Почему стартер берет на себя много тока
Перейти к содержимому

Почему стартер берет на себя много тока

  • автор:

Почему стартер берет на себя.

Часто слышу от автолюбителей о том, что машина заводится плохо потому, что стартер «берёт на себя». Под выражением «берёт на себя» они подразумевают, что через стартер течёт ток больше положенного. А ещё они говорят, что решение данной проблемы — замена втулок.

Думаю у многих возникает вопрос, как через стартер может течь больший ток если его сопротивление постоянно и как замена втулок решает этот вопрос.
Тут многие скажут, что старые втулки мешают якорю крутиться и с этим трудно не согласиться, но как это связано с потреблением тока?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо знать устройство стартера и курс школьной физики.
Первая ошибка, допущенная в рассуждениях выше, заключается в том, что сопротивление стартера не постоянно. Если посмотреть на картинку ниже можно увидеть, что щётки скользят по ламелям якоря, а обмотки якоря, представляют собой индуктивную нагрузку.

Почему стартер берет на себя.

А теперь пригодится школьная физика, а именно закон коммутации, который гласит, что ток через индуктивность не может измениться мгновенно, то есть нарастает со временем. Получается когда втулки изношены они мешают якорю провернуться и он задерживается больше положенного на одной ламели, во время этой задержки ток продолжает нарастать и в итоге потребление стартера превышает положенное.

На самом деле, автолюбители используют выражение «берет на себя» не только в случае описанном выше, а всегда когда стартер плохо крутит при нормальной батареи. Причиной плохой работы стартера может быть также плохой контакт в проводке стартера, но физика процесса неизменна.

⚡�� Стартер берёт на себя: симптомы и основные причины

Когда автомобильный стартер берёт на себя — утрудняется запуск двигателя, АКБ подвергается чрезмерным нагрузкам и быстро разряжается. В холодное время года ситуация усугубляется. Стартер, который берёт на себя, следует считать неисправным. Он работает на износ. Если поломку не найти и не устранить, узел выйдет из строя полностью. Поиск и ремонт данной неисправности сравнительно просто выполняется собственными силами. Что это за поломка, как она проявляется, по каким причинам, и как её устранить — рассказано в этом материале.

Что значит — стартер берёт на себя?

Автомобильный стартер — это электродвигатель. Очень мощный. В исправном состоянии при запуске двигателя он потребляет из АКБ более 1 кВт электроэнергии. Ток, который протекает в этот момент по цепи, несложно посчитать. Для этого нужно мощность разделить на номинальное напряжение аккумуляторной батареи (12 В). Соответственно, если стартер на 1,5 кВт (1500 Вт), то во время работы он потребляет ток, равный: 1500 / 12 = 125 А.

Стартёрная АКБ способна отдавать намного больший ток. Он называется максимальным током холодной прокрутки и почти всегда указывается на корпусе. Для современных моделей ёмкостью от 60 А*ч норма 500-600 А. Соответственно, если стартер из-за каких-либо дефектов «потребует» тока больше своей нормы, у аккумулятора он «есть».

«Стартер берёт на себя» — это потребление тока, существенно превышающее расчётную норму. Берёт он не что иное, как ток. Гораздо больше, чем необходимо для успешного запуска двигателя. Этот «излишек» не используется для выполнения полезной работы.

На что же стартер тратит эту энергию? В зависимости от характера и причины неисправности «излишки» энергии либо превращаются в бесполезное тепло, либо расходуются на преодоление механического сопротивления.

Симптомы

Из личного опыта я могу привести 5 симптомов неисправности:

Токоизмерительные клещи

  1. Стартер работает плохо. Чрезмерное потребление тока не является единственной причиной, почему стартер крутит двигатель туго и с большим трудом. Другие варианты очень подробно расписаны в отдельном материале, который называется «10 причин почему плохо крутит стартер». Рекомендую ознакомиться.
  2. Значительная просадка бортового напряжения. Чем больше тока потребляет стартер, тем ниже проседает напряжение. Когда он исправен, напряжение на хорошо заряженном аккумуляторе во время запуска двигателя не опускается ниже 11,2 В. Проверить наличие этого симптома можно при помощи обычного мультиметра. Включите его в режим измерения постоянного напряжения в пределах 20 В и подсоедините щупы к выводам АКБ. В момент запуска двигателя прибор покажет просадку напряжения. Если оно заметно ниже 11,2 В, значит проблема есть.
  3. Пусковой ток выше нормы. Чем больше стартер берёт на себя, тем большей силы ток он потребляет при запуске двигателя. Чтобы измерить этот ток, нужен прибор, который называется токоизмерительные клещи. Мультиметр для этих целей не подходит, так как его предел 10 А (в хороших моделях 20 А). Далее необходимо выяснить, какой ток является нормой для вашего стартера. Для этого надо знать его мощность в ваттах. Разделите её на 12, и получите номинал в амперах. Если токоизмерительные клещи показывают ощутимо больше, значит проблема есть.
  4. Стартер ощутимо нагревается. Несмотря на то, что работает он несколько секунд, нагрев может быть весьма заметным. Проверить этот симптом можно тактильно.
  5. Характерный запах. Любой изношенный электродвигатель издаёт знакомый многим запах горелого, который ни с чем не спутаешь. Если ваш стартер после работы «попахивает», значит проблема есть.

Обратите внимание на то, что первые два симптома могут проявляться и при вполне исправном стартере. Например, когда на автомобиле установлена изношенная АКБ, которая в принципе не способна бодро крутить стартер. Исключить такую вероятность можно при помощи нагрузочной вилки. Подробнее об этом читайте в материале «Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой».

Причины

Все неисправности, из-за которых стартер берёт на себя, можно условно разделить на две группы:

  1. Механические поломки и износ.
  2. Неисправности по электрической части.

Механические поломки и износ стартера

Устройство автомобильного стартера

Если посмотреть на устройство автомобильного стартера, то можно увидеть несколько двигающихся элементов:

  • ротор или якорь;
  • обгонная муфта (бендикс);
  • механизм привода (втягивающее реле);
  • планетарный редуктор (есть не на всех стартерах).

Первым делом проверьте, как вращается ротор. Он установлен на подшипниках скольжения или втулках. Определить их износ можно по люфту. Если ротор вращается от руки с большим трудом, вероятнее всего, внутри стартера есть коррозия или грязь. Лично в моей практике удаление ржавчины и грязи решает проблему в 80% случаев. На втором месте износ бронзовых втулок, которые несложно заменить на новые. Кстати, когда есть большой люфт вала ротора, он при вращении цепляется за магниты на корпусе, в результате чего стартер подклинивает и работает плохо.

Для наглядности привожу несколько картинок.

Грязь в стартере Втулки стартера Обгонная муфта (бендикс) Планетарный редуктор

После замены изношенных деталей, чистки, смазки (не переусердствуйте) и сборки стартер гарантированно заработает бодрее. Но только в тех случаях, когда проблема не по электрической части.

Неисправности по электрической части

Опять вернёмся к устройству автомобильного стартера, электрическая часть которого состоит из следующих ключевых элементов:

  • цепь силового питания стартера;
  • токоведущие щётки;
  • коллектор ротора;
  • обмотки ротора;
  • обмотки статора (кроме моделей с постоянными магнитами);
  • обмотки втягивающего реле;
  • силовые контакты втягивающего реле.

Втягивающее реле здесь рассматривать не буду. Эта тема подробно расписана в материале «Как проверить втягивающее реле стартера». Переходите, изучайте.

Что касается непосредственно стартера, то проблем здесь может быть 5:

  1. Плохой контакт в цепи силового питания. Начинается эта цепь выводами аккумулятора, а заканчивается выводами на втягивающем реле. Первым делом осмотрите все места, где на контактах могут быть загрязнения и окислы. Если есть проблемы с выводами АКБ, дополнительно ознакомьтесь с материалом «Окислились клеммы аккумулятора». Контакты на стартере достаточно разобрать, почистить и собрать обратно. Очень часто этой простой манипуляции достаточно, чтобы устранить проблему. Не забудьте также проверить силовые провода стартера. Они должны быть целыми.
  2. Износились токоведущие щётки. Чтобы выявить проблему, щётки необходимо извлечь. На некоторых стартерах это делается легко. Другие модели приходится полностью разбирать. Щётки должны быть целыми, достаточной длины, без сколов и следов неравномерного износа. Также они должны нормально пружинить, и не подклинивать в своих направляющих. Это иногда происходит из-за графитной пыли и прочей грязи.
  3. Загрязнение коллектора ротора. Коллектор состоит из медных ламелей, через которые со щёток передаётся пусковой ток на обмотки ротора. Между ними есть зазоры, в которых не должно быть ни грязи, ни графитовой пыли. Если есть, удалите тонким не металлическим инструментом, например, зубочисткой. Дополнительно стоит очистить поверхность ламелей от окислов и графита. Но не наждачной бумагой. Используйте спирт или другой растворитель, но не очень агрессивный.
  4. Замыкание в обмотках. В роторе и статоре (кроме моделей с постоянными магнитами) стартера есть несколько одинаковых обмоток. Если в какой-то из них есть межвитковое замыкание, обмотка будет иметь меньшее сопротивление, чем остальные. Проверить это можно при помощи мультиметра.
  5. Обрыв обмотки. Когда в электродвигателе перегорает одна из обмоток, он продолжает работать, но потребляет существенно больше тока. Стартер берёт на себя. Найти проблемную обмотку можно при помощи мультиметра.

Для наглядности привожу несколько картинок.

Почему стартер берет на себя много тока: признаки, причины, решение проблемы

Проблемы с запуском двигателя могут носить самый различный характер. Для начинающих автолюбителей порой трудно оперативно выявить причину возникшей неисправности и эффективно устранить её. Прибегая к помощи специалистов, несведущий водитель может оказаться в неловкой ситуации, например, в том случае, если матерый автослесарь СТО поставил диагноз «стартер коротит или берет на себя много тока».

Чтобы понять суть этого явления, и не выглядеть полным профаном в глазах работников автосервиса, следует ознакомится с этим вопросом более подробно. Именно об этой проблеме и пойдёт речь в представленной статье.

По каким причинам с устройством запуска ДВС могут начаться проблемы

Несмотря на то, что стартер используется кратковременно, его узлы и механизмы подвержены механическому и электрическому износу.

Представленная неполадка может быть вызвана различными причинами.

Среди них выделяют:

  • недоброкачественное соединение клеммных выводов и токопроводящих элементов;
  • повышенный износ посадочных мест якоря;
  • подклинивание бендикса;
  • высокое значение механического сопротивления;
  • нарушение целостности изоляционных элементов.
  • износ щеточного узла.

Просадка напряжения в цепи стартера даёт о себе знать в момент подачи напряжения на втягивающее реле при повороте ключа в положение «ст». Она выражается в том, что ходовые огни и подсветка приборов отличаются тусклым свечением. Это говорит о том, что стартер забирает большую часть заряда АКБ автомобиля.

Зачастую, причиной такого явления становятся соединительные элементы цепи стартера. Чтобы убедиться в их исправности, следует провести полную ревизию всех клемм и выводов. Даже если внешне они выглядят вполне работоспособными, не стоит делать поспешных выводов. Условия работы таких элементов сопряжены с большими нагрузками, которые могут вызвать их подгорание, особенно при слабом соприкосновении.

Якорь электродвигателя стартера, ввиду конструктивных особенностей, вращается внутри медно-графитовых втулок. Стоит отметить, что наибольший износ приходится на переднюю втулку – ту, которая обращена к маховику. По мере увеличения износа, нарушается центровка якоря и он неминуемо коснётся изолированных «башмаков» статорной обмотки. Произойдет нарушение изоляционного слоя обмоток.

Казалось бы, почему бы не поставить на место медных втулок куда более износостойкие подшипники. Они в данном случае не используются, вследствие того, что их рабочие элементы будут испытывать серьезные электромеханические нагрузки. Кроме этого, встает вопрос о дополнительной изоляции якоря стартера.

Признаки, указывающие на такое недоразумение, выражаются в повышенной шумности стартера в момент запуска двигателя. Стоит отметить, что прежде чем якорь начнет свою разгульную жизнь, он будет долго и упорно напоминать Вам о своём недуге. Поэтому, как только появились первые симптомы биения якоря, втулки нужно заменить.

Кроме этого часто возникает банальное подклинивание муфты свободного хода, которое может быть вызвано повышенной выработкой рабочей поверхности или загрязнением.

Еще один сопутствующий фактор – высокое механическое сопротивление. Данный термин подразумевает то, что в силу некоторых неблагоприятных обстоятельств, имеет место быть затрудненное вращение коленчатого вала автомобиля.

Чаще всего, это проблема может возникнуть в зимнее время года, если смазка двигателя имеет минеральное происхождение. Не исключается также и вариант, когда горе-моторист, в ходе сборки кривошипно-шатунного механизма взял да и перетянул вкладыши, полагая, что так надёжней. Чтобы убедится в этом, достаточно провернуть коленвал через хроповик. Если вал стоит как вкопанный, видимо так оно и есть.

Не стоит забывать и про щеточный узел. Угольно-графитовые щетки со временем приходят в негодность, что в свою очередь пагубным образом отражается на ресурсе коллектора электродвигателя.

Для проведения диагностических мер по выявлению просадки напряжения на стартере понадобится мультиметр и контрольная лампа.

Чтобы убедиться в целостности обмотки стартера, необходимо воспользоваться обыкновенной бытовой лампочкой на 220В. Один конец от лампы фиксируем на корпусе стартера, второй поочередно подводим к выводам статорной обмотки. Если какая-либо обмотка пробита, лампа непременно загорится.

Щетки проверяются по той же схеме, только с использованием 12В лампочки.

Из-за чего стартер может брать на себя много тока

Все возможные причины представленной неисправности, так или иначе, складываются из двух факторов:

  • механического;
  • электрического.

И тот и другой находятся в тесной взаимосвязи. Иными словами, механический износ может повлечь за собой неисправности электрического характера. Сбои электрического рода могут послужить причиной механических повреждений.

Подытожив всё вышесказанное, можно сказать, что повышенное значение пускового тока стартера возникает вследствие:

  • повышенной выработки рабочих поверхностей привода бендикса;
  • износа коллекторно-щеточного узла электродвигателя стартера;
  • большого люфта в посадке якоря стартера;
  • повреждения изолированных элементов электродвигателя;
  • плохой массы.

Подклинивание стартера, и, как следствие, повышенный забор тока из АКБ может также являться следствием раннего зажигания.

Признаки возникшей проблемы в запуске двигателя

Любая неисправность имеет ряд специфических признаков. Благодаря им удаётся более оперативно отыскать причину возможной поломки. «Прожорливый» стартер не является исключением.

Наиболее характерные признаки того, что стартер берёт на себя много тока, проявляются в:

  • затухание фар и освещения панели приборов при запуске двигателя;
  • затрудненном вращении коленчатого вала;
  • повышенном нагреве корпуса стартера;
  • характерном запахе обгоревшей изоляции.

Что надо делать в такой ситуации

К сожалению, в большинстве случаев, данная проблема, так или иначе, решается только с помощью медицинского вмешательства с последующим вскрытием «больного». В зависимости от степени «запущенности» проблемы прибегают как к профилактическим, так и к хирургическим методам лечения.

Первый способ применим в том случае, когда механические части привода бендикса имеют допустимый износ, но испытывают дефицит смазки. Все сочленения следует разобрать, промыть бензином и смазать графитовой смазкой. Шестерня бендикса и обгонная муфта также смазываются. Если стартер редукторный, желательно промазать планетарку и все остальные приводные шестерёнки.

В том случае, если «накрылись» щетки, они естественно меняются. Но, чаще всего, на этом ремонт не ограничивается. Будучи в плачевном состоянии, они, наверняка, порядком потрепали коллектор. Если он черный, подгоревший, с рисками и царапинами, то так оно и есть. Чтобы привести его в рабочее состояние, можно воспользоваться обычным ластиком, желательно слегка потёртым.

Ластик следует приложить к коллектору и, равномерно проворачивая якорь, довести его до рабочего состояния. Шкурку в данном случае использовать не рекомендуется, так как её абразивный материал пагубно влияет на износостойкость представленных узлов.

При износе втулок якоря производится их замена, если, конечно не поздно, и якорь не размолотил посадочные места. Бывает и такое. Для этой цели можно взять на вооружение несколько методов. Чаще всего пользуются метчиком соответствующего диаметра. Постепенно вкручивая его в полость втулки, она безболезненно покинет своё обжитое место. Некоторые автолюбители пользуются выколоткой. Её надставляют над втулкой и ударяют молотком.

Стоит такая втулка сущие копейки, а вот несвоевременная её замена может заметно ударить по кошельку владельца.

Видео инструкция по проверке утечки тока

1) Представленный видео ролик посвящен основным особенностям дефектовки стартера.

На видео наглядно представлена диагностика всех узлов стартера с подробным описанием характерных неисправностей основных рабочих элементов.

2) Представляем вашему вниманию обзорный видео ролик по ремонту стартера.

Он носит ознакомительный характер, и призван познакомить широкий круг автовладельцев с ключевыми этапами диагностики и ремонта стартера.

Ремонт стартера в большинстве своём не должен вызывать серьезных затруднений у своего владельца. Важно помнить, что чем раньше Вы отзоветесь на возникшую неисправность, тем проще будет её устранить.

Промедление, в данном случае, смерти подобно. А смерть стартера – это неоправданный удар по Вашему бюджету. Бережно относитесь к своему автомобилю, и он непременно отплатит Вам тем же.

Как узнать, берёт ли ток на себя стартер, и как это исправить

Исправность своего автомобиля мы воспринимаем как должное. Времена, когда мы проводили под машиной столько же часов, сколько и в салоне, к счастью, минули. И когда при повороте ключа в замке зажигания мы не слышим привычный гул запущенного двигателя, мы приходим в недоумение: что случилось, аккумулятор сел, стартер берёт ток на себя, как узнать? Если вы точно знаете, что АКБ у вас почти новая и полностью была заряжена, то, очевидно, есть основание грешить на стартер.

Симптомы неисправности стартера

Стартер IVECO Daily 50C15H

Хорошо, аккумулятор у нас исправный и накануне мы его зарядили полностью, как узнать берёт ли на себя стартер, по каким признакам это определить? Самый наглядный симптом: если во время поворота ключа зажигания лампочки, которые запитаны от бортовой сети, теряют в яркости, а иногда и гаснут — это звоночек к тому, что в системе имеется просадка тока, то есть стартер берёт лишнюю энергию на себя. Подобная ситуация может возникнуть не только в холодное время года, и говорит она о неисправности стартера. Однако это лишь один внешний симптом, с помощью которого мы можем лишь предположить неисправность. Но откуда она взялась, почему это происходит?

Причины просадки тока

Как правило, не умудрённый опытом автолюбитель, столкнувшись с затруднениями запуска двигателя, после недолгих раздумий и попыток «волшебными» словами привести всё в состояние «как было», отправляется в ближайший автосервис, где знающий специалист моментально ставит диагноз: стартер берёт на себя. Отлично! Теперь мы точно знаем, в чём дело, но вот вопросов от этого не убавилось и главный из них — почему он так себя ведёт? На самом деле, причин такого поведения может быть множество, обычно они следующие:

  • недостаточно плотный контакт между проводкой и зажиганием;
  • недостаточное сопротивление (может быть следствием замыкания на массу) или слишком высокое сопротивление коленвала, вследствие неправильного подбора масла или вкладышей;
  • выработка втулок, замыкание на корпус, заклинивание подвижных частей;
  • недостаточная смазка редуктора.

Стартер на ВАЗ

Даже абсолютно исправный стартер при возникновении на пути какой-либо преграды будет выполнять свою работу с увеличенными энергозатратами. Знание механизмов и принципов функционирования системы зажигания всегда подскажет вам, как понять, что стартер берёт на себя лишнего, так что не пренебрегайте теорией, хотя бы поверхностной.

Что предпринять, если стартер берёт на себя

Для того чтобы начать что-то предпринимать (это не касается поездки в автосервис), необходимо не просто перечисление возможных причин неисправности, мы уже знаем, что стартер берёт на себя; как исправить это — вот в чём главная задача. А для этого необходимо разобрать конкретную причину, тщательно изучая все элементы стартера.

На самом деле, в большинстве случаев хватает банальной прочистки контактов по всей цепочке, начиная клеммами АКБ и заканчивая, собственно, самим стартером. Проверили, почистили, однако проблема не ушла, значит, ищем глубже. Имейте в виду, что и в самом стартере может быть засорение контактных групп (на втягивающем или на щёточном узле), что также может стать причиной неисправности.

Используем вольтметр

Если АКБ в норме, начинаем проверять стартер, пока ещё не демонтируя его с автомобиля, для этого нам понадобится вольтметр.

Подключаем красный провод вольтметра к положительной клемме аккумулятора (этот провод идёт к крупному болту реле стартера), чёрный (это отрицательный контакт) давим к массе (можно к кузову). Если на дисплее измерительного прибора показываются цифры, ненамного отходящие от 12 вольт, и стартер характерно щёлкает, то с батареей у нас всё отлично; если же цифры менее 10 вольт, то причину следует искать в зажигании.

Пускаем ток напрямую

Для этой операции нам понадобится длинная отвёртка (только обязательно ручка должна быть прорезинена). Отсоединяем от втягивающего тот провод, который идёт к зажиганию, «коротим» плюсовую клемму с помощью отвёртки с реле. А на что показывает этот тест? Если двигатель автомобиля запустился, то это говорит нам о том, что неисправность либо в самом реле, либо в замке зажигания. В противном случае (машина не завелась) нам придётся демонтировать стартер и уже разбираться конкретно с ним.

Проверяем реле

Перед проверкой обязательно очистите весь прибор от пыли, грязи и масляных пятен. Снятый стартер подключаем к АКБ: плюсовой — к выводу реле, а минусовый контакт — к корпусу. Если стартер щёлкнул и его шестерни пришли в движение, значит, наше реле исправно, в противном случае лучше поменять реле на новое, оно стоит совсем недорого. Только обязательно покупайте такое же, лучше в магазин идти со старым.

Проверяем стартер

Однако тот факт, что стартер не зашевелился, не всегда означает, что дело в реле, и после его проверки следует проверку углубить. На месте, откуда было снято реле, осталась клемма, к которой мы подключаем плюсовой «крокодил» от АКБ, минусовой давим на корпус. Шестерня задвигалась? Значит, причина всё же в реле, если этого не произошло, то, вероятно, причина в якоре. Просто так якорь не выходит из строя, это значит, что проверке придётся подвергнуть обмотку на предмет замыкания. Для этого необходим тестер, с помощью которого мы проверяем напряжение между корпусом ротора и обмоткой. Если показатели на тестере меньше 1 млн Ом, то якорь подлежит замене.

Стартер для Chevrolet Lanos

ВАЖНО. Если пришло в негодность несколько элементов стартера, то лучше приобрести новый, поскольку пытаться восстановить его подетальной заменой может вылиться в большие траты, нежели покупка нового узла.

По опыту многих автовладельцев, кто пытался ремонтировать систему зажигания самостоятельно, способов, как определить, что стартер берёт на себя, не так много, важнее не зарыться в проблеме, а чётко для себя прояснить, нужна ли нам помощь профессионалов и насколько будет полезнее и выгоднее разбираться в проблеме самостоятельно.

И ещё раз, если вы меняете детали стартера, то не берите аналоги, если не хотите повторения проблем, заменяемые элементы должны полностью соответствовать вышедшим из строя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *