Что такое зеленое движение в экологии
Перейти к содержимому

Что такое зеленое движение в экологии

  • автор:

Западноевропейские «Зеленые»: от экологических движений к партийным структурам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

В статье рассматривается генезис и специфика развития партий «зеленых» в рамках трансформации экологических движений Западной Европы. Данной статьей автор открывает серию публикаций, последовательно раскрывающих проблематику экополитологии как нового направления в системе политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шуленина Н. В.

Институционализация экологических движений Европы: от появления общественных организаций до политических партий

Европейский Союз в постиндустриальную эпоху: гражданское общество и особенности выборов
ИТОГИ ВЫБОРОВ В ЕВРОПАРЛАМЕНТ В 2019 г. (КОНФЕРЕНЦИЯ В ИМЭМО ИМ. Е.М. ПРИМАКОВА)
Выборы в Европейский парламент
Европейский Союз: критики и апологеты
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREENS OF WESTERN EUROPE: FROM ECOLOGY MOVEMENTS TO PARTIES

The article is devoted to the genesis and specificity of greens and analyzes it with in the wide range of transformation of ecology movements of Western Europe. The author begins series of publications analyzing subjects of ecopolitics as a new theoretical way in the system of politics.

Текст научной работы на тему «Западноевропейские «Зеленые»: от экологических движений к партийным структурам»

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ «ЗЕЛЕНЫЕ»: ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ К ПАРТИЙНЫМ СТРУКТУРАМ

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10 а, 117198, Москва

В статье рассматривается генезис и специфика развития партий «зеленых» в рамках трансформации экологических движений Западной Европы. Данной статьей автор открывает серию публикаций, последовательно раскрывающих проблематику экополитологии как нового направления в системе политической науки.

Экологические движения в Западной Европе возникают, начиная с 60-х годов XX века, в первую очередь, в странах с наиболее развитым промышленным капиталом: ФРГ, Великобритании, Швеции, Бельгии, Италии, Нидерландах. Общественность данных стран осознает факт кризисного обострения противоречий развитого индустриального общества и окружающей природной среды, спровоцированного стремительным ростом производства 1950-1960-х годов. И, как следствие, различные слои населения вовлекаются в природоохранную, а затем ресурсосберегающую деятельность. Социальная база движений значительно расширяется к концу 1980-х годов. Яркие многочисленные протестные акции, которым отдается предпочтение, способствуют быстрому росту экологического сознания. Ключевыми направлениями деятельности экологического движения на данном этапе становятся: борьба за мир и разоружение; выступления по проблемам инфляции, безработицы, расовой дискриминации. Попытки выдвижения требований социально-экономического характера эпизодичны. Экологические движения принципиально дистанцируются от властных структур как «субъектов антиэкологической деятельности», и в идеологическом отношении гетерогенны. В указанный период возникают первые международные экологические организации («Гринпис», 1971). Трансформация в 80-е годы XX века природоохранного протестного движения в широкое оппозиционное политизированное экологическое движение, объединившееся с другими «новыми социальными движениями», прежде всего с движением борцов за мир и прекращение гонки вооружений, с молодежным и женским движением, вызвана переходом от алармизма к поиску конструктивных форм взаимодействия с властью различных уровней. Результатом институционализации экологического движения явилась его интеграция во внутреннюю и внешнюю политику государств.

В начале 1980-х годов в рамках движений оформляются первые партии «зеленых» (Великобритания, Нидерланды, ФРГ), получающие реальную возможность в течение короткого периода времени укрепить свое положение в политической структуре общества, заполнив вакуум, образовавшийся вследствие неспособности традиционных партий взять на себя бремя решения экологических проблем. В середине 1980-х годов экологические партии образуются в Дании, Люксембурге, Франции, Италии. Практически все «зеленые» партии начинают свою деятельность как оппозиционные. Развитое экологическое сознание населения данных стран явилось фактором, обеспечившим их первые успехи. Так называемое «позеленение» традиционных партий (формулирование и выдвижение ими экологических требований) -наиболее значимая победа экологических партий, вписавших вопрос о спасении окружающей среды в политическую повестку. Сближение экологических партий с профсоюзами и рабочими партиями активизировало участие «зеленых» в реальной политике. Важное место в их программах стали занимать социально-экономические требования, в частности, демократизации налоговой системы, введения экологического налога, реформирования банковской системы и т.д. В Германии создается коалиция ЗПГ («Зеленая» партия Германии) и СДПГ, принесшая им большую поддержку электората; в Нидерландах две экологические партии сливаются в партию «Левые зеленые». Во Франции на выборах 1997 года также достигается соглашение между Французской социалистической партией (ФСП) и «зелеными», (большинство которых принадлежит левым).

Экологические идеи становятся привлекательными для электората. Конструктивное взаимодействие «зеленых» с властью и превращение их в самостоятельную политическую силу вовсе не отталкивает массы (как опасались многие радикал-экологисты 1970-х годов), а приобщает последних к экологической и социально-политической деятельности, в том числе в рамках структур природоохраны. Партии «зеленых» довольно быстро добиваются представительства в законодательных органах власти всех уровней (от местных до Европарламента). В этом качестве они начинают перехватывать инициативу у традиционных партий левой и левоцентристской ориентации. Именно «зеленые» в условиях материально благополучной Западной Европы сумели выработать и навязать остальным партиям и даже правительствам понятие «качества жизни», ставшее с тех пор одной из основных характеристик общественного развития, официально учитываемой не только правительствами отдельных стран, но и ООН. Благодаря «зеленым» экологическая проблематика получила международное признание и мощную поддержку, что выразилось в разработке и принятии ООН, правительствами большинства государств, концепции «устойчивого развития» и подписания комплекса международных природоохранных соглашений.

Старейшей «зеленой» партией в Западной Европе считается «Зеленая партия» Великобритании. Она была образована в 1973 году как «Экологическая партия» Великобритании, и в 1986 году переименована в «Зеленую партию». Первые годы партия не играла существенной роли в политической жизни страны. Причины ее низкой политической активности заключались в том, что, с одной стороны, она не выражала интересы различных социальных движений страны, а занималась сугубо экологическими проблемами, с другой, не стремилась к созданию прочной связи с другими экологическими

организациями Великобритании. Насчитывающая в своих рядах свыше 12 тысяч активных членов, эта партия до начала 1980-х годов никогда не имела поддержки более чем 1 — 2 % избирателей.

Ситуация стала меняться к концу 1970-х годов. С 1977 года в стране началась широкая кампания против строительства АЭС, в которой активное участие стали принимать британские «зеленые». В апреле 1978 года в Лондоне была проведена первая большая демонстрация (12 тысяч участников) против строительства АЭС, а в начале мая того же года боевое крыло партии возглавило акцию по блокированию строительной площадки атомной электростанции в Торнессе. Обострение международной напряженности и усиление опасности ядерной войны, связанные с решением НАТО о «довооружении», привели к созданию в Великобритании в конце 1979 года «Кампании за ядерное разоружение» — ведущей организации английских сторонников мира. К 1983 году она насчитывала 50 тысяч членов, представляющих самые различные партии, движения, профсоюзы. Вместе с лейбористами и отдельными профсоюзами партия зеленых составила ядро этой организации. Активная политическая деятельность «зеленой» партии Великобритании в 1980-е годы значительно повысила ее авторитет среди новых социальных движений и в целом среди широких слоев британской общественности.

В 1977 году в Бельгии возникают сразу две «зеленые» партии: во Фландрии, говорящей по-фламандски, — партия «Агалев» и в Валлонии, говорящей по-французски, — партия «Эколо». Фламандская партия «Агалев» (АвЬ — «идти и жить иначе») возникла на основе групп молодых христиан, разочаровавшихся в современном католицизме, и обратившихся к ценностям прогрессивного христианства и альтернативного образа жизни. Главную роль в партии играли различные местные христианские группировки, считающие защиту мира и окружающей среды первостепенными задачами.

Валлонская партия «Эколо» имеет иные корни, более типичные для французской политической культуры. В идейном смысле эта партия неоднородна: реформистский экологизм соперничает с анархистскими и экосоциалистическими тенденциями. Следует подчеркнуть принципиальное различие содержания терминов «экологизм» и «энвайеронментализм». Экологизм — это идеология, «в основе которой лежит представление о том, что человек является частью природы, а состояние окружающей среды стоит выше удовлетворения потребностей человека; энвайеронментализм — идея защиты и сохранения природы на пользу человечества» [1, с. 525]. Партия складывалась на основе нескольких экологических групп Валлонии, самыми крупными из которых были две: «Внутри окружающей среды», отстаивающая

неполитический подход к проблемам защиты природной среды, и валлонские «Друзья Земли», тяготеющая к экосоциалистическому подходу. Хотя условия образования этих партий были различны, между ними не было острой конкуренции. Принципиальные программные положения обеих партий совпадали по содержанию. Обе партии регулярно проводили совместные встречи для рассмотрения наиболее важных вопросов, а их кандидаты были избраны в парламент страны еще в 1981 году, т.е. на два года раньше, чем их немецкие коллеги. В парламенте кандидаты от обеих партий заключили официальное соглашение о сотрудничестве, как в верхней палате, так и в сенате. У «Агалев» и «Эколо» сложился общий подход к ряду ключевых экологических проблем, а также к проблеме ядерного оружия и захоронения радиоактивных

отходов. В их совместной программе, выдвинутой в феврале 1979 года при подготовке к выборам в Европейский парламент, наряду с другими важными политическими задачами была сформулирована проблема обеспечения экологической безопасности как для Бельгии, так и для Западной Европы в целом.

На севере Западной Европы создание «зеленых» партий происходило труднее. Показательным является образование и становление наиболее крупной из скандинавских партий «зеленых» — «Партии защиты окружающей среды Швеции». Партия формировалась на основе группы, вышедшей из «Народного движения против ядерной энергетики», развернувшего свою деятельность незадолго до мартовского референдума 1980-го года по вопросу о дальнейшей судьбе атомных электростанций в Швеции. Противники атомных электростанций тогда добились своего лишь частично: остановить все АЭС в стране было намечено только к 2010 году. Разочарованные этим решением экологисты и антиядерщики утвердились во мнении, что ни одна традиционная политическая партия не сможет в полной мере отразить их устремлений. На этой волне и родилась в 1981 году новая партия — «Партия защиты окружающей среды Швеции». Популярность партии среди населения Швеции стала заметно возрастать, и к ноябрю 1982 года она насчитывала уже около шести тысяч членов. В нее вошли демократически настроенные бывшие члены других партий, представители различных альтернативных групп, в том числе и «зеленых», действовавших на местном уровне и имеющих к тому времени своих депутатов в муниципальных советах многих городов страны [б, р. 16]. «Партия защиты окружающей среды Швеции» неизменно пользуется доверием и авторитетом у среднего класса шведского общества. И хотя в начале 1980-х годов на выборах ей не хватало голосов избирателей, чтобы провести своих кандидатов в шведский парламент (риксдаг), в 1988 году она все-таки получила 5,5% голосов, что позволило ей преодолеть 4-процентный барьер и получить 20 мест в парламенте. В конце 1980-х годов партию представляли 700 депутатов во всех советах графств Швеции.

Западногерманская партия «Зеленые» с начала 1980-х годов зарекомендовала себя как партия, добившаяся наибольших успехов как внутри страны, так и в международном масштабе. Массовость выступлений и степень конфронтации с властями здесь были выше, чем в других странах Западной Европы. ФРГ стала ареной широкого распространения гражданских экологических инициатив. Сложность образования партии заключалась, прежде всего, в том, что в нее пришли люди разных политико-идеологических ориентаций: от крайне правых (представители ХДС и даже неонацистов) до крайне левых (представители левацких, маоистских группировок), убежденных, однако, в ценности экологических идей, их особом надпартийном статусе.

В то же время борьба между правыми и левыми, между консерваторами, демократами и социалистами за лидерство в партии, за определение основных целей и путей ее развития развернулась еще в самом начале ее создания на земельном уровне. Так, в Нижней Саксонии к 1978 году сложилось «зеленое» объединение, состоявшее из трех противоположных по своим политическим установкам организаций: «Партии защиты окружающей среды»,

придерживающейся консервативной позиции и пытающейся ограничить деятельность будущей партии лишь решением экологических проблем, абстрагируясь от их теснейшей взаимосвязи с социально-экономическими

вопросами; «Зеленого списка окружающей среды» центристского толка и организации с претенциозным названием «Избирательное содружество «Атомная энергия — нет, спасибо». Последняя организация уделяла пристальное внимание социальным проблемам, защите демократических свобод, борьбе с безработицей, а также решению антиядерных, антимилитаристских задач. В целом объединение «зеленых» Нижней Саксонии заняло центристскую позицию, ближе к правому крылу политического спектра ФРГ. В Гамбурге тон задавали «зеленые» левых убеждений. В 1978 году здесь была образована организация «Пестрый список», требования которой в социальной области были радикальными: необходимость борьбы против атомной энергетики и милитаризации экономики, против угрозы превращения ФРГ в полицейское государство.

В сложной борьбе между консерваторами и реформаторами проходило становление «зеленых» в Гессене. С возникшей 1978 году организацией под названием «Зеленый список в защиту окружающей среды», ориентировавшей свою деятельность на социальные аспекты экологической проблемы, конкурировала группа экологистов «Зеленая акция — будущее», во главе которой находился правый политический деятель Герберт Груль, в то время депутат бундестага от ХДС, впоследствии претендовавший на руководство партией «Зеленые» ФРГ, но так и не добившийся этого поста. «Зеленая акция — будущее» выступала против выхода ФРГ из НАТО и одностороннего разоружения. В Баварской организации «зеленых» объединились главным образом экологисты консервативного и умеренного толка; в Бремене конкурировали консервативный «Зеленый список» и леворадикальный «Альтернативный список в защиту демократии и окружающей среды», в земле Баден-Вюртемберг образовалась организация по типу нижнесаксонской.

Несмотря на спектр целей и платформ организаций, из которых складывалась партия «Зеленых» ФРГ, необходимость создания единой партии была очевидна. В 1979 году впервые проводились прямые выборы в Европейский парламент, и чтобы провести туда своих кандидатов «зеленые» должны были выступить единой силой. Понимая это, «зеленые» организации разных направлений создали временное сообщество, в которое, однако, отказались войти представители таких организаций как «Пестрый список» и «Альтернативный список в защиту демократии и окружающей среды» Гамбурга и Гессена. Тон в сообществе задавали консервативные и умеренные силы. Результаты выборов оказались неудачными — «зеленые» получили только 3,2 % голосов. В 1979 году в Бонне впервые собрались руководящие деятели организаций как консервативных, умеренных, так и левых течений. Было принято решение выступить совместно на предстоявших в 1980 году выборах в бундестаг, а также образовать комиссии по разработке программы и устава будущей партии. В комиссии вошли кандидаты от правых и левых сил, представители организаций «Пестрый список» и «Альтернативный список в защиту демократии и окружающей среды». В ноябре 1979 года в Оффенбахе состоялся первый съезд партии «Зеленые», одобривший основные принципы будущей организации, но не принявший из-за острых разногласий по большинству вопросов между делегатами программу партии. На следующем, учредительном съезде партии «Зеленые» в январе 1980 года в Карлсруэ была принята только преамбула программы, содержащая следующие основополагающие принципы: экологическая направленность партии; борьба за

социальные преобразования; опора на базисную демократию; отказ от всех форм насилия [2, р. 5].

Между тем ситуация в формируемой партии менялась, причем не в пользу консервативных сил. Популярность новой организации быстро росла, в партию вступали люди, придерживающиеся в основном прогрессивных взглядов, что усиливало в ней влияние левых сил, и за два месяца, прошедших после съезда в Оффенбахе, ее численность возросла с 2800 человек до 10 тысяч [3, р. 206]. В 1980 году в Саарбрюкене собрался очередной съезд «зеленых», на котором программа партии была принята полностью. Здесь левые, выступавшие за решение социальных проблем и последовательное проведение ФРГ политики мира, были уже достаточно сильны, и по ряду вопросов добились успеха. При обсуждении программы острые столкновения не раз ставили съезд на грань раскола, однако взаимная заинтересованность сторон в компромиссе заставляла искать договоренности. Умение находить компромиссы в сложных ситуациях сохранилось у «зеленых» и в последующем. Вместе с тем партию покидали отдельные ее члены, не сумевшие навязать ей свои взгляды и тактику. Так, вскоре после съезда, еще в 1980 году из партии вышли Г. Груль и его соратники, являвшиеся носителями правых, консервативных идей, а в 1985 году ряды партии покинул Р. Баро, пытавшийся повернуть «зеленых» на путь сектантства. В целом же на съезде в Саарбрюкене была принята реалистичная и прогрессивная программа партии «Зеленые» ФРГ, которая в последующем совершенствовалась в сторону демократизации другими программными документами, но, которая и по сей день является основной программой партии.

«Зеленые» ФРГ представляют один из наиболее показательных примеров развития новых партий, составляющих конкуренцию классическим партиям. Подобные партии зачастую долгое время существуют в качестве конгломерата, более или менее выраженного союза движений, низовых организаций, ассоциаций, поначалу не ориентированных на официальную политику. На общенациональных выборах в 1989 году «зеленые» избегали термина «партия». Они воспользовались специальным пунктом избирательного закона и выступали в качестве «Иного политического объединения — Зеленых» (см.: [§]). Однако формально «зеленые» были основаны в качестве партии еще в 1980 году — после успехов представителей движения на выборах в парламенты земель Бремен и Баден-Вюртемберг. Их исходная программа декларировала организационные принципы, бросавшие вызов установившейся партийной системе. В качестве главенствующег о принципа была задана низовая демократия, предполагающая, что низовые уровни партии должны иметь как можно больше автономии, а индивидуальные члены партии — как можно больше возможностей для непосредственного участия в жизни партии и в принятии решений. Фактически немецкие «зеленые» выступали за принципы прямой демократии, которые они пытались осуществить в условиях сложившейся партийной системы представительной демократии. С этой целью «зелеными» были разработаны организационные механизмы, из которых наиболее значимым была ротация парламентариев. Предполагалось, что член партии может выступать в качестве парламентария весьма ограниченный срок, после которого он по необходимости сменялся другим представителем партии. «Зеленые» ориентировались на достаточно образованную, обеспеченную и готовую к политической активности часть населения.

Характерные черты «зеленых», вытекающие из акцента на прямой демократии, связаны с внутрипартийным распределением власти и организацией процесса принятия решений. Например, запрещалось совмещение партийных и парламентских постов; внешние (парламентские) представители партии никогда не имели реальной власти внутри партии. Другие механизмы коллективного лидерства должны были также препятствовать возникновению партийных элит и профессионализации политики, влиять на ограничение доходов партийных лидеров, в том числе избираемых в качестве парламентариев (законодательных органов разных уровней — как отдельных земель, так и общенациональных).

«Зеленые» предполагали создать многоуровневую систему подчинения деятельности лидеров партии коллективным партийным решениям, вырабатываемым на партийных советах и конференциях. Соблюдение подобных правил означало возможность быстрого изменения повестки дня, инициирования повторных и незапланированных обсуждений, включения в дискуссии любых членов партии и так далее. Заметим, что «зеленые», стремясь сделать своих парламентариев предельно зависимыми от коллективных решений партии, своими действиями могли противоречить общенациональным законам, предполагающим, что член парламента выступает в качестве автономного законодателя, не подотчетного никакой внешней инстанции.

В то же время опыт германских «зеленых», пытавшихся создать партию прямой демократии, выявил необходимость наличия внутри партии небольшой по численности, но хорошо организованной и финансируемой группы профессиональных политиков, способных принимать решения и осуществлять руководство партией в целом и ее парламентскими представителями в частности

По мере вступления «зеленых» в общеполитическое поле Западной Германии и получения мест в парламентах разных уровней, им пришлось пересмотреть свое отношение к некоторым принципам прямой демократии, осуществление которых оказалось невыполнимо (например, принцип ротации). Другие принципы были пересмотрены как «не слишком демократичные». Например, коллективное лидерство, которое чаще способствовало разделению партий на отдельные группы, поддерживающие своего лидера; неформальные принципы обсуждения ставили под вопрос возможность открытой дискуссии, провоцируя явления клиентелизма. Следует подчеркнуть, что действия «зеленых» существенным образом повлияли и на классические партии ФРГ, способствуя переоформлению всего поля межпартийной конкуренции.

Партия «Зеленых» ФРГ оказала непосредственное влияние на представителей экологического движения Испании и способствовала созданию в этой стране партии «Los verdes». Импульсом послужил визит в Испанию идеолога и наиболее яркого представителя «зеленой» партии Германии Петры Келли. В 1983 году после встречи с П. Келли представителями шестнадцати экологических организаций различных автономных сообществ Испании бьш подписан манифест (El Manifesto de Tenerife), в котором определялись дальнейшие цели экологического движения, в том числе создание политической партии, отвечающей целям экологического движения.

В Испании, как и во всей Западной Европе, «зеленая» партия создавалась как организация свободная от жестких иерархических отношений, присущих традиционным партиям, и обеспечивающая максимальное представительство своих членов в органах государственной власти. Попытка создания партии

«зеленых» в Испании с самого начала столкнулась с рядом проблем, вызванных разногласиями, существовавшими внутри экологического движения. Наиболее либерально настроенные представители отказались участвовать в проекте создания партии, опасаясь, что «зеленая» партия превратится в послушный политический институт в руках традиционных политических сил. Инициатива создания «зеленой» партии не встретила поддержки и у традиционных партий. Консерваторы видели в ней угрозу для только что сформированного социалистами правительства.

В 1983 году Сантьяго Виланова, представитель каталонских «зеленых», официально зарегистрировал в Министерстве внутренних дел Испании первую «зеленую» партию от провинции Каталония «Alternativa Verde». Каталонская «Alternativa Verde» стала пионером испанского политизированного «зеленого» движения. До этого момента в Испании не существовало подлинно «зеленых» партий. «Экологическая партия» Энебраля Касареса, принимавшая участие в выборах 1978 года, в последствии вошедшая в состав Народного Альянса, и не менее случайная партия «V.E.R.D.E.» (Vertice Español para la Reivindicación del Desarollo Ecologico) Хосе Луиса Барсело Фернандеса де ла Мора, исчезнувшая в 1991 году после смерти её основателя, были созданы с целью участия в выборах и обеспечения достижения определенных постов своим основателям.

В 1984 году в Малаге проходит первая конференция представителей политизированного крыла экологического движения. Присутствовавшие на конференции 170 делегатов от 11 провинций постановили официально зарегистрировать партию «зеленых» в Регистре политических партий министерства внутренних дел, что и произошло 26 ноября 1984 года. В 1985 году на Учредительном Конгрессе в Барселоне, где присутствовали 283 кандидата испанского «зеленого движения» и представители европейских «зеленых» партий, была принята программа партии «Los verdes». В 1986 год «Los verdes» приняли участие в парламентских выборах. «Зеленые» представили кандидатов в парламент от Мадрида, Валенсии, Аликанте, Кастильи-и-Леона и Тенерифе. Это позволило им набрать 0,5 % голосов от общего числа избирателей. Результат довольно низкий, однако на парламентских выборах в 1986 году партия Los verdes впервые заявила о себе именно как политическая партия, стремящаяся к участию во власти. В дальнейшем неуклонный рост экологического сознания населения Испании позволил «Los verdes» последовательно набирать политический вес. Официальные власти, отмечая данный факт, стремятся к сотрудничеству с «зеленой» партией. Так, в 2004 году Правительством Сапатеро при участии «Los verdes» была разработана программа экологической политики Королевства Испании. Данная программа предусматривает ряд мер по сокращению любых видов деятельности, способствующих изменению климата и разрушению озонового слоя; сокращение роста транспортных сетей и урбанизации; сокращение (вплоть до прекращения) культивации генетически измененных сельскохозяйственных культур на территории Испании; ограничение вылова рыбы и морских обитателей (что имеет для Испании стратегическое значение); экологически ориентированное развитие инфраструктуры сельских регионов страны; пропаганда политики рационального потребления.

Как и 1985 году, сегодня в программе «Los verdes» декларируются принципы мирного сосуществования человека и природы; принципы экологической экономики (противопоставляющие ресурсосбережение и

поддержку малого бизнеса необоснованному росту потребления и антиэкологической деятельности транснациональных корпораций).

Среди целей «Los verdes» — защита и расширение социальных и политических прав граждан, борьба с коррупцией, демократизация экономики, построение мира без границ, разоружение и демилитаризация. «Los verdes» выступают за мирную, многонациональную, поликультурную и демократическую Европу, за политику открытых границ. Они признают возможность критики программных положений своей партии, так как открыты для сотрудничества ради обеспечения экологической безопасности.

К концу 1980-х годов в 15 западноевропейских странах активно действовали, координируя свою деятельность, 17 партий «зеленых»: «Зеленая альтернатива» (Австрия), «Агалев» и «Эколо» (Бельгия), «Зеленая партия» (Великобритания), «Зеленые» (Дания), «Зеленый альянс» (Ирландия), «Зеленые» (Испания), «Федерация зеленых списков» (Италия), «Зеленая альтернатива» (Люксембург), «Зеленые» (Нидерланды), «ПДД/СДЦ» (Португалия), «Зеленые» (Португалия), «Зеленые» (Франция), «Зеленые» (Германия), «Зеленый союз» (Финляндия), «Швейцарская экологическая партия» (Швейцария), «Партия защиты окружающей среды» (Швеция).

Наиболее активную политическую деятельность по обеспечению экологической безопасности стран Западной Европы вели «зеленые» ФРГ, Великобритании, Бельгии, Нидерландов. Менее активными были «зеленые» Франции. Долгое время их объединения стремились к сохранению независимости. Общенациональная партия «Зеленые» была образована только в 1984 году, причем представительство в ней левых сил было минимальным [9, pp. 26-39]. В то же время родившаяся из движения протеста против ядерной политики правящих кругов партия «Зеленые» Франции вместе с другой мощной экологической организаций — федерацией «Друзья Земли» — в начале 1980-х годов принимала активное участие в целом ряде крупных демонстраций, акциях, направленных против размещения американских ракет в Западной Европе.

Свои формирующиеся организации «зеленые» характеризовали как партии нового типа, акцентируя тем самым внимание на специфике внутрипартийной жизни. Децентрализованная структура, базисная или низовая демократия и коллективное руководство являлись основными организационными принципами большинства западноевропейских «зеленых» партий.

Согласно первому принципу, местным партийным организациям предоставляется максимальная самостоятельность, а в некоторых партиях — и полная автономия в принятии решений. Такой самостоятельностью обладали, например, земельные организации в ФРГ или «зеленые списки» в Италии. Следующий принцип гарантирует возможность присутствия рядовых членов партии на собраниях любого уровня, включая парламентскую фракцию или даже съезд партии, а также предполагает строгий учет мнения партийных меньшинств при принятии ответственных решений. Третий принцип исключает возможность профессионального, а также единоличного руководства в партиях.. В ФРГ, например, власть делили три сопредседателя партии, в Швеции -руководство партии осуществлялось политической комиссией, состоящей из одиннадцати членов во главе с администратором, который назначался сроком на три месяца. Указанный принцип ограничивал продолжительность пребывания у власти определенным сроком. Это касалось и депутатов парламента, для которых предполагалась ротация; не допускалось также совмещение

руководящих должностей, например, сопредседателя или члена исполнительного органа с депутатскими обязанностями.

Вышеперечисленные принципы, совершенствующие организационное строение партии, были направлены против формирования партийной элиты, бюрократизации партийной жизни. В то же время активное участие экологических партий в политической жизни выявило, как это было уже показано на примере «зеленой» партии Германии, необходимость создания внутрипартийной иерархичной структуры, профессиональной управленческой элиты и четкой системы финансирования деятельности партии.

Социальную базу «зеленых» партий составляли люди различных политических ориентаций, в большинстве своем придерживающиеся левых воззрений. Данное обстоятельство несомненно повлияло на степень демократизации внутрипартийной жизни. Помимо преобладающих представителей средних слоев, в «зеленых» партиях достаточно широко были представлены маргинальные слои общества (иммигранты, национальные меньшинства, безработные и т. п.). По своему образовательному и профессиональному уровню представители «зеленых» — это люди с высшим образованием: государственные служащие, преподаватели вузов, врачи, учителя, работники сферы услуг, творческая интеллигенция, студенты.

В «зеленых» партиях активное участие принимали женщины. В партии «Зеленые» ФРГ, например в 1985 году они составляли одну треть. Автономные женские ячейки действовали в партиях почти на всех направлениях политики. Руководящие партийные органы и предвыборные списки составлялись «зелеными» на основе принципа равного представительства полов. Так, по результатам парламентских выборов 1987 года в ФРГ более половины всех мест, полученных «зелеными» в бундестаге, занимали женщины. Немало женщин являлись и являются руководящими деятелями своих партий и в целом европейского зеленого движения. Среди них: Сара Паркин («Зеленая партия» Великобритании), Петра Келли (Партия «Зеленые» ФРГ), Хейди Хаутала («Зеленый Союз» Финляндии) и другие.

Причины и условия формирования «зеленых» партий в Западной Европе примерно одинаковы. Фактически с момента своего образования «зеленые» партии координировали свою деятельность. Традиционным «наставником» более молодых экологических партий являлись «Зеленые» ФРГ. Данное обстоятельство несомненно сказалось на идеологической составляющей деятельности «зеленых». Следует отметить, что у «зеленых», в силу пестроты социального состава, не было, да и не могло быть какой-либо систематизированной идеологической концепции. Сами «зеленые» подтверждают это и даже гордятся своей деидеологичностью, плюрализмом мнений, считая, что любая идеология деформирует сознание человека, закрепощая в нем творческую личность. Видный деятель немецкого и международного «зеленого» движения, теоретик партии «Зеленые» ФРГ Петра Келли писала в своей книге «Бороться за надежду. Без насилия — в зеленое будущее», что «зеленые» не предлагают никакой готовой идеологии, ибо считают, что из-за идеологий возникают многие явления, угрожающие существованию людей [5, s. 207].

Исследователи часто классифицируют «зеленых» как левые партии. Подобная оценка связана, прежде всего, с тем, что в эти партии пришли демократически настроенные левые силы, требующие серьезных социальных

изменений. «Зеленые» партии и их избиратели существенно отличаются от электората консервативных и центристских партий в подходах к проблеме реализации государственной экологической политики и обеспечению экологической безопасности. Но, к леворадикалам «зеленые», даже самые левые из них, никогда себя не причисляли. Так, в программе шведских «зеленых» отмечается: «Партия защиты окружающей среды должна действовать, не связывая себя с образованием политических блоков, независимо от традиционной политической шкалы, разделяющей партии на «правые» и «левые» [6, 8.2].

Тем не менее, несмотря на эклектичность политических воззрений «зеленых», можно выделить определенные идеологические принципы, направляющие их политическую деятельность. В основу идеологии «зеленых» положены идеи раннего христианства, анархизма, психоанализа, философии жизни, отдельные положения марксизма, давшие в сочетании с новым экологическим мышлением конца 1970-х годов жизнь теориям социальной экологии М. Марен-Гризебаха, ценностному консерватизму Г. Груля, экологическому гуманизму В. Д. Хазенклевера, экологическому социализму Р. Трамперта и Т. Эберман. Идеи перечисленных авторов повлияли на формирование принципов идеологии «зеленых», суть которой можно изложить в следующих тезисах.

Любая форма жизни имеет самостоятельную ценность, причем не зависимо от того, полезна ли она для человека. Быть «зеленым» — значит заботиться о самом процессе жизни на Земле. Человек — часть природы. Он совершает ошибку, противопоставляя себя природе, безрассудно направляя, таким образом, свою энергию в ущерб самому себе. Именно человек как мыслящее существо несет ответственность за природу. Поэтому единственный путь выживания человечества — преодолеть отчуждение от природы, сформировав экологическое сознание. Необходимо стремиться не к более высокому уровню жизни, а к её новому качеству, не к материальным гешефтам, а к саморазвитию. Основами подлинно качественной жизни являются любовь, свобода, самовыражение, альтруизм, неприятие насилия, мир. Забота о сохранении жизни вызывает необходимость адекватной, научной оценки сложившейся в мире ситуации, выявление симптомов недуга, угрожающего жизни на Земле, поиск таких средств его излечения, которые способствовали бы становлению нового, подлинно экологического общества. Люди должны преодолеть парализующее их волю чувство бессилия, неспособности влиять на развитие событий.

Таким образом, появление в начале 1980-х годов в странах Западной Европы новой политической силы — «зеленых» партий было вызвано несогласием части прогрессивной общественности этих стран с неумением, а часто и нежеланием официальных государственных структур решать назревшие экологические проблемы. Западноевропейские «зеленые» подали пример новой политической культуры, терпимости в процессе конструирования отношений между различными партийными течениями, и, несмотря на идеологические разногласия, продемонстрировали умение приходить к разумному консенсусу во взглядах на решение стратегических вопросов оздоровления и развития общества.

1. Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. — М., 2005.

2. Die Grünen: Das Bundesprogramm // Bonn, 1980.

3. Die Grünen: Personen — Projekte — Programme // Stuttgart, 1980.

4. How Political Parties Work: Perspectives from Within // Praeger Publishers. Westport, 1994.

5. Kelly P. Um Hoffung kämpfen: Gewaltfrei in eine grüne Zukunft / Vorm.: Boll H-2 Auff. Borcncheim. Merten: Lamuv, 1983.

6. Miljopartiet: Program antaget vid vote avslutning 6. 12. 1981 i Uppsala och kompletterad vid miljopartiets forsta congres; Sundsvall pasken 1982 // Stockholm, 1982.

7. Murphy D. Von Aldersmaston nach Greenham Common. — L., 1989.

8. Poguntke T. Realities: The German Greens Party//Kay Lawson(ed.) / How Political Parties Work: Perspectives from Within // Praeger Publishers, 1994.

9. Ruaig Vf. Peace and ecology movemcius in Western Europe. — L., 1988. — Vol. 11.

GREENS OF WESTERN EUROPE: FROM ECOLOGY MOVEMENTS TO PARTIES

The Department of Political Science

Peoples’ Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya str., 117198, Moscow, Russia

The article is devoted to the genesis and specificity of greens and analyzes it with in the wide range of transformation of ecology movements of Western Europe. The author begins series of publications analyzing subjects of ecopolitics as a new theoretical way in the system of politics.

Зеленое движение «ЭКА» в России в 2024 году

Решение масштабных экологических проблем начинается с просвещения. Именно такая глобальная задача стоит перед волонтерами движения «ЭКА» — межрегиональной экологической общественной организацией, которая действует в России уже более 10 лет

Зеленое движение «ЭКА» в России в 2024 году

В 2010 году регионы страны страдали от особенно жестоких лесных пожаров. Именно в это время зародилось движение «ЭКА» — с программы «Посади лес».

Инициативная группа во главе с сегодняшним директором движения Еленой Гороховой задалась целью восстановить потерянные леса. Были собраны первые волонтерские отряды и получена помощью мецената, готового обеспечить посадки. По словам пресс-секретаря движения «ЭКА» Екатерины Грановской, в результате этого сотрудничества за 5 лет удалось высадить 10 млн деревьев в 47 регионах России и создать полноценную общественную организацию неравнодушных к природе и экологии единомышленников, волонтеров и организаторов посадок.

Полезная информация о движении «ЭКА»

Время создания 2010 год
Главная цель Экологическое просвещение всех слоев населения
Задачи Воспитание экологической культуры, восстановление и сохранение лесов, организация эковолонтерского движения
Результаты Высадка 13,5 млн деревьев, экопросвещение более 11 млн учеников, вовлечение в экологические программы 476 вузов и более 300 тысяч студентов

Цель проекта

Программа «Посади лес» продолжила работу в качестве краудфандинговой площадки. В 2015 году помимо восстановления лесов было решено открыть еще одно направление деятельности — экологическое просвещение. Глобальная цель движения «ЭКА» — охватить экологическими знаниями как можно больше слоев населения от школьников до предпринимателей и вовлечь их в деятельность по сохранению природы.

«Зеленые города»

«Зеленые города» — экопросветительская программа, направленная на вовлечение жителей современных городов в раздельный сбор мусора и на развитие замкнутого цикла в цепочке поставок упаковочных материалов. Первым таким городом стал Липецк — в 2021 году за время работы проекта удалось собрать 347 млн тонн пластика, который впоследствии отправили в переработку. Благодаря «Зеленым городам» объем отходов, отправляемых на полигоны города, сократился на 50%.

Проект Ecowiki.ru регулярно проводит экологические конкурсы и акции. Например, Всероссийские дни единых действий «Зов природы». Это конкурс волонтерских уборок, в рамках которого любой желающий может провести уборку лесной или прибрежной территории с раздельным сбором мусора и получить за это призы. Также платформа с партнерами проводит конкурс по изготовлению кормушек «Хранители птиц», акцию помощи приютам «Уютный приют». Волонтеры платформы проводят акции по сбору вторсырья, дворовые экологические праздники, экологические мастер-классы. Свое мероприятие в рамках акции может провести любой желающий — на сайте Ecowiki.ru есть подробные инструкции, как это сделать.

В декабре движение «ЭКА» проводит ежегодную премию «Экопозитив». Она вручается экозащитникам, лидерам экопроектов, журналистам и предпринимателям, которые внесли значительный вклад в сохранение природы и улучшение экологического состояния страны.

Как принять участие в проекте

В проектах движения «ЭКА» может поучаствовать любой россиянин. Форматов участия несколько.

  • Помочь восстановлению лесов в России. Для этого достаточно зайти на сайт проекта PosadiLes.ru и оформить сертификат на посадку любого количества деревьев. Координатор проекта после посадки пришлет на вашу почту отчет с фото и GPS-координатами молодого леса.
  • Стать лесным добровольцем и сажать деревья в своем регионе. Для этого нужно зарегистрироваться в качестве волонтера на сайте PosadiLes.ru.
  • Стать эковолонтером, очищать природные территории от мусора, участвовать в мероприятиях по сбору вторсырья, устраивать экоакции самостоятельно и получать за это призы. Для этого достаточно зарегистрироваться на портале Ecowiki.ru, вступить в чат волонтеров и следить за новостями и соцсетями проекта, чтобы узнавать о старте новых активностей.
  • Заняться экологическим просвещением. Для этого можно зарегистрироваться на платформе «Экокласс.рф», скачать оттуда все необходимые материалы и проводить экоуроки в местных школах или детских центрах.
  • Экологизировать свой бизнес. Для этого можно воспользоваться калькуляторами углеродного следа и зеленых решений на сайте kapoosta.ru. Здесь же, на карте путеводителя, можно найти «зеленые» компании, которые смогут стать вашими поставщиками или партнерами.

Важно знать

Результаты проекта

Благодаря программе «Посади лес» за все время существования зеленого движения «ЭКА» в 58 регионах России с помощью более чем 25 тысяч волонтеров высажено уже 13,5 млн деревьев. Также в рамках этой программы создан важный лесоклиматический проект «Южный лесной пояс России». Его задача — создать защитную линию лесополос в степных регионах страны, чтобы остановить опустынивание южных земель. За 2022 год в ходе проекта было высажено 539 тысяч деревьев.

Результаты проекта «ЭКА» в России

Другие проекты «ЭКА» активно развиваются. Более 11 млн школьников уже узнали о сохранении лесов и морей, о раздельном сборе отходов и изменениях климата из экоуроков, которые проводят 115 тысяч учителей по всей России.

Платформа Ecowiki.ru собрала почти 1 млн пользователей, среди которых 2,5 тысячи сами организуют экологические дворовые праздники и акции в своих регионах.

Программа «Зеленые вузы России» охватила уже 476 учебных заведений и более 300 тысяч студентов, которые создают собственные экоклубы, собирают вторсырье и проводят экологические акции.

Популярные вопросы и ответы

«Комсомольская правда» вместе с представителями движения «ЭКА» — региональным руководителем в Астраханской области Владиславом Ивановым и пресс-секретарем Екатериной Грановской — отвечает на самые популярные вопросы читателей.

С какого года существует движение «ЭКА»?

С 2010 года, зародилось движение с проекта «Посади лес». Именно в этот год многие регионы страны пострадали от сильных лесных пожаров. С этого времени благодаря программе удалось высадить 13,5 млн деревьев.

Какие экологические проблемы помогает решать движение «ЭКА»?

Основная деятельность движения «ЭКА» — экологическое просвещение населения интерактивными методами. Организация помогает решить и восполнить проблему нехватки верифицированных знаний в сфере экологии путем экопросвещения взрослых, экологических уроков для детей в школах и профильной деятельности для студенческой аудитории.

Какие еще экологические движения существуют в России?

В России множество экологических организаций. Например, стране есть филиалы международных проектов. Всего, по данным раздела «Сообщества» платформы Ecowiki.ru, в стране уже более 2000 общественных организаций, экоцентров, волонтерских отрядов и просто инициативных групп, которые очищают берега рек, собирают мусор в лесах, организуют сборы вторсырья, дармарки, экопросветительские встречи.

Непосредственно в России было учреждено международное экологическое движение «Живая планета» («Terra Viva»). Проект стремится объединить представителей органов власти, бизнес-сообщества, «зеленых» организаций, журналистов для глобального диалога на темы охраны окружающей среды и пропаганды лучших экологических практик.

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» ведет не только просветительскую работу — представители движения принимают участие в разработке и реализации экологической политики страны, природоохранных программ, проектов и мероприятий. Первоначально организация работала в Сахалинской области, где выявляла нарушения природоохранного законодательства, сейчас же ее отделения есть более чем в 40 субъектах страны.

«Всероссийское общество охраны природы» является старейшей природоохранной организацией. Миссией ВООП является поддержание благоприятной экологической и социальной обстановки в России. Общество занимается сохранением окружающей среды, поддержанием многообразия флоры и фауны, сохранением здоровья населения.

Это лишь немногие из экологических движений, которые в настоящее время работают в стране.

К слову, движение «ЭКА» каждый год вручает премию «Экопозитив» экологическим общественным объединениям, которые ведут особенно активную деятельность. Например, в 2022 году ее получили экологический центр «Вторая жизнь» и благотворительный фонд «69-ая параллель».

Источники

  1. Счетная палата: площади ежегодной потери лесов пока превышают объемы их восстановления. https://ach.gov.ru/checks/13935

Движение
ЭКА

Наша миссия — вовлечь как можно больше людей в снижение экологического следа и бережное отношение к природе.

О движении

Экопросвещение
для взрослых и детей

Развитие экологического активизма

Восстановление утраченных
лесов

Защита экологических
прав

Наши проекты

Экологические уроки для школьников

Направление «Защита экоправ»

kapoosta.ru: «зеленые» решения для жизни и бизнеса

Все проекты

Новости

Перейти в пресс-центр

Движение ЭКА запускает серию онлайн-мастерских по бизнес-проектированию для «зеленых» проектов

Платформа Ecowiki.ru Движения ЭКА проведет серию мастерских, посвященных «зеленому» бизнес-проектированию.

35 тысяч россиян поучаствовали в акциях «городских экогероев» по всей стране

В России завершился проект «Школа городского экогероя» Фонда поддержки молодежных инициатив «ЭРА».

Проект «Зеленые города» побудил липчан сортировать отходы

В Липецке завершился проект «Зеленые города», направленный на массовое вовлечение жителей в раздельный сбор отходов и вовлечение их в экологичный образ жизни.

Посадки, искусственный интеллект, новые уроки: итоги года Движения ЭКА

2023 год подходит к концу. Вместе с вами нам удалось сделать много полезного — благодаря вашему участию, поддержке, желанию получать новые знания и делать наш мир экологичнее вместе!

«Зеленая система»: жителей 10 регионов России вовлекли в практику раздельного сбора отходов

Завершился Всероссийский экопросветительский проект «Зеленая система», реализованный Благотворительным фондом «Система» совместно с Движением ЭКА, Фондом поддержки молодежных инициатив «ЭРА» при поддержке цифровой экосистемы МТС, в рамках которого жители 10 регионов страны вовлеклись в практику раздельного сбора отходов.

Учителей южных регионов приглашают провести интерактивный урок об изменении климата

Для школ ЮФО стартовал игровой урок-викторина «Подушка безопасности для климата», который в игровой форме рассказывает ученикам, что такое изменения климата, как они влияют на жизнь людей и что может сделать каждый из нас, чтобы внести вклад в решение серьезной проблемы изменения климата.

Для российских студентов стартовала акция #ЩеткаСдавайся

Стартовала акция #ЩеткаСдавайся, которая поможет студентам завести привычку сдавать использованные зубные щетки на переработку.

Студентов наградят за проведение акции по сбору вторсырья

Программа «Зеленые» вузы России» Движения ЭКА в рамках программы «Разделяй с нами» приглашает студентов, увлеченных экологичным образом жизни, поучаствовать в Дне Единых Действий «Переработка».

«Лучший способ чему-то научиться – начать учить этому других»: в регионах студенты-экопросветители стали учителями

14 регионов России приняли участие в Днях единых действий «Всероссийский день самоуправления» для ссузов: студенты на один день стали преподавателями.

Как сделать правильную кормушку и помочь пернатым зимой: стартовала акция «Хранители птиц»

Платформа Движения ЭКА Ecowiki.ru запустила Всероссийскую акцию по изготовлению кормушек «Хранители птиц».

Премию «Экопозитив» вручили экологическим героям России

Движение ЭКА вручило ежегодную премию «Экопозитив» людям, которые в 2023 году внесли ценный вклад в сохранение природы, защиту экологических прав и улучшение экологической ситуации в России.

Экология в городе, «зеленые» практики бизнеса, экокультура: эксперты обсудили ESG в современной российской экономике

1 декабря в конгресс-центре «Технополис Москва» состоялась конференция «ESG: экология — основа устойчивого развития».

Школьники помогут природе, сдавая зубные щетки

Стартовала общероссийская акция #ЩеткаСдавайся, которая поможет семьям со всей России завести привычку сдавать использованные зубные щетки на переработку. Акция нацелена на привлечение внимания к проблеме трудносортируемых отходов.

Движение ЭКА наградит экологических героев России

1 декабря Движение ЭКА проведет в Москве торжественную церемонию награждения всероссийской премии «Экопозитив-2023».

Будущее «зеленого» бизнеса в России обсудили на конференции Движения ЭКА

Какое будущее ждет «зеленый» бизнес в России? Какие практики экологизации компаний сегодня работают успешнее всего и как уже сегодня в разных регионах развивают идею экономики замкнутого цикла?

ЗЕЛЕНОЕ ДВИЖЕНИЕ (ЗЕЛЕНЫЕ)

ЗЕЛЕНОЕ ДВИЖЕНИЕ (ЗЕЛЕНЫЕ) – общее название групп, течений, неправительственных и политических организаций, занимающихся борьбой с разрушением окружающей среды и добивающихся большей гармонии во взаимоотношениях между человеком и природой. Зеленый цвет, который используется участниками движения в качестве общей эмблемы, служит символом природы, надежды и обновления.

Также по теме:

Исследователи, изучающие Зеленое движение, выделяют в нем, по крайней мере, три различных направления: традиционная (неполитическая) защита природы («консерващионизм»); прагматическая защита окружающей среды («энвайронментализм»); политическая и социальная экология. При этом, «энвайронменталисты», по общему правилу, не ставят под сомнения рамки действия, предоставляемые существующими общественными институтами, а сторонники политической и социальной экологии стремятся (в различных формах и различными методами) к изменению сложившихся отношений и моделей. Зеленое, или экологическое движение в его современном виде сложилось в 1970-х.

Импульсы и истоки.

Реальной основой для появления Зеленых стал нараставший в условиях развитого индустриального общества кризис во взаимоотношениях между человеческим обществом и окружающей его природной средой. Стремительный рост производства, особенно усилившийся в 1950–1960-х диктовался, в первую очередь, интересами «экономики ради экономики» (извлечения прибыли) или же политическими соображениями (увеличением могущества государств). В основе всеобщей гонки лежали «производство ради производства» и «потребление ради потребления». «. Предприятие, независимо от его формы собственности, всегда будет стремиться увеличить свои прибыли, не обращая внимание на внешние издержки (инфраструктуру, услуги, ущерб, разрушение и ремонт), которые оно само не должно нести, – объяснял французский теоретик зеленых Андре Горц. – Разрыв между решениями о производстве, потреблении и общественных расходах порождает на всех уровнях тенденцию к максимальному увеличению: производится максимальное количество индивидуальных потребностей, которые удовлетворяются с помощью максимального количества товаров. ».

Также по теме:
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Результатом этого курса стали опасное для жизни и здоровья людей загрязнение воды, воздуха и почвы промышленными и бытовыми отходами, истребление многих естественных ресурсов, возникновение ряда эффектов, угрожающих поддержанию экологического равновесия («парниковый эффект», изменение глобального климата, сокращение озонового слоя, катастрофическая эрозия почв и др.), разрушение природного и биологического разнообразия как основы жизни на планете. «Экологический кризис, с которым мы сегодня сталкиваемся, – писал американский экологист Мюррей Букчин, – в конечном счете, ставит под вопрос способность Земли к поддержанию развитых форм жизни. Современное общество буквально уничтожает всю работу, проделанную органической эволюцией».

Последствия экологических проблем вызывали все большее недовольство среди самых широких слоев населения, в особенности тех, кто не имел возможности компенсировать их за счет своих высоких доходов. Уже в 1960-х отдельные исследователи и публицисты в различных странах мира стали обращать внимание на ненормальность сложившегося положения вещей. В США, Западной Европе, Японии и других развитых индустриальных обществах в конце десятилетия появились первые инициативы и объединения граждан, недовольных разрушением среды их обитания (сооружение вредных для здоровья предприятий, электростанций, транспортных объектов и т.д.). Столкнувшись с нежеланием фирм, корпораций и государственной бюрократией учесть их требования, участники инициатив постепенно приходили к мысли о необходимости оказать давление на процесс принятия решений в обществе.

Широкое внимание к экологическим проблемам вызвали кампании в рамках «Европейского года охраны природы» (1970), конференция ООН по проблемам окружающей среды в Стокгольме (1972), а также доклады ученых, составленные по заказу «Римского клуба» – международной группы политиков, представителей науки и предпринимателей. Первый из них – работа исследователей Массачусетского технологического института Джея Форрестера, Донеллы и Денниса Медоуз и др. Пределы роста (1971–1972) – доказывал: если существующие тенденции индустриализации, загрязнения среды обитания, производства продуктов питания и истощения ресурсов, а также роста численности населения мира останутся неизменными, то в течении ближайших ста лет в ограниченной по размерам планетарной системе Земли будут достигнуты пределы роста. Ученые утверждали, что эти тенденции можно изменить и создать условия экологической и экономической стабильности. При этом состояние глобального равновесия, по их мнению, должно было обеспечивать каждому человеку возможность удовлетворить основные материальные потребности и реализовать свой творческий потенциал. Исследователи предлагали серию рекомендаций, которые должны были привести к достижению такого желаемого состояния. Первое место среди них занимал так называемый «нулевой рост», то есть стратегия отказа от безудержного количественного роста производства и потребления. Второй доклад (группы М.Месаровича (США) – Э.Пестеля (ФРГ), 1974) исходил из более дифференцированного анализа состояния и предлагал различные рекомендации для отдельных регионов планеты. Благодаря разработкам экологов и прогнозистов, достоянием общественности стали такие идеи, как концепции прекращения количественного экономического роста либо перехода к росту «качественному и социальному» (т.е. в тех сферах, которые связаны с улучшением качества жизни, социальной областью, защитой среды), хозяйственной и политической децентрализации («маленькое – прекрасно»), новых, экологически чистых технологий.

Глубокая критика существующей системы производства, потребления и образа жизни в целом, с которой выступили приверженцы экологического подхода, привлекли к нему внимание «новых левых» – наследников молодежного протеста 1968. Многие из выводов и даже рекомендаций экологов были близки представителям бунтующего поколения с их отрицательным отношением к государственной бюрократии, концернам и потребительству. Нередко именно «новые левые» стояли у истоков экологических групп и инициатив. Большую известность и значительный авторитет среди зеленых приобрели такие обратившиеся к экологическим вопросам леворадикальные теоретики. Они обосновывали идею «создания широко разветвленной сети мелких и средних предприятий – производственных и ремесленных кооперативов, – контролируемых и поддерживаемых общиной, в которой они размещаются» и приспосабливающих «свое производство и его форму к нуждам, действительно выражаемым населением». (А.Горц).

«Лучше быть активным, чем радиоактивным!».

Непосредственный толчок к оформлению и распространению Зеленого движения дала проблема ядерного оружия и атомной энергетики. Экономический бум в 1960-х сопровождался стремительным наращиванием АЭС; ядерные программы ведущих государств мира были еще больше расширены после нефтяного кризиса на Западе в 1973–1974. Эти темы рассматривались как сфера компетенции государственной военной и энергетической политики, а потому противостояние общественности ядерному развитию непосредственно сталкивало население и альтруистически настроенных энтузиастов с властями и вело к радикализации движения. Популярным стал лозунг: «Лучше быть активным, чем радиоактивным!».

В 1971 в Северной Америке возникла наиболее известная ныне международная энвайронменталистская организация – «Гринпис» («Зеленый мир». Первоначально она занималась проблемами ядерных испытаний США, но постепенно распространила свою деятельность на весь мир и на широкий круг тем, связанных с экологией – вплоть до защиты биологических видов, захоронения отходов и др. Основная тактика «Гринпис» сводится к громким акциям ненасильственного протеста, которые призваны привлечь внимание общественности и власть имущих к тому или иному вопросу. По примеру «Гринпис» в различных странах мира возникли и другие, зачастую более радикальные группы, такие, например, как немецкая организация «Робин Вуд», ставшая известной в 1980-х акциями в защиту лесов, а также течения, прибегавшие к методам экологического саботажа.

Гражданские инициативные группы, занимавшиеся вопросами атомной энергетики и связанным с ней риском (угрозы аварии, опасность хранения, захоронения и переработки отходов) вырвались на ведущее место в экологическом движении. В течении 1970–1980-х годов они организовали во многих странах мощные антиядерные выступления. Наибольший резонанс получили конфликты вокруг сооружения АЭС в Вюле (на стыке территорий ФРГ, Франции и Швейцарии, 1975), Брокдорфе (ФРГ, 1976–1981), завода по переработке ядерных отходов в Ваккерсдорфе (ФРГ, вторая половина 1980-х гг.), атомных станций и фабрик во Франции, Великобритании и т.д. В ходе акций, участие в которых принимали подчас сотни тысяч людей) широко использовались такие формы, как демонстрации, блокады дорог и объектов, захваты стройплощадок; происходили столкновения с полицией.

В ходе противостояния с властями экологическое движение начало выходить за чисто местные рамки и разрабатывать начала собственного мировоззрения. Возникали региональные и даже национальные объединения гражданских инициатив в области защиты окружающей среды. К примеру, в ФРГ федеральный союз подобных групп и объединений возник в 1972; в конце 1970-х он выдвинул программу требований, нацеленную, в самых общих чертах, на создание нового, справедливого и гуманного общества.

Хотя в большинстве крупных конфликтов успех оказывался в итоге не на стороне экологического движения, деятельность антиядерных инициатив привела к активизации групп, занимающихся другими вопросами и темами защиты окружающей среды. Десятки или сотни тысяч людей приняли участие в выступлениях, направленных против крупных транспортных объектов: строительства аэропорта Нарита в Японии (конец 1970-х) расширения аэропорта во Франкфурте-на-Майне (ФРГ, начало 1980-х), сооружения туннеля Сомпор (на границе Франции и Испании, 1990-е) и др. Более того, обращение к ядерной и транспортной проблематике вынудило экологистов заниматься и вопросами военной политики; зеленые группы приняли самое активное участие в антивоенном и антимилитаристском движении (блокаде военной базы США в Гринэм-Коммон, Великобритания, в 1980-х гг., демонстрациях и маршах против размещения ракет средней дальности в ФРГ, Нидерландах и Бельгии в 1982–1983 и т.д.).

Произошло сближение экологического движения со сторонниками «альтернативного образа жизни» – группами и инициативами, которые занимали пустующее жилье и организовывали там жилищные сообщества, и коммуны, самоуправляющимися объединениями, производственными кооперативами, некоммерческими союзами взаимопомощи и др. Этот сектор объединял в 1970–1980-х сотни тысяч людей в развитых индустриальных странах, и в нем преобладали также экологические взгляды на необходимость гармонии с окружающей средой, децентрализации, использования чистых технологий. Со своей стороны, зеленые часто видели в «альтернативистах» путь к новому гармоничному обществу либо модель такого общества. Возникшие линии пересечения дали основание многим исследователям говорить о формировании общего «зеленого альтернативного движения».

Зеленые партии.

Первоначально большинство зеленых было настроено скептически по отношению к властным институтам, рассматривая их как объект для давления и рассчитывая таким путем способствовать принятию ими своих требований. Однако трудности, с которыми сталкивались радикальные выступления, с одной стороны, и далеко идущее разочарование участников движения во всех существующих политических партиях, с другой, навело на мысль о создании собственных политических организаций, защищающих интересы движения. Не веря первоначально в возможность экологических перемен и изменения общества «сверху», с помощью государственного законодательства и правительственной технократии, многие зеленые постепенно все больше надеялись на то, что с помощью своих партий или списков кандидатов можно будет придать движению дополнительную, парламентскую опору, в качестве дополнения к основному, «внепарламентскому действию».

К созданию новых политических группировок примкнули и различные политики как левого, так и правого толка, которые надеялись выдвинуться и добиться успеха с помощью популярных экологических лозунгов. Так в различных странах стали появляться зеленые или «альтернативные» списки кандидатов и зеленые партии. Первая, местная партия такого рода возникла в 1973 в США. До конца 1970-х были созданы партии и списки зеленых и экологистов в ФРГ, Бельгии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Италии, в последующие годы – Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и других европейских странах, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и т.д. Движения, выступившие под флагом экологии, смогли добиться существенных успехов на выборах. Они провели кандидатов в парламенты Италии (1976), Швейцарии (1979), Бельгии (1981), ФРГ и Португалии (1983), Люксембурга и Австралии (1984), Австрии, Испании и Нидерландов (1986), Финляндии и Норвегии (1987), Швеции (1988), Греции и Ирландии (1989), Новой Зеландии (1993), Дании (1994), Франции и Канады (1997), Исландии (1999), Японии и других стран. После падения «берлинской стены» в 1989 и образования многопартийных систем в странах бывшего «Советского блока» зеленые партии появились также в государствах бывшего СССР и Восточной Европы.

Формируется международное объединение политических организаций зеленых. После выборов в Европейский парламент 1979 была учреждена Европейская координация экологических и радикальных партий. В 1983–1984 она была преобразована в Координацию Европейских зеленых. Наконец, в июне 1993 образовалась Европейская федерация зеленых партий, в которую вошли экологисты не только из Западной Европы, но и из бывших стран Восточного блока и СССР, в том числе из государств, не входящих в Европейский Союз (включая Украину, Россию и Грузию).

Национальные партии зеленых имели различную историю и сложные, часто противоречивые отношения с массовым экологическим движением. Их политический спектр колебался от лево-социалистических до консервативных. В целом, в политическом крыле зеленых сформировались следующие основные течения: «фундаменталисты», «экосоциалисты» и сторонники «реальной политики». Первые отстаивали «чистоту» экологических принципов, уверяли, что «природа не знает компромиссов» и, подобно «энвайронменталистам», делали упор, прежде всего, на проблемах окружающей среды, а не социального устройства. «Экосоциалисты», включившие в свои ряды многих бывших участников движения «новых левых», выступали против капитализма и «реального социализма» советского толка, за модель свободного социализма, основанного на децентрализации, прямой демократии, самоуправлении и гармонии между людьми и между человеком и природой. Наконец, «реальные политики» – преимущественно приверженцы окрашенных в зеленый цвет социал-демократических или социал-либеральных идей – добивались постепенных экологических реформ в рамках существующей рыночной экономики и представительной демократии.

Соотношение сил между различными течениями в отдельных партиях колебалось. Первые документы зеленых представляли собой набор требований, выдвинутых экологическими, антивоенными, «альтернативными» и иными гражданскими инициативами, и формулировались более широко и обобщенно. Позднее, включившись в парламентскую политику, зеленые дополнили, уточили и детализировали свои программы. Как правило, они содержали обещания свернуть ядерную энергетику и принять другие меры, направленные на защиту окружающей среды, гарантировать и развивать демократические и гражданские права, а также демократизировать существующие политические институты, расширять систему социальных гарантий, обеспечить преимущественное развитие кооперативного, самоуправляющегося, «альтернативного» сектора экономики и внедрение новых, экологически чистых технологий, проведение политики мира и разоружения. Некоторые, более левые зеленые партии (к примеру, западногерманская, в которой до конца 1980-х преобладало влияние «экосоциалистов» и «фундаменталистов»), осторожно ставили вопрос о распространении «новых форм общественной собственности», отличной от огосударствления в СССР, и о поощрении прямой демократии и самоуправления. Однако участие в парламентских институтах и стремление многих зеленых доказать свою пригодность к управлению государством диктовало свою логику: в 1990-х почти во всех экологических партиях взяли верх сторонники «реальной политики». Если прежде зеленые часто определяли себя как «принципиально новую» силу или даже как «антипартийную партию», то теперь они все больше становились такими же, как все другие.

Это позволило зеленым войти в правительства ряда стран, как правило, в коалиции с социал-демократами и другими левыми организациями, иногда – в составе более широкой коалиции: Франции (1992–1993, 1997–2002), Финляндии (1995–2002), Италии (1996–2001), ФРГ (с 1998), Бельгии (с 1999). Опыт пребывания у власти оказался для зеленых достаточно противоречивым: им удалось закрепиться на политической арене и подчас даже проникнуть в государственный истэблишмент, но это было достигнуто ценой отказа от многих ключевых и основополагающих принципов движения. К примеру, они нигде не смогли добиться отказа от атомной энергетики, не настаивают на том, чтобы прекратить сокращение социальных расходов и приватизацию, стали терпимо относиться к НАТО и Европейскому Союзу (хотя продолжают настаивать на демократизации институтов последнего) и даже поддерживать проведение военных операций за рубежом (к примеру, в 1999 в Югославии).

«Разноцветные» зеленые.

Сегодняшнее экологическое движение в мире весьма многолико. Хотя волна гражданских инициатив 1970–1980-х пошла на спад в условиях экономических и социальных проблем и поворота к неолиберализму в конце 20 в., по-прежнему существует множество весьма активных групп, союзов, неправительственных организаций и ассоциаций, которые в разной форме занимаются проблемами, связанными с окружающей средой. Их важность и актуальность была еще раз подтверждена катастрофой на Чернобыльской АЭС (1986), после которой намечалась новая активизация массовых выступлений зеленых. Некоторые акции и кампании носят временный, преходящий характер и проводятся лишь до тех пор, пока есть надежда предотвратить осуществление очередного энергетического или транспортного проекта, вредного для природы и живущих в округе людей; когда сооружение завершается или же его удается отменить, данное конкретное движение прекращается. В других случаях, оно может продолжаться годами, превращаясь подчас в своеобразную местную «гражданскую войну».Так, с 1980-х и до настоящего времени продолжается конфликт вокруг места захоронения ядерных отходов в Горлебене (на севере Германии). Противостояние в этом районе усилилось после того, как туда стали доставляться транспорты с радиоактивными отходами и оборудованием с французской АЭС Ля Аг. Каждый раз, когда такой транспорт («Кастор») отправляется в Горлебен, десятки тысяч человек пытаются блокировать его продвижение вдоль всего пути перевозки: экологические гражданские инициативы организуют марши и кампании протеста, активисты и сочувствующие со всей страны преграждают своими телами дороги и железнодорожную магистраль, члены радикальных групп выводят из строя транспортные пути, крестьяне перегораживают трассу тракторами и т.д. Происходят столкновения с полицией. Кампания гражданского неповиновения всякий раз рассчитана на то, чтобы, нанося материальный ущерб, сделать транспортировку отходов как можно более дорогой и в перспективе – невыгодной.

Продолжают активную деятельность «энвайронменталисты» – «Гринпис», неправительственные экологические организации. Методы их действий самые разнообразные – от прямого действия до лоббирования тех или иных решений властей.

Разочарование многих экологистов результатами политики зеленых партий привело во многих случаях к тому, что активисты и теоретики, озабоченные будущим планеты, все активнее пытаются искать новые ответы на наболевшие вопросы, которые касаются взаимоотношения между человеческим обществом и природой. Предлагаются и обсуждаются самые различные идеи. К примеру, оформилось течение «экоанархистов», или «либертарного муниципализма». Его признанными лидерами считаются американские экологисты М.Букчин и Джанет Биль. «Либертарные муниципалисты» выступают за преодоление современного индустриального общества и переход к системе самоуправляющихся городов-коммун, пользующихся чистой и «освободительной технологией». Им удалось создать собственную международную сеть и провести ряд интернациональных форумов; в ряде стран возникли организации этого направления (часто они именуются «левыми зелеными» или «Демократической альтернативой»).

Среди части зеленых получили развитие концепции так называемой «глубинной экологии», которые отстаивают решительный разрыв со всей современной цивилизацией. Философской основой таких взглядов служат представления о месте человека как биологического вида в планетарной экосистеме и о необходимости преодолеть представления о центральной роли людей среди живых существ («антропоцентризма»). Некоторые из последователей «глубинной экологии» призывают подчинить общество биологическим законам или даже склоняются к своеобразным формам экологически мотивированного фашизма. Другие («примитивисты») предлагают вернуться к первобытной, дотехнической цивилизации, напоминающей общества древних племен охотников и собирателей.

Вадим Дамье

Также по теме:
Литература:

Современный мир глазами «зеленых». М.: Международные отношения, 1987
«Евролзеленые». М.: ИНИОН, 1990
Савельева И.М. Альтернативный мир: модели и идеалы. М.: Наука, 1990
Медоуз Х.Д., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. Учебное пособие. М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1994
Букчин М. Реконструкция общества: на пути к зеленому будущему. Нижний Новгород: Третий путь, 1996
Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (Общественные движения, наука, политика). Новосибирск, 2002

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *