Какие темы рассматривает курс обж
Перейти к содержимому

Какие темы рассматривает курс обж

  • автор:

ОБЖ – это и математика, и медицина, и химия, и физика и другие учебные предметы

Когда в далеком 2005-м году я написала статью про школьный предмет Основы безопасности жизнедеятельности, смысл ее был такой: ОБЖ не готовит детей к тому, как вести себя в ситуации опасности. Любой опасности – будь то обращение с электроприборами или поведение во время природной или техногенной катастрофы. А ведь именно для этого он и существует. С тех пор прошло 12 лет, и предмет ОБЖ изменился. А в 2009-м году появилась и всероссийская олимпиада по Основам безопасности.

Когда в далеком 2005-м году я написала статью про школьный предмет Основы безопасности жизнедеятельности, смысл ее был такой: ОБЖ не готовит детей к тому, как вести себя в ситуации опасности. Любой опасности – будь то обращение с электроприборами или поведение во время природной или техногенной катастрофы. А ведь именно для этого он и существует. С тех пор прошло 12 лет, и предмет ОБЖ изменился. А в 2009-м году появилась и всероссийская олимпиада по Основам безопасности.

К чему «готовил» ОБЖ 12 лет назад

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе по инициативе МЧС, в 1997-м году. Тогда Минобрнауки России и МЧС разработали федеральный компонент общеобразовательных стандартов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Вскоре появились и учебники. Но что в них было? Например, семиклассники обязаны были знать, что «чаще всего при тушении пожара в жилище могут быть применены: огнетушители химические пенные ОХП-5П и ОХП-10. Щелочная часть заряда заливается в корпус. Масса огнетушителей в зависимости от марки может быть от 3 до 12 кг. » Далее — схемы, химические формулы. Кстати, заметьте: изучать химию дети начинают лишь в 8-м классе. За невыученные «запорно-пусковое устройство с сифонной трубкой» ставили двойки-тройки. А запомнить это невозможно, да и не нужно. Впрочем, говорят, что были и нормальные учебные пособия.

Очевидно, что такая информация нужна не детям, а тем, кто их, не дай бог, будет спасать. С тех пор содержание предмета изменилось. Хорошо, что всероссийскую олимпиаду по ОБЖ стали проводить только с 2009-го года.

Новые Основы безопасности жизнедеятельности

«На сегодняшний день вопрос безопасности очень важен. Особенно в мегаполисе, – рассказывает главный тренер сборной Москвы по ОБЖ, председатель Клуба учителей ОБЖ «Центр обеспечения жизнедеятельности», Николай Викторович Антонов. – Этому школьному предмету более 20 лет. Многие помнят его предшественника – начальную военную подготовку. Но НВП была кардинально другим. В ОБЖ, конечно, тоже есть раздел по основам военной службы, но он не является основополагающим».

Сегодня предмет ОБЖ обязателен для изучения в школе. То есть, без него выпускник не сможет получить аттестат. Каждая школа имеет право вводить его, начиная с 5-го класса. После появления Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (как его называют учителя) сама школа может решать, как распределить по классам установленное количество часов и лет для освоения учебного предмета. На уровне среднего общего образования, например, можно все изучить за 10-й класс, а можно – за 11-й или за два года.

Содержание тоже сильно изменилось: «Сейчас этот предмет говорит о воспитании комплексной культуры безопасности ребенка. Он отражает всю его жизнь – от пробуждения утром, до ночи, – рассказал Николай Антонов. – Проблема в том, что ОБЖ находится на стыке наук: это и математика, и медицинская подготовка, и химия, и физика. Цель – научить ребенка не попадать в опасную ситуацию, а уж если попал, правильно действовать».

Мы спросили Николая Викторовича, как изменился предмет ОБЖ? И он ответил, что сегодня больший уклон сделан на повседневную жизнь. То есть, там тоже говорится, как правильно надевать противогаз, но, гораздо больше – о том, как вести себя в метро, в наземном транспорте…

«Предмет разделен на несколько модулей, которые охватывают всю жизнь ребенка. Так можно рассмотреть все содержание предмета ОБЖ. Возьмем обычный день из жизни школьника. Ребенок проснулся утром. Это раздел «здоровый образ жизни», который включает в себя и личную, и общественную гигиену, и здоровье. Ребенку необходимо позавтракать, то есть, он сталкивается с плитой, электрочайником, микроволновкой. Такой раздел в ОБЖ тоже есть. В нем говорится о том, как правильно обращаться с бытовыми приборами, которые находятся в квартире. Ребенок идет в школу. В ОБЖ есть раздел так называемой «комплексной безопасности», в котором есть информация о том, как правильно выходить из квартиры, как вести себя в подъезде, в лифте, как действовать, если вы почувствовали опасность. Предмет ОБЖ учит и тому, как правильно выйти из подъезда и перейти дорогу, чтобы не стать участником ДТП, как без ошибок двигаться на двухколесном транспорте и пешком, как вести себя в метро и наземном транспорте. А еще, как не стать жертвой мошенников. Дальше – пришел ученик в школу. Как правильно сидеть за партой, как считывать информацию с доски, через какой промежуток времени необходимо сделать гимнастику для глаз, сколько можно работать за компьютером с точки зрения безопасности и сохранения здоровья. Информационная безопасность, безопасность в сети – всеми этому тоже учит предмет ОБЖ.

Вторая половина дня, это – внеурочная деятельность, дополнительное образование. И тут ОБЖ советует, какая должна быть двигательная активность во второй половине дня. Затем ребенок приходит домой, и предмет рассказывает о том, как вести себя дома, сколько можно смотреть телевизор, как долго сидеть за компьютером…»

Тут возникает вопрос: неужели школьники прислушиваются и к таким вещам? Николай Антонов ответил так: «Главное – это как изучается материал. На сегодняшний день у каждого учителя есть возможность спроектировать урок по-современному, например, с помощью сценариев Московской электронной школы – это и интересно, и современно и ученики вовлечены в деятельность на уроке. Получается, школьники практически выходят из смоделированных учителями затруднительных ситуаций. Я хочу сказать с полной уверенностью, что ребенок, который знает, как поступить в той или иной ситуации – стрессовой или опасной – так и поступит. А вот если он не будет этого знать, могут произойти неприятности».

Кроме этого, предмет ОБЖ рассказывает и о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Даже детям, живущим в городах, нужно знать, как действовать во время цунами или землетрясения. Практика показывает, что они нередко оказываются в тех местах, где такое возможно. «Наша задача – воспитать комплексную культуру безопасности, – говорит Н. В. Антонов. – Ребенок должен предвидеть опасную ситуацию, если есть возможность, – избежать ее, а если нет – то уметь правильно действовать. И всему этому мы учим на уроках ОБЖ».

Как это отражается в олимпиадах

Естественно, новое содержание предмета ОБЖ отражается и на характере всероссийской олимпиады по этому учебному предмету. Олимпиада существует с 2009-го года. За это время задания претерпели существенные изменения. В первые годы там было больше военной тематики, «чрезвычайных ситуаций». Сейчас же задания разработаны с позиций сегодняшнего дня. В Москве в муниципальном этапе участвует более 5-6 тысяч человек. На региональный выходит более тысячи человек. А на финал из всех городов России приезжает всего лишь около двухсот.

Олимпиада традиционно делится на два тура: практический и теоретический. В теоретическом туре проверяется, как ребенок усвоил тот или иной раздел, модуль. Как рассказал Николай Антонов, «конечно же, авторы пытаются заложить в задания теоретического тура кейсовые (ситуационные) задачи, но не всегда это получается. И здесь на выручку идет практическая часть. Она представляет собой комбинированную полосу, которая, предполагает выполнение ряда последовательных заданий. Ребенку дается определенное количество времени (от 5 до 10 минут). Он выходит на старт и должен решить 5-7 разных жизненных задач (показать, как это сделать). Например, сориентироваться на местности по карте (узнать, в какую сторону ему нужно идти). Для практической части, как правило, разрабатывается легенда. Допустим, произошла чрезвычайная ситуация и ребенку нужно спасти пострадавших. Может быть, пострадавший отравился газом. Как спасти человека в этом случае? Или: человек тонет, как ему оказать первую помощь?

У старших школьников есть раздел «Основы военной службы». Они поражают противника гранатой, разбирают автомат Калашникова, стреляют. Есть и элементы альпинизма, или – как перейти через болото, как переправиться через ров, через речку».

Победителей и призеров финала всероссийской олимпиады по ОБЖ принимают к себе многие вузы. В Москве, например, это Академия народного хозяйства при Правительстве России и Российский госуниверситет физкультуры и спорта. Этот школьный учебный предмет – на стыке наук. Такие знания нужны и химикам, и физикам, и медикам, и, конечно же, всем представителям силовых ведомств (в более расширенном варианте этому учат в вузах силовых структур). Также умения нужны и солдатам службы по призыву.

Задания олимпиады все время совершенствуются. Вмешивается сама жизнь. Например, несколько лет назад при оказании первой помощи, во время остановки сердца, использовался прекардиальный удар. Законодательство изменилось, и удар признали опасным. Значит, и в олимпиадных заданиях его нет. И так происходит каждый год.

Мы спросили Николая Викторовича, какие регионы обычно лидируют в финале всероссийской олимпиады. «Уже четвертый год первые позиции занимает Москва: в прошлом году было 26 победителей и призеров. А еще, хорошие результаты дают Петербург, Казань и Северо-Кавказский федеральный округ, Башкортостан».

Наталья Иванова-Гладильщикова

Основы безопасности жизнедеятельности

Инженерная защита населения, территорий и населенных пунктов Планирование и выполнение мероприятий при чрезвычайных ситуациях природного (техногенного) характера и опасностях, возникающих при ведении военных действий

оповещение о пожаре

Способ оповещения людей при пожарах Представляется статья посвященная способу оповещения людей в офисных и административных зданиях при пожаре, пути реализации и применения.

Если случился пожар и правли действий

Правила поведения при пожаре: разбор ситуаций и план действия Правила безопасного поведения при пожаре. Если обнаружили дым в подъезде. Пожар в образовательном учреждении. Возгорание в подвале. Что делать при пожаре в лифте

Штабная тренировка по ГО

Гражданские организации гражданской обороны Задачи, классификация, типы (виды) формирований, формы подготовки гражданские организации ГО. Плакат для скачивания в учебный класс

Так расшифровывается ОБЖ, знакомая многим аббревиатура, связанная с обучением в современной системе дошкольного, общего, а также специального и среднего образования в нашей стране.

Дисциплина ОБЖ появилась в учебных школьных программах с 1991 года в качестве обязательного предмета, предназначенного для усвоения правил и навыков поведения в быту, при возникновении опасных, чрезвычайных природных ситуаций или аварий на промышленных предприятиях.

ОБЖ определяют как междисциплинарную область современных научных познаний, прикладных приемов и навыков, которые охватывает как теоретические проблемы, так и практику защиты людей от опасного или вредного воздействия среды обитания в любых жизненных ситуациях, сферах человеческой деятельности.

Государственная программа обучения подрастающего поколения основана на реализации требований многих Федеральных законов об охране здоровья людей, обеспечении дорожной, радиационной, пожарной безопасности; о защите населенных пунктов, их жителей от ЧС различного характера их возникновения; о воинской обязанности и прохождении военной службы.

Но, кроме этих необходимых элементарных навыков выживания ОБЖ включает другие цели и задачи в обучении подрастающего поколения – от детей до выпускников учреждений среднего образования.

Цель предмета ОБЖ – это формирование здорового, безопасного поведения в быту, а также правильных действий при возникновении различных ЧС, получение необходимых знаний, навыков оказания первичных мер медицинской помощи как самому себе, так и рядом находящимся пострадавшим людям.

Задачи учебного предмета ОБЖ – это передача базовых знаний и навыков в различных областях жизнедеятельности, с которыми дети, а затем школьники неизбежно столкнутся как в период обучения, так и став взрослыми гражданам нашей страны, обретя не только права, но и обязанности:

  • По организации здорового образа жизни, обеспечивающего как ее продолжительность, так и качество, то есть минимизацию количества заболеваний, сохранение физического, психического здоровья; возможности выполнения своих планов, удовлетворения желаний.
  • Изучение норм безопасного поведения, находясь дома, на улицах населенных пунктов, на отдыхе, включая побережье озер, рек, морей; правил купания, нахождения на транспортных средствах.
  • Обучение первичным и базовым навыкам оказания медпомощи раненым, травмированным людям в различных ситуациях, в том числе обходясь исключительно подручными средствами.
  • Изучение правил безопасного поведения в дорожных ситуациях, включая все виды транспорта – от автомобильного до железнодорожного.
  • Обучение своду правил безопасности, навыкам неотложных действий при возникновении как природных стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, ураганов, так и ЧС техногенного характера – промышленных аварий, сопровождающихся взрывами, пожарами, распространением ядовитых, радиоактивных веществ.
  • Инструктирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности при нахождении дома, в школе, в местах отдыха на природе. Учитывая количества пожаров и возможной опасности для людей в зданиях универсального торгово-развлекательного назначения, которые дети, подростки посещают вместе с родителями, так и самостоятельно; особое внимание уделяют правилам пожарной безопасности в общественных местах, что способствует выработке верного алгоритма поведения при возникновении нештатных ситуаций в них.
  • Обучение по программам гражданской обороны, навыкам действий при получении сигналов ГО.
  • Ознакомление с основами военной службы, усвоение базовых знаний о системе обороны Российской Федерации. Фактически цель преподавания по этому важному разделу ОБЖ содержит задачи военно-патриотического воспитания, взамен отмененной начальной военной подготовки, которая была обязательным предметом в системе образования советской школы.

Необходимость формирования привычек безопасного поведения у детей дошкольного возраста во время посещения ими дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и в период обучения в средней школе обусловлена обязанностью государства и общества сохранить жизнь, здоровье подрастающего поколения, так и легкостью восприятия новых знаний, правильных навыков детьми, подростками.

Если учитель любого основного предмета, давая знания, например, по географии или математике, не без оснований считает, что плохое усвоение материала не отразится на здоровье, жизни учеников, то преподаватель ОБЖ понимает, что знания и навыки, полученные на его уроках, правильно осмысленные и усвоенные, могут их спасти в сложных, опасных жизненных ситуациях; обязательно пригодятся в будущем.

Большинство преподавателей ОБЖ – это вышедшие в отставку офицеры министерства обороны, МЧС, МВД, специалисты по гражданской обороне различных муниципальных образований и ведомств.

При этом не следует думать, что все обучение ОБЖ преподавателями, вышедшими на пенсию из силовых ведомств, построено исключительно на их жизненном опыте.

Существует немало учебных центров, ведущих профессиональную подготовку, переподготовку как учителей ОБЖ для средних учебных заведений, так и воспитателей детских учреждений, основой которых служат программы, методические рекомендации, утвержденные Министерством образования, по согласованию учебных материалов с другими заинтересованными ведомствами – МЧС, МВД.

Во многих средних образовательных заведениях выделен, оснащен класс ОБЖ, где для практического изучения хранятся, используются на уроках защитные устройства органов дыхания; углекислотные, воздушно-пенные огнетушители; учебное оружие и другие, необходимые для выработки навыков, приемов обращения с ними, предметы, оборудование.

Для наглядного изучения выпускаются и развешиваются на стенах кабинетов, выделенных под классы ОБЖ, тематические наборы плакатов, где каждый плакат дает представление о тех или иных необходимых действиях, мерах безопасности при возникновении ЧС, а так же правилах пользования различными защитными средствами, обращения с первичными средствами тушения пожаров, оружием.

Для изучения теории каждый ученик средней школы имеет учебник ОБЖ, соответствующий программе для своего класса. Кроме того, выпускаются научно-популярные книги, посвященные различным разделам, аспектам основ безопасности жизнедеятельности. Реферат, написанный учащимся, которому интересна эта учебная дисциплина, после изучения дополнительной литературы, закрепляет полученные знания, что в своей практике часто используют опытные преподаватели ОБЖ. В данном разделе собрана и обобщена полезная информация для учеников и преподавателей по этому направлению.

Гражданская оборона и ОБЖ

Потенциально опасный объект ПОО

Потенциально опасный объект (ПОО) Потенциально опасные объекты: производственные, технически сложные, уникальные. Что к ним относится, какие бывают категории, порядок формирования перечня. Паспорт

ЖОН ЧС

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС) В энциклопедии Fireman.club дается определение жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, раскрывается значение термина. Свойства и принципы ЖОН ЧС.

Сооружения для защиты населения

Защитные сооружения гражданской обороны: назначение и виды Для чего создаются ЗСГО, назначение противорадиационных укрытий и классы убежищ. Классификация по свойствам и признакам, а так же месту расположения

Зона ЧС

Зона чрезвычайной ситуации (ЧС) Определение и значение термина. Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Обозначение границы зоны ЧС.

Действия при пожаре или возгорании

Дым в подъезде действия

Дым в подъезде: алгоритм действий Если вы почувствовали запах дыма в подъезде, мы расскажем, что необходимо делать. Как правильно себя вести в данной ситуации. Правила безопасности

Горит лифт

Правила поведения при пожаре в лифте В статье рассказывается, причины пожаров в лифтах, что происходит и как работает лифт во время пожара в шахте лифта. Правила поведения и какие действия предпринять.

Вызов 112

Сообщение о пожаре Прием и обработка сообщения о пожаре — это один из этапов боевых действий по тушению пожаров. Что он включает в себя и каков порядок сообщения.

Безопасность на кухне

Пожарная безопасность на кухне: правила и меры предосторожности Требование правил пожарной безопасности на кухне. Инструкция как справиться с возгоранием на кухне. Причины пожаров на кухне и безопасность детей на кухне

Действия в чрезвычайных ситуациях

Оползень

Действия населения при обвалах, оползнях, селях Действия населения при обвалах. Последствия оползней селей. Причины образования оползней. Что делать при сходе лавины

Угроза терракта

Действия населения при угрозе теракта и во время него Классификация терроризма. Признаки наличия и возможные места установки взрывных устройств. Как вести себя при перестрелке во время теракта и что делать, если оказался в заложниках

Какие бывают стихийные бедствия, их характеристика и причины возникновения Какие бывают (перечень) стихийные бедствия, причины их возникновения и классификация с подробным описанием

землетрясение

Правила безопасного поведения во время землетрясения Правила поведения при землетрясении на улице и в помещении. Правила поведения после землетрясения. Как подготовиться к возможным подземным толчкам. Действия при завале обломками.

Действия при авариях и катастрофах

аварии на жд

Действия при аварии на железнодорожном транспорте и правила поведения в поездах Причины аварий на железнодорожном транспорте и поездах, ликвидация их последствий. Правила поведения во время катастрофы и крушении.

Зоны затопления

Гидродинамические аварии: причины и последствия Каковы причины возникновения гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий примеры. Действия после гидродинамической аварии.

аварии на автомобильном транспорте

Аварии на автомобильном транспорте: причины и порядок действий Причины и последствия. Защита и правила поведения при аварии. Как выбраться из тонущего автомобиля. Первая доврачебная помощь пострадавшему.

Аварийный выход

Аварийные (запасные) пути и выходы Понятие, назначение и что относится к аварийным (запасным) путям и выходам. Требования пожарной безопасности и нормы СП 1.13130.2020 и ГОСТ 31471-2011.

Эвакуация при пожаре

trenirovka-po-evakacii-pri-pozhare

Организация тренировок по эвакуации при пожаре Организация тренировки на объекте. Разработка годового плана графика тренировок. Обязанности руководителя тренировки и персонала при эвакуации

Пожарный выход

Пожарные выходы и их типы: аварийный и эвакуационный Аварийный и эвакуационный пожарные выходы из здания или помещения. Сколько их должно быть. Условные обозначения на плане (схеме) эвакуации

правила при пожаре в торговом центре

Эвакуация из торгового центра при пожаре: основные правила Правила эвакуации и общие рекомендации для населения и посетителей при чрезвычайной ситуации и пожарах в торговых (развлекательных) центрах.

Основы безопасности жизнедеятельности

Новость

Безопасность жизнедеятельности (БЖ) – область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека и окружающей среды от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Объектом изучения БЖ являются:

  • личность, ее права и свободы;
  • общество, его материальные и духовные ценности;
  • государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Предметом БЖ являются естественные, техногенные и антропогенные опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.

Цель БЖ как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.

Задачи БЖ:

  • идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты опасностей, величина, возможный ущерб;
  • разработка и использование средств защиты от опасностей;
  • непрерывный контроль опасностей и мониторинг в техносфере;
  • обучение работающих и населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Новость

Новый год – всегда долгожданный праздник, он приносит с собой запах леса, мороза и что-то такое волшебное, сказочное. А елка с давних времен стала символом этого праздника и вызывает у людей особую радость. Во избежание беды в эти праздничные дни необходимо соблюдать правила безопасности при установке елки.

Рекомендации

  • Уберите ковры;
  • установите елку подальше от отопительных приборов, батарей, телевизора;
  • закрепите елку на устойчивой подставке;
  • используйте электрическую гирлянду только заводского изготовления;
  • отключайте электрическую гирлянду от сети ночью или уходя из квартиры;
  • вовремя убирайте осыпавшуюся хвою.

ВАЖНО! Не оставляйте включенной электрическую гирлянду без присмотра!

Что делать, если елка загорелась

  • Звоните по телефону 101 или 112;
  • отключите электрическую гирлянду от сети;
  • опрокиньте елку на пол, накройте плотной тканью (пледом, ковром, полотнищем противопожарным);
  • если справиться с огнем не удалось, покиньте помещение, закройте двери.

Новость

Сегодня петарды, хлопушки и другие небезопасные для жизни и здоровья людей огнедышащие изделия стали неотъемлемой частью зимних праздников. Последствия использования пиротехники порой плачевны.

Для того чтобы праздники оставили только приятные воспоминания, приобретая пиротехнические изделия рекомендуется проверить наличие сертификата соответствия, инструкцию на русском или белорусском языке, срок годности.

Обратите внимание на их внешний вид – не покупайте измятые, подмоченные изделия, с трещинами и другими повреждениями корпуса или фитиля. Внимательно читайте инструкцию и точно выполняйте ее требования.

Использовать пиротехнику нужно при отсутствии ветра, на расстоянии не менее 50 метров от зданий и в 20 метрах от людей.

Хранить – в сухом и темном месте подальше от огнеопасных жидкостей, газовых плит, нельзя оставлять на солнце (на подоконниках, балконах, на целый день во дворе и т.д.), носить их в карманах.

Не следует вскрывать пиротехнические изделия, запускать с балконов, бросать в костёр или печь.

Если фейерверк не сработал, подходить к нему можно лишь по истечении 15 минут.

Повторно не использовать!

Не доверяйте использование пиротехники детям даже под присмотром взрослых.

Нельзя применять пиротехнику на территориях баз отдыха, детских лагерей, в зданиях и помещениях.

Следует учитывать, что, по потенциальной опасности (радиусу опасной зоны) пиротехнические изделия подразделяются на пять классов:

  • Iкласс – «опасный радиус» 0,5 метров: это в основном хлопушки, бенгальские свечи, настольные фонтаны.
  • IIкласс – «опасный радиус» 5 метров: большинство фонтанов, петарды, наземные фейерверки.
  • IIIкласс – «опасный радиус» 20 метров: салюты, ракеты, фестивальные шары.
  • IVкласс – «опасный радиус» более 20 метров: это профессиональные фейерверки, обращение с которыми требует специальной подготовки.
  • Vкласс – пиротехнические изделия опасные факторы и опасные зоны которых определяются специальными условиями. Устраивать из них «файершоу» должны исключительно специалисты.

Необходимо помнить, что любое пиротехническое изделие имеет потенциальную опасность возгорания или получения травмы. Поэтому безопасность при их применении в первую очередь зависит от человека.

Поэтому еще раз повторим правила:

  • При покупке пиротехники следует убедиться, что товар заводского изготовления.
  • Особое внимание необходимо обратить на наличие у продавца сертификатов соответствия на приобретаемый товар, наличие инструкции по применению, которая должна быть размещена на самом изделии и изложена на русском языке.
  • Чтобы обезопасить себя от травм при использовании пиротехники, необходимо строго следовать инструкции по применению, в которой также указывается возрастной критерий лиц, допускающихся к использованию того или иного изделия.
  • Если всё же с вами или с вашими близкими произошел несчастный случай, необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону 101 или 112.

Новость

Поведение при возникновении загорания или обнаружении пожара зависит от конкретной обстановки и условий распространения огня.

В большинстве случаев, когда загорание обнаружено на начальной стадии, его можно ликвидировать одним стаканом воды или накрыть мокрой скатертью, одеялом, любым другим плотным несинтетическим материалом; при возможности — воспользоваться огнетушителем соответствующего класса.

Поведение при возникновении загорания или обнаружении пожара зависит от конкретной обстановки и условий распространения огня. В большинстве случаев, когда загорание обнаружено на начальной стадии, его можно ликвидировать одним стаканом воды или накрыть мокрой скатертью, одеялом, любым другим плотным несинтетическим материалом; при возможности — воспользоваться огнетушителем соответствующего класса.

Но когда пламя уже распространилось и необходимо вмешательство профессионалов, тут должны помочь некоторые элементарные знания. Самое главное при этом – постараться быстро оценить ситуацию и степень опасности. Задача трудная даже для взрослого человека, учитывая необычность ситуации, в которую попадает человек при пожаре.

Обнаружив пожар, необходимо немедленно вызвать службу спасения по номеру «101» или «112».

Звонить следует только после того, как вы окажетесь в безопасном месте, чтобы огонь, дым и другие опасные факторы пожара не воздействовали на вас.

Спасателям необходимо сообщить следующие сведения:

  • Адрес, где обнаружено загорание или пожар;
  • Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в школе, на складе и т.д.;
  • Что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль;
  • Если диспетчер попросит, то уточнить: номер дома, подъезда, квартиры, на каком этаже горит, сколько этажей в здании, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей;
  • Сообщить свою фамилию, имя и телефон.

Говорить по телефону нужно четко и спокойно, без спешки.

Выйдя из здания, нужно встретить пожарную машину, показать самый быстрый и удобный проезд к месту возникшего пожара.

Чего не следует делать при пожаре

При загорании и пожаре не следует:

  • переоценивать свои силы и возможности;
  • рисковать своей жизнью, спасая имущество;
  • заниматься тушением огня, предварительно не вызвав пожарных;
  • тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;
  • прятаться в шкафах, ванных и кладовых помещениях, под кровати, забиваться в углы, и т.п.;
  • пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (влажная ткань не защищает от угарного газа);
  • пользоваться лифтом;
  • спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
  • открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);
  • выпрыгивать из окон верхних этажей;
  • поддаваться панике.

Новость

Удобные и практичные электроприборы в современной жизни делают нашу жизнь намного проще, комфортнее. Но, возникает вопрос: как безопасно использовать эти устройства? Ведь в случае недобросовестного обращения электроприборы могут нанести огромный вред имуществу, а также жизни и здоровью человека. Чтобы ваши будни были не только комфортными, но и безопасными, запомните важные правила, которые необходимо соблюдать при использовании электроприборов.

Приучите себя выключать электроприборы из сети

Так удобно прийти домой, взять пульт и одним нажатием включить телевизор, а заодно и поставить легким движением руки телефон на зарядку. Такая ситуация может продолжаться постоянно: днями и даже годами. В неработающих, но включенных в розетку электроприборах многие узлы находятся под напряжением, и от перегрева или замыкания они могут загореться в любой момент.

Техника не служит веками

Народный «лайфхак»: технику, повидавшую жизнь, мы отправляем на дачу. Наверняка многие даже не догадываются, что у нее существует срок эксплуатации. Насколько долговечно ваше устройство, можно узнать в инструкции по эксплуатации. Ящик Пандоры лучше не открывать: иногда старым вещам пора на покой.

Перегружать электросетьне лучшее решение

В один несчастный удлинитель мы включили все, что можно: компьютер, телевизор, обогреватель, а в Новый год еще украсили квартиру гирляндами. Уют и теплая атмосфера обеспечены, но когда в доме внезапно что-то загорится, то удивляться не стоит. Чрезмерная нагрузка на электросеть может привести к перебоям в работе техники, а может произойти совсем неприятная ситуация – пожар в помещении. Запомните: чем меньше электроприборов работает одновременно, тем безопаснее.

И еще несколько простых правил, которые необходимо соблюдать:

  • Утюг следует располагать только на негорючей поверхности;
  • Пользуйтесь сетевыми фильтрами, чтобы избежать возгорания из-за скачков напряжения в сети;
  • Забудьте про электроплитки и обогреватели старых конструкций (с открытой спиралью);
  • Регулярно удаляйте с задней стенки холодильника пыль;
  • Не размещайте электроприборы возле легковоспламеняющихся материалов.

Если в квартире появился огонь, в борьбе с ним важна быстрая реакция в первые минуты. Необходимо также сохранять самообладание, умение быстро оценивать ситуацию, а также принимать правильные решения. Приступайте к тушению очага возникновения пожара, если это в ваших силах и если очаг пожара носит локальный характер.

При опасности поражения током обесточьте квартиру на входном щитке. При тушении пожара своими силами нельзя лить воду на горящие электроприборы, которые находятся под напряжением.

Если огонь становится неуправляемым, звоните в службу МЧС по телефону 101 или 112, выведите детей и престарелых, закройте окна, перекройте газ и отключите электрические щитки, не паникуйте, покиньте помещение и предупредите соседей о пожаре.

Новость

Чтобы обогреватель защитил нас от холода и при этом не стал причиной огненной беды, МЧС напоминает основные правила пожарной безопасности при использовании электрообогревателями:

  • помните, что у каждого прибора есть свой срок эксплуатации, который в среднем составляет около 10 лет. Использование свыше установленного срока может привести к печальным последствиям;
  • систематически проводите проверку исправности электропроводки, розеток, щитков и штепсельных вилок обогревателя;
  • следите за состоянием обогревательного прибора: вовремя ремонтируйте и заменяйте детали, если они вышли из строя;
  • используйте приборы, изготовленные только промышленным способом, ни при каких обстоятельствах не нужно использовать поврежденные или самодельные электрообогреватели;
  • избегайте перегрузки электросети в случае включения сразу нескольких мощных потребителей энергии;
  • не оставляйте включенным электрообогреватели на ночь, не используйте их для сушки вещей;
  • не позволяйте детям играть с электрообогревателями;
  • устанавливайте прибор на безопасном расстоянии от занавесок или мебели;
  • не используйте обогреватель в помещении с лакокрасочными материалами, растворителями и другими воспламеняющимися жидкостями. Также нельзя устанавливать электрообогреватель в захламленных и замусоренных помещениях;
  • регулярно очищайте обогреватель от пыли — она тоже может воспламениться;
  • не пропускайте сетевые провода обогревателя под коврами и другими покрытиями. Не ставьте на провода тяжелые предметы, например, мебель;
  • следите за тем, чтобы электровилки и розетки не нагревались, это первый признак неисправности электроприбора или перегрузки сети.

Да, правил достаточно много, но их необходимо запомнить. Ведь это залог безопасности Вас и Ваших близких. И помните: в случае пожара звоните 101 или 112.

Новость

Выбирайте свободную одежду: это способствует нормальной циркуляции крови. Одевайтесь как «капуста», при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло. Верхняя одежда обязательно должна быть непромокаемой.

Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа. Возьмите варежки из влагоотталкивающей и непродуваемой ткани с мехом внутри. Щеки и подбородок следует защитить шарфом. В ветреную холодную погоду перед выходом на улицу открытые участки тела смажьте специальным кремом.

Не выходите на мороз с влажными волосами после душа.

Не носите на морозе металлических (в том числе золотых, серебряных) украшений – колец, серег и т.д. металл остывает быстрее тела и возможно «прилипание» к коже с болевыми ощущениями и холодовыми травмами. Кольца на пальцах к тому же затрудняют нормальную циркуляцию крови.

Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые носки – основа для обморожения. Особое внимание уделять обуви необходимо тем, у кого часто потеют ноги. В сапоги положите теплые стельки, а вместо хлопчатобумажных носков наденьте шерстяные – они впитывают влагу.

Не позволяйте обмороженному месту снова замерзнуть: это вызовет куда более значительные повреждения кожи.

Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей: они распухнут, и вы не сможете ее надеть снова.

Если замерзли руки – попробуйте отогреть их под мышками.

Как только вы почувствовали переохлаждение или замерзание конечностей, необходимо как можно скорее зайти в любое теплое место – магазин, кафе, подъезд.

Если у вас заглохла машина вдали от населенного пункта или в незнакомой для вас местности, лучше оставаться в машине, вызвать помощь по телефону или ждать, пока по дороге пройдет другой автомобиль.

Прячьтесь от ветра: вероятность обморожения на ветру значительно выше.

Новость

Новость

Новость

Долгожданный снег радует глаз прохожих, но пришедшие морозы и снегопады, чередующиеся с потеплением, вызвали образование опасности над нашими головами — сосулек. Свисающий с крыш и козырьков лед, грозящийся вот-вот упасть, не раз становился причиной травм, а иногда и гибели людей.

Работники МЧС призывают соблюдать несколько простых правил, позволяющих сохранить ваше здоровье и имущество:

  • при обнаружении сосулек в обязательном порядке обратитесь в обслуживающую организацию. Работники коммунальных служб устранят опасность;
  • чаще всего сосульки образуются над водостоками. Будьте более внимательны и обращайте внимание на крыши со скоплением снега и наледи, старайтесь обходить места возможного обрушения, по возможности, не подходите близко к стенам зданий;
  • расскажите Вашим родным, близким, детям, друзьям и знакомым об опасности и мерах предосторожности;
  • не оставляйте автомобили вблизи строений, на крышах и карнизах которых образовались сосульки;
  • если во время прогулки Вы услышали над головой шум, не стоит останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что там случилось.

Новость

Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются рыбаки, выходящие на свой страх и риск на непрочный и коварный лед. Многие рыбаки, провалившись раз под лед, идут снова и снова, надеясь на «авось» и очередное везение, однако такая самоуверенность приводит только к непоправимой трагедии.

Чтобы не произошло беды на тонком льду, необходимо знать:

  • Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
  • безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см;
  • безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более.

Критерии льда

  • прозрачный лёд с зеленоватым или синеватым оттенком;
  • на открытом бесснежном пространстве лёд всегда толще.
  • цвет льда молочно-мутный, серый лёд, обычно ноздреватый и пористый, такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания;
  • лёд, покрытый снегом (снег, выпавший на только что образовавшийся лёд, помимо того, что маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова);
  • лёд более тонок на течении, особенно быстром, на глубоких и открытых для ветра местах.

Что делать, если кто-то провалился под лед:

  • не паникуйте и думайте, что можно сделать и в ваших ли это силах. Возможно, лучшим решением будет позвать на помощь другого человека;
  • вооружитесь палкой, шестом, веревкой или доской и осторожно ползите к полынье, равномерно распределяя вес вашего тела по поверхности, толкая спасательное средство перед собой;
  • приблизившись на максимально возможное расстояние к полынье, протяните пострадавшему палку, шест или бросьте веревку;
  • когда начнете вытягивать пострадавшего, попросите его работать ногами: так будет легче вытащить его из полыньи;
  • вытащите пострадавшего в безопасное место и окажите первую помощь, необходимую при переохлаждении организма;
  • вызовите скорую помощь по телефону 103;
  • если самостоятельно помочь человеку не представляется возможным, вызовите спасателей по номеру 101 или 112.

Новость

Новость

С 1 по 10 сентября 2021 года в Республике Беларусь Министерством по чрезвычайным ситуациям проводилась акция «Единый день безопасности».

Целью проведения акции: максимальное снижение гибели людей от внешних причин.

Задачами «Единого дня безопасности»: формирование совместными усилиями в обществе культуры безопасности жизнедеятельности; проведение образовательно-воспитательной работы; пропаганда безопасных условий проживания и трудовой деятельности населения.

В учреждении образования «Белорусская государственная академия авиации», дважды в год – в феврале и сентябре организуются мероприятия, посвященные республиканской акции «Единый день безопасности», с приглашением профильных специалистов в области пожарной безопасности, охраны труда, а также формирования здорового образа жизни.

В эти дни усилия специалистов и работников отдела воспитательной работы с молодежью, инженеров по охране труда и пожарной безопасности, начальника штаба гражданской обороны направлены на формирование в академии среди работников и обучающихся курсантов культуры безопасности жизнедеятельности, проведение образовательно-воспитательной работы и пропаганда безопасных условий в работе, обучении и проживании в общежитиях.

В проведении мероприятий, посвященным республиканской акции «Единый день безопасности», был приглашен представитель территориального органа по чрезвычайным ситуациям – Первый заместитель начальника Заводского районного отдела по чрезвычайным ситуациям учреждения «Минское городское управление МЧС Республики Беларусь» Шукелойть Геннадий Вацлавович.

Новость

С 1 ноября 2021 года по решению Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Авраменко А. Н. проводилась мероприятие «Неделя нулевого травматизма».

Цель его проведения: обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращения случаев производственного травматизма в организациях (ни одного травмированного в этот период) путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению.

Концепция «Нулевой травматизм» (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.

Это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

В основе – осознанная деятельность всех участников производственного процесса, начиная от руководителя и заканчивая работниками, с целью предотвратить любые несчастные случаи на производстве.

Проведение «Недели нулевого травматизма» в учреждении образования «Белорусская государственная академия авиации» является дополнительным мероприятием к ежедневной работе по охране труда и одним из эффективных способов контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Принципы проведения «Недели нулевого травматизма»

  • Приоритет жизни работника и его здоровье;
  • ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение требований по охране труда;
  • вовлечение работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда;
  • оценка и управление рисками на производстве;
  • обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.

Мероприятия «Недели нулевого травматизма» в БГАА

1. Размещение информации о проведении «Недели нулевого травматизма», на Интернет-сайте, информационных стендах учебных корпусов и общежитий, а также в кабинете по охране труда.

2. Проведение анализа эффективности функционирования системы управления охраной труда в организации и выработка мер по ее совершенствованию (в случае необходимости).

3. Проведение занятий с работниками БГАА по вопросам охраны труда.

4. Проведение оценки:

  • наличия необходимых инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, своевременности их актуализации;
  • своевременности проведения обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, смывающими и обеззараживающими средствами;
  • соответствия рабочих мест, оборудования, транспортных средств, процессов выполнения работ установленным требованиям (законодательство, инструкции по охране труда, эксплуатационная документация);
  • наличия и выполнения планов мероприятий по охране труда;
  • выполнения ранее выданных контролирующими и надзорными органами предписаний и принятых решений по вопросам обеспечения безопасности.

5. Проведение анализа:

  • сроков действия водительских удостоверений и разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении;
  • работоспособности системы пожарной автоматики и противодымной защиты;
  • обеспечения возможности безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара.

Новость

Вы знали, что зарядное устройство, оставленное в розетке без телефона, тоже может взорваться? А режим ожидания электроприборов не предполагает постоянного включения в розетку и рассчитан всего на несколько часов? Или что неисправная проводка – наиболее частая причина пожаров в помещениях? Об этом МЧС рассказывает на каждом шагу, однако не все берут информацию во внимание и тем более проецируют на свою жизнь. Из этого получается, что банальная беспечность людей служит причиной подавляющего числа пожаров, избежать которые можно было очень легко – всего-навсего прислушавшись к словам спасателей.

Чтобы не пополнить статистику своим примером, предлагаем пройти краткий ликбез по безопасности с помощью фильма «Безопасность – в каждый дом». В нем вы узнаете, на что стоит обратить внимание в своем жилище и какие действия предпринять, чтобы привычный для вас ход вещей не привел к пожару.

Предновогодний период сопровождается резким увеличением количества пожаров и травм в результате нарушения правил пожарной безопасности при подготовке к праздникам, неосторожного обращения с пиротехническими изделиями. Предупредить чрезвычайные ситуации с подобными последствиями – цель республиканской акции «Безопасный Новый год!».

В декабре МЧС традиционно проводит республиканскую акцию «Безопасный Новый год!».

Первый этап проводится с фокусом на лицах преклонного возраста. Пропагандисты МЧС направляются в дома ветеранов и центры социального обслуживания населения, в санатории, оздоровительные центры, профилактории, дома отдыха и пансионаты, где в формате программы «Безопасный Новый год» выступают артисты и творческие коллективы, театры-экспромта, проходят конкурсы и викторины, беспроигрышные лотереи, показы фильмов по ОБЖ и многое другое.

Во время второго этапа акции – работники МЧС дарят праздник в школах, интернатах, семьях, где дети находятся в социально опасном положении, в детских домах и в домах семейного типа. В гости к детворе приходят Дед Мороз, Снегурочка и герои мультфильма МЧС «Волшебная книга», которые делятся рассказами о правилах безопасности в период зимних каникул: как вести себя на льду, как пользоваться пиротехникой, хлопушками и бенгальскими огнями. Кроме того, ребят всегда ждут викторины, тематические конкурсы, показ фильмов и роликов, а также наглядно-изобразительная продукция и памятные подарки.

Заключительный этап акции проходит в местах продажи пиротехники – пожарный Дед Мороз, Снегурочка, сказочные персонажи, которые проводят с покупателями беседы, раздают инструкции по безопасному использованию пиротехники, памятные календари акции и наглядно-изобразительную продукцию.

Бдительный Дед Мороз и Снегурочка не оставляют без внимания ледовые катки и другие места массового катания. Там размещаются площадки МЧС, на которых проходят конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи и выступают артисты. Сказочные герои посещают детские учреждения здравоохранения. Там они устраивают настоящий праздник, чтобы ни один ребенок не потерял веру в чудо.

Основные мероприятия акции разворачиваются в местах массового пребывания людей – это открытые площадки, крупные торговые центры, рынки, детские развлекательные центры и т.д. Спасатели вместе со своими верными сказочными помощниками поздравляют всех с наступающими праздниками, напоминают правила безопасности, проводят тематические викторины, конкурсы и лотереи, раздают наглядно-изобразительную продукцию, разыгрывают призы, а также дарят «творческие» подарки от артистов и коллективов.

Классика последних лет – конкурс на лучшее новогоднее оформление квартиры (жилых помещений домовладения), декора окон, приусадебного участка «Новогодний дизайн МЧС», участие в котором позволяет не только побороться за приз, но и преобразить свое жилье и пространство вокруг под стать надвигающимся праздникам.

Что дают уроки ОБЖ в классе

О чем речь? Несмотря на то, что многим школьникам уроки ОБЖ в школе кажутся абсолютно ненужными, в некоторых ситуациях знания, полученные на них, могут быть полезнее многих академических дисциплин и буквально спасти жизнь.

На что обратить внимание? Стоит отметить, что во время этих занятий можно по-настоящему увлечь школьников, разбавляя скучные на первый взгляд лекции различными интерактивными заданиями. Как же сделать уроки ОБЖ в классе интересными?

Оглавление:

  1. Что преподают на уроках ОБЖ в классе
  2. Цель и задачи уроков ОБЖ
  3. Интерактивные инструменты и методы для более эффективного усвоения знаний по ОБЖ
  4. Можно ли сделать уроки ОБЖ в школе интереснее и полезнее для учащихся

Аттестация педагогов в 2024: порядок прохождения и новая система оценивания Скачать инструкцию

Готовые шаблоны для логопеда ДОУ и школы Скачать шаблоны

Что преподают на уроках ОБЖ в классе

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – учебный предмет, который изучается в 5-11 классах в школах России. В школьных программах данная дисциплина стала обязательной с 1991 года.

На уроках ОБЖ детям рассказывают о существующих природных чрезвычайных ситуациях, опасностях на промышленных предприятиях, бытовых правилах поведения. ОБЖ является практической дисциплиной, так как учит школьников защищаться от вредного воздействия среды обитания и человеческой деятельности.

уроки ОБЖ в классе

Обучение ОБЖ направлено на реализацию требований следующих Федеральных законов:

  • «О безопасности»,
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»,
  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
  • «О воинской обязанности и военной службе»,
  • «О радиационной безопасности граждан»,
  • «О пожарной безопасности»,
  • «О безопасности дорожного движения» и др.

В курсе ОБЖ также отражены основные Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, направленные на реализацию безопасности людей.

Актуальные данные на
Аттестация педагогов 2024:
инструкции с актуальными изменениями и ответы на частые вопросы

pdf

Получение категории методиста и наставника: важные моменты и подводные камни

pdf

Разъяснение по порядку проведения аттестации

pdf

46 часто задаваемых вопросов педагогов
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных

С помощью предмета ОБЖ у школьников формируется здоровый и целесообразный образ жизни, комплексная культура своей безопасности и окружающих людей. Учащиеся обретают знания, направленные на распознавание чрезвычайных ситуаций, учатся правильно вести себя при их возникновении, а также оказывать необходимую помощь.

Цель и задачи уроков ОБЖ

Курсовая подготовка ОБЖ реализует три основные темы:

  • безопасность и правила защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • здоровый образ жизни (включает основы медицинских знаний);
  • основы военной подготовки.

Целью изучения дисциплины ОБЖ является формирование определенных знаний безопасного поведения в бытовых условиях, изучение правильного алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях, а также приобретение умений и навыков, направленных на оказание первой медицинской помощи.

уроки ОБЖ в классе

Дисциплина ОБЖ считается одной из самых важных, так как именно с помощью освоения необходимых умений и навыков люди смогут жить в комфортных условиях, защитив себя и окружающих. Помимо того, что у каждого человека с рождения имеются определенные права, не стоит забывать и про обязанности. С ними школьники также знакомятся на уроках ОБЖ в классе:

  • Человек обязан вести здоровый образ жизни, стараясь уменьшить заболевания, беречь физическое и психическое здоровье, а также удовлетворять свои потребности, не мешая другим людям.
  • Следовать правилам безопасного поведения дома, на улице и в общественных местах, на отдыхе, на воде, на дороге и в транспорте.
  • Знать основы первой медицинской помощи и уметь ее оказывать с помощью подручных средств в случае необходимости.
  • Применять правила безопасности дорожного движения всех видов транспорта.

Современная начальная школа и ее особенности

  • Знать основные правила безопасности и алгоритм действий при возникновении природных бедствий (наводнения, снежные заносы, обвалы и т.д.), а также чрезвычайных ситуаций, вызванных по вине человека (пожары, взрывы, техногенные происшествия).
  • Уделять должное внимание правилам противопожарной безопасности дома, в общественных местах, на природе. В последнее время количество пожаров становится все больше и больше. Особенно участились случаи в местах массового скопления людей, таких как торгово-развлекательные центры. Поэтому на данный момент на уроках ОБЖ в школе уделяется много времени отработке с детьми навыков правильного поведения в случаях возникновения пожара.
  • Изучение верного алгоритма действий при получении оповещений гражданской обороны.

уроки ОБЖ в классе

  • В старших классах на ОБЖ проводятся уроки на тему военной службы. На них ученики получают основные знания о системе обороны РФ. Цель данных уроков – формирование моральных и нравственных качеств патриотизма у школьников, пропаганда исторического прошлого России, а также готовности к военной службе.
  • Базовые правила безопасного поведения изучаются уже с дошкольного возраста. Основная задача нашего государства и общества – сохранить здоровье и жизнь подрастающего поколения, а также создать все условия для комфортного обучения и всестороннего развития личности детей.

Изучению основам безопасности жизнедеятельности должно уделяться должное внимание во всех школах, так как полученные знания и навыки помогут школьнику разобраться в том, как вести здоровый и безопасный образ жизни, как действовать при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Самое главное, что приобретенные умения и навыки на уроках ОБЖ однажды могут спасти жизнь человека.

Учитель, который преподает ОБЖ, должен осознавать важность своего предмета. В основном, ведут данную дисциплину мужчины, бывшие военные, сотрудники МЧС или МВД, а также специалисты по гражданской обороне. Для того чтобы проводить интересные и запоминающиеся уроки, личный опыт, конечно, важен. Однако, помимо него, учитель должен быть грамотным и стать лидером, примером для своих учеников.

В открытом доступе до
Как учителю избежать штрафа до 30 000 руб и пройти проверку в Роспотребнадзоре в 2024 году
Скачайте бесплатно 2 актуальные инструкции для учителей

20 шагов для прохождения проверки Роспотребнадзора

Что делать учителю, если не прошел проверку

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку

Курс ОБЖ основан на реализации жизненной потребности в безопасности. Поэтому учеников важно вовлекать в сюжетно-ролевые игры, использовать цифровые технологии, приглашать специалистов, которые разбираются в тонкостях безопасной жизни (врачей, спасателей и т.д.), так как именно практические задания помогут школьникам правильно действовать в случаях ЧС.

Интерактивные инструменты и методы для более эффективного усвоения знаний по ОБЖ

Важную роль в качественном изучении предмета ОБЖ играет оформление и оснащение помещения для занятий. Современный кабинет ОБЖ должен выполнять различные функции, так как там проводятся лекционные, практические занятия и открытые уроки.

уроки ОБЖ в классе

Для проведения качественных уроков необходимо современное оборудование: компьютер или ноутбук, колонки, проекционная доска для демонстрации фото, аудио, видео и текстовых материалов.

Для проведения уроков ОБЖ в старших классах по темам гражданской обороны, необходимо использование противогаза, костюма химзащиты, автомата для сборки и разборки. Для практических занятий по оказанию первой медицинской помощи класс должен быть оснащен манекенами, на которых школьники могут отработать необходимые навыки.

Стены кабинета ОБЖ также могут выполнять обучающую функцию. Достаточно разместить на них красочно и интересно оформленные стенды с актуальной справочной информацией. Например, можно представить сведения о порядке действий при возникновении чрезвычайной ситуации, использовании средств индивидуальной защиты, организации и проведении строевой подготовки и т.д.

В открытом доступе до 25 февраля
Скачайте бесплатно авторские разработки готовых сценариев праздников

  • 8 марта: сценарий классного часа с викториной
  • День космонавтики: презентация и сценарий праздника
  • 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»

Обустройство кабинета играет важную роль. Дисциплина ОБЖ рассматривает большой объем знаний, необходимый для жизни каждого человека. Не всегда материал прост для восприятия, поэтому интересное оформление с краткой информацией способствует лучшему усвоению знаний. Важно обратить внимание, что стенды должны содержать актуальные сведения, соответствующие действующему законодательству РФ.

Можно ли сделать уроки ОБЖ в школе интереснее и полезнее для учащихся

В современном мире основы безопасности жизнедеятельности – это не только про здоровье, военную подготовку и чрезвычайные ситуации. В наши дни школьнику на уроках ОБЖ в классе важно рассказать о следующих правилах поведения.

  • Информационная безопасность.

Мы не можем представить свою жизнь без современных технологий и интернета. Конечно, про информационную безопасность в первую очередь рассказывают на уроках информатики. Однако мошенничество настолько участилось, что данный вопрос стоит обсуждать и на ОБЖ.

уроки ОБЖ в классе

Например, многие люди ставят одинаковый пароль на социальные сети, почту, электронные кошельки и т.д. Это может быть опасно, так как мошенникам будет проще взломать ваши личные страницы или кабинеты. Поэтому учитель, который имеет определенный авторитет, разбирается в безопасности, сможет донести ученикам важность данного вопроса.

  • Финансовая безопасность.

Финансовая безопасность частично связана с информационной, так как все большее число денежных операций происходит онлайн. Помимо этого, ученикам необходимо рассказывать о таких способах мошенничества, как звонок от имени банка или государственного учреждения, родственника или друга, легкий заработок в интернете, вклады под большие проценты и др.

Задача учителя – донести детям о том, что даром ничего не дается. Например, при проведении розыгрышей, где вы потом должны оплатить якобы небольшой налог, вводятся данные карты, с которой легко списываются денежные средства. Все это основано на психологическом влиянии и доверии людей. Поэтому в рамках ОБЖ также стоит освещать данный вопрос.

ФОП в школе

  • Безопасность потребления

Основу здорового образа жизни составляет правильное питание. Однако отсутствие безопасности потребления – это не только про добавление различных химических веществ в продукты, но и использование некачественной техники, бытовых средств. Все это может привести к серьезным проблемам и угрозам жизни и здоровью человека.

Каждому учителю, который преподает ОБЖ, важно понимать, что от качества полученных знаний зависит жизнь его учеников. Приобретенные умения и навыки в любой момент могут пригодиться школьникам, а также избавить их от проблем в будущем. Поэтому основная задача учителя – сделать уроки ОБЖ в школе разнообразными и интересными, чтобы ученики максимально включались в учебный процесс.

Ведь ОБЖ – это не только про жизнь одного человека, но и про все процессы, происходящие в мире. Так ребенок будет заинтересован собой, другими людьми, а также различными событиями в родной стране и за рубежом.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Воспитатели России
  4. Портал учителя РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *