Почему скрипят новые колодки
Перейти к содержимому

Почему скрипят новые колодки

  • автор:

Почему скрипят тормоза

Скрип тормозов раздражает и окружающих, и самого водителя. Причины неприятного звука могут быть разными. Одно ясно точно — неисправность влияет на безопасность и не терпит промедления, поэтому затягивать с ремонтом не стоит.

Предельный износ

Свист тормозной колодки может возникать из-за срабатывания индикатора износа, так называемого «флажка». Этот металлический элемент при предельном стачивании колодки начинает соприкасаться с тормозным диском и издавать пронзительный звук, подсказывая водителю: требуется замена. Индикатор износа начинает издавать звук заблаговременно, эффективность торможения сохранится в течение нескольких тысяч километров пробега, но оттягивать ремонт не стоит: может заклинить цилиндр суппорта, что приведет к повышенному износу тормозного диска, его перегреву и дорогостоящему ремонту.

Бывают случаи, когда тормозные колодки изнашивают полностью, «до железки». При торможении металл трется об металл, тормоза становятся неэффективными. В этом случае оперативная замена сэкономит значительные средства.

Новые колодки

В ходе эксплуатации диски изнашиваются, на поверхности появляются глубокие бороздки, новые колодки притираются к ним. Сразу же после замены тормоза могут издавать неприятный звук. Учтите, первое время эффективность торможения невысока, поэтому нужна особая осторожность — воздержитесь от резких маневров, сопряженных с энергичным «педалированием». Новые колодки притираются к дискам в течение нескольких сот километров, после чего скрип и скрежет исчезают.

Если звук остался, причина может быть в несовместимости материала тормозных дисков и колодок. Поэтому опытные механики рекомендуют использовать детали одного производителя.

Нюансы установки

Во время торможения колодка на мгновение «приваривается» к диску и затем со скрипом срывается. Если частота этого процесса совпадает с частотой, воспринимаемой человеческим ухом (20-20000Гц), — мы слышим неприятный звук. Поэтому инженеры говорят, что скрипят колодки при торможении постоянно, просто мы не всегда это слышим. Тормоза сконструированы таким образом, чтобы вибрация колодок была минимальна. В комплект новых тормозных колодок для дисковых тормозов часто входят балансировочные или, как их еще называют, противоскрипные пластины. Они изготовлены из тонкого металла и полностью повторяют форму колодки. Их устанавливают с тыльной нерабочей стороны. Назначение: фиксация колодки. В результате, детали не перекашиваются и не дребезжат при езде. Порой при визите на сервис мастера могут полениться установить такую пластину, и машина начинает скрипеть при торможении. Учтите, что в комплекте неизвестного производителя пластины могут отсутствовать. Существует и другой вариант «антискрипа» в котором с нерабочей стороны закреплен термостойкий полимер.

Есть специальная смазка для тормозных механизмов. Это препарат, сохраняющий работоспособность при высокой температуре. Наносят смазку на нерабочую поверхность колодки. Без нее противоскрипная пластина станет издавать неприятный звук. При обслуживании тормозов мастер в обязательном порядке проводит диагностику системы, проверяет исправность пыльников, смазывает направляющие.

Мастера центров ГК FAVORIT MOTORS прошли необходимую подготовку, и при ремонте используются детали, одобренные производителем автомобиля.

Временные трудности

Скрежет может возникнуть после того, как автомобиль поездил по грязи. Попавший между колодок и тормозным диском песок быстро стирается в пыль и скрип прекращается. Если же загрязнения серьезные, лучше не рисковать «здоровьем» тормозной системы и собственной безопасностью. Устранение неисправности в профильном центре не займет много времени.

Застрявший камешек между диском и тормозным щитом начинает неприятно скрипеть. Если такое произошло, при движении все время будет раздаваться звук, независимо от того – нажата педаль тормоза или нет. Такого «пришельца» можно удалить самостоятельно. Осторожно — сразу же после поездки элементы тормозной системы могут быть горячими, можно обжечься.

Самому сложно установить точную причину скрипа, поэтому при появлении неисправности мы рекомендуем обращаться в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Квалифицированные мастера быстро определят причину «звукового сопровождения» и проведут качественный ремонт.

Скрипят тормозные колодки – это к НАМ!

Тормозная система автомобиля должна находиться в идеальном состоянии, поскольку от нее напрямую зависит безопасность водителя при движении. Довольно часто реагировать на изменение ситуации на дороге приходится молниеносно, и тормоза в таком случае не должны подвести.

Одним из главных симптомов неисправности тормозной системы является появление скрипа при торможении. Если в тормозной системе возникают посторонние шумы, это раздражает любого автомобилиста. Даже если скрип и скрежет не несут никакой угрозы транспортному средству, от них хочется побыстрее избавиться.

Причин подобному поведению тормозов масса, и чаще всего принято считать, что скрипят именно тормозные колодки. При этом появиться скрип может не только при работе старых колодок, но и сразу после установки новых. Рассмотрим, с чем это может быть связано.

Скрип возникает как следствие вибрации колодок. В момент торможения они сжимают тормозной диск и одновременно вибрируют, в результате возникает крайне неприятный звук. Существует множество сопутствующих факторов, усугубляющих ситуацию, каждый из которых следует рассмотреть отдельно.

Причина – в материалах колодок и дисков

Материалы, из которых изготавливаются фрикционные детали тормозной системы, как правило, засекречены производителями. При подборе состава для тормозных колодок основной задачей считается — сбалансировать эффективность тормозного процесса и износостойкость деталей. Жесткий материал колодки обеспечивает качественный тормозной процесс, но порождает пресловутый скрип, а более мягкий не скрипит, но и не отличается долговечностью.

luchshie-tormaznie-kolodki.jpg

Кроме того, может возникнуть «конфликт» между материалами колодок и тормозных дисков, вследствие чего возникает нежелательный звук. В некоторых случаях целесообразно поискать более совместимые фрикционные накладки от сторонних производителей, но практика показывает, что при замене дисков желательно обновлять и колодки, выбирая комплектующие одной фирмы.

Новые тормозные колодки должны приработаться

Если колодки недавно заменялись, то не стоит тревожиться по поводу их скрипа. При производстве на них напыляется специальное покрытие, которое и становится причиной неприятных звуков. Со временем слой истирается, колодки прирабатываются и все сторонние шумы исчезают. Если есть желание устранить проблему быстро, можно выехать на пустынную трассу и пару раз резко притормозить. Возможно, новые колодки недостаточно плотно прилегают к поршню, в таком случае следует дополнить их специальными противоскрипными пластинами, выпускаемыми, как правило, в комплекте с колодками. Если скрип не исчезает по истечении времени, то значит, что в тормозной системе существует более серьезный «конфликт» и требуется детальная диагностика.

Не всегда виноваты тормозные колодки

Для того, чтобы разобраться с нежелательным звуком, нужно рассматривать тормозную систему в целом. Источником шумов может стать, например, износившийся или деформированный тормозной диск. Кривизну дисков может вызвать, перегрев либо попадание воды на разогретые детали. Проблему стоит также поискать в ступичном подшипнике, проверив степень его износа.

Еще одна проблема, которая приводит к скрипу тормозов – это заклинивание суппорта. Как известно, суппорт и поршень для эффективного торможения должны свободно перемещаться – сжимать и разжимать тормозные колодки. Если этого не происходит и после нажатия на педаль колодки сжались, а при отпускании педали они не разжимаются, возникает перегрев, который и приводит к скрипу. Чаще всего заклинивают суппорты по весьма банальной причине – порванный пыльник. Мало кто из водителей проверяет пыльники на наличие физических повреждений, тогда как своевременная проверка зачастую позволяют предотвратить возникновение дефекта более дорогостоящей детали. Если порвался пыльник, и грязь с дороги забилась в суппорт, вскоре начнет появляться ржавчина и суппорт выйдет из строя. Помимо этого, при отсутствии пыльника быстрее изнашиваются тормозные колодки и тормозной диск. Обязательно проверьте пыльники, если у вас возникает скрип при торможении автомобиля.

73f9c78s-960.jpg

Если имеется проблема с износом ступичного подшипника, слышать скрип вы будете не только при торможении, но и при разгоне автомобиля. Связано это с тем, что разбитый ступичный подшипник начинает нагревать ступицу колеса. Поскольку тепло не рассеивается, также идет нагрев на тормозной диск, колодки и другие детали тормозной системы.

Если ступичный подшипник сильно износился, необходимо его срочно поменять. Эксплуатация автомобиля с неисправным подшипником чревата заклиниванием колеса, что может вылиться в неожиданный занос автомобиля на дороге при движении.

e025bfcs-960.jpg

Аналогичным образом влиять на «звуковое сопровождение» может чуть ли не каждая деталь тормозной системы – поршни, направляющие суппорта, манжеты и т.д. Выход: все, что надо, почистить и смазать, что надо – заменить.

Грязь, влажность, перепады температур

Высокая влажность вкупе с пониженной температурой часто становится причиной свиста и скрипа. Такие климатические условия особым образом влияют на материал, из которого выполнены фрикционные пластины. Проблема устраняется вместе со сменой погоды, при желании можно несколько раз резко притормозить. Вызвать скрип, хоть и не сильно выраженный, может и жара, особенно в условиях езды по городу – с частыми разгонами и остановками у светофора. Особенно это ощущается, если тормозные диски не оснащены системой вентиляции. Разогретые детали начинают «шуметь», но по мере остывания проблема самоликвидируется.

В процессе эксплуатации на тормозных дисках могут образоваться концентрические борозды, углубления от износа появляются и на колодках. Попавшие в эти углубления частицы пыли и грязи при трении также часто становятся причиной досаждающих звуков.

8c6a6e2s-960.jpg

Решение несложное: все очистить и промыть. Очевидно, что поводов «поскрипеть» у тормозной системы немало, следует тщательно анализировать: когда, при каких обстоятельствах появились звуки, что им предшествовало. Если причина не очевидна, то лучше доверить диагностику и устранение проблем мастерам сервиса. Как правило, вопрос решается заменой износившихся частей и проточкой дисков.

Почему скрипят тормозные колодки: как победить неприятный звук

Когда у автомобиля начинают скрипеть тормоза, то это раздражает. И не только водителя и пассажиров, но и всех окружающих. Но куда серьезнее, что скрип тормозов может говорить о серьезных технических проблемах, которые могут привести к аварии. Quto.ru рассказывает, что делать, если тормоза стали скрипеть и как можно избавиться от этого неприятного звука.

Depositphotos

Новые колодки

Иногда скип возникает сразу после замены изношенных тормозных колодок на новые.
© Depositphotos

Часто бывает так, что колодкам надо просто притереться. Если причина только в этом, то проблема уйдет через 2-3 дня. Однако если и через неделю после замены колодок скрип не прекращается, значит дело не в притирании. Возможно, вы купили некачественные колодки, которые могут скоро развалиться.

Потеря подвижности в суппорте

Если суппорты закисли, то колодки могут начать посвистывать при торможении. Лечение простое – механизм надо смазать и восстановить его подвижность. Причем, существуют даже специальные смазки для тормозных механизмов.

Скрип как сигнал износа колодок

Если вы давно не посещали автосервис, то скрип при торможении может говорить о критическом износе колодок.

© Depositphotos

Дело в том, что колодки иногда имеют специальные металлические лепестки, которые называются акустические индикаторы износа. И когда колодка истирается, то лепестки касаются диска, и мы слышим скрип. Проблема лечится просто: нужно ехать на сервис и менять колодки. Ну или делать это самому (если вы умеете).

Скрип из-за пластины

При торможении автомобиля колодки начинают вибрировать. Даже избежать вибраций и скрипа конструкторы автомобиля придумали пластину, которая гасит колебания колодки относительно поршня рабочего цилиндра или скобы суппорта. В некоторых случаях эти пластина приходит в негодность и ее надо менять.

Скрип из-за лужи и грязи

Если вы прокатились по бездорожью или большой луже, то тормоза могут начать скрипеть.
© Depositphotos

Это происходит из-за того, что грязь или глина попадает на рабочую поверхность колодок и высыхает. В итоге тормоза начинают издавать жуткие вопли при малейшем торможении. Лечится проблема просто – надо снять колесо и как следует промыть диск и колодку. Лучше всего также прочистить суппорт и другие элементы тормозной системы.

Скрип задних барабанных тормозов

Если на вашей машине стоят барабанные тормоза, то в некоторых случаях скрип возникает из-за контакта колодки с барабаном.

© Depositphotos

Чтобы решить проблему надо разобрать механизм, зачистить место контакта колодки и диска и смазать его специальной смазкой.

Деформация диска

Иногда с колодками все в порядке, однако диск деформирован. Например, такое может случиться с дешевыми китайскими дисками – повредить оригинальные диски при обычной эксплуатации невозможно. В этом случае можно попытаться проточить диск. Однако практика показывает, что если вы имеете дело с некачественным или контрафактным диском, то лучше его просто выкинуть. Не экономьте на безопасности.

Почему скрипят новые тормоза? Ответ удивит

Почему скрипят новые тормоза? Ответ удивит

Почему скрипят новые тормоза? Ответ удивит

В скрипе при торможении мы чаще всего обвиняем тормозные колодки, реже тормозные диски, но в любом случае ответственность возлагаем именно на эти детали. Мол, приобрели некачественные комплектующие. Но, оказывается, что сами колодки в режиме торможения шума не вызывают. Удивлены? Достаточно провести простой эксперимент: повесить на скобу суппорта скрипящих тормозов небольшой грузик, как звук изменит тональность. Здесь нужно обратиться к физике. Хорошим примером может служить фокус, в котором певец, беря высокую ноту, разбивает стеклянный бокал. Происходит следующее: колебания, вызываемый голосом артиста, заставляют вибрировать стенки бокала, и как только частота внешних колебаний совпадает с частой колебаний стекла, возникает резонанс — резко возрастающая амплитуда колебаний, которые и разрушают бокал.

Почему скрипят новые тормоза? Ответ удивит

Примерно то же самое происходило и в случае со скобой: при торможении колодка трется о поверхность диска и этот процесс вызывает колебания, которые, в свою очередь, передаются на скобу. Как только генерируемые колодками колебания совпадут с собственными колебаниями скобы, последняя начнет «петь». Грузики изменили массу скобы, а с ней изменилась и частота собственных колебаний. Если скобу догрузить еще, то мы разведем по частоте источник колебаний и само тело (в данном случае скобу), что позволит избежать резонанса, а значит и скрипа.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - disc-brake.jpg

«Солировать» в этом случае могут и грязезащитный щиток тормозов, и пружина подвески, и стальной нижний рычаг… Список «артистов» можно продолжать и дальше. На частоту собственных колебаний элементов всегда влияет их масса, коэффициент трения в системе диск – колодка (чем выше этот коэффициент, тем сильнее амплитуда колебаний, а значит и более мощной будет их передача на другие детали), форма тела и его температура, влажность и температура воздуха. Что касается зависимости колебаний от коэффициента трения, то достаточно вспомнить, какой скрип издают составы с высокими фрикционными свойствами, предназначенные для автоспорта.

Как уже говорилось выше, сами колодки при контакте с тормозным диском «не звучат», но они провоцируют те самые колебания. При нажатии на педаль тормоза из-за момента силы, возникающего при контакте колодки с диском, на передней кромке возникает эффект закусывания — колодка поворачивается на плече приложения силы, равному толщине колодки, передняя кромка становится самой загруженной и самой нагретой зоной колодки.

Почему скрипят новые тормоза? Ответ удивит

При этом задняя часть колодки приподнимается, а затем мгновенный локальный нагрев вызывает падение коэффициента трения на передней кромке, после чего колодка встает на место и цикл повторяется.

Почему скрипят новые тормоза? Ответ удивит

Перераспределить усилия и снизить колебания, вызываемые этим процессом, можно уменьшив нагрузку на переднюю кромку. Для этого на колодках снимаются фаски — сила воздействия на среднюю и заднюю часть колодки остается без изменения, а воздействие на переднюю кромку снижается. Площадь фрикционного состава незначительно уменьшается, но польза от снижения вибраций с помощью такого конструктивного решения гораздо выше. Для этой же цели на пластинах некоторых колодок делают вырезы в форме сегмента, в которые упирается часть поршня, первоначально загружая заднюю часть колодки. Также для снижения неприятного звукового эффекта применяются антискрипные пластины, которые накладываются поверх вибрирующей несущей пластины колодки, тем самым изменяя амплитуду колебаний, или на несущую пластину наносится композитное покрытие, что является более дешевым вариантом.

Почему скрипят новые тормоза? Ответ удивит

Тормозная система может издавать различные виды шумов. В диапазоне частот от 200 до 1000 Гц вибрации (это именно они провоцируют возникновение звуковой волны) тормозного диска инициируют гул или вой. Эту какофонию можно услышать при небольшой скорости и невысоком давлении в тормозной системе. Если толщина диска, из-за некорректной работы колодок, неравномерна, то при активном торможении с высокой скорости можно услышать скрип, звучащий в низкочастотном, или высокочастотном диапазонах (от 1000 до 20 000 Гц).

При торможении инициаторами колебаний является вибрация между колодкой и тормозным диском. Дальше, при пиковом значении амплитуды колебаний, то есть в режиме резонанса, вибрации передаются на элементы суппорта, затем на поворотный кулак, стойку подвески… В этом процессе ретрансляции может принимать участие даже балка. Еще раз стоит напомнить, что сами колодки звуковых эффектов не создают, но зато являются своеобразным звукоснимателем. А вот тормозной диск в этой системе выполняет функцию динамика. На характер звука влияет целый ряд условий, в числе которых не только температура компонентов тормозного узла, но и температура воздуха, и его влажность. Во влажных и прохладных условиях склонность тормозов к скрипу меньше.

Благодарим технического тренера программы Garage Gurus, Ильдара Садыкова, за помощь в подготовке материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *