата из трубопроводов и каналов системы регулирования давления воздуха в шинах, систем пневматических приводов тормозов, систем воздушного управления и пуска.

    При подготовке техники к эксплуатации в летний период дополнительно к сезонному техническому обслуживанию проводятся:

    • отключение от системы охлаждения двигателя предпускового подогревателя и отопителей;
    • снятие с техники средств утепления и сдача их на склад.

    В целях подготовки личного состава к действиям при эксплуатации техники в зимний (летний) период проводятся соответствующие занятия, на которых изучаются:

    • порядок подготовки и правила эксплуатации машин в предстоящий период;
    • эксплуатационные материалы и правила их применения;
    • особенности управления техникой в предстоящий период эксплуатации;
    • способы и средства повышения проходимости техники и правила их применения;
    • меры безопасности при прогреве двигателя и при обращении с ядовитыми охлаждающими жидкостями.

    В ходе подготовки личного состава к действиям при эксплуатации техники в зимний период, кроме того, практически изучаются:

    • порядок пуска холодного двигателя при низкой температуре воздуха;
    • средства, облегчающие пуск холодного двигателя;
    • средства обогрева и поддержания нормальной температуры двигателя в движении и на стоянках;
    • особенности эксплуатации специальных агрегатов техники и оборудования при низких температурах.

    В конце занятий проверяется знание личным составом особенностей эксплуатации техники в предстоящий период. Лица, показавшие неудовлетворительные знания и практические навыки, к управлению техникой не допускаются.

    К занятиям с личным составом могут привлекаться сотрудники подразделений материально-технического обеспечения, представители соответствующих предприятий-изготовителей или сторонних специализированных организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт техники, имеющейся в территориальном органе, учреждении.

    Подготовка парков (гаражей, депо, стоянок) к эксплуатации техники в зимний (летний) период включает проверку состояния, ремонт и наладку на режим работы в предстоящий период парко-гаражного оборудования, специализированных пунктов (помещений, площадок), а также подвижных средств технического обслуживания и ремонта и других элементов. Неиспользуемое парко-гаражное оборудование приводится в порядок и консервируется.

    Техническое обслуживание техники при ее хранении заключается в проведении работ установленных соответствующими инструкциями завода-изготовителя по ее эксплуатации (хранению). Кроме того, проводится проверка состояния, очистка техники от пыли и грязи, проверка и восстановление защитных покрытий и гер­метизирующей оклейки, проведение других необходимых работ.

    За некачественное (неполное) проведение технического обслуживания, повлекшее за собой снижение уровня безопасности использования техники, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Ремонт пожарных автомобилей

    Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и обеспечению их безотказной работы.

    Он может выполняться по потребности или после определенного пробега.

    Ремонт, связанный с разборкой или заменой агрегатов и узлов, должен выполняться, как правило, по результатам предварительного диагностирования.

    В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:

    • для автомобилей – текущий, средний, капитальный;
    • для агрегатов – текущий, капитальный.

    Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения его работоспособного состояния путем восстановления или замены отдельных агрегатов (в том числе одного основного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведения необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.

    Перечень основных агрегатов, базовых и основных деталей пожарных автомобилей определен в приложении № 15 к настоящей Инструкции.

    Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных (поврежденных) механизмов, деталей (кроме базовых) и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других ремонтных работ.

    Текущий ремонт пожарного автомобиля или отдельного агрегата проводится по потребности, выявленной при эксплуатации (по заявкам водителей) или при контрольных осмотрах.

    Текущий ремонт пожарного автомобиля должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до очередного ТО-2.

    Средний ремонт пожарного автомобиля проводится в целях восстановления его работоспособного состояния путем выполнения более сложных и трудоемких операций. При этом предусматривается, как правило, замена двигателя, требующего капитального ремонта, ремонт или замена отдельных агрегатов (в том числе двух – четырех основных), окраска кузова и проведение других ремонтных работ.

    Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании указанного автомобиля в соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта.

    Капитальный ремонт пожарного автомобиля проводится в том случае, если:

    • кузов, кабина, цистерна, пожарный насос и не менее двух основных агрегатов базового шасси требуют капитального ремонта;
    • его техническое состояние по результатам диагностирования признано неудовлетворительным (установлено снижение динамических качеств, мощности, увеличение расхода ГСМ и запасных частей).

    Агрегат направляется на капитальный ремонт, если:

    • базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата;
    • работоспособность агрегата не может быть восстановлена или его восстановление экономически нецелесообразно при текущем ремонте.

    Основным методом ремонта является агрегатный метод, при котором неисправные агрегаты и механизмы на ремонтируемом автомобиле заменяются новыми или отремонтированными, взятыми из оборотного фонда. Примерный перечень составных частей машины, рекомендуемых для включения в оборотный фонд и количество оборотных агрегатов указан в приложениях № 16 и 17 к настоящей Инструкции.

    Агрегатный метод применяется в случаях, когда трудоемкость работ по устранению неисправности превышает трудоемкость работ по снятию агрегата, требующего ремонта, и установке отремонтированного или нового агрегата.

    При отсутствии оборотного фонда допускается применять индивидуальный метод ремонта, при котором неисправный агрегат снимается, ремонтируется и устанавливается на тот же автомобиль. Детали ремонтируемого агрегата не обезличиваются и устанавливаются на тот же агрегат.

    Необходимость в капитальном или среднем ремонтах определяется комиссией, состоящей из представителей технической службы, командира (начальника) подразделения, за которым закреплен автомобиль, старшего водителя (водителя).

    Постановка пожарного автомобиля в ремонт оформляется актом сдачи (выдачи).

    В случае выхода пожарного автомобиля из строя в установленном порядке проводится служебная проверка (разбирательство) для установления причин выхода его из строя и принятия мер к виновным лицам.

    Техническое состояние пожарного автомобиля, агрегатов или узлов, сдаваемых в капитальный ремонт, и качество его выполнения должны соответствовать требованиям соответствующе нормативной документации на капитальный ремонт.

    Планирование ремонтов пожарных автомобилей осуществляет подразделение технической службы территориального органа.

    План-график технического обслуживания техники, содержащейся на хранении, составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 18 к настоящей Инструкции за один месяц до начала планируемого года.

    Допускается составление единого план-графика технического обслуживания и ремонта.

    Выписки из указанных планов-графиков направляются в соответствующие подразделения, автомобили которых подлежат ремонту.

    Перед разработкой плана-графика ремонтов необходимо подготовить данные по пробегу, времени проведения последнего ремонта или ТО, техническому состоянию пожарного автомобиля.

    Нормы пробега пожарных автомобилей и моторесурс их основных агрегатов до капитального ремонта определяются согласно приложению № 19 к настоящей Инструкции.

    Корректирование норм пробега до капитального ремонта пожарных автомобилей осуществляется в зависимости от условий эксплуатации.

    Пожарный автомобиль направляется на ремонт в подразделение технической службы согласно годовому плану-графику. На пожарный автомобиль составляется акт сдачи (выдачи).

    Автомобили (агрегаты), сдаваемые в ремонт в подразделение технической службы, по своему техническому состоянию и комплектности должны соответствовать требованиям соответствующей нормативной документации на ремонт транспортных средств.

    Разукомплектовывать пожарные автомобили (агрегаты) или заменять их составные части и детали неисправными запрещается.

    Пожарные автомобили, нуждающиеся в капитальном ремонте, независимо от способа доставки, должны быть в состоянии, обеспечивающем их передвижение своим ходом (кроме аварийных), при условии, что их техническое состояние обеспечивает безопасность движения.

    Персональную ответственности за несоответствие технического состояния и некомплектность машин (агрегатов), нуждающихся в ремонте, требованиям соответствующей нормативной документации, а также за несвоевременность их поставки несет соответствующий командир (начальник).

    Время простоя пожарного автомобиля при среднем ремонте не должно превышать 30 календарных дней, а при капитальном ремонте – 60 дней. Если в течении установленного срока выдача автомобиля (агрегата) заказчику не будет произведена командир (начальник) подразделения технической службы сообщает об этом в отдел технической службы территориального органа для принятия соответствующего решения.

    Отремонтированный пожарный автомобиль (агрегат) подвергается диагностированию (при наличии поста диагностики) или испытаниям:

    • пожарный автомобиль – пробегу 2 – 5 км;
    • агрегат – работе продолжительностью 0,5 часа.

    Пожарный автомобиль после ремонта получают соответствующий командир (начальник) и старший водитель (водитель) по акту сдачи (выдачи) пожарного автомобиля (агрегата).

    При замене в процессе ремонта номерных агрегатов их номера указываются в акте сдачи (выдачи) автомобиля (агрегата).

    Подразделение технической службы заправляет выдаваемый автомобиль смазочными материалами и специальными жидкостями по установленным нормам.

    Руководитель подразделения технической службы несет ответственность за качество выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту.

    Перед постановкой на боевое дежурство пожарный автомобиль подвергается:

    • после капитального ремонта – пробегу 400 км и работой специальных агрегатов продолжительностью 2 часа;
    • после среднего и текущего ремонтов (с заменой или при капитальном ремонте одного из основных агрегатов) – пробегу 150 км и работе специального агрегата продолжительностью до 2 часов.

    Обязанности должностных лиц по обеспечению исправного состояния техники

    Начальник гаража (для подразделений федеральной противопожарной службы – старший водитель) отвечает: за исправность техники и имущества подразделения; за правильную эксплуатацию, хранение и своевременный ремонт техники и имущества; за учет расходования ГСМ; за ведение технической документации.

    На начальника гаража (для подразделений федеральной противопожарной службы – старшего водителя) возлагаются:

    • организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта техники учреждения;
    • осуществление действенного контроля за техническим состоянием и организация содержания техники в учреждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России;
    • организация и контроль проведения работ по техническому обслуживанию техники в учреждении (сторонних специализированных организациях);
    • ведение паспортов (формуляров) техники, соответствующей учетной документации учреждения;
    • организация проведения своевременного ремонта техники и обкатки (испытания) техники;
    • обеспечение экономного расходования и правильного применения горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей;
    • осуществление контроля расходования, реализации и списания в установленном порядке материально-технических средств;
    • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и отказов техники в работе;
    • организация своевременной регистрации техники в соответствующих органах и ВАИ МЧС России, ее страхование и проведение технического осмотра
    • организация подготовки техники к прохождению ежегодного технического осмотра;
    • контроль выполнения личным составом требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России по охране труда, защите окружающей среды и пожарной безопасности при эксплуатации транспортных средств;
    • доклад начальнику подразделения о замечаниях по содержанию и эксплуатации техники;
    • принятие участия в работе комиссий по проведению инвентаризаций материально-технических средств;
    • участие в организации конкурсов по скоростному маневрированию и оперативному развертыванию техники подразделения;
    • осуществление иных полномочий в соответствии с решениями руководителя учреждения.

    Водитель (механик-водитель, машинист, моторист или иное лицо, осуществляющее непосредственное управление (использование) техникой) (далее – водитель) отвечает за сбережение закрепленных за ним техники и имущества, их исправность и готовность к использованию.

    На водителя возлагаются:

    • знание устройства, технических возможностей и правил эксплуатации закрепленных за ним техники и имущества;
    • умение управлять (использовать) закрепленной за ним техникой днем и ночью в различных условиях в любую погоду;
    • содержание техники и имущества исправными и в постоянной готовности к применению (использованию), проведение мероприятий по продлению срока службы техники и имущества;
    • знание и неукоснительное соблюдение (в зависимости от вида техники) требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России, определяющих порядок передвижения (использования) техники, команды, сигналы регулирования и управления;
    • знание периодичности и объема работ по техническому обслуживанию, межремонтного ресурса (межремонтного пробега) и срока службы (срока работы) закрепленной за ним техники и имущества;
    • выполнение работ по текущему ремонту, а также проведение специальной обработки, закрепленной за ним техники и имущества;
    • знание сортов и норм расхода горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, применяемых к закрепленной за ним техникой, недопущение их перерасхода;
    • знание причин основных эксплуатационных неисправностей техники, умение их обнаруживать и оперативно устранять, недопущение поломок техники;
    • проведение проверки технического состояния техники перед выходом ее из пункта постоянной дислокации и ведение наблюдение за ней во время движения (работы), обращая особое внимание на исправность основных элементов, обеспечивающих безопасность движения и выполняемых работ;
    • при управлении техникой или ее использовании иметь при себе оформленные в установленном порядке соответствующие документы;
    • знание и соблюдение норм загрузки техники, правил посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов;
    • умение пользоваться схемой маршрута и ориентироваться на местности в любых условиях обстановки;
    • своевременное оформление и представление в соответствующее подразделение путевой (рабочей, судовой) документации (путевых листов, рабочих листов агрегата, судового журнала и других документов);
    • в условиях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ безотлучно находиться при технике и не менять ее местонахождения без разрешения старшего руководителя (начальника), использовать любую возможность для контрольного осмотра, технического обслуживания техники и устранения неисправностей, внимательно следить за командами и сигналами, быстро и четко их выполнять; соблюдение мер безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации техники и имущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *