Сколько в расширительном бачке должно быть
Перейти к содержимому

Сколько в расширительном бачке должно быть

  • автор:

Какое должно быть давление в расширительном бачке газового котла

Один из вопросов, который часто задают наши читатели. По всей видимости, он возникает либо когда возникают проблемы при эксплуатации системы отопления, либо когда необходимо провести техническое обслуживание газового котла, в котором имеется встроенный расширительный бачок.

  • Устройство расширительного бака закрытого типа
  • Какое давление должно быть в расширительном бачке
  • Как проверить давление в расширительном бачке отопления
  • Выводы

Расширительный бачок хоть и не является самым главным элементом системы отопления, тем не менее, необходимо понимать – для чего он нужен и какую роль играет давление в расширительном бачке отопления закрытого типа. Речь пойдет именно об устройствах закрытого типа, которые применяются в системах отопления с циркуляционным насосом.
Основное назначение – компенсация теплового расширения воды. По законам природы при нагреве жидкость имеет свойство увеличивать свой объем.

Отсутствие давления в воздушной камере расширительном бачка котла — одна из причин, почему в котле постоянно падает давление.

Нормальная циркуляция в закрытой системе отопления может быть обеспечена только при условии, что система полностью заполнена теплоносителем (водой или антифризом) и именно поэтому, когда запущен отопительный процесс – излишки теплоносителя нужно где-то аккумулировать. Иначе быть просто не может — жидкость несжимаема.
Если так случится, что жидкости будет некуда деться – в системе найдется место, через которое выйдет излишек. В системах отопления закрытого типа обязательно на такой случай устанавливаются специальные предохранительные клапаны – но это уже тема отдельной статьи.

Устройство расширительного бака закрытого типа

Принципиально расширительный бак представляет из себя закрытый сосуд, разделенный на две части резиновой мембраной — поэтому их еще называют мембранными баками. Мембрана изготавливается из специальной резины, которая должна одновременно быть достаточно эластичной и достаточно прочной. По конструкции и форме баки могут быть разные, но принцип действия один и тот же.

Давление в расширительном бачке котла

Под давлением в расширительном бачке подразумевается начальное давление воздушной камеры пустого резервуара при комнатной температуре. Это давление должно быть равно статическому давлению системы отопления после заполнения ее теплоносителем.

Таким образом, мембрана будет находиться в равновесии и давление газа воздушной камеры будет компенсировать давление теплоносителя системы отопления и бак будет НЕ заполнен и обладать необходимым объемом для компенсации теплового расширения жидкости.
Статическое давление 1 метра водяного столба примерно равно 0,1 бар, то есть для контуров отопления квартир и малоэтажных домов оно будет менее 1 бара.

Но, для нормальной работы газового котла, а именно насосного оборудования и воздухоотводчиков давление теплоносителя в закрытой системе должно быть не ниже величины, указанной производителем оборудования в паспорте или руководстве по эксплуатации котла. Вот выборка из руководства по эксплуатации некоторых популярных моделей котлов:

  • Vaillant TEC 0.8-2 бар;
  • Ariston EGIS 24 1-3 (max) бар;
  • Ariston CLASS 1-1.5 бар;
  • BAXI ECO-4 0.7-1.5 бар;
  • BAXI ECO 5 1-1.5 бар;
  • Buderus U042 1-2 бар.

Это значит, что чаще всего в расширительном бачке будет достаточно давление 0.8-1 бар.

При давлении в системе менее 0.7 бар большинство бытовых газовых котлов просто отключится. Отсюда видно, что для нормальной эксплуатации среднее значение составляет примерно 1.2 бара. Учитывая, что сама мембрана при определенных условиях (когда стремится принять равновесное положение) может создавать дополнительное давление, то начальное давление зарядки пустого расширительного бачка можно установить на 0.2-0.4 бара ниже компенсируемого.

То есть можно определенно утверждать, что для большинства закрытых систем отопления малоэтажных домов или квартир давление в расширительном бачке системы отопления допустимо на уровне 0.8-1 бар.

Для нестандартных систем расчеты производятся на этапе проектирования, вычисляется объем жидкости в системе, необходимый объем расширительного бака, коэффициенты полезного объема РБ и начальное давление зарядки должно быть известно пользователю.

Как проверить давление в расширительном бачке отопления

Проверка давления в расширительном бачке отопления производится ручным манометром, так как в большинстве случаев воздушная камера бачка оснащается обычным ниппелем, таким же как на колесе автомобиля или велосипеда. В случае если речь идет о настенном газовом котле — компенсатор как правило, расположен на задней стенке и до него бывает не так просто добраться, особенно если котел висит в нише или в шкафу. Поэтому удобнее всего воспользоваться компактным шинным манометром с возможностью фиксации показаний.

Важно! Расширительный бачок нужно обслуживать правильно — есть строго определенный порядок действий!

Как правильно накачать расширительный бачок воздухом читайте (процедура одинакова для любого котла):

Если в результате проверки выяснилось, что давление недостаточно — необходимо это исправить. Отсутствие надлежащего давления может принести пользователю неприятности в виде аварийных остановок котла или сброса избытка давления через предохранительные устройства. Доводить до таких ситуаций не желательно и согласно рекомендаций большинства производителей котельного оборудования — давление расширительного бачка должно контролироваться 1 раз в год при проведении технического обслуживания.
Производить «подкачку» бака нужно только тогда, когда он полностью пустой. Так как конструктивно он располагается на котле — будет достаточно слить воду с котла. Подкачивать можно любым доступным способом. Практика показывает, что проще всего это сделать обычным велосипедным насосом и проконтролировать ручным манометром. В случае, если давление в воздушной камере расширительного бака не может компенсировать давление водяной камеры, также есть вероятность повреждения мембраны или клапана.

Выводы

Для установки давления необходимо руководствоваться параметрами Вашей системы отопления, а также рекомендациями изготовителя бачка и котельного оборудования. Для большинства закрытых систем отопления малоэтажных домов или квартир давление в расширительном бачке можно установить на уровне 0.8-1 бар. Регулярное проведение технического обслуживания, в которое входит контроль давления РБ, поможет избежать нежелательных проблем в течение всего отопительного сезона.
Рекомендуем также посмотреть короткий видеоролик, в котором специалист компании Bosch рассказывает и показывает, каким образом проверить и накачать давление в расширительном баке

Остались вопросы? Есть что добавить? Нашли ошибку или неточность в статье? Для этого автор сделал сообщество Telegram, где можно задать свой вопрос или получить консультацию, вступайте, это удобно:

Мембранный бак

Расширительный бак (гидроаккумулятор) предназначен для компенсации увеличении объема воды при нагреве в системе отопления. Нагреваясь, вода увеличивается в объеме, а «излишек» воды уходит в расширительный бачок, тем самым не допуская срабатывания сбросного клапана, который обычно рассчитан на давление 3 бара. При остывании и уменьшении объема воды в системе, мембрана расширительного бака выталкивает воду обратно, не допуская критического падения давления в системе отопления при котором не включится котел.

Настенные котлы производители, как правило, комплектуют расширительными баками от 6 до 8 литров (зависит от модели) – на отопление, и от 2 до 3 литров – на санитарную воду (если есть встроенный бойлер). Баки объемом 6-8 литров рассчитаны на систему отопления вместимостью от 100 до 140 литров. Поэтому, если ваша система вмещает больше теплоносителя, необходимо устанавливать дополнительный расширительный бак.

Каковы же признаки неисправности или недостаточного/избыточного давления расширительного бака?

  1. Во время работы котла давление «скачет». То есть, при включении отопления, давление растет. При переключении котла на режим производства ГВС, начинает падать. При выключении и охлаждении котла давление падает меньше 1 или даже до 0 (бак совсем пустой)
  2. Вы подпитываете систему отопления регулярно, видимых утечек нет (часто бывают в «теплых полах»), теплообменник исправен.

Как нужно подкачивать давление в расширительном баке:

  1. Перекрыть отсечные краны на расширительный бак, слить воду с него. Если отсечных кранов нет, то открыть сливной кран на котле, слить воду с котла, давление должно быть на «0».
  2. Замерить давление в расширительном баке манометром, сливной штуцер при этом должен быть открыт.
  3. Насосом( к золотнику расширительного бака) качать воздух, пока не перестанет течь вода из сливного штуцера.
  4. Спустить воздух с расширительного бака.
  5. Накачать заново, проверяя давление манометром. Давление в расширительном баке должно быть 80% от рабочего давления системы (нагретой).
  6. Закрыть сливной штуцер расширительного бака.
  7. Запитать котёл, если сливали, давление в холодной системе должно быть примерно 1-1.2бара.

Уровень антифриза в расширительном бачке: как правильно посмотреть

Специалисты расскажут, как правильно смотреть уровень антифриза в расширительном бачке на холодном радиаторе. До какого уровня заливать охлаждающую жидкость, сколько ее должно быть.

Мы знаем, что любой автомобиль состоит из множества деталей, собранных в целые системы. Любая мелкая поломка может привести к целой цепочке более серьезных ремонтов, вплоть до выхода из строя силового агрегата. Немаловажную роль в поддержании работоспособности двигателя внутреннего сгорания играет качество антифриза, циркулирующего по большому и малому кругам системы охлаждения.

Как работает система охлаждения

Итак, антифриз является частью продуманной технологии и важен так же, как и радиатор. Логично, что даже при стандартной работе двигатель нагревается до высоких температур, а при экстремальной жаре эти значения могут выходить далеко за пределы нормы. Чтобы предотвратить развитие такой ситуации, используют ОЖ. Она буквально берет на себя излишки тепла и отводит их от перегретого движка. Собственно, жидкость движется по трубкам и каналам с герметичными соединениями. Пока мотор холодный, антифриз проходит малый круг системы охлаждения. По достижении отметки в 90 градусов специальный элемент под названием термостат открывает для ОЖ путь по большому кругу охлаждающей системы.

На что влияет антифриз

Интересно, что раствор, охлаждающий двигатель, увеличивается, как и любые другие жидкости. Его излишки отправляются в расширительный бачок, который можно найти под капотом. Данный процесс позволяет сохранить баланс, необходимый для нормальной работы силового агрегата. Сам бачок имеет специальные отметки, и это не просто так. Для автомобиля одинаково опасны как недостаток, так и избыток охлаждающей жидкости. Например, в процессе передвижения антифриза снижается риск образования паровых пробок, способных вывести движок из строя. При недостатке хладагента двигатель сильно перегревается, а это может нарушить температурный режим ГБЦ. В свою очередь, могут разрушиться масляные каналы, а расход топлива наверняка поползет вверх. Итогом может стать «капиталка». Вот почему необходимо следить за тем, чтобы сохранялся оптимальный уровень антифриза в расширительном бачке.

Уровень в расширительном бачке

Каким бывает антифриз Внимательный автолюбитель наверняка заметит, что охлаждающая жидкость может иметь разные цвета, например, красный или зеленый. Логичен вопрос: можно ли смешивать между собой продукты с разными оттенками? Ответ очевиден — ни в коем случае, ведь это может значительно понизить эффективность конечной смеси.

это важно! Стоит понимать, что цвет — это результат добавления красителя. Совсем другое значение имеют основные компоненты. Например, большую часть антифриза составляет пропилен- или этиленгликоль (примерно 95 %). Остаток занимают вода и многочисленные присадки. Пожалуй, наиболее важными из них являются ингибиторы коррозии, защищающие сам агрегат и его элементы от ржавчины.

Вам будет интересно: Масла SINTEC — уверенность в завтрашнем дне

О ресурсе охлаждающей жидкости

Нужно ли смотреть на ОЖ в процессе эксплуатации? Безусловно, это необходимо. Антифриз, залитый в систему, может буквально деградировать. Это означает, что он теряет свои свойства и больше не может эффективно выполнять свои функции. Это происходит из-за регулярного воздействия высоких температур. Не стоит забывать о том, что охлаждающая жидкость имеет весьма небольшой ресурс, поэтому ее нужно регулярно менять.

Какой уровень антифриза должен быть

Как понять, что антифриз потерял свои свойства

  • Индикатор check engine, тот самый «чек» на панели приборов.
  • Увеличение расхода топлива вследствие повышения нагрузок на силовой агрегат и другие ключевые узлы.
  • Работа двигателя на высоких температурах в результате некачественного охлаждения.

Уровень ОЖ в расширительном бачке

Как правильно проверять уровень антифриза

Итак, вы решили оценить текущее состояние охлаждающей жидкости. Стоит понимать, что проверка «на горячую» не только не имеет смысла, но и может быть опасной. Во-первых, сразу после того, как вы глушите двигатель, часть антифриза все еще продолжает оставаться в системе. Во-вторых, при откручивании крышки расширительного бачка можно получить серьезный ожог — жидкость под давлением может обрызгать вас. Как следует правильно проводить осмотр, какие критерии существуют? Есть несколько условий:

  • Проводить проверку следует после длительной стоянки, например утром. Так жидкость успеет остыть.
  • Хорошо, если ее уровень находится примерно посередине между минимальным и максимальным показателями.
  • Доливку, если она необходима, также следует проводить на холодном двигателе.

Сколько антифриза нужно заливать в систему

Sintec Multifreeze

Этот вопрос кажется сложным, но все становится проще, если заглянуть в руководство по эксплуатации конкретного автомобиля. Здесь многое зависит именно от производителя, а не от степени износа двигателя. В зависимости от конкретной марки и модели вашего транспортного средства может потребоваться от 5 до 8 литров охлаждающей жидкости, если говорить о полной ее замене. Сколько антифриза может потребоваться при рядовой доливке? В этом случае нужно ориентироваться на метки, указанные на расширительном бачке.

это важно! Интересно, что полная замена этой жидкости предусматривает и другие важные действия — прогрев двигателя, осушение системы и ее промывку, заполнение каналов новым антифризом и выпуск лишнего воздуха, который может стать причиной образования воздушных пробок в системе.

Универсальный антифриз

Если вы решите купить антифриз, у вас обязательно поинтересуются, какого цвета продукт нужен. Все потому, что противопоказано смешивать разные жидкости — это может негативно отразиться на их эффективности. Но не стоит забывать и о том, что есть универсальный хладагент, который может использоваться совместно с разными продуктами, — это Multifreeze SINTEC.

Каким должен быть уровень антифриза

Специалисты SINTEC расскажут, как правильно проверить уровень антифриза в бачке, какой уровень должен быть по норме. Как смотреть уровень охлаждающей жидкости, чтобы правильно оценить.

Мощность и устойчивая работа двигателя зависят от температурного режима, который обеспечивается системой охлаждения. Эффективный отвод излишка тепловой энергии от деталей поршневой группы зависит от физических свойств циркулирующего в контуре теплоносителя. Для нормальной работы в системе должен поддерживаться достаточный уровень охлаждающей жидкости. Заливаемый в систему объем рассчитывается автопроизводителем и записывается в сервисной документации для каждого автомобиля. От состояния теплоносителя зависят работоспособность контура охлаждения и производительность силового агрегата, поэтому водитель обязан регулярно проверять и контролировать объем ОЖ в своем автомобиле.

Зачем поддерживать уровень антифриза

  • снижается эффективность отвода тепла от деталей силового агрегата;
  • двигатель нагревается до критической температуры;
  • от перегрева деформируются элементы системы охлаждения;
  • появляются трещины на стенках цилиндров;
  • разрываются поршневые кольца, и падает компрессия;
  • происходят перекос поршней и заклинивание двигателя.

Эксплуатация автомобиля с низким уровнем охлаждающей жидкости приведет к серьезной неисправности, для устранения которой придется делать капитальный ремонт двигателя. Поэтому важно знать, как проверить уровень охлаждающей жидкости в системе автомобиля. Поддерживать уровень антифриза в определенном производителем диапазоне (между метками) нужно по следующим причинам:

  • при нормальном уровне ОЖ двигатель не перегреется при любых условиях эксплуатации, даже работая длительное время на максимальных оборотах;
  • увеличивается ресурс деталей цилиндропоршневой группы;
  • при своевременном определении протечки антифриза можно предотвратить гидроудар, происходящий при попадании большого количества теплоносителя в цилиндры мотора;
  • удается быстро обнаружить точки нарушения герметичности контура для устранения дефекта.

Периодичность проверки уровня охлаждающей жидкости

Периодичность проверки количества ОЖ зависит от модели автомобиля, фактического пробега, а также технического состояния. Чтобы двигатель реализовал заложенные мощностные и динамические характеристики, всегда должен поддерживаться правильный уровень антифриза. Особенно важно контролировать объем ОЖ при эксплуатации машины в жарких климатических условиях, когда из-за низкого уровня теплоносителя силовой агрегат очень быстро выйдет из строя. Проверка уровня охлаждающей жидкости должна выполняться водителем каждые 6‒7 дней или по возможности как можно чаще.

Своевременное определение утечки ОЖ позволяет принять эффективные меры для устранения неисправностей и сохранения ресурса силового агрегата. Водитель должен знать, сколько должно быть залито антифриза в системе автомобиля и как правильно его контролировать. На приборной панели предусмотрен индикатор, показывающий температуру двигателя. По прибору нельзя определить уровень ОЖ, а только по повышению температуры можно предположить, что произошла утечка теплоносителя. Если температура в норме, то автовладелец может эксплуатировать машину, не догадываясь об утечке охлаждающей жидкости. Уменьшение объема теплоносителя может происходить через поврежденные патрубки, негерметичные стыки, радиатор и прокладку ГБЦ.

Как контролировать объем охлаждающей жидкости

Самый оптимальный способ контролировать объем теплоносителя в системе – визуально, с помощью расширительного бачка. Нормальным считается уровень, когда охлаждающая жидкость находится между метками min и max, нанесенными на стенку расширительного бачка.

А как проверить уровень антифриза, если метки отсутствуют? В этом случае водитель должен визуально определить, чтобы теплоноситель занимал приблизительно половину емкости. Если через стенки бачка невозможно определить уровень теплоносителя, то нужно измерить глубину емкости и затем определить, сколько там находится охлаждающей жидкости. При недостаточном количестве долить теплоноситель до середины бачка. Для долива использовать только рекомендуемый производителями антифриз. Для помощи водителям в выборе ОЖ на таре проставляется соответствующая спецификация.

Ошибочно думать, что если уровень ОЖ выше отметки max, то это нормально и при дальнейшей эксплуатации не придется доливать теплоноситель. Проблема в том, что при нагревании антифриз, как и любая жидкость, расширяется. В результате повышается давление в контуре, и может сорваться крышка заливной горловины бачка. Горячий антифриз выльется в подкапотное пространство и повредит навесное оборудование двигателя. Если теплоноситель ниже отметки min, то результат такой эксплуатации – перегрев двигателя, который приведет к сокращению ресурса деталей поршневой группы и полной остановке силового агрегата.

Уровень теплоносителя на холодном и горячем двигателе

Объективно проверить объем охлаждающей жидкости можно только, если двигатель холодный, например, утром перед поездкой. Горячий антифриз увеличивается в объеме, поэтому уровень жидкости будет возле максимальной отметки. В холодном состоянии нормой считается нахождение жидкости между метками на расширительном бачке. Если на горячем двигателе уровень антифриза находится чуть выше минимальной отметки, значит, на холодном моторе охлаждающей жидкости не будет хватать до минимального уровня. В систему может попасть воздух, и образуется воздушная пробка, препятствующая нормальной циркуляции теплоносителя.

Особенности контроля охлаждающей жидкости

Зная, какой уровень антифриза должен быть в бачке, водитель сможет определить, связано уменьшение объема теплоносителя с естественным испарением или с образованием утечки из-за разгерметизации системы. Испарение антифриза происходит не только при жаркой погоде, но и в зимнее время из-за активного использования салонного отопителя. Поэтому контролировать норму охлаждающей жидкости нужно регулярно, также и зимой. При работе с охлаждающей жидкостью необходимо соблюдать осторожность и правила техники безопасности. Согласно рекомендациям автопроизводителей, водителю запрещается:

  • откручивать крышку расширительного бачка или радиатора сразу после поездки, когда двигатель горячий, а система находится под давлением;
  • доливать антифриз, когда теплоноситель в системе не остыл;
  • смешивать концентрат антифриза с неочищенной водой. Нужно использовать только дистиллированную воду;
  • касаться незащищенной рукой расширительного бачка, патрубков, радиатора и других элементов системы охлаждения, поскольку они долгое время после поездки на автомобиле остаются горячими.

Рассмотрим, как правильно смотреть уровень антифриза на горячем двигателе, если нет возможности ожидать полного остывания системы. В такой ситуации необходимо:

  • положить на расширительный бачок кусок толстой ткани;
  • медленно и аккуратно начать откручивать крышку;
  • дать возможность выйти избытку давления.

Ткань закроет собой заливное отверстие и не позволит брызгам попасть на кожу и в подкапотное пространство. Такую операцию следует проводить только в исключительных случаях, когда нужно срочно долить охлаждающую жидкость. Не рискуйте здоровьем, экономя время.

Рассматривая вопрос, какой должен быть уровень охлаждающей жидкости, необходимо отметить, что никогда нельзя допускать, чтобы расширительный бачок оставался пустым. В таком случае возникает вероятность образования в контуре охлаждения воздушной пробки. Если все же допустили, что ОЖ ушла из бачка, то рекомендуем обратиться в специализированный автосервис, где опытные специалисты, знающие, как смотреть антифриз, грамотно и правильно выполнят операции по доливке или заправке системы новой охлаждающей жидкостью.

Что доливать в систему

Разобравшись, как правильно проверять антифриз, водитель сможет своевременно определить низкий уровень. Для долива нужно использовать теплоноситель, который соответствует по типу и спецификации залитому в систему. Если сложилась ситуация, когда нужно срочно пополнить систему и нет возможности приобрести сертифицированную ОЖ, можно залить в контур охлаждения простую воду. Такая мера оправдана, если нужно срочно доехать до автосервиса, чтобы промыть систему и залить качественный антифриз.

Зная, как смотреть уровень антифриза, используйте для долива охлаждающую жидкость «Синтек». Составы изготовлены по современной технологии, поэтому подходят для бензиновых и дизельных моторов автомобилей всех марок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *