Кто вводит режим чс в организации
Перейти к содержимому

Кто вводит режим чс в организации

  • автор:

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Информация об изменениях:

Подпункт «г» изменен с 4 мая 2023 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. N 417-ФЗ

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 38-ФЗ в подпункт «д» статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Информация об изменениях:

Подпункт «з» изменен с 10 января 2022 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 459-ФЗ

з) оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом «и»

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории, а также о проведении эвакуационных мероприятий.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Статья 15. >>
Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного.

Кто вводит режим чс в организации

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 404-ФЗ, от 04.11.2022 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

(пп. «и» введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории, а также о проведении эвакуационных мероприятий.

(часть вторая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кто вводит режим чс в организации

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;

(пп. «в» в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

(пп. «г» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(пп. «к» введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

(пп. «л» введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 412-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 423-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(пп. «м» в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

н) устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

(пп. «н» введен Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 31-ФЗ, от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;

(пп. «о» введен Федеральным законом от 11.02.2013 N 9-ФЗ)

п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

(пп. «п» введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

р) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(пп. «р» введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

с) утверждают положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

(пп. «с» в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

т) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации;

(пп. «т» введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта;

(пп. «у» введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

(пп. «ф» введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

1.1. В случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами «у» и «ф» пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

(пп. «в» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(пп. «и» введен Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

(пп. «к» введен Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

(пп. «л» введен Федеральным законом от 11.02.2013 N 9-ФЗ)

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

(пп. «м» введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

(пп. «н» введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований;

(пп. «о» введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

п) устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.

(пп. «п» введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

2.1. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

3. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

(п. 3 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Что означает введение режима чрезвычайной ситуации

Александр Рюмин/ ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 апреля 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ЧС).

Что такое режим ЧС — в материале ТАСС.

Режимы функционирования органов госуправления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций прописаны в законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот документ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 21 декабря 1994 года. Пункт 6 статьи 4.1 этого закона предусматривает три подобных режима:

— повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);

— режим повышенной готовности (если такая угроза существует);

— непосредственно режим чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 10 той же статьи, при режиме как повышенной готовности, так и ЧС власти могут:

— ограничивать доступ людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации;

— приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности их работников и других граждан;

— осуществлять иные меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина, создавать необходимые условия для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Также органы власти устанавливают порядок использования различных резервов на случай возникновения ЧС, в том числе транспортных средств и средств оповещения. Более подробные правила и полномочия органов власти были прописаны в решении правительства 3 апреля 2020 года.

Как вводятся режимы повышенной готовности и ЧС

До 2020 года режим ЧС вводился и отменялся указами органов исполнительной власти субъектов РФ или местными властями. Федеральные власти могли вводить режим ЧС только для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На уровне регионов введение ЧС является достаточно распространенной практикой при разного рода стихийных и техногенных бедствиях (паводках, природных пожарах, землетрясениях и др.). На федеральном уровне режим ЧС в современной истории России не вводился. Однако в 2013 году во время паводков на Дальнем Востоке, затронувших несколько регионов, глава МЧС Владимир Пучков назвал сложившуюся ситуацию «чрезвычайной ситуацией федерального уровня». 1 апреля 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому право введения режима ЧС как на уровне регионов, так и на уровне Федерации получило правительство РФ.

Отличие режима ЧС от ЧП

Следует отличать режим ЧС от режима чрезвычайного положения (ЧП). Последний может вводиться президентом РФ (на основании федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года) в случае природных катаклизмов, включая эпидемии. Однако режим чрезвычайного положения предусматривает гораздо более радикальные меры, в том числе ограничивающие свободы и права граждан. В частности, при ЧП власти в праве временно переселять жителей в безопасные районы, мобилизовывать трудоспособное население, отстранять от работы в экстренном порядке руководителей государственных и негосударственных организаций и т. д.

© Информационное агентство ТАСС

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *