Что означает слово безопасность
Перейти к содержимому

Что означает слово безопасность

  • автор:

Безопасность

Безопа́сность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.

Безопасность — условия, в которых находится сложная система, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к процессам, которые считаются негативными по отношению к данной сложной системе в соответствии с имеющимися на данном этапе потребностям, знаниям и представлениям.

В России впервые на законодательном уровне понятие «безопасность» было установлено в 1992 году законом «О безопасности». Закон закрепил правовые основы безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и её функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

© 2024 официальный сайт Городской округ ЗАТО Уральский Свердловской области

Русский [ править ]

Приставка: без-; корень: -опас-; суффиксы: -н-ость [Тихонов, 1996] .

Произношение [ править ]

  • МФА: ед. ч. [ bʲɪzɐˈpasnəsʲtʲ ]

Семантические свойства [ править ]

Значение [ править ]
  1. свойство по значению прилагательного безопасный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
  2. отсутствие опасности ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
Синонимы [ править ]
Антонимы [ править ]
Гиперонимы [ править ]
Гипонимы [ править ]

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В древности понимание безопасности не выходило за рамки обыденного представления и трактовалось как отсутствие опасности или зла для человека. В таком житейском значении термин «безопасность» употреблялся, например, древнегреческим философом Платоном.

В средние века, согласно словарю Робера, под безопасностью понимали спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако в этом значении данный термин не вошел прочно в лексику народов Европы и до XVII в. использовался редко.

Широкое распространение в научных и политических кругах западноевропейских государств понятие «безопасность» приобретает благодаря философским концепциям Т.Гоббса, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Б.Спинозы и других мыслителей XVII-XVIII вв., означая состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной).

Именно в этот период предпринимались первые попытки теоретической разработки этого понятия. Наиболее интересной представляется версия, предложенная Зонненфельсом, который считал, что безопасность — это такое состояние, при котором никому нечего опасаться. Для конкретного человека такое положение означало частную, личную безопасность, а состояние государства, при котором нечего опасаться, составляло общественную безопасность.

При таком теоретическом подходе в условиях постоянного присутствия каких-либо опасностей, исходящих от других людей, иностранных государств или стихийных сил природы безопасность выступала в качестве целевой установки, определяющей всю деятельность государства. «Безопасность собственная есть высший закон в политике. «, — писал наш великий соотечественник Н.Карамзин.

Впервые в российской научной литературе термин «государственная безопасность» мы встречаем в работах XIX в. Так, в частности, профессор И.Тарасов отмечает, что опасность может иметь общее значение и частное. Однако такое различие не заключает столь резкого обособляющего признака, на основании которого можно было бы правильно разграничить и сгруппировать меры борьбы с обоими этими видами опасности. Так, например, измена угрожает всей государственной безопасности, но она в то же время угрожает и безопасности частной; класс воров и мошенников посягает на имущество единичных лиц, но развитие этого явления угрожает и всему государству. То же следует сказать и относительно различия между опасностью общей и местной. Так, например, относительно эпидемий и эпизоотии, хотя бы и местных, нередко принимаются меры не только местные, но и общегосударственные и даже международные. В этот период понятие «государственная безопасность» по своему содержанию совпадало с такими понятиями, как «безопасность Российской империи», «безопасность царской России», «безопасность государства». «. В нашей стране как до, так и после революции, в силу особенностей исторического развития общества и власти, термин «государственная безопасность» понимался гораздо шире — как безопасность общества», — заключает А.Малыгин.

В советский период термин «государственная безопасность» был введен в нашей стране в апреле 1934 г. при образовании в составе НКВД Главного управления государственной безопасности, которому были переданы функции ОПТУ при ликвидации последнего. При этом следует отметить, что термин «государственная безопасность» в известной мере отражал официальную точку зрения о приоритете интересов государства диктатуры пролетариата перед интересами общества в целом и интересами личности («общество для государства»). Термин «государственная безопасность» в 1936 г. был официально включен в текст Конституции СССР (пункт «и», статьи 14, главы 2) и начал употребляться в документах и актах органов советского государства, в советской правовой литературе. Долгое время этим термином пользовались без какого-либо разъяснения его значения. И только в 50-е годы в юридической и специальной литературе стали предприниматься попытки глубоко проанализировать указанную проблему. Однако до недавнего времени изучение этих проблем не носило системного, комплексного характера и проводилось отдельными авторами в основном в рамках закрытых научно-исследовательских и учебных заведений КГБ СССР, ГРУ Генерального штаба и других учреждений.

Анализ материалов, посвященных раскрытию содержания понятия «государственная безопасность», в рассматриваемый период (с начала 50-х до конца 80-х гг.) позволяет сделать вывод о существовании нескольких подходов к определению этого понятия.

Часть одной группы авторов рассматривает государственную безопасность как состояние прочности и незыблемости государственного и общественного строя государства, нерушимости его территориальной целостности и независимости в определении внешней и внутренней политики. Другая же часть группы видит государственную безопасность в качестве состояния защищенности от подрывной деятельности противника. Государственная безопасность СССР есть защищенность основ общественного и государственного строя советского государства от посягательств со стороны враждебных социалистическому строю сил, осуществляющих подрывную деятельность.

Представители другой группы раскрывают понятие государственной безопасности через систему общественных отношений, обеспечивающих независимость государственного и общественного строя.

Третьи настаивают на том, что государственная безопасность не что иное, как способность советского государства противостоять враждебным силам и защищать интересы народа. Безопасность советского государства есть состояние, которое характеризуется способностью государства противостоять посягающим на него враждебным силам и защищать интересы трудящихся или всего общества (в условиях общенародного государства).

В Юридическом словаре говорится: «Государственная безопасность — в СССР система мероприятий, направленных на охрану политической и экономической основ Советского социалистического государства и его государственных границ».

Глубокие изменения политической и экономической ситуации в стране и мире в конце 80-х годов, прекращение противостояния между Востоком и Западом потребовали серьезного пересмотра существующей концепции обеспечения безопасности нашего государства. Это обстоятельство привело к тому, что, примерно с 1990 г., исследование проблем безопасности выходит за рамки закрытых учреждений бывшего СССР. В мае 1990 г. по инициативе группы Комитата Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию под руководством академика Ю.Рыжова сделана первая попытка разработки концепции безопасности нашей страны с учетом новой геополитической ситуации. В апреле 1990 г. организован Фонд национальной и международной безопасности (президент Л.Шершнев), принимающий активное участие в разработке теоретических и научно-практических проблем безопасности. Начала работу секция «Геополитика и безопасность» Академии естественных наук (председатель секции В.Пирумов), на базе которой сегодня создан Центр исследований геополитики и безопасности АЕН РФ, а принятый в марте 1992 г. закон «О безопасности» способствовал проявлению более широкого интереса политических, научных и общественных кругов нашей страны к этой проблеме. В этот период Институтом социально-политических исследований (директор академик — Г.Осипов) представлена новая парадигма безопасности страны, разработанная на основе результатов исследований, проведенных в 1991-1993 гг.; при Отделении философии, социологии, психологии и права РАН создается Центр социальных исследований безопасности России во главе с Р.Яновским; в качестве позитивной программы движения новой мыслящей оппозиционной общественности предлагается проект национальной доктрины, разработанный С.Кургиняном, в 1994 г. был опубликован проект концепции обеспечения национальной безопасности, подготовленный группой А.Подберезкина.

В результате анализа научной литературы по проблемам безопасности, опубликованной за последние 5-6 лет, можно сделать вывод, что границы понимания безопасности учеными нашей страны в сравнении с предыдущими закрытыми разработками в этой области существенно расширились. Так, если ранее безопасность, за редким исключением, рассматривалась только применительно к государству, затем и к обществу, то сегодня чаще всего безопасность рассматривается в отношении триединства — личности, общества, государства. Хотелось бы обратить внимание на тот фактор, что данная триада для России не нова, мы встречаем ее в работах профессора Андриевского, которые были опубликованы в конце XIX в. Как для отдельного гражданина, так и для целого общества и государства, могут являться опасности от таких деяний и учреждений, кои сами по себе в высшей степени важны и необходимы, как самостоятельные условия для безопасности и благосостояния граждан. Развитие таковых условий не только желательно, но на государстве лежит обязанность оказывать всевозможное содействие их развитию и распространению; но вместе с тем на государстве лежит и обязанность предупреждать опасности, которые могут от таких учреждений или деяний явиться для отдельного лица, для целого общества и государства. При этом, как видим, акценты делаются не на сами субъекты и объекты, а на их жизненно важные интересы, в чем, несомненно, проявляется влияние западных научных подходов в этой области.

Определение «безопасность государства» в официальных изданиях РФ, — как отмечает И.Жинкина, появилось совсем недавно, в частности в Кратком словаре специальных терминов для руководящего состава Вооруженных сил Российской Федерации: «безопасность государства национальная, состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях». Представляется необходимым решить терминологический вопрос: о какой безопасности будет идти речь далее — о национальной безопасности, о безопасности страны или безопасности государства? Будем придерживаться точки зрения о синонимичности этих понятий. (А государство следует рассматривать не как совокупность аппаратов управления и подавления, а как субъект международного права.)

Общее понимание безопасности страны как состояния общественных отношений и в теоретическом и в практическом плане подводит нас к необходимости выделения во всей системе этих отношений проблем политической, экономической, военной, научно-технической, социальной, экологической и иной безопасности, которые выступают как виды безопасности страны. Страна представляет собой единый общественный организм, состоящий из ряда подсистем — политической, экономической, социальной, духовной, в каждой из которых зарождаются и развиваются противоречия вокруг основных ценностей (материальных и духовных). Именно эти противоречия, а точнее некоторые из них, ведут в случае их обострения к формированию источников опасности не только и даже не столько для самой этой сферы отношений, сколько для безопасности страны в целом, для всей суммы жизненных интересов общества. И для того чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития противоречий, эффективно управлять этими процессами и воздействовать на них, общество, государство вынуждены, обязаны классифицировать всю сумму отношений на однотипные, имеющие свою сущностную характеристику, свои закономерности развития и поддающиеся системному и проблемному анализу. Отсюда и возникает острая необходимость классификации всей суммы отношений в сфере безопасности на ее определенные виды.

В настоящее время произошло существенное расширение представлений о безопасности, как в отношении объектов посягательства, так и в отношении источников опасности, а в принципиальных вопросах при определении понятия «безопасность» речь по-прежнему идет либо о способности (иногда свойстве, качестве) какой-либо системы противостоять посягательствам, либо о состоянии объекта, характеризующегося защищенностью от опасности или отсутствием самой возможности разрушительного воздействия.

Необходимо отметить, что в отечественных исследованиях по проблемам безопасности, так же как и на Западе, наметилась тенденция отхода от концепции «государственной (национальной) безопасности» и переноса центра тяжести на глобальный уровень решения проблем всего человечества.

Как и на Западе, в отечественной науке налицо те же проблемы с неопределенностью понятия «безопасность». В.Спиридонова отмечает: «Термин «безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого и строго определения этого понятия. Иногда безопасность рассматривается как цель, в других случаях как концепция, в третьих как научная программа или научная дисциплина. До сего времени не существует целостной концепции безопасности: понятия «личной безопасности», «национальной безопасности», «международной безопасности» и «глобальной безопасности» имеют дело с совершенно различным набором проблем и исходят из различных исторических и философских контекстов».

Рассматривая национальную безопасность как научную категорию российской стратегии, следует подчеркнуть, что сформулировать определение национальной безопасности крайне сложно ввиду разнородности и трудносопоставимости подходов к данной категории. Предлагается следующий вариант определения: Национальная безопасность Российской Федерации — есть состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, достигаемое совместными действиями государственных и общественных институтов путем гибкого использования экономических, политических и иных средств как во внутренней политике, так и в международных отношениях.

  • Справочная информация
    • Информация о способах связи с ФСБ России
    • Информация о способах связи с территориальными органами ФСБ России
    • Контактные данные Пограничной службы ФСБ России
    • Отделы по административным округам
    • Служба и учеба в ФСБ России
      • Порядок поступления на службу
      • Основания для отказа в зачислении
      • Нормативные требования
      • Перечень образовательных организаций. Порядок приема
      • Социальное обеспечение военнослужащих органов безопасности
      • Перечень изданий, на основе материалов Центрального архива ФСБ России
      • Нормативные правовые акты
      • Информационно-разъяснительные материалы
      • Сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов ФСБ России
      • Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) ФСБ России, её территориальных органов и их должностных лиц
      • Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими
      • Проекты ведомственных актов
      • Заявление участников XVIII Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов
      • Коммюнике XVIII Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов
      • Комиссия по сотрудничеству в сфере предварительного следствия при Совете руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников Содружества Независимых Государств
      • Комментарии официальных представителей ФСБ
      • Комментарии официальных представителей УФСБ
      • Выступления руководства
      • Интервью и публикации по истории отечественных органов безопасности
      • Средства массовой информации о ФСБ России
      • История создания
      • Краткие биографии руководителей
      • Дайджесты книг
      • Авторские публикации
      • Органы безопасности в годы Великой Отечественной войны
      • Юбилей Андропова
      • Проект ежемесячного публицистического и литературно-художественного журнала «Пограничник» — «Портрет ветерана Великой Отечественной войны»
      • Архивные материалы
        • ДИВЕРСИОННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ УНКВД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (1941–1942)
        • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ
        • «ВАРЯГИ» ФЮРЕРА
        • Докладная записка № 841/А начальника ГУКР «Смерш» НКО СССР в СНК СССР и НКВД СССР о зверствах японских оккупантов в отношении советских граждан
        • РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДИВЕРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НКВД СССР ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА. СЕНТЯБРЬ–ОКТЯБРЬ 1941 ГОДА
        • Рассекреченные документы о преступлениях частей Вермахта против мирного населения СССР
        • ТАЙНЫ ЯПОНСКОЙ “БАРБАРОССЫ”
        • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНСКОЙ ОБЛАСТИ, РОЗЫСКУ НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ И ИХ ПОСОБНИКОВ
        • РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДИВЕРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НКВД ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
        • О ЗАФРОНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НКВД – НКГБ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
        • СЛЕДСТВИЕМ ПО ДЕЛУ УСТАНОВЛЕНО.
        • «ФЕЙК» ИЗ ПРОШЛОГО – РАССЕКРЕЧЕННЫЙ АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТ 1945 ГОДА ОТРАЖАЕТ ЭПИЗОД НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ США ПРОТИВ СССР
        • ФСБ РОССИИ РАССЕКРЕТИЛА АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПОДВИГАХ ЗАФРОНТОВЫХ АГЕНТОВ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ»
        • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ» НКО СССР О ЗВЕРСТВАХ ПОСОБНИКОВ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1942 ГОДУ
        • ФСБ РОССИИ РАССЕКРЕТИЛА ДОКУМЕНТЫ ИЗ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА НА ЛИЧНОГО ПИЛОТА ГИТЛЕРА ГАНСА БАУРА
        • «СМЕРШ»: ВКЛАД В ПОБЕДУ
        • ФСБ РОССИИ ПУБЛИКУЕТ ДОКУМЕНТЫ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЛАТВИЙСКИХ ПОСОБНИКОВ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
        • ФСБ РОССИИ ОПУБЛИКОВАЛА АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПОСОБНИЧЕСТВЕ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ СПЕЦСЛУЖБАМ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ
        • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О БОМБАРДИРОВКАХ СТАЛИНГРАДА ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ 1942 ГОДА
        • ДОКУМЕНТЫ НАРКОМАТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР О ГЕНОЦИДЕ ПОЛЯКОВ БАНДЕРОВСКИМИ БАНДАМИ НА ВОЛЫНЕ
        • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ УЧАСТИИ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП 4-ГО (ЗАФРОНТОВОГО) УПРАВЛЕНИЯ НКГБ СССР В СЛОВАЦКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ВОССТАНИИ
        • КРОВАВЫЙ СЛЕД ПОЛЬСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
        • РАССЕКРЕЧЕННЫЕ АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ БОЕВИКОВ ПОЛЬСКОЙ «АРМИИ КРАЙОВОЙ» ПРОТИВ МИРНОГО УКРАИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ВОЛЫНИ В 1944–1945 ГОДАХ
        • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОКОЛАМСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РОЗЫСКУ НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ И ИХ ПОСОБНИКОВ
        • АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ» 1-ГО УКРАИНСКОГО ФРОНТА, ВОСПОМИНАНИЯ УЗНИКА НЕМЕЦКОГО ЛАГЕРЯ СМЕРТИ «ОСВЕНЦИМ»
        • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ В ПЕРИОД СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ
        • ДОКУМЕНТЫ ОБ УЧАСТИИ ЛИТОВСКИХ ПОСОБНИКОВ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ В МАССОВЫХ УБИЙСТВАХ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР.
        • Документы Главного управления контрразведки «СМЕРШ» НКО СССР о немецком пересыльном лагере военнопленных «Дулаг-205» у села Алексеевка под Сталинградом
        • ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР О СОЗДАНИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ» НКО СССР И ПРИЛОЖЕНИЕ К НЕМУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНОЙ СТРУКТУРЕ
        • АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ ГИТЛЕРА В РЕЙХСКАНЦЕЛЯРИИ
        • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕМЕЦКИХ ДИВЕРСАНТОВ ОСЕНЬЮ 1942 ГОДА
        • УНИКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О СТАЛИНСКОМ СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАД НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ПРЕСТУПНИКАМИ 1947 ГОДА
        • Показания свидетелей злодеяний над несовершеннолетними на предприятиях немецкого концерна Круппа
        • «Национал-социализм мог означать только войну. »
        • К 80-летию сражения на Курской дуге
        • Документы о деятельности органов безопасности по розыску на освобожденной территории Латвийской ССР пособников нацистской Германии — членов латышской националистической организации «Айзсарги», участвовавших в преступлениях против мирного населения
        • Преступления нацистов и их пособников в Сталино
        • Ф.Э. Дзержинский и органы Всероссийской чрезвычайной комиссии в борьбе с беспризорностью в советской России
        • К 80-летию Харьковского процесса
        • «До начала расстрелов вооруженные группы украинских националистов начали грабеж еврейского имущества…»
        • Зайцев Федор Федорович
        • Коваленко Григорий Яковлевич
        • Конохов Сергей Андреевич
        • Афонин Александр Андреевич
        • Бирюков Леонид Петрович
        • Филиков Георгий Яковлевич
        • Сапунов Павел Михайлович
        • Смирнов Михаил Николаевич
        • Князев Валентин Иванович
        • Силаев Павел Михайлович
        • Субачев Василий Ефимович
        • Шелудченко Михаил Емельянович
        • Бабушкин Максим Петрович
        • Беляев Махмут Хайрутдинович
        • Кузнецов Сергей Александрович
        • Борисов Анатолий Дмитриевич
        • Полунин Михаил Павлович
        • Рюмин Георгий Иванович
        • Сафьянов Пётр Васильевич
        • Ткаченко Иван Антонович
        • Акимов Николай Тимофеевич
        • Арутин Александр Павлович
        • Бабский Александр Филиппович
        • Басалаев Николай Григорьевич
        • Бригида Алексей Владимирович
        • Буробин Василий Фролович
        • Даньшов Петр Федорович
        • Зиновьев Тимофей Григорьевич
        • Круподеря Василий Кириллович
        • Оганезов Борис Сергеевич
        • Полудницын Борис Александрович
        • Синельников Сергей Васильевич
        • Сюбаев Али Хуснетдинович
        • Тарышев Евгений Иванович
        • Архив премий
        • 2008 год
        • 2009 год
        • 2010 год
        • 2011 год
        • 2012 год
        • 2013 год
        • 2014 год
        • 2015 год
        • 2016 год
        • 2017 год
        • 2018 год
        • 2019 — 2020 гг.
        • Видеоматериалы
        • Фотоматериалы
          • К 145-летию со дня рождения Ф.Э.Дзержинского
          • Подробная информация

          Что означает слово безопасность

          Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральская государственная юридическая академия 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21 E — mail : v . abramov @ ugmk . com

          В статье рассматриваются вопросы о сущности и правовой природе понятия «безопасность», выявляется ее место в системе правовых явлений. Анализируется также роль терминов «риск» и «безопасность» в понятийном аппарате гражданского права России. Прослеживая процесс становления современной отечественной концепции безопасности в гражданском праве, автор обнаруживает элементы преемственности и обновления, выявляет закономерности эволюции данной теории в праве, определяет пути решения дискуссионных вопросов, обосновывает принадлежность категории «безопасность» к базовым категориям гражданского права

          Ключевые слова: дефиниция; риск; безопасность; гражданское право

          Дефиниция – это итог мыслительной деятельности, которая аккумулирует в себе основные характеристики содержания предмета или явления (в номинативных дефинициях – понятия или термина). Причем понятие должно определяться адекватно своему содержанию, максимально четко и ясно. В связи с этим основной целью включения дефиниции в текст гражданско-правового нормативного акта является полное, всестороннее, юридически оправданное и грамотное раскрытие сущности соответствующего понятия.

          Терминологичным принято считать любое слово или словосочетание, выступающее в номинативной функции и обозначающее ключевое понятие элемента правовой нормы. В отличие от легального понятия, научный термин [5, c. 452] – слово или сочетание слов, призванное выразить в языке (универсальной среде, «в которой осуществляется само понима­ние») понятие, материальным носителем которого является термин. Выразить понятие в научном термине означает отграничить его от иных, сходных с ним, лексических единиц. Такое отграничение достигается посредством сообщения термину определенного смысла.

          Между понятиями и соответствующими им терминами существует неразрывная связь, поэтому соотношение «явление – понятие – термин» следует рассматривать в едином качестве. Важнейшее свойство последнего состоит в том, что основным и первичным в нем будет явление действительности. Как верно отмечает Е.А. Пря­нишников, «понятие – это отражение такого-то явления в сознании людей, а термин служит словесным выражением понятия» [11, c. 114]. В.Ю. Туранин также считает, что в гражданском законодательном тексте должна существовать нерасторжимая связь юридических понятий и соответствующих им терминов, которая выражается в их взаимной зависимости, поэтому важнейшую роль при формулировании правовых норм следует отводить исследованию содержания каждого конкретного термина, установлению степени его связи с обозначаемым понятием [17, c. 7].

          Следовательно, нормативному закреплению дефиниции «безопасность» должна предшествовать его доктринальная разработка, и только на основе такого подхода можно дать наиболее полное определение исследуемого феномена в гражданском праве. В настоящее время существует много определений безопасности, что, по нашему мнению, связано с фундаментальностью и многогранностью самого явления безопасности, множественностью содержательных связей и форм внешних проявлений и взаимодействий с иными явлениями объективной действительности. Сложный характер проблемы обеспечения безопасности проявляется в различных по содержанию понятийных категориях, разработка которых предполагает как дифференцированный, так и интегральный подходы на основе использования комплексных данных философии, права, истории, социологии и иных отраслей научного знания как теоретико-методологической основы познания.

          Трактовка общенаучной категории «безопасность» как элемента научной картины мира выполняет эвристическую функцию, выражающуюся в гносеологической интерпретации научного аппарата философии и конкретных отраслей научного знания, а их взаимосвязь проявляется через соотношение категорий общего и частного. На уровне общественного сознания понятие «безопасность» определяется как отсутствие опасности, сохранность, надежность и употребляется применительно к самым разным процессам, как природным, так и социальным [4; 6; 12; 18]. Безопасность начинает рассматриваться в качестве важнейшего социального блага, отвечающего интересам, целям и устремлениям людей и выступающего необходимым условием нормального функционирования всего социума.

          В рамках естественно-правовой концепции безопасность впервые приобретает статус социально значимого явления. В этом аспекте В.И. Митрохин определяет безопасность как «меру защищенности среды жизнебытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилизации в целом» [8, c. 1].

          Гносеологический подход к анализу общенаучной категории «безопасность», по мнению М.И. Агалабаева, позволяет расширить представления о соотношении и единстве наук об обществе, государстве и праве, о взаимовлиянии науки и социально-правовых ценностей, среди которых к числу основных и следует отнести философскую интерпретацию данного понятия. В рамках этого научного направления безопасность может быть определена как отсутствие опасности и наличие сохранности (надежности) протекания тех или иных процессов безотносительно к природным либо социальным их характеристикам [1].

          Наиболее распространенным следует признать подход, согласно которому безопасность понимается как определенное состояние защищенности [15, c. 6], которое принято многими исследователями в качестве концептуального основания проводимых теоретических изысканий, хотя ученые и расходятся в определении объекта защиты, характера угроз и защищаемых интересов. Так, среди специалистов в качестве родового понятия «безопасность» бытует близкая, сходная трактовка безопасности, определяемой как такое состояние субъекта, при котором в условиях негативного и деструктивного воздействия внутренних и внешних факторов посредством предотвращения, минимизации, нейтрализации или ликвидации такого воздействия обеспечивается поддержание жизнедеятельности, стабильность, а также поступательное развитие этого субъекта.

          Представляется, что одной из основных причин распространенности данного подхода является генезис самого явления и его лексическое понимание. В русском языке слово «безопасность» образовано по принципу антиномии (противоречия между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым), т.е. за счет добавления приставки «без» к слову «опасность». Поэтому такая словесная форма до сих пор затрудняет полное и правильное раскрытие смыслов, ибо для этого требуется не простое противоположение чему-либо другому, а прямое указание на подразумеваемую сущность. Поэтому полагаем, что только лингвистического толкования понятия безопасности безусловно недостаточно, поскольку в данном случае под отсутствием опасности как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали и существуют опасности различного характера. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна, а относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами и сферой человеческой деятельности окружающего мира. В этой связи следует в первую очередь раскрыть понятия, относящиеся к конкретным видам безопасности, и лишь на этой основе выделить содержание каждого вида безопасности (юридической, политической, военной, экономической, экологической и т.д.).

          В целом, общенаучное понимание безопасности составляет теоретико-методологическую основу для выделения в ней группы отношений, которые выступают как конкретные разновидности общего понятия безопасности, в осмыслении которого в равной степени важны все образующие его компоненты [14, c. 8].

          Юридически формализованным выражением безопасности личности является право личности на безопасность, под которым целесообразно понимать правовую возможность личности как субъекта права сохранить свое состояние безопасной жизнедеятельности в форме обеспеченных и охраняемых государством притязаний на самостоятельную реализацию ею своих жизненно важных потребностей и интересов различного характера. Природу безопасности личности О.А. Колоткина объясняет тем, что «она суть одна из основных витальных потребностей человека, без удовлетворения которой индивид не может нормально существовать, действовать и развиваться в социуме» [7, c. 10–11]. Понимаемое таким образом право личности на безопасность является субстанциональной характеристикой юридической безопасности человека.

          Наиболее тесно понятие безопасности в гражданском праве соприкасается с понятием экономической безопасности. Экономическая безопасность как конечная цель ограничений гражданских прав – это сложное экономико-правовое явление. Эффективное применение ограничений гражданских прав с целью обеспечения экономической безопасности невозможно без четкого представления о самой категории «экономическая безопасность». В связи с этим представляет несомненный интерес как существующие в юридической литературе взгляды по этому вопросу, так и позиция законодателя.

          Последняя трактуется как «важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России» [3, c. 25]; «способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и межнациональном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантировать от различного рода угроз и потерь» [2, c. 25].

          В последнее десятилетие проблемам обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в РФ стало уделяться значительное внимание. Например в ст. 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [9] промышленная безопасность опасных производственных объектов определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Из этого следует, что жизненно важные интересы личности прежде всего находятся под защитой государства. Указом Президента РФ утверждена Концепция национальной безопасности РФ [10], представляющая собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ в сфере обеспечения национальной безопасности, а также само понятие национальной безопасности. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в тексте Концепции при формировании дефиниции «безопасность» речь идет не о совокупности условий, исключающих возможность насильственного изменения конституционного строя, а о состоянии защищенности жизненно важных интересов. Экономическая безопасность представляет собой «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [10].

          На наш взгляд, такая трактовка безопасности в большей степени соответствует сущности данной категории. Именно состояние защищенности может объективно характеризовать степень или уровень безопасности. Условия существования личности, общества, государства зависят от многих факторов, в том числе и от безопасности. Поэтому только с ними нельзя непосредственно увязывать категорию «безопасность». С учетом всего изложенного экономическую безопасность можно определить как составную часть национальной безопасности РФ, представляющую собой такое состояние и развитие урегулированных правом общественных отношений в сфере экономики, которые обеспечивают непрерывное и эффективное производство, обмен, распределение и потребление материальных и нематериальных благ сохраняя баланс частноправовых и социально значимых интересов в современном обществе.

          В соответствии с системным подходом экономическая безопасность трактуется как безопасность той или иной системы, совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающая возможность достижения целей всей системы [16]. В данном случае экономическая безопасность видится специалистам как некая обеспечительная способность применительно к экономике.

          Безопасность в гражданском праве также представляет собой комплексное понятие и по своему смыслу и содержанию несет в себе совокупность взаимосвязанных элементов: 1) защищенность устойчивого состояния общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, за счет обеспечения стабильного развития имущественного оборота, а также реализации субъективных гражданских прав с целью достижения максимальной эффективности правового регулирования; 2) защищенность как свойство (или атрибут) системы. В основе данного понимания лежит предположение о естественной защищенности любой системы от разрушительного воздействия каких-либо сил [13, c. 13]. В этом аспекте безопасность в гражданском праве выступает как элемент стабильности развития всей системы гражданско-правовых отношений,направленный на стабилизацию социально-политической и экономической обстановки, в том числе и посредством ограничения отдельных гражданских прав и свобод. Системный подход особенно важен при изучении проблем теории и практики обеспечения безопасности применительно к моделированию негативных социальных процессов, последствий использования достижений науки и техники, а также возникающих чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера.

          Безопасность как элемент стабильности в гражданском праве, выражается в постоянном и целенаправленном процессе прогнозирования, минимизации, устранения, предупреждения опасностей и угроз благодаря функционированию механизмов управления рисками и охранно-защитных механизмов в случае причинения вреда частноправовым и социально значимым интересам, т.е. она направлена на стабилизацию и обеспечение условий для нормального функционирования и развития всей экономической системы общества. Данное определение позволяет, на наш взгляд, отразить ключевые грани этого сложного социального феномена, интегрирующего в себе жизненно важные интересы как отдельной личности, так и социума в целом.

          Таким образом, безопасность в современных условиях, приобретая нормативное оформление в действующем законодательстве, перестает быть некой абстрактно-абсолютной категорией. Безопасность начинает рассматриваться в качестве социально-правового явления, имеющего двойственную природу. С одной стороны, безопасность есть основное условие обеспечения жизненно важных интересов личности, а также национальных интересов государства и общества в различных сферах (экономической, политической, социальной и др.). С другой стороны, безопасность противопоставляется в ряде случаев свободе, поскольку ее обеспечение достигается в том числе и с помощью ограничения субъективных прав.

          Библиографический список

          1. Агалабаев М.И. Гносеологическая интерпретация понятия безопасности как общенаучной категории // Рос. следователь. 2009. №4. С. 29–32.
          2. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов. Цит. по: Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб., С-Петерб. ун-т МВД России, 1999. 192 с.
          3. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии, показатели // Вопр. экономики. 1994. №12. С. 25–35.
          4. Васильев А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): автореф. дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 1999. 34 с.
          5. Гадамер X.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
          6. Иззадуст Э.С. Национальная безопасность России: институциональный контекст и человеческое измерение. М.: Academia, 2010. 256 c.
          7. Колоткина О.А. Право личности на безопасность: понятие и механизмы обеспечения в РФ: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 26 с.
          8. Митрохин В.И. Национальная безопасность России // Интеллектуальный мир. 1995. №6. С. 1.
          9. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федер. закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в ред. 227-ФЗ от 27.07.2010) // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3588.
          10. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 // СЗ РФ. 1997. №52. Ст. 5909.
          11. Прянишников Е.А. Единство «явление-понятие-термин» и его значение для законодательства // Сов. государство и право. 1971. №2. С. 114–117.
          12. Райгородский В.Л. Национальная безопасность России: политико-правовые средства обеспечения. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 212 c.
          13. Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности: учеб. пособие. М.: МПСИ, 2006. 296 с.
          14. Синецкий В.П. О понятийном аппарате общей теории безопасности // Военная мысль. 1994. №8. С. 55–60.
          15. Степашин С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы). СПб.: Пресс, 1994. 346 с.
          16. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1995. №3. С. 3–9.
          17. Туранин В.Ю. Проблемы формирования и функционирования юридической терминологии в гражданском законодательстве РФ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2002. 22 с.
          18. Шуберт Т.Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты. Сравнительно-правовое исследование. М.: Право и закон, 2001. 176 c.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *