Как понять что пора менять тормозную жидкость
Перейти к содержимому

Как понять что пора менять тормозную жидкость

  • автор:

Признаки того, что пора менять тормозную жидкость

Зачем менять жидкость в тормозной системе? Когда выполнять замену по регламенту? Признаки необходимости залива новой жидкости. Что нужно учитывать?

Тормозная жидкость

Задача тормозной жидкости сводится к передаче давления от главного цилиндра к рабочим колесным. То есть она является важной составляющей в обеспечении безопасности водителя. Учитывая это, к составам предъявляются повышенные требования. Среди них важный пункт – своевременная замена.

Зачем менять жидкость в тормозной системе

Неопытные автовладельцы считают, что важно поддерживать нужный уровень тормозной жидкости. При этом они даже не задумываются о ее полной замене. Однако такая позиция совершенно неверна. Связано это в первую очередь с гигроскопичностью составов. Накапливающаяся в жидкости вода ухудшает ее исходные параметры. То есть она может закипеть при более низкой температуре или замерзнуть в зимние холода. Не стоит забывать и о накоплении в тормозной жидкости продуктов износа, которые также воздействуют на ее свойства. Все это и обусловливает необходимость выполнения полной замены состава в системе.

Когда выполнять замену по регламенту

По регламенту многих автоконцернов заливать новую тормозную жидкость необходимо через каждые 30-60 тысяч километров пробега. Причем наличие АБС или других дополнительных систем на эти показатели не влияет. Сниженный (15 000 км) период замены у спортивных автомобилей. Это связано с высокими скоростными режимами. Время обращения к мастерам также варьируется в зависимости от состава. Жидкости на гликолевой основе могут эксплуатироваться не более двух лет. Они рассчитаны на пробег до 40 000 км. Силиконовые более долговечны. Срок их службы достигает 5 лет. Однако это только теоретические показатели. Главный критерий – изменение цвета жидкости. При помутнении или наличии осадка необходимо срочно обратиться в автомастерскую для выполнения полной замены состава. На СТО для проверки состояния жидкости применяются специальные тестеры. Они определяют процентное содержание влаги.

Основные признаки необходимости залива новой жидкости

  • низкая эффективность торможения при достаточном уровне жидкости. Если содержание воды достигает 3 %, то температура закипания падает на 30-50 °С. Это приводит к накоплению в системе воздуха, образованию пробок. Они и обусловливают ухудшение работы тормозов;
  • истечение срока годности жидкости. В среднем он составляет 2 года. При покупке автомобиля с пробегом специалисты рекомендуют провести замену всех технологических жидкостей, включая тормозную;
  • появление следов коррозионных разрушений на элементах системы. Накапливающаяся вода влияет не только на температурные характеристики, но и обусловливает снижение антикоррозионных показателей;
  • ремонт тормозной системы, замена ее компонентов: шлангов, суппортов и др.;
  • появление в бачке видимых отложений.

Тормозная система

Что нужно знать и учитывать

Существует ряд рекомендаций, придерживаясь которых, можно поддерживать функциональность тормозной системы автомобиля:

  • важно заливать жидкость нужного класса. Лучшее решение – всегда использовать одинаковый состав;
  • приобретать следует свежие жидкости. Тара должна быть надежно закрыта крышкой и дополнительным защитным колпачком;
  • выполнять полную замену следует на специализированных СТО. Это связано с необходимостью прокачки системы для удаления из нее воздуха. В процессе выполнения работ требуется снятие всех колес, что сделать без подъемника сложно. Также имеется ряд нюансов, которые известны профессионалам.

Предложения от SINTEC

Компания Sintec предлагает качественные жидкости классов DOT:

  • 3 NEVA. Состав на гликолевой основе предназначен для использования в отечественных автомобилях. Температура закипания свежей «сухой» жидкости составляет не ниже +230 °С. Совместима с другими российскими составами идентичного класса;
  • 4. Предлагается две жидкости на полигликолевой основе этого класса: SUPER и EURO. Это позволяет удовлетворить запросы владельцев отечественных и зарубежных автомобилей. Составы характеризуются высокими температурными показателями, термической стабильностью и инертностью к резинотехническим и полимерным материалам.

Как понять, что пора проверить тормозную жидкость?

Мягкая или податливая педаль тормоза. Если при нажатии на педаль тормоза она кажется мягкой или податливой, это может быть признаком наличия воздуха в тормозных магистралях или низкого уровня тормозной жидкости. Проверка тормозной жидкости поможет выявить причину проблемы.

Предупреждающая лампочка если на приборной панели загорается предупреждающая лампочка тормозной системы, это может быть признаком низкого уровня тормозной жидкости или проблемы с тормозной системой. Проверка тормозной жидкости поможет диагностировать проблему.

Утечки. Если вы заметили какие-либо утечки в районе тормозных трубопроводов или суппортов, необходимо провести проверку тормозной системы. Утечки тормозной жидкости могут привести к снижению эффективности торможения или даже к отказу тормозов.

Вибрация или тряска при торможении. Если при нажатии на тормоза вы чувствуете вибрацию или тряску, это может быть признаком деформированных роторов или других проблем с тормозной системой. Проверка тормозной жидкости поможет выявить причину проблемы.

Пробег или время с момента последней проверки. Важно соблюдать рекомендуемые интервалы замены тормозной жидкости для вашего автомобиля. Как правило, тормозную жидкость следует менять каждые два года или в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Если прошло много времени с момента последней проверки или замены тормозной жидкости, возможно, пришло время сделать это.

Регулярные проверки и замена тормозной жидкости помогут обеспечить надлежащее функционирование тормозной системы и снизить риск аварий или дорогостоящего ремонта. Если у вас наблюдаются какие-либо из вышеперечисленных признаков, важно, чтобы вашу тормозную систему проверил квалифицированный механик.

Как быстро понять, что тормозная жидкость в машине давно испортилась

В любом современном автомобиле есть системы, за работу которых отвечает гидравлика. Основное устройство в легковушках, завязанное на применение гидравлической жидкости, – тормоза. От свойств тормозной жидкости напрямую зависит не только ваша безопасность, но также жизнь и здоровье других людей. Рассказываем, как понять, что тормозуху в автомобиле пора менять.

Для начала напомним, для чего вообще в тормозной системе используется жидкость. Всё дело в её несжимаемости: с помощью жидкости можно дистанционно передать усилие. Нажимая на педаль тормоза, водитель приводит в движение поршень главного тормозного цилиндра. Давление тормозной жидкости в трубках и шлангах возрастает – поршни колёсных исполнительных механизмов надавливают на колодки, а те, в свою очередь, прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Автомобиль замедляется.

Свойством несжимаемости обладает любая жидкость, однако далеко не любая жидкость может обеспечить стабильную работу тормозов. Тормозная жидкость должна сохранять свои свойства при любых температурах и в самых жёстких условиях эксплуатации – не кипеть, не замерзать и не вступать в реакцию с компонентами тормозной системы. Температура кипения тормозухи – один из основных параметров. Автомобиль может эксплуатироваться и в -40 градусов по Цельсию, и в +40. При активном торможении температура жидкости в системе может доходить до более чем 230 градусов – и она не должна закипать! Именно по этой причине тормозная жидкость в основном состоит гликоля, способного обеспечить широкий диапазон работоспособности тормозов.

И всё бы хорошо, вот только срок службы тормозной жидкости очень недолог. В среднем она нормально работает всего 2-3 года. Причина – в её гигроскопичности, то есть способности впитывать влагу из воздуха. Наличие воды в тормозной жидкости серьёзно ухудшает её свойства. По мере накопления в системе воды максимальная рабочая температура тормозухи снижается (она закипает), на морозе она напротив может кристаллизоваться. В обоих случаях проблемы налицо: давить на педаль приходится сильнее, при этом эффективность замедления снижается в разы. За 2-3 года эксплуатации автомобиля в системе накапливается от 2 до 5% воды, тeмпepaтypa eё кипeния cнижaeтcя нa 30 – 40° C. Важно не прозевать момент и вовремя заменить тормозуху, не дожидаясь, пока педаль тормоза станет бесполезным аксессуаром. Продиагностировать жидкость достаточно просто – даже без специнструментов и приборов.

Первое и главное, на что следует обращать внимание, – это возраст жидкости. Если тормозуху не меняли несколько лет, можете не сомневаться – она давно уже не та. Даже в случае если машина вообще не эксплуатировалась. Влаги в бачке накопилось столько, что о высоких температурных свойствах можно смело забыть. Возьмите за правило менять тормозуху хотя бы один раз в два-три сезона, даже если видимых проблем, вроде бы, нет. Ориентировать можно и на пробег. Как правило, жидкость стоит менять через каждые 40-50 тыс. км.

Второе, что следует сделать для контроля за состоянием тормозухи, — заглянуть в расширительный бачок и оценить жидкость на прозрачность и наличие загрязнений. Чёрные вкрапления или ржавые разводы – верный признак того, что вам пора на сервис. Коррозия в тормозных трубках возникает из-за примесей воды (с завода, напомним, трубки стальные), а разрушение резиновых уплотнений – из-за агрессивного воздействия самой жидкости и повышенных нагрузок на систему. Правильная жидкость имеет слегка золотистый цвет и высокую прозрачность. Третий способ проверить тормоза – это выехать на безлюдную дорогу и безопасно выполнить несколько жёстких торможений подряд с большой скорости. Если по мере нагрева тормозов эффективность замедления падает, замените жидкость. Поверьте, необходимость в этом вы ощутите лично!

Замена компонентов тормозной системы (тормозных трубок, шлангов, главного и рабочих тормозных цилиндров), требующая прокачки системы, – непременное условие обновления тормозухи. Не забывайте: менять нужно всю жидкость полностью – без остатка.

Наиболее точно определить, насколько сильно испортилась тормозуха в машине, можно с помощью специальных тестеров. Сделать это можно в буквальном смысле за минуту – опустив в расширительный бачок тест-полоску или щупы электронного устройства. Впрочем, эффективность данной процедуры вызывает вопросы: если вы засомневались в работоспособности тормозухи, это уже повод её заменить безо всяких дополнительных тестов. Благо, стоит такая услуга совсем немного, да и выполнить её многие россияне могут самостоятельно, не прибегая к услугам профильных сервисов.

Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора

Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают — кто-то по незнанию того факта, что она не вечна, кто-то — считая рекомендации автопроизводителей лишним разводом на деньги. Попробуем покопаться в этом вопросе поглубже! Проверяем тормозную жидкость на наличие воды, выясняем качество китайского тестера «тормозухи», консультируемся с экспертами и делаем выводы.

Как «стареет» тормозная жидкость?

D OT-4 — наиболее популярная и распространенная сегодня тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не марка, а стандарт, включающий в себя определенный химический состав и набор свойств. «Тормозуху» стандарта DOT-4 производит множество брендов автохимии, и вся она совместима между собой. То есть, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя — даже если у них различаются оттенки. И совершенно не обязательно выяснять, что за марка была залита заводом или предыдущим владельцем, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто за «крутым импортом» — российские тормозные жидкости прекрасно подходят для любой иномарки.

Теперь касательно процесса работы жидкости в тормозной системе. «Тормозуха» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает в себе микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и главного тормозных цилиндров, и частицы ржавчины.

От этого развивается дальнейшая коррозия цилиндров и их закисание, возрастает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также возникает риск закипания воды в составе «тормозухи» при многократных интенсивных торможениях, что может привести к проваливанию педали в экстремальной ситуации. Принято считать, что при 3-4% воды в жидкости (по массе) температура закипания снижается чуть ли не в полтора раза, и жидкость в системе необходимо менять, не дожидаясь появления в ней даже трех процентов влаги.

При этом если взвесь посторонних частиц хорошо видна визуально, и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости — очевидна, то наличие воды оценить на глаз невозможно. Как определить срок замены «тормозухи»?

С одной стороны, можно, не ломая голову, менять по пробегу или по времени — у каждого автопроизводителя существует регламент технического обслуживания, где замена тормозной жидкости требуется раз в 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, если пробег небольшой.

С другой — и машины бывают с неизвестной историей, да и у «официальных» авто хорошо бы быть уверенным в том, что обслуживающий механик реально заменял жидкость, а не халтурил, ограничившись отметкой в заказ-наряде. Ведь не секрет, что даже у официального дилера можно нарваться на протирку масляного фильтра тряпкой вместо замены масла… В этом случае может помочь несложный прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как он устроен и как работает!

Тестер тормозной жидкости

Любой рукастый автовладелец понимает, что иметь качественные и сложные (а тем более — специализированные!) инструменты и приборы для ремонта и диагностики автомобиля — здорово, но едва ли оправдано. Когда ваша машина — достаточно свежая, у вас нет второго-третьего старенького чисто «хоббийного» автомобиля, а по роду деятельности с авторемонтом вы не связаны, тратить деньги на «узкозаточенный» инструмент — нецелесообразно. Поэтому тестер тормозной жидкости если уж и иметь, то разве что совсем недорогой.

Безымянный прибор для нашего обзора был приобретен в китайском интернет-магазине за 300 с копейками рублей и, судя по его внешнему виду, он является типичным OEM-устройством — например, полторы тысячи просят за абсолютно такой же гаджет под маркой JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается он же, но с логотипом еще более известного инструментального бренда Jonnesway.

002

Два никелированных электрода прибора нужно опустить в исследуемую тормозную жидкость…

003

…и светодиодная шкала покажет состояние «тормозухи»:

004

Устройство питается от одной батарейки АAА и имеет одну-единственную кнопку включения, после которой работает минуту и автоматически выключается для сбережения ресурса батареи. Повторное нажатие — еще одно включение на минуту, и так далее.

005

Проверка на точность

На шкале тестера мы видим 5 светодиодов:

  1. зеленый — 0% воды в жидкости
  2. желтый — менее 1%
  3. желтый — 2%
  4. красный — 3%
  5. красный — более 4%

Точность гаджета неизвестна, а судя по его виду, еще и весьма сомнительна. Давайте выясним, насколько корректны показания безымянной китайской игрушки! Сделать это несложно лабораторным методом. Отмеряем на точных весах строго 50 граммов свежей тормозной жидкости из только что вскрытой бутылки и добавляем в нее по одному проценту (что составляет 0,5 грамма) воду — 1%, 2%, 3%. После добавления каждой порции воды жидкость перемешиваем и проводим замер. Итак, поехали!

Сперва опускаем электроды устройства в заведомо не содержащую влаги тормозную жидкость, налитую из флакона. Устройство предсказуемо показывает 0% воды.

006

После чего берем чистый стакан, ставим его на весы, обнуляем вес тары и отмериваем 50 граммов жидкости, в которую начинаем добавлять по полграмма воды — по одному проценту.

007

Упс… Приобретенный за триста рублей прибор, который мы, откровенно говоря, заведомо считали никчемной игрушкой, показывающей «погоду на луне», раз за разом демонстрировал удивительную точность! Соответствующие светодиоды зажигались СТРОГО в соответствии с реальным процентом воды в тормозной жидкости!

008

Мерить в бачке или в цилиндрах?

Щупы любых приборов для измерения процента воды в тормозной жидкости обычно опускают непосредственно в бачок ГТЦ — ведь поглощение воды тормозной жидкостью происходит, по логике, именно там, где жидкость сообщается с атмосферой через компенсационное отверстие в крышке бачка и при открытии этой крышки. Но опасность накопления воды состоит в первую очередь в том, что она способна закипеть при активном торможении, а закипает она не в бачке и не в ГТЦ, а именно в рабочих тормозных цилиндрах, получающих избыток тепла от колодок и дисков.

Соответственно, возникает вопрос — а каков процент воды в области тормозного цилиндра по сравнению с процентом в бачке? Иными словами, если менять жидкость по показаниям прибора, измеряющего процент воды, то откуда наиболее корректно брать пробу — из бачка или из цилиндра? Спросим у специалистов известных компаний, производящих тормозные жидкости!

При срабатывании тормозной системы, конкретно при растормаживании колес, тормозная жидкость возвращается в бачок и перемешивается с его содержимым. Таким образом, влага извне попадает во всю тормозную систему, и измерять её количество в бачке, а не в цилиндре, вполне корректно. Тем более, что средства измерения количества воды являются не точными приборами, а скорее индикаторами. Особая точность в таких измерениях не нужна.

Дмитрий Рудаков
глава технического отдела Liqui Moly

Поступление воды в тормозную жидкость происходит не только вследствие сообщения бачка тормозной жидкости с атмосферой, но также еще и через манжеты и уплотнительные кольца. Интенсивной циркуляции тормозной жидкости в системе не происходит, в отличие, например, от системы охлаждения автомобиля, и поэтому, конечно, более правильно отбирать жидкость как можно ближе к исполнительным элементам тормозной системы автомобиля. Однако это избыточно трудоемкий процесс, и в принципе, можно ограничиться отбором пробы из бачка тормозной жидкости. Полученный при тестировании результат с достаточной степенью точности можно распространить на весь объем тормозной жидкости, находящийся в системе.

Алексей Лунин
инженер-технолог «Тосол-синтез»

Полевые испытания… и итоги

После того, как мы убедились в достаточно высокой точности тестера и получили напутствие от экспертов, переходим к реальным измерениям.

Первое, что проделываем — замеряем жидкость, стоявшую около года в распечатанной, начатой, но туго закрученной бутылке. Результат — 0% воды. Это полезная информация, ибо во многих источниках встречаются рекомендации не хранить сколь-либо существенное время начатые бутылки с «тормозухой», выбрасывая остатки после доливки или замены.

Следующий замер — в бачке дряхлого «уазика», стоящего у автора этой статьи на вялотекущей реставрации. Года полтора назад в нем была заменена полностью вся тормозная система, включая все рабочие цилиндры, ГТЦ, трубки и шланги. После чего была залита свежая жидкость и тормоза прокачаны. С тех пор машина стоит в гараже, проехав в лучшем случае несколько километров. Результат — 0% воды.

Еще одна проба — в тормозном бачке автомобиля ВАЗ, в котором с год назад также была заменена вся тормозная система до единого элемента и заправлена свежей «тормозухой». Но этот автомобиль, в отличие от предыдущего, эксплуатируется, хотя и нечасто. Результат — 1% воды.

Теперь берем два Volkswagen Polo, у которых в тормозной системе родная, ни разу не менянная жидкость. Первый — возрастом 3 года и с пробегом 18 000 км, и второй — возрастом 1,5 года, но с пробегом 24 000 км. В этих машинах мы провели замер качества жидкости сперва в бачках ГТЦ, а затем в пробах, слитых из цилиндров передних суппортов. Итак, забор пробы тормозной жидкости из бачков главных тормозных цилиндров. Прибор показывает норму в обеих машинах. В суппорте полуторагодовалой машины с пробегом 24 000 км — также норма:

009

А вот у машины, пробег которой меньше, но возраст недавно перевалил за 3-летний рубеж, прибор стабильно зажег желтый светодиод, что говорит о наличии одного процента влаги:

011

1% — это по-прежнему в пределах нормы, но, тем не менее, получается, что влага, абсорбированная тормозной жидкостью, склонна со временем оседать вниз и скапливаться в рабочих цилиндрах. А значит, забор проб из цилиндров путем слива из прокачанных штуцеров — более корректен, нежели измерения в бачке. Если предположить разницу в процент, то когда в бачке прибор еще покажет терпимые 2%, в цилиндрах могут оказаться все 3%. Не фатально в большинстве случаев, конечно же, но все-таки…

При этом видно, что жидкость, отработавшая три года, не только не достигла опасного уровня содержания влаги, но и не несет в себе продуктов износа цилиндров, поршней и манжет — она достаточно прозрачна и чиста, и явно не нуждается в замене в ближайший год, а то и два.

PS

Подытожить же можно так. Как всегда непогрешимый и безупречный Капитан Очевидность резюмирует, что если менять тормозную жидкость раз в два года в независимости от пробега, то вы гарантированно исключите все проблемы, с ней связанные, а поэтому все вышеприведенное можно было и не читать. При такой стратегии иметь в арсенале прибор для оценки качества «тормозухи» совершенно необязательно — выброшенные деньги.

Однако если ваш стиль — использовать все по максимуму, не преумножая энтропию нашей явно нездоровой Вселенной потребления, а также имеется желание тщательно контролировать сервисменов, обслуживающих автомобиль, то недорогой тестер тормозной жидкости можно и приобрести. Тем более, что точность, продемонстрированная им, заслуживает безусловного уважения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *