План тушения пожара кто должен разрабатывать
Перейти к содержимому

План тушения пожара кто должен разрабатывать

  • автор:

Кто должен делать (разрабатывать, составлять) планы и карточки тушения пожара (ПТП и КТП)?

Здравствуйте! Должен ли командир отделения 4 караула разрабатывать (делать, составлять) карточку тушения пожара (КТП)?

Дата публикации: 08.03.2022 Просмотров 7694

Ответ на вопрос

2022-03-09 17:21:28

Согласно п. 56 приказа МЧС России от 25.10.2017 № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» (в ред. приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129) планы тушения пожаров и карточки тушения пожаров (далее соответственно – ПТП и КТП) относятся документам предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее – АСР). Согласно п. 57 того же приказа ПТП и КТП разрабатываются с целью обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике организаций, предварительного прогнозирования возможной обстановки в организациях (населенных пунктах) при пожаре, планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР подразделений пожарной охраны на месте пожара, повышения уровня боевой подготовки личного состава подразделений пожарной охраны к тушению пожаров и проведению АСР. В соответствии с п. 95 и 58 вышеуказанного приказа общее руководство организацией работы по составлению ПТП и КТП возлагается на начальников пожарно-спасательных гарнизонов, а разработку ПТП и КТП обеспечивает начальник подразделения гарнизона совместно с руководителями организаций. Во исполнение пунктов 99 и 100 приказа МЧС России от 25.10.2017 № 467, а так же в целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень сельских населенных пунктов, садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ и иных организаций (далее – Перечень), на которые должны составляться ПТП и КТП. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки ПТП и КТП на сельские населенные пункты, садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества и иные организации, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год, в котором определяются сроки составления и ответственные лица от сельского населенного пункта, садоводческого, огороднического некоммерческого товарищества и иных организаций и гарнизона. На основании вышеизложенного, а также….

  • начальник подразделения и его заместитель (заместители);
  • личный состав служб обеспечения;
  • личный состав, к функциональным обязанностям которого отнесено проведение пожарно-профилактического обслуживания (осмотра) и боевых действий по тушению пожаров.

Просмотр информации доступен только подписчикам!

Подпишитесь, чтобы получить полный доступ к сайту и другим закрытым материалам.

Разработка плана тушения пожара (ПТП) от РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ

ФЗ «О пожарной безопасности» предписывает владельцам объектов недвижимости в обязательном порядке составлять план тушения пожара, представляющий собой документ, в котором описываются порядок действий при тушении пожара, как должны применяться размещенные на объекте средства пожаротушения и как должны взаимодействовать пожарные и персонал объекта.

Разработка ПТП должна осуществляться компетентными специалистами. Такую услугу предоставляет РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ. Наши специалисты, обладающие громадным опытом разработки документации в сфере пожарной безопасности, составят план тушения пожара в полном соответствии с действующими правовыми нормами и отраслевыми стандартами.

Предоставление возможности составления плана тушения пожара компании или частному лицу, не являющемуся профессионалом в данной сфере, грозит нанесением крупного материального ущерба и даже гибелью людей. При выявлении нарушений частному лицу грозит вынесение предупреждения или наложение админштрафа в размере 1000-1500 рублей, должностное лицо может быть оштрафовано на 6000-15000 рублей, юрлицо – на сумму 150-200 тысяч рублей.

Разработка плана тушения пожара — ПТП является обязательным мероприятием для целого ряда объектов (предприятий разных сфер промышленности, агросектора, общественных зданий и т.д.).

ПТП разрабатывается в двух экземплярах, один из которых остается на объекте, а второй передается на ПОР (пост оперативного реагирования). ПТП состоит из текстовой и графической компонент.

В текстовой части указываются следующие сведения:

  • Размещение и скорость реагирования близлежащих пожарных подразделений;
  • Объемы наличия огнетушащих веществ на объекте;
  • Места расположения пожароопасных участков, возможные сценарии распространения пожара;
  • Наличие/отсутствие установок пожаротушения;
  • Наличие/отсутствие пожарного водопровода, описание других доступных источников водоснабжения объекта, расположенные в зоне оперативной досягаемости;
  • Наличие/отсутствие на объекте добровольной пожарной охраны, уровень ее оснащенности;
  • Предложения пожарных органов в аспекте повышения противопожарной защиты.

В графической части указывается схема расположения объектов, тушение которых должно происходить в первоочередном порядке с указанием их предназначения и основных характеристик. Здесь же приводятся данные о входах/выходах, этажных планировках, пожарных водоемах, запасных выходах и других аналогичных сведениях.

Следует отметить, что процедура составление плана тушения пожара – одна из важнейших компонентов проектирования комплексной противопожарной защиты.

Замечания по составлению Плана тушения пожара

Согласно ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. «Пожарная безопасность. Термины и определения» план пожаротушения объекта – это документ, устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара на объекте.
Методическими рекомендациями МЧС России от 29.09.2010 года «По составлению планов и карточек тушения пожаров», утвержденных Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом определено:
1. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП) возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.
2. ПТП на объект утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны, в районе выезда пожарного подразделения которого расположен объект и согласовывается с руководителем объекта.
3. ПТП составляется не менее чем в 3-х экземплярах, один из которых находится у собственника объекта.
Кроме того, по просьбе депутата Государственной Думы ФС РФ Н.А. Останиной в журнале «Охрана труда и социальное страхование» за 2011 год № 2 (февраль) был опубликован комментарий статс-секретаря — заместителя министра МЧС России В.А.Пучкова в котором он сказал: «Разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты)».

Согласно ФЗ-69 «О пожарной безопасности»:
ФЗ-69 Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
«Руководители организации обязаны:
. разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;»
ФЗ-69 Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
«. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.»
То есть, разработка планов пожаротушения является мерой пожарной безопасности и эта самая разработка является обязанностью руководителей организаций.

Получается, что в вышеупомянутых документах сказано о руководителях организаций которые обязаны разрабатывать ПТП и сказано о подразделениях пожарной охраны в лице начальников гарнизонов пожарной охраны, которые осуществляют общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП)

Но, руководителю организации по нашему мнению для разработки грамотного, полного и адекватного плана тушения пожара необходимы специальное пожарной образование, знание характеристик пожарной техники, знание конкретного района выезда близлежащей пожарной техники из местных пожарных частей согласно Расписанию выезда гарнизона пожарной охраны, который является документом для служебного пользования.

План тушения пожара (ПТП)

План тушения пожара (ПТП) – это документ предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее – АСР).

План тушения пожара разрабатывается в целях обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике организаций, предварительного прогнозирования возможной обстановки в организациях (населенных пунктах) при пожаре, планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР подразделений пожарной охраны на месте пожара, повышения уровня боевой подготовки личного состава подразделений пожарной охраны к тушению пожаров и проведению АСР.

План тушения пожара на объект

Общий вид плана тушения пожара на объект (титульный лист, расчет СиС)

Перечень ПТП

В целях учета и планирования работы с планами тушения пожара в местном пожарно-спасательном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень сельских населенных пунктов, садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ и иных организаций, на которые должны составляться ПТП.

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного пожарно-спасательного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

Планы тушения пожаров на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС ГПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС ГПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного пожарно-спасательного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Разработка и составление ПТП

Разработку плана тушения пожара обеспечивает начальник подразделения пожарно-спасательного гарнизона совместно с руководителем организации.

Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету планов тушения пожаров возлагается на начальников гарнизонов.

План тушения пожаров составляются на объекты соответствующие следующим характеристикам:

  1. Объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности:
  • нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс. м 3 и более;
  • газокомпрессорные станции;
  • нефтегазоперерабатывающие заводы;
  • сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе;
  • нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более;
  • станции хранения газа;
  • объекты добычи и подготовки нефти и газа;
  • отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.
  1. Объекты химической и нефтехимической промышленности по производству:
  • синтетического каучука;
  • химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов;
  • шин и резинотехнических изделий;
  • сжиженных углеводородных газов;
  • минеральных удобрений.
  1. Объекты электроэнергетической промышленности:
  • атомные электростанции независимо от их мощности;
  • тепловые электростанции независимо от их мощности;
  • гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше;
  • стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше;
  • подстанции 500 КВт и выше, районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;
  • резервуарные парки электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).
  1. Производственные объекты металлургической, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности независимо от их производственной мощности (отдельно на каждое здание объекта с численностью работников свыше 150 человек или имеющего высокую пожарную опасность).
  2. Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:
  • по распиловке древесины – 100 тыс. м 3 в год и более;
  • по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс. тонн в год и более.
  1. Объекты культурного наследия народов Российской Федерации.
  2. Сельскохозяйственные предприятия:
  • мелькомбинаты, комбикормовые заводы производительностью 300 тонн в сутки и более;
  • мельницы производительностью 200 тонн в сутки и более;
  • элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более.
  1. Животноводческие комплексы с проектной численностью животных:
  • крупного рогатого скота – 2000 голов и более;
  • свиней – 12000 голов и более;
  • лошадей – 2000 голов и более;
  • овец – 15000 голов и более.
  1. Птицеводческие комплексы с проектной численностью 500 000 птиц и более.
  2. Жилые дома высотой более 75 метров.
  3. Организации транспорта:
  • автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры по ремонту и обслуживанию технических средств);
  • железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);
  • авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);
  • подземные и наземные многоярусные автостоянки закрытого типа вместимостью 200 машиномест и более;
  • водного (морские и речные порты, терминалы).
  1. Организации здравоохранения:
  • вместимостью стационаров на 150 и более койко-мест;
  • амбулаторно-поликлинические организации на 250 посетителей в смену.
  1. Общественно-административные здания и сооружения:
  • единовременной вместимостью 250 и более работающих;
  • торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 2000 м 2 и более;
  • гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;
  • общественно-административные здания и сооружения повышенной этажности (более 9 этажей);
  • культовые сооружения одновременной вместимостью 150 человек.
  1. Образовательные организации и организации отдыха и оздоровления детей:
  • общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования на 500 обучаемых;
  • школы-интернаты на 150 и более учащихся;
  • детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;
  • летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.
  1. Культурно-зрелищные сооружения:
  • киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;
  • музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, зоопарки;
  • дворцы и дома культуры, а также другие культурно-зрелищные и развлекательные комплексы.
  1. Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и иные спортивные объекты.).
  2. Критически важные и потенциально опасные объекты.
  3. Иные объекты на усмотрение начальника пожарно-спасательного гарнизона (с учетом специфики).

План тушения пожара, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается, хранится и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.

Решение по разработке плана тушения пожара на организацию принимается начальником пожарно-спасательного гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.

В случае отсутствия письменного согласия руководителя (собственника) организации на разработку плана тушения пожара все действия РТП, личного состава пожарной охраны и иных участников тушения пожара считаются правильными, если они выполнены в строгом соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444.

План тушения пожара разрабатывается согласно приложению № 11 к Положению о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного приказом МЧС России от 25.10.2017 № 467, и включают в себя:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • основную часть;
  • приложения.

План тушения пожара оформляется на листах формата А4, приложения к ПТП, в том числе схемы, – на листах формата А4-А1.

Основная часть должна включать в себя следующие разделы:

  • оперативно-тактическая характеристика организации;
  • прогноз развития пожара;
  • действия обслуживающего персонала (работников) организации до прибытия подразделений гарнизона;
  • организация работ по спасению людей;
  • расчет необходимых сил и средств для тушения пожаров и проведения АСР по двум наиболее сложным вариантам развития возможного пожара в организации;
  • организация тушения пожаров и проведения АСР подразделениями гарнизона;
  • организация взаимодействия подразделений гарнизона со службами жизнеобеспечения;
  • требования правил охраны труда;
  • учет использования ПТП.

По кнопке «Скачать» после статьи, доступен для скачивания образец (пример) ПТП на объект.

Графическая часть ПТП

Графическая часть плана тушения пожара

После утверждения, план тушения пожара доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.

План тушения пожара составляются в 3-х экземплярах, утверждается начальником пожарно-спасательного гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр – в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр – у руководителя (собственника) организации.

Ответ на вопрос: Кто должен разрабатывать (составлять) планы и карточки тушения пожара?

Корректировка ПТП

На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров на сельские населенные пункты, садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества и иные организации, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год, в котором определяются сроки составления и ответственные лица от сельского населенного пункта, садоводческого, огороднического некоммерческого товарищества и иных организаций и гарнизона.

План-график утверждается начальником местного пожарно-спасательного гарнизона.

План тушения пожара корректируются 1 раз в 2 года.

План тушения пожара также подлежит корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.

При корректировке плана тушения пожара изменения вносятся и в ПТП, созданные в электронном виде.

Отработка ПТП

Отработка плана тушения пожара проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула (смены).

В целях учета работы с ПТП в подразделении гарнизона ведется Журнал учета работы с планами и карточками тушения пожаров, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 14 к вышеуказанному приказу, который хранится на ПСЧ.

Хранение ПТП

Плану тушения пожара присваивается порядковый номер, и он хранится на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

План тушения пожара, созданный в электронном виде, хранится на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервная копия ПТП, созданная в электронном виде, хранится на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

Источник: приказ МЧС России от 25.10.2017 № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».

Кто должен составлять план пожаротушения объекта?

Чья обязанность составлять план пожаротушения объекта и какими нормативными документами регламентируется составление планов?

В соответствии с п.2.3 приказа МЧС РФ от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Минюсте РФ 09.06.2011 N 20970) планы и карточки тушения пожаров разрабатываются в целях повышения готовности подразделений к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в организациях (объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации.

Общие требования к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (планы и карточки тушения пожаров) определены письмо МЧС России от 01.03.2013 N 43-956-18).

В соответствии с п.1.4 данных Методических рекомендаций общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету планов тушения пожаров (далее — ПТП) и карточек тушения пожара (далее — КТП) возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

В соответствии с п.3.1 данных Методических рекомендаций начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения, определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *