Что такое аср в пожарной охране
Перейти к содержимому

Что такое аср в пожарной охране

  • автор:

Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров

Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, утверждены Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (Протокол № 2 «12» мая 2015 г.).

Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, являются одним из видов аварийно-спасательных работ. К аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров (далее – АСР, связанные с тушением пожаров), относятся действия по спасению людей, материальных ценностей и снижению вероятности воздействия опасных факторов пожара, которые могут привести к травмированию или гибели людей, а также к увеличению материального ущерба.

Аттестационные комиссии осуществляют аттестацию АСС (АСФ) и спасателей на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, в соответствии со своими полномочиями и с учетом специфики различных территорий, отраслей и объектов.

Решение об аттестации АСС (АСФ) на право ведения АСР, связанных с тушением пожаров, принимается соответствующей аттестационной комиссией по результатам проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, и готовности к оперативному реагированию и проведению АСР, связанных с тушением пожаров.

АСС (АСФ) должно быть оснащено необходимым техническим оборудованием и снаряжением для выполнения АСР, связанных с тушением пожаров, в соответствии с утвержденными учредителем нормами обеспечения аварийно-спасательными средствами для выполнения данного вида работ с учетом специфики профессиональных и нештатных АСС (АСФ), особенностей обслуживаемых объектов и территорий, применяемого оборудования и других факторов, влияющих на техническую оснащенность.

На основании Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ, статья 22. «Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ», — тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

  • проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
  • создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;
  • использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
  • ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
  • охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);
  • эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи.

111020, г. Москва, Юрьевский переулок, д. 13 А, стр.3
Телефон/факс: 8 (495) 360 81 41, 8 (495) 232 40 73 — многоканальный

Действия подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров. Тема 6

Классификация и характеристика действий по тушению пожаров

Действия подразделений по тушению пожаров классифицируются по двум основным признакам: по характеру и назначению.

По характеру действия подразделений по тушению пожаров классифицируются на общие и частные.

Под общими действиями по тушению пожаров понимаются такие, которые осуществляются при тушении всех пожаров.

Под частными действиями по тушению пожаров понимаются такие, которые осуществляются при тушении конкретных видов пожаров. Они определяются частными, специфическими элементами обстановки на пожарах. Например, наличие угрозы для жизни людей на пожаре, необходимостью вскрытия и разборки конструкций и т.п.

По назначению действия по тушению пожаров подразделяются на подготовительные, основные и обеспечивающие.

Под подготовительными действиями по тушению пожаров понимаются такие, в результате которых создаются условия для выполнения основных действий по тушению пожаров.

Под основными действиями по тушению пожаров понимаются такие, в результате которых достигается выполнение основной задачи личного состава пожарной охраны на пожарах.

Под обеспечивающими действиями по тушению пожаров понимаются такие, в результате которых создаются достаточные условия для выполнения основных действий по тушению пожаров.

Принципиальная схема классификации действий по тушению пожаров на примере одного подразделения приведена на (рис.1). Из (рис.1) видно, что ликвидация горения является не только основным, но и общим видом действий подразделений по тушению пожаров. В то же время обеспечение безопасности людей и животных (спасение, эвакуация или их защита различными средствами), хотя и относится к основному виду действий подразделений по тушению пожаров, но является частным, так как выполняется не на всех пожарах.

Отличительной особенностью общих действий по тушению пожаров подразделения является то, что они выполняются в строгой последовательности, а поэтому относятся к последовательным процессам (рис. 2, “а”).

Классификация действий подразделений по тушению пожаров

Рис. 1. Классификация действий подразделений по тушению пожаров пожарной охраны

Частные действия подразделения по тушению пожаров выполняются, как правило, параллельно с некоторыми общими, такими, как боевое развертывание и ликвидация горения. Совокупность общих и частных действий подразделения по тушению пожаров в этом случае будет относиться к последовательно-параллельным процессам и может быть отображена в виде сетевой модели (рис. 2, “б”),

Сетевая модель действий подразделения по тушению пожаров (рис. 2, “б”) представляет собой графическое изображение общих и частных видов его действий по тушению пожаров в логической последовательности и взаимосвязи.

Виды действий по тушению пожаров обозначаются наименованиями, как показано на (рис.2, “а”), или цифрами, обозначающими время выполнения конкретной работы.

Графики (рис. 2, “а”, “б”) находят применение в процессе отработки планов тушения пожаров, при проведении пожарно-тактических учений и анализе действий подразделений по тушению пожаров на потушенных пожарах. Они позволяют выявлять всем стороны взаимодействия между подразделениями при выполнении ими основной задачи на пожарах и совершенствовать систему управления подразделениями. Вместе с тем, графики не отображают наглядно всю динамику изменения количественных характеристик действий по тушению пожаров нескольких подразделений, а поэтому не являются общей основой для обоснования их классификации.

процесс отработки планов тушения пожаров

Рис. 2. Графики последовательности выполнения действий по тушению пожаров одним подразделением: а – линейный график выполнения общих действий по тушению пожаров (последовательный процесс); б – сетевой график выполнения общих и частных действий по тушению пожаров (последовательно-параллельный процесс)

Известно, что количественно действия по тушению пожаров нескольких подразделений, в первую очередь, характеризуются изменением их количества Nотд, шт., на пожаре во времени. Вместе с этим они могут характеризоваться и количеством стволов, вводимых подразделениями на тушение пожара Nст, шт., или фактическим расходом огнетушащих веществ Qф, л/с, и т.п. Наличие этих количественных характеристик и данных по классификации действий по тушению пожаров одного подразделения позволяет построить обобщенную количественную модель действий по тушению пожаров нескольких подразделений (рис. 3).

Обобщенная графическая модель действий по тушению пожаров

Рис. 3. Обобщенная графическая модель действий по тушению пожаров нескольких подразделений

На (рис.3.) по оси ординат могут откладываться величины: Nотд, Nст, Qф и т.д., а по оси абсцисс – продолжительность осуществления действий по тушению пожаров нескольких подразделений. Ступенчатый график АВ показывает изменение фактического количества прибывающих подразделений на пожар во времени Nотд(τ), а график аб – фактического количества стволов Nст(τ) или фактического расхода огнетушащих веществ из этих стволов Qф(τ ). График с’д отображает изменение количества выводимых стволов, а график СД – свертывающихся подразделений на пожаре.

Отрезок ОА соответствует промежутку времени выезда и следования первого подразделения на пожар, а отрезок Аа – промежутку времени его боевого развертывания. Отрезки аб’ ; ад ; с”Е соответственно обозначают продолжительность: сосредоточения и введения сил и средств τс.в; локализации и ликвидации пожара (тушение пожара) τт; свертывание подразделений и возвращение (следование) их в пожарную часть τс.

При этом ДЕ – промежуток следования последнего подразделения с пожара к месту его постоянной дислокации. Суммарная продолжительность действий подразделений по тушению пожара ∑τб.д соответствует отрезку ОЕ.

Таким образом, из (рис.3) видно, что действия по тушению пожаров нескольких подразделений складываются из трех взаимосвязанных процессов:

  • сосредоточение и введение сил и средств;
  • локализация и ликвидация горения;
  • свертывание сил и средств и возвращение пожарных подразделений в часть.

Совокупность этих процессов представляет собой действия по тушению пожаров нескольких подразделений, и являются общими, т.к. выполняются на всех пожарах.

Особенности взаимодействия подразделений ФПС

со спасательными формированиями и подразделениями других министерств и ведомств городскими и специальными службами

Взаимодействие спасателей (пожарных) с представителями других министерств и ведомств в ходе ведения работ по тушению пожаров заключается в согласованных по месту, времени, зада­чам и способам их выполнения совместных действиях органов уп­равления подразделений, формирований, служб различной спе­циальности, предназначения и подчиненности, обеспечивающих комплексное, наиболее эффективное и полное использование их возможностей в интересах развертывания и проведения работ в короткие сроки, спасение пострадавших, а также ликвидацию по­жаров с наименьшими потерями.

Исходя из сложной обстановки, складывающейся при пожа­рах, к ликвидации их последствий привлекаются силы и средства подсистем РСЧС, воинские части ГО, а в случае необходимости – силы соседних регионов, Министерств и ведомств Российской Федерации.

Взаимодействие между спасателями и формированиями дру­гих министерств и ведомств организуется по месту действий, за­дачам, способам их выполнения и времени.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах сил, выполняющих главную задачу.

Основными организаторами взаимодействия, в зависимости от масштабов пожара, являются начальники пожарной охраны, региональных центров ГОЧС или представители территориаль­ных Комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Министерства и ведомства, чьи силы привлекаются к тушению пожара или их органы на местах, для решения всех вопросов, свя­занных с их использованием, высылают своих представителей.

Непосредственно взаимодействие с привлекаемыми форми­рованиями и службами других министерств и ведомств организу­ется оперативными группами соответствующих Комиссий по чрезвычайным ситуациям непосредственно на местности, при постановке задач на выполнение работ, с участием представите­ля от министерства (ведомства) или их органов на местах.

Взаимодействие непосредственно формирований, участвую­щих в тушении пожара, с формированиями министерств и ве­домств уточняют их командиры на местах работ.

Содержание вопросов, подлежащих согласованию при органи­зации взаимодействия, определяется исходя из сложившейся обстановки, задач, возложенных на данное министерство, ведомс­тво в системе РСЧС, места и роли формирований данного ми­нистерства (ведомства) в тушении пожара.

Исходя из характера обстановки, которая может сложиться в результате пожаров, а также обязанностей и задач в части ликви­дации пожаров, возложенных в системе РСЧС на министерства и ведомства, имеющие специальные формирования и службы, ука­занные формирования и службы взаимодействуют со спасателя­ми по решению следующих задач.

  • обеспечивает разведку, сбор, обработку и передачу соответс­твующей Комиссии информацию о пожарной обстановке в зоне ЧС;
  • выделяет силы и средства региональных специализирован­ных отрядов и специализированных частей военизирован­ной пожарной охраны, с учетом их дислокации, зон обслужи­вания и тактико-технических возможностей, для решения задач противопожарного обеспечения;
  • обеспечивает ввод спасательных подразделений на участки (объекты) работ путем локализации и тушения пожаров на маршрутах ввода и подходах к местам проведения работ;
  • осуществляет спасение людей из горящих, загазованных, задымленных зданий;
  • осуществляет локализацию, тушение пожаров и тления в зава­лах на участках (объектах) спасательных работ, а также обеспе­чивает работу спасателей на задымленных участках (объектах).

При тушении крупномасштабных пожаров на маршрутах вво­да сил РСЧС и участках (объектах) работ командиры противопо­жарных подразделений, выполняющих эти задачи, являются старшими на данном участке (объекте). Действующие на данном участке (объекте) спасательные формирования (подразделения) в этих условиях выполняют вспомогательные операции и подчи­няются командиру противопожарных сил.

СЛУЖБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА (Полиция):

  • осуществляет сбор, обобщение обстановки в районе пожара, обеспечивает информацией соответствующую Комиссию об обстановке;
  • выделяет силы и средства для обеспечения беспрепятствен­ного передвижения сил и средств РСЧС при вводе их на участки (объекты) работ, в ходе проведения аварийно-спа­сательных и аварийно-восстановительных работ, при прове­дении эвакуационных мероприятий; обеспечивает соблюде­ние установленного режима в зоне пожара; воспрещает про­тивоправные действия, пресекает панику;
  • осуществляет учет и организует опознание погибших;
  • осуществляет охрану культурных и материальных ценностей в зоне пожара;
  • оказывает помощь населению в розыске родственников;
  • обеспечивает порядок при оказании гуманитарной помощи.
  • организуют и осуществляют медицинскую разведку, наблю­дение, лабораторный контроль и экспертизу состояния объ­ектов внешней среды в зоне пожара, продовольствия и во­ды на зараженность отравляющими, ядовитыми вещества­ми и бактериальными средствами;
  • осуществляют оценку медицинской обстановки в зоне пожа­ра, информируют соответствующую Комиссию по ЧС;
  • развертывают в районе пожара учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи;
  • осуществляют оказание первой медицинской и первой вра­чебной помощи пострадавшим непосредственно в районе проведения спасательных работ, эвакуацию их для дальней­шего лечения в стационарных лечебных учреждениях;
  • проводят санитарно-гигиенические и лечебно-профилакти­ческие мероприятия среди личного состава сил РСЧС и на­селения в зоне пожара;
  • осуществляют снабжение сил РСЧС и населения в зоне ЧС медикаментами;
  • при необходимости, проводят медицинскую экспертизу по­гибших.

Привлекается для тушения крупных пожаров, и при ликвидации последствий ЧС. Оказывают помощь в эвакуации людей, имущества и тушении пожаров.

Для обеспечения работы водопроводной сети, повышение давления.

Энергетические службы города (СЭС, БЭС) и объектов.

Обеспечивают отключение участков электроснабжения, обесточивают отдельные здания и сооружения.

Газоспасательные службы (ГСС) объектов с наличием АХОВ, обеспечивают отключение подающей арматуры, ограничивают и приостанавливают выброс АХОВ, обеспечивают контроль за загазованностью территорий.

Порядок взаимодействие ГПС с другими видами ПО

Взаимодействие ГПС с другими видами ПО, ведомственными, территорииальными (муниципальными), объектовыми службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к тушению пожаров и ПАСР регламентируется соглашениями (инструкциями) в части, не противоречащей федеральному законодательству и «Порядоку тушения пожаров подразделений пожарной охраны».

Порядок привлечения СиС региональной ПО (включая пож.тех.образовательные учреждения) к тушению пожаров и ПАСР на территории других федеральных округов (межрегиональный уровень) определяется ГУГПС, согласовывается с полномочными представителями Президента РФ в пределах федеральных округов и утверждается Министром РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Порядок привлечения СиС ПО субъектов РФ к тушению пожаров и ПАСР в пределах Федерального округа, на территории которого они постоянно расположены (Региональный уровень), определяется структурными подразделениями регионального центра по делам ГО, ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими управление и координацию деятельности ГПС в пределах федерального округа, согласовывается с органами гос.власти субъектов РФ и утверждается начальником регионального центра.

Порядок привлечения СиС ПО муниципальных образований к тушению пожаров и ПАСР в пределах субъекта РФ, на территории которого они постоянно расположены (республиканский, краевой, областной уровень), определяется структурными подразделениями органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах субъекта РФ, согласовывается с органами местного самоуправления и утверждается органом гос.власти субъекта РФ.

Порядок привлечения СиС ПО муниципальных образований объявляется приказом начальника органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ.

Порядок привлечения СиС ПО ЗАТО (закрытых объектов) к тушению пожаров и ПАСР на территории муниципального образования, а также привлечение СиС ПО муниципальных образований к тушению пожаров и ПАСР на территории ЗАТО определяется совместным соглашением, утвержденным органом местного самоуправления муниципального образования и администрацией ЗАТО и объявленным совместным приказом начальника органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ и начальника управления ГПС (начальника отдела ГПС) по охране ЗАТО.

При наличии соглашения силы и средства муниципальной ПО и ПО ЗАТО включаются в расписание выезда (план привлечения СиС).Порядок привлечения к тушению пожаров и ПАСР на территории РФ СиС других государств, а также привлечение СиС ГПС к тушению пожаров и ПАСР за пределами РФ регулируется межгосударственными соглашениями.

Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров в зоне чрезвычайных ситуаций

Аварийно-спасательные работы, которые направлены на тушение пожаров в зоне ЧС, осуществляются специальным подразделением аварийно-спасательной службы. Основными задачами подразделения является локализация, ликвидация и предупреждение пожаров, а также спасение пострадавших и материальных ценностей, которые находятся в зоне аварии.

Работы, которые проводит аварийно-спасательная служба, различаются по степени сложности, направлению и объему. Виды таких работ:

  • организация тушения очагов пожаров в зоне ЧС;
  • спасение пострадавших и оказание первой медпомощи и доврачебной помощи;
  • предупреждение ЧС в виде профилактических работ, связанных с обучением и информированием личного состава и работников предприятий;
  • подача воздуха пострадавшим при возникновении завалов;
  • взаимодействие с другими службами и государственными органами для более эффективного и оперативного устранения последствий пожара.

Проведение работ при пожаре включает в себя несколько основных стадий. Это непосредственное тушение пожара — ликвидация очагов горения и локализация пожара, для предотвращения возможности последующего распространения огня.

Способы ликвидации и локализации тушения пожаров зависят от их месторасположения, характеристик местности, масштабов и силы. В зависимости от этих условий нашими специалистами проводятся работы с применением воды и огнетушащих средств, с устройством заградительных канав и полос как препятствий для распространения огня и с другими средствами и оборудованием, которое эффективно справляется с поставленной задачей.

Помимо локализации и ликвидации пожаров наша аварийно-спасательная служба осуществляет спасение людей, которые находятся в зоне ЧС, спасение материальных ценностей, оказывает первую медпомощь до приезда врачей и комплексно минимизирует риски распространения пожара и последствий, возникших в результате чрезвычайной ситуации. Наши специалисты оснащены всем необходимым оборудованием, техникой, специальными костюмами и средствами индивидуальной защиты, которые позволяют действовать в ЧС оперативно и максимально эффективно.

Еще по теме:

Территориальная служба пожарной охраны

Территориальная пожарная охрана – это постоянные, расположенные на одной территории (один федеральный округ – региональная пожарная охрана Читать далее >>>

Организация службы пожарной охраны

Пожарная охрана – органы управления, организаций и подразделений, главная задача которых заключается в организации профилактики возгораний, тушения пожаров и своевременного проведения аварийных и спасательных работ. Читать далее >>>

Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники

При выполнении спасательных работ во время пожаров необходимо знать особенности пожарной тактики (теория и практика работ по тушению пожаров). Читать далее >>>

Газовое пожаротушение

Газовое пожаротушение — это один из видов пожаротушения, во время которого применяются газовые огнетушащие составы. Существует автоматическая установка газового пожаротушения, состоящая из емкостей или баллонов, где хранится газовый огнетушащий состав Читать далее >>>

Пожарная безопасность: категории помещений

Пожарная безопасность – это состояние защищенности отдельной личности, общества, имущества и государства от опасных факторов пожаров. Читать далее >>>

Пожарная безопасность: использование бытовых газовых приборов

При использовании в быту газовых приборов необходимо внимательно подходить к их установке и эксплуатации. Если соблюдать все правила пожарной безопасности, газовые котлы и плиты будут долго работать, не вызывая опасности для здоровья и жизни людей. Читать далее >>>

Организация пожарной охраны в организациях

Главные задачи организации пожарной охраны – предупреждение пожаров, а также тушение и ликвидация последствий пожаров. Читать далее >>>

Расстановка пожарных извещателей

Главная причина, усложняющая проектирование при расстановке пожарных извещателей – отсутствие в отечественных нормативных документах определения площади, которую защищают пожарные извещатели. Читать далее >>>

Обеспечение пожарной безопасности в организациях

Чтобы снизить вероятность возникновения пожара на любом предприятии необходимо организовать противопожарный режим, вести соответствующую документацию, разрабатывать мероприятия по профилактике пожаров, произвести расстановку пожарных извещателей. Читать далее >>>

Методы спасения от лесного пожара

Опасность лесного пожара, прежде всего, вызвана скоростью его распространения и сложностью эвакуации. Главное – вовремя узнать о начале пожара. Читать далее >>>

Чем опасен пожар?

Пожар – опасное явление, причиной которого обычно становятся небезопасные действия людей. Во время пожара снижается концентрация кислорода, теряется видимость, человек вдыхает горячий воздух Читать далее >>>

Аварии и пожары на объектах транспортировки нефти и газа

Пожар – это опасное явление, которое приводит к травматизму и гибели людей, к тяжелым экономическим и экологическим последствиям. Читать далее >>>

Пожарная безопасность организаций и предприятий

Все здания, помещения, сооружения и технологические установки нужно эксплуатировать в соответствии с технологическим регламентом и техническим паспортом. Читать далее >>>

Как обезопасить людей на случай возникновения пожара?

Меры пожарной безопасности, которые осуществляются на объектах, должны быть обязательно направлены на защиту жизни людей, а также на предупреждение негативного воздействия на них опасных факторов, способных отрицательно повлиять на здоровье человека. Читать далее >>>

Пожарная безопасность предприятий и организаций

На территории предприятия запрещается устройство стоянок транспорта, строительство временных зданий, сооружений, хранение тары, материалов и оборудования в местах, не предусмотренных генеральным планом. Читать далее >>>

Порядок действий при возникновении пожара

Каждый человек при обнаружении признаков горения (повышение температуры, запах гари, задымление и т.п.) или пожара обязан сразу же позвонить в пожарную охрану. Читать далее >>>

Охрана труда при тушении пожара

Для ликвидации пожаров люди из пожарных частей должны работать только со снаряжением и в специальной боевой одежде. Читать далее >>>

Организационные мероприятия по пожарной безопасности

Организационно-технические мероприятия должны охватывать организацию ведомственных служб пожарной безопасности и организацию пожарной охраны в соответствии с законодательством. Читать далее >>>

Тушение пожаров с помощью воды

Вода – наиболее широко применяемое средство для тушения загоревшихся веществ в разных агрегатных состояниях. Читать далее >>>

Тушение пожаров с помощью галогенуглеродных составов

Огнетушащие составы, о которых рассказывалось раньше, оказывают пассивное воздействие на пламя, они не влияют на химизм и кинетику реакции в пламени. Читать далее >>>

Тушение пожаров пенами

Пена — это огнетушащий состав, который наиболее широко применяется при пожаротушении на предприятиях нефтехимической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Читать далее >>>

Пожарная сигнализация

Для быстрого сообщения о начале пожара на производстве категорий А, Б, В, в книгохранилищах, научно-исследовательских учреждениях, складах, музеях, а также других очень важных объектах устанавливают автоматические системы пожарной сигнализации. Читать далее >>>

Применение огнетушителей при пожаре

Воздушно-пенные огнетушители нужно перенести к месту пожара. Далее выдернуть за кольцо запорную шпильку. Читать далее >>>

Выбор автоматических пожарных извещателей

Установка извещателей должна производиться в тех помещениях, где хранятся или производятся материалы: синтетический каучук, изделия из синтетических волокон, древесины, целлулоида, резины. Читать далее >>>

Первичные средства пожаротушения

Для устранения пожаров еще на начальной стадии всегда используют первичные и подручные средства пожаротушения. Первичные средства — это средства и приборы, которые заранее приготовили для тушения пожаров. Читать далее >>>

Средства и способы тушения пожара

Классифицируя способы тушения пожара, можно поделить их по виду веществ (составов), которые применяются для тушения огня, по методу их подачи (применения), назначению, по окружающей обстановке. Читать далее >>>

Физико-химические основы процессов горения и взрыва

Горение – это химическая реакция, которая вызвана соединением кислорода с горючим веществом, сопровождающаяся выделением большого количества лучистой энергии и тепла. Читать далее >>>

Способы повышения пределов огнестойкости в строительных конструкциях

Если брать каменные конструкции, то их огнестойкость зависит в первую очередь от теплофизических свойств обрабатываемых материалов из камня и методов их обогрева. Читать далее >>>

Категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности

Из-за развития и совершенствования технологических процессов необходимо обосновывать принятую категорию помещения b нормативными расчетами и требованиями. Читать далее >>>

Главные понятия о пожаре и его стадиях развития.

Важнейшими параметрами пожаров, с помощью которых определяют условия пожаротушения, являются… Читать далее >>>

Дренчерные и спринклерные установки пожаротушения.

Установки водяного тушения – это самые дешевые и наиболее распространенные средства противопожарной защиты и сигнализации предприятий. В наше время широкое распространение получили дренчерные и спринклерные установки. Читать далее >>>

Тушение порошками. Аварийно-спасательное формирование.

Огнетушащие порошки – это мелко размельченные минеральные соли с разными добавками, которые препятствуют комкованию и слеживаемости. Читать далее >>>

Тушение пожаров с помощью инертных разбавителей

Объемное тушение основывается на создании в защитном объекте среды, которая не поддерживает горение. Это один из самых эффективных способов защиты от пожара. Читать далее >>>

Защитные мероприятия, направленные на обеспечение или понижение пожароопасности и взрывоопасности

Для снижения возможности пожара или взрыва на производственном предприятии предпринимается ряд мероприятий. Читать далее >>>

Если в авто начался пожар. Советы автомобилисту.

Услышали запах дыма. Потом увидели и сам дым. Или такая ситуация, вы ничего подозрительного не видите и не чувствуете запах дыма, а водители делают вам знаки… Читать далее >>>

Обязанности руководителей, граждан и должностных лиц в области пожарной безопасности

Руководители организаций ответственны за их пожарную безопасность. Они назначают должностные лица, ответственные за пожарную безопасность отдельного объекта (цеха, участки, лаборатории, склады). Руководители обязаны… Читать далее >>>

Организация управления силами и средствами на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ. Тема 7

Под организацией управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведения АСР в городах и населённых пунктах принято понимать комплекс организационных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожарных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

  • организацию гарнизонной и караульной служб;
  • разработку оперативных документов предварительного планирования (планов и карточек пожаротушения), привлечения сил и средств, расписания выездов пожарных подразделений на пожары и т.п.

Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной тактики, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и определение им конкретных задач;
  • организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями, а также с другими службами города (объекта);
  • разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;
  • материально-техническое обеспечение пожарных подразделений;
  • поддержка высокой боевой готовности пожарных подразделений.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направленных на ликвидацию пожаров и снижение последствий от них.

Успех тушения пожара, может быть, достигнут не только благодаря активным и умелым действиям при ликвидации пожара, но и в результате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организации.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населённых пунктах направлены нас своевременное прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени всё больше возрастает.

При организации подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обеспечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т.п.), выполняются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промышленных зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также правилами пожарной безопасности.

При организации тушения пожаров очень важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до момента тушения, т.е. время свободного развития пожара, мин, можно определить по формуле:

где: tобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; tв – время выезда пожарных подразделений, мин;

tсл – время следования на пожар, мин; tб/р –время боевого развертывания (от прибытия до выхода на боевую позицию и подачу огнетушащих средств), мин.

Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СниП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в своём районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть может прибыть на пожар за 8-10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоянии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет возрастать.

Уже в 1986-1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомобилей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 мин для первого подразделения пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, т.е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части – зависит от особенностей охраняемого района.

В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или установкой автоцистерны на водоисточники.

Есть районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на расстоянии более 5 км от пожарной части.

В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.

В пожарной части в боевой готовности содержится 100%-ный резерв основных пожарных автомобилей.

Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными авто лестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три- при населении 50-100 тысяч человек (или одна автолестница на две пожарные части).

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республиканских центрах, или пожароопасных объектов народного хозяйства.

Задачи оперативного штаба пожаротушения при пожаре

Организация управления силами и средствами на пожаре

В случае сосредоточения сил и средств на пожаре по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2-3 боевых участков РТП становится трудно управлять их дей­ствиями, в этом случае создается на пожаре оперативный штаб.

Кроме того, штаб может создаваться на крупных и сложных пожарах, там, где действия по тушению необ­ходимо согласовывать с инженер­но-техническим персоналом и адми­нистрацией объекта, а также по ре­шению РТП в зависимости от обста­новки.

Оперативный штаб на пожаре это временно сформированный орган РТП для управления силами и средст­вами на пожаре. В состав штаба вхо­дят: начальник штаба, начальник ты­ла, а также представители взаимо­действующих служб города или насе­ленного пункта (объекта).

Задачи оперативного штаба на по­жаре и обязанности начальника шта­ба (НШ) определены в БУПО.

Основными задачами оперативного штаба являются:

  • встреча и расстановка на БУ прибывающих подразделений;
  • организация партийно-политичес­кой работы во время тушения;
  • проведение разведки пожара и сбор сведений об изменении обстанов­ки;
  • ведение учетных документов сог­ласно приложениям 1-5 БУПО;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация связи и взаимодейст­вия;
  • организация контрольно-пропуск­ного пункта или постов безопасности (ПБ) ГДЗС;
  • организация питания личного сос­тава при продолжительности работы более 5 ч;
  • материально-техническое обеспече­ние подразделений, работающих на пожаре.

Оперативный штаб на пожаре рас­полагается в наиболее удобном для управления силами и средствами мес­те, как правило, со стороны сосре­доточения основных сил и средств, и обеспечивается штабным столом и другими техническими средствами.

Место оперативного штаба на по­жаре обозначается днем – красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или другими свето­выми указателями красного цвета.

При работе на пожаре РТП, НШ, НТ, НБУ и связные должны иметь на левом рукаве нарукавные повязки. На пожарных касках личного состава должны быть знаки различия (при­ложение 6, 7 БУПО).

Начальник оперативного штаба (НШ) подчиняется РТП, является его заместителем, возглавляет работу штаба и несет ответственность за выполнение задач штаба.

В дежурной службе пожаротуше­ния гарнизона эту роль выполняет старший помощник руководителя по­жаротушения. Если штаб комплек­туется на пожаре (нет штатных лиц), тогда начальником штаба назначают тактически грамотных и опытных ко­мандиров.

Оперативный штаб в соответствии с рекомендациями плана пожаротуше­ния и с учетом складывающейся обстановки через средства связи или связных отдает распоряжение подраз­делениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на во­доисточники, направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а так­же о том, в распоряжении какого боевого участка поступают подраз­деления. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип по­жарного автомобиля и количество боевого расчета, определяет задачу подразделению, а также боевой учас­ток, где должно находиться это под­разделение.

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализи­руют. Форма штабного стола при­ведена в БУПО.

Если подразделения получили рас­поряжения от штаба по радио, ко­мандиры докладывают в штаб по ра­диостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются «с ходу» на водо­источники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.

Важной задачей оперативного штаба является создание резерва сил и средств. Командиры подразделений резерва должны находиться при шта­бе вместе со связными, боевые рас­четы – в автомобилях или сосредото­чены в местах, определенных штабом.

Оперативный штаб, начальник ты­ла и командиры подразделений всегда должны стремиться использовать по­жарную технику на полную ее возмож­ность и добиваться высокой эффек­тивности огнетушащих средств.

Начальник оперативного штаба должен непрерывно вести разведку, анализировать данные с боевых участ­ков и тыла и докладывать РТП. При тушении пожаров в гражданских и промышленных зданиях полученные сведения сопоставляют со сведениями администрации объекта о возможном поведении в условиях пожара техно­логического оборудования и конструк­ций здания.

Обязанность начальника штаба – всесторонне взвесить возможные пос­ледствия взрывов и обрушений, опре­делить масштабы пожара и соответ­ственно изменение обстановки на пожаре. В экстренных случаях НШ может принимать самостоятельное ре­шение на введение резерва сил и средств, отход с позиций с последую­щим докладом РТП.

Начальник штаба организует на пожаре контрольно-пропускной пункт или пост безопасности ГДЗС и отве­чает за их работу. С помощью адми­нистрации объекта штаб определяет возможность применения тех или иных средств тушения, способы защиты лич­ного состава от воздействия опасных факторов пожара или токсичных га­зов, веществ. Для эффективной рабо­ты состава штаба по анализу обста­новки, выдаче распоряжений, произ­водству расчетов в штабном автомо­биле желательно использовать элект­ронные счетные машины, диктофон, набор приспособления для нанесения схем и другую оргтехнику.

Штаб систематически информирует ЦППС об обстановке на пожаре, при необходимости НШ докладывает об обстановке руководителям УВД, мест­ным партийным и советским орга­нам.

В случае прибытия на пожар стар­ших начальников об обстановке их информирует начальник штаба или РТП. Через начальников тыла, пред­ставителей служб города и объекта штаб решает вопросы, связанные с бесперебойной подачей воды, пены и других огнетушащих средств на по­жар. Штаб проводит расчеты по определению потребности огнетуша­щих средств, топливно-смазочных материалов (ТСМ), определяет спо­собы и порядок дозаправки машин.

С помощью ГИБДД штаб обеспе­чивает перекрытие участков улиц или переулков для обеспечения своевре­менной расстановки на водоисточни­ки пожарных машин; прокладки ма­гистральных рукавных линий и обес­печения их сохранности. Обязан­ностью штаба является также выясне­ние причины пожара, оказание по­мощи органам дознания и следствия, прибывшим на пожар, своевременное включение в работу испытательной пожарной лаборатории, сбор сведений о работе подразделений для объектив­ной оценки их работы. Схема управ­ления силами и средствами на по­жаре при работе оперативного штаба приведена на форзаце в конце книги.

При пожарах на газовых и нефтя­ных скважинах, пожарах леса и торфопредприятий, метрополитена соз­даются специальные штабы или комис­сии, в состав которых входит РТП, через свой оперативный штаб руко­водящий пожарной службой.

В задачи РТП и оперативного штаба входит организация партийно-политической работы через политра­ботников и начальников частей и отря­дов пожарной охраны, штаб включа­ет их в активную деятельность на боевых участках, ориентирует их в об­становке для мобилизации личного состава на успешное выполнение боевых задач по спасанию людей, сохра­нению социалистического и личного имущества граждан от огня, порчи и расхищения.

Как было уже отмечено выше, непрерывность и живучесть управ­ления обеспечиваются устойчивостью средств связи на пожаре, без нее штаб не может эффективно контроли­ровать изменение обстановки и ход боевых действий.

Для организации связи использу­ются радиостанции, имеющиеся на по­жарных автомобилях, переносные ра­диостанции, переговорные устройства, громкоговорящие усилительные уста­новки, электромегафоны и средства телефонной связи.

Штаб организует связь на пожаре по видам:

  • связь управления между РТП и командирами подразделений, между РТП и штабом, начальником тыла, начальником боевого участка;
  • связь взаимодействия между на­чальниками боевых участков (подраз­делений), обеспечивающая взаимо­действие между боевыми участками или подразделениями;
  • связь информации между РТП, оперативным штабом и ЦППС или пунктами связи части (ПСЧ). Этот вид связи обеспечивает взаимную передачу информации ЦППС или ПСЧ и подразделений на пожаре и в пути следования, об обстановке и ходе ту­шения пожара, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП различным службам города или объекта.

При невозможности использования технических средств связи использу­ются сигналы управления.

Организация работы тыла на пожаре при работе одного подразделения при работе двух и более подразделений при отсутствии оперативного штаба пожаротушения

Организация управления силами и средствами на пожаре

Тыл – это территория, прилегающая к пожару, на которой сосредоточены силы и средства, обеспечивающие выполнение задачи. Тыл на пожаре возглавляет начальник тыла (НТ), обязанности которого определены нормативными документами.

В задачи тыла входит:

• организация разведки водоисточников;
• встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
• обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих веществ и работы пожарной техники;
• охрана магистральных рукавных линий;
• обеспечение ГСМ и огнетушащими веществами, создание резерва сил и средств.
• обеспечение личного состава средствами индивидуальной защиты.

В практике пожаротушения НТ часто назначают руководителя подразделения, в районе выезда которого тушат пожар, так как он может выполнить эти обязанности, зная хорошо оперативно-тактическую характеристику района, объекта. Бывают случаи, когда первый прибывший РТП, определив решающее направление на пожаре, назначает на этом направлении НУТП, а сам руководит работой тыла, встречает подразделения и направляет их на участки. Это оправдано, когда обстановка на пожаре достаточно ясна, а скорость развития пожара требует в минимальные сроки ввести в действие мобильные средства тушения.

Когда на пожаре нет оперативного штаба, значительно возрастает роль НТ: ему приходится организовывать связь и освещение на пожаре, а также взаимодействие с другими службами города или объекта.

Обязанности начальника тыла и личного состава при организации работы тыла на пожаре

начальник тыла

Начальник тыла должен иметь планшет или справочник водоисточников и регистрировать время прибытия подразделений, а также содержание задачи. Начальник тыла использует в своей работе план или карточку пожаротушения на объектах, где должны быть предусмотрены все возможности, обеспечивающие наиболее рациональное использование ближайших водоисточников, указаны основные направления прокладки рукавных линий, вид и диаметр водопроводной сети, водоотдача, наличие пожарных вводов и т.п., сообщены условия обеспечения эффективной работы насосно-рукавной системы в зависимости от подачи насоса и напора.

Когда на пожаре работает ОШ, НТ входит в состав штаба и подчиняется НШ и РТП. Организованность в работе тыла зависит от четкости и ясности определения его задачи, следовательно, высокий уровень организации работы тыла во многом зависит от умелого управления действиями со стороны РТП. Часто на пожарах создаются условия, которые вызывают необходимость в усилении тыла.

Такими условиями могут быть:
• возможность сосредоточения сил и средств на пожаре с различных правлений;
• обеспечение водой от удаленных водоисточников;
• использование различных видов огнетушащих веществ.

РТП в указанных случаях должен выделить в помощь начальнику тыла одного-трех человек начальствующего состава, а также необходимый транспорт и средства связи.

РТП управляет тылом через оперативный штаб и связных, выделенных из расчетов, имеющих радиостанции или телефоны. В ходе тушения пожара начальник тыла составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники, составляет необходимые сведения начальнику штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара (количество использованных рукавов, огнетушащих веществ и т.п.).

Одним из важнейших условий успешного тушения пожара является бесперебойная подача воды на позиции подразделений. Когда вблизи места пожара нет запаса воды, то тушение организуете подвозом воды пожарными и хозяйственными автоцистернами или подачей вод в перекачку. Если по условиям прокладки магистральной линии и количеству необходимых стволов требуется перекачка воды, то следует указать количество ступеней перекачки, расстояние между ними и место установки головного насоса. При наличии водоема необходимо указать его объем, на какое количество автомобилей рассчитан пирс или подъезд к водоисточнику, высота забора воды, способ пополнения водоема.

В этому случае успех в развертывании сил и средств, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от организаторских, инженерных и тактических способностей командиров и в первую очередь НТ, который, оценив обстановку, должен организовать работу тыла.

Сущность и задачи управления силами и средствами при ведении АСР и основные требования к организации управления при проведении АСР в очагах аварий и катастроф

организация управления при проведении АСР

На основе познания объективных закономерностей в теории управления силами и средствами на пожаре формулируются соответствующие правила и рекомендации для практической деятельности РТП и органов управления. К ним можно отнести принципы управления силами и средствами на пожаре.

Принципы управления – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности РТП и органов управления на всех уровнях руководства подразделениями пожарной охраны. Эти принципы не являются продуктом оторванного от жизни мыслительного процесса или плодом творения отдельных личностей, а черпаются из жизни путём познания наиболее существенных связей и отношений различных сторон управления, научного обобщения длительной практической работы РТП и оперативного штаба при решении задач управления силами и средствами в различных условиях обстановки на пожаре.

По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления, закономерностями управления и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объективные закономерности.

Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Свое предназначение принципы управления могут выполнить лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным закономерностям управления.

Принципы управления силами и средствами на пожаре, будучи правильно познанными и сформулированными, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Вместе с тем дело не только в выявлении и формулировании принципов. Надо уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, методах управленческой деятельности. Задача эта непростая, требующая вдумчивости, опыта и чувства меры.

В пожарной охране принципы управления складывались (формулировались) и проверялись на практике тушения пожаров различной сложности. Сложившиеся за годы принципы управления постоянно уточнялись и проверялись в различных формах тактической подготовки и на пожарно-тактических учениях.

В настоящее время в пожарной охране руководствуются следующими принципами управления:

  • единоначалие;
  • централизация управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных задач;
  • твёрдость и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь;
  • оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки;
  • личная ответственность РТП за принимаемые решения, за применение подчинённых подразделений и результаты выполнения поставленных им задач;
  • научность и предвидение.

Принцип единоначалия является важнейшим организационным принципом управления силами и средствами на всех уровнях. Необходимость единоначалия в управлении подразделениями вытекает из самой природы тушения пожаров. С помощью единоначалия достигается централизация и единство действий подразделений при тушении пожара.

Сложные условия подготовки и ведения действий по тушению пожаров, их скоротечность, резкие изменения обстановки значительно повысили роль фактора времени и необходимость принятия единоличного решения и твёрдого проведения его в жизнь. Этого можно достичь лишь при жёсткой централизации прав в руках одного лица – РТП. Только РТП, наделённый всей полнотой власти, может действовать инициативно и решительно, в короткие сроки принимать решения и брать на себя полную ответственность за их практическое осуществление. Единоначалие необходимо для поддержания дисциплины и организованности в сложных условиях физического и морального воздействия на участников тушения опасных факторов пожара.

Таким образом, принцип единоначалия заключается в том, что РТП наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несёт полную ответственность за все стороны их деятельности. Он руководит подчинёнными на основе прав, предоставленных ему законодательством Российской Федерации, положениями уставов и наставлений, приказами, другими нормативными и распорядительными документами.

РТП является не только руководителем, но и воспитателем подчинённых, он несёт ответственность за моральное состояние личного состава, за дисциплину, слаженность и организованность работы подразделений на пожаре.

Вместе с тем сложные условия подготовки и действий по тушению пожаров, большой объём задач управления и ограниченные сроки на их решение делают невозможным управление оперативными подразделениями одним лицом. РТП в своей работе опирается на оперативный штаб и другие органы управления. Это позволяет наиболее полно учесть условия обстановки, эффективно использовать опыт и знания сотрудников органов управления, их творчество и инициативу, свести до минимума возможность появления ошибок и субъективизма в оценке обстановки и в конечном счёте обеспечивает принятие научно обоснованных решений.

Таким образом, единоначалие и коллегиальность выступают вместе при ведущей роли РТП.

В управлении силами и средствами на пожаре требуется более жёсткая централизация управления, чем в других областях. Это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность в короткие сроки принять решение и направить усилия подчиненных на достижение поставленной цели, подчинить их действия единому замыслу и плану.

Централизованное управление позволяет РТП в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия подразделений пожарной охраны, эффективно применять пожарную технику, быстро перераспределять силы и средства с одного направления на другое, контролировать любой вопрос и в случае необходимости замыкать на себя любую инстанцию управления. При этом наиболее полно используются высокая компетентность, осведомлённость и практический опыт органа управления, его возможности в принятии обоснованных решений и в решительном проведении их в жизнь.

Вместе с тем сложные условия тушения пожаров, резкие изменения обстановки, а также высокий динамизм развития действий по тушению пожаров требуют быстрого, порой мгновенного, влияния на ход действий по тушению пожаров путём принятия подчинёнными самостоятельных решений. Поэтому подчинённым должна быть предоставлена возможность проявления широкой инициативы и творчества при решении поставленных им задач. Они должны иметь возможность принимать решения и ставить задачи подчиненным не только по указаниям вышестоящего командования, но и самостоятельно, с соблюдением установленных требований.

Следовательно, в управлении силами и средствами на пожаре должны разумно сочетаться централизация и децентрализация. Характер такого сочетания может быть неодинаков в различных инстанциях. Он зависит от состава и назначения органов управления, задач, решаемых ими, и условий обстановки на пожаре.

Наибольшая степень централизации управления будет иметь место при решении наиболее сложных задач в кризисных ситуациях, а инициатива подчинённых нацеливается главным образом на то, чтобы с наименьшими силами и наименьшим расходом материальных средств в самые короткие сроки выполнить поставленные задачи.

Сочетание централизации и децентрализации в управлении силами и средствами на пожаре находит своё выражение в распределении функций между командирами на участках тушения пожара и позициях.

Такое распределение функций даёт возможность исключить дублирование в решении одних и тех же задач, значительно сократить потоки информации, циркулирующие в системе, и повысить оперативность управления.

Органы управления не должны выполнять те функции, которые с успехом могут быть выполнены подчинёнными. Однако достичь полного совпадения функций органов управления с решением конкретных задач управления практически невозможно. В конкретных условиях обстановки требуется проявление разумной инициативы.

Должностные лица органов управления должны хорошо знать своих подчинённых, их подготовку и организаторские способности, сильные и слабые стороны. Они должны заботиться о том, чтобы подчинённые знали в положенном объёме обстановку на пожаре, замысел РТП и были способны эффективно и качественно решать возложенные на них задачи управления.

Принцип твёрдости и настойчивости в реализации принятых решений (планов) находится в тесной связи с принципом оперативного и гибкого реагирования на изменения обстановки. Оба эти принципа лежат в основе практической деятельности РТП и органов управления по руководству силами и средствами в ходе тушения. В них сочетаются, с одной стороны, стремление обеспечить неукоснительное проведение в жизнь принятого решения, с другой – необходимость своевременного принятия нового решения или внесения уточнений в ранее принятое решение и задачи подразделениям пожарной охраны, возникающие в связи с изменениями обстановки.

Реализация принципа твёрдости и настойчивости в реализации принятых решений обеспечивается способностью РТП добиваться неукоснительного выполнения подчиненными стоящих перед ними задач, на трудности и препятствия, возникающие на пути к их решению. Вместе с тем принцип оперативности и гибкости управления требует от РТП быстрого реагирования на ожидаемые или произошедшие изменения обстановки, решительного внесения необходимых уточнений в ранее принятое решение, обеспечения в короткие сроки перенацеливания усилий в интересах успешного тушения пожара.

Успешное сочетание твёрдости и гибкости в управлении силами и средствами на пожаре возможно лишь при условии постоянного знания обстановки, точного её прогнозирования, объективного анализа, правильных и обоснованных выводов для решения. При этом в любых условиях обстановки важно не только принять оптимальное решение или своевременно его уточнить, но и уметь мобилизовать подчинённых на выполнение поставленных задач.

Управление силами и средствами на пожаре – это в первую очередь управление людьми. Поэтому твёрдость и гибкость в управлении проявляется через личные качества РТП, должностных лиц органов управления. Профессиональная подготовка, уверенность в правильности действий, стойкость и выдержка в сложных условиях, высокая требовательность и чуткость к людям способны подчинить воле командира коллективы людей, максимально мобилизовать их боевые возможности, физические, интеллектуальные и духовные силы на безусловное выполнение поставленных задач даже в самой сложной обстановке на пожаре.

Наконец, в достижении разумного сочетания твёрдости и гибкости управления важную роль играет организованность в деятельности самих органов управления. В боевой обстановке, когда резко сокращаются сроки принятия решений и возрастает объём решаемых задач, нередко является недостаточной численность личного состава органов управления, нужна гибкость в получении информации об обстановке, решении в нужном объёме задач управления. Возникает необходимость в перераспределении личного состава и технических средств на УТП, организации работы сокращёнными расчётами и проведении ряда других мероприятий, направленных на достижение устойчивого управления.

Принцип личной ответственности РТП за принимаемые решения, применение подчинённых сил и результаты выполнения поставленных задач имеет важнейшее значение в управлении силами и средствами на пожаре. Объединяя в своих руках всю полноту власти, РТП несёт личную ответственность за успешное тушение пожара.

Независимо от количественного состава и уровня подготовки должностных лиц органов управления, участвующих в выработке решения, только РТП имеет право принимать решение на тушение, являющееся основой управления. Этот принцип подчеркивает, что коллегиальность обсуждения во всех обстоятельствах должна быть сведена до необходимого минимума. Она сопровождается точным установлением личной ответственности каждого должностного лица за выполнение возлагаемых на него функциональных обязанностей и подготавливаемые им данные.

Полнота прав и обязанностей РТП выражается в том, что он облечён большими полномочиями. Его решения, приказы и указания имеют юридическую силу и должны выполняться подчинёнными беспрекословно.

Комплексное применение принципов управления подразделениями обеспечивает научность управления. Научность отражает основной путь достижения цели управления – максимальную эффективность использования тактических возможностей подразделений для успешного тушения пожаров. Научность управления базируется на прочных знаниях и умелом применении объективных закономерностей, действующих в управлении, высокой компетентности руководителей. Она выражается в глубоком понимании ими складывающейся обстановки, в принятии оптимальных решений, научной организации управленческого труда и применении наиболее эффективных методов управления.

Должностные лица органов управления должны обладать прочными знаниями, в совершенстве владеть своей специальностью.

Принятие оптимальных решений, эффективное использование имеющихся сил и средств при решении боевых задач на пожаре возможны лишь на основе глубокой, всесторонней и объективной оценки обстановки, детального анализа имеющихся сил и средств. РТП и другие должностные лица органов управления должны владеть современными методами анализа обстановки, оценки тактических возможностей пожарных подразделений, широко применяя при этом математические методы и средства оргтехники.

Научность управления подразделениями в ходе действий по тушению пожаров предполагает необходимость прогноза развития боевой обстановки, который должен опираться на достоверную информацию, всесторонний и точный расчёт с помощью современных методов моделирования и прогнозирования. Нуждается в научной организации и сам управленческий труд должностных лиц на пожаре. Особо важное значение приобретают плановость, целеустремленность и организованность в работе, правильная расстановка должностных лиц с учётом их деловых качеств, умение рационально использовать время.

Принцип прогноза находится в неразрывной связи с принципом научности руководства: он как бы дополняет и обогащает его.

По существу, прогноз заключается в способности РТП и должностных лиц оперативного штаба заранее предусматривать возможные изменения в обстановке и вероятный ход предстоящих действий по тушению пожаров. Этот принцип занимает видное место в теории и практике тушения пожаров, поскольку без него нельзя успешно бороться с огнём. Сведений о пожаре всегда недостает, а некоторые из них бывают случайными, недостаточно достоверными и даже ложными. Однако недостаток сведений не освобождает РТП от своевременного принятия обоснованного решения на тушение пожара.

В связи с повышением пожарной опасности объектов роль прогноза возрастает, а область его изменения значительно расширяется. В частности, перед РТП стоят такие новые задачи, как характер местности, оценка обстановки, скрытого развития пожара, возможности взрыва и др.

Научно обоснованное решение этих задач требует от РТП и должностных лиц оперативного штаба способности правильно анализировать обстановку, находить в ней главное, а также глубоких знаний основ тушения пожара. Умение предвидеть, таким образом, является свидетельством тактического мастерства и зрелости руководителя. Правильный прогноз немыслим без точных расчётов, хорошо налаженной разведки на пожаре, без глубокого знания пожарной техники, тактических возможностей пожарных подразделений, тактики ведения действий по тушению пожаров, так как без этого невозможно сделать оценку развития предстоящих действий, предусмотреть те трудности, которые могут встретиться при выполнении боевой задачи, наметить пути их преодоления.

Поэтому в современных условиях от степени овладения должностными лицами на пожаре методологией научного прогнозирования во многом зависит глубина анализа сложившихся условий обстановки и принятие обоснованного решения. При этом большую помощь в изучении обстановки и прогнозировании хода предстоящих действий по тушению пожаров может оказать умелое применение современных технических средств управления, математических методов исследования операций, сетевых методов планирования.

Единоначалие как принцип управления выражает единоличное руководство РТП подчинёнными подразделениями на основе прав, предоставленных ему законами государства и регламентируемых уставами и приказами вышестоящих начальников. РТП лично отвечает за эффективное тушение пожара. В его руках сосредоточены силы и средства, что даёт возможность осуществлять гибкое и твёрдое управление, эффективно использовать силы и средства в тушении пожара, обеспечивать единство воли и действий личного состава.

В управлении силами и средствами на пожаре принцип единоначалия был необходим всегда. В современных же условиях, его значение намного возросло. Оно призвано обеспечить эффективное применение новых средств борьбы с пожарами, оперативное и надежное управление силами и средствами. Наиболее полное и чёткое отражение принцип единоначалия находит в том, что только РТП несёт полную и личную ответственность за управление подчинёнными на пожаре и за успешное выполнение ими боевых задач и что только он имеет право принимать решение на тушение пожара, являющееся основой управления.

Вместе с тем это ни в коей мере не означает, что РТП при управлении силами и средствами на пожаре может игнорировать коллектив, не считаться с его мнением. Нельзя успешно руководить тем или иным процессом, не опираясь на творчество и инициативу коллектива. Отсюда возникает необходимость умелого сочетания этого принципа с инициативой и творчеством личного состава оперативного штаба и других должностных лиц органов управления.

Отметим такой важный психологический момент: сотрудник, обладающий самыми лучшими идеями, но лишённый права проявлять инициативу, постепенно утрачивает запас энергии, становится апатичным. Всякая инициатива и самостоятельность подчинённых должны быть, однако, разумными и направляться на изыскание наилучших способов и путей достижения общей цели тушения пожара, намеченной старшим начальником. На такую инициативу и самостоятельность способны только грамотные, решительные и волевые люди. Кроме того, необходимо заботиться о том, чтобы подчинённые чётко представляли себе обстановку, понимали замысел старшего начальника и получали своевременное подкрепление необходимыми силами и средствами. Без этого проявление ими инициативы и самостоятельности затруднительно, а иногда и немыслимо. В этой связи немаловажное значение имеет и стимулирование инициативы и героизма подчинённых.

Рассмотренные основные принципы управления силами и средствами пожарной охраны тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и занимают видное место в теории управления.

Сосредоточение важнейших функций управления в руках РТП предъявляет повышенные требования к его моральным и деловым качествам, профессиональной подготовленности, умению сплотить коллектив и мобилизовать его на успешные действия в любых сложных условиях обстановки.

Принцип централизации управления находится в неразрывной связи с принципом единоначалия, однако эти два принципа нельзя отождествлять.

Обычно под централизацией управления понимается объединение вышестоящей инстанцией в своих руках действий подчинённых подразделений и направление по единому плану их усилий для достижения общей цели тушения пожара. При этом старший начальник не только ставит задачи своим подчинённым, но в ряде случаев указывает им способы выполнения этих задач, а также влияет на ход действий по тушению пожаров оставленными в своем распоряжении силами и средствами.

Отсюда степень децентрализации и самостоятельности подчинённых при централизованном управлении каждый раз будет зависеть от конкретной обстановки. Однако старший начальник только тогда должен указывать подчинённому способ выполнения полученной им боевой задачи, когда это возможно по времени и действительно требуется в интересах высшей инстанции. В большинстве случаев подчинённому должна предоставляться самостоятельность в выборе способов выполнения полученной боевой задачи, тем более что он всегда имеет больше возможностей, чем старший начальник, учесть все детали конкретной обстановки и быстро реагировать на её изменения. При оснащённости подразделений мощными средствами ликвидации горения роль инициативы и самостоятельности подчинённых намного возрастает в ходе тушения пожара. Игнорирование этого факта, излишнее увлечение централизацией управления неизбежно приводят к бюрократизму и волоките, ибо старший начальник начинает втягиваться в мелочи и решать все вопросы за подчинённого, запаздывать с реагированием на изменения в обстановке и, тем самым, искусственно сдерживать действия подразделений. Кроме того, это подрывает у подчинённых уверенность в себе и приучает к пассивному ожиданию распоряжений или подсказки сверху.

Вместе с тем принципы управления изменяются в соответствии с изменениями условий и характера ведения действий по тушению пожаров, объективных связей и отношений между различными сторонами управления. В зависимости от этого некоторые принципы наполняются новым содержанием или теряют свое значение, другие приходят им на смену.

В современных условиях на формирование принципов управления оказывает влияние дальнейшее развитие научно-технического прогресса, обеспечивающего внедрение новых средств ликвидации горения и высокоэффективных систем управления, более рациональная организация работы оперативных штабов на пожаре и новые методы решения основных задач управления.

Задача теории управления силами и средствами на пожаре заключается в том, чтобы своевременно фиксировать объективные изменения, происходящие в процессах управления, вскрывать определяющие их законы и на этой основе формулировать новые принципы или уточнять содержание уже известных, чтобы поддерживать уровень управления силами и средствами на пожаре с учётом современных требований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *