Что относится к составляющим элементам межличностного общения
Перейти к содержимому

Что относится к составляющим элементам межличностного общения

  • автор:

Что относится к составляющим элементам межличностного общения

10. Общение. Межличностные отношения

1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц для взаимного познания, установления (развития) отношений, взаимовлияния, регуляции совместной деятельности.

В процессе общения происходит:

В общении выделяются:

— содержание (передаваемая информация),

— средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические средства).

2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.

Структура общения по Г. М. Андреевой:

— коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,

— интерактивная составляющая – взаимодействие людей,

— социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.

Виды коммуникации (и коммуникативные средства):

— кинетика (мимика, пантомимика),

— паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),

— проксемика (организация пространства и времени в общении),

— визуальное общение (контакт глаз).

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность.

Коммуникативные барьеры – обстоятельства, препятствующие эффективной передаче информации.

3. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений и, таким образом, с социализацией.

Общественные отношения – официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи, являющиеся ведущими в регулировании всех видов отношений.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Элементы межличностных отношений:

— когнитивный (гностический, информационный) – понимание информации, задействованной в межличностных отношениях,

— аффективный – эмоциональные переживания: от дизъюнктивных (негативных, разделяющих) через индифферентные до конъюнктивных (позитивных, сближающих), обусловливается социокультурными нормами групп,

— суггестивный – связанный со внушением,

— поведенческий, регулятивный: симпатия определяет доброжелательность.

4. Построение отношений по вертикали и по горизонтали.

Развитие межличностных отношений обусловливается особенностями общающихся:

— полом (у мужчин контакты шире, важнее совместная деятельность, большая эмоциональная сдержанность, стремление к показу достижений и притязаний),

— возрастом (сужение контактов при создании семьи и рождении детей и расширение впоследствии),

— состоянием здоровья (влияние физических недостатков на Я-концепцию),

5. Межличностная совместимость – оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Показатели межличностной совместимости:

Принципы сходства и взаимодополнительности – «формула дружбы».

Межличностная привлекательность. Обаяние. Зависит от физического и социального облика, способность к пониманию и сопереживанию.

Эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Уровни:

— высшая форма = когнитивная + эмоциональная + поведенческая.

Одна из основных форм проявления эмпатии – симпатия. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся. Симпатия и антипатия могут быть как однонаправленными (без взаимности) так и разнонаправленными.

Эпатийность как свойство личности.

6. Влияние условий на формирование межличностных отношений:

— экстремальные,
— жизнь в большом городе и селе,

— отдых или работа.

Стремление быть в обществе выше в приятных условиях (радость) и в угрожающих обстоятельствах.

Стремление к одиночеству выше в неприятных обстоятельствах (нервное напряжение) и в ситуации, требующей сосредоточенности.

Предположение: люди стремятся быть в обществе себе подобных по четырем причинам:

— чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от неуверенности,

— чтобы получить положительную стимуляцию посредством живого общения,

— чтобы добиться внимания и похвалы,

— чтобы получить эмоциональную поддержку.

В ситуации дистресса стремление человека к общению определяют три компонента:

— социальное сравнение – сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить, насколько она уместна),
— редукция (уменьшение, ослабление) тревоги – тяга к более спокойным людям,

Дистресс может снижать аффилиативные тенденции:

— если он связан с переживанием неловкости, стыда,

— если переживается мощное эмоциональное потрясение.

Возможно, в этом случае человек избегает усиления своих эмоций в процессе их обсуждения.

7. Аффилиация (англ. affiiation – соединения, связь) – потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях любви и дружбы.

Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд, прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие, выражение поддержки

Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации, является привязанность.

Динамичность развития межличностных отношений – от знакомства до дружбы. (Число «поглаживаний» по Эрику Берну.)

Мощный фактор, питающий аттракцию и дружбу, – сходство.

— общее предметное содержание (общность интересов, целей),

— различие в темпераменте (?).

Чувство влюбленности переживается иначе, чем дружба: вначале чувство сексуального влечения приводит к возникновению любви-страсти. Партнер идеализируется.

Основные элементы межличностного общения.
материал

Основные компоненты межличностного общения. Как самостоятельный процесс культурное общение включает в себя три основных компонента восприятие, взаимодействие, взаимоотношение.

В современной психологии восприятие человека человеком понимается как непосредственное отражение их друг другом. Этот процесс пронизывает общение от начала до конца. При установлении взаимодействия в процессе общения человек всегда исходит из определенных личных потребностей, интересов, устремлений. Всех, с кем у него есть возможность установить взаимодействие, он относит к определенным категориям и в соответствии с этим строит с ними взаимоотношения.

Личность как партнер по общению может представлять для нас различную ценность. В основном оценка здесь идет по морально-личностным качествам, информированности, по роду любительских увлечений, по складу характера, по физической привлекательности. Восприятие во многом предопределяет содержание и результаты общения. Во-первых, от него зависит то, с кем именно мы будем взаимодействовать. Во-вторых, восприятие решающим образом влияет на достижение согласованности в действиях. В-третьих, восприятие и связанные с ним понимание и взаимопонимание определяют уровень удовлетворенности общением в целом.

Восприятие всегда обусловлено тем, какие конкретные цели мы преследуем, что именно ищем в других людях. Оценка и отношения складываются без всякой предвзятости на них не влияют никакие привходящие обстоятельства. Структуру взаимодействия можно представить в качестве трехчленного процесса. Первый его элемент — налаживание связей. Второй элемент — прием и оценка информации. И третий — принятие решения и последующие практические совместные действия субъектов. Любое взаимодействие начинается с установления связи. Без этого невозможен ни обмен информацией, ни формирование благоприятных для общей деятельности отношений.

Связь почти всегда носит комплексный характер включает в себя осведомление, эмоции, побуждение к действию. В зависимости от конкретной направленности общения один из этих компонентов становится ведущим. Мы можем выдвигать на первый план разные задачи сообщить своему партнеру какие-то новые сведения, пробудить в нем определенные переживания, склонить к определенным действиям или образу поведения.

Соответственно и взаимодействие способно быть по своим результатам не только положительным, но и отрицательным. Для ситуаций на уроках иностранного языка последнее является сравнительно редким, однако оно существует, и это приходится учитывать и в теории, и в практике организационной и воспитательной работы. Несмотря на то, что свободное общение изначально ставит людей в равные позиции, степень проявления их активности может быть различной.

Здесь мы вплотную подходим к проблеме распределения инициативы взаимодействующих субъектов. Анализ опыта показывает, что позиции, в которые попадает человек в процессе общения, зависят от ряда обстоятельств. Прежде всего, большое значение имеют цели и намерения тех, кто вступает в контакт. Если человек заранее ориентирует себя на выдачу информации и у него есть для этого основания, он вполне естественно становится лидером разговора диалога, беседы и т. д И наоборот тот, кто предпочитает добывание новой информации, играет в общении более скромную роль. Дело значительно осложняется, если на инициативу претендуют сразу несколько человек.

Здесь возможны разные варианты. Один из них — поочередное владение инициативой. Второй — борьба за инициативу, в результате которой она переходит в руки одного из партнеров. Несколько иначе происходит распределение инициативы там, где общение опосредовано предметно-практической деятельностью. В таком случае каждый, ориентируясь на статус другого, подбирает для себя соответствующую роль и позицию.

При предметно-практической деятельности в рамках стабильной общности мы наблюдаем несколько видов воздействия людей друг на друга, Прежде всего, здесь, как и при свободном общении, имеет место информирование и взаимоинформирование. Решение сложных задач, связанных с совместной деятельностью, почти всегда предполагает инструктирование, в процессе которого уточняются способы взаимодействия и функции действующих лиц. Третий вид воздействий — стимулирование человека на определенные практические шаги или образ поведения.

В коллективных занятиях любительского типа этот вид воздействия играет ведущую роль. Там, где все построено на полной добровольности, нельзя обойтись только информированием и инструктированием. Здесь особенно важно, чтобы человек сам захотел действовать в нужном направлении. А для этого надо повлиять на его потребности и на его мотивационную сферу, что и составляет основную функцию процесса стимулирования.

В результате взаимодействия между людьми возникают определенные взаимоотношения. Это третий и наиболее важный компонент любого общения. По своей психологической сути общение и есть практическое выражение установившихся взаимоотношений. И не случайно социальная психология квалифицирует взаимоотношения как основную, определяющую сторону общения.

Термин отношение употребляется в двух смыслах. В первом понимании отношение квалифицируется как выражение позиции человека к различным объектам окружающего мира. Отражая в себе общую социальную направленность личности, такое отношение проявляется в форме потребностей, интересов, ценностных установок и взглядов личности. Отношение во втором смысле — это взаимосвязь и взаимозависимость между людьми. В отличие от отношения к предметам и явлениям, отношение человека к другим людям имеет взаимный характер и выступает как взаимоотношение.

Сложившиеся и складывающиеся в процессе культурного общения межличностные отношения можно разделить на три основных вида. Первый вид — формальные, или, как их еще называют, функционально- деловые, отношения. Даже самая простая деятельность невозможна без продуманного распределения обязанностей, без деловой взаимозависимости, без определенных требований друг к другу. Эта структура создается для того, чтобы сделать общность управляемой и успешно выполнять поставленные задачи.

Формальная структура всегда базируется на более или менее развитой структуре неформальных отношений. Между ними существует ярко выраженная зависимость неформальные отношения с самого начала рождаются на базе какого-то делового взаимодействия. Психологическую природу неформальных отношений можно объяснить следующим образом. В условиях добровольной и интересующей всех деятельности люди никогда не строят свои контакты на чисто функциональных началах.

Третьим видом межличностных отношений являются отношения избирательные. Это наиболее высокая разновидность положительного отношения людей друг к другу. Практически они выступают в форме товарищества или дружбы и предполагают не только симпатию, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие.

Сущность и составляющие культуры межличностного общения в социальных группах

Для успешного осуществления любой продуктивной коллективной деятельности необходимы знания о закономерностях взаимодействия людей в группе, о тех внутригрупповых свойствах и процессах, которые, собственно, и обеспечивают психологическую эффективность совместной деятельности людей.

Группа — это определенное число людей, которые регулярно взаимодействуют или контактируют друг с другом и считают себя некоей отличной от других общностью. Члены группы связаны друг с другом той или иной зависимостью. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [2, с. 59].

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

  • 1) восприятие и понимание людьми друг друга;
  • 2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
  • 3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомстве молодых людей друг с другом.

В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения.

Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования их общностей (например, школьного класса или производственной бригады рабочих). При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращает на себя внимание как сходство, так и различие между ними.

Сходство заключается в том, что общение в них выступает необходимым условием бытия, этих объединений, фактором, от которого зависит успешность решения стоящих перед ними задач.

На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то. что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада — то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т.д. [2, с. 62].

Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.

Культура межличностных отношений является праксеологичний отраслью этического знания, исследующая мораль с точки зрения реализации Она рассматривает определенную систему морально-этических ценностей: моральные и этические принципы, правила поведения и общения, поведенческие и коммуникативные образцы, на которые ориентируются люди в процессе социальной взаимодействующих.

На уровне обыденного сознания культура межличностных отношений как социальный феномен объединяет гуманистическую мораль и этикет, является разновидностью общения и поведения, благодаря морально-этическим принцип памяти уважения, вежливости, тактичности, достоинства, благородства и ответственности гармонизирует человеческие отношения в любой социальной плоскостей.

Главным требованием, основным основополагающим принципом культуры отношений является действенность контроля за эмоциями, аффектами (лат Аffectus-душевное волнение, эмоция) Первичная роль в подчинении страстей нале ежить морали, которая является одной из форм общественного сознания, традиционным социальным институтом, обеспечивающим регуляцию межличностных отношений в соответствии с определенной нормативной базы Основной составляющей а также одной из простейших форм морального императива (лат иmperativus — требование) моральная норма [4, с. 102].

Интегрирующей составляющей культуры межличностных отношений является ценностный идеал личности — исторически обусловленный образец нравственных качеств и приличных манер, который влиял на формирование поведенчески-коммунникативного стандарта.

В современном мире культура позитивных межличностных взаимоотношений является признаком цивилизованности, критерием качества межличностных отношений. Структуру современного этикета преимущественно определяет культура общения, которая предстает как культура вербального общения (речевой этикет) и культура невербального общения (язык тела).

Культура вербального общения представлена системой модальностей общения, опирающегося на морально-этические, языковые правила и отражает уважительное отношение человека к другим людям и к себе

К культуре вербального общения относится культура поздравления, обращения, титулование, диспута, проведения переговоров и т.д. Все они являются элементами речевого этикета и должны соответствовать определенным п правилам и нормам.

К культуре невербального общения относится культура жестов, прикосновения, взгляда, одежды. Основой ее тоже является идея о «должном» или «приличном», т.е. она нормативно определена. Так, во многих странах существуют запреты на определенные жесты. Культура невербального общения в целом имеет визуальный характер и во многом ориентирована на национальную моральную культуру.

Высокую культуру общения демонстрирует коммуникативно компетентный человек, который успешно применяет арсенал морально-этических норм и правил, удачно определяет характер человека, с которым общается.

Итак, неотъемлемыми элементами культуры межличностных отношений является гуманистическая мораль и основные элементы современного этикета — культура манер, культура вербального и невербального общения, коммуникативная компетентность и т.п. Она находит свое отражение в различных социальных практиках, в частности в родстве, в экономической, профессиональной сфере деятельности.

Говоря о культуре межличностного общения в бизнес-среде, можно отметить следующее.

Культура межличностных отношений в деловой сфере конкретизируется бизнес-культурой и служебным этикетом. Бизнес-культура — система морально-этических принципов деловой этики и этикета, которые регулируют отношения между людьми в процессе предпринимательской или коммерческой деятельности, отражающие уровень нравственности бизнеса и культуры и делового общения Служебный этикет — совокупность целесообразных правил поведения, которые улучшают отношения между людьми в процессе их профессиональной деятельности в любой организации [9, с. 125].

Если бизнес-культура охватывает морально-этические принципы ведения бизнеса (англ business — дело, предприятие, занятие), обусловленные спецификой различных форм экономической деятельности, то служебный этикет распространяется на все области человеческой деятельности — медицину, политику, науку, право, менеджмент.

Существенным измерением нравственной культуры общества в деловой сфере является профессиональная этика — система моральных требований, основывается на осознании профессионального долга, соблюдении этических норм, связанных их с его выполнением.

Служебный этикет в горизонтальном измерении («коллега — коллега») предусматривает соблюдение определенных требований [13, с. 124]:

  • 1) при исполнении служебных обязанностей обращаться друг к другу на «Вы»;
  • 2) обращаться со всеми коллегами вежливо и тактично;
  • 3) не критиковать личные качества сотрудников. Критикуя выполнения коллегой его профессиональных обязанностей, всегда аргументировать свою точку зрения, предлагать альтернативные решения и действия;
  • 4) не переводить работу на своих коллег;
  • 5) критику своей работы не воспринимать слишком лично При этом не обвинять других, не оправдываться и не защищаться, если вы неправы, лучше учесть конструктивные пожелания и поблагодарить за них;
  • 6) не опаздывать на работу, поскольку это является проявлением пренебрежения к распорядку в организации и коллег по работе;
  • 7) все дела делать своевременно, в противном случае ничего думать о хорошем счету и карьерный рост;
  • 8) обязательно сохранять технологические, кадровые и другие тайны, соблюдать конфиденциальность в нерабочее время;
  • 9) учитывать интересы сотрудников, партнеров, клиентов, толерантно относиться к другим точкам зрения;
  • 10) соблюдать культуры собственной речи, использовать устную и письменную речи в соответствии с собственного статуса и статуса собеседника, избегать жаргона, идиоматических выражений, двусмысленности, языковые их ошибок;
  • 11) использовать одежду в соответствии с деловой моды и должности, которую приходится занимать;
  • 12) не допускать доверительных отношений с сотрудниками, личностные, деловые качества которых недостаточно изучены;
  • 13) инициировать общение с коллегами на профессиональные, служебные темы, изучать их опыт, избегать в разговоре личным вопросам, высказываний беспокойства, страха перед новой работой;
  • 14) не допускать кривотолков, сплетен, оценочных суждений относительно других людей.

Резюмируя, можно сказать, что в коллективах с положительным моральным, психологическим климатом наблюдается высокая корпоративная культура, показателями которой являются потребность в труде на благо коллектива и для личной профессиональной реализации, творческое отношение к своим обязанностям, инициативность. В межличностных отношениях царят взаимодоверие, уважение, взаимно-информированность, взаимовыручка. Для таких коллективов характерны высокая мобильность, сплоченность. Отсутствие надлежащей культуры в отношениях порождает неблагоприятную нравственно-психологическую атмосферу, что проявляется в доминировании корыстолюбия, пренебрежении к коллегам, равнодушия и неприветливости в общении, распрях и интригах, невозможности использовать групповой потенциал, снижении результативности работы.

Межличностное взаимодействие как отношение между людьми

Взаимоотношения детей

Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте

На чтение 6 мин Просмотров 2.3к. Обновлено 13.01.2019

Русский язык имеет слово «отношение», которое произошло от глагола «относить». Этот глагол подразумевает, что один человек что-то относит другому человеку.

Но специфично то, что мы говорим не о вещи, которая относится другому человеку, а о чем-то идеальном, о том, что может существовать лишь в сознании человека (в его мыслях, эмоциях, в его оценках и представлениях).

Поэтому если говорить об отношениях, то нужно подразумевать некую субъективную связь, которая возникает у индивида с любым внешним объектом, будь то вещью или другим индивидуумом.

Это проявляется в том, как индивидуум эмоционально реагирует на предмет своего отношения, как его категоризирует и какие шаблоны поведения, касаемо к объекту вырабатывает.

А.В. Киричук считает, что это целостная система, состоящая из избирательных связей индивидуума с окружающей действительностью. Под данным понятием следует понимать те смыслы, которые несут для человека определенные явления, объекты или люди. Опыт взаимодействия с объектом формирует отношение человека к этому объекту и к самому себе.

Межличностные же взаимодействия – это те субъективные связи, которые возникают и развиваются между индивидуумами и которые влияют на способы оказания взаимных влияний во время взаимодействий.

В.Н. Куницина считает, что отношения – это связи, формирующиеся между предметами, величинами и действиями, а также взаимосвязь различных элементов единой системы, а также взаимодействие различных систем друг с другом.

Под личностными взаимоотношениями она понимает субъективные связи, существующие между индивидуумами.

В.А. Соснин под личностными взаимоотношениями понимает не только субъективные взаимные взгляды людей, которые проявляются в методах их взаимных влияний, которые оказываются объектами отношений в процессе общей деятельности.

Это также и целая система ожиданий, установок и стереотипов, возникающая у людей друг ко другу. От деловых отношений, а также от общественных, межличностыне отношения часто становятся психологическими или экспрессивными, так как они глубоко затрагивают эмоциональную сферу сознания.

Е.О. Смирнова считает, что межличностные отношения не обязательно являются лишь диадными, но они также возникают между людьми, объединенные узами одной группы – например, между членами семьи, членами команды или коллектива на работе.

В таких обстоятельствах эти отношения выражаются в оказываемых друг на друга воздействия во время различных видов совместной деятельности или общения.

Схема межличностных отношений

Таким образом, межличностные отношения – это взаимные связи, которые образуются между индивидуумами и которые проявляются в том, каким образом они влияют друг на друга.

Люди, относящиеся к разным социальным, экономическим, этническим и другим группам по разному формируют взаимодействия, которые оказывают воздействие на самореализацию индивидуума и помогают ему раскрыть свои индивидуальные возможности.

Основные принципы

Отношения, которые возникают между разными людьми во время взаимодействия, базируются на таких принципах:

  • применение общепринятых нравственных норм;
  • осознание своей индивидуальной личности;
  • познание личности другого человека на уровне эмпатии;
  • принятие личности этого человека.

Межличностные контакты – это связи, формирующиеся между людьми, и связи эти могут либо осознаваться, либо не осознаваться. Основой возникающих контактов являются эмоции, возникающие к своему партнеру в процессе совместной деятельности.

Составляющих межличностных взаимодействий

Межличностные отношения состоят из трех составляющих: это информационный (конгнитивный) компонент, аффективный компонент и поведенческий компонент.

Наличие информационного элемента подразумевает то, что человеку нравится или не нравится в возникших контактах.

Аффективный элемент проявляется в том, какие эмоции переживают люди по отношению к возникающим взаимосвязям.

Эмоциональный компонент является главным в межличностных отношениях. Обычно он включает в себя либо положительные эмоции, либо отрицательные эмоции, а также различные конфликты состояний, чувство удовлетворенности собой или партнером, а также эмоциональное восприятие себя и партнера.

Содержание эмоций (часто именуют валентностью) формируется в два направления: от позитивных эмоций (конъюктивных) к нейтральным (индифферентным) или к негативным эмоциям (дизъюктивным). Эта последовательность может быть совсем иной, главное, что в ней присутствуют все эти компоненты.

Проявления межличностных отношений

Межличностные отношения могут проявляться по-разному.

Конъюнктивные эмоции могут выражаться в самых разных позитивных и если человек их демонстрирует, то это говорит о его готовности к сближению. Нейтральное отношение к другому индивидууму проявляется в индифферентных чувствах. Это может быть заметно по его равнодушию, безучастности и пр.

Если же человек в различных формах выражает свои негативные эмоции, то это говорит о возникших дизъюнктивных чувств к партнеру, что демонстрирует нежелание дальше сближаться и общаться. Часто бывает так, что межличностные отношения носят амбивалентный характер, то есть очень противоречивы.

Люди склонные к тому, чтобы вступать в межличностные отношения с теми, с кем взаимодействуют. При этом они проявляют конвенциональные эмоции и чувства таким образом, что это либо способствует взаимному пониманию партнеров по общению, либо затрудняет их взаимодействие.

Причем люди, которые относятся к разным группам по социальному или профессиональному или этническому признаку, то они используют разные невербальные приемы общения.

Поведенческие составляющие

Что же касается поведенческого составляющего элемента системы межличностных взаимоконтактов, то он проявляется в конкретных действиях человека. Если, к пример, человеку нравится его партнер, то это будет выражаться в доброжелательном поведении, которое будет проявляется в желании оказать помощь и наладить продуктивное взаимодействие. Если же партнер человеку не нравится, то это будет затруднять взаимодействие.

Существует огромное множество интерпретаций, находящихся между этими двумя полюсами поведенческого фактора. Представители разных социокультурных групп по разному проявляют поведенческий фактор.

Главным механизмом, формирующим взаимодействия между индивидуумами, является эмпатия. Эмпатия – это механизм, с помощью которого люди познают друг друга и развивают отношения друг с другом.

Я.А. Коломинский пишет о том, что эмпатия сама по себе также является структурой, состоящей из трех уровней.

Первый уровень (основной) эмпатии – это конгитивная эмпатия, которая провяляется в том, что человек понимает эмоциональное состояние своего партнера, и для этого ему не нужно изменять свое собственное состояние.

Эмпатия второго уровня – это эмоциональная эмпатия. Человек не просто понимает другого, но и сопереживает ему, что свидетельствует об эмпатическом реагировании.

Эмпатия третьего уровня – это конгнитивная эмпатия, которую можно считать высшим уровнем. Она же включает в себя и остальные два уровня. На этом уровне человек не только понимает эмоции другого, и не только сопереживает ему, но и в действиях пытается ему помочь. Так человек совершает практическую помощь для того, чтобы оказать поддержку своему партнеру. Все эти три уровня тесно взаимосвязаны между собой.

Таким образом, межличностные отношения – это взаимные связи, которые образуются между индивидуумами и которые проявляются в том, каким образом они влияют друг на друга.

Люди, относящиеся к разным социальным, экономическим, этническим и другим группам по разному формируют межличностные отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *