На какой частоте работает транспондер автодор
Перейти к содержимому

На какой частоте работает транспондер автодор

  • автор:

Системы оплаты проезда на основе DSRC снаружи и внутри

Платные дороги в России становятся суровой реальностью. Кто-то этим доволен, учитывая тот очевидный факт, что оператор платной дороги обеспечивает «более лучшие» условия проезда. Кто-то указывает на многокилометровые очереди на пунктах оплаты, а кому-то в принципе не нравится идея платить за то, что раньше предлагалось бесплатно. Независимо от нашего отношения к вопросу платных дорог, они уже есть, и они будут создаваться в будущем. В рамках данной статьи мне хотелось бы более подробно рассмотреть электронные средства безостановочной оплаты проезда, применяемые на современных российских платных дорогах.

В качестве средства безостановочной оплаты проезда в Европе и в России используются транспондеры DSRC — недорогие «коробочки», крепящиеся к лобовому стеклу и обеспечивающие обмен информацией по радиоканалу с антеннами на пунктах взимания платы. Коллеги из компании ОССП, оператора трассы М-4, предоставили мне для опытов один из своих транспондеров, который мы разберем с целью изучения. Но перед тем как начать ломать транспондер, нужно отдать должное тематике хаба и рассмотреть архитектуру, лежащую в основе системы безостановочной оплаты проезда.

Стек DSRC

Транспондер и антенна реализуют стек протоколов из 1-ого, 2-ого и 7-ого уровней модели OSI, как показано на рисунке.

Архитектура стека DSRC (ISO 12834-2003)

Основное отличие DSRC от ближайшего своего родственника Wi-Fi заключается в том, что DSRC «заточен» под связь с быстро движущимся объектом. То есть, пока машина проезжает в зоне действия антенны, транспондер должен проснуться, установить соединение и произвести обмен информацией. По опыту, на скорости 90 км/ч можно вполне надежно передать 1 МБ информации. Получалось передавать и до 4 МБ, но уже появлялись риски дисконнекта. Японцы активно тестируют DSRC нового стандарта, когда можно надежно обмениваться 10-20 МБ информации за сеанс, но до промышленного внедрения у них пока не дошло.

Во время проезда автомобиля под антенной происходит примерно следующее:

  1. Транспондер получает сигнал маяка и «просыпается». Сигнал маяка содержит структуру данных BST с перечнем предоставляемых сервисов (приложений), которые поддерживаются на данной точке. Время между получением первого сигнала антенны (любого, не обязательно содержащего BST) и готовностью транспондера к работе составляет 5 мс.
  2. Антенна и транспондер определяют канал, по которому будет осуществляться обмен. По дороге едет множество автомобилей, и разделение канала необходимо.
  3. Транспондер при помощи структуры данных VST сообщает о приложении (или приложениях), которое ему необходимо. Например, EFC — электронная оплата проезда.
  4. Антенна и транспондер устанавливают защищенное соединение и обмениваются данными в рамках выбранного приложения.

Установление соединения антенны DSRC и транспондера

На следующей картинке представлена инкапсуляция фреймов данных разных уровней.

Формат фрейма DSRC

Преамбула (preamble) нужна для синхронизации транспондера и антенны.
Start flag — 0111 1110.
LID — идентификатор линка для броадкаста 11111111, для остальных случаев — четыре октета случайно выбранных во время установления соединения чисел для идентификации канала обмена с конкретным транспондером.
MAC control field содержит информацию о содержимом пакета — аплинк или даунлинк, команда или ответ на команду и т.п.
LLC control содержит тип команды или ответа на команду, LLC status, соответственно, содержит результат выполнения команды
LPDU — собственно, информация прикладного уровня (рассмотрим ее отдельно). Прикладной блок может передаваться по частям, если не умещается в один физический пакет. В общем, для знающих стек TCP/IP ничего принципиально нового тут нет.
Завершается фрейм CRC контрольной суммой и стоп-битами аналогичными стартовому флагу.

Прикладной уровень стека DSRC

На прикладном уровне происходит обмен информацией в рамках соответствующих приложений. На текущий момент наиболее распространены следующие приложения:

  • Собственно, EFC — электронное взимание платы, AID=1 (идентификатор приложения в таблице VST). Прикладной уровень подробно рассмотрен в стандарте ISO 14906-2011
  • Localisation augmentation communication (LAC) — протокол записи в память БУ данных о местоположении антенны, AID=21, стандарт ISO 13141-2010
  • Compliance Checking Communication (CCC) — обмен контрольной информацией о ТС с целью проверки соблюдения правил взимания платы, ISO 12813-2009

В ходе взаимодействия антенны и транспондера формируется транзакция проезда, которая может дополняться данными измерения автомобиля. В зависимости от введенных тарифов и правил взимания платы, на пункте оплаты может производиться классификация автомобиля, фотографирование, распознавание номерного знака и даже весогабаритный контроль. Каждый транспондер перед выдачей клиенту проходит через этап инициализации, в ходе которого в его память записывается блок информации EFC, который транспондер обязан передавать в ходе информационного обмена.

Информационный блок в «максимальной комплектации» представляет собой около 50-ти стандартизированных атрибутов, которые можно разделить на следующие группы:

  • Информация о контракте пользователя. Эти атрибуты заполняются всегда, так как без них невозможно сформировать транзакцию и списать средства со счета пользователя.
  • Информация для чека (финансовая часть, сопроводительная информация по требованиям локального законодательства и т.п.)
  • Информация об автомобиле — что-то аналогичное данным нашего ПТС, только в цифровом виде. Заполняются только необходимые для тарификации и контроля атрибуты.
  • Информация о транспондере: заводской номер, номер смарт-карты (для БУ, в которые вставляется смарт-карта — в основном такая схема применяется в Японии), статус БУ.
  • Информация о водителе и пассажирах (если количество пассажиров учитывается в тарифе)
  • Информация о средствах платежа, если транспондер является одновременно средством оплаты (как в Японии и в некоторых азиатских странах)
  • Резервные поля для прочих приложений DSRC — LAC, CCC и что там еще придумают в будущем.
Как это все реализовано физически

В России DSRC применяется на пункта оплаты в Санкт-Петербурге (Северо-западный скоростной диаметр), в Москве (трасса М-1 в обход Одинцово), М-4 (в районе Домодедово), а также на той же трассе ближе в Воронежу. На проектируемых и строящихся трассах тоже будут создаваться полосы электронной оплаты проезда.

Основной проблемой применения EFC является невозможность проехать с одним транспондером по всем платным трассам. Если на технологическом уровне проблема эта вполне решаемая, то на уровне приложений требуется провести большой объем дополнительной работы, связанной с организацией обмена ключами шифрования и организации взаимозачета между компаниями-операторами.

Тарифные схемы EFC у нас применяются минимально достаточные. То есть, транспондер сам по себе не является средством оплаты и не привязывается к транспортному средству. Фактически, у нас транспондер — это просто цифровая метка некоего абонента. На пункте взимания платы каждый автомобиль классифицируется и со счета, привязанного к транспондеру, списывается сумма тарифа в зависимости от результатов классификации. То есть, транспондер можно без проблем переставить с легковушки на грузовик и обратно.

Подобный упрощенный подход имеет свои плюсы и свои минусы. Плюсом является возможность проводить инициализацию транспондеров в ходе производства. На каждый транспондер наносится штрих-код, который в процессе продажи сопоставляется с контрактом пользователя, после чего пользователь может свободно пользоваться транспондером. Если бы, к примеру, тариф был бы привязан к автомобилю, на пунктах продаж необходимо было бы устанавливать специальные программаторы, позволяющие записать в память транспондера необходимые атрибуты — например, номер автомобиля и его класс.

Вторым плюсом упрощенной схемы является простота обеспечения совместимости транспондеров у разных операторов. Независимо от системы классификации у каждого оператора, транзакция проезда формируется без ошибок. Иначе пришлось бы выравнивать принципы классификации автомобилей по всем операторам.

А к минусам относится невозможность автономного контроля оплаты (без обращения в регистрационную базу данных пользователей).

Работает схема таким образом. В ходе продажи, как я уже сказал, происходит сопоставление номера транспондера и контракта пользователя. В учетной системе оператора ведется баланс средств на электронном счете транспондера. Транспондеры с суммой баланса ниже определенной отметки попадают в зону предупреждения — «оранжевый список». Если суммы не хватает на оплату проезда, такие транспондеры попадают в «красный» или «черный» список. «Цветные» списки транспондеров распространяются по всем пунктам взимания платы и загружаются в контроллеры полос проезда (или сразу в память антенн некоторых производителей).

Когда автомобиль приближается к пункту взимания платы по специальной полосе, он попадает в зоны действия антенны данной полосы, которая считывает идентификатор транспондера. Контроллер полосы (или ПО антенны) производит сверку с «цветным» списком. Если транзакция сформировалась нормально и номер транспондера в списке отсутствует, ПО контроллера полосы дает сигнал на открытие шлагбаума. При этом автомобиль проезжает пункт оплаты со скоростью около 30 км/ч без остановки. Если транспондер находится в «оранжевой» зоне, водитель получает предупреждение, например зажигается специальный знак «Низкий баланс» и шлагбаум открывается. Если же средств недостаточно, то шлагбаум не открывается, и пользователю приходится оплачивать проезд наличными.

Антенны DSRC в зоне оплаты пункта взимания платы М-4

Для оплаты проезда на М-4 используются транспондеры TS3203 производства Kapsch. Также могут быть использованы полностью совместимые транспондеры Q-Free, Norbit, G.E.A. и др.

Внешний вид транспондера TS3203

По договоренности с оператором дороги производитель наносит на корпус транспондера штрих-код и номер. Эти идентификаторы транспондеров передаются в виде файла вместе с партией транспондеров. Данные из файла загружаются в расчетную систему оператора для последующего сопоставления с контрактами в ходе продаж. Транспондеры содержат в памяти зашифрованный блок данных оператора, который он может прочитать со своими ключами. Ключи загружаются и хранятся на антеннах полос EFC. Таким образом, транспондеры полностью готовы к продаже и использованию.

Фабричная маркировка транспондера

Внутри мы видим простейшую плату и динамик-пищалку, через который транспондер сообщает об успешной транзакции или об ошибке. Как видно, защита от вскрытия полностью отсутствует. Ни предохранителей, ни фоторезисторов нет.

Плата транспондера

С другой стороны платы расположена батарейка, намертво впрессованная в держатель. По спецификации Kapsch, батарейки должно хватить на 7 лет при 2000 транзакций в год.

Обратная сторона платы

Ядро транспондера — проприетарная ASIC микросхема, содержащая память, процессор и всю логику. Аналоговое ядро у Kapsch традиционно называется Ella, цифровое ядро — Alex. В предыдущих версиях эти ядра выполнялись в виде отдельных микросхем (фото).

Плата крупным планом

Как мы убедились, DSRC транспондер — надежное и дешевое устройство. Именно поэтому электронное взимание платы повсеместно производится при помощи DSRC. У технологии DSRC есть только один недостаток — для расчета тарифа необходимо устанавливать антенны на всех съездах с трассы (или в середине каждого участка, как в Австрии). Если же мы хотим закрыть «платностью» большую дорожную сеть, то тогда нужно внимательно смотреть в сторону систем на базе спутниковой навигации, о которых я уже писал (с продолжением).

Автодор ЗСД

Власти сегодняшней России делают все возможное, чтобы опровергнуть старое высказывание о двух главных проблемах страны. И если дураков не искоренить, то дороги поправить можно.

Автодор ЗСД фото

Что такое транспондер

В переводе с английского слова разбивается на два отдельных – ответ и передача. Сама коробочка передает сигнал в ответ на принятый. Обычно он работает только при передаче определённого кода на нужной частоте, это упрощает работу с гаджетом.

Кроме того, что сегодня расскажем в этой статье, транспондеры можно применять ещё и в множестве других аспектов жизни человека.

Во-первых, такие устройства используют в спутниковом телевидении, и связи, там установлена очень мощная “начинка”, которая стоит не малых денег.

Самое новое для Российского обывателя – оплата транспондером. Пришла она с запада, вместе с постройкой платных участков дороги. Они отличаются от обычных — отличным освещением, качеством покрытия, и множеством полос которые позволят добраться из одной точки к другой в рекордные сроки.

В основном людям, которые часто ездят по трассе – это нравится, но есть и сложности, они затрудняют проезд и портят общее впечатление от всех возможных благ. И главная проблема – долгая оплата. На пунктах приема денег за проезд сидят люди, и они не всегда успевают работать быстро, иногда случаются заминки, и приходится подолгу ждать своей очереди.

После начала работы новых гаджетов линии движения заметно освободились. Машины просто проезжают пункт оплаты, вообще там не задерживаясь.

Всего лишь нужно купить транспондер на специальном пункте при платных дорогах. И на проезде устройство, прикрепленное к лобовому стеклу, автоматически снимает деньги со счета владельца, оплачивая проезд.

Не нужно даже останавливаться, просто снизить скорость до 30 км/ч и дождаться поднятия шлагбаума.

В плане питания с этим устройством тоже все отлично, батарейки, которые содержатся в корпусе достаточно мощные, а сам транспондер работает только при контакте с сигналом и при использовании его примерно 5 раз в день разряжается минимум 4 года.

В специальном приложении для смартфона можно контролировать баланс. Туда же приходят и уведомления о снятии средств.

В странах Европы любое средство чья масса превышает 3.5 тонны – обязуется использовать транспондер.

Транспондер ЗСД

Различаются и компании, которые эти самые устройства производят и продают. Одной из таких является “Магистраль Северной Столицы”. Именно она занимается сбытом гаджетов на западном скоростном диаметре.

У каждого такого “коробочка” свои требования, система оплаты, и скидки. Посмотреть каким транспондером можно расплачиваться на разных трассах вы можете в нашей статье.

В частности, ЗСД, М4 и некоторые другие дороги сотрудничают, поэтому на протяжении более 500 километров можно использовать один и тот же гаджет.

ЗСД фото

Транспондер ЗСД ничем не отличается от других по форме и размеру, он также крепится с помощью клейкой ленты, имеет свое приложение и удобный сайт с понятным интерфейсом.

Один из самых часто задаваемых вопросов – почему гаджет западного скоростного диаметра не сработал?

В таком случае не нужно паниковать, а стоит сдать чуть назад, и снова попробовать оплату. В огромном большинстве случаев это работает.

Если не помогло нужно перестроится в другую полосу, и провести похожие манипуляции. Не получилось во второй раз? Станьте в линию где есть оператор, и отдайте устройство ему, после чего эксперт скажет, получилась ли оплата, или транспондер не исправен.

Вторая часть случаев возникает из-за несвоевременной оплаты баланса устройства.

Несколько советов как по ошибке не заплатить за чужую машину:

Нужно всегда пытаться проезжать по пустой полосе. Если впереди стоит чужое авто, то есть вероятность что оно начнет сдавать назад. Следует соблюдать дистанцию и не лезть вперед всех. Так по неосторожности система может посчитать ваш транспондер вместо чужого, и вы заплатите дважды.

Пытатся понять какой из транспондеров выгоднее – пустое занятие. Можно потеряться в изобилии тарифных планов и условий скидок. Понятно одно, при частой езде на платных участках такое устройство незаменимо, и позволит сэкономить некоторую сумму денег. А так как система не совсем обкатана, она может сбоить, о чем стоит немедленно сообщить в службу поддержки.

Post Views: 2 122

Как вам статья?

��Лучшие транспондеры для платных дорог на 2024 год

��Лучшие транспондеры для платных дорог на 2024 год

Данный материал не является рекламой, носит информационный характер и отражает оценочное мнение автора. Все позиции рейтинга подобраны, исходя из разработанных критериев отбора. Перед совершением покупки необходима консультация специалиста.

Транспондером (радиоответчиком) называют компактное электронное устройство, с помощью которого можно безостановочно проезжать пункт взимания платы за пользование автодорогой. Такая техника позволяет выполнить привязку к лицевому счёту и в автоматическом режиме списывать с него деньги.

По мнению покупателей, транспондеры являются незаменимыми устройствами. Они отличаются простотой применения и экономят много времени при пересечении пункта контроля на автостраде.

Содержание

  • 1 Принцип действия
    • 1.1 Виды транспондеров, их преимущества и недостатки
    • 3.1 Бюджетные устройства
      • 3.1.1 Q-Free «T-Pass» OBU615S
      • 3.1.2 Q-Free «T-Pass» OBU615 Standard
      • 3.2.1 KAPSCH T-Pass Автодор TRP-4010-00AS
      • 3.2.2 KAPSCH T-Pass Автодор TRP-4010-00AB
      • 3.3.1 KAPSCH T-PASS TRP4010PL АВТОДОР Platinum
      • 3.3.2 KAPSCH T-Pass Автодор TRP-4010 ЦКАД

      Принцип действия

      Перед тем как обсуждать, какой лучше купить транспондер, следует понять принцип действия наиболее популярных моделей такого устройства. Он довольно простой, поэтому разобраться в нём смогут даже водители, которые раньше не использовали подобную технику.

      1. При подъезде к пункту взимания платы происходит определение антенной устройства входящего сигнала. Последний исходит от приемопередающего устройства, расположенного в зоне контроля.
      2. Получив электронный запрос, транспондер включается за несколько десятков метров до подъёмного шлагбаума. В это время водитель снижает скорость движения до 20-25 км/ч и приближается к едущему впереди транспорту на расстояние не менее 2 м.
      3. После подъёма шлагбаума авто пересекает место расположения датчиков идентификации. Ему автоматически выделяют отдельный канал связи, что исключает вероятность двойного списания денег со счёта.
      4. Система проверяет состояние счёта водителя и, при наличии на нём нужной суммы, проводится автоматическая оплата. Одновременно с этим транспондер оповещает владельца об успешном завершении операции.
      5. Поднимается шлагбаум и в зоне контроля включается зелёный свет, разрешающий водителю проезд на платную автодорогу.
      6. После проезда транспортного средства шлагбаум закрывается. Благодаря наличию специальных датчиков делает он это сразу же после пересечения автомобилем зоны контроля.
      7. Спустя несколько десятков секунд транспондер переходит на работу в спящем режиме. Это позволяет сэкономить энергию аккумулятора, которая пригодиться при длительных поездках по стране.

      Виды транспондеров, их преимущества и недостатки

      Выбирая радиоответчик, нужно заранее узнать, какие бывают виды этого устройства и в каких случаях их следует применять. Наиболее популярными по частоте использования являются персонифицированные транспондеры. Они имеют массу достоинств и минимум недостатков.

      • Простота применения;
      • Экономия времени за счёт более быстрой идентификации (увеличивается пропускная способность пункта взимания платы);
      • Снижение финансовых затрат путём получения скидок за частое пользование платными дорогами;
      • Возможность пользования единым лицевым счётом;
      • Много способов пополнения счёта, в т. ч. и с банковской карты;
      • Детализация проездов;
      • Возможность возврата средств при ошибочном списании;
      • Участие в бонусной программе.
      • Обязательное предоставление личных данных (паспорт, контакты и др.);
      • Не всегда выгодные условия бонусной программы.

      Альтернативой персонифицированным транспондерам для автомобиля являются анонимные модели. Они также имеют свои преимущества и недостатки, о которых водителю следует знать заранее.

      • Нет необходимости в предоставлении персональных данных;
      • Сложности при отслеживании пути передвижения Вашего транспортного средства;
      • Возможность использования устройства разными лицами (например, друзьями или родственниками).
      • Невозможность привязки к единому лицевому счёту;
      • Проблемы с возвратом средств в случае их неправильного списания.

      Лучшие производители

      Транспондеры для платных дорог производят десятки отечественных и зарубежных компаний. Чтобы не гадать, устройство какой фирмы лучше, а какой хуже, следует изучить отзывы покупателей о том или ином бренде. По ним легко определить торговые марки, выпускающие по-настоящему качественные радио ответчики.

      Лучшие производители по мнению покупателей:

      1. Q-Free (Норвегия). Этот известный бренд поставляет на отечественный рынок качественные и сравнительно недорогие транспондеры. Все эти устройства отличаются компактностью, надёжность и долговечностью, за что по праву получают много хороших отзывов от водителей.
      2. KAPSCH (Австрия). Эта компания является одним из наиболее крупных поставщиков интеллектуальных транспортных систем, работающих в сфере взимания платы за проезд. Его транспондеры отличаются надёжной и быстрой работой, а также имеют стильный дизайн и долгий срок службы.

      Лучшие транспондеры для платных дорог на 2024 год

      Покупать транспондеры в магазине или заказывать онлайн нужно только после изучения рейтинга качественных устройств. В нём представлены описания самых популярных моделей, а также наиболее интересных новинок.

      Бюджетные устройства

      Водителям с ограниченными финансовыми возможностями лучше всего покупать транспондеры из бюджетной ценовой категории. В большинстве случаев такие устройства стоят от 150 рублей до 500 единиц в российской валюте. Все они имеют базовый набор характеристик и ограниченный функционал.

      Q-Free «T-Pass» OBU615S

      Этот транспондер для платных дорог является лучшим в своей категории. Он отличается компактным размером и малым весом. Благодаря этим качествам оборудование не закрывает водителю обзор и надёжно фиксируется на лобовом стекле транспортного средства.

      «T-Pass» OBU615S предназначен для проезда по платным дорогам М-1 «Беларусь», Западный скоростной диаметр, М-11 «Москва-Санкт-Петербург», М-3 «Украина», М-4 «Дон». Среди прочих его особенностей водители отмечают простоту обслуживания, удобство пополнения счёта и аккуратный внешний вид оборудования. Бонусом для владельца станет возможность участия в специальной бонусной программе, предусматривающей скидки для частых «посетителей» платных автострад.

      Q-Free «T-Pass» OBU615S
      Достоинства:

      • Невысокая стоимость;
      • Компактность и малый вес;
      • Простота обслуживания;
      • Лёгкий монтаж;
      • Красивый внешний вид;
      • Возможность получения скидок.

      Недостатки:

      • Иногда возникают проблемы со срабатыванием оборудования.

      Q-Free «T-Pass» OBU615 Standard

      Этот радиоответчик норвежского производства имеет доступную каждому автовладельцу стоимость. Кроме этого, данная модель выделяется своей компактностью и сравнительно небольшим весом. «T-Pass» OBU615 Standard даёт возможность безостановочно проезжать пункты взимания платы на дорогах ЦКАД, М-3 «Украина», М-4 «Дон»,М-11 «Нева» и др.

      Оборудование имеет собственный идентификатор, который даёт возможность автоматически проводить оплату и возвращать списанные средства в случае каких-либо ошибок. К преимуществам модели также относят аккуратный внешний вид, длительную гарантию от производителя и наличие в комплекте держателя, салфетки для чистки, подробной инструкции.

      Q-Free «T-Pass» OBU615 Standard
      Достоинства:

      • Хорошая цена;
      • Небольшой размер и вес;
      • Оптимальная комплектация;
      • Длительная гарантия от производителя;
      • Возможность использования на легковых и грузовых авто.

      Недостатки:

      • Необходимо самостоятельно персонифицировать устройство в личном кабинете.

      Модели из средней ценовой категории

      Оптимальным вариантом по цене и качеству будут транспондеры из среднего сегмента. Все они имеют расширенный, по сравнению с недорогими моделями, функционал, а также отличаются надёжной и долговечной работой. Средняя цена таких устройств составляет 1000-1300 рублей.

      KAPSCH T-Pass Автодор TRP-4010-00AS

      Обзор лучших транспондеров из средней ценовой категории начинаем с T-Pass Автодор TRP-4010-00AS от австрийской фирмы KAPSCH. Эта модель привлекает внимание своей компактностью, аккуратным внешним видом и максимально простым монтажом. Среди других положительных моментов водители отмечают возможность проезда по большинству платных участков дорог компании «Автодор».

      Корпус устройства сделан из качественного пластика серого цвета. Благодаря этому оно становится лёгким и практически незаметным на лобовом стекле. Приятным дополнением станет наличие в комплекте специального держателя и салфетки для ухода за радиоответчиком.

      APSCH T-Pass Автодор TRP-4010-00AS
      Достоинства:

      • Компактность;
      • Красивый внешний вид;
      • Качественная сборка;
      • Не отвлекает внимание водителя;
      • Возможность проезда по большинству платных дорог компании «Автодор»;
      • Оптимальная комплектация.

      Недостатки:

      • Усложнённый процесс персонификации.

      KAPSCH T-Pass Автодор TRP-4010-00AB

      T-Pass Автодор TRP-4010-00AB представляет собой один из лучших транспондеров по соотношению цены и качества. Он имеет пластиковый корпус стильного чёрного цвета, который не тускнеет на протяжении всего периода эксплуатации. К числу достоинств оборудования покупатели относят простоту ухода и управления, быструю окупаемость, возможность безостановочного проезда пункта взимания платы на большинстве автострад компании «Автодор».

      Устройство надёжно работает на протяжении длительного периода. Доказательством этому служит длительная гарантия от производителя. Приятным дополнение для водителей станет возможность получения скидок после прохождения процедуры персонификации оборудования.

      KAPSCH T-Pass Автодор TRP-4010-00AB
      Достоинства:

      • Качественная сборка;
      • Доступная цена;
      • Быстрая окупаемость;
      • Простота ухода;
      • Надёжность и долговечность;
      • Возможность получения скидок.

      Недостатки:

      • Сложности с регистрацией в программе лояльности.

      Дорогостоящие модели

      Самые хорошие модели, которые занимают лидирующие места всех рейтингов, представлены в премиальной ценовой категории. Все они изготовлены из прочных и долговечных материалов. Кроме этого, такие устройства имеют стильный дизайн, компактный размер и отличаются простотой использования. Стоимость такой техники варьируется в широких пределах и доходит до 5000 рублей.

      KAPSCH T-PASS TRP4010PL АВТОДОР Platinum

      Этот дорогостоящий транспондер привлекает внимание своим стильным дизайном. Его корпус изготовлен из качественного пластика. Он дополнен металлической вставкой, повышающей прочность всей конструкции, но немного увеличивающей её вес. Из-за последней особенности у некоторых пользователей могут возникнуть проблемы с монтажом.

      T-PASS TRP4010PL АВТОДОР Platinum требует персонификации. При этом процедура регистрации устройства очень простая и понятная каждому. Также пользователи отмечают множество вариантов пополнения счёта, долгий срок службы, длительную гарантию и наличие в комплекте экранирующего пакета. Последний будет полезен в тех случаях, когда оплачивать проезд по платному участку дороги Вы собираетесь другим радиоответчиком, установленном в салоне автомобиля.

      KAPSCH T-PASS TRP4010PL АВТОДОР Platinum
      Достоинства:

      • Стильное оформление;
      • Прочность корпуса;
      • Простая процедура персонификации;
      • Длительная гарантия от производителя;
      • Надёжность и долговечность;
      • Наличие в комплекте экранирующего пакета.

      Недостатки:

      • Иногда возникают проблемы с монтажом;
      • Завышенная стоимость.

      KAPSCH T-Pass Автодор TRP-4010 ЦКАД

      Этот радиоответчик от иностранного производителя KAPSCH обязательно понравится пользователям, которые хотят выделиться на фоне других водителей. Он имеет уникальный дизайн и выпускается небольшими партиями, посвящёнными открытию движения на 3-м пусковом комплексе Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).

      Устройство имеет расширенный функционал. Оно позволяет пополнять счёт несколькими разными способами, безостановочно проезжать большинство платных участков дорог и получать неплохие скидки при условии регистрации в программе лояльности. Среди прочих достоинств оборудования отмечают компактность, длительную гарантию от производителя, долгий период автономной работы и простоту привязки к единому лицевому счёту.

      KAPSCH T-Pass Автодор TRP-4010 ЦКАД
      Достоинства:

      • Уникальный дизайн;
      • Расширенный функционал;
      • Много способов пополнения счёта;
      • Простота регистрации в программе лояльности;
      • Долгий гарантийный период;
      • Простая привязка к единому лицевому счёту.

      Недостатки:

      • Требуется персонификация.

      Советы по выбору

      Покупая радиоответчик в интернет-магазине или в обыкновенной торговой точке, нужно знать, на что обратить внимание. В этом деле лучше всего воспользоваться рекомендациями специалистов и советами опытных автовладельцев. С их помощью удастся найти по-настоящему качественную модели и избежать каких-либо ошибок при выборе.

      Рекомендации по выбору:

      1. Главным критерием выбора любого радиоответчика является зона его действия. В идеале устройство должно быть универсальным (с функцией интероперабельности) и подходящим для проезда по всем, посещаемым Вами, платным дорогам.
      2. Длина волны сигнала транспондера должна попадать в «рабочий диапазон» приёмопередатчика на пункте взимания платы. Только в этом случае устройство будет успешно срабатывать.
      3. Лучше всего, если вес приобретаемого устройства будет минимальным. В этом случае оно будет надёжно держаться на лобовом стекле даже во время тряски при езде по некачественным дорогам. Наиболее лёгкими являются модели с пластиковым корпусом.
      4. Габаритное устройство будет отвлекать внимание водителя. Из-за этого советуем покупать модели с небольшими показателями длины, ширины и высоты.
      5. Лучше приобретать технику с долгим периодом автономной работы. Такое станет возможным при наличии встроенного аккумулятора большой ёмкости.
      6. Выбирая радиоответчик, важно заранее узнать на то, сколько стоит устройство. Здесь всё зависит от частоты его использования. Если планируете много ездить по платным автодорогам, то целесообразнее приобретать качественную, надёжную и долговечную модель. В случае редких посещений платных автострад можно обойтись и техникой из бюджетного ценового сегмента.
      7. Не покупайте транспондеры с небольшим гарантийным сроком. Наличие этого факта укажет на низкую надёжность техники и её плохое качество.
      8. Выбрав подходящую модель радиоответчика, важно знать, где купить её. Лучше отдавать предпочтение надёжным интернет-магазинам и хорошо зарекомендовавшим себя торговым сетям.

      Правила установки

      Владельцам транспортного средства важно не только знать, как выбрать транспондер от зарубежных и отечественных производителей, но и уметь правильно его устанавливать. В противном случае увеличится вероятность ошибок в работе техники, приводящих к различным нежелательным последствиям.

      Радиоответчики любого типа, приобретаемые для легковых авто, рекомендовано крепить на ветровом стекле заднего вида. При этом важно, чтобы оборудование было размещено на высоте около 1,5 м от поверхности асфальта. Транспондеры для грузовых автомобилей, автобусов и других габаритных транспортных средств лучше устанавливать в нижней части лобового стекла.

      Правильная последовательность действий:

      1. Автотранспорт ставят в гараж или любое подобное сооружение, где температура воздуха превышает 15°C.
      2. Спустя 1-1,5 ч место установки тщательно протирают сухой тряпкой или салфеткой. Кроме этого, стеклянную поверхность обезжиривают при помощи любого спиртосодержащего средства.
      3. Вынутое из коробки устройство аккуратно переворачивают и снимают защитную ленту с подложки. При этом важно не прикасаться руками к клейкой поверхности. В противном случае фиксация будет менее прочной и не слишком надёжной.
      4. Клейкую сторону подложки радиоответчика прижимают к выбранному месту на стекле и удерживают в течение 10-15 секунд.

      А какой транспондер установили бы Вы, поделитесь своим мнением в комментариях к статье.

      Наши дороги: Используем транспондер для платных трасс

      В створе быстрой полосы расположены две антенны на разном удалении от шлагбаума, сработать может любая из них. Если транспондер не пищит при обмене данными, это нормально: наличие подтверждающего сигнала зависит от настроек системы.

      Самоизоляция — это не навсегда. Рано или поздно автомобильное движение между городами восстановится, а то и станет более активным. Ведь вынужденное заточение вкупе с ограничениями выезда за границу способны спровоцировать бум внутреннего туризма. Для поиздержавшихся граждан это вообще единственный способ сменить картинку. Увы, не всем удастся избежать платных дорог. Как экономить, если иного маршрута нет? При помощи транспондеров.

      Идея этого материала родилась у меня ещё до коронавирусных времён в ходе дискуссии между сотрудниками Драйва. Вопрос стоял прикладной: какой транспондер выгоднее использовать для поездок из Москвы в Санкт-Петербург по трассе M11 «Нева», разные участки которой обслуживают несколько операторов? Интернет чёткого ответа не даёт, а наш коллектив мало ездит по платкам, да и то чаще по М1 в обход Одинцово. Поэтому я решил разобраться, попутно вспомнив историю.

      Очереди на пунктах взимания платы дороги M11 в пиковое время нередки. Частенько столпотворение можно увидеть и на АЗС, которых на межстоличной трассе пока маловато.

      Основанием для появления платных трасс стал ельцинский указ 1992 года «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Спустя шесть лет были уточнены условия для создания таких участков. Главным стало положение о бесплатном альтернативном объезде. И уже в 1999 году на автодороге М4 «Дон» в Липецкой области открылся первый платный отрезок протяжённостью 20 км в обход села Хлевное.

      Все платные дороги (как и любые другие) принадлежат Российской Федерации в лице Автодора. Кроме Западного скоростного диаметра (ЗСД), которым владеет Петербург. Северный обход Одинцово на трассе M1, отдельные секторы ЗСД и головной участок дороги М11 построены в рамках концессии. Так называется соглашение между государством и частным инвестором, обязавшимся создать некий объект с привлечением собственных средств. Концессионер, в зависимости от условий соглашения, обслуживает дорогу и получает до 100% выручки в течение достаточно долгого срока, например, тридцати лет.

      Билетный автомат рассчитан на транспортные средства различной высоты. Они делятся на тарифные классы, исходя из габаритов и количества осей. Например, алгоритмы ЗСД учитывают высоту кузова над передней осью: если не превышает 1,3 м, автомобиль попадает в легковую первую категорию.

      Как правило, платное движение организуется либо после серьёзной модернизации существующих участков, либо на проложенных с чистого листа и обладающих всей необходимой инфраструктурой. Но не везде. Например, в 2002 году власти Псковской области просто перегородили шлагбаумами четыре дороги, назначив плату за проезд. С аборигенов мзду не брали, но транзитный транспорт обдирали как липку. В какой-то момент цена километра пути на псковщине стала самой высокой в Европе. При этом покрытие двухполосных шоссе было удручающим.

      Пункты взимания платы используют разные типы камер. Часть из них служит для видеонаблюдения, в том числе фиксации нарушений. Другие же задействованы в системе автоматической классификации, определяя габариты и количество осей транспортного средства.

      Наиболее значимым событием последних лет стал ввод в эксплуатацию нового участка трассы М11 в Тосненском районе (646-684 км). При этом на «Неве» всё равно сохраняется пробел cо 149 километра по 208-й. На проектирование недостающего участка протяжённостью чуть более 62 км Автодор уже заложил почти полмиллиарда рублей, оно должно закончиться к середине 2021 года. Однако о сроках строительства неизвестно даже в общих чертах. Как тут не вспомнить, что «Неву» обещали завершить к Чемпионату мира по футболу 2018-го.

      Для пользователя принципиальной разницы между транспондерами нет. Австрийский Kapsch TS3203 (слева) и норвежский Q-Free OBU615S (справа), равно как и разные модели иных производителей, работают на частоте 5,8 ГГц, используя схожие протоколы и стандарты.

      Коммерческие дороги делятся на два типа: открытые и закрытые. На открытых счёт за проезд формируется в момент пересечения пункта взимания платы (ПВП). При въезде на платный участок закрытой трассы выдаётся билет, который служит основанием для снятия денег при выезде с учётом пройденного маршрута. На ПВП принимают наличку и «пластик», но лучше всего ездить с транспондером. Он позволяет пользоваться выделенными полосами, преодолевать створы ПВП без остановки и при этом экономить.

      Транспондер считается на любой полосе, где есть соответствующий знак. На обычной придётся сделать пит-стоп, а Fast Lane предусматривает безостановочный проезд при рекомендуемых 30 км/ч. В теории оборудование позволяет преодолевать створ даже на 80.

      В России транспондеры эмитируют четыре организации, перечисленные в сводной таблице. Первой платной дорогой с таким оборудованием стал питерский ЗСД восемь лет назад. С тех пор концессионер проекта «Магистраль северной столицы» (МСС) эмитировал порядка 700 тысяч устройств. Транспондеры выдавались бесплатно до 10 марта 2020 года, сейчас же их цена составляет тысячу рублей, но можно не покупать, а брать в аренду за 50 рублей в месяц. Подавляющее большинство — примерно 85% — машин катаются по ЗСД с транспондерами, даже каршеринг. Оно и понятно: трасса по сути внутригородская.

      C 2011 года Западный скоростной диаметр упростил петербургскую логистику, соединив южные и северные районы города через Васильевский остров. Цена проезда неоднократно повышалась, а последняя перепись тарифов пришлась на начало 2020 года.

      У других платников доля пользователей транспондеров скромнее. Например, на московско-солнечногорском отрезке трассы М11 таковых в среднем 45%. Работающие в Москве жители Зеленограда активно пользуются благами системы автоматического взимания платы: этот маршрут на 70% транспондерный. При этом до аэропорта Шереметьево 65% машин едут за живые деньги без каких-либо скидок.

      К слову, дисконт за наличие транспондера не слишком распространён в мировой практике. Европа скидок не даёт: там это всего лишь вопрос удобства безостановочного проезда по быстрым полосам. Полагаю, и у нас со временем операторы избавятся от послаблений. Сейчас же все эмитенты предоставляют особые условия держателям своих транспондеров, а некоторые — ещё и гостевым устройствам. Так называемую интероперабельность (возможность везде использовать один датчик) поддерживают все операторы (в некоторых случаях при определённом балансе на счету), но автодоровский T-pass требует её активации.

      Оптимальным местом для крепления транспондера (единственным на стёклах с подогревом или металлизированным теплоизоляционным слоем) является зона вокруг зеркала. Если у вас пара датчиков, ненужный лучше хранить в металлизированном пакете, чтобы избежать срабатываний.

      Самая щедрая трасса — ЗСД в Петербурге, где действуют одинаковые скидки до 67% как для своих, так и для визитёров. Кроме того, здесь внедрена система Flow+ с дополнительными антеннами, установленными на всех въездах и съездах. Это позволяет оплачивать поездку не по тарифным зонам целиком, а нарезать их на более компактные отрезки, что также даёт ощутимую экономию для пользователя.

      Не все приложения для смартфонов (слева — Автодор, за ним — «Главная дорога» производства НКД) предлагают тарифный калькулятор, как бирюзовое детище МСС «Ваш ЗСД». В Питере помимо официального существует любительский софт с более высоким пользовательским рейтингом.

      У Автодора тоже предусмотрены скидки для гостевых транспондеров, но исключительно на трассе М11 и только для транзитёров до Питера: 30% из Тверской области и 20% из Новгорода. Частные «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК, 15-58 км М11) и «Новое качество дорог» (НКД, платный обход Одинцово на M1) гостям поблажек не делают — разве что в ходе исключительных партнёрских акций. Государственный Автодор финансово более раскрепощён. А недополученные доходы концессионера петербургского ЗСД компенсирует Смольный.

      Пока единый стандарт оформления не принят. На М11 быстрые полосы обозначены жёлтыми знаками, а на ЗСД — зелёными. Но Автодор собирается унифицировать обозначения по всей стране.

      Помимо таблицы транспондеров различных эмитентов, я подготовил ещё одну с расчётом стоимости нескольких гипотетических маршрутов при использовании интероперабельности. Наиболее универсальным выходит автодоровский T-pass хотя бы потому, что он является домашним для нескольких направлений. Он же обеспечивает максимальный дисконт в поездке между столицами. При наличии «ти-пасса» можно спокойно раскатывать и по ЗСД с теми же привилегиями, что у держателей питерских датчиков.

      Если вы регулярно ездите по какой-либо платной трассе (скажем, на дачу и обратно каждый уикенд), то для максимальной экономии логично обзавестись домашним для этого направления транспондером, используя его в качестве основного и на других трассах. Тратиться на устройство для разовых поездок смысла нет, хотя его можно взять в аренду.

      Коронакризис больно ударил по платным магистралям. На автодоровских направлениях трафик снизился наполовину, а Северо-западная концессионная компания (М11 от Москвы до Солнечногорска) рассказала, что недосчиталась 75% пользователей.

      Однако при выборе одной коробочки на все случаи жизни примите во внимание наличие или отсутствие абонентской платы (см. таблицу) и удобство пополнения баланса. В теории закидывать деньги на счёт проще всего через приложение на смартфоне. В этом смысле ЗСД пока вне конкуренции. Так что жителям Санкт-Петербурга можно вообще не ломать голову при выборе транспондера. А москвичам на роль универсального ключа к платным дорогам подойдёт T-pass

      Особенности транспондеров различных эмитентов

      ТранспондерT-Pass15–58ЗСДГлавная дорога
      ТрассаМ3 «Украина», М4 «Дон», М11 «Нева» (58–149 км, 208–684 км)М11 «Нева» (15–58 км)Западный скоростной диаметрМ1 «Беларусь» (платный обход Одинцово)
      Цена, руб.1000-2800010000
      Минимальная сумма на счету при заключении договора, руб.нет100001000
      Доставкапо Россиинетнетпо Москве
      Абонентская плата в месяц, руб.нет50*нет50*
      Скидка на проезд20–50%6,25–50%0,66565–25%
      Скидка для других транспондеровдо 30%нет0,6656нет
      Сезонное изменение тарифовестьнетнетнет
      Тарифные опцииабонементабонементабонементнет
      Приложениеестьнетестьесть
      Автоплатёжестьнетестьесть
      Производитель транспондераQ-free, KapschQ-free, KapschQ-free, Kapsch, Norbit, GEAKapsch
      Неперсонифицированные транспондерыестьнетестьнет
      Интероперабельностьтребуется активацияпо умолчаниюпо умолчаниюпо умолчанию
      * Абонентская плата взимается только в месяц использования транспондера.

      Стоимость проезда с учётом тарифов день/ночь и интероперабельности

      МаршрутT-Pass15–58ЗСДГлавная дорога
      Москва–Санкт-Петербург1381/1068 (1444/1110)*1446/1146 (1525/1195)1546/1206 (1625/1255)1546/1206 (1625/1255)
      Москва–Выборг1632/1193 (1695/1235)1697/1271 (1775/1320)1797/1331 (1875/1380)1797/1331 (1875/1380)
      Москва–Краснодар1060/624 (1060/624)1325/780 (1325/780)1325/780 (1325/780)1325/780 (1325/780)
      Москва–Тверь733/420 (754/420)690/390 (720/390)790/450 (820/450)790/450 (820/450)
      Москва–Аэропорт Шереметьево320/100 (320/100)300/80 (300/80)320/100 (320/100)320/100 (320/100)
      Солнечногорск–Аэропорт Шереметьево350/150 (300/150)280/100 (240/100)350/150 (300/150)350/150 (300/150)
      Солнечногорск–Брянск1054/384 (1070/384)980/340 (1000/340)1080/400 (1100/400)1007/382 (1027/382)
      Санкт-Петербург–Солнечногорск816/760 (866/802)966/896 (1025/945)966/896 (1025/945)966/896 (1025/945)
      Санкт-Петербург–Краснодар2441/1692 (2504/1734)2771/1926 (2850/1975)2871/1901 (1986/2035)2871/1901 (1986/2035)
      Выборг–Краснодар2692/1817 (2755/1859)3022/2051 (3100/2100)3122/2111 (3200/2160)3122/2111 (3200/2160)
      * В скобках указаны тарифы выходного дня.

      За кадром

      Накануне введения пропускной системы в Москве я обновил свой гараж, сменив одну немецкую старушку на другую, и по платным дорогам самоизолировался в Санкт-Петербурге. Чтобы сэкономить 340 рублей, покинул столицу по старой трассе М10 и въехал на М11 в районе Зеленограда. Таким образом миновал в том числе и самый дорогой участок от МКАД до аэропорта Шереметьево. С транспондером ЗСД поездка обошлась в 1146 рублей. Питерская самоизоляция лайтовее московской: машины ездят, народ шастает. Прогулялся и я по стрелке родного Васильевского острова, где разговорился с Олегом, который делает очаровательные фигурки из бронзы. Мастерская сейчас переживает не лучшие дни, а продажа фигурок онлайн себя пока не оправдывает. Лично меня покорили коты на лавочке под фонарём, которые теперь живут дома на полке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *