Литол что это такое и для чего он нужен
Перейти к содержимому

Литол что это такое и для чего он нужен

  • автор:

Извините, но этот сайт или его страница сейчас отключены

О причинах неработоспособности сайта Вы можете уточнить у администрации – хостинг-провайдер .masterhost, отвечающий за его поддержку, предоставляет управление услугами и доменами их владельцам.

Здесь можно ознакомиться с актуальными акциями и выгодными предложениями от .masterhost

Если этот сайт принадлежит Вам

Пожалуйста, проверьте баланс лицевого счета или свяжитесь со службой технической поддержки:

  • +7 (495) 772-97-20 (для Москвы);
  • 8-800-200-97-20 (для регионов);
  • E-mail: support@masterhost.ru.

Статьи

Литол-24, вероятно, является самой распространенной смазкой в нашей стране. Его применяют в быту, промышленности, автомобилях. На его использовании для авто остановимся более подробно.

Область применения

grease_litol.jpg

Литол-24 используют для смазки следующих частей автомобиля:

  • подшипники качения и скольжения;
  • зубчатые передачи;
  • шарнирные элементы.

Свойства

Смазку наносят на поверхность элементов в узлах, которые подвержены наиболее сильным нагрузкам. Материал обладает следующими свойствами:

  1. Не проводит электрический ток, что предопределяет возможность его использования для элементов электрооборудования.
  2. Не меняется плотность при увеличении температуры.
  3. Обладает высокими показателями прочности на разрыв и сдвига.
  4. Химически стабилен, имеет хорошие уплотняющие свойства.
  5. Применяется в широком диапазоне температур от -40 до +120 градусов.
  6. На поверхности смазки формируется защитная пленка, предотвращающая проникновение влаги.
  7. Прочно удерживается на любых поверхностях.

К недостаткам относится горючесть материала. Чтобы предотвратить преждевременный износ деталей, во время замены Литола-24 нужно придерживаться установленных правил.

Хранение

На смазку установлена гарантия сроком в пять лет, но и по истечении этого времени она не теряет своих свойств. Хранить Литол-24 следует в сухом прохладном месте, вдали от источника огня. Хранить лучше в заводской упаковке, либо в пластиковой или стеклянной таре. Кислоты, газы, оксиданты и прочие химические вещества поблизости лучше не располагать.

Отличие Литола-24 от солидола

Два продукта очень схожи между собой. Солидол производится на основе нефтяных масел, загущенных кальциевым мылом. Для получения Литола-24 исходное сырье сгущают при помощи мыла лития стеариновой кислоты. В этом вся разница, но загуститель влияет на некоторые свойства, что предопределяет применение смазок в тех или иных условиях.

Для смазки крутящихся деталей лучше выбирать литол. Благодаря более густой консистенции, он эффективно снижает вибрацию и уровень шума во время работы механизмов. Солидол применяют при отсутствии нагревания в местах с высокой влажностью, поскольку он очень жирный и неустойчив к действию высоких температур.

Однако это правило действует не всегда, поэтому следует рассмотреть все условия. При нагреве выше 750 градусов солидол течет, а литол лучше не использовать для защиты материалов, легко подвергающихся порче, например, резины, ПВХ или низкокачественного пластика. В последнем случае целесообразнее использовать солидол.

Литол пользуется спросом у автолюбителей, потому как стоит его один раз нанести и можно забыть о проблеме на долгое время. Торговая марка Литол-24 появилась уже очень давно, но несмотря на это по-прежнему востребована в автомобилестроении.

Смазка Литол 24

Аналоги Литола 24

Литол-24 – один из самых распространенных видов консистентных смазок, используемых для снижения фрикционного воздействия на трущиеся поверхности деталей вращения, подшипников, редукторов и других узлов машин и промышленных механизмов. Само название этого смазочного материала стало нарицательным и применяется в просторечии ко всем густым антифрикционным и антизадирным смазкам.

Товар по теме:

Пластичная противозадирная водостойкая синяя смазка «Экстрим EP 2 М220»

Пластичная кальциевая противозадирная водостойкая смазка «ЭКСТРИМ EP-2 М220»

Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.

Что такое Литол-24?

Большинство классических консистентных антифрикционных смазок изготавливают из минерального нефтяного масла с добавлением загустителя. В качестве наиболее подходящего сгущающего агента используют кальциевое или литиевое мыло, каждое из которых придает готовому смазочному материалу определенные технико-эксплуатационные свойства.

Литол – это густая однородная консистентная смазка, в основе которой нефтяное масле и загуститель в виде литиевых омыленных жиров. Именно наличие литиевого мыла дало название этой простейшей по своему составу и одной из самых эффективных антифрикционных смазок, которую разработали и внедрили в производство еще во второй половине прошлого столетия.

Литиевые густые антифрикционные смазки и Литол-24 в частности изготавливают в соответствии с техническим регламентом ГОСТа 21150-87 из минерального масла, загущенного 12-оксистератом лития (омыленное гидроксидом лития гидрированное касторовое масло). Образованная эмульсия представляет собой густой гель стабильной консистенции и гомогенизации (однородности).

Уже более 50 лет Литол-24 остается одной из самых распространенных смазок, которую используют практически во всех отраслях промышленности:

  • машино-, станко-, авиа- и судостроение;
  • тяжелая строительная спецтехника;
  • металлургия и металлообработка;
  • станки легкой промышленности;
  • грузоподъемная техника, краны и лифты;
  • гидроэнергетика и прочие электростанции;
  • пищеперерабатывающее оборудование.

Состав и технико-эксплуатационные характеристики консистентной смазки Литол-24 позволяют использовать ее практически во всех машинах и механизмах вне зависимости от мощности и условий эксплуатаций. При наличие соответствующих присадок литиевые антифрикционные смазочные материалы можно применять в широком диапазоне температур – от экстремально низких на крайнем севере России, до жаркого пустынного климата. При этом Литол-24 устойчив к влаге, а воздействие на него пыли незначительное.

Купить Литол-24 можно в удобной фасовке в ведрах по 18 кг или в бочках по 180 л, а также в удобных тубах по 400 грамм для бытового использования и небольшого ремонта техники.

пластичня смазка

Особенности Литола-24

  • Стабильность к механическому и химическому воздействию – отличительная особенность консистентной антифрикционной Литола-24. Благодаря этому ее используют в механизмах и подшипниках, работающих в условиях повышенных нагрузок и экстремального воздействия агрессивных сред.
  • Широкий диапазон температур – еще одно преимущество Литола. Смазка считается морозостойкой и сберегает свои антифрикционные свойства даже при -60°С. При этом верхний температурный предел, при котором смазочный материал остается однородным и не расслаивается, достигает +120. 140°С.
    Однако смазанные Литолом без морозостойких присадок узлы не рекомендуется эксплуатировать длительное время при температуре ниже -30°С. Аналогично и верхний температурный предел считается допустимым при кратковременном повышении температуры вследствие воздействия больших нагрузок на трущиеся поверхности узлов механизма, а нормальная рабочая температура для Литола – не более +90°С.
  • Влагостойкость. Литол обладает высокой устойчивостью к воздействию влаги. Вода – один из негативных факторов для большинства металлических деталей трения. Она провоцирует коррозию, вымывает и вспенивает смазки, ухудшает антифрикционные свойства. При этом литиевая консистентная смазка Литол-24 образует стабильную защитную влагостойкую пленку, которая не вымывается водой и не превращается в водную эмульсию. Литол не восприимчив даже к кипящей воде.
  • Отличная адгезия. Литиевая антизадирная смазка Литол-24 обладает высокими адгезионными характеристиками. Она удерживается практически на всех распространенных конструкционных материалах, какой бы идеально гладкой не была поверхность детали.
  • Диэлектрические свойства. Литол не проводит ток, благодаря чему его широко используют для смазывания подвижных элементов электротехнического оборудования и электроприводов.
  • Длительный срок хранения. Гарантийный срок использования Литола согласно ГОСТу – 5 лет. Однако на практике он значительно дольше, поскольку состав литиевой смазки достаточно простой и стабильный. Даже после истечения срока хранения достаточно лишь убедить в однородности смазочного материала, а в остальном он в полной мере сохраняет свои свойства намного дольше 5-летнего срока.

Еще одно неоспоримое преимущество антифрикционной густой смазки Литол-24 – ее относительно малая цена. Именно сочетание невысокой стоимости и хороших эксплуатационных свойств сделало Литол одной из самых распространенных консистентных смазок, которая не уступает лидирующих позиций уже полвека.

Есть у консистентной литиевой смазки Литол-24 и несколько незначительных недостатков.

  • Литиевая антифрикционная смазка высыхает на открытом воздухе, полностью теряя все свои технико-эксплуатационные преимущества. Именно поэтому Литол нельзя использовать в качестве консерванта для деталей, узлов и техники при постановке их на длительное хранение (консервацию). Использовать Литол-24 можно только в закрытых узлах.
  • При длительном хранении Литол может расслоиться, при этом обратная гомогенизация (смешивание фракций) невозможна в обычных условиях. Поэтому важно проверять однородность литиевой смазки после долгого хранения. Однако, если расслоения не произошло, Литол-24 можно использовать даже после истечения срока, указанного производителем.

Смазка для подшипников

Особенности применения

Простой состав литиевой антифрикционной смазки Литол-24 включает в себя практически безвредные для экологии и нетоксичные для человека компоненты. Минеральное масло – само по себе природный материал, а литиевое мыло – омыленное касторовое масло. Тем не менее использовать Литол нужно только в хорошо проветриваемых помещениях.

Нежелателен контакт Литола с кожей. Это не критично и не опасно, но лучше воспользоваться перчатками во время нанесения и снятия литиевых консистентных смазок. При попадании на слизистые оболочки, в рот, в пищевод или в органы дыхания необходимо срочно обратиться к врачу, поскольку возможно присутствующие в литиевой смазке улучшающие присадки могут быть опасными для здоровья.

Любая антифрикционная антизадирная консистентная смазка на основе нефтяного масла – огнеопасна. Литол-24 – это горюче-смазочный материал, а значит, хранить его и использовать нужно вдали от открытого огня или иных источников воспламенения. Температура возгорания Литола – всего +199°С в открытом состоянии и +183°С в закрытом. Это очень мало, ведь температура тлеющего окурка достигает +300°С. При этом тушить горящий Литол нужно исключительно пенными огнетушителями или в исключительных случаях путем распыления воды.

Литол-24 – универсальная антифрикционная консистентная смазка, обладающая хорошей влаго- и морозостойкостью и сохраняющая свои свойства на протяжении длительного срока службы узла машины или оборудования. Это определило ее широкое применение в промышленности, в автомобильной и прочей транспортной технике, включая тяжелую спецтехнику, в технологическом оборудовании и даже в быту.

Литол-24 закладывают в подшипники скольжения и качения с расчетом сохранения ее антифрикционных характеристик на протяжении всего срока эксплуатации детали. Литолом заправляют редукторы, шарниры и другие узлы с шестеренчатыми и прочими видами соединения, в которых контактирующие поверхности испытывают повышенные фрикционные нагрузки. Кроме того, Литолом смазывают:

  • вращающиеся валы и оси машин и механизмов;
  • петли и резьбовые крепления;
  • тросы подъемных механизмов, включая краны, лебедки и лифты.

Заменяют литиевую антифрикционную смазку Литол-24 в большинстве случаев только при капитальном ремонте машины или промышленного оборудования. Внеплановая замена Литола происходит при нарушении условий нормально эксплуатации узла и проникновения внутрь него в зону работы смазочного материала чрезмерного количества влаги или пыли.

Несмотря на отличную влагостойкость Литола, степень его вымываемости водой составляет 6,5%. Этого достаточно для критического снижения антифрикционной защиты трущихся деталей при длительном воздействии обильного количества влаги. Грязь, пыль, нагар, частицы ржавчины и другие твердые частицы, попавшие в смазку при нарушении условий работы узла, превращают Литол в абразивную пасту, которая ускоренными темпами изнашивает металлические детали трения.

Именно в таких ситуациях при попадании внутрь большого количества воды и грязи необходима замена антифрикционной антизадирной смазки. В остальных случаях Литол хорошо работает на протяжении всего срока службы подшипников, шарнирных соединений и других элементов машин и механизмов.

Подшипники со смазкой

Конкуренты и аналоги Литола-24

Антизадирная консистентная литиевая смазка Литол-24 остается одной из самых популярных как в России, так и на всем постсоветском пространстве. Есть у Литола и немало конкурентов со схожими технико-эксплуатационными характеристиками. При этом некоторые производители нередко выпускают свою литиевую смазку с незначительно измененным составом под оригинальными брендами, однако на деле это оказывается все тот же Литол-24, известный в промышленности уже более 50 лет, как надежная морозо- и влагостойкая антифрикционная литиевая смазка.

Пластичная кальциевая противозадирная водостойкая смазка «ЭКСТРИМ EP-2 М220»

Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.

Среди наиболее распространенных зарубежных и отечественных истинных аналогов Литола можно выделить несколько наиболее схожих по свойствам и эксплуатационным характеристикам.

  • ФИОЛ-1, 2, 3. Это самая похожая на Литол по основным характеристикам и сферам применения смазка на базе нефтяного масла и литиевого загустителя. Существует три разновидности в зависимости от консистенции – от самой густой Фиол-3 до менее консистентной Фиол-1.
  • Солидол – густая универсальная водостойкая смазка на основе синтетического кальциевого загустителя. Солидол, как и Литол широко применяется при низких температурах с допустимым пиком до -50°С в достаточно мощных узлах и подшипниках машин и промышленных механизмов.
  • ЦИАТИМ-201. Это предшественник Литола и по своим эксплуатационным характеристикам немного уступает ему. Это менее вязкая антизадирная смазка, чем Литол-24, но она также хорошо работает при экстремальных морозах до -60°С. Кроме того, это токопроводная смазка, которую в отличие от Литола нельзя применять в электротехническом оборудовании.
  • MOBIL Unirex EP2 – пластичная антизадирная смазка на основе минерального масла с комплексным загустителем (литиевое мыло и полимерный комплекс). Используют в сильно нагруженных узлах техники и промышленного оборудования, в т.ч. и при температуре до -50°С.
  • SHELL Gadus S2 V100 2. Смазка обладает высокой степенью устойчивости к окислению, к повышенной вибрации и механическому воздействию. Широко применяется в машинах и механизмах зарубежного производства.

Таблица сравнения свойств Литола-24 с аналогами

Дата публикации: 28-10-2022 Дата обновления: 30-10-2023

Сергей Соловьев

Сергей Соловьев (Технический специалист) Старший технический консультант отдела научного развития ООО «НПТК Супротек». Автослесарь со стажем. С детства разбирается в конструкции автомобилей, мастер самодельного транспорта. Свой первый мопед собрал в третьем классе.

Смазка Литол 24: характеристики и применение на автомобиле

Разнообразие смазочных составов в автомобильных магазинах может напугать неопытного водителя. На витринах специализированных магазинов можно увидеть сотни различных смазок, каждая из которых имеет свои преимущества. Существуют как специализированные смазки, которые создатели рекомендуют использовать на одном конкретном узле, так и универсальные варианты. У них разные составы, производители, упаковки, консистенции и многие другие параметры. В рамках данной статьи рассмотрим одну из популярных универсальных смазок – Литол 24, ее сферу применения в автомобилях, а также основные характеристики.

Оглавление: 1. Литол 24: состав 2. Литол 24: характеристики 3. Где используется Литол 24 в автомобиле 

Литол 24: состав

Автомобильная смазка Литол 24 присутствует в свободной продаже уже десятки лет, начиная с 70-х годов 20 века. Она активно используется не только автомобилистами, но и электротехниками, а также специалистами по ремонту железнодорожных составов, различных производственных установок, кораблей и прочего.

Литол 24 с точки зрения состава – это очень простая (во многом, из-за этого и недорогая) смазка, которая состоит из пары компонентов. Основа состава – это машинное масло, в которое добавляется литиевое мыло в качестве загустителя. Могут использоваться в смазке Литол 24 всевозможные присадки и красители, в зависимости от производителя, который выпускает продукт. Загуститель позволяет добавиться необходимой вязкости вещества, чтобы им было удобно пользоваться, и оно в процессе эксплуатации не «сползало» с деталей.

Литол 24: характеристики

Главное преимущество смазки Литол 24 перед конкурентами – это повышенная механическая стабильность. За счет этого состав можно применять, в том числе, в механизмах, где присутствует серьезная нагрузка.

Рабочая температура смазки Литол 24 находится в промежутке от минус 40 градусов по Цельсию до плюс 120 градусов. За счет этого ее можно использовать, например, в подшипниках, где высокая температура в процессе работы, а также в подвеске автомобиля.

Обратите внимание: Несмотря на предел работы состава от минус 40 градусов по Цельсию, он уже немного теряет свои свойства при температуре в минус 30 градусов. Но, поскольку в процессе работы автомобиля все ключевые детали, которые смазываются данным составом, нагреваются, повышается и температура смазки, вместе с чем возвращаются ее свойства.

Стоит также отметить, что Литол 24 практически невосприимчив к попаданию влаги. В процессе работы состав образует пленку, которая не смывается водой, например, при попадании брызг из лужи.

Еще одно полезное свойство смазки Литол 24 – антикоррозийное. За счет него Литол 24 часто используют при необходимости «законсервировать» деталь на длительное хранение. Ее смазывают составом, что позволяет снизить вероятность возникновения ржавчины.

Важно: На смазке Литол 24, практически любого производителя, можно встретить надпись, что срок хранения состава – 5 лет. Но на практике это не так. Литол 24 может храниться значительно дольше, не имея четкого срока годности по хранению. Если вы используете смазку, которой значительно больше, чем 5 лет, убедитесь, что по консистенции она не изменилась, и после этого ее можно спокойно использовать.

Где используется Литол 24 в автомобиле

Состав Литол 24 широко используется автомобилистами, и это одна из наиболее распространенных «базовых» смазок, которые можно встретить в автосервисах.

Основное место использование состава – подшипники, при этом самые различные. Хорошо проявляется себя Литол 24 внутри опорного подшипника, в том числе может использоваться для главной работы подшипника водяной помпы. Во время сбора (или при устранении неисправности) подшипники набиваются смазкой Литол 24, а после в полость над подшипниками рекомендуется уложить дополнительный слой состава. Это позволит максимизировать срок службы подшипника.

В автомобилях с передним приводом Литол 24 закладывается в пыльники. В заднеприводных автомобилях им зачастую специалисты и производители автомобиля смазывают крестовину кардана. Учитывая высокую стойкость к механическим воздействиям, Литол 24 может долго сохранять свои свойства в подобных элементах подвески.

Применяют Литол 24 при работе с резьбовыми и шарнирными соединениями. Его можно использовать для смазки шаровых соединений рулевого управления, забив состав в пыльники. При использовании смазки на резьбе, себя хорошо проявляют его антикоррозийные свойства. Резьбовые соединения не ржавеют с течение времени, что позволяет в последствие проще их снять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *