Режим чс что это
Перейти к содержимому

Режим чс что это

  • автор:

А если бы у нас ввели режим ЧС?

Многие жалуются, что режим повышенной готовности не позволяет рассчитывать на социальную помощь, а введенные запреты нарушают конституционные права граждан. В интернете звучат призывы о введении режима ЧС на всей территории страны. Но улучшит ли это положение граждан и бизнеса?

А если бы у нас ввели режим ЧС?

28 апреля Владимир Путин объявил о продлении «нерабочих дней» до 11 мая. В стране продолжает действовать режим повышенной готовности. Из-за применения вынужденных ограничений населению и бизнесу с каждым днем все труднее держаться на плаву, несмотря на вводимые меры поддержки. Ситуация усложняется тем, что механизм реализации господдержки на практике часто не работает. Многие ожидают введения режима чрезвычайной ситуации в надежде на дополнительную социальную помощь. И формальные признаки для этого имеются. Но улучшит ли ситуацию режим ЧС? Давайте разбираться.

В чем разница между режимом повышенной готовности и режимом чрезвычайной ситуации?

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного бедствия или распространения заболевания, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде 1 .

Для защиты населения и окружающей среды от подобных последствий созданы органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС). Они могут функционировать: а) в режиме повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС; б) в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; в) в режиме чрезвычайной ситуации – при возникновении ЧС.

То есть действующий сегодня на территории практически всех субъектов РФ режим повышенной готовности – это режим функционирования РСЧС, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим повышенной готовности и режим ЧС вводятся идентично: при федеральном или межрегиональном характере угрозы – Правительством РФ, при региональном или муниципальном – органами госвласти субъектов. Только режим повышенной готовности вводится для предотвращения чрезвычайной ситуации, а режим ЧС – для устранения ее последствий. Иными словами, неэффективность первого режима повлечет введение второго.

Какие ограничения могут вводиться при режиме повышенной готовности и режиме ЧС?

Во время обоих режимов мероприятия по защите населения и территорий проводятся исходя из принципа необходимой достаточности 2 . Например, может быть ограничен доступ людей и транспортных средств в зону ЧС и на территорию, где существует угроза возникновения ЧС; приостановлена деятельность организаций, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан 3 .

Так, сегодня в большинстве регионов не работают объекты розничной торговли, физической культуры и спорта, рестораны и кафе, косметические салоны и т.д.; закрыты детсады, школы и вузы; работники преимущественно переведены на удаленную работу, учащиеся – на дистанционное обучение; действует режим самоизоляции – на улицу рекомендовано выходить только при острой необходимости; в некоторых регионах введен пропускной режим.

Правительство РФ и органы власти субъектов могут устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями дополнительные ограничения и правила поведения с учетом особенностей чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения. Несложно предположить, что если эпидемиологическая ситуация будет ухудшаться, то может быть введен режим ЧС, и тогда станут применяться более суровые ограничительные меры.

В каком случае власти должны ввести режим ЧС?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304, которое закрепляет признаки каждого из уровней режима ЧС 4 .

  • Локальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории организации. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 10 человек. Размер материального ущерба – не более 240 тыс. руб. Например, разлив нефти на территории ООО при разгерметизации танков танкера из-за навигационной аварии. При этом нефть не попала на смежные участки.
  • Муниципальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы муниципального образования. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 50 человек. Размер материального ущерба – не более 12 млн руб. Например, шквальный ветер в поселении или городе.
  • Региональный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории субъекта РФ. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – свыше 50 человек, но не более 500. Размер материального ущерба – не более 1,2 млрд руб. Например, землетрясения в Республике Тыва 6 июня 2012 г.
  • Федеральный уровень: количество погибших и получивших ущерб здоровью – более 500 человек. Размер материального ущерба – свыше 1,2 млрд руб. Например, наводнение в Иркутской области в июле 2019 г.

Согласно статистике за 30 апреля, в России зафиксировано 106 498 случаев заражения коронавирусной инфекцией, погибло 1073 человека. Формально режим ЧС уже мог быть введен. Учитывая, что причиной возникновения сложившейся ситуации является распространение заболевания, можно предположить, что режим повышенной готовности Правительство РФ изменит на режим ЧС только после вынесения Главным государственным санитарным врачом РФ постановления о необходимости принятия мер по введению режима чрезвычайной ситуации.

Не нарушают ли «коронавирусные» запреты конституционные права граждан?

На сегодня уже имеются примеры обжалования нормативных правовых актов, которыми введен режим повышенной готовности. По мнению заявителей, они не соответствуют требованиям законодательства РФ, нарушают конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Пока по этим основаниям ни один обжалуемый акт суды не отменили. Более того, например, Брянский областной суд признал введенные меры и ограничения законными и обоснованными 5 .

По смыслу Конституции РФ жизнь и здоровье человека являются высшим благом, без которого утрачивают свое значение другие блага и ценности. Потому их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и государства.

В число прав и свобод человека ст. 27 Конституции включает право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако право гражданина на свободу передвижения не является абсолютным. Согласно ст. 55 Конституции оно может быть ограничено федеральным законом для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Таким образом, возможность применения ограничительных мер предусмотрена Конституцией.

(Напомним: 22 апреля должно было пройти общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ, но из-за распространения коронавирусной инфекции принято решение о его переносе на другой день. Новая дата пока не назначена. О том, что Основной Закон планируется изменить на треть, читайте в статье «Разбираемся в конституционных поправках».)

Режим ЧС позволил бы гражданам претендовать на дополнительную поддержку государства?

Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС 6 .

Однако в большинстве случаев ущерб необходимо доказывать в судебном порядке. А это расходы, время и нервы. Кроме того, оказание единовременной материальной помощи при ЧС носит точечный характер, компенсация не выплачивается каждому.

Помимо прочего работодатели получат право расторгать с работниками трудовые договоры без каких-либо дополнительных выплат (п. 7 ст. 83 ТК РФ).

Так помог бы нам режим чрезвычайной ситуации? Для борьбы с коронавирусом власти ввели жесткие ограничения. При режиме ЧС запретов стало бы больше. А вот предусмотренные меры поддержки вряд ли бы реанимировали экономику и улучшили положение граждан. Полагаю, бизнесу скорее бы помогло ослабление ограничений, а возобновление работы предприятий приостановило бы увеличение количества безработных в стране.

1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ).

2 Статья 7 Закона № 68-ФЗ.

3 Статья 4.1 Закона № 68-ФЗ.

4 Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5 Решение Брянского областного суда от 10 апреля 2020 г. по делу № 3а-722/2020.

6 Пункт 1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ.

РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

режим функционирования РСЧС, её отдельных подсистем или звеньев, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС в режиме повышенной готовности, являются: усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органами управления и силами РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Контакты

Единый телефон пожарных и спасателей
Справочная МЧС России
Единый «телефон доверия»
(не для подачи обращений граждан)

Адрес: 109012, г. Москва, Театральный пр., 3

Мобильное приложение
МЧС России:

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная

Что такое ЧС, ЧП, самоизоляция и карантин

Что такое ЧС, ЧП, самоизоляция и карантин

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU — В России на фоне пандемии коронавируса COVID-19 в некоторых субъектах Федерации были введены режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС). На всей территории России режим ЧС не вводился, не объявляли и режим ЧП (чрезвычайного положения). Объясняем, в чем разница между этими режимами и что их введение означает для граждан.

Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации

Режим повышенной готовности и режим ЧС регулируются федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Эти режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» статьи 11 ФЗ-68).

31 марта Госдума приняла закон, который наделяет кабинет министров правом на введение режимов повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ. 3 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно закону, население имеет право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, право быть информированными о рисках и мерах безопасности, право на компенсации и соцгарантии из-за ущерба от ЧС.

В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, соблюдать меры безопасности в быту и на работе, выполнять установленные в соответствии с ФЗ правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями устанавливают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

На примере Москвы

Так, в Москве указом мэра от 5 марта был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В соответствии с ним были введены правила поведения для населения и организаций, в том числе обязанность для приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19 самоизолироваться дома на две недели. Позже этот указ дополнялся: 14 марта было введено свободное посещение школ, самоизолироваться нужно было не только приехавшим из стран, где обнаружен COVID-19, но и тем, кто живет с ними вместе. 16 марта были запрещены мероприятия в помещениях с численностью участников более 50 человек и мероприятия на улицах, после чего театры и музеи столицы перешли на онлайн-режим работы. 23 марта указ был снова дополнен, что обязало пожилых москвичей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями или у кого ослаблен иммунитет, самоизолироваться дома. Позже была ограничена работа магазинов, кроме продуктовых, с товарами первой необходимости и аптек, а также закрыты залы в кафе, ресторанах, крупные парки, парикмахерские и т.д.

С 30 марта в столице был введен режим домашней самоизоляции для всех жителей Москвы, вне зависимости от возраста. Покидать дом можно только за экстренной медпомощью, для обязательных поездок на работу, похода в ближайший магазин или аптеку, выгула животных и выноса мусора. Похожие меры приняли в Подмосковье.

В некоторых регионах РФ из-за риска распространения коронавируса был введен режим чрезвычайной ситуации, например, еще в конце января — в поселке Забайкальск на границе с Китаем.

Отличие карантина от самоизоляции

Карантин — это изоляция по решению должностного лица (врача) человека, инфицированного или подозреваемого в возможном заражении коронавирусом. Эта мера применяется, когда человек уже болен, но находится на домашнем лечении, контактировал с больными или может быть заражен по какой-то другой причине. На время его пребывания дома ему выдается больничный лист.

Тем, кто находится под карантином, нельзя выходить из дома, и соблюдение этого правила отслеживается. Так, в Москве за заболевшими коронавирусом, которые остались лечиться дома, следят в том числе с помощью мобильного приложения «Социальный мониторинг» и геолокации телефона.

19 марта глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала постановление об обязательной двухнедельной изоляции людей, приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19.

Нарушение карантина наказывается жестче, чем нарушение режима самоизоляции, при котором максимальное число граждан находятся у себя дома и не контактируют между собой. При этом люди в режиме самоизоляции могут покидать свои жилища в некоторых случаях — для похода в ближайший продуктовый, в аптеку, вынести мусор или выгулять вблизи от дома собаку, а также для поездок на работу и т.д.

Наказание за нарушение и контроль за соблюдением

31 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовном наказании нарушителей карантина или других санитарно-эпидемиологических правил. За простое нарушение законопроект предусматривает штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей либо до двух лет лишения свободы. Если в результате нарушения умирает два человека и более, закон предусматривает за это до семи лет лишения свободы. Если нарушение приведет по неосторожности к смерти человека или создаст угрозу массового заболевания, за это предусмотрен штраф от 1 млн до 2 млн рублей, либо до пяти лет колонии.

Госдума разрешила сажать нарушителей карантина на семь лет

В России 31 марта 2020 Госдума разрешила сажать нарушителей карантина на семь лет Читать подробнее

Президент России 1 апреля подписал закон об уголовной ответственности за распространение фейков о ЧС. УК РФ был дополнен новой статьей — 207.1, наказание по которой — штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей либо ограничение свободы на срок до трех лет.

31 марта депутаты также приняли в третьем чтении поправки в КоАП РФ, усиливающие ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За такое нарушение для граждан предусмотрены штрафы от 15 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, для юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или закрытие на срок до месяца.

Если нарушения повлекут вред здоровью человека или смерть, но не содержат уголовно наказуемого деяния, то штраф для граждан вырастет до 150-300 тыс.рублей, для должностных лиц — до 300-500 тыс. рублей или их могут дисквалифицировать на срок до трех лет. Для ИП и юрлиц за такие нарушения предусмотрены штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей или приостановка работы на срок до 90 дней.

Поправки также вводят в КоАП статью об ответственности за неподчинение правилам при ЧС или угрозе ее возникновения. Если нарушение не повлекло тяжких последствий, штрафы для граждан составит от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для ИП — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Штрафы за повторное нарушение или за нарушения, которое влечет вред здоровью или имуществу человека, будут выше. Для граждан они могут достигать 50 тыс. рублей, для должностных лиц — 500 тыс. рублей, для ИП и юрлиц — до 1 млн рублей.

2 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон о поправках в КоАП Москвы, которыми вводятся штрафы за нарушение режима самоизоляции: граждан за первое нарушение штрафуют на 4 тысячи рублей, а за повторное или за совершенное с использованием автомобиля — на 5 тысяч рублей.

Сейчас режим самоизоляции введен в большинстве субъектов РФ. В некоторых регионах соблюдение режима самоизоляции контролируют, выдавая спецпропуска тем, кому необходимо продолжать ездить на работу, а в Татарстане заработала система выдачи СМС-пропусков на выход из дома. Выйти на улицу жителям республики можно не более двух раз в сутки, и каждый раз необходимо указывать цель — поездку на дачу, в суд, банк, больницу, на почту или чтобы привезти лекарства больным родственникам.

Режим чрезвычайного положения

Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом президента, который должен быть незамедлительно передан на утверждение Совета Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток, но далее может продлеваться.

На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.

В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.

Коронавирус и форс-мажор

В некоторых регионах России, как, например, в Москве, распространение коронавируса, повлекшее объявление режима повышенной готовности, было официально признано обстоятельством непреодолимой силы. «Если меры по профилактике распространения инфекции помешали гражданам или бизнесу исполнить свои обязательства, это считается обстоятельством непреодолимой силы. Такие меры снижают формальное юридическое давление на бизнес и граждан, а также позволяют пересмотреть условия исполнения действующих договоров и соглашений», — говорится на сайте мэра Москвы Сергея Собянина. При этом там не уточняется, как именно будет снижено юридическое давление и пересмотрены условия договоров.

Эксперты отмечают, что форс-мажор может быть признан только при наличии договора. Пункт «об обстоятельствах непреодолимой силы» имеется практически в каждом договоре, и в нем прописан порядок действий в случае наступления форс-мажора. Формулировка этого пункта может быть различной.

Из некоторых договоров следует, что если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок их исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в кратчайшие сроки уведомить об этом вторую.

С точки зрения закона отсутствие средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Тем не менее, имеет смысл обратиться в банк, чтобы в индивидуальном порядке узнать о возможности «кредитных каникул».

Что касается ипотеки, то в соответствии с законом у граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть возможность взять «ипотечные каникулы», приостановив выплаты по ипотеке или снизив размер платежей на срок до полугода.

Что касается предпринимательской деятельности, то, согласно п. 3 статьи 401 ГК РФ, «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».

В конце марта парламент принял закон, разрешающий правительству вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве «в исключительных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и существенном изменении курса рубля».

Режим чрезвычайной ситуации

Государство и право

Режи́м чрезвыча́йной ситуа́ции, регламентированный нормами административного права порядок функционирования и взаимодействия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты граждан , организаций и окружающей среды при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Понятие режима чрезвычайной ситуации

Режим чрезвычайной ситуации является одним из видов административно-правовых режимов , применяемых при возникновении угрозы безопасности личности, общества и государства . Определение режима чрезвычайной ситуации в законодательстве не содержится. Однако Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций») определяет чрезвычайную ситуацию как «обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы , распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» (ст. 1).

Для преодоления негативных последствий чрезвычайной ситуации и её устранения требуется принятие мер, соответствующих её специфике и тяжести причинённого вреда. Такие меры реализуются лишь в обстановке экстраординарного характера и не применяются в рамках повседневного государственного управления , что позволяет говорить о наличии особого административно-правового режима чрезвычайной ситуации.

Цель и порядок введения режима чрезвычайной ситуации

Целью введения указанного режима является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, ликвидация последствий чрезвычайной ситуации и предотвращение угрозы безопасности личности, общества и государства.

Порядок введения режима чрезвычайной ситуации базируется на нормативных правовых актах , которые определяют порядок взаимодействия как органов управления , так и иных субъектов в рамках предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации. Кроме Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», к ним относится Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» , иные законы и подзаконные акты – в частности, Указ Президента РФ от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» , постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» , от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , от 17 мая 2011 г. № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» . В субъектах РФ приняты специальные законы – например, Закон Санкт-Петербурга от 20 октября 2005 г. № 514-76 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» . В муниципальных образованиях принимаются соответствующие правовые акты на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , который закрепляет в качестве вопросов местного значения городского поселения , городского округа и муниципального района организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Введение режима чрезвычайной ситуации в отдельных регионах является распространённой практикой при стихийных бедствиях , пожарах , наводнениях . На всей территории РФ режим чрезвычайной ситуации не вводился. Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительство РФ наделено дополнительными полномочиями по его введению на всей территории РФ либо на её части в случае угрозы возникновения и/или возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера. К причинам возникновения чрезвычайной ситуации также отнесено распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Режим чрезвычайной ситуации должен вводиться на основании нормативного правового акта, который содержит сведения об обстоятельствах, послуживших основанием для его введения, а также определяет границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; определяет силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; закрепляет перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по её ликвидации; определяет перечень должностных лиц , ответственных за осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Элементами административно-правового режима чрезвычайной ситуации являются компетентные субъекты, обеспечивающие его функционирование, общественные отношения, находящиеся под его воздействием, а также права, обязанности и ответственность лиц, на которых возложена обязанность по соблюдению режима, и меры административного принуждения , обеспечивающие его соблюдение.

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций действуют органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно постановлению Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС), такая система состоит из федеральных органов исполнительной власти , органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 2). На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил РСЧС и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Деление системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на различные уровни также существует в зарубежных государствах. В ведении Министерства внутренней безопасности США находится Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях, которое организует мероприятия по ликвидации последствий катастроф, координирует деятельность федеральных и муниципальных органов. Акт «Национальная система реагирования» ( National Response Framework, 2008 ) определяет полномочия в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней государственного управления, а также права и обязанности организаций. Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации муниципалитеты имеют право использовать подразделения полиции, пожарных, службы спасения, медицинские учреждения . Глава округа несёт ответственность за обеспечение безопасности в зоне чрезвычайной ситуации. Непосредственное осуществление полномочий по текущему руководству и контролю осуществления программ и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации возложено на начальника управления по чрезвычайной ситуации на местном уровне. Обязанность по обеспечению безопасности сотрудников в зоне чрезвычайной ситуации возложена на предприятия и организации.

Британский Закон о гражданских непредвиденных обстоятельствах ( Civil Contingencies Act. 2004 ) закрепляет за органами государственного управления полномочия по введению чрезвычайной ситуации. При этом местные органы власти обязаны оценивать риск возникновения чрезвычайных ситуаций, планировать их и осуществлять мероприятия в связи с ними.

В рамках действия режима чрезвычайной ситуации компетентные субъекты обладают полномочиями проводить мероприятия по защите населения и территорий. Они организуют работу по ликвидации такой ситуации и поддержанию общественного порядка. При этом осуществляются аварийно-спасательные работы на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. К таким работам в добровольном порядке может привлекаться население, а также отдельные граждане. Применяются иные меры, направленные на создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации её негативного воздействия.

В условиях чрезвычайного положения допускается применение мер административного принуждения. Так, в целях обеспечения безопасности граждан и проведения аварийно-спасательных работ применяется ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации. При необходимости применяется остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на её территории. В порядке, установленном законодательством, могут быть использованы средства связи и оповещения, транспортные средства и иное имущество организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайное законодательство РФ

Что касается чрезвычайного законодательства России, то следует отметить, что поскольку меры, принимаемые в рамках режима чрезвычайной ситуации, затрагивают права и интересы граждан и организаций, то требуется надлежащее правовое регулирование оснований введения такого режима. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» должен предусмотреть определение понятий «авария», «опасное природное явление», «катастрофа», «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих», «стихийное или иное бедствие» и прочих. В зависимости от данных оснований также необходимо разграничить и конкретизировать меры принуждения и полномочия руководителей в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Опубликовано 12 января 2023 г. в 22:44 (GMT+3). Последнее обновление 12 января 2023 г. в 22:44 (GMT+3). Связаться с редакцией

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *