Сколько в стране действует систем централизованного оповещения
Перейти к содержимому

Сколько в стране действует систем централизованного оповещения

  • автор:

«Оповещение населения. Системы оповещения населения»

«Оповещение населения. Системы оповещения населения».

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения.

Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

СЗИОНТ — система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основной способ оповещения населения — передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов автоматизированного пульта управления для цифровой сети АПУ-Ц, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

При создании локальных систем оповещения должно быть предусмотрено их организационное, техническое и программное сопряжение с региональной (местной) автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

Локальные системы оповещения создаются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:

в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);

в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;

в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от каждого объекта.

КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.

КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач:

своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;

возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с программно — техническими комплексами принятия решений в органах повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее масштабов, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;

возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;

использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;

управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;

передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);

защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.

ОКСИОН имеет 4 уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. В соответствии с иерархической структурой ОКСИОН информационные центры подразделены на федеральный информационный центр (ФГБУ «ИЦ ОКСИОН»), межрегиональные (МРИЦ), региональные (РИЦ) и муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ).

В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения).

ОКСИОН обеспечивает в общественных местах и местах массового пребывания людей при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций информирование и оповещение населения, а в режиме повседневной деятельности — его обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Дальнейшее развитие ОКСИОН осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555.

Основные направления совершенствования ОКСИОН:

модернизация существующих элементов системы путем оснащения современными техническими средствами, в том числе энергосберегающими с возможностью отражения информации в звуковом и речевом режимах;

развитие составляющей ОКСИОН за счет средств субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования.

СЗИОНТ создается в целях обеспечения:

информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.

СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.

В настоящее время реализуется первый этап по созданию СЗИОНТ, в рамках которого отрабатываются технологии создания СЗИОНТ, создаются опытные зоны на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры ряда субъектов Российской Федерации, организуется их опытная эксплуатация, проводится комплекс работ по совершенствованию нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок создания СЗИОНТ.

Создание и развитие СЗИОНТ осуществляется в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.

Основные направления развития СЗИОНТ:

отработка технологий информирования и оповещения населения на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, завершение работ по их оснащению экспериментальными зонами;

внедрение СЗИОНТ на всех объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет собственников этих объектов;

интеграция СЗИОНТ, созданных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, с местными системами оповещения и информирования населения, через диспетчерские центры управления движением;

НПА, на основании которых осуществляется оповещение

  1. Федеральный Закон от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  2. Федеральный Закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11. 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
  4. Приказ МЧС России № 422, Министерства информационных технологий и связи РФ № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № 376 от 25.07.2006 года «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».
  5. Решение Коллегии МЧС России от 27.03.2013 №4/VII «О концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении ЧС»

6. Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Сигналы оповещения

Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.

Считается, что своевременное оповещение населения и возможность укрытия его за 10-15 мин после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового поражения с 85 % до 4-7 %. Поэтому защита населения даже при наличии достаточного количества убежищ и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны.

Современные системы дальнего обнаружения позволяют быстро определить не только место и направление движения носителя, но и время его подлета. Это обеспечивает передачу сигнала по системе оповещения до органов управления гражданской обороны и объектов.

Оповещение организуется для своевременного доведения до органов управления гражданской обороной, сил гражданской обороны и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны о эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.

Эти сигналы и распоряжения доводятся органов управления гражданской обороной, и населения централизованно. Сроки доведения их имеют первостепенное значение. Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телевидения и радиовещания, применением специальной аппаратуры и средств для подачи звуковых и световых сигналов.

Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований.

Сигналы, поданные вышестоящим органами управления, дублируются всеми подчиненными органами управления.

Завывание сирен в населенных пунктах, а также прерывистые гудки на предприятиях означают сигнал: “Внимание всем!”.

Услышав сигнал необходимо включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать сообщение местных органов власти или органов, осуществляющих управление гражданской обороной. В сообщении указывается: факт угрозы, направление распространения зараженного воздуха, населенные пункты, попадающие в зону заражения, характер действий производственного персонала и населения.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога»; «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога».

Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты.

По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. Рабочие и служащие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся убежища.

Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники.·Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу· значительно сокращают потери людей.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается органами управления гражданской обороны. По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание граждане! Отбой воздушной тревоги. Отбой воздушной тревоги». По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе.

В городах (районах), по которым противник нанес удары, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, правилах поведения населения и другая необходимая информация для последующих действий укрываемых.

Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако.

По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии -противогаз,· взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие.

Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического заражения. По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости — и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении. Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях.

Необходимо быть предельно внимательными и строго выполнять распоряжения органов управления гражданской обороны. О том, что опасность миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения.

Расходы на системы оповещения достигли рекордного уровня за последние пять лет

Расходы на системы оповещения достигли рекордного уровня за последние пять лет

Объем госзаказа на работы, связанные с системами оповещения населения, к началу октября 2023 года достиг 3,4 млрд рублей, что стало максимумом за последние пять лет, подсчитал RTVI. Это происходит на фоне публикации новых правил создания и эксплуатации систем оповещения и методики их оценок. RTVI разбирался, зачем это понадобилось, кто зарабатывает на модернизации систем, и почему они не работают, как должно.

Кто зарабатывает на системах оповещения

По подсчетам RTVI, расходы государства на системы оповещения РАСЦО и МАСЦО (региональные и местные автоматизированные системы централизованного оповещения) с января по октябрь этого года достигли почти 3,5 млрд рублей — рекордной суммы за последние пять лет. За 2021 и 2022 год региональные власти потратили на них 2,7 и 2,6 млрд рублей соответственно. В 2020 и 2019 годах расходы не достигали и 2 млрд.

Регионами-рекордсменами по расходам на системы оповещения стали Кемеровская область (1,4 млрд руб на 38 закупок), Москва (299,3 млн руб на 66 закупок) и Самарская область (277,6 млн руб на 8 закупок).

Расходы приграничных регионов страны оказались значительно ниже: Ростовская область (181,6 млн руб), Краснодарский край (121,2 млн руб), Брянская область (83,7 млн руб), Республика Крым (42,8 млн).

Лидером среди поставщиков в 2023 году стал «Ростелеком», которому досталось 105 контрактов на общую сумму более 2,2 млрд руб. Типовые контракты, которые выполняет «Ростелеком», включают техническое обслуживание действующих систем, ремонтные работы, разработку проектно-сметной документации для модернизации систем, монтажные работы, поставку оборудования для реконструкции.

По условиям самого дорогостоящего контракта «Ростелекому» необходимо выполнить модернизацию региональной системы оповещения на территории 26 городов и районов Ростовской области. Стоимость работ составляет 181,2 млн руб.

Второй по стоимости контракт заключен в Самарской области, его получило местное ООО «Компания “АВТЭЛ”». Там предстоит создать объекты комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории региона. Стоимость контракта составляет 178,2 млн руб.

В этом году ООО «Компания “АВТЭЛ”» заключило в общей сложности 7 контрактов на сумму 277 млн рублей. Все они заключены с самарским ГБУ «Региональный центр телекоммуникации» и посвящены созданию систем экстренного оповещения. С 2012 года, когда компания начала участвовать в госзакупках, этот год стал для нее самым прибыльным. В 2022 и 2021 годах фирма заключила контракты на сумму 52,4 и 68,4 млн соответственно.

Еще одним рекордсменом стала московская компания «Дисайдер», заключившая два контракта с московским департаментом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на 171,3 млн руб. По этим контрактам «Дисайдер» должен предоставить каналы связи для работы систем оповещения.

По словам источника RTVI, знакомого с особенностями разработки систем оповещения на федеральном уровне, «Ростелеком» действительно выступает монополистом в этой сфере: «Основная затратная часть не столько вот эти системы, сколько Ростелеком, за счет этого, свое покрытие увеличивает. Сам он выступает здесь генподрядчиком, а выполняют работы, зачастую, тот же “Сенсор”, КЗМТ, или оборудование свое продает».

Как мы считали

В подсчеты включены все госзакупки и контракты с 2019 по октябрь 2023 года с упоминанием “региональная система оповещения”, “муниципальная система оповещения”, “централизованная система оповещения”. Здесь учтены расходы на установку таких систем, их модернизацию, закупки расходных материалов и поддержание в рабочем состоянии.

С чего началась модернизация систем оповещения

В апреле 2012 года Владимир Путин поручил правительству в течение двух лет создать комплексную систему экстренного оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В июле 2012 года в Краснодарском крае в результате наводнения погиб 171 человек, а 3300 жителей полностью лишились своего имущества. Одной из причин трагедии, по словам тогдашнего главы МЧС Владимира Пучкова, стали ошибки в работе систем оповещения. Следственный комитет выяснил, что в городе система оповещения практически отсутствовала, ее услышали лишь полсотни человек — и то, когда было уже слишком поздно. Система информирования населения смс-рассылками тогда находилась в стадии разработки.

Тогда же, в июле 2012 года, выяснилось, что почти в 40% регионов системы оповещения населения готовы ограничено и не соответствуют всем предъявляемым требованиям.

Почему сейчас приходится все менять

4 октября в России прошла очередная всероссийская проверка систем оповещения, которые включают в себя уличные громкоговорители, сирены, радиоточки и телеканалы. По ним должны передаваться сообщения немедленного реагирования, например, призывы немедленно пройти в бомбоубежище.

В этот раз проверка системы прошла без сбоев, по крайней мере о них не сообщалось в СМИ. В марте этого года, когда была запланирована очередная проверка, в части регионов ее отменили. Тогда это объяснялось хакерскими атаками на теле- и радиоканалы.

Архивное фото
Роман Яровицын / Коммерсантъ

Октябрьская проверка стала первой после вступления в силу постановления правительства о новых правилах создания, реконструкции и применения систем оповещения. Документ содержит, в том числе, порядок формирования техзаданий, особенности технических требований к средствам оповещения, которых не было в предыдущем документе.

Необходимость в новых правилах назрела ввиду сложившейся практики создания систем оповещения — согласно предыдущему распоряжению правительства от 2003 года, провести реконструкцию региональных автоматизированных систем предписывалось МЧС, но фактически эти задачи выполняли региональные власти.

При разработке систем оповещения РАСЦО и МАСЦО МЧС выполняет функции главного методолога, устанавливает технические нормативы, одобряет компании, которые занимаются созданием этих систем, а также их сертификацией.

Кто отвечает за разработку систем оповещения

Со стороны МЧС контроль за разработкой систем оповещения ведет Всероссийский НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

«Вся техническая документация шла через НИИ ГО и ЧС, там делают эту документацию, проверяют, одобряют. Кроме того, мчсники насоздавали компаний, которые занимаются установкой этих систем. Не производством, а именно установкой», — говорит собеседник RTVI.

В июне этого года ВНИИ по проблемам ГО и ЧС впервые разработал ГОСТ, утверждающий требования к техническим средствам оповещения и протоколам обмена между системами оповещения.

В пресс-релизе отмечалось, что при создании таких систем используются средства разных производителей, что приводит к осложнениям при взаимодействии технических средств. «Существующие различия в применяемых производителями протоколах информационного обмена и их несовместимость стали причиной проблем при создании (реконструкции) систем оповещения населения», — говорилось в сообщении.

Как устроены системы оповещения

О происходящих чрезвычайных происшествиях население должно узнавать по сигналу, передающемуся через акустические системы, установленные по всей стране. Правила их работы регулируются Положением о системах оповещения населения. В данном случае речь идет о РАСЦО и МАСЦО, управление которыми, соответственно, осуществляется региональными и муниципальными властями.

Раньше в РАСЦО и МАСЦО входили только уличные системы оповещения, теперь к ним же присоединили информирование по радио и телевидению.

«При ведении военных действий или вследствие этих действий, при угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также в ситуациях, когда эти ЧС уже возникли, сначала из громкоговорителей в течение трех минут будет раздаваться вой сирены и призыв «Внимание всем!» Это значит, что людям нужно включить телевизор или радио и взять в руки мобильные телефоны. Вся необходимая информация будет передаваться по этим каналам», — разъяснял специалист по ГО и ЧС, подполковник запаса и эксперт университета «Синергия» Олег Бажанов.

При этом до конца непонятно, в каких случаях принимается решение о запуске сирен. Так, всех случаях, когда украинские беспилотники долетали до Москвы, городские системы оповещения не подавали сигнал тревоги.

«Раньше гражданская оборона была в ведении Минобороны и было все ясно сопряжено: срабатывает ПВО — срабатывает сирена. Сейчас они друг с другом не взаимодействуют и в реальности как ими пользоваться правильно никто не понимает. Это уже вопрос не технического оснащения, а применения», — рассуждает осведомленный собеседник RTVI.

Существуют еще системы информирования ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения) и его компонента КСЭОН (Комплексная система экстренного оповещения населения), но они отвечают за необязательные к выполнению оповещения, например предупреждения в смс-рассылках о предстоящих грозах, паводках, гололедице.

«Это просто позапрошлый век»

По словам источника RTVI, до начала военной операции на Украине к состоянию громкоговорителей, входящих в системы РАСЦО и МАСЦО, относились довольно формально.

Александр Казаков / Коммерсантъ

«После начала бомбежек оказалось, что системы не работают должным образом. Если вы участвовали в Бессмертном полку по Тверской, там по всей улице расставлены громкоговорители. Из них что-то еле слышно звучит, хотя по плану должны играть песни военных лет. Но МЧС регулярно постоянно шлет победные реляции, что все регионы построили системы оповещения. Оповещения, но не информирования», — говорит источник RTVI.

В июле промышленное издание Mashnews сообщало о росте производства громкоговорителей в стране: за январь-май 2023 года их было выпущено 101,1 тыс. штук, что в два раза больше, чем за тот же период 2021 года (58 тыс.) и в 18 раз больше, чем за тот же период 2020 года (5,61 тыс.).

По данным базы TrendEconomy, в 2022 году Россия закупила в Китае громкоговорителей и комплексов, состоящих из громкоговорителей и микрофонов на $405 млн. В 2021 году эта сумма составляла $352,1 млн.

Поставки из Китая «электрооборудования звукового или визуального сигнализационного (звонки, сирены и проч.)» (товарный код 8531) с 2019 по 2022 год выросли с $80 млн до $115,33 млн.

Доля второго крупного поставщика этого оборудования, Германии, снижается. Россия в 2022 году получила из ФРГ товаров по коду 8531 на $3,2 млн — против $24 млн в 2019 году, а объем импорта оборудования по коду 8518 (микрофоны, громкоговорители) за тот же период сократился с $56,2 млн до $12,7 млн.

В России в 2021 году было запущено несколько новых заводов по выпуску громкоговорителей, а действующие производства увеличили объёмы. Так, саратовское предприятие Rubezh планирует к 2025 году в три раза увеличить объем выпуска систем речевого оповещения: с 7 тыс. до 21 тыс. единиц в год.

В декабре прошлого года белгородский губернатор Вячеслав Гладков назвал систему оповещения неэффективной, так как СМС-сообщения об обстрелах приходили местным жителям через час после их начала.

«Это, конечно, вызывает крайнее раздражение у людей. Мы с вами начинаем реагировать, когда взрыв раздается на земле. Массовое распространение информации о необходимости укрытия зачастую вызывает больше паники, но, с другой стороны, мы не можем предсказать длительность обстрела. Исходя из текущей ситуации, необходима крайне срочная и качественная работа по перезагрузке системы»,— сказал Гладков.

По словам собеседника RTVI, регионы выделяет средства на системы оповещения, исходя из своих бюджетных возможностей, но эти возможности не всегда соответствуют стандартам МЧС, например в части количества систем оповещения.

«Можно говорить о максимальной недостаточности минимальной оснащенности. Во всех регионах вам, конечно, скажут, что есть и РАСЦО, и МАСЦО. Но на тех же приграничных территориях нужно гораздо большее количество этих ретрансляторов, чем закупается по факту. И регионы не тратят на это много денег, просто потому что эти “кричалки” не функциональны, это просто позапрошлый век», — считает собеседник RTVI.

Оповещение населения

Оповестить население — значить предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе.

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологического процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Тяжелы социально-экономические последствия от стихийных бедствий.

В связи с чем необходимо повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий. Нужна большая и планомерная работа по развитию единой автоматизированная система оповещения и информирования населения о действиях в чрезвычайных ситуациях.

Все это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время — главный фактор. В экстремальных условиях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы ни было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.

Действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств.

Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области.

Во-вторых. Ее можно применять как в мирное время — при стихийных бедствиях, так и в военное. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи и проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуре и электросиренах. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители. Система централизованного оповещения объединяет все средства по доведению звуковых сигналов и речевой информации в городах, сельских районах, на объектах народного хозяйства. Используя ее, можно дистанционно управлять электросиренами, циркулярно (одновременно) оповещать должностных лиц по квартирным и служебным телефонам, автоматически включать радиотрансляционные узлы и переключать их на передачу программ (сообщений) по линиям Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

В Свердловской области в целях развития системы централизованного оповещения в 2013 году был взят курс на внедрение в систему оповещения передовых технологий, используя современные цифровые системы.

Для чего были разработаны и согласованы с МЧС России проекты по созданию КСЭОН и реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения, после чего преступили к их реализации.

К 2016 году завершены мероприятия по созданию КСЭОН модернизации РАСЦО регионального уровня в результате современными средствами оповещения в соответствии с требованиями МЧС России оснащены:

пункты управления оповещением областного уровня Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Свердловской области, государственное казенное учреждение «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области»;

73 пункта управления оповещением муниципальных образований (в том числе 47 пунктов управления оповещением муниципальных образований, входящие в зоны КСЭОН);

организован перехват эфирного вещания телевизионного канала «Областное телевидение».

Выполнение вышеуказанных мероприятий позволило:

во первых, увеличить централизованное доведение сигналов оповещения органами управления гражданской обороной областного уровня дежурным сменам единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований с 34% до 100%;

во вторых, приступить муниципальным образованиям к модернизации местных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, используя уже установленное в ЕДДС современное оборудование оповещения.

3 февраля 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 9 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», тем самым была поставлена задача по устранению цифрового неравенства между жителями городского и сельского населения.

В связи с чем, в целях оказания помощи муниципальным образованиям, в модернизации местных систем оповещения Министерством общественной безопасности был разработан План создания (развития) местных автоматизированных систем централизованного оповещения и информирования населения муниципальных образований до 2020 года.

В соответствии Планом в период с 2017 по 2020 годы за счет средств областного бюджета будет установлено по одному пункту уличного оповещения в 418 населенных пунктах Свердловской области.

Так, в 2017 году в рамках исполнения государственных контрактов было установлено 68 уличных пунктов оповещения в 34 муниципальных образованиях, из них 3 в городе Екатеринбург по маршруту следования клиентских групп FIFA в городе Екатеринбург.

Установленные пункты уличного оповещения включают в себя сирену, четыре громкоговорителя и блок управления, запуск которого обеспечивается по проводной сети интернет или через GSM модуль, кроме того обеспечена возможность запуска по резервному радиоканалу. Уличные пункты оповещения имеют резервные источнике электропитания которые позволяют обеспечить запуск оборудования в течении 6 часов с момента пропадании промышленной электросети.

В 2018 году планируется установить пункты оповещения в 142 населённых пунктах.

В 2019 и 2020 годах по 104 пункта, для чего в государственной программе Свердловской области предусмотрено соответствующее финансирование.

В результате единого подхода, в систему централизованного оповещения будут подключены все крупные населенные пункты области с наибольшей численностью и плотностью населения, что существенно сократит время на оповещение населения и количество мобильных средств, используемых для оповещения населения в муниципальных образованиях, что в целом приведёт к существенному повышению уровня защищенности населения области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и социально-значимых происшествий, уменьшению наносимого чрезвычайными ситуациями, материального и финансового ущерба, а самое главное к сбережению здоровья и сохранению жизней жителей области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *