Что такое дорожно транспортное происшествие обж
Перейти к содержимому

Что такое дорожно транспортное происшествие обж

  • автор:

Что такое дорожно транспортное происшествие обж

Бесплатная
Консультация:
Москва и МО

С-Петербург и ЛО

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Учет ДТП Росстатом

В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

  • Погибший — лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
  • Раненый — лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

  • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
  • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
  • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
  • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
  • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
  • времени совершения (дням недели, времени суток).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП — бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также «иной вид ДТП«. Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? «Ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)

Поведение при дорожно-транспортном происшествии

Дорожно-транспортное происшествие – это происшествие, при котором в результате движения по дороге или съезда с нее по крайней мере одного транспортного средства травмируется или погибает человек или наносится имущественный ущерб.

ПЕРЕД ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМ ПРОИСШЕСТВИЕМ

Самое важное – уметь предвидеть подстерегающую опасность. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий является не столько техническая неисправность или плохая организация движения, сколько неправильные действия участников движения. Зачастую к тяжелым последствиям приводит не какая-либо конкретная ошибка, а стечение обстоятельств.

Во многих случаях дорожно-транспортные происшествия имеют психологические причины – почему-то у многих возникает страсть к рискованным поступкам. Риск – это выбор таких действий, которые в случае неудачи приводят человека в худшее положение, чем было до этого:

  • водители выбирают такую скорость движения, которая не подходит для данных обстоятельств;
  • водители совершают опасные обгоны;
  • пешеходы переходят проезжую часть в местах с плохой видимостью;
  • пешеходы переходят проезжую часть между движущимися автомобилями или выходят на нее из-за припаркованных транспортных средств;
  • сознательно игнорируются правила дорожного движения;
  • велосипедисты движутся по проезжей части, не зная правил дорожного движения.

Любой риск совершенно не оправдан, если более опасный вариант сознательно выбирается только для того, чтобы «испытать себя». Многие люди попросту недооценивают опасность и рискуют лишь затем, чтобы внести в повседневную жизнь острые ощущения.

Опасность, как правило, недооценивается по двум причинам:

  • человек не осведомлен;
  • человек может быть осведомлен об опасности, но в силу беспечности или самонадеянности не желает утруждать себя соблюдением правил.

Зачастую определяющий фактор таков, что люди прекрасно знают о факторах риска, однако полагают, что несчастье может произойти с кем угодно, только не с ними.

В дорожном движении безопасность означает способность человека не создавать в ходе движения аварийные ситуации, а если такая ситуацию все же сформировалась, то успешно противостоять опасности (независимо от того, возникла ли она по собственной вине или нет). Словом, это способность избегать опасности. Важно уметь успешно действовать в любой неординарной ситуации.

ВО ВРЕМЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Если непосредственно перед аварией Вы находитесь в автомобиле и видите, что столкновения не избежать, то постарайтесь защитить себя.

Если едущий сзади вас автомобиль по каким-либо причинам вот-вот въедет в заднюю часть Вашего автомобиля, то постарайтесь вжаться в спинку кресла, а затылок прижать к подголовнику. Самая большая опасность при наезде сзади – это опасный для жизни перелом шейных позвонков.

Если предстоит удар спереди и Вы пристегнуты ремнем безопасности, постарайтесь, руками и предплечьями защитить лицо и в частности глаза, уменьшая опасность повреждения осколками.

Если ремни безопасности отсутствуют, тогда – во избежание опасного для жизни удара о руль или лобовое стекло – бросьтесь на сиденье, приняв горизонтальное положение.

Если в транспортном средстве на заднем сидении отсутствуют ремни безопасности, то, перед ударом, опять же, «упадите» на сиденье, в горизонтальное положение.

Последствия дорожно-транспортных происшествий и возможные травмы

Дорожно-транспортным происшествиям сопутствуют очень опасные для людей и сложные травмы, которые могут быть самыми разнообразными. Как правило, дело касается множественных переломов костей, резаных ран мягких тканей и разрывов внутренних органов. Даже тогда, когда внешних повреждений визуально не видно и, на первый взгляд, кажется, что все в порядке, следует остерегаться худшего. Неизменным спутником автомобильных аварий обычно является тяжелое сотрясение. Даже при столкновении с, казалось бы, незначительной скоростью 20 км/ч сила удара превышает силу тяжести тела в 6-7 раз. Человек не в состоянии собственной силой смягчить последствия удара.

В случае столкновения передней части автомобиля с любым объектом скорость резко меняется. Внезапное торможение смягчают сплющивание капота, ремни- и подушка безопасности, детское кресло. Если водитель и пассажиры не пристегнуты ремнями безопасности, то при столкновении они словно бы продолжают двигаться с прежней скоростью и со всего размаха ударяются о руль или приборную панель. Масштабы повреждений зависят от эластичности тканей и веса тела. Типичными являются травмы грудной клетки в результате удара о руль, травмы головы, нанесенные верхней частью лобового стекла или осколками стекла. От резкого движения головы назад повреждается шейный отдел позвоночника, а от удара коленями о нижнюю часть приборной панели ломаются бедренные кости. У водителя от резкого выпада головы вперед и удара ей об руль часто рвется аорта. Кроме того, типичны переломы ребер и грудины, а также ушиб сердца.

В случае наезда на автомобиль сзади, головы водителя и пассажиров резко запрокидываются назад, что часто вызывает повреждения в шейном отделе позвоночника. Во избежание этого на сиденьях должны быть установлены хорошие подголовники.

В случае бокового столкновения автомобилей, водителя и пассажиров обычно выбрасывает наружу, что может сопровождаться опасными для жизни травмами. Причиной других травм, возникающих при боковом ударе, является прямой механический фактор. Когда автомобиль переворачивается через крышу, водитель и пассажиры ударяются головой о потолок, что часто приводит к перелому позвоночника в шейном отделе, а если двери автомобиля открываются, то сидящих выбрасывает наружу.

Правда, ремни безопасности тоже могут вызывать травмы, но они всегда легче, чем травмы, полученные без ремней безопасности. Ремень безопасности может вызвать переломы ребер и ключицы и даже разрывы печени.

В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль может загореться. Основной причиной этого является утечка топлива или масла и поврежденная электрическая система. Пожар в транспортном средстве обычно начинаются с проводки в моторном отсеке (риск возникновения искр). Столь же опасен и глушитель автомобиля, так как он имеет очень высокую температуру, и топливо, вытекающее в случае протечки топливного бака, может загореться. Так как в транспортных средствах имеется достаточно горючего материала (изоляция проводов, топливо, масла, внутренняя обивка салона, шины), а скорость распространения огня очень высока, то обычно по прибытии спасательной команды спасать уже особо нечего.

В целом, можно сказать, что из-за множества различных факторов риска дорожно-транспортные происшествия могут иметь очень тяжелые последствия и всегда непредсказуемы, и поэтому, несомненно, гораздо легче предотвращать их, чем справляться с последствиями.

ПОСЛЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Ваши основные действия, если Вы попали в дорожно-транспортное происшествие:

по возможности держите под рукой огнетушитель, так как существует опасность возгорания транспортного средства;

если автомобиль загорелся, постарайтесь вытащить из него пострадавшего, не ставя при этом под угрозу свою жизнь;

проверьте состояние попавших в аварию людей (обратитесь к ним — реагируют ли они, проверьте дыхание и пульс, осмотрите внешние повреждения, выясните, где болит);

если имеется шейная шина и Вы умеете ее накладывать, то воспользуйтесь ей;

беседуйте с пострадавшим(и), проверяя, находятся ли они в сознании;

при необходимости проведите оживление.

Помощь другим участникам движения

Человек, оказавшийся свидетелем дорожно-транспортного происшествия, невольно берет на себя большую ответственность. Каждый несет ответственность за оказание помощи пострадавшим, но готовность к этому у всех разная. Немногие умеют оказывать необходимую первую помощь, но все в состоянии в какой-то мере помочь с вызовом помощи.

Если Вы оказались там, где произошло дорожно-транспортное происшествие, или оно происходит прямо у вас на глазах, то в первую очередь нужно подойти и заговорить с тем(и), кто находится в автомобиле. Попытайтесь войти в контакт с пострадавшим, обращаясь к нему.

Таким путем можно выяснить, есть ли пострадавшие и находятся ли участники происшествия в сознании. Если находящиеся в автомобиле способны к общению, надо спросить у них, все ли целы и не нужно ли вызвать скорую помощь. Если серьезных травм ни у кого нет, то участники происшествия сами должны решить, хотят ли они вызвать на место полицию или нет. Однако если Вам покажется, что тот, кто был за рулем, возможно употреблял алкоголь, то полицию нужно вызвать непременно. Если выяснится, что кто-то пострадал, то о происшествии надо незамедлительно уведомить центр тревоги по телефону экстренной помощи 112.

Если автомобиль поврежден, то перед оказанием им помощи следует устранить риск пожара. Во избежание возгорания аварийного транспортного средства следует по возможности отсоединить от автомобильного аккумулятора минусовой провод. Зачастую сделать это трудно из-за того, что передняя часть автомобиля сплющена. Старайтесь предупредить всякую возможность возникновения искр. Если автомобиль загорелся, используйте для его тушения огнетушитель. Он должно быть во всех автомобилях. В настоящее время в транспортных средствах имеются в основном порошковые огнетушители массой 2 кг. В случае возгорания или опасности возгорания немедленно возьмите огнетушитель.

Пожар в транспортных средствах обычно начинается с моторного отсека. Самый эффективный способ – это направить струю при тушении туда, а затем закрыть капот, чтобы огонь не разгорелся с новой силой.

Если Вы сами находитесь на месте происшествия без машины (в одиночку) и огнетушитель взять негде, тогда сразу начинайте заниматься пострадавшими.

На месте происшествия часто бывает невозможно предпринять достаточные меры, поэтому крайне важно, чтобы то малое, что удается сделать, было выполнено правильно.

Уведомление центра тревоги

Центр тревоги должен задать уведомителю следующие вопросы:

Что случилось? Разъяснение ситуации (как произошла эта авария? сколько автомобилей в ней участвовало?).

Где произошла авария? Место аварии как можно точнее. Поскольку дорожно-транспортные происшествия могут, как правило, происходить только на дорогах, всегда можно каким-то образом разъяснить центру тревоги правильное местоположение. Если Вы точно не знаете, где Вы сейчас находитесь, то можете объяснить, откуда и куда Вы сейчас движетесь. После этого с помощью карты центр тревоги может выяснить, где Вы находитесь. Кроме того, если Вы сообщаете о несчастном случае по мобильному телефону, то можно задействовать получающую все более широкое распространение систему определения местоположения мобильных телефонов.

Ваше имя, контактный номер телефона и отношение к этой аварии (были ли Вы участником этой аварии, видели ли аварию со стороны, попали ли на место происшествия в качестве прохожего, когда авария уже случилась?).

Есть ли в транспортном средстве пострадавшие, сколько их?

Каковы их травмы? Это очень важно, хотя обычный человек с трудом может это объяснить. Главное, что может сказать каждый человек – это в сознании ли пострадавшие, в т. ч. способны ли они к контакту; есть ли у них кровотечение; дышат ли они; есть ли у них пульс.

Загорелся ли автомобиль и имеется ли видимая опасность этого? (под видимой опасностью имеется в виду утечка из топливного бака и запах бензина или дизельного топлива).

В каком положении находится(-ятся) транспортное средство (транспортные средства)? На колесах, на боку, на крыше или другое?

Находятся ли пострадавшие в автомобиле или вне его?

Нарушено ли движение? Если совершившие аварию транспортные средства находятся на дороге, то движение обычно нарушено, если же в кювете или вне дороги, то это обычно не препятствуют движению.

Не идет ли речь о грузовике, который перевозит опасное вещество? Если участником аварии является какой-либо грузовик, то нет ли на нем оранжевых знаков опасности? Не видно ли утечки? На транспортном средстве, перевозящем опасные грузы, четко различимы знаки опасности.

Центр тревоги располагает 1 минутой, чтобы получить эту самую важную информацию, после чего возможно выслать помощь, а затем приступить к уточнению ситуации.

ВНИМАНИЕ! Расскажите как можно более спокойно, что произошло и что Вы видите, и ответьте на заданные вопросы!

Оказание первой помощи

Если в транспортном средстве есть пострадавшие, то сначала необходимо быстро выяснить их состояние. Если начать вытаскивать пострадавших из автомобиля до проведения необходимых обследований и оказания первой помощи, то можно нанести им дополнительные травмы, или, в случае опасных для жизни травм, даже вызвать смерть. Единственным исключением является ситуация, когда автомобиль горит. В этом случае оценка состояния жертвы не имеет существенного значения. Если Вы можете помочь жертве выбраться из машины, не подвергая опасности собственную жизнь, то это нужно сделать незамедлительно.

Исследуя состояние жертвы сначала необходимо проверить, имеется ли у пострадавшего:

  • сознание;
  • дыхание;
  • сердечная деятельность;
  • затем обращают внимание на признаки кровотечения и шока.

В случае дорожно-транспортных происшествий очень велика опасность травм позвоночника. Если есть какие-либо подозрения на это, то пострадавшего нельзя двигать. Если на пассажирах не было ремней безопасности, очень велика опасность множественных травм, когда пострадавший получает одновременно две или более травмы (повреждения грудной клетки, головы, шейного отдела позвоночника, бедренных костей).

Типичные повреждения при происшествиях с мотоциклами – это черепно-мозговые травмы и переломы голеней.

Травмы велосипедистов имеют тот же характер, что и у мотоциклистов, но более легкие. До прибытия скорой помощи важно поддерживать жизненно важные функции пострадавшего и избегать причинения ему дополнительных травм.

Вытаскивать пострадавшего из автомобиля – это, как правило, работа профессионалов, которую должны выполнять одновременно несколько человек. Если нет прямой необходимости вытаскивать пострадавшего из транспортного средства (транспортное средство не горит, не находится в воде и т. д.), то лучше подождать прибытия спасателей и скорой помощи. Если Вы подозреваете у пострадавшего травму позвоночника, то попытайтесь прежде всего зафиксировать его шею. Фиксация шеи означает ее удерживание в неподвижном положении. Для этого лучше всего установить на шею специальную шейную шину, но подойдут и опоры, сделанные из подручных средств. Это действие предотвращает повреждение спинного мозга. Постарайтесь запомнить, что если пострадавшего абсолютно необходимо убрать с места происшествия, то его не перетаскивают, а осторожно волокут, чтобы как можно меньше его двигать и создавать как можно меньшую нагрузку.

Если транспортное средство перевернулось на крышу и внутри находится человек, пристегнутый ремнем безопасности и висящий вниз головой или в ином положении, эту ситуацию следует считать очень опасной. Вес человеческого тела достаточно велик для того, чтобы, упав на голову, он получил серьезные повреждения (тем более, если он уже травмирован). Чтобы избежать такой ситуации, пострадавшего нужно вначале передвинуть так, чтобы его ноги коснулись пола (в данном случае полом будет потолок транспортного средства). Хорошо, если он сможет поддержать себя руками, и помощник тоже его поддержит. Только тогда, когда пострадавший зафиксирован в положении с надежной опорой о пол, можно расстегнуть крепление ремня безопасности.

Действия полиции, службы спасения и скорой помощи

Когда на место происшествия прибудут оперативные службы, тогда там начнутся действия, построенные на относительно твердых правилах.

Полиция при необходимости перекроет движение, оградит место происшествия и приступит к предварительному расследованию причин аварии.

Служба спасения устранит риск возникновения пожара и поможет пострадавшим выбраться из автомобиля.

Скорая помощь окажет первую помощь и транспортирует пострадавших в больницу.

Главная цель всех этих действий – спасение человеческой жизни. Вся деятельность должна быть направлена на то, чтобы пострадавший как можно скорее получил медицинскую помощь, избежав новых повреждений.

Как правило, оказать первую помощь возможно, даже если пострадавший зажат в транспортном средстве, поэтому срочное вытаскивание пострадавшего необходимо только в том случае, когда автомобиль горит. Непременно обыскиваются также и ближайшие окрестности места происшествия, потому что люди в шоке могут убежать в лес, и, кроме того, кто-то из пострадавших может попытаться пойти за помощью.

В таком случае Вы должны находиться за ограждающей лентой, но если у Вас есть информация, которую должны знать оперативные работники, то сообщите ее (если Вы видели, как произошла авария; если Вы видели, кто был за рулем; если Вы видели, что кто-то покинул место происшествия и т.д.).

НИКОГДА НЕ МЕШАЙТЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ ОПРЕПТИВНЫМ РАБОТНИКАМ, НО ДАЙТЕ ИМ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ!

Дорожно-транспортное происшествие ( ДТП )

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая среда, либо причинен иной материальный ущерб.

Дорожно-транспортное происшествие, в свою очередь, является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешеходов, повреждений дорог, путей, придорожных сооружений и транспортируемых грузов.

Дорожно-транспортное происшествие может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами — ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами. Для анализа причин и факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий в целях планирования мероприятий по их предупреждению и устранению во всех странах мира ведется учет дорожно-транспортных происшествий.

Во всем мире от дорожно-транспортных происшествий погибает 200-300 тыс. и получает ранения свыше 4-5 млн. чел.

Статистические соотношения по видам дорожно-транспортных происшествий следующие:

  • столкновение транспортных средств — 20-25 %;
  • опрокидывание транспортных средств — 15-20 %;
  • наезды на пешеходов — 30-40 %;
  • наезды на неподвижные препятствия — 3-6 %;
  • наезды на другие виды транспорта и животных — 1-10 %
  • падения пассажиров — 2-3 %;
  • прочие происшествия — 3-5%.

В России в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах ежегодно погибает 30-35 тыс. чел.

Профилактика дорожно-транспортных происшествий направлена на ослабление влияния или полную ликвидацию факторов, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям. Эти факторы связаны с автомобилем, дорогой и человеком. Требования безопасности применительно к автомобилю включают как улучшение его технического состояния в процессе эксплуатации, так и совершенствование конструкции самого автомобиля. Предупреждению дорожно-транспортных происшествий способствует повышение качества дорожного покрытия и пропускной способности улично-дорожной сети, а также рациональная их конфигурация. Необходимо применение современных средств регулирования движения: телеавтоматических систем с использованием ЭВМ, многопрограммных контроллеров и т.п. В разработке профилактических мероприятий по сокращению числа дорожно-транспортных происшествий человек как участник движения занимает центральное место. Снижение уровня аварийности и травматизма может быть достигнуто совершенствованием мастерства водителей, улучшением дисциплины пешеходов и водителей транспорта. За нарушение правил дорожного движения в зависимости от характера нарушения и тяжести вредных последствий установлена гражданская, административная, уголовная ответственность, либо применяются меры общественного воздействия. К ответственности привлекаются: водители и владельцы транспортных средств — источников повышенной опасности, должностные лица, виновные в выпуске на линию технически неисправных транспортных средств, в неисправном содержании дорог и сооружений на них и т.п., пассажиры транспортных средств и пешеходы, если они своим поведением на улично-дорожной магистрали создали аварийную обстановку.

Источник: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Cт. 4873.

Основные причины ДТП

ДТП на дорогах

Ежегодно в мире в авариях погибает большое количество людей. В РФ это количество составляет 25000. Выезжая на трассу, водитель фактически подвергается риску. Ведь причины ДТП на трассах разные. Где-то случаются из-за невнимательности, где-то из-за нарушения правил, а где-то – в результате цепочки случайных событий. Давайте проанализируем актуальную ситуацию и ознакомимся со статистикой.

Основные причины ДТП на дорогах

В числе основных причин дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах:

Причина №1. Нарушение ПДД.

Частая причина ДТП – нарушение правил дорожного движения. Среди них есть те, которые встречаются наиболее часто: Езда на высокой скорости там, где этого нельзя делать. Некоторые водители не обращают внимание на дорожные знаки, ограничивающие скорость движения. К примеру, там, где разрешено двигаться со скоростью 60 км/ч, некоторые едут под 100 км/ч, а иногда даже быстрее. Скорость реакции на такой скорости, конечно, существенно снижается. А учитывая состояние многих автодорог, нередко все это заканчивается плачевно. Несоблюдение ПДД при проезде перекрестков. Игнорирование правил проезда перекрестков также может привести к ДТП. Хотя в автошколах больше всего уроков посвящено именно этой теме, большинство аварий случается именно на перекрестках. Проезд на красный, мигающий желтый – это лишь малая часть нарушений. Выезд на «встречку», проезд на красный. Во время агрессивной езды автовладельцы могут выезжать на встречную полосу, тем самым подвергая опасности себя и других участников дорожного движения. При этом нарушители ПДД допускают также пересечение перекрестка на запрещающий сигнал светофора. Лихачество часто дорого обходится. Результат — поврежденные автомобили, городское имущество, травмирование пешеходов и пассажиров автомобилей. Внезапная смена полосы. Резкое изменение траектории движения, особенно без использования сигнала светового указателя поворота соответствующего направления, часто заканчивается ДТП. Несоблюдение дистанции. Безопасная езда предполагает нахождение на дистанции в 4 секунды от впереди идущего ТС. Движение «вплотную» — не самая лучшая идея, так как времени на реагирование не остается.

Получить водительские права в Москве

Обучение на категории А и В в удобное время и кратчайшие сроки!

Причина №2. Неисправности ТС.

  • неисправности тормозов;
  • неэффективная работа тормозов;
  • люфт рулевого управления, который превышает 10 градусов;
  • поломки рулевого управления;
  • неисправность гидравлики рулевого управления;
  • неисправность осветительных приборов;
  • малая высота протекторов, а значит плохое сцепление с автодорогой;
  • повреждения шин;
  • неисправности системы вывода отработанных газов.

Причина №3. Неуважение других участников движения.

Иногда неуважение к другим участникам дорожного движения проявляют владельцы дорогих автомобилей, которые считают, что имеют право нарушать ПДД, подрезать или не пропускать автомашины, которые дешевле. От таких водителей страдают не только автомобилисты, но также велосипедисты, мотоциклисты и другие участники дорожного движения.

Плохие автодороги

Причина №4. Плохие автодороги.

Одна из внешних причин ДТП – плохое состояние асфальта. Дефекты дорожного покрытия могут привести к:

  • выезду автомобиля на полосу встречного движения;
  • критическим повреждениям подвески;
  • деформации или разрушению колесных дисков;
  • повреждению бампера, кузова авто и других частей;
  • вынужденному резкому изменению направления движения.

Причина №5. Переход проезжей части в непредназначенном для этого месте.

Многие пешеходы, выходя на улицу, часто забывают про свои обязанности. Нередкое явление – выход на автодорогу без осмотра проезжей части, а также бег по дороге с целью ее быстрого пересечения, внезапный выход (из транспорта, здания, других ограничивающих обзор объектов). Чаще всего наезды на пеших участников дорожного движения совершаются, если они переходят дорогу в неположенном месте.

Причина №6. Неумение быстро реагировать в сложных дорожных условиях.

ДТП возникают по причине неготовности одного или нескольких участников движения следить за ситуацией и решительно действовать в опасные моменты. Непредсказуемое поведение других участников движения усложняет планирование действий, не позволяя предугадывать «следующий ход».

Неблагоприятные погодные условия

Причина №7. Неблагоприятные погодные условия.

Проливной дождь, метель, туман, гололедица – такие погодные явления не только снижают обзор, но и становятся причиной изменения поведения машины. Результат – увеличение тормозного пути, заносы и др.

  • малая дальность обзора (иногда критическая);
  • искажение восприятия дорожной обстановки;
  • искажение цветов.

В случае гололеда следует:

  • двигаться плавно, без резких нажатий на педаль газа;
  • тормозить плавно, без нажатия на педаль сцепления;
  • переходить на пониженную передачу, не допуская повышения оборотов мотора.

Опасности проливного дождя:

  • плохой обзор по причине намокания стекол;
  • сложность с чтением дорожных знаков, разметки;
  • большое количество луж, залитых водой глубоких ям;
  • загрязнение фар, стоп-сигналов, сигналов поворота;
  • снижение сцепки колес с дорожным покрытием;
  • аквапланирование, приводящее к потере управления.
  • снижение дальности видимости;
  • плохая сцепка колес с автодорогой;
  • скрытая под слоем снега обочина;
  • спрятанные под снежным покровом дефекты дороги, рельсы и прочие препятствия;
  • обмерзание стекол, фар, всего внешнего светового оборудования автомобиля;
  • сложность определения безопасной скорости езды.

Другие причины ДТП

Неопытность автомобилиста или езда после длительного перерыва также приводят к ДТП. Кроме того, в аварии попадают люди с плохим здоровьем или относящиеся к возрастной группе 60+. При движении у таких водителей может произойти остановка сердца, обостриться хроническое заболевание, упасть артериальное давление и т.д.

Что говорит статистика

В 85% случаев причина аварии – нарушение ПДД:

25% происходят из-за высокой скорости; 15% — из-за пересечения перекрестков не по правилам; 10% — из-за выезда на «встречку»; 5,9 – из-за того, что водители садятся за руль нетрезвыми; 20% — по вине пешеходов; 20% — из-за плохого состояния автодороги, отсутствия знаков, разметки. Менее 1% — из-за неисправности автомобилей.

Если сложить проценты, полученная сумма превысит 100%, поэтому основная причина возникновения ДТП – сочетание нескольких неблагоприятных факторов.

Вас может заинтересовать новый VIP тариф или пройти обучение в нашей Автошколе на автоматической коробке переключения передач (АКПП)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *