На какой передаче ездить по городу
Перейти к содержимому

На какой передаче ездить по городу

  • автор:

Переключение передач на дороге

Переключение передач на дороге

После обучения в автошколе на автодроме, можно попробовать свои силы в городском движении с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке. Давайте разберем как правильно это делать в условиях реального движения.
Известно, что чем ниже передача, тем машина развивает более сильный крутящий момент (передаточное отношение у шестерен в коробке передач максимальное), но в этом случае двигается она медленнее. Самые «сильные» передачи у автомобиля – первая и задняя. На этих передачах передаточное число (т.е. начальный крутящий момент двигателя) равняется примерно четырем. Мы как-бы увеличиваем силу автомобиля в четыре раза. На второй передаче передаточное число равняется примерно 2,7, на третьей – 1,4, на четвертой – 1 (скорость вращения двигателя равняется скорости движения машины), а на пятой – 0,8 (получается, что вы едете быстрее, чем вращается двигатель, т.е. в таком случае двигатель просто поддерживает скорость движения вашего автомобиля).
Следует помнить, что на пониженных передачах автомобиль потребляет больше топлива. Если заправить полный бак вашего автомобиля и ездить все время на первой передаче, то через 50-60 км бензин закончится; при движении на второй передаче бензин закончится через 90-100 км; на третьей – 150-170 км; на четвертной – 300-350 км; на пятой – 550-600 км и более. Поэтому желательно двигаться на повышенных передачах. После начала движения на первой передаче (примерно при скорости 15-20 км/ч) и незначительного разгона необходимо перейти на вторую передачу. На второй передаче можно развить скорость до 30-40 км/ч. После этого включаем более скоростную третью передачу и т.д.
Итак, вы начали движение от обочины на первой передаче при полностью отпущенной педали сцепления. Плавно нажимаем на педаль газа и разгоняем автомобиль примерно до скорости 15-20 км/ч. Разогнав автомобиль до этой скорости, убираем ногу с педали газа и одновременно нажимаем на педаль сцепления до упора, включаем вторую передачу. Отпускаем педаль сцепления и нажимаем на педаль газа увеличивая скорость вашего автомобиля до 30-40 км/ч, включаем следующую передачу и т.д.
Двигайтесь на второй передаче некоторое время, чтобы привыкнуть к этой скорости. При этом не забывайте смотреть на дорожные знаки, разметку, светофоры и других участников движения. Во время движения необходимо видеть дорожную ситуацию не только спереди, но и сзади в зеркала заднего вида и по бокам.
Три – четыре дня двигайтесь на второй передаче, периодически останавливайтесь на обочине, а затем снова начинайте движение. Привыкнув к такому скоростному режиму можно переходить на третью передачу (три-четыре дня двигайтесь и на этой передаче и последующих передачах), затем разогнав машину до 50-60 км/ч на четвертую передачу. Последнюю, пятую передачу необходимо включать при скорости 80-90 км/ч.
Практически в каждой машине есть тахометр, который показывает количество оборотов коленчатого вала. Для переключения передач можно ориентироваться на него. Наилучшей для переключения передач считается частота вращения, равная 2000-2500 оборотов в минуту.
Теперь рассмотрим переключение скоростей в обратном порядке от повышенной передачи до пониженной (например, когда нужнопроизвести торможение двигателем).
Последовательность действий следующая. Сначала отпускаем педаль газа, снижаем скорость автомобиля до скорости, соответствующей пониженной передачи (при этом можно нажать немного на педаль тормоза) и выжимаем сцепление. Далее рычагом переключения передач включаем пониженную передачу и плавно отпускаем сцепление. При этом необходимо одновременно нажать на педаль газа для более плавного движения автомобиля (чем ниже передача, тем большее усилие стоит приложить на педаль газа). Следует отметить, что переключать скорости с повышенной передачи на пониженную можно не по порядку. Например, с пятой на третью, с четвертой на первую и т.д. в зависимости от скорости движения. Три – четыре дня потренируйтесь переключать передачи в нисходящем порядке.
В любом деле необходима практика. Следуйте нашим рекомендациям и удачи Вам на дороге!

  • ул. Сибирский тракт 8Д, офис 210, тел. + 7 982 717-01-90/a>
  • ул. Гагарина 14, офис 69, тел. +7 (982) 717-01-92
  • ул. Амундсена 107, блок 3, офис 513, тел. +7 (982) 717-01-95
  • ул. Луначарского 194, офис 113, тел. +7 (982) 717-01-93
  • ул. Животноводов 20, тел. +7 (912) 230-20-41

На какой передаче ехать в гору

Опасность. Очевидно, что подниматься в гору автомобилю значительно сложнее, чем ехать по ровной дороге: от двигателя требуется повышенная мощность, более высокие обороты коленчатого вала. Чтобы преодолеть силу земного притяжения и не имея чёткого мнения по поводу того, как и на какой передаче ехать в гору на механике, водители перекручивают мотор, слишком сильно нажимая на педаль газа. В итоге это часто приводит к срыву колес в пробуксовку. Такому эффекту подвержены в основном переднеприводные автомобили, что связано с разгрузкой передней оси и снижением сцепления колес с покрытием, особенно скользким (глина, укатанный снег, лед и т. п.).

Узнайте на какой передаче ехать в гору в нашем видео

Движение на подъеме на механике: на какой передаче ехать в гору

Другую опасность таят в себе холмы и небольшие горки. Водитель иногда не видит, что скрывается очередным подъемом, а ведь там может ждать крутой поворот, сложные препятствия (упавшие деревья, скатившиеся со склона камни, пешеходы, животные и многое другое) или ямы.

Движение на подъеме на механике: на какой передаче ехать в гору

Типичные ошибки. Часто водители неверно оценивают крутизну подъема и выбирают не ту передачу (в случае механической коробки), обороты двигателя. На более-менее серьезный склон подняться, например, только на IV передаче практически невозможно, поэтому ее в процессе подъема нужно менять на пониженную. Поэтому движение на подъеме на механике неизбежно связано с определенной трудностью, так как во время смены передач выключается сцепление. В итоге происходит разрыв потока мощности от двигателя к колесам, из-за чего резко падает скорость автомобиля, а инерция движения вверх по склону слишком мала, чтобы помочь машине активно ехать вверх.

Иногда на узких загородных дорожках, к тому же с опасной обочиной, приходится подниматься в гору близко к осевой линии проезжей части. Это чревато лобовым столкновением на вершине, особенно если встречный автомобиль также двигался не по своей полосе.

Как ехать в гору на механике

Безопасно. Чтобы уверенно совершить подъем, необходимо, приближаясь к нему, решить на какой передаче вы будете выполнять маневр. Если склон некрутой или короткий, то хватит и той, на которой вы ехали по ровной дороге. Чаще всего случается так, что передачу нужно менять на пониженную. Можно, конечно, заранее снизить скорость, переключиться на II или даже на I передачу и подниматься ползком. Но такой метод займет много времени, израсходует много топлива и износит детали мотора. Поэтому обычно передачи переключают на подъеме. Это стоит делать с помощью так называемой перегазовки, которая выполняется в момент, когда обороты двигателя стали падать, но автомобиль все еще активно движется вверх без заметного снижения скорости. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты готовы оказать техпомощь на дорогах Москвы.

  1. выжмите педаль сцепления;
  2. переведите рычаг КПП в нейтральное положение;
  3. отпустите педаль сцепления, в КПП произойдет синхронизация валов (при остром дефиците времени этого можно не делать);
  4. быстро нажмите педаль газа примерно на 1/3-1/2 ее хода (профессионалы рекомендуют поднять обороты до значений, соответствующих максимальному крутящему моменту двигателя, плюс запас-500-1000 об/мин);
  5. отпустите педаль газа;
  6. выжмите сцепление;
  7. включите передачу на одну, а то и на две ступени ниже той, которая была включена до этого (наиболее эффективно перейти с IV сразу на II хотя окончательный выбор зависит от автомобиля и передаточных чисел в КПП);
  8. плавно (но быстро) отпустите педаль сцепления до точки трогания одновременно добавляйте тягу, нажимая педаль акселератора.

Движение на подъеме

Безопасный способ того, как ехать в гору на механике зависит и от расположения транспортного средства на дороге. Приближаясь к вершине холма, старайтесь двигаться максимально правее, не заезжая на обочину, особенно опасную и сыпучую. Достигнув вершины, внимательно оцените обстановку и помехи впереди вас. А в одной из следующих глав можно будет узнать как перестраиваться в плотном потоке если перестроение в плотном потоке машин заставляет вас бояться.

И еще. Несколько слов об остановке. Остановка и стоянка на подъеме (если по каким-либо причинам вам пришлось это сделать) должна осуществляться только на хорошо просматриваемом участке, где нет крутых поворотов и других, помех, которые закрывают обзор водителю.

Никогда не оставляйте машину, зафиксированную только стояночным тормозом, обязательно включайте I передачу. Если на подъеме есть бордюр, старайтесь вывернуть передние колеса в его сторону: это исключит прямолинейное скатывание автомобиля назад, он просто упрется задним колесом в бордюрный камень. При длительной стоянке желательно подложить под колеса упоры — большие камни или некруглые поленья.

ПДД. В той части ПДД, которая касается движения на подъеме, запрещен обгон «. в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью» (п.114).

Соотношение скорости и передачи

Прежде чем сесть за руль собственного авто, нужно пройти обучение. Многие из новичков считают, что самое сложное — завестись и тронуться с места. На деле же немало проблем вызывает механическая коробка передач. Переключение скоростных режимов должно происходить «на автомате», и добиться такой реакции можно только посредством регулярной практики. Вместе с КПП нужно одновременно использовать педаль сцепления — это ключевое правило. Только так можно быстро и безопасно менять скорость.

Что должен знать начинающий водитель

Опытный водитель управляет машиной без рывков, легко переключаясь с одной скорости на другую. Это действительно делать несложно, если соблюдать все правила. Коробка передач — один из основных факторов, на которые нужно обращать внимание в первую очередь при покупке авто. Самой простой в управлении считается автомобиль с автоматической трансмиссией. Чтобы перейти, например, со второй передачи на третью, там не придется ничего переключать, все происходит в автоматическом режиме. Водителю остается лишь давить на педаль газа, чтобы увеличить скорость.

Существует целый ряд разновидностей КПП, а не только автомат и механика — вариаторы, секвентальные коробки и не только. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, но по прочности и надежности механическая коробка превосходит все. Она находится под 100%-ным контролем водителя, что играет большую роль в сложных дорожных условиях. Главный принцип управления МКПП: выжать сцепление, переключить скорость, плавно отпустить педаль.

Когда выполняется переключение

Когда менять передачу, переключая скорость, опытные водители чувствуют уже интуитивно. Новичкам же нужно разобраться в тонкостях пользования КПП. Можно ориентироваться на следующие данные:

  • для первой скорости характерен разгон от 0 до 20 км/ч — она необходима для старта и не предназначена для активной езды;
  • вторая позволяет больше разогнаться — до 40 км/ч;
  • на третью нужно перейти, чтобы увеличить скоростной режим до 60 км/ч;
  • четвертая увеличивает скорость еще на 20 км/ч и позволяет разогнаться до 80 км/ч;
  • на пятой и шестой передачах автомобиль набирает скорость свыше 80 км/ч.

Представленная информация актуальна для тех случаев, когда автомобиль движется по ровной, сухой дороге и без тяжелого груза. Если же при движении присутствует сопротивление, каждая передача включается немного позже, чем принято. В городских условиях автомобилисты чаще всего используют третью и четвертую скорости. Причем третья оптимальна для обгонов. Пятая и шестая рациональны только на трассе, автомагистралях, шоссе. На первой и второй никто не ездит, их используют для старта и разгона. У грамотных водителей не должен возникать вопрос, какая скорость должна быть на том или ином участке.

Порядок переключения передач

Менять скоростной режим нужно как при прямолинейном движении, так и на поворотах. Чтобы правильно включить следующую передачу, например, вторую после первой, придерживайтесь простой инструкции:

  • левой ногой выжать в пол педаль сцепления;
  • одновременно отпустить правую ногу с педали газа;
  • выбрать на КПП нужную передачу, избегая резких движений;
  • при переключении сперва вывести рычаг в нейтральное положение, а затем в необходимую скорость;
  • отпустить сцепление;
  • плавно начать давить на педаль газа.

Если переключаться не поэтапно, а сразу с 1 на 3 скорости, разгон займет намного больше времени, и обороты двигателя снизятся.

Распространенные ошибки

Если не согласовать действие рычага на КПП и педаль сцепления, машина потеряет скорость или вовсе заглохнет — что нередко возникает у новичков. Неопытный водитель слишком рано бросает сцепление, от того автомобиль дергается. Момент включения следующей передачи нужно отработать до автоматизма, поэтому, чем больше будет практики, тем лучше.

Еще одна частая ошибка — игнорирование необходимости переключения скорости. Например, на определенном участке дороги можно ехать не быстрее, чем 40 км/ч. Водитель может посчитать, что имеет основания двигаться на второй передаче. На деле же разумнее переключиться на третью и двигаться с той же скоростью. Когда можно будет разогнаться, процесс займет значительно меньше времени.

Общие рекомендации

Начинающие водители обычно ориентируются по тахометру, чтобы переключать скорости. Опытные же понимают на слух, когда нужно сменить передачу — по звуку мотора. При использовании механической коробки стоит соблюдать несколько простых общих правил:

  • не держать ногу над педалью, а размещать ее на площадке для отдыха;
  • при пользовании коробкой не тянутся к рычагу — для этого нужно правильно отрегулировать кресло;
  • левую руку держать в центре рулевого колеса, чтобы в случае возникновения экстренной ситуации иметь возможность быстро совершить маневр;
  • для дизельных авто переход с одной передачи на другую осуществляется при 1500–2000 оборотах;
  • для машин на бензине актуальный диапазон — от 2000 до 2500 оборотов.

Все приходит с опытом, но специфику правильного использования механической коробки передач нужно изучать в первую очередь. Это позволит не только сохранить авто в целостности, но и сэкономить топливо, а также использовать двигатель на полную мощность.

Возможно вам будет интересно:

  • За что лишают водительских прав? Ответственность за несоблюдение ПДД с каждым годом ужесточается, и за это можно получить не только штраф, но и потерять права. Срок лишения зависит от серьезности нарушения.
  • Как перебороть страх перед вождением автомобиля? Автомобиль — незаменимый помощник любого современного человека. Ежегодно тысячи людей сдают на права и покупают машину, однако не все могут справиться со страхом вождения. Чтобы его побороть, у некоторых уходят годы. Как от него избавиться раз и навсегда?
  • Где можно парковаться: остановка и стоянка по ПДД В Правилах дорожного движения РФ от 23 октября 1993 года (в редакции 2020 года) прописаны нормы парковки, остановки и стоянки такси, легковых, грузовых машин и мотоциклов. Есть немало случаев, когда водитель имеет право прекратить движение только в экстренной ситуации. В противном случае может грозить штраф в размере от 1000 до 3000 рублей, что зависит от региона и статьи.
  • Сигналы рукой водителя Прежде чем совершить маневр на транспортном средстве, другим участникам дорожного движения нужно подать сигнал. Если с техническим состоянием автомобиля проблем нет, водитель использует поворотники. В ином случае сигнал нужно подавать рукой. Такое действие обязательно и для велосипедов, где поворотники в принципе не предусмотрены.

На каких скоростях менять передачи, чтобы ездить максимально экономично?

KIA Rio X-Line.

За минувшие 25 лет автомобили сделали большой шаг вперед. Моторы получили блок управления, электронный впрыск и изменяемые фазы газораспределения, отчего планка крутящего момента расширилась. Если посмотреть на графики, то можно увидеть, что кривая момента резко подскакивает вверх и дальше растет небольшим куполом до 3500-4000 оборотов, после чего опускается вниз.

Вопрос-ответ

При этом 70-80% крутящего момента достигается уже на тысяче оборотов, и автомобиль способен аккуратно стартовать с места даже на холостых. Не требуется раскручивать мотор и насиловать его педалью акселератора при каждой смене передач. А на приборных панелях новых машин электронный помощник с помощью загорающихся стрелок-пиктограмм даже рекомендует почаще менять ступени.

Те, кто учился ездить на карбюраторных «зубилах», воспримут рекомендации как издевательство. Уже на 1500 оборотах программа советует переключаться на вторую ступень коробки. Раньше это привело бы к фиаско. Старый мотор с питанием от карбюратора обладал слишком узким диапазоном эффективных оборотов и не тянул ниже 2000 об. В итоге машина могла заглохнуть при старте со светофора. Более того, при отпускании газа на передаче обороты двигателя опускались до холостых, и под нагрузкой силовой агрегат троил. Ездить на четвертой передаче в натяг на холостых было почти невозможно.

Однако сейчас ситуация немного иная. Акселератор стал электронным, и блок управления умеет сам добавлять газ, когда тяги не хватает. Таким образом реализуется так называемый ползучий режим, предназначенный для поездок по городу в пробках.

Вопрос-ответ

К примеру, если на подъеме необходимо двигаться на первой передаче, то нужно просто отпустить акселератор. Сразу почувствуешь интересное поведение машины. Она сбросит скорость до 5 км/ч, потом «упрется» в трансмиссионные шестерни, и электроника добавит немного оборотов, не давая мотору заглохнуть. Стрелка тахометра прыгает на 1000-1100 об. без всякого круиз-контроля. А потребление топлива составляет 0,7-0,9 л/ч.

Используя эту функцию, можно научиться ездить предельно экономично, на грани возможностей автомобиля. Для эксперимента мы взяли один из самых распространенных автомобилей в России: хэтчбек KIA Rio во внедорожной версии X-Line с механической 6-ступенчатой коробкой и с 1,6-литровым атмосферным двигателем мощностью 123 л. с.

Сначала пробуем поездить на первой скорости. Втыкаю рукоятку вперед, плавно отпускаю педаль, и автомобиль катится на 5-6 км/ч. Передаточное отношение в 3.769 отлично подходит для KIA Rio X-Line. Так можно ползти в тугих городских пробках и даже по грунтовкам, время от времени прерывая путь остановками. Стрелка тахометра колеблется в районе 900-1000 об.

Статья по теме

Усложняем задачу. Чуть разгоняюсь, перевожу рычаг кулисы на себя и отпускаю педали. Автомобиль сначала подтормаживает двигателем, а затем, чтобы не заглохнуть, набирает обороты. Вторая скорость имеет передаточное отношение в 2.045, и движение машины стабилизируется примерно на 12 км/ч. Мотор работает нормально, и тысячи оборотов вполне хватает, чтобы подниматься даже на приличные уклоны на транспортных развязках.

Дальше — больше: немного разгоняемся для безболезненного переключения, выставляем третью ступень коробки и смотрим, что будет. Передаточное отношение здесь 1.370, и машина оттормаживается мотором до скорости в 20-22 км/ч, а дальше очень уверенно ползет вперед. Расход сначала подскакивает, но скорость стабилизируется и потребление топлива выходит на уровень 4-4,5 литра на «сотню».

Интересно, получится ли продержаться на четвертой передаче? Разгоняюсь до 30 км/ч, перевожу рычаг кулисы на себя и плавно отпускаю левую педаль сцепления, чтобы не заглохнуть. Эта ступень считается «прямой», так как её передаточное отношение приближается к единице и составляет 1.036. Автомобиль притормаживает до 26 км/ч, затем недовольно урчит и набирает темп до 28 км/ч. Мотор все так же вращается в пределах 1000-1100 оборотов. Эластичность мотора очень высока, и даже в таком пограничном состоянии он неплохо тянет. Притопив акселератор, чувствуешь, как колеса наливаются тягой.

Вопрос-ответ

Пятая передача с отношением 0.839 считается разгонной. Ее обычно втыкают для разгонов на трассе с 80 км/ч и выше. Но способен ли KIA Rio катиться на ней на холостых? Пришпориваю машину до 50 км/ч, втыкаю рукоятку вправо и вверх, а затем отпускаю вожжи и жду, что будет дальше. Скорость снижается примерно до 33 км/ч. Затем автомобиль недовольно урчит мотором, поддает газу, доводит скорость примерно до 35 км/ч и так катится дальше. «Длинная» ступень не пасует на предельно низких оборотах.

Бортовой компьютер показывает расход в 4-5 л на «сотню». Но ехать можно только по идеально прямой дороге. На панели приборов высвечивается требование переключиться вниз. Если под колесами попадется ямка или подъем, то машина может заглохнуть на ходу, а это уже неприятно.

Шестая ступень коробки предусмотрена для экономичной езды на высоких скоростях. Движение на ней стабилизируется примерно на 40 км/ч, но ездить так уже не имеет смысла. Экономичнее пятой на предельно низких оборотах шестая не будет.

Вопрос-ответ

Для чего же может понадобиться сверхэкономичная езда? К примеру, бак уже пуст, в резерве — пара-тройка литров бензина, а до ближайшей колонки еще километров тридцать. Если гнать на высокой скорости, то можно быстро сжечь остатки топлива. А черепашьим шагом с мигающей аварийкой с высокой вероятностью можно доползти самостоятельно.

Вредно ли для двигателя ездить на холостых? Во время движения насос прокачивает масло по всей системе смазки. Чем меньше обороты, тем медленнее циркулирует масло. Но и энергетика двигателя на низах не требует большого его количества. Поэтому ездить так можно без опаски. Плохо будет, когда после черепашьего ползания в аварийном режиме придется быстро переключиться на низшую ступень и ускориться с выжимом газа в пол. Тогда обороты резко взметнутся вверх, и мотор в течение первых секунд начнет испытывать дефицит масла. Этого вполне достаточно, чтобы трущимся деталям прорвать тонкую масляную пленку, и тогда начнется быстрый и необратимый износ поверхностей. Поэтому после долгой медленной езды ускоряться резко не рекомендуется.

Технические характеристики KIA Rio X-Line

Модель KIA Rio X-Line
Габариты (длина / ширина / высота), мм 4240 / 1750 / 1510
Колёсная база, мм 2600
Снаряжённая масса, кг 1166
Объём багажника, л 390
Тип кузова Хэтчбек
Количество дверей / посадочных мест 5 – 5
Двигатель 4-цилиндровый, рядный
Рабочий объём, см³ 1591
Максимальная мощность, л. с. / об./мин. 123 / 6300
Макс. крутящий момент, Нм / об./мин. 151 / 4850
Трансмиссия 6-ст. механическая
Привод Передний
Дорожный просвет (мм) 170
Объем топливного бака, л 50
Разгон до 100 км/ч, с 10,7
Макс. скорость, км/ч 183
Расход топлива (смешанный), л/100 км 6,8
Цена тестового автомобиля 819 900 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *