Что такое фэс расшифровка
Перейти к содержимому

Что такое фэс расшифровка

  • автор:

ФЭС (Фотолюминесцентная эвакуационная система)

При чрезвычайных ситуациях до прибытия спасательных служб в условиях отсутствия освещения, сильной задымленности у людей снижается ориентация, начинается паника, поэтому требуется быстрая эвакуация людей, чтобы было как можно меньше пострадавших. По статистике, основная причина гибели людей на пожаре связана с отравлением угарным газом и другими продуктами горения.

По физическим свойствам дым при пожаре поднимается наверх, поскольку легче воздуха, в результате внизу оставляется воздушная подушку, пригодная для дыхания людей и относительно безопасной эвакуации. Однако в условиях плотной задымленности не видно ориентиров. Аварийное освещение и электрические таблички расположены высоко, поэтому не эффективны.

Зачем нужна ФЭС

Решить проблему можно благодаря видимой в темноте и дыму непрерывной маркировкой, указывающей направление движения, которая находится на полу или на стене на расстоянии 30 — 50 см от пола. Такая фотолюминесцентная эвакуационная система или ФЭС позволяет не только быстрее найти путь к выходу в условиях дыма, но и определять препятствия и опасные зоны. Все пороги, препятствия на полу, изменения уровня пола на путях эвакуации для инвалидов-колясочников выделяются фотолюминесцентными элементами.

ФЭС включает элементы, обозначающие:

  • Пути эвакуации;
  • Эвакуационные дверные проемы (аварийные выходы) знаки могут быть установлены непосредственно на самой двери или на поверхности стены, прилегающей к двери;
  • Экраны светового фона для обозначения ручек дверей;
  • Знак медицинского и санитарного назначения;
  • Опасные места вдоль путей эвакуации;
  • Места средств связи, противопожарной и противоаварийной защиты.

Требования по организации пожарной безопасности в Российской Федерации при эксплуатации зданий и помещений указаны в Федеральном законе от 22.07.2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Общее количество огнетушителей определяется характеристиками и особенностями каждого маршрута. Использование элементов ФЭС могут быть источником горючих и токсичных материалов, поэтому испытание данных элементов на эти качества является обязательным. Секрет эффективности ФЭС состоит в свойствах люминесцентных элементов.

Что такое фотолюминесценция

Фотолюминесценция (свечение) — уникальное свойство фотолюминесцентного вещества, под названием люминофор (от лат. lumen — свет и греч. phoros — несущий). Люминофоры бывают природными и искусственными. От химического состава люминофора зависит яркость, цвет краски и длительность зарядки светом. В темноте фотолюминесцентный материал светится ярким желтовато-зеленым цветом.

Принцип работы

Яркость свечения фотолюминесцентных элементов измеряется в милликанделах на квадратный метр(mcd/m2). В России ФЭС обеспечивает уровень свечения не менее 24 часа, поэтому применяют информационные материалы со свечением не менее 200 mcd/m2 через 10 минут и 20 mcd/m2 через 60 минут. То есть когда внезапно отключается освещение или возникает задымление первые 10 минут у элементов ФЭС очень яркое свечение, с течением времени происходит снижение. После наступления темноты элементы различимы в течение длительного времени от 2 до 12 часов с постепенным понижением интенсивности свечения.

Зарядить люминофор возможно от источника света. Но наиболее эффективно от источников света с высоким UV излучением: флуоресцентных ламп дневного света, в том числе энергосберегающих, светодиодных источников и ксеноновых ламп автомобилей.

Комплектность

В состав ФЭС входят направляющие указатели, навигационные элементы и специальные маркеры, изготовленные из материалов, накапливающих световую энергию, чтобы длительно светиться для обеспечения заметной и четкой визуальной информации для обеспечения эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации, особенно во время пониженного освещения или полной темноты из-за пожара или аварийного отключения электроэнергии.

Заказать установку охранных систем

Материалы

Сейчас для изготовления ФЭС используют фотолюминесцентные материалы из алюмината стронция — инертного, нетоксичного вещества, применяемого также для светящихся игрушек. Направляющие линии, полосы из ФЛМ должны быть неразрывным продолжением путей эвакуации лестниц и пандусов и соответствовать ГОСТ 34428-2018 «Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия».

В соответствии с ГОСТ 34428-2018: стандарт по ФЭС: по заданию на проектирование в составе мероприятий по эвакуации следует предусматривать необходимые элементы ФЭС: планы эвакуации, знаки безопасности, напольная и бордюрная ленты, таблички с надписями и указательные стрелки изготавливают из:

  • Фотолюминесцентных полимерных материалов (самоклеящихся пленок, листовых пластиков, линолеума, формованных изделий и т.п.);
  • Фотолюминесцентных лакокрасочных материалов (лаков, красок, эмали, полимерных композиций и т.п.);
  • Стекла, керамики, металлов и других материалов с фотолюминесцентным покрытием;
  • Несветящихся материалов для выполнения надписей и графических изображений.

Преимущества ФЭС

  • Эффективность. Люди выходят из здания в условиях задымления и в полной темноте, видя возможные препятствия и опасные зоны, расположение спасательных средств;
  • Надежность. Функционирует на основе физических процессов;
  • Экономичность во время установки не выполняется сложный монтаж оборудования и прокладка проводов. Быстрая перепланировка и легкий демонтаж существующей системы не требует сложного обслуживания;
  • Энергосбережение. Для деятельности не нужно электричества, освещенность зависит от физических процессов работы;
  • Долговечность. Качественная работоспособность сохраняется от 10 до 20 лет.

Область применения

Элементы ФЭС рекомендуется устанавливаться:

  • В жилых и промышленных зданиях (или отдельных частях);
  • В помещениях с повышенной взрыво- и пожароопасностью и в местах работы электроустановок;
  • В подземных и наземных зданиях, сооружениях, тунелях большой площади (более 100 кв. м) без естественного освещения;
  • На общественном транспорте и на других видах наземных, подземных и воздушных транспортных средств: в самолетах, кораблях и поездах;
  • В местах, где установка эвакуационного освещения технически невозможна;
  • Взамен эвакуационного освещения, где это обусловлено экономической, технической целесообразностью и минимальными рисками;
  • В дополнение к эвакуационному освещению и другим системам эвакуации для дополнительного выделения путей эвакуации, направления эвакуации, опасных зон и т. п., при необходимости увеличения мер безопасности;
  • На различных объектах без аварийного освещения и др.

Таким образом, главной задачей ФЭС является возможность безопасной и быстрой ориентации людей в помещениях с помощью элементов, показывающих эвакуационный путь.

Отчет в Росфинмониторинг

Консультация по подготовке и направлению формализованных электронных сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг):

  • об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;
  • о разовых операциях с денежными средствами или иным имуществом либо о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;
  • о случаях отказа в проведении операций с денежными средствами или иным имуществом ;
  • об устранении основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом.

Напишите нам

По любому вопросу звоните или пишите по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram) или на электронную почту info@law115.ru

Виды отчетности в Росфинмониторинг

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статьях 5 и 7.1 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязаны представлять в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения:

  1. ФЭС 1-ФМ 01 Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю — в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
  2. ФЭС 1-ФМ 02 Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма — в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
  3. ФЭС 3-ФМ 04 О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества — в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки
  4. ФЭС 2-ФМ 03 — о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное п. 1 ст. 7.4 Федерального закона №115-ФЗ — незамедлительно.
  5. ФЭС 1-ФМ 06 О приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом — незамедлительно.
  6. ФЭС 4-ФМ 05 О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ — в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов.

ФЭС 1 ФМ об операциях подлежащих обязательному контролю

Интерактивная форма 1-ФМ размещена в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 3-ФМ 04» Личного кабинета на портале Росфинмониторинга. Для первичной отправки указанной отчетности по структуре ФЭС 1-ФМ ответственному сотруднику необходимо провести настройку рабочего места в Личном кабинете. К операциям подлежащим обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ, относятся следующие виды операций:

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

  • операции с денежными средствами в наличной форме:
    • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
    • покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
    • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
    • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
    • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
    • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
    • размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
    • открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
    • перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
    • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
    • помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
    • выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
    • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
    • переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
    • скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
    • получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
    • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

    2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

    3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

    4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанных в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

    5. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

    6. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №155-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

    Перечень перечисленных операции подлежащих обязательному контролю является закрытым. Следует обратить внимание, что по общему правилу операции подлежат обязательному контролю на сумму свыше 600 000 рублей, свыше 3 000 000 рублей, свыше 100 000 рублей, свыше 50 000 000 рублей при соблюдении вышеописанных условий. Таким образом, при квалификации каждой операции клиента, подлежащей обязательному контролю следует учитывать количественные и качественные признаки, перечисленные в статье Федерального закона №115-ФЗ. Коды операций подлежащих обязательному контролю утверждены Федеральной службой по финансовому мониторингу.

    ФЭС 2 ФМ о принятых мерах по замораживанию (блокированию)

    Отчет о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, включенного в Перечень либо клиента, в отношении которого имеются достаточные основания подозревать его причастность к террористической деятельности, в том числе к финансированию терроризма, при отсутствии оснований для включения в указанный перечень и в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества, субъектом Федерального закона №115-ФЗ направляется в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию)денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица.

    Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 2-ФМ в Личном кабинете в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 2-ФМ 03» .

    Если в течение дня применяются меры по замораживанию (блокированию) в отношении нескольких лиц, то в этом случае необходимо сформировать отдельное ФЭС 2-ФМ на каждую такую организацию или физическое лицо (п. 6.2 Инструкции №110).

    Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

    ФЭС 3 ФМ о результатах проверки клиентов по Перечню

    Указанная отчетность представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ. Субъекты обязаны сообщать в Росфинмониторинг информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

    Проверка осуществляется на основании Перечня, а также решения межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень.

    Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 3-ФМ в Личном кабинете в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 2-ФМ 04».

    ФЭС 4 ФМ — О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ

    В соответствии с п. 5.3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в случае, если государство (территория), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, перечисленных в ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, препятствует реализации указанными филиалами, представительствами и дочерними организациями данного закона либо его отдельных положений, указанные лица, обязаны направить в уполномоченный орган, а также в надзорный орган в соответствующей сфере деятельности сведения об указанных фактах. Эта обязанность была установлено на основании Федерального закона от 23.07.2010 №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который внес изменения и дополнения в Федеральный закон №115-ФЗ и вступил в силу 24 января 2011 года. В этот же день, вступили в силу и другие дополнения в ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ, которая была дополнена частью второй, согласно которой «действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения». Вместе с тем, форма сообщения об указанных фактах не была утверждена ни одним нормативным актом. Поэтому в информационном письме от 26.01.2011 №9 «О применении пункта 5.3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Росфинмониторинг разъяснил порядок представления сведения, предусмотренных п. 5.3 ст. 7 Закона №115-ФЗ. Рассмотрим эти разъяснения. Субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны были представлять данные сведения в произвольной форме и на официальном бланке организации. При этом сообщение должно было быть подписано руководителем (уполномоченным им должностным лицом) и заверено печатью организации. В состав сведений, включаемых в сообщение, входила следующая информация:

    • Сведения об организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, направившей сообщение: наименование; ОГРН, ИНН; юридический адрес.
    • Сведения о филиале (представительстве, дочерней организации), расположенном на территории государства, препятствующем его реализации Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ: наименование; код иностранной организации (при наличии); регистрационный номер в стране регистрации (при наличии).
    • Сведения о препятствовании реализации Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ: наименование иностранного государства (территории); требование Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, реализации которого препятствует иностранное государство (территория); форма препятствования (нормативный правовой акт иностранного государства, распоряжение государственного органа иностранного государства и др.).
    • Дата составления сообщения.
    • Печать организации.
    • Подпись руководителя организации (уполномоченного им должностного лица).

    Рассмотренный порядок действовал до 29 марта 2014 года. В этот день вступило в силу постановление Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее – Положение №209). Согласно пп. «д» п. 3, пп. «д» п. 4, п. 7 Положения №209 рассматриваемые сообщения представляются в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал, либо на машинном носителе и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Позднее 10 июня 2015 года вступил в силу приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Инструкция 110). Согласно данной Инструкции №110 сообщения о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором(на которой) расположены филиалы и представительства,а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ должна представляться в Росфинмониторинг по форме ФЭС 4-ФМ. Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 3-ФМ в Личном кабинете в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 2-ФМ 05».

    Инструкция по размещению ФЭС разметки

    Фотолюминесцентные эвакуационные системы (ФЭС) — это разметка, которая даёт возможность безопасно покинуть помещение в случае возникновения чрезвычайной ситуации всем посетителям, в том числе и слабовидящим.

    Согласно п. 9.1 ГОСТ 34428 «Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия» знаками маршрута эвакуации и указателями направления движения должны обозначаться все участки здания (сооружения) на протяжении всего пути эвакуации, указывать на промежуточные и конечные пункты назначения, а также направлять из тупиков в безопасное место.

    Фотолюминесцентная эвакуационная разметка здания

    Сигнальная разметка в течение всего периода эксплуатации должна обеспечивать однозначную, последовательную информацию и хорошую видимость о направлениях движения в случае незамедлительной эвакуации. Линейную фотолюминесцентную разметку следует размещать в коридорах, переходах, на лестницах, в проходных помещениях и опасных зонах с минимальным разрывом между знаками, чтобы избежать возможных рисков и замешательства при выборе пути для эвакуации.

    Все элементы управления эвакуацией должны располагаться на нижнем, среднем и верхнем уровнях в помещении.

    Напольная линейная разметка и низкорасположенные направляющие линии

    Размещение фотолюминесцентных знаков эвакуации нижнего уровня возможно непосредственно на полу и на стене.

    Напольная линейная разметка

    1. Напольная линейная разметка

    Напольную линейную разметку следует располагать на полу в составе напольных направляющих линий. Расстояние между знаками – до 5 м. Ширина – не менее 50 мм (п. 9.3.2.6 ГОСТ 34428).

    Напольная линейная разметка

    Здесь вы можете выбрать и приобрести напольную разметку, которая подойдет именно вам.

    2. Низкорасположенная направляющая линия

    Низкорасположенные направляющие линии могут быть включены в состав настенных направляющих линий. Расстояние между знаками – до 5 м. Ширина – не менее 50 мм.

    Или они могут быть размещены рядом с напольными линиями на уровне 0,2-0,4 м от пола (п. 9.3.2.5 ГОСТ 34428).

    Низкорасположенная настенная разметка

    Низкорасположенная настенная разметка

    Здесь вы можете выбрать и приобрести ФЭС разметку нижнего уровня, которая подойдет именно вам.

    Среднерасположенная настенная разметка

    Фотолюминесцентные знаки эвакуации нижнего уровня необходимо дублировать элементами ФЭС разметки на среднем уровне.

    Знаки эвакуации среднего уровня

    1. Среднерасположенные эвакуационные знаки

    Знаки эвакуации среднего уровня устанавливают на стены вдоль всего маршрута эвакуации. Расстояние между ними – до 5 м. Ширина – не менее 125 мм. Расстояние от пола до нижней кромки знака – 1,5-1,8 м (п. 9.3.2.8 ГОСТ 34428).

    Среднерасположенные эвакуационные знаки

    Здесь вы можете выбрать и приобрести среднерасположенные знаки эвакуации, которые подойдут именно вам.

    2. План эвакуации

    План эвакуации размещают на каждом этаже здания в хорошо видимых местах с освещённостью не менее 150 лк, например, рядом со входом на этаж, у лестницы, у лифта, у кабинета специалиста, у стойки администратора (п. 9.3.9.3 ГОСТ 34428).

    Для самостоятельного ориентирования в пространстве слабовидящих и незрячих посетителей план эвакуации можно выполнить тактильным способом с применением шрифта по системе Брайля.

    План эвакуации со светонакопительнми элементами

    План помещения с фотолюминесценцией

    Здесь вы можете выбрать и заказать план эвакуации, который подойдет именно вам.

    ФЭС круги на стеклянных дверях

    3. Фотолюминесцентные круги на стеклянных дверях

    Каждую створку стеклянной двери со стороны помещения нужно обозначать светонакопительным кругом. Установка по центральной вертикальной оси створки – 1,6-1,7 м от пола. Диаметр круга – не менее 150 мм (п. 9.3.1.8 ГОСТ 34428).

    Фотолюминесцентная маркировка стеклянных дверей

    Здесь вы можете выбрать и приобрести круги для стекла со светонакопителями, которые подойдут именно вам.

    4. Фотолюминесцентный указатель с обозначением номера этажа

    ФЭС указатели с обозначением номера этажа необходимо размещать на каждом этаже объекта вблизи лифтов и лестниц. Знаки следует устанавливать на высоте 1,5-1,8 м от пола в зоне видимости людей, спускающихся с верхнего этажа (п. 9.3.4.1 ГОСТ 34428).

    Для самостоятельного ориентирования в пространстве слабовидящих и незрячих посетителей фотолюминесцентный указатель номера этажа можно сделать тактильным.

    Тактильный ФЭС указатель номера этажа

    Пиктограмма на фотолюминесцентной плёнке

    Здесь вы можете выбрать и приобрести указатели с обозначением номера и этажа, которые подойдут именно вам.

    Поручни с фотолюминесцентной вставкой

    5. Двухуровневые поручни с фотолюминесцентной вставкой

    Такие поручни с контрастной фотолюминесцентной вставкой размещаются на стене и позволяют сделать маршрут эвакуации непрерывным. Эвакуационные знаки, расположенные на поручнях, всегда будут в поле зрения посетителей (п. 9.3.4.1 ГОСТ 34428).

    Настенные поручни в помещениях должны располагаться на высоте 0,8-1,1 м от пола.

    Двухуровненвый поручень с отбойной доской

    Здесь вы можете выбрать и оформить заказ на поручни с фотолюминесцентной вставкой, которые подойдут именно вам.

    6. Фотолюминесцентные знаки на дверях «Выход здесь»

    Эвакуационными знаками «Выход здесь» необходимо обозначать все двери, расположенные на пути эвакуации и ведущие наружу (п. 9.3.1.4 ГОСТ 34428).

    Фотолюминесцентные указатели устанавливаются только по ходу движения людского потока при эвакуации. Выходы, которые не относятся к эвакуации, а также двери с обратной стороны, расположенные против хода эвакуации, не обозначаются.

    Знаки эвакуации, располагающиеся на дверях

    Эвакуационные пиктограммы для дверей

    Здесь вы можете выбрать и приобрести фотолюминесцентные указатели, которые подойдут именно вам.

    Высокорасположенные знаки и указатели

    Обеспечивая визуальное усиление, высокорасположенные эвакуационные знаки и указатели позволяют заранее увидеть безопасный выход, смену направления движения, пункт общего сбора.

    Эвакуационный светонакопительный знак «Выход»

    1. Эвакуационный светонакопительный знак «Выход»

    Над дверями эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу, следует размещать знак «Выход». Размер – не менее 125 х 250 мм. Если указатель нельзя установить над дверью, то допускается его установка на дверь. Расстояние от уровня пола до нижнего края знака – 1,6-1,8 м (п. 9.3.1.1 ГОСТ 34428).

    Эвакуационная табличка «Выход»

    Здесь вы можете выбрать и приобрести эвакуационные знаки, которые подойдут именно вам.

    2. Адаптивная система оповещения

    Система оповещения «СурдоЦентр Wi-Fi» предназначена для информирования всех посетителей объекта, включая незрячих и глухих, о возникновении экстренной ситуации.

    Устройство работает без проводов и передаёт информацию о действиях, необходимых для эвакуации из здания в визуальной, речевой и акустической форме.

    Система оповещения «СурдоЦентр»

    Визуально-акустическое табло

    Здесь вы можете выбрать и приобрести адаптивную систему оповещения, которая подойдет именно вам.

    Эвакуационный знак «Аварийный выход»

    3. Эвакуационный светонакопительный знак «Запасной выход»

    Над дверями аварийных выходов, ведущих наружу здания, должны размещаться знаки «Аварийный выход». Размер – не менее 125 х 250 мм. В случае невозможности установки указателя над дверью следует установить его на саму дверь. Расстояние от уровня пола до нижнего края знака – 1,6-1,8 м (п. 9.3.1.1 ГОСТ 34428).

    Эвакуационная табличка «Аварийный выход»

    Здесь вы можете выбрать и приобрести эвакуационные знаки, которые подойдут именно вам.

    Данная инструкция включает в себя описание основных элементов ФЭС разметки, которые следует размещать в местах, где: может находиться более 50 человек на этаже, могут присутствовать люди с инвалидностью, могут круглосуточно пребывать люди, имеется сложная планировка здания с длинными и широкими коридорами.

    Фотолюминесцентная эвакуационная разметка здания

    Для получения дополнительной информации по адаптации зданий и сооружений элементами управления эвакуацией следует изучить информацию о фотолюминесцентных эвакуационных системах.

    Элементы ФЭС

    Элементы фотолюминесцентной эвакуационной системы (ФЭС) применяются для реализации комплексного подхода в ориентировании людей при эвакуации из зданий и транспортных средств в условиях ограниченной видимости или в полной темноте.

    Маркировка эвакуационных путей к выходу фотолюминесцентными элементами, светящимися в темноте – относительно новая, но уже снискавшая популярность практика повышения безопасности людей в зданиях и сооружениях.

    Фотолюминесцентные элементы рассчитаны на широкий круг областей применения, включая промышленные и офисные здания, а также морские, наземные и воздушные транспортные средства.

    Элементы ФЭС используются в том числе и на Международной космической станции.

    ФЭС на МКС

    Светящиеся в темноте фотолюминесцентные материалы, предназначенные для создания элементов ФЭС, полностью безопасны для человека: не содержат фосфора, нетоксичны и нерадиоактивны.

    Подробнее с принципом фотолюминесценции можно ознакомиться в ролике.

    Требования к элементам ФЭС

    Требования к применению фотолюминесцентных элементов закреплены в государственном стандарте ГОСТ Р 12.2.143—2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» с изменениями №1 от 2012 года, для многофункциональных высотных зданий и комплексов действуют строительные правила и постановления региональных правительственных органов.

    Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей в ряде других действий, обязательных к исполнению, предписывает организацию оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

    Для реализации исполнения этого требования необходимо предусмотреть размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени.

    На путях эвакуации должны располагаться светящиеся знаки, направляющие линии, линейная, сигнальная разметка, планы эвакуации.

    Все светящиеся в темноте элементы, изготовленные из фотолюминесцентных материалов, спроектированные и смонтированные как непрерывная полоса пути эвакуации из любой точки одного объекта, где это обосновано расчетом пожарного риска, составляют фотолюминесцентную эвакуационную систему (ФЭС).

    По требования ГОСТ фотолюминесцентные элементы должны иметь следующие показатели:

    • яркость свечения через 10/60 минут >= 200/25 мкд/м2;
    • длительность послесвечения >= 1440 минут;
    • показатели пожарной опасности:
    • — B2 — группа воспламеняемости;
    • — 25% — кислородный индекс;
    • — Г2 — группа горючести;
    • — Д2 — группа дымообразующей способности;
    • — Т2 — группа по токсичности продуктов горения.
    Применение элементов ФЭС

    Объекты, для которых разрабатываются проекты и осуществляется монтаж элементов ФЭС, имеют различное предназначение: это промышленные здания, здания государственных учреждений, складские помещения, морские суда, музеи, транспортные средства, концертные залы и торговые центры.

    Примеры применения элементов ФЭС

    Элементы ФЭС универсальны для применения в любых зданиях, сооружениях и средствах транспорта.

    По виду исполнения принята следующая классификация элементов ФЭС: знаки, разметка и преобразователи света.

    К знакам относят знаки безопасности, символы ИМО, таблички, стрелки, планы эвакуации, ярлыки, маркировку. К разметке в составе ФЭС относят линейные, плоские и объемные изделия (фигуры), указатели напольной разметки, выполненные с применением фотолюминесцентных материалов и предназначенные для обеспечения визуализации путей эвакуации.

    К преобразователям света в составе ФЭС относят экраны светового фона — плоские и объемные изделия с фотолюминесцентной поверхностью.

    Создаваемые из фотолюминесцентных материалов элементы ФЭС обозначают эвакуационные пути и объекты, тем самым позволяют легко ориентироваться при эвакуации.

    Знаки и указатели направления на стенах

    Знаки и указатели направления на стенах

    Напольные указатели

    Обозначение опасных мест, расположенных вдоль путей эвакуации

    Обозначение опасных мест, расположенных вдоль путей эвакуации

    Разметка на лестничных маршах

    Разметка на лестничных маршах

    Обозначение дверного проема выхода

    Обозначение дверного проема выхода

    Указание расположения мест противопожарной защиты

    Указание расположения мест противопожарной защиты

    Эффективность применения ФЭС

    Эффективность применения ФЭС была выявлена в исследованиях рядом международных организаций. В частности, Национальным исследовательским комитетом Канады были опубликованы результаты проведенного эксперимента по замеру скорости эвакуации посетителей из административного здания.

    В 4 идентичных лестничных клетках были установлены различные условия: в первой было полное освещение, во второй было уменьшено освещение, в третьей, оснащенной элементами ФЭС было уменьшено освещение, в четвертой, оснащенной фотолюминесцентной системой полностью отсутствовало освещение в момент проведения эксперимента.

    Для чистоты эксперимента посетители не были проинформированы о его проведении.

    Запись с видеокамер показала аналогичную скорость движения при всех четырех способах эвакуации.

    В ходе предшествовавшего проведению описанного эксперимента интервьюирования эвакуированных при пожарах были зафиксированы частые жалобы на полное отсутствие видимости путей эвакуации: даже если аварийное освещение работало, светильники были плохо различимы на большой высоте — на потолке или наверху стен — в застилающем их дыме.

    Исследование показало, что эвакуация из объекта, оснащенного ФЭС, проходит ровно столько же в полной темноте, как при освещении.

    Стоит ли напоминать, что в чрезвычайной ситуации важна каждая секунда. А полное отсутствие света при использовании фотолюминесцентной эвакуационной системы не повлияло на увеличение времени эвакуации.

    Из эвакуированных, которые спустились по фотолюминесцентной лестнице без какого-либо другого освещения, 70% дали положительную оценку системы. Одна треть эвакуированных по этой лестничной клетке имели некоторые критические замечания, которые можно было бы смягчить, добавив больше фотолюминесцентных элементов или увеличив яркость материала. Стоит уточнить, что исследование проводилось в начале века в Канаде.

    На протяжении последующих нескольких лет фотолюминесцентные эвакуационные системы были улучшены настолько, что стали повсеместно использоваться для оснащения маршрутов эвакуации в гостиницах, больницах, торгово-развлекательных центрах, подземных транспортных системах в качестве вспомогательного оборудования к аварийному освещению, а иногда и как его альтернатива.

    Применяемые сегодня в России фотолюминесцентные материалы, соответствующие требованиям действующего государственного стандарта, имеют достаточно высокую яркость свечения, соответствующие показатели были указаны выше.

    Одно из преимуществ ФЭС в том, что это децентрализованная система, она будет работать, если сохраняется главное условие — возможность реализации протяженной световой разметки на путях эвакуации с равномерным распределением яркости по площади (длине) элемента. Каждые из ее элементов при необходимости легко заменяемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *