На что влияет октановое число
Перейти к содержимому

На что влияет октановое число

  • автор:

Влияние октанового числа на расход топлива

Октановое число бензина определяет его устойчивость к детонации. Чем больше октановое число, тем дольше бензин не взрывается при сжатии, тем сильнее его можно сжать. То есть, если двигатель хочет выжать из топлива больше энергии, он должен сжать топливо сильнее, а бензин от этого может взрываться (не в баке, а в цилиндре двигателя). Поэтому для таких двигателей придумывают бензины, которые выдерживают большее сжатие, не взрываясь. Чем больше степень сжатия топлива в двигателе, тем выше должно быть октановое число бензина.

Как это влияет на расход?

Возьмём абстрактный двигатель одной абстрактной современной легковой машины. Степень сжатия топлива в этом двигателе не зависит от вида топлива, это характеристика, связанная исключительно с геометрическими параметрами: (Vc+Vh)/Vc, см. картинку. На расход может повлиять только выделяемая при сгорании топлива энергия. А отличается ли энергия сгорания 95-го бензина от энергии сгорания 92-го? Судя по данным википедии, удельная теплота сгорания бензина 42-44 МДж. Даже если предположить, что 42 — это для 92-го, а 44 — для 95-го (это предположение изначально ложно, так как есть ещё 80-й и 98-й), то всё равно говорить о приросте 15% мощности нельзя вообще никак.

Для нашего абстрактного двигателя разница между бензинам следующая: если двигатель имеет степень сжатия 6-8, то ему достаточно, чтобы октановое число было 76/80 — бензин уже не будет детонировать в цилиндрах, но если 80-й бензин залить в наш абстрактный двигатель, у которого степень сжатия 8-9, то 80-й бензин начнёт взрываться (детонировать) раньше, чем его подожжёт искра от свечи, и пользы двигателю от этого будет мало: бензин не должен взрываться внутри цилиндра в нормальном режиме, он должен сгорать. Если же в этот двигатель залить 98-й, то он точно не будет детонировать раньше времени, зато он будет слишком медленно гореть после поджига (потому что рассчитан на большее сжатие) и поэтому будет вытекать недогоревшим в выхлопную трубу (от этого, кстати, клапана и прогорали раньше).

К счастью, в современных двигателях есть «мозги», которые позволяют ему самому решать, в какой момент поджигать топливо в цилиндре, поэтому в обоих случаях топливо поджигается раньше, чем если бы был залит родной 92/95. В случае с пониженным октановым числом это приводит к тому, что топливо сгорает слишком рано, расход растёт, движок ощутимо «не тянет». В случае с повышенным октановым числом просто снижается КПД (из-за растянутого времени сгорания топлива), расход растёт некритично, возможно ощущение что «не тянет» (на раннем зажигании так будет, даже с родным бензином).

Итак, правильный ответ на вопрос «влияет ли октановое число на расход»: если лить бензин с октановым числом ниже, чем расчётное, то расход повысится, если выше — то как минимум не снизится, может тоже повыситься.

Если двигатель рассчитан на 95-й — на 92-м расход повысится. Если двигатель рассчитан на 92-й, то на 95-м никаких преимуществ не будет.

1. Если бензин разбавлять ослиной мочой, то его энергия сгорания снизится, соответственно расход увеличится. Так что расход зависит от заправки. Если на заправке бодяжат только 95-й или только 92-й, то расход может изменяться при переходе с одного на другой (вопреки вышеизложенной теории), но в данном случае это происходит из-за ослиной мочи, а не из-за октанового числа бензина.

2. Производитель автомобиля может заявлять заниженное октановое число в требованиях к топливу, чтобы привлечь больше нищебродов покупателей. Стоит проверить степень сжатия своего двигателя, чтобы знать, имеет ли смысл попробовать более дорогой бензин, не рискуя нарваться на эффект плацебо. Занижение минимального октанового числа может приводить ко всяким спецэффектам, например, я замечал, что после каждой заправки (я заправляюсь 95-м) моя машина «не тянет» несколько первых километров. Это потому что мозги ещё не определили, что там залито в бак, и настроились на дефолтный 92-й, то есть, включили раннее зажигание.

3. 95-экто, 95-G-drive и т.п. — надо понимать, что даже если они и работают, то есть даже если они и прибавляют мощи, то точно не за счёт изменения октанового числа. Октановое число — 95, это указано в чеке. Соответственно:
1 как я отмечал выше, у этого топлива может быть повышена теплота сгорания (за счёт присадок),
2 у него могут быть присадки, повышающие другие характеристики, влияющие на общий КПД (вязкость, количество и вид образуемых газов, скорость сгорания, etc),
3 у него может отсутствовать ослиная моча в составе (это даёт эффект по сравнению с топливом, у которого этот компонент присутствует),
4 либо у него могут быть присадки, вызывающие эффект плацебо.
Что примечательно, нефтяники этот момент скрывают, то есть узнать, какой именно вариант используется для G-drive, а какой для 95-экто, — достаточно проблематично. Я склонен считать, что это комбинация из 3 и 4, но народ утверждает, что некоторые виды такого бензина смывают осадок в бензобаке, что намекает на элементы варианта 2 (очевидно, что смывают осадок они прямо в двигатель, так что с этим нужно поаккуратнее).

4. «95-й делают из 92-го, добавляя присадки». На самом деле — пофиг, хоть из 80-го, если у него октановое число 95 — значит, он 95-й, если он горит как бензин — значит это бензин, если он выделяет нужно количество энергии — машина будет ехать на нём, как на 95-м. До тех пор, пока в составе нет ослиной мочи и эти присадки не разъедают чего не надо (например, они могут убивать катализатор — но на расходе это не отразится) — этот бензин является нормальным 95-м. Если же он выпадает хлопьями в осадок на второй день — то здесь уже снова не в октановом числе проблема.

5. Есть разные способы определения октанового числа бензина, которые применяются в разных странах по дефолту. Американский способ определения октанового числа покажет на нашем 95-м примерно 90-92 своих попугая. Если в руководстве от американского автомобиля написано «лить 92-й», то при переходе на 95-й вы получите улучшение всех характеристик в точном соответствии с теорией, изложенной выше: расчётным бензином для такой машины является аналог нашего 95-го. Можно ориентироваться на степень сжатия, чтобы проверить, не занижает ли производитель требования и не скопипастил ли он октановое число из доков на американские запчасти.

Октановое число / Степень сжатия:
92 / до 10,5
95 / 10-12,5
98 / 12-14,5
102 / 13,5-16
109 15,5-18.

Двигатель 2111 имеет степень сжатия 9,8 — 9,9

Октановое число бензина

Октановое число бензина

В эпоху широкого распространения двигателей внутреннего сгорания, практически каждый автомобилист столкнулся с такими понятиями как “октановое число” и “цетановое число” . Что это такое знают немногие. Не все любители быстрой езды осознают, на что влияет октановое число и почему этот параметр так важен.

В компании “ОФПТК” ведется строгий контроль за соблюдением нормативов и качества поставляемого топлива, поэтому при заказе топлива оптом по цене от «ОФПТК» вы можете быть уверены в достоверности соответствия приобретаемого продукта.

Что такое октановое число топлива простыми словами

Итак, давайте постараемся объяснить довольно сложные понятия и механизмы реакций горючего. Отметим: чем выше октановое число бензина, тем меньше вероятность детонации или самовоспламенения топлива.

Соответственно, более низкие показатели свидетельствуют о малой устойчивости материала к процессу детонации в тот момент, когда мотор транспортного средства находится в рабочем состоянии. Показатель указывается в цифровом обозначении прямо в наименовании марки бензина:

Аббревиатура АИ расшифровывается так:

“А” — предназначение топлива, в данном случае, автомобильное;

“И” — исследовательский метод определения октанового числа.

Почему у дизельного топлива нет октанового числа?

В дизельных двигателях воспламенение смеси происходит из-за высокого давления и температуры, а не от искры зажигания. Поэтому для характеристики дизельного топлива используется цетановое число, а не октановое.

Измерение октанового числа

В состав переработанных нефтепродуктов, предназначенных для эффективной работы двигателей внутреннего сгорания, входит одновременно несколько компонентов. Содержание компонентов в продукте — характеристика органического состава топлива.

Также основные параметры нефтепродуктов при проведении измерений и лабораторных исследований — октановое и цетановое числа:

  • Первый элемент демонстрирует стойкость нефтепродукта к возгоранию.
  • Второй указывает на детонацию горючего в период задержки воспламенения рабочей смеси. Высокий показатель второго наименования демонстрирует небольшую задержку, плавное горение смеси при работе мотора.

Какое октановое число у топлива определяют, используя две основные методики. Первый способ тестирования этого параметра — лабораторные исследования. Такой вариант подходит для бензина с показателями от 92 до 98. Если же измеряется материал с ОЧ 76 — используется моторный способ получения результатов.

Варианты отличаются друг от друга в использовании температуры. В условиях лаборатории нефтепродукт не требует нагрева до максимально высоких показателей. Моторный измеритель октанового числа бензина подразумевает, что смесь будет нагрета до показателя +150 градусов по Цельсию, также потребуется вращение мотора с высокой скоростью.

После проведенных испытаний полученные показатели сравниваются с образцом. Для дальнейших вычислений используется экспертная установка, позволяющая получить достоверные данные.

Когда измерить показатель ОЧ берется рядовой автолюбитель, он использует специализированный прибор — октанометр. В этом случае расчеты происходят с использованием калибровки.

К сожалению, бытовая методика дает большую погрешность (вплоть до 10 пунктов, что нельзя считать достоверным результатом). Хотя при тестировании марки №76 удается получить правильные вычисления.

Октановое число: что это

Октановое число (ОЧ) указывает на уровень стойкости топлива к самовозгоранию. Это один из основных показателей бензина. Среди других характеристик важны: наличие в составе присадок, примесей и фракций.

В маркировке топлива показатель ОЧ указывают числом. Чем оно выше, тем качественнее считается горючее. Например, октановое число у бензина АИ-95 выше, чем у АИ-92.

При использовании нефтепродукта с высоким показателем ОЧ нагрузка на двигатель снижается, как и износ топливной системы и расход бензина. Использование низкокачественного суррогата может привести к поломке автомобиля.

Топливо с октановым числом выше 95 производится по-другой технологии, чем горючие с более низким ОЧ. Бензин с октаном в 100 единиц получают путем добавления в состав специальных присадок.

Октановое число бензина АИ-95

АИ 92 и 95 – это самые популярные автомобильные бензины в России. Отдельно продается еще АИ-98. Современные легковые автомобили не ездят на топливе с ОЧ ниже 92. Исключение составляет только сельхозтехника.

Стоимость высококачественного автомобильного бензина будет выше, чем у более простых аналогов. Поэтому часто продавцы разбавляют АИ-98 или АИ 95 дешевым нефтепродуктом и продают полученную смесь как дорогое топливо.

Поэтому рекомендуется заправляться только на проверенных заправках. На суррогате, конечно, двигатель заведется, но не надолго. Самостоятельно повышают октановое число автомобилисты, которые хотят сэкономить. Но на деле автомобиль только быстрее выходит из строя, а расход топлива вырастает в разы.

Высокооктановый бензин

К этой категории горючего относятся марки с октановым числом 98-140. Они бывают неэтилированными. Это самый популярный продукт. А этилированные варианты постепенно забываются.

Самые высокий показатель октана у бензина без присадок— 109. Выше только авиационный бензин — 115 единиц. Такой бензин часто называют спортивным, так как на нем ездят гоночные авто.

Существует ошибочное мнение, что высококачественное топливо подойдет и для обычных авто, которые постоянно ездят на АИ-95 и АИ-92. Высокооктановые марки используются в моторах с большой степенью сжатия. Но если обычную машину заправить таким горючим, то оно даст больше энергии камере авто, чем она может взять. В итоге расход топлива и износ двигателя сильно вырастут.

Стоит высокооктановое топливо дороже, так как у нее более дорогое производство. Но таким ГСМ заправляется только 15% автомобилей на российском рынке. Основная масса использует привычные девяносто второй и девяносто пятый.

С хранением этой марки также могут появиться проблемы. Так как топливо быстро испаряется и показатель ОЧ падает.

Октановое число керосина

Керосин применяется для питания реактивных и авиационных объектов, также его добавляют в ракетное топливо. По своему составу он ближе к дизелю, чем к бензинам. Из-за своего химического состава, определить ОЧ керосина сложнее.

Многие исследователи считают, что у керосина просто нет октанового числа. И так как по составу он больше похож на дизель, то стоит считать цетановое число. Этот показатель говорит о скорости воспламеняемости для дизеля. Эту характеристику используют и для авиационного керосина.

Октановое число дизеля

Для дизеля основным параметром считается цетановое число, как уже говорилось выше. Чем выше этот показатель, тем лучше воспламеняемость топлива и тем качественнее оно считается. Согласно российскому ГОСТу цетановое число для дизеля должен быть в пределах от 45 до 55.

Горючее с показателем выше 50 единиц используется для холодного времени года.

Нефтепродукт с показателем ниже 48 называется соляркой. Его иногда используются в зимнее время, чтобы развести бензин и завести двигатель. Но такой способ рекомендуется как крайняя мера.

Октановое число пропана

ОЧ любого газа варьируется — от 100 до 110 единиц. Благодаря такому показателю мощность мотора вырастает. Октановое число пропана соответствует значению 108 единиц.

Как измерить

ОЧ можно измерить исследовательским методом в специальной лаборатории. Его используют для автомобильных бензинов с номинальным показателем от 92 до 98.

Нефтепродукты с низким ОЧ, например, 76, измеряют моторным методом.

Частные автолюбителя могут использовать октанометр для проверки качества горючего. Но у этого аппарата есть большая погрешность — в 5-10 пунктов. Стоит такой прибор около пяти тысяч рублей.

Существует еще несколько дедовских способов, которые не дадут четкого результата, но покажут, насколько перед вами чистое топливо.

  • С помощью бумаги. На белый чистый лист капните несколько капель горючего и оставьте высохнуть. Посмотрите лист на свет. Если на нем остались разводы, то в топливе есть примеси и показатель октана в нем низкий. Качественное горючее не оставит следов.
  • При помощи стекла. На стеклянную поверхность капните топливо. Как и с листом бумаги, если на стекле останутся разводы, в горючем много добавок и перед вами низкокачественный продукт.
  • При помощи пластиковой бутылки. В тару наберите горючего и рассмотрите жидкость на свет. Качественное топливо будет прозрачным с легким желтым оттенком. Чем больше в жидкости примесей, тем она темнее и мутнее.
  • Проверка на коже. Капните на руку несколько капель. высокооктановый продукт быстро испарится. не оставив никаких следов. Суррогат останется надолго и оставит масляное пятно.

Мы не рекомендуем использовать этот способ, так как можно получить ожог.

Как повысить

Повышают качество горючего при производстве при помощи специальных присадок российского и зарубежного производства, которые могут увеличить ОЧ максимум на 6 единиц.

Если полученный нефтепродукт неправильно хранить, то в нем появляется вода. Она может замерзнуть в холодное время года. И в целом увеличивает расход топлива. Наличие спирта в составе повышает износ агрегатов.

Как понизить

Понижение октанового числа необходимо для топлива, которое используется для сельскохозяйственных машин, мопедов другого частного спортивного транспорта. Для них необходимо топливо с ОЧ 80, 76 и 72.

Чаще всего понижают показатели А-92 на двенадцать и более пунктов. Сделать это очень легко. Канистру с горючим оставляют настаиваться без крышки. Топливо получает доступ к кислороду. Контакт с воздухом снижает октановое число на 1/5 пункта в сутки.

Также в канистру можно добавить керосин. Но тут важна правильная пропорция, иначе полученный состав будет слишком низкооктановым.

Смешивать нефтепродукты важно с соблюдением правил безопасности и только в специальных канистрах для смешивания. От обычных они отличаются наличием двух широких горловин. В одну вы заливаете бензин, в другую — керосин. А на корпусе такой канистры есть мерная шкала объемов.

В канистрах для смешивания ГСМ не хранят, так как у них нет крышек. Поэтому жидкость может легко пролиться, выветриться и к ней всегда будет доступ домашним животным и детям.

В свою очередь, для хранения топлива существуют другие канистры — с одним горлом, оснащенные специальной крышкой-замком.

Что делать, если заправился неправильным горючим

Иногда автовладельцы путают топливо или попадаются нерадивым продавцам. В итоге в баке неподходящее топливо, из-за которого автомобиль не заводится.

У крупных сетей АЗС работают по экстренному вызову специальные бригады. Они сливают неправильное топливо, промывают топливную систему и заправляют нужным горючим.

Также можно вызвать эвакуатор и отправить автомобиль в СТО на промывку, если вы находитесь далеко от АЗС или там вам отказываются помочь.

Применение высокооктанового топлива для авто

Споры среди автомобилистов о том, какой бензин заливать в бак автомобиля, не утихают. Одни строго придерживаются рекомендаций автопроизводителя, другие считают, чем выше октановое число — тем лучше бензин, и его применение сделает автомобиль мощнее и экономичней. Попробуем разобраться, нужен ли высокооктановый бензин для автомобиля.

Маркировка бензина

Чем отличается бензин А-72 от современного топлива АИ-92 и что значат эти буквы и цифры? Цифра обозначает октановое число, а буквы — метод его определения. Существует два метода: моторный и исследовательский. Первый обозначается буквой А, второй — АИ. Соответственно, А-72 — старый бензин с октановым числом 72 по моторному методу. Сейчас такого на заправке не купить, а когда-то он был очень популярен. АИ-92 — современное топливо с октановым числом 92 по исследовательскому методу.

Октановое число

Этот показатель характеризует детонационную стойкость топлива. Чем выше число — тем лучше бензин будет противостоять возникновению детонации в двигателе авто. В качестве эталона при определении октанового числа принята смесь изооктана и Н-гептана. Первый компонент имеет очень высокую детонационную стойкость, принятую за сто процентов. Гептан детонирует легко и его стойкость принята за ноль. Октановое число — это процентное количество октана (по объему)в эталонной смеси. Как всякая условная шкала, эта не лишена недостатков. Достижения современной химии позволяют создать бензин с октановым числом выше 100. Достигают таких показателей использованием специальных антидетонационных присадок.

Что такое детонация

Иногда детонацию сравнивают с взрывом. Применительно к двигателям внутреннего сгорания это не совсем верно. Скорее это аномальный процесс горения смеси в цилиндрах, который характеризуется сверхзвуковой скоростью распространения фронта пламени и резким нарастанием давления. Причем горючая смесь воспламеняется не от свечи зажигания, как положено. Так называемое самопроизвольное воспламенение происходит еще до момента зажигания и появления искры.

Детонация проявляет себя при работе мотора характерным металлическим звоном. Явление это крайне вредное, вызывающее перегрев и увеличивающее нагрузки на детали двигателя. Детонация может очень быстро привести к повреждению поршней или клапанов и выходу двигателя из строя.

Склонность или, наоборот, устойчивость двигателя к детонации зависит от многих технических характеристик: конструкции камеры сгорания, расположения свечи зажигания, температуры, состава смеси. Но основной показатель — степень сжатия. Чем она выше, тем больше вероятность детонации.

При эксплуатации авто «неправильное» сгорание смеси может быть спровоцировано перегревом двигателя или его работой с повышенной нагрузкой.

Какой бензин заливать в бак

Ответ прост — тот, который рекомендован производителем машины. Не обязательно даже изучать инструкцию по эксплуатации. Эта информация есть на внутренней стороне лючка бензобака. Если указано несколько допустимых сортов топлива — можно заправляться любым из них. Многие используют бензин максимально высокого класса, но и от разрешенного топлива с более низким октановым числом вреда не будет. Главное — заправлять машину качественным горючим на проверенных, лучше сетевых, АЗС.

Желание увеличить октановое число топлива в баке авто понятно, но не совсем рационально. Никаких особых преимуществ это не даст, но и проблем не доставит. Современные моторы, рассчитанные на бензин от девяносто второго и выше, переварят и девяносто восьмой, и сотый. Умная электроника отреагирует и подстроит работу мотора под конкретный тип топлива. Но в чем плюсы такого решения? Повышение октанового числа бензина недопустимо разве что для совсем древних двигателей, которые отличаются низкой степенью сжатия и рассчитаны на использование бензина с октановым числом 92 и ниже.

А вот желание понизить октановое число вопреки требованиям автопроизводителя недопустимо. Использование низкооктанового топлива может вызвать детонацию, которая для мотора совсем не полезна. Движок будет звенеть, греться, плохо тянуть. Да и грядущий ремонт может встать в копеечку. Кругом сплошные минусы, которые перекроют любую возможную экономию на заправке.

Экономия и мощь

Основной миф, который ходит вокруг использования высокооктанового топлива — рост мощности мотора и экономия бензина. Дескать, высокооктановый бензин лучше горит, отдает больше энергии, и расход его меньше. Увы, это заблуждение. Повышение октанового числа никак не связано с энергетикой топлива. Обычный способ повысить антидетонационные свойства стандартного топлива — добавление в него специальных компонентов — эфиров, обладающих очень высоким (свыше 130) октановым числом. Большее количество такой добавки в высокооктановом топливе скажется на мощности мотора? Вряд ли. Можно, конечно, сжечь в цилиндрах больше топлива. Но почему его должно быть больше? И как это средство повышения мощности связано с экономией бензина?

Возможно, некоторое повышение эксплуатационных характеристик авто и удастся почувствовать, но цена такого улучшения будет высока — разница в стоимости литра девяносто пятого и сотого составляет без малого 10 рублей. А спортивным автомобилем бюджетный седан все равно не станет.

Для чего нужен высокооктановый бензин

Есть в автомобильном мире марки, знаменитые своими быстрыми, спортивными и даже гоночными машинами. Таким авто, учитывая их особенности, высокооктановый бензин подходит как нельзя лучше. В их мощных, высокофорсированных моторах другой гореть и не должен. И это четко указано в руководстве по эксплуатации. Здесь с качеством бензина шутки особо опасны и дороги.

Реальная польза

Есть случаи, когда использование высокооктанового топлива не по назначению может принести реальную пользу. При езде с высокой нагрузкой по жаре склонность мотора к детонации увеличивается. Если вам предстоит поездка жарким летом на груженой машине по горам, можно залить в бак топливо на ступень выше.

Другой вариант — вы заправились откровенно плохим бензином. Чтобы состав жидкости в баке хоть чему-то соответствовал, подойдет такая мера как добавка высокооктанового топлива.

Каждому — свое

Октановое число бензина, который можно и нужно использовать для заправки конкретной модели авто, определяет производитель. Автомобилистам стоит прислушиваться к этим рекомендациям. Заливать в бак бензин более стойкий к детонации в принципе можно, но в этом нет никакой необходимости. Использование же топлива с октановым числом ниже рекомендованного недопустимо. Такие вот простые выводы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *