Куда смотрят замки на шатунах д144
Перейти к содержимому

Куда смотрят замки на шатунах д144

  • автор:

Какой стороной ставится шатун на двигатель Д-240, МТЗ 80?

Добрый день. Подскажите пожалуйста, какой стороной ставится шатун на двигатель Д-240, МТЗ 80?

Д-240, МТЗ 80

Трактор МТЗ д-240 МТЗ 80
Поделиться

КОММЕНТАРИЕВ (39)

Олег Воронцов 02 марта 2019

Цифрами к топливному насосу.

Наиль Шуваров 02 марта 2019

Без разницы

Андрей Самойленко 02 марта 2019

Замком к распредвалу ставятся.

Александр Долгицкий 03 марта 2019

Замком к насосу

Алексей Маляров 03 марта 2019

Замком к топливнаму насосу

Виктор Корягин 03 марта 2019

Без разницы.

Даниил Ващенко 03 марта 2019

Есть разница замками к топливному насосу

Георгий Морозов 03 марта 2019

Цифрами к ТНВД!

Ахмед Исаев 03 марта 2019

Замки к топливной

Михаил Соколов 03 марта 2019

Цифрами к тнвд

Михаил Соколов 03 марта 2019

Поставь замками к тогда запоришь!

Ахмед Исаев Михаил Соколов 03 марта 2019

ты хоть один движок перебрал своими руками?

Михаил Соколов Михаил Соколов 03 марта 2019

Всегда ставил цифрами к тнвд

Михаил Соколов Михаил Соколов 03 марта 2019

Замками поставишь запоришь двигатель

Ахмед Исаев Михаил Соколов 03 марта 2019

старому мотористу так скажи и он тебе по шее даст

Михаил Соколов Михаил Соколов 03 марта 2019

Ну скажи как ставишь ты!

Михаил Соколов Михаил Соколов 03 марта 2019

Ахмед Исаев Михаил Соколов 03 марта 2019

на бензине я ставлю к свечкам, на дизеле если рядный то к топливной, если v-образный то к форсункам

Михаил Соколов Михаил Соколов 03 марта 2019

МТЗ Дизель 240, двигатель как ставить тогда?

Михаил Соколов Михаил Соколов 03 марта 2019

Ставим цифрами к ТНВД и работает двигатель. Или может я путаю что?

Ислам Набиев Михаил Соколов 03 марта 2019

на v образном насколько помню не перепутаеш ни как они не подойдут

Даниил Шапошников 03 марта 2019

Замком к ТНВД

Дмитрий Жуков 03 марта 2019

На всех двигателях замки на шатунах ставятся таким образом, что бы при рабочем ходе нагруженный вкладыш упирался замком напрямую в крышку, а не через Нижний вкладыш.

Александр Аристов 03 марта 2019

Цифрами к тнвд

Ислам Набиев 03 марта 2019

Ерунду говоришь какую-то.

Александр Ласточкин 03 марта 2019

Серьезно. Замком на вкладышах к тнвд

Павел Сорокин 03 марта 2019

Замком к насосу

Иван Пивоваров 03 марта 2019

Нет, есть разница, если все замки поставить по разному.

Ахмед Исаев 03 марта 2019

К топливной

Руслан Кудорин 03 марта 2019

К топливному насосу

Алексей Кожекин 03 марта 2019

А почему именно к аппаратуре нужно замком ставить? И что может случиться, если наоборот поставить?

Александр Малюков Алексей Кожекин 03 марта 2019

вкладыши провернет

Артур Шведов 03 марта 2019

Не только шатуны и поршня надо правильно ставить

Юрий Рябищук 03 марта 2019

Нет никакой разницы как ставить.

Анатолий Вахнев 03 марта 2019

Замком к распредвалу

Владислав Гуцуляк 04 марта 2019

Как мне один старый тракторист сказал, когда я первый раз Д-240 перебирал: «Ставишь ус к усу и ус к насосу». Простым языком замок к замку и замком к ТНВД.

Владислав Гуцуляк 04 марта 2019

Как мне один старый тракторист сказал, когда я первый раз Д-240 перебирал: «Ставишь ус к усу и ус к насосу». Простым языком замок к замку и замком к ТНВД.

Игорь Назаров 04 марта 2019

Цыфрами к ТНВД.

Роман Саливанов 30 июня 2019

Всем привет, долго сам искал ответ на интересующий нас вопрос, даже имея на руках подробную инструкцию по разборке и сборке двигателя соответствующей модификации. Что ж, инструкции тоже пишут люди, которым, как известно, свойственно ошибаться или недоговаривать. Попробуем разобраться самостоятельно и вместе 🙂

Шатуны, вкладыши, шатунные крышки и замки

Начнем с популярного вопроса — в какую сторону стоят замки вкладышей шатунов двигателя Д240. Немного теории. Замками называют систему фиксирующих выступов на вкладышах и соответствующие им пазы на нижней, кривошипной головке шатуна. Эти замки способствуют правильному позиционированию вкладышей друг к другу.

От случайного проворачивания вкладыша замки не защищают. Фиксация вкладышей в «постели» шатуна и шатунной крышки осуществляется за счет натяга, создающегося при достаточной затяжке болтов, удерживающих крышку нижней головки шатуна. Кстати, напомним: момент затяжки этих болтов необходимо обеспечить в интервале 180…200 Нм.

И все же: как правильно установить поршни и шатуны?

Возвращаясь к вопросу о том, как правильно ставить поршень на Д240: каким-либо особым образом ориентировать поршни не нужно. Так как в двигателе Д-240 поршневые пальцы относительно центров поршней не смещаются, метку «Вперед» на них чаще всего не наносят и устанавливают свободным образом.

В какую сторону ставятся замки на шатунах д 240?

Шатуны следует ставить замками в направлении топливной аппаратуры. На этой стороне шатунов набиты номера. В принципе, двигатель Д-240 не капризный, других вопросов по сборке шатунно-поршневой группы обычно не возникает.

Как правильно установить поршни и шатуны

Когда приходит время собирать двигатель, особенно V-образный, правильная взаимная установка поршней и шатунов, а также по отношению к блоку цилиндров и коленчатому валу, может поставить в тупик многих мотористов. Этой статьей мы постараемся им помочь.

Как правильно устанавливать поршни на шатуны?

Если вы собираете V-образной двигатель, то следует иметь в виду: если нижняя головка шатуна имеет с одной стороны более широкую фаску, то она должна быть обращена к галтели (закруглению) шатунной шейки коленчатого вала.

Если же шатуны предназначены для использования с коленчатым валом, без четко выраженных галтелей, то они могут быть и без несимметричных фасок. Тогда ориентация шатуна может определяться по положению «замков» вкладышей: обращенных наружу блока или внутрь (в сторону распредвала – если он находится в развале блока цилиндров).

К примеру, «замки» вкладышей SBC и BBC должны быть обращены наружу. У других вкладышей «замки» могут быть направлены внутрь. На работу собственно вкладышей расположение «замков» не оказывает никакого влияния. Надо лишь правильно ориентировать шатун.

Если же на нижней головке шатуна отсутствуют фаски с обеих сторон, то вкладыш должен быть смещен от галтели шатунной шейки, чтобы его край не попал на закругление.

Сквозные отверстия в верхней и нижней головках шатуна

Часто шатун имеет на нижней головке сквозное отверстие, которое нужно для смазки стенки цилиндра. Эти отверстия предназначены не для смазывания распределительного вала, как полагают некоторые.

Бывает, что отверстие расположено только с одной стороны нижней головки шатуна. Подобные шатуны надо устанавливать так, чтобы отверстие в нижней головке было обращено в сторону распределительного вала (в сторону развала блока цилиндров).

Отверстие в верхней головке шатуна (будь оно сверху или под сбоку – углом) служит для смазки поршневого пальца. Поэтому его ориентация в двигателе роли не играет.

«Замки» шатунных вкладышей

«Замки» (фиксирующие выступы) на вкладышах и соответствующие пазы на нижней головке шатуна и его крышки нужны лишь для правильного позиционирования вкладышей. От «проворота» вкладышей они не спасают, поскольку вкладыши в своей «постели» фиксируются за счет натяга, возникающего при правильной затяжке крепежных болтов крышки нижней головки.

«Правильные» вкладыши, при надлежащем монтаже, слегка выступают за линию разъема нижней головки. Поэтому, после затягивания болтов, они надежно фиксируются в «постели».

В последнее время во многих двигателях используют «беззамковые» вкладыши (примером могут служить двигатели Chrysler 3.7L и 4.7L). За счет устранения операций по механической обработке пазов в шатуне и его крышке, а также «замков» на самих вкладышах снижаются затраты на их изготовление. При монтаже подобных вкладышей их надо ставить строго посередине нижней головки шатуна.

Рис. 1 Если в V-образном двигателе на одну шатунную шейку коленчатого вала монтируют два шатуна, то сторона нижней головки шатуна с более узкой фаской должна быть обращена к соседнему шатуну…

Рис. 2 … в этом случае бОльшая фаска на нижней головке шатуна оказывается обращенной в сторону галтели шатунной шейки коленчатого вала.

Рис. 3 Фиксирующий выступ («замок») на вкладыше и соответствующий ему паз в нижней головке шатуна нужны только для того, чтобы правильно установить вкладыши в шатуне. «Замки» никогда не удержат вкладыши от проворачивания в шатуне, если при сборке были допущены какие-либо нарушения. К примеру: болты нижней головки шатуна не затянуты как следует или отверстие в нижней головке потеряло свою форму.

Рис. 4 Вкладыши фиксируются в шатуне только за счет радиального усилия, которое возникает от натяга установленных вкладышей, когда крепежные болты нижней головки затянуты надлежащим моментом. Чтобы получить требуемый натяг вкладыш сделан чуть длиннее своего посадочного места. Поэтому, когда вы «от руки» установите вкладыш в «постель», он будет немного выступать над плоскостью разъема. Так и должно быть – ни в коем случае не надо подпиливать или подрезать края вкладышей!

Crush Height Each Half Bearing — выступание вкладышей над плоскостью разъема
Bearing — вкладыш
Cap — крышка нижней головки шатуна
Radial Pressure — радиальное усилие

Рис. 5 Измерять максимальный диаметр поршня надо в строго определенном месте, поскольку юбка поршня имеет «бочкообразный» профиль и результаты измерений, по высоте поршня, будут существенно различаться.

Рис. 6 Сквозное отверстие на боковой поверхности ВГШ (верхней головки шатуна) (верхнее фото) может указывать на прессовую посадку пальца в шатуне. На втором фото показан тот же самый шатун, но снаружи. А вот отверстие сверху ВГШ (третье фото) служит для улучшения смазки «плавающего» поршневого пальца.

Рис. 7 На днище поршня обычно есть специальные метки (например, изображена стрелка и надпись «FRONT» — как на фото) помогающие правильно сориентировать поршень при сборке двигателя.

Рис. 8 Если поршни предназначены для V-образного двигателя, то обычно с «изнанки» таких поршней ставят метку «L» — если их монтируют в левый ряд цилиндров или «R» — для правого ряда цилиндров.

Смещение шатуна

Существуют двигатели, у которых стержень шатуна смещен относительно верхней или нижней головок (если смотреть на шатун сбоку – «в профиль»). Подобные шатуны применяют в V-образных двигателях, у которых левый и правый ряды цилиндров стоят «со сдвигом», вперед и назад, относительно друг друга. В зависимости от конкретной модели двигателя, стержень шатуна может иметь смещение 2,5 мм или даже более.

Если есть какие-то сомнения, то при монтаже обратите внимание, что верхняя головка шатуна центрируется по поршню – в бобышках под палец.

Нужно ли в двигателях с вращением против часовой стрелки устанавливать поршни в «обратную» сторону?

На двигателе с обратным вращением – когда коленвал вращается против часовой стрелки, если смотреть с передней части двигателя – шатуны обычно устанавливаются так же, как и в обычном моторе, коленвал которого вращается по часовой стрелке. То есть, бОльшая фаска нижней головки шатуна все равно будет обращена к галтели шатунной шейки.

Однако, если применяются поршни со смещенным поршневым пальцем, то в этом случае поршень должен быть установлен «назад» (развернут на 180 град) относительно его «стандартного» положения. Поршневой палец в подобном поршне смещен к нагруженной стороне юбки поршня.

В двигателе с вращением по часовой стрелке нагруженная сторона цилиндра обращена к впускному коллектору на левом ряду цилиндров («водительской» стороне) и к выпускному коллектору на правом ряду цилиндров («пассажирской» стороне) стороне.

В двигателе с обратным вращением давление на стенку цилиндра от поршня направлено в другую сторону: со стороны выхлопа – слева и со стороны впуска – справа. Если поршни симметричны (т. е. не имеют смещенного пальца), то их ориентация зависит только от цековок под клапанные тарелки на днище – они должны быть сориентированы в соответствии с положением клапанов.

Конструкция юбки поршня

Форма, площадь и масса юбки поршня играют важную роль в потерях на трение и стабилизации поршня при перекладке в верхней и нижней мертвых точках. Здесь мы покажем роль нагруженных и ненагруженных сторон поршня и разработку асимметричных юбок, предназначенных преимущественно для снижения веса.

Левая и правая стороны поршня при работе двигателя нагружены по-разному. Поэтому конструкция юбки поршня играет важную роль в распределении воспринимаемых нагрузок – с точки зрения прочности и веса поршня.

Юбка поршня должна выдерживать давление на стенку цилиндра при одновременном уменьшении трения. А ее площадь должна быть такой, чтобы быть прочной, обеспечивая при этом стабильность поршня, чтобы свести к минимуму «раскачивание» относительно оси пальца, когда поршень движется вверх-вниз. Причем нагруженная поверхность юбки испытывает наибольшую нагрузку на такте расширения.

Если коленчатый вал вращается по часовой стрелке (глядя на двигатель спереди), то нагруженная поверхность юбки поршня обращена к впускному коллектору на левом ряду цилиндров («водительской» стороне) и к выпускному коллектору на правом ряду цилиндров («пассажирской» стороне).

Менее нагруженная сторона юбки воспринимает усилие на такте сжатия. Эта разница в нагрузках обусловлена положением, углом между шатуном и поршнем, при его перемещении.

За весь рабочий цикл разница в нагрузке на разные стороны юбки поршня различается в десять раз! Причем, нагрузка на юбку поршня может варьироваться в зависимости от хода поршня, длины шатуна и максимального давления в цилиндре.

Поэтому асимметричные поршни должны быть специальными – для левого и правого ряда цилиндров. На днище поршня в таком случае наносятся стрелки или иные метки, указывающие на переднюю часть двигателя.

Рис. 9 На этом фото показаны асимметричные поршни для левого и правого рядов цилиндров V-образного двигателя. Их особенностью является расширенная часть юбки поршня на нагруженной стороне и зауженная – на стороне с меньшей нагрузкой.

Рис. 10 Другой пример асимметричного поршня. Обратите внимание, как сближены бобышки под поршневой палец, что позволяет сделать поршневой палец короче и легче. Кроме того, хотя это почти невозможно заметить глазом, ось пальца смещена к нагруженной стороне поршня (в сторону более широкой части юбки) на 0,50 мм – для уменьшения дисбаланса из-за разницы в массе «узкой» и «широкой» частей юбки.

Нагруженная сторона юбки поршня

Когда поршень движется вниз на такте расширения, он испытывает значительное сопротивление, пытаясь провернуть коленчатый вал. С ростом нагрузки увеличивается и сопротивление. При этом нагруженная сторона юбки поршня воспринимает боковое давление, которое увеличивает нагрузку (с ростом трения и износа) на соответствующей стороне стенки цилиндра.

Если на днище поршня имеется какая-либо метка (к примеру точка, или стрелка, или надпись «Front»), важно установить поршень в соответствии с этой меткой, обычно указывающей на переднюю часть двигателя.

Ненагруженная сторона юбки поршня

Эта часть юбки поршня противоположна нагруженной стороне. Она работает, когда поршень движется вверх на такте сжатия, из-за сопротивления, создаваемого сжимаемой топливно-воздушной смесью. Основная ее задача, в том, чтобы обеспечить стабильность поршня при движении в цилиндре. Поэтому эта часть юбки может быть поуже, для экономии веса.

Так что, для точной настройки в распределении этих сил между разными сторонами юбки были разработаны асимметричные поршни, которые имеют более широкую юбку на нагруженной стороне и зауженную юбку с противоположной стороны. Это обеспечивает оптимальное распределение нагрузок на юбку поршня, одновременно снижая массу поршня.

В качестве примера можно привести «асимметричную» (или Т-образную) конструкцию поршней FSR компании JE Pistons, которые имеют расширенную часть юбки на нагруженной стороне, а со стороны бобышек юбка отсутствует вовсе, что позволяет сделать поршневой палец короче и легче. Подобные поршни изначально разрабатывались для гоночных двигателей.

Еще одним преимуществом подобных поршней является улучшение условий работы поршневых колец. Но, в основном, подобная конструкция юбки, в сочетании со слегка смещенным пальцем, позволяет существенно снизить потери на трение.

Рис. 11 Из этой схемы видно, как определить нагруженную и ненагруженную стороны юбки поршня.

Thrust Load — действие боковой силы
Minor Thrust Side — ненагруженная сторона цилиндра
Major Thrust Side — нагруженная сторона цилиндра
Красная изогнутая стрелка — направление вращения коленчатого вала

Рис. 12 На этом фото хорошо видно, как различается ширина юбки поршня на нагруженной (слева) и ненагруженной (справа) сторонах поршня.

Рис. 13 Компьютерное моделирование показывает, как распределяются механические нагрузки в поршне, возникающие при работе двигателя на частичных нагрузках. (Чем темнее цвета – тем меньше нагрузка, а чем ярче – тем больше).

Рис. 14 А на этой схеме видно, как нагружен поршень сразу после воспламенения смеси.

Рис. 15 Здесь поршень показан снизу. На этой схеме хорошо видно, что во время рабочего хода наиболее нагружены верхние части отверстий под поршневой палец (они выделены красным цветом) и элементы юбки поршня, непосредственно примыкающие к ним.

Рис. 16 Тонкий слой антифрикционного покрытия (темного цвета) на юбке поршня помогает удерживать масло и снижает трение между поршнем и цилиндром – особенно при холодном запуске мотора.

Смещение пальца

Асимметричные поршни также могут иметь смещение поршневого пальца. При этом ось пальца смещена от оси поршня к нагруженной стороне примерно на 0,51 мм. Это небольшое смещение «балансирует» поршень, компенсируя разницу в массе юбки, а также снижая усилие, прикладываемое к нагруженной стороне поршня.

Опять же, ссылаясь на опыт компании JE Pistons, асимметричный поршень позволяет сделать поршневые пальцы короче, жестче и легче (примерно на 10 грамм).

Заключение

Надеемся, эта статья поможет вам лучше ориентироваться в тонкостях сборки двигателя. Помните, что лучше всего пометить поршни и шатуны перед разборкой. Грамотные ответы на ваши вопросы и помощь в технических проблемах с двигателями – наша главная задача.

Куда смотрят замки на шатунах д144

Уважаемые уазоводы!
Возникла такая ситуация. Решил разобрать мотор у машины (УАЗ буханка 3962), чтобы заменить коленвал, поршневую. Но по недомыслию не промаркеровал шатуны при разборе, а при сборке возникла проблема — как правильно поставить шатун (не в каком порядке, а в каком положении).
Теперь три вопроса по этой проблеме:
В какую сторону должна быть обращена маркировка(надпись маркировки) шатуна при постановке(у поршня понятно — где написано «перед» — та сторона должна быть направлена вперед) «лицом» к лобовухе или нет?

Если подойти с другой стороны — замки вкладышей коренных и шатунных должны быть расположены по одну сторону от воображаемой оси?

Набитые номера (на шатуне сбоку) 1,2, 3, 4 с какой стороны (если смотреть на мотор со стороны лобовухи) должны быть?

Прошу прощения, если спрашиваю очевидные для вас вещи. Но как начинающий уазовод, к сожалению, не знаю ответов на данные вопросы

Убедительная просьба помочь.

Сборка поршня с шатуном

Подберите для дизеля комплект шатунов 11 (см. рис. 75) в сборе с крышкой 15 и втулкой 9 по массе одной группы, т. е. все шатуны должны быть группы БI, или группы В1 и т. д. Разница в массах всех шатунов в комплекте на дизеле допускается не более 35 г.

Прочистите, промойте и продуйте сжатым воздухом маслоподводящие каналы в теле шатуна и два отверстия в верхней головке шатуна. Протрите и установите вкладыши в шатун и в крышку шатуна так, чтобы усик (выступ) вкладыша вошел в соответствующий паз. В шатун устанавливайте вкладыши 13 с канавкой, в крышку шатуна — вкладыши 14 без канавки.

Вставьте шатунные болты 12. Наденьте на болты крышку шатуна с вкладышами так, чтобы метки на бобышках шатуна и крышки были обращены в одну сторону, как и до разборки. На шатунные болты наверните гайки 16.

Подберите комплект поршней 1 по массе одной группы, т. е. все поршни должны быть группы Н4 или Н5 или Н6. Разница в массах поршней в комплекте допускается не более 10 г.

К комплекту поршней и шатунов подберите поршневые пальцы 7. Кроме вышеперечисленных требований сопрягаемые поршни, шатуны и поршневые пальцы должны быть одной размерной группы А1 или А2 под посадочный диаметр пальца.

Соедините поршневым пальцем поршень с шатуном. Перед сборкой поршень нагрейте до температуры 343. 373 К (70. 100 °С), поверхность поршневого пальца смажьте моторным маслом. Палец должен входить в отверстия в бобышках поршня от легких ударов резинового молотка. Шатун должен прокачиваться на поршневом пальце свободно, под действием своего веса, заедание не допускается.

Установите в канавки отверстия в бобышках поршня замки 6 поршневого пальца. Наденьте на каждый поршень, пользуясь щипцами (см. рис. 77), последовательно пять колец: два маслосъемиых 8 и 4 (см. рис. 75), два компрессионных нижних 3 и 2, одно компрессионное верхнее 1. Под верхнее маслосъемное кольцо 4 предварительно наденьте расширитель 5. Третье компрессионное кольцо 3 устанавливайте так, чтобы метка ВЕРХ ша кольце была обращена к днищу поршня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *