Что такое пожарный поезд
Перейти к содержимому

Что такое пожарный поезд

  • автор:

Пожарный поезд

Пожарный поезд

Пожарный поезд предназначен для тушения пожаров в непосредственной близости от железнодорожных путей, в том числе нефтепродуктов, на подвижном составе и объектах, расположенных вблизи полосы отвода.

Пожарный поезд состоит из автомотрисы АГД-1А (АГС-1), трех-четырех прицепных пожарных цистерн для воды на базе прицепа УП-4, общей вместимостью 51…68 т. Максимальная скорость перемещения поезда на площадке до 70 км/ч.

Для тушения лесных, торфяных, в труднодоступных местах пожаров, расположенных за полосой отвода, предлагается вместо цистерны пожарная машина на базе шасси МТ-ЛБу, транспортируемая на прицепе УП-4.

Вместимость резервуара для воды, л 17000
База прицеп УП-4
Масса сухая, т 12
Габаритные размеры в транспортном положении, мм:
— Длина/Ширина/Высота
— База
10250/3200/3500
5000
Диаметр колеса по кругу катания, мм 710
Пожарный насос:
— тип
— номинальная подача при высоте всасывания 7,5 м, рукавная линия Ф77 мм, длиной 8м, л/с (л/мин)
мотопомпа
16 (960)
Лафетный ствол:
— тип
— максимальная дальнобойность водной струи при насадке Ф32мм, м
ПЛС-П20
60
Цистерна может оборудоваться другими типами пожарных насосов и лафетных стволов по просьбе заказчика
  • Вся продукция
  • Железнодорожная продукция
  • Техника для пожаротушения
    • Гусеничная пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10
    • Лесопожарный трактор МТ-ЛБ-ЛПТ
    • Передвижная насосная станция МТ-ЛБу-ПНС-1
    • Авианаводчик-разведчик на базе МТ-ЛБу-ГПМ-10
    • Гусеничный лесопожарный вездеход МТ-ЛБу-ЛПВ
    • Пожарный поезд
    • Поисково-спасательная машина ПСМ-8
    • © 2011–2016 ОАО «Муромтепловоз».
    • При использовании любых материалов, ссылка на сайт обязательна.
    • Все права защищены.
    • Создание сайта — dmitrydesign.ru Разработчик сайта: Дмитрий Беляков
    • Россия, 602252, Владимирская обл.,
    • г. Муром, ул. Филатова, 10
    • Телефон: +7 (495) 993-23-69
    • Факс: +7 (495) 993-23-71
    • эл. почта: mtz@muromteplovoz.ru

    Пожарный поезд: назначение, виды и их характеристики

    Пожарно-спасательная техника имеет особую классификацию, согласно которой пожарный поезд относится к спецтехнике и его использование допустимо исключительно в определенных целях. Согласно ГОСТу 12.2.047-86 «Пожарная техника. Термины и определения», понятием пожарная машина обозначается не конкретно автомобиль, а вся пожарная техника, которая представлена разнообразной спецтехникой, включающей автомобили, корабли, небольшие катера, танки, роботов.

    Задачи пожарного поезда

    Виды пожарных поездов.

    Эшелон, в первую очередь, представляет собой техническое средство для тушения очагов возгорания любой площади. Также первостепенной задачей выступает спасение людей.

    Являясь независимым и достаточно мобильным транспортом, состав способен гасить очаги возгорания, возникшие не только на железнодорожных путях, но и локализующиеся недалеко них. Расстояние от ЖД полотна до пожара, на котором сможет функционировать поезд, полностью зависит от его характеристик.

    Пожарно-спасательная техника железной дороги способна погасить обширный очаг возгорания. Один состав может полноценно заменить собой технику 4 пожарных частей или 30 пожарных авто. Использование такой техники обосновано как для ликвидации очагов возгорания, так и для сбора пролитых химических, горючих и смазочных веществ.

    РЖД владеет более чем 300 единицами пожарных составов, каждый из которых обслуживает отдельную территорию. В пределах этого участка поезд имеет постоянное месторасположение на определенной станции.

    Данная спецтехника используется для гашения возгораний не только на стационарных объектах РЖД, но и большинства крупных возгораний в районе доступности.

    Категории поездов и их оснащение

    Задачи пожарного поезда.

    Пожарные эшелоны подразделяют на две категории. Обязательный состав 2 категории включает в себя следующее оснащение:

    • цистерны для воды;
    • вагоны с насосами, со спецоборудованием, с местами для пожарных;
    • пенообразователь;
    • пожарные рукава;
    • емкость со сжатым воздухом или оборудование для его получения;

    Поезда 1 категории обладают увеличенной комплектацией в которую, кроме всего вышеперечисленного включены:

    • грузовой вагон;
    • контейнеры, в которых находятся инструменты, средства защиты, специальные приспособления и оборудования, размещенные на грузовой платформе;
    • пустые цистерны для сбора химических веществ, горюче-смазочных материалов;

    Руководством РЖД предусмотрена и другая укомплектовка составов 1 категории, в зависимости от сложившейся ситуации и типа пожара.

    Подробные технические характеристики категорий

    Мобильность железнодорожной техники позволяет укомплектовывать ее любым количеством средств, лимитов на это нет. Но характеристика оснащения полностью зависит от категории.

    Оснащение Категория 1 Категория 2
    Водяные цистерны, объем м³ 50-72 25-50
    Напорные рукава диаметром 51 мм, длина м 700 500
    Напорные рукава диаметром 66 мм, длина м 1000-1500 800
    Пенообразователь, объем л 10000 5000
    Личный состав, кол-во человек 7 6
    Мотопомпы, кол-во шт. 2 2
    Огнетушители 5 2-5

    В таблице указан минимум необходимого личного состава. В случае большой площади возгорания их количество будет увеличено до нужного показателя.

    В оснащение пожарного состава не включен локомотив. В случае необходимости, его вызывают из депо или присоединяют от любого находящегося вблизи поезда.

    Комплектовка вагонов

    Комплектация пожарных поездов.

    Вагоны каждого состава могу быть укомплектованы по разному. Поезда, способные тушить возгорание в туннелях, обязательно имеют в своем оснащении лафетные установки и оборудование, распыляющее любые огнетушащие вещества под давлением воздуха.

    В любом пожарном железнодорожном составе присутствуют:

    • осветительное оборудование;
    • громкоговорители;
    • пожарный инструмент;
    • специальные устройства для ликвидации очагов возгорания;
    • радиостанции.

    Поезда 1 категории оснащают специальной системой совмещенного пожаротушения. Ее месторасположение на отдельной площадке. Состоит она из двух емкостей, объемом 10м³.

    В первой цистерне находится песок и огнетушащий порошок. Во второй — диоксид углерода. Объединяют их между собой трубамы, через которые углерод выдавливает огнетушащие вещества. Первая емкость оснащена пневмосистемой, которая перемешивает песок и порошок, чтобы избежать их утрамбовки.

    Вагоны состава всегда выкрашены в красный цвет и обозначены двумя яркими белыми полосами. Ширина нижней равна 230 мм, верхней — 80 мм. Наличие белой надписи «пожарный поезд» — обязательно.

    Основания для вызова

    Причинами выезда пожарно-спасательного состава являются следующие возгорания:

    • в поездах;
    • на станциях;
    • на объектах железнодорожной системы;
    • на природных ресурсах, расстояние до расположения которых, не превышает технических возможностей состава.

    Также, к явным причинам вызова относятся аварии, крушения железнодорожного транспорта, внеплановые ситуации, связанные с опасными грузами. Вызов поезда осуществляет руководитель МЧС на региональном уровне, используя диспетчерскую службу РЖД.

    Движение поезда к месту пожара осуществляется на максимальной скорости, без остановок. Для этого весь железнодорожный транспорт, находящийся на пути следования состава, отправляют на запасные пути. Руководство составом лежит на начальнике поезда.

    Местоположение пожарного поезда

    Нахождение пожарных поездов в депо.

    Эшелон размещается на станции, путь от которой до места конечного назначения, он сможет покрыть за 1,5 часа. Наиболее часто это крупная станция пассажирского, грузового или сортировочного назначения. Местоположение пожарного поезда определяется специальной комиссией, которая проверяет все необходимые условия.

    Место дислокации должно быть оснащено не только бытовыми помещениями для личного состава, но и складом ГСМ, мастерской, гидрантом, телефонной линией, тренировочным залом. Запрещено нахождение других составов на месте расположения пожарной техники.

    Иностранная техника

    Передовыми моделями обладают Швейцария и Германия. Эти страны, в отличие от РФ, всегда комплектуют свои поезда локомотивами. В большинстве случаев один состав имеет два локомотива. При этом они находятся на противоположных концах эшелона, что способствует его неограниченной мобильности на путях.

    Обе страны не считают затраченных средств на снабжение пожарно-спасательных поездов, поэтому обладают новейшими технологиями в тушении пожаров. У Германии на первом месте стоят аварийно-спасательные работы, поэтому их пожарные составы можно отнести к 1 категории по квалификации РФ.

    Пожарные поезда являются основной тактической единицей для тушения очагов возгорания, проведения аварийно-спасательных работ. Также, составы обеспечивают средствами пожаротушения объекты и предприятия, прилегающие к железнодорожному полотну, или находящиеся в радиусе тактико-технических возможностей поезда. Пожарные составы запрещено привлекать к выполнению других задач.

    • Основная пожарная техника
    • Специальная пожарная техника
    • Автоцистерны пожарные лесопатрульные
    • Комплектующие для пожарных автомобилей

    Пожарный поезд: назначение, виды и их характеристики

    В России организацией пожарной защиты железных дорог занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» (ФГП ВПО ЖДТ России), использующие для тушения пожарные поезда, которые являются основной тактической единицей по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами. В составе ФГП ВО ЖДТ России функционируют 305 пожарных поездов (на момент написания статьи). Из них 80 по своим тактико-техническим характеристикам отнесены к категории специализированных, с повышенным уровнем их оснащения, способных наряду с тушением пожаров выполнять широкий спектр работ по ликвидации аварийных ситуаций, производить перекачку опасных грузов из аварийных цистерн непосредственно на месте обнаружения аварии, без транспортировки в специально отведенные места, а также нейтрализации опасных грузов.

    Приобретение железнодорожного подвижного состава пожарных поездов осуществляется за счет инвестиционных средств ОАО «РЖД».

    Структура и численность ФГП ВПО ЖДТ России

    Структура и численность ФГП ВПО ЖДТ России

    Если рассматривать градацию или точнее сказать классификацию пожарно-спасательной техники пожарный поезд можно было бы отнести к классу пожарной техники общего назначения с целевым использованием (конкретно и почему именно так, поговорим ниже).

    Поэтому статья и называется «Пожарные поезда, как разновидность пожарных машин» так как понятие «пожарная машина» намного шире чем пожарный автомобиль, по той причине, что включает в себя все виды пожарно-технического вооружения (к примеру пожарные роботы, пожарные танки, пожарные катера и корабли и т.д.) это опять таки можно обосновать ГОСТ 12.2.047-86 «Пожарная техника. Термины и определения», где в статье 44 «Классификация мобильных средств пожаротушения» применяется термин «пожарная машина», которое определяется как передвижная или транспортируемая машина, применяемая на пожаре, там же перечислены и все выше указанные понятия.

    Пожарный поезд

    Назначение

    В соответствие с данным выше определением принадлежности пожарного поезда к категории пожарных машин можно обозначить функциональные возможности пожарного поезда.

    Пожарный поезд – это самостоятельное транспортное средство предназначенное для тушения пожаров, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, обеспечения средствами пожаротушения (вода, пенообразователь) и других работ на железной дороге, на объектах которые примыкают к железнодорожному полотну или объектах, предприятиях которые находятся в радиусе тактико-технических возможностей оборудования поезда.

    По своему потенциалу и тактическим возможностям пожарный поезд (в зависимости от комплектации) можно приравнять к 4-ом пожарным частям или 30 пожарным автомобилям АЦ-40 (130) 63Б.

    Пожарные поезда предназначены для:

    • обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса;
    • тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России;
    • участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности.

    Важно. Запрещено привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач.

    На эту тему ▼
    Пожарные автомобили
    Определение и классификация

    Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВПО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса. Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и инструкциями ФГП ВПО ЖДТ России. Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог.

    Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.

    Аналогично району выезда пожарной части, за каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания, которые определяются приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВПО ЖДТ России из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние от не более 80 км для 1 класса железнодорожной линии до не более 160 км. для 5 класса железнодорожной линии.

    В непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория пожарного поезда на которой оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:

    • учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
    • учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
    • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
    • санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
    • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).

    Не смотря на принадлежность пожарных поездов к ведомственной пожарной охране по статистике с 2005 года было ликвидировано 9 тысяч пожаров с применением этого вида техники, так только за 2010 год пожарные поезда участвовали в ликвидации 2094 пожаров (загораний) и 349 чрезвычайных ситуаций – что говорит о большой потребности, а парой незаменимости во время ликвидации последствий ЧС.

    Состав и виды

    Состав пожарного поезда

    Состав пожарного поезда

    Прежде чем перейти к типичному составу пожарных поездов необходимо отметить, что на сегодняшний день пожарные поезда подразделяют на две основные категории:

    Категория 1

    Специализированные пожарные поезда, которые за счет увеличенной комплектации могут выполнять больше тактических и организационных задач, а именно с возможностью выполнять роботы по перекачки ЛВЖ и ГЖ, ликвидировать утечки ЛВЖ и ГЖ, проводить аварийно-спасательные работы и т.п.

    Включает в себя:

    • вагон-насосная станция (ВНС) – четырехосный цельнометаллический вагон, в котором размещаете: личный состав, пожарная автоцистерна, насосные установки, электростанция, ПТВ, оборудование и средства пожаротушения;
    • две цистерны-водохранилища (ЦВ) для хранения воды, объемом 60-73,1 м 3 ;
    • вагон (платформа с контейнером) для размещения пожарной техники, специального пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, нейтрализующих и других материалов – крытый грузовой вагон (ЦМВ, ЦМГВ, вагон рефрижераторной секции), четырехосная платформа.

    Конечно это далеко не полный перечень вывозимого оборудования и средств пожаротушения. При наличии средств и желания руководства железной дороги пожарный поезд можно доукомплектовать чем угодно начиная от всевозможного шанцевого инструмента (лопаты, ломы, топоры) и заканчивая портативными компрессорами или мобильными установками порошкового пожаротушения, что в принципе было бы не лишним при том разнообразии перевозимых химических веществ по железной дороги.

    Вариант схемы боевого развертывания от пожарного поезда

    Схемы боевого развертывания от пожарного поезда

    а) типичный состав пожарного поезда; б) схема развертывания.

    1 – отсеки хранения материалов для пенообразователя, дегазации, нейтрализации, кальцинированной соды и др.;
    2 – мотопомпы МП-1600; 3 – сухотрубы; 4, 6 – соединительные рукава; 5 – напорные патрубки (для подачи в линию); 7 – напорные патрубки (для подачи в цистерну); 8 – лафетный ствол; 9 – тройник; 10 – горловина цистерны; 11 – подача пены; 12 – магистральная линия; 13 – подача воды через ручные стволы РС-50, РС-70

    По большому счету, как было сказано в начале, пожарный поезд это вид пожарной машины, который за своими тактическим возможностями можно сравнять с маленьким гарнизоном МЧС России и это тактические возможности могут быть ограничены только количеством вывозимых сил и средств которые в свою очередь ничем не лимитированы.

    Справедливости ради необходимо отметить, что локомотив в состав пожарного поезда в принципе не входит (по крайней мере это точно для стран СНГ), а «выдается» по тревоги.

    Категория 2

    Пожарные поезда комплектуются:

    • цистерной с водой (может быть несколько) объемом от 25 до 50 м 3 ;
    • вагоном – насосной станцией с пожарными насосами (мотопомпы), пожарным оборудованием и отделением для личного состава численностью до 32 человек.
    • пенообразователем от 5 до 10 тонн;
    • напорными рукавами общей длинной порядка 1,5 км.
    • аппараты на сжатом воздухе или же регенеративные аппараты для организации работы звена ГДЗС.

    Пожарный поезд инфографика от МЧС России

    Железнодорожный состав пожарный

    Тактико-технические характеристики

    Тактико-технические характеристики пожарных поездов

    Категории пожарных поездов

    На пожарных поездах первой и второй категории положено иметь запас пенообразователя 5000 кг. Кроме того, на них имеются углекислотные и порошковые огнетушители (ОП-4) по 5 штук и порошковые передвижные огнетушители ОП-50 по 2 штуки. 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1, установка комбинированного тушения пожаров «Пурга-10, 20, 30», два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя, электростанция мощностью 6-10 КВт. Увеличенный запас напорных пожарных рукавов. Все работники, входящие в состав боевых расчетов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

    По табелю оснащенности на поездах полагается иметь большое количество необходимого инструмента, снаряжения и спецодежды. К ним относятся ломы, топоры, пилы, комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, дисковая пила, специальная теплозащитная и теплая одежда и др.

    Поезда оборудуются радиостанциями, телефонными аппаратами, электро­мегафонами, фонарями и т.д.

    В состав специализированного пожарного поезда может быть включена платформа для транспортной системы комбинированного пожаротушения (ТСКП). Эта система включает две емкости, вместимостью по 10 м 3 . В одной из них находится порошок, цеолитовый песок; во второй диоксид углерода. Оба сосуда соединены. Диоксид углерода служит вытеснителем порошка. Сосуд с порошком оборудован аэроднищем.

    Для предотвращения слеживания (уплотнения) порошка периодически под аэроднище от пневмосистемы тепловоза (электровоза) подается сжатый воздух. При повышении давления под аэроднищем газ поступает в объем сосуда во всей его площади. На поверхности аэроднища образуется псевдоожиженный слой (кипящий слой). Порошок в объеме сосуда при этом взрыхляется.

    Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов окрашивается в красный цвет и имеет две параллельные белые полосы по всей длине вагонов шириной 80 мм вверху и 230 мм внизу, а также надпись белым цветом «Пожарный поезд».

    По штату боевой расчет поезда состоит из 6-7 человек. При выезде на тушение пожара он может пополняется за счет:

    • личного состава военизированной охраны, несущего службу на постах, объектах и в парке станции, на которой дислоцируется пожарный поезд;
    • свободных от дежурства работников пожарного поезда, проживающих вблизи от стоянки поезда, а также за счет добровольных пожарных дружин, подготовленных для включения в боевые расчеты;
    • а также работников РЖД.

    На эту тему ▼
    Пожар в вагоне поезда Юность (Москва-Ленинград)
    27 февраля 1977 года

    Основанием для вызова пожарного поезда являются пожары в поездах или на стационарных объектах железнодорожного транспорта, крушение, аварии, сходы и столкновения железнодорожного подвижного состава, аварийные ситуации с опасными грузами, а также их применение в рамках гарнизонов пожарной охраны. Право вызова пожарных поездов имеют должностные лица МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вызов пожарного поезда производится через диспетчерские службы ОАО «РЖД» и (или) ФГП ВПО ЖДТ России.

    При отсутствии на станции локомотива под пожарный поезд выдается локо­мотив из-под любого поезда, находящегося на станции.

    На сегодня практически все пожарные поезда способны обеспечить подачу 15000 м 3 пены средней кратности, ликвидировать разлив ЛВЖ и ГЖ на площади более 1000 м 2 , охлаждение с нормативным расходом воды в течение 40 минут одновременно двух железнодорожных цистерн. Также с использованием стационарных и мобильных комплексов пожарные поезда могут перекачивать опасные грузы из аварийных цистерн с расходом от 90 до 200 м 3 /час.

    Сигналы тревоги опасности на железной дороге

    Сигнал тревоги на железной дороге

    Сигнал тревоги на железной дороге

    В поддержку темы пожарных поездов наверное интересно будет узнать как на железной дороге оповещают про опасность?

    И так сигнал тревоги наиболее логично подавать с помощью свистка локомотива ( при условии нахождения на путях), а также сиренами или ударами о металлические.

    Сигнал «Общая тревога» (при наличие на путях неисправностей которые могут привести к трагическим последствиям, крушении поезда и т.д.) являет собой группу сигналов: один длинный и три коротких звука:

    Сигнал «Пожарная тревога» – группа сигналов из одного длинного и двух коротких звуков:

    Современные модификации

    Роботизированный пожарный поезд нового образца

    Роботизированный пожарный поезд нового образца

    Если рассматривать современные пожарные поезда, то страны СНГ остаются позади и сравнивать наши разработки, а тем более комплектации с европейскими моделями, бесполезно.

    В 2011 г. в соответствии с Концепцией, утвержденной в 2010 г., создан специализированный подвижной состав нового поколения, оснащенный пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, и предназначенный для решения специфических задач по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, в частности, на трассе Адлер – Альпика-Сервис Северо-Кавказской железной дороги. Первый роботизированный пожарный поезд нового образца разработан ОАО «Российские железные дороги» совместно с ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России», Воронежским вагоноремонтным заводом, ОАО «Вагонреммаш»и ОАО «Рузхиммаш».

    Планируется, что к 2026 году специализированный подвижной состав нового поколения появится на всех железных дорогах.

    На эту тему ▼
    Робототехнические комплексы
    Основные модели, описание и их ТТХ

    Впервые в отечественной практике для ликвидации очагов возгорания в тоннелях в состав поезда введена контейнерная платформа с модульным оборудованием, на которой установлены автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) и контейнер-платформа с радиоуправляемой установкой LUF-60 для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях.

    Важной особенностью мобильной установки LUF-60 является ее способность перемещаться как по рельсам, так и на гусеничном ходу со скоростью до 6 км/ч, создавая при этом мелкодисперсный распределенный поток воды, уничтожающий очаг возгорания и вытесняющий дым из тоннеля. Так же на платформе размещен модуль пожаротушения (дизельная мотопомпа 100 л/с) и установка пенного пожаротушения типа Пурга-100.

    Необходимо отметить, что в виду всего выше перечисленного, сам поезд без локомотива, что уже снижает его боевую готовность в разы.

    Пожарный поезд нового поколения

    Пожарный поезд нового поколения

    Комплектация пожарного поезда

    Комплектация пожарного поезда

    Иностранное производство

    В рамках этой статьи не хотелось бы полностью описывать все преимущества (недостатки) пожарных поездов иностранного производства, а точнее сказать производства Швейцарии (LRZ NT) и Германии (EHZ), а хочется остановиться на основных отличиях.

    Пожарный поезд Швейцарии

    Пожарный поезд в Швейцарии

    При рассмотрения пожарных поездов Германии и Швейцарии необходимо отметить то, что:

    На эту тему ▼
    Пожарные поезда иностранного производства

    • все они оснащены своими локомотивами и являются полноценной боевой единицей способной в течение пяти минут выдвинутся к месту происшествия;
    • так как в Европе уже давно основной приоритет не тушения пожара, а проведения аварийно-спасательных работ то в принципе все выше указанные поезда можно отнести к категории №1, за нашей градацией;
    • в основном пожарные поезда ориентированы на работу (ликвидацию пожаров) в туннелях.

    На сегодняшний день типичная конструкция пожарного поезда (Германии, Швейцарии) может выглядеть в двух вариантах:

    • каждый вагон представлять собой отдельную мобильную единицу (вагон цистерна, вагон для снаряжения, вагон с спасательным оборудованием);
    • или же на обоих концах вагона располагаются локомотивы, между которыми находятся все необходимые вагоны.

    Состав пожарного поезда

    Состав пожарного поезда нового поколения

    Таким образом мы лишь кратко затронули возможности и комплектацию пожарных поездов иностранного производства и в следующем материале обязательно дадим полное описание пожарных поездов Германии, Швейцарии и не только.

    Пожарный поезд

    Пожарный поезд — поезд, сформированный из специального железнодорожного подвижного состава, предназначенный и оборудованный для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, на объектах железнодорожной инфраструктуры и в полосе отвода железных дорог.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, пожарные поезда отнесены к силам и средствам постоянной готовности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также входят в состав сил и средств местных и территориальных пожарно-спасательных гарнизонов и привлекаются к тушению пожаров и участию в проведении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в населенных пунктах и на объектах, не входящих в инфраструктуру балансодержателей пожарных поездов, в пределах их тактико-технических возможностей.

    Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», с учётом пожарной опасности перевозочного процесса. Для выполнения возложенных на пожарные поезда задач разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожаров (планы и карточки пожаротушения) на наиболее крупные взрыво- и пожароопасные объекты ОАО «РЖД» в пределах участка обслуживания.

    Приобретение подвижного состава пожарных поездов осуществляется за счёт инвестиционных средств ОАО «РЖД». Непосредственное руководство деятельностью пожарных поездов осуществляет ФГП «ВО ЖДТ России».

    Границы участков обслуживания пожарного поезда определяются приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП «ВО ЖДТ России» из расчёта максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние, не превышающее указанное в таблице:

    Класс железнодорожной линии 1 2 3 4 5
    Протяжённость участка обслуживания пожарного поезда не более, км 80 100 120 140 160

    Расчётное время прибытия пожарного поезда на конечный пункт, ограничивающий участок обслуживания, должно составлять от 1 до 2,5 часов в зависимости от класса железнодорожной линии.

    • 1 История
    • 2 Классификация и подвижной состав
    • 3 Места размещения
    • 4 Эксплуатация и ремонт
    • 5 Отправление поезда и тушение пожара
    • 6 Пожарный поезд нового поколения
    • 7 Фотогалерея
      • 7.1 Пожарный поезд нового поколения
      • 7.2 Оборудование пожарного поезда

      История

      В Российской империи для обеспечения пожарной безопасности на железных дорогах были созданы пожарные обозы с пожарными командами. В этих обозах имелись ручные насосы, пожарные бочки, вёдра, лестницы, багры, топоры, ломы, 15-аршинные рукава с гайками и брандспойты.

      Кроме того, имелись специальные пожарные обозы, обслуживающие службы пути (мосты) и материальные склады. На станциях монтировались пожарные гидранты.

      Пожарные поезда появились на железных дорогах России только в советское время.

      Классификация и подвижной состав

      Пожарные поезда подразделяются на две категории:

      • специализированный пожарный поезд 1-й категории, который, наряду с тушением пожаров, выполняет задачи по перекачке и/или нейтрализации опасных грузов;
      • пожарный поезд 2-й категории, выполняющий задачи по тушению пожаров.
      Наименование подвижного состава Тип вагона Количество
      Специализированный пожарный поезд 1-й категории
      Вагон-насосная станция (ВНС) (с купе для размещения работников караула пожарного поезда, пожарной техники и специального оборудования) 4-осный пассажирский цельнометаллический вагон, вагон грузовой рефрижераторной секции 1
      Цистерна-водохранилище (ЦВ) 4-осная цистерна объёмом не менее 73,1 м³ 2
      Вагон-перекачивающая станция (ВПС) (для размещения насосных установок и дизель-электростанций) Крытый вагон, 4-осный пассажирский цельнометаллический вагон, вагон грузовой рефрижераторной секции 1
      Вагон (платформа) под нейтрализующие материалы (ВН) (для размещения нейтрализующих и других материалов) Крытый грузовой вагон, 4-осный пассажирский цельнометаллический вагон, вагон грузовой рефрижераторной секции, 4-осная платформа 1
      Пожарный поезд 2-й категории
      Вагон-насосная станция (ВНС) (с купе для размещения работников караула пожарного поезда, пожарной техники и специального оборудования) 4-осный пассажирский цельнометаллический вагон, вагон грузовой рефрижераторной секции 1
      Цистерна-водохранилище (ЦВ) 4-осная цистерна объёмом не менее 73,1 м³ 2
      1. В состав специализированного поезда 1-й категории при необходимости может включаться другой подвижной состав.
      2. Допускается размещение нейтрализующих веществ в вагоне-перекачивающей станции.
      3. В резерве должно содержаться необходимое количество подвижного состава пожарного поезда для замены на время ремонта.
      4. В летний пожароопасный период в состав пожарного поезда могут дополнительно вводиться 4-осные цистерны с нижним сливным прибором.

      Места размещения

      Пожарные поезда размещаются на крупных станциях (грузовых, пассажирских, участковых и сортировочных), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.

      Пути постоянной стоянки пожарных поездов неэлектрифицированы и имеют выходы на главный путь в обе стороны. В исключительных случаях на тупиковых железнодорожных станциях допускается организовывать выход пожарного поезда на главный путь в одну сторону, при условии протяжённости не более 500 м маневровых передвижений с пути постоянной стоянки на путь отправления.

      Пути постоянной стоянки пожарных поездов не разрешается занимать другим подвижным составом, в том числе подвижным составом восстановительных поездов.

      В непосредственной близости от путей постоянной стоянки выделяется территория пожарного поезда, на которой оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:

      • учебно-административные (учебный класс, база или пост газодымозащитной службы, теплодымокамера);
      • учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями, учебно-тренировочная башня);
      • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
      • санитарно-бытовые (для отдыха и приёма пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс);
      • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).

      При наличии в месте дислокации пожарного депо расстояние от него до территории пожарного поезда не должно превышать 500 м.

      Входы в вагоны пожарного поезда оборудуются приставными лестничными тумбами с поручнями.

      Стационарные объекты и подвижной состав пожарного поезда обеспечиваются источниками наружного противопожарного водоснабжения, линиями водяного или парового отопления, водоснабжения, связи, а также трёхфазного электроснабжения напряжением 380 В соответствующей расчётной мощности потребителей и необходимым запасом угля.

      На железнодорожных станциях, расположенных на участке обслуживания пожарного поезда, определяются пункты заправки водой цистерн-водохранилищ из водораздаточных устройств, снабжённых необходимыми приспособлениями для наполнения через горловину, а также назначаются работники, ответственные за хранение приспособлений и заправку водой.

      Эксплуатация и ремонт

      Пожарные поезда обеспечиваются аптечкой первой медицинской помощи и постоянным неснижаемым запасом продуктов питания из расчёта установленной численности работников караула в течение трёх суток.

      Подвижной состав пожарных поездов окрашивается в красный цвет и имеет две параллельные белые полосы по всей длине вагонов, шириной 80 мм вверху и 230 мм внизу, а также надписи на вагоне-насосной станции белым цветом: «Пожарный поезд» и «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».

      Цистерны-водохранилища содержатся заполненными водой. Пополнение израсходованного запаса воды производится немедленно по прибытии пожарного поезда на пути постоянной стоянки или при возвращении с пожара в пунктах заправки.

      Наружные трубопроводы обогрева цистерн-водохранилищ и наружные соединительные всасывающие рукава, соединяющие цистерну-водохранилище с всасывающим трубопроводом насосных установок вагона-насосной станции, должны быть утеплены.

      Стоящий на путях постоянной стоянки подвижной состав пожарного поезда должен быть закреплён от ухода.

      Обкатка подвижного состава пожарного поезда производится не реже одного раза в 6 месяцев на расстояние не менее 50 м.

      Деповский ремонт подвижного состава пожарного поезда производится:

      • в пассажирском вагонном депо — вагонам-насосным станциям, вагонам-перекачивающим станциям и вагонам под нейтрализующие материалы на базе пассажирских вагонов;
      • в вагонном рефрижераторном депо — вагонам-насосным станциям, вагонам-перекачивающим станциям и вагонам под нейтрализующие материалы на базе вагона грузовой рефрижераторной секции;
      • в грузовом вагонном депо, специализирующемся на ремонте цистерн, — цистернам-водохранилищам;
      • в вагонном депо — остальному подвижному составу пожарных поездов.

      Капитальный ремонт подвижного состава пожарного поезда производится на заводах или в специализированных депо ОАО «РЖД».

      На время ремонта подвижного состава пожарных поездов обеспечивается его замена из числа резервных вагонов. Допускается осуществлять замену цистерн-водохранилищ на время их ремонта 4-осными цистернами с нижним сливным прибором.

      Отправление поезда и тушение пожара

      Основанием для вызова пожарного поезда являются пожары в поездах или на стационарных объектах железнодорожного транспорта, крушение, аварии, сходы и столкновения подвижного состава, аварийные ситуации с опасными грузами, а также их применение в рамках гарнизонов пожарной охраны.

      Право вызова пожарных поездов имеют должностные лица МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вызов пожарного поезда производится через диспетчерские службы ОАО «РЖД» и/или ФГП «ВО ЖДТ России».

      Время выдачи локомотива для пожарного поезда не должно превышать 8 минут с момента получения оперативного приказа на отправление (с учётом технологического времени на подготовку пожарного поезда), а время отправления пожарного поезда с путей постоянной стоянки — 10 минут с момента передачи оперативного приказа.

      На электрифицированных железнодорожных линиях пожарные поезда, как правило, отправляются тепловозом или паровозом. При отправлении пожарного поезда электровозом к его прибытию на конечную станцию перед местом пожара должен быть подготовлен тепловоз или паровоз для замены электровоза.

      При отсутствии на железнодорожной станции свободного локомотива для пожарного поезда выдаётся локомотив любого поезда, находящегося на этой железнодорожной станции и прилегающих участках.

      Пожарный поезд следует к месту пожара с преимуществом перед всеми остальными поездами со скоростью, максимально допустимой для участка пути, и/или с конструкционной скоростью, предусмотренной для локомотива и подвижного состава пожарного поезда.

      При сходе с рельсов вагонов с опасными грузами без последующего пожара пожарный поезд при необходимости высылается совместно с восстановительным поездом для оказания помощи в обеспечении пожарной безопасности при проведении аварийно-восстановительных работ.

      При совместном выезде пожарного и восстановительного поездов к тушению пожара могут привлекаться работники восстановительного поезда.

      При крупных и затяжных пожарах в состав дежурного караула пожарного поезда могут включаться:

      • работники пожарного поезда, свободные от дежурства;
      • работники ФГП «ВО ЖДТ России», осуществляющие охрану в парках железнодорожной станции и допущенные в установленном порядке к участию в тушении пожаров;
      • добровольные пожарные ОАО «РЖД».

      Пожарный поезд нового поколения

      Схема пожарного поезда нового поколения: 1 — платформа с модульным оборудованием пожаротушения; 2 — цистерна-водохранилище; 3 — вагон-насосная станция

      Схема оборудования на платформе пожарного поезда нового поколения

      В 2011 году, в соответствии с «Концепцией обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса на период реформирования ОАО „РЖД“», разработанной Российской академией наук и утвержденной в 2010 году, на ОАО «РЖД» был создан специализированный подвижной состав нового поколения, оснащённый пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием и предназначенный для решения специфических задач по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, в частности, на линии Адлер — Роза Хутор.

      Поезд разработан ОАО «РЖД» совместно с ФГП «ВО ЖДТ России», Воронежским вагоноремонтным заводом, ОАО «Вагонреммаш» и ОАО «Рузхиммаш». Презентация пожарного поезда нового поколения состоялась 29 августа 2011 года на Рижском вокзале. Новый пожарный поезд относится к 1-му классу пожарных поездов.

      Новый поезд прикреплён к станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги, что повысило уровень пожарной безопасности как на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, так и на объектах проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года.

      К 2026 году планируется оснащение новыми пожарными поездами всех железных дорог.

      Новый пожарный поезд имеет:

      • вагон-насосную станцию;
      • две цистерны для воды;
      • контейнерную платформу для размещения пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования;
      • систему спутниковой навигации;
      • усиленное пожарно-техническое вооружение;
      • улучшенные бытовые условия размещения работников дежурного караула.

      Вагон-насосная станция предназначен для размещения сотрудников дежурного наряда (боевого расчёта), средств связи, оповещения и навигации, пожарного и аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения и другого оборудования. Создан на базе пассажирского вагона модели 47Д, прошедшего капитально-восстановительный ремонт, и обеспечивает боевой расчёт всеми необходимыми условиями для несения караульной службы и эффективного выполнения своих обязанностей в оперативной обстановке.

      Цистерна-водохранилище разработана на базе трёхметровой цистерны для перевозки нефтепродуктов. В числе значительных отличий модернизированной продукции от старых образцов — гораздо больший объём, наличие электронных датчиков температуры и уровня заполняемости водой, мощные осветительные приборы и использование современных изоляционных материалов с улучшенными теплотехническими характеристиками.

      Впервые в отечественной практике для ликвидации очагов возгорания в тоннелях в состав поезда введена платформа с модульным оборудованием. На штатных фитинговых опорах контейнерной платформы с погрузочной длиной 18 м установлены автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) и контейнер-платформа с радиоуправляемой установкой LUF-60 для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях. Также на платформе размещён модуль пожаротушения (дизельная мотопомпа производительностью 100 л/с) и установка пенного пожаротушения типа «Пурга-100». Для установки оборудования использована серийная платформа модели 13-1223 без конструктивных доработок.

      Робот LUF-60 способен перемещаться как по рельсам, так и на гусеничном ходу со скоростью до 6 км/ч. Он позволяет управлять распространением дыма в тоннелях благодаря мощной вентиляторной установке. Распыляемая в потоке воздуха вода снижает температуру, что увеличивает эффективность действия пожарного расчёта. Радиус управления по радиоканалу составляет 300 м. Расход водопенных составов через ствол — от 7 до 40 л/с.

      На поезде имеется:

      • запас пенообразователя 5000 кг;
      • по 5 углекислотных и порошковых огнетушителей ОП-4 и 2 передвижных порошковых огнетушителя ОП-50;
      • 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1;
      • установка комбинированного тушения пожаров «Пурга-10.20.30»;
      • два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя;
      • электростанция мощностью 6—10 кВт;
      • увеличенный запас напорных пожарных рукавов.

      Все работники, входящие в состав боевых расчётов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В машинном отделении вагона-насосной станции установлены две стационарные пожарные установки СПУ-40/100 с расходом 50 л/с каждая.

      Поезд может эксплуатироваться при температурах от −60 °C до +50 °C.

      Фотогалерея

      Пожарный поезд нового поколения

      Оборудование пожарного поезда

      См. также

      Литература

      • Положение Росжелдора «Об организации работ по содержанию, эксплуатации и использованию пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации» от 12 октября 2010
      • Положение ОАО «РЖД» «Эксплуатация и содержание пожарных поездов» от 28 декабря 2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *