Почему ваз 2101 назвали так
Перейти к содержимому

Почему ваз 2101 назвали так

  • автор:

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая «копейка» в копилке моделей

Почти полвека назад, 9 сентября 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый серийный ВАЗ-2101 «Жигули». «Копейка», как машину прозвали в народе, быстро стала одним из наиболее распространенных легковых автомобилей в стране. За годы производства Волжский автомобильный завод выпустил около пяти миллионов ВАЗ-2101. Другие интересные факты о легендарной «копейке» – в нашем материале.

«Русификация» Fiat: прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский автомобиль

В 1960-х годах спрос на автомобили в СССР резко возрос – страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковушек в год.

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов – итальянский концерн FIAT. В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством FIAT договор о сотрудничестве. В августе того же года было решено, что прототипом нового советского седана станет Fiat 124 – на тот момент одна из самых удачных моделей, «автомобиль года в Европе». В апреле 1970 года с конвейера Волжского автозавода, построенного в Тольятти, сошли первые образцы советского седана ВАЗ-2101.

fiat_124_1.jpg

Новый автомобиль вовсе не был копией Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям «итальянец» прошел основательную подготовку – всего было внесено более 800 изменений. В результате по ряду показателей ВАЗ-2101 даже превосходил Fiat 124.

Среди нововведений – усиленный кузов, усовершенствованный двигатель. Также была полностью заменена задняя подвеска, увеличен клиренс, в салоне появилось полноценное отопление. Последнее было особо оценено советскими автолюбителями, которые узнали, что в морозы в машине может быть тепло, а запуск двигателя зимой может и не требовать особых усилий.

Кроме того, дисковые задние тормоза были заменены на барабанные. Такая конструкция больше подходит для отечественных дорог. Кстати, во время испытаний было использовано 35 образцов, которые прошли более 2 млн километров советских дорог. Так что «русификация» итальянского Fiat 124 оказалась полезной и для самого концерна Fiat. Итальянцы получили уникальные сведения о надежности своих машин.

Экспортный ВАЗ-2101 дал название основному бренду АВТОВАЗа – LADA

В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Издание получило тысячи предложений, среди них и такие оригинальные названия, как «Фиалка», «Мемориал» или «Перворожец». Выбрали вариант, который, как вспоминают современники, был предложен вазовским конструктором Алексеем Черным, – «Жигули». Так называются горы недалеко от Тольятти. В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось название «копейка».

VAZ_2101 (2).jpg

Когда «Жигули» стали поставляться на экспорт, снова встал вопрос о названии. Дело в том, что иностранцы не могли правильно произнести слово «Жигули». Кроме того, в некоторых языках оно имело не совсем приличные значения. Например, на арабском «жигули» звучит как слово «вор», а в Испании напоминает «жиголо».

Нужно было придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского завода. Оно появилось в 1973 году – LADA 1200. Сегодня LADA – это основной бренд АВТОВАЗа.

Советский автомобиль LADA 1200 продавали во многих странах: ГДР, ФРГ, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Швеции, Югославии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Египте, Великобритании, даже Австралии и Японии. Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух праворульных версий «Жигулей» – ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. В некоторых странах советская «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101, которые широко использовались как маршрутные такси.

Спортивный успех: ВАЗ-2101 участвовал в автогонках

Как считают эксперты, спортивный успех «Жигулей» был заложен в самом двигателе – мотор отлично поддавался форсировке. Дебют «копейки» состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли.

«Новый вазовский автомобиль, более легкий и динамичный, сразу же привлек внимание спортсменов и специалистов автоспорта. Все были в ожидании того, как же он себя покажет на трассе. Заметим при этом, что, кроме Шувалова, Пистуновича и меня, в тольяттинской команде опытных гонщиков не было. Уже на первых скоростных участках никому не известная наша команда стала выигрывать с приличным преимуществом. Отрыв был настолько большим, что многие гонщики после заездов подходили к вазовским машинам и внимательно изучали шины – нет ли на них шипов. Ну, не может же быть такого, чтобы на первой же трассе тольяттинцы играючи обставили куда более опытных спортсменов, которые выступали на «Волгах» и «Москвичах»! В тот раз мы все же проиграли. Но не из-за техники, а от недостатка опыта – автомобили-то как раз и не подвели», – вспоминал позже вазовский испытатель Яков Лукьянов.

81 001.jpg
Фото: журнал «За рулем»

Осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы – 71». Всего они прошли 14 тыс. километров по территории 14 европейских стран. По итогам тура команда ВАЗ удостоилась второго места. Буквально через два года, на «Туре Европы – 73», командам на ВАЗ-2101 достались сразу золотой и серебряный кубки.

После этого «копейка» еще на протяжении долгих лет появлялась на трассах различных гонок, а в любительских ралли ВАЗ-2101 встречаются даже в наши дни. Уже в новом веке, в 2004 году, автомобиль участвовал в гонке исторических автомобилей, проходившей на престижной трассе Нюрбургринг. Соперниками «копейки» 1971 года выпуска стали такие гоночные легенды, как Jaguar E-type, BMW 2002TI, Alfa Romeo Sprint GT, Ford Mustang и Porsche. К финишу экипаж ВАЗ-2101 пришел тридцатым и оказался на первом месте в своем классе, обогнав «ягуары» и «порше».

ВАЗ выпустил около пяти миллионов «копеек»

ВАЗ-2101 выпускался с 1970 по 1988 годы и стал самым массовым и популярным отечественным автомобилем. С конвейера в Тольятти сошло 2,7 млн «копеек», а если считать вместе со всеми модификациями, то более 4,85 млн машин.

Даже сегодня можно встретить «копейку» на дорогах. Недаром в народе первая модель «Жигулей» прославилась своей надежностью и «неубиваемостью». Согласно заводским испытаниям «копейке» требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока.

Еще одним доказательством всенародной славы стал тот факт, что ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».

22433694377_7e0ee20a02_b.jpg

Чтобы стать счастливым обладателем «Жигулей», советскому гражданину нужно было не только заплатить достаточно солидную сумму, но также терпеливо отстоять очередь. «Для покупки «Жигулей» приходилось на протяжении месяца еженощно отмечаться на пустыре под городом Химки. Один прогул – и вылетаешь из списка. Зяма Гердт, Андрюша Миронов и я создали команду для дежурств…», – вспоминал в своей книге известный актер Александр Ширвиндт.

Впрочем, на легендарной «копейке» ездили и зарубежные звезды. Например, LADA 1200 стала первой машиной известного пилота «Формулы-1» Кими Райкконена. «Отличный и надежный автомобиль – никогда не ломался», – вспоминал он в одном из интервью.

В Москве есть памятник народному автомобилю

300dd423f8e562d49d05eaaf7c3bdd4b.jpg

Первые «Жигули», можно без преувеличения сказать, стали базой для отечественного автопрома и настоящим откровением для миллионов советских граждан. И даже спустя полвека после старта выпуска к этой модели – особое отношение. Поклонники вазовского первенца организовывают фан-клубы и даже устанавливают памятники народному автомобилю. Один такой появился и в Москве. Мраморный постамент, на котором установлен бронзового цвета ВАЗ-2101, «встречает» на въезде в столицу по Волгоградскому проспекту. В основании памятника заложено около 27,5 тыс. однокопеечных монет. Организаторам не удалось, как было задумано вначале, собрать 2,7 млн монет – именно столько «копеек» было выпущено в Тольятти.

События, связанные с этим

Ростех для настоящих мужчин

ВАЗ-2101 в фактах: история легендарной советской «копейки»

Первый серийный ВАЗ-2101 Волжский автозавод представил стране 9 сентября 1970 года. Прозванный в народе «копейкой», он оказался самым распространенным в СССР. Это настоящий народный легковой автомобиль, символ эпохи, который и сегодня встречается на автодорогах. Подробнее об истории легенды советского автопрома — в материале 24СМИ.

История создания ВАЗ-2101

История ВАЗа началась с решения правительства СССР в 1966 году о строительстве в городе Тольятти нового крупного автозавода.

Возникновение идеи создания автомобиля

К этому времени в Советском Союзе возрос спрос на личный транспорт — стране понадобился поистине «народный автомобиль». Для его выпуска требовался новый завод. Инициаторами строительства предприятия стали Алексей Косыгин (председатель Совета министров) и Леонид Брежнев (генсек).

В середине 1960-х годов советский автопром, конечно, уже выпускал серийные автомашины. Каждый год с конвейера сходило до 150 тыс. экземпляров. Свыше половины приходилось на «Москвич», при этом большая их часть уходили на экспорт.

«Волги» были менее массовыми, но и они не доходили до рядовых граждан, потому что преимущественно распределялись между государственными гаражами, таксопарками, служили в качестве спецтранспорта.

Наконец, собирали малолитражку «Запорожец» — вариант подоступнее, но проигрывающий по потребительским качествам. Впрочем, и ЗАЗ выпускался в недостаточных объемах, чтобы удовлетворить потребности советского народа.

Варианты прототипов

Известно, что прототипом ВАЗ-2101 стал Fiat. Первым на итальянский рынок обратил внимание еще Никита Хрущев — советский лидер решил заключить с ним контракт незадолго до своей отставки. Но Fiat оказался далеко не единственным претендентом.

Помимо итальянцев, услуги Советскому Союзу готовы были предоставить и иные гранды: Ford, Renault, Volkswagen, а также General Motors. Но они предлагали создать в СССР исключительно производство по сборке. А представители Fiat соглашались построить завод, полностью передав техническое описание и документацию. Вдобавок в 1960-х в Италии окрепла компартия, поэтому Кремль решил взаимодействовать с единомышленниками.

Из Fiat в «Жигули»

В 1966 году советский министр автопрома Александр Тарасов побывал в Турине, где заключил с руководством Fiat соглашение о сотрудничестве. Решили, что прототипом ВАЗ-2101 станет итальянский седан Fiat 124. К тому моменту модель входила в число лучших.

Чтобы ускорить процесс создания предприятия, привлекли итальянских специалистов. Хотели успеть к 1970 году — юбилею Ленина. Местом возведения выбрали Ставрополь-на-Волге, за 2 года до этого переименованный в Тольятти. Директором еще не существующего завода назначили Виктора Полякова.

Fiat 124, прототип ВАЗ-2101 (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fiat_124_1973.jpg)

Особенности конструкции и технические характеристики модели

Параллельно со стройкой завода на автополигонах и дорогах СССР принялись испытывать 35 образцов итальянского седана. Оказалось, что прототип не выдерживает советских реалий — в конструкции обнаружили ряд проблем. Например, вызывали вопросы задние дисковые тормоза, отсутствие буксировочных проушин, малый клиренс и иные характеристики. На брусчатке и грунтовке автомобиль стал рушиться — даже корпус от нагрузок трескался. А еще советских экспертов не устроил нижневальный двигатель. Недочеты следовало устранить.

Не копия

ВАЗ-2101 отнюдь не стал копией Fiat 124. По требованию СССР итальянцы внесли ряд изменений в конструкцию ради адаптации к условиям эксплуатации в Советском Союзе, включая климатические. В итоге «итальянец» претерпел свыше 800 переделок.

Партнеры разработали новый верхневальный карбюраторный двигатель, в котором увеличилось расстояние между цилиндрами. В КПП установили улучшенные синхронизаторы, у фрикционных накладок в сцеплении увеличили наружный диаметр.

Изменили тормозную систему — на месте задних дисков появились барабанные узлы. Такое устройство было уместнее на советских дорогах из-за большего ресурса и меньшего износа в условиях обилия грязи и пыли. Заднюю подвеску переделали полностью, усовершенствовали карданный вал к заднему мосту, увеличили просвет. Салон оборудовали отопительной системой, которая в теплой Италии не нужна, а в СССР — в самый раз.

В результате нововведений ВАЗ-2101 по ряду параметров превзошел Fiat 124. Это признали и итальянцы, получившие бесценную информацию о надежности собственного детища. Так что копией в чистом виде его назвать нельзя.

Характеристики

В 1970 году с конвейера сошли первые машины ВАЗ-2101. Поначалу потребителю предложили 3 варианта цвета — зеленые, вишневые и синие кузова. Панель приборов на первых порах ставили только светлую. Потом по мере развития производства предлагали темные комбинации торпедо.

На радиаторной решетке красовалась узнаваемая эмблема, которая по сути не менялась в течение всего периода выпуска. Исключение — отличительные особенности в виде оттенка, покрытия, конструкции.

За счет изменений автомобиль получился тяжелее итальянского оригинала — ВАЗ-2101 весит 955 кг, а вес Fiat составляет 855 кг. Те, кому транспортное средство было по карману, получали в распоряжение седан с задним приводом, двигателем на 1,2 л мощностью в 64 л. с. при 5500 оборотов. Под капотом стоял стандартный аккумулятор европейского типа. Охлаждение — жидкостное радиаторное. Вместимость багажника — 325 л.

Фары остались такими же круглыми, как у Fiat. Стеклоподъемники стояли ручные, хотя в последующие годы появилась возможность дооборудовать электрическими.

В первые годы модель оснащали рядом оригинальных итальянских комплектующих, включая генератор, стартер, выхлопную систему, рулевой редуктор и пр. Со временем доля иностранных элементов сокращалась, поскольку стали делать свои. Но импортные не ушли окончательно — их ставили на экспортные варианты.

Экспортный вариант ВАЗ-2101 (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1975_VAZ_2101.jpg)

История названия

Название новой машины выбирали всем Советским Союзом. В 1968 году в прессе объявили конкурс среди читателей на имя машине. Люди охотно предлагали варианты. Среди тысяч идей попадались и неожиданные, например, «Перворожец», «Фиалка». Говорят, что окончательный вариант предложил конструктор ВАЗа Алексей Черный. Так или иначе, модели дали название «Жигули» в честь близлежащих Жигулевских гор.

В народе новое авто сначала чаще называли «единичкой», а в 1980-х «устаканилось» прозвище «копейка», которое и сегодня известно всем.

Когда «Жигули» начали поставлять на экспорт, столкнулись с проблемой: для уха европейцев это название звучало неблагозвучно, а многие и вовсе не в состоянии были его произнеси. Пришлось придумывать альтернативное наименование — таковым стала Lada. Год его появления — 1973-й, когда стали выпускать экспортные Lada 1200.

Типичные проблемы эксплуатации

В народе ВАЗ-2101 в целом считали надежным. Заводские тесты показывали, что капремонт «копейке» требуется после 35 тыс. км пробега. Тем не менее проблем с «Жигулями» хватало.

В те времена оцинковка считалась редкостью, краска тоже стойкостью не отличалась. По этой причине кузов ржавел уже через 3–4 года непрерывной эксплуатации. Портилось днище, пороги, опоры пружин подвески. Снаружи коррозия поражала колесные арки, полку под лобовым стеклом, низ дверей.

Расход бензина автомобиля составлял 8–9 л на сотню, однако опытные автомобилисты знали, как сократить это значение. Если машину разогнать до определенной скорости на высокой передаче, она «ест» меньше топлива. Главное — ехать накатом, по сравнению с равномерным движением выходит экономия.

Проблемным участком системы зажигания и вообще электрооборудования признавали блок предохранителей. В них крайне неудачной оказалась конструкция плавких вставок. Их приходилось беречь от сырости, регулярно проверять и чистить.

Вызывала вопросы конструкция рулевого управления. Там стоял червячный редуктор, 6 шарниров и 3 тяги. Самое слабое место — маятниковый рычаг, втулок которого хватало на 15–20 тыс. км.

Интерьер ВАЗ-2103, модификация ВАЗ-2101 (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:VAZ-2103-interior.jpg)ВАЗ-2101 Копейка (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%92%D0%90%D0%97-2101.jpg)

«Копейка» как символ эпохи

ВАЗ-2101 — это первая машина, приходящая на ум при упоминании словосочетания «отечественный автомобиль». Оно и понятно — в советские годы к волжским изделиям сохранялся стабильно повышенный интерес.

При этом личное авто в СССР всегда считалось роскошью, доступной избранным. Несмотря на то что «копейку» называют народным автомобилем, не таким уж народным он бы показался современному человеку. Особенно если учесть цену. «Жигуленок» был доступнее «Волги» и вместительнее «Запорожца». И при этом в 1970 году ВАЗ-2101 стоил свыше 5 тыс. руб. при средней месячной зарплате в 100–120 руб.

Однако в действительности проблема крылась вовсе не в цене, поскольку из-за отсутствия особых возможностей для «шопинга» ввиду сравнительной ограниченности ассортимента товаров у советских людей на руках скапливались приличные суммы. Трудность заключалась в нехватке автомобилей для всех желающих.

Прежде всего машинами награждали артистов, космонавтов, выдающихся ученых, академиков и пр. Что касается рядовых граждан, оставался шанс получить ее в качестве награды за исправную трудовую деятельность.

На предприятия каждый год выделяли по 5–7 экземпляров, предназначенных для передовиков производства, членов профсоюзов, участников самодеятельности. Если на рассмотрении комиссии кандидатуру сотрудника утверждали, он вставал в очередь на покупку авто. Иногда удача улыбалась участникам розыгрышей, лотерей и пр.

ВАЗом стремились обладать, поскольку это был один из немногих символов достатка. Однако и для известных людей порой становилось непросто добыть авто даже при наличии денег. Людям приходилось стоять в многолетних очередях, каждый день появляться на определенном месте в городе и отмечаться. Если пропускали хоть одну перекличку, таких автоматически сдвигали в хвост очереди.

Разумеется, орудовали и неофициальные торговцы. Кому не терпелось — перекупали машины по завышенным ценам на вторичном частном рынке.

Счастливые обладатели, как правило, брали авто раз и на всю жизнь. Появлялся новый «член семьи», которого оберегали как могли. Многие сдували с машины пылинки — и это не фигура речи. Люди порой боялись лишний раз ездить — авто стояло в гараже как предмет любования и демонстрации гостям. Появились даже добродушные насмешки над так называемыми «подснежниками» — речь о людях, которые бережливо выгоняли авто «на прогулку» только в бесснежную погоду.

На фоне приобретения машины возникало новое естественное стремление — обзавестись гаражом. И снова очереди. Чаще жителям многоквартирных домов приходилось оставлять автомобиль во дворе и потом переживать за него.

Такая ситуация емко отражена в фильме «Берегись автомобиля». Пусть там речь шла о «Волге», но суть не меняется: владельцу не спалось от одной мысли, что 5 тысяч просто брошены на улице. «Копейка» тоже регулярно мелькала в кинокартинах. Иван Дыховичный и вовсе снял фильм под названием «Копейка», где ВАЗ — главный герой.

Машину, давно ставшую классикой, до сих пор выпускают в виде масштабных моделей. В Верхней Пышме в экспозиции музейного комплекса представлен ВАЗ-21011 в разобранном виде. А в столице установлен единственный памятник первым «Жигулям» — настоящая машина в бронзовой краске красуется на Волгоградском проспекте.

ВАЗ-2101 прекратили производить в 1983 году, как и ВАЗ-21011. До 1988 года еще строили ВАЗ-21013. Эпоха ушла, массовыми стали уже «пятерки» и «семерки». Сегодня ходят слухи о возрождении «копейки». Говорили, что в качестве подарка предприятию к полувековому юбилею выпустят «реинкарнацию», еще в 2020 году. Но не срослось.

Интересные факты о ВАЗ-2101

На основе всероссийского опроса ВАЗ-2101 назвали лучшим российским автомобилем XX столетия. А это доказательство народной любви.

Любопытно, что «копейку» могли производить и не в Тольятти. Выбирали из 54 географических объектов. Но победил город на Волге, хотя до последнего мог выбиться в лидеры Киев.

Машина пользовалась популярностью у всех прослоек населения. В числе первых владельцев в Москве и СССР оказался Владимир Высоцкий. Вдобавок, легендарный автомобиль был в гараже и иностранных знаменитостей, например, у гонщика Кими Райкконена.

Авто обрело популярность за рубежом сначала в странах соцлагеря. А с 1975 года ее стали поставлять и в капиталистические страны Европы.

Появление ВАЗ-2101 послужило началом массовой автомобилизации Советского Союза. А марка Lada и сегодня держится в списке популярнейших в России, несмотря на любовь многих автомобилистов поругать отечественный автопром.

«Копейке» пятьдесят: из истории легендарного автомобиля

Автомобиль ВАЗ-2101, прозванный «Копейкой», по праву считался идеальной машиной для советского человека. Инициатором и идейным вдохновителем её производства стал председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Он как никто другой понимал необходимость создания не просто массового «народного» авто, а машины европейского уровня, ориентированной на комфорт водителя и пассажиров. Таковой не могла стать «Волга» – её стоимость была слишком высока, не мог стать «Москвич» — количество выпускаемых машин было крайне мало, тем более не мог стать «Запорожец» — герой анекдотов и юмористических баек.

первая копейка.jpg

Это странно звучит, но в стране, первой запустившей человека в космос, отсутствовал автоконцерн требуемого уровня и производительности. СССР пришлось обратиться к Италии. В августе 1966 года был подписан договор между главой компании FIAT и министром автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасовым о возведении в городе Тольятти автомобильного завода с полным циклом производства.

Сошедшая с его конвейера «Копейка» поражала своим дизайном и техническими качествами. Внешне это был почти FIAT, но итальянцы модернизировали двигатель, сделав его верхневальным, подвеску и задние тормоза, а также увеличили клиренс нового автомобиля. К слову сказать, название «Жигули» было ещё в середине 1960-х годов предложено одним из конструкторов Волжского автозавода. Таким оно и осталось до наших дней, хотя в народе ВАЗ-2101 назвали «Единичкой» и «Копейкой».

техосмотр_жигули.jpg

Над обновлением внешнего облика новой машины трудились вазовские дизайнеры В. Антипин и В. Пашко. На машину были установлены прямоугольные фары от 412-го «Москвича», чёрная решётка радиатора с горизонтальной полосой посередине, хромированная рамка и подфарники. Получился откровенный «Москвич». Поэтому от прямоугольных фар было принято отказаться и остановиться на фарах круглой формы, встроенных в общую облицовку чёрной решётки радиатора. Получилась примерная копия польского FIAT-125Р. На этом обновление дизайна кузова было завершено.

Автомобиль-мечта

«Копейка» была пределом мечтаний многих советских граждан, но не всем она была доступна. Её начальная цена превышала 5 тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. Просто так её купить было нельзя – людям приходилось долгое время стоять в очереди на предприятиях, прежде чем получить долгожданное приглашения в магазин «Автомобили». Ну и конечно, инженеры и рядовые учёные, получавшие в лучшем случае чуть больше 100 рублей в месяц, о такой машине могли только мечтать. Зато шахтёры, директора цехов на предприятиях, бригадиры, золотодобытчики, металлурги с зарплатой от 500 рублей вполне могли себе её позволить. Можно было испытать удачу и выиграть «Жигули» в лотерею, купив 30-копеечный билетик. Но эти случаи были крайне редки, а чувство ненависти к таким счастливчикам со стороны окружающих было гораздо сильнее, чем к тем, кто выстоял очередь и купил машину за свои кровные.

«Жигули» в культуре и спорте

«Жигули» были показателем статуса человека и в реальной жизни, и в кино. Эту машину можно увидеть в таких известных и любимых многими фильмах, как «Гостья из будущего», «Зимняя вишня» и, конечно, в «Невероятных приключениях итальянцев в России» — правда, здесь участие в съёмках принимала люксовая версия «Копейки» — так называемая «Трешка». С появлением ВАЗ-2101 наступила новая эпоха и в советском автоспорте. «Копейка» принимала участие и в ралли, и в кольцевых автогонках, и в марафонах. В 1971 году этот автомобиль завоевал серебряный приз в марафоне «Тур Европы-71», а в 1973 году на «Туре Европы-73» он взял сразу и серебро, и золото.

ваз_в_кино.jpg

Конец эпохи

Окончательно выпуск ВАЗ-2101 завершился в 1983 году. Это решение было связано с необходимостью нарастить темпы выпуска новых моделей. Вплоть до 1988 года продолжали выпускать только ВАЗ-21013, но их большая часть предназначалась для отправки на экспорт за границу – в Египет, во Вьетнам, в страны Европы. Для Великобритании выпускалась уникальная для того времени модификация «Копейки» с правым рулём. «Копейка» прожила долгую и очень насыщенную жизнь. За все время выпуска с 1970 по 1988 годы с ВАЗовского конвейера сошло почти 5 миллионов экземпляров этого поистине «народного» автомобиля, целиком оправдавшего своё предназначение.

История ВАЗ-2101: как создавалась и менялась легендарная «копейка»

Несмотря на то, что производство ВАЗ-2101 было прекращено в 1983 году, машину до сих пор можно встретить на дорогах.

Читать ren.tv в

19 апреля 1970 года в СССР были собраны первые автомобили ВАЗ-2101 «Жигули». Свое название машина получила от Жигулевских гор – они расположены напротив города Тольятти, в котором производились авто. В народе «Жигули» называли «единичкой», а в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось прозвище «копейка». Как складывалась раллийная карьера ВАЗ-2101? И почему производство автомобилей было прекращено?

Лучший отечественный автомобиль XX века

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны в 1970 году на Волжском автомобильном заводе. Это был заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. До конца года было собрано 21 530 машин, а в 1971 году – 172 175. Пик пришелся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году. Всего с 1970 по 1988 годы завод выпустил 4,85 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан.

Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович

В мае 1972 года ВАЗ получил Международную премию «Золотой Меркурий» за выпуск данной модели. А в 2000 году по результатам опроса журнала «За рулем» ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века. Производство «копейки» было прекращено в 1983 году из-за увеличения производства новой модели ВАЗ-2105.

История создания «копейки»

Советский ВАЗ-2101 был прототипом итальянской Fiat 124. Однако в силу особенностей проселочных дорог в СССР в конструкцию автомобиля было внесено больше количество изменений.

История создания «копейки» начинается в 1966 году. Тогда, 16 августа» в Москве было подписано соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В рамках данного соглашения был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР и модели автомобилей – две машины в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), а также автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103).

Прототипом для ВАЗ-2101 стал Fiat 124, который получил титул «Автомобиль года» в 1967 году. Однако в ходе испытаний итальянской машины на советских дорогах были выявлены серьезные проблемы. В частности, большие вопросы вызвала долговечность кузова и задних дисковых тормозов, а также нижневальный двигатель. Кроме того, проблематичной эксплуатацию машин на проселке делали маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин.

Итальянские конструкторы учли замечания советских специалистов. Так, были изменены трансмиссия, подвеска и ходовая часть, внедрен открытый вал с промежуточной опорой, усилено сцепление, доработана конструкция синхронизаторов в КПП, а сзади появились барабанные механизмы. Помимо этого, появилась возможность трансформации сидений в полноценные спальные места. Кроме того, «копейка» получила травмобезопасные наружные ручки дверей и наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R.

Модификации

За всю историю существования «копейка» неоднократно подвергалась изменениям – модернизировался кузов, перемещались отражатели, менялся салон и двигатели.

  • 1970-1983 годы – ВАЗ-2101 «Жигули», двигатель 1,2 л и 64 л. с.;
  • 1974-1983 годы – ВАЗ-21011 «Жигули-1300/Lada-1300», двигатель 1,3 л и 69 л. с.
  • 1977-1988 годы – ВАЗ-21013 «Жигули-1200s/Lada-1200s», двигатель 64 л. с., рабочий объем 1,2 л.
  • 1974-1982 годы – праворульные ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 для экспорта в страны с левосторонним движением.

Малосерийные:

  • ВАЗ-21015 «Карат» – модификация для спецслужб, оборудованная двигателем ВАЗ-2106, дополнительным бензобаком, пружинами задней подвески от ВАЗ-2102, точками для установки спецоборудования.
  • ВАЗ-21018 – роторный односекционный двигатель ВАЗ-311, 70 л. с.
  • ВАЗ-21019 – роторный двухсекционный двигатель ВАЗ-411, 120 л. с.
  • ВАЗ-2101 – с кузовом пикап, имевший грузоподъемность 250-300 кг.

Специальные:

  • ВАЗ-2101-94 – представлял собой ВАЗ-2101, укомплектованный двигателем рабочим объемом 1,5 л от ВАЗ-2103. Предназначался для спецслужб.
  • ВАЗ-21016 – кузов ВАЗ-2101 с 1,3 л двигателем ВАЗ-21011.

Экспорт

В свое время в страны социалистического содружества – ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Югославию – было отправлено более 57 тысяч экспортных автомобилей под названием Lada 1200. Советские машины появились также на дорогах ФРГ, Великобритании, Франции, Австрии, Финляндии, Швейцарии, Египта, Нигерии и Швеции.

ВАЗ-2101 стал родоначальником целого семейства машин, который назывался «классика». На Кубе практически на полупромышленной основе выпускаются «лимузины» ВАЗ-2101, используемые в качестве маршрутных такси.

Участие в гонках

В 1971 году состоялся дебют ВАЗ-2101 на спортивной арене. Автомобиль принял участие в командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли в Риге. «Копейка» участвовала и в других гонках:

  • Чемпионат СССР по кольцевым гонкам – машины вывели в отдельный класс «Жигули».
  • «Тур Европы-71», 1971 год – маршрут ралли был проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы, общая протяженность дистанции – 14 тысяч километров. В результате команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала «Серебряный кубок» в командном зачете, а экипажи Гирдаускас-Мадревиц и Лукьянов-Карамышев удостоились также наград в личном зачете.
  • «Тур Европы-73», 1973 год – команды на ВАЗ-2101 завоевали золотой и серебряный кубки.
  • Гонка исторических автомобилей на трассе «Нюрбургринга», 2004 год – финишировал на тридцатой позиции в абсолюте и на первом месте в классе.
  • FHR Historischer Langstrecken Cup, 2010 год – соревнование проводилось на полной версии трассы Нюрбургринг. Экипаж занял 56 место в абсолюте из 70 автомобилей.

Как дорабатывают «копейку»

Несмотря на то, что производство «копейки» было прекращено в 1983 году, машину до сих пор можно встретить на дорогах. Автолюбители продлевают жизнь «Жигулям» благодаря тюнингу. Так, классический ВАЗ-2101 превращается в модную машину с нотками ретро.

ВАЗ-2101 MME OFF ROAD

Московское ателье MME Garage решило превратить ВАЗ-2101 во внедорожного монстра на огромных колесах с кастомной лифтованной подвеской. К «Жигулям» добавили турбированный 1,6-литровый силовой агрегат, который выдает 300 л. с., а кузов перекроили, полностью изменив форму колесных арок.

ВАЗ-2101 с прицепом

Владелец одной из «копеек» сделал прицеп машину с прицепом из половинки другого ВАЗ-2101. Он распилил кузов автомобиля пополам в районе центральной стойки, а в днище вварил «дышло». Передняя часть прицепа была закрыта сплошным листом металла, а сам кузов выкрашен в единый с автомобилем цвет. Последним штрихом стали колесные диски одинакового дизайна и забавная наклейка на передней части прицепа.

Реплика Fiat 124 на базе ВАЗ-2101

Реплика Fiat 124 – еще один необычный вариант тюнинга «Жигулей». На поиск оригинальный запчастей из Италии было потрачено много времени и средств. На машине заменили почти все детали интерьера и экстерьера на оригинальные итальянские: фары, колпаки, ручки, стекла, накладки, шильдики, таблички. Даже установили итальянскую магнитолу тех лет.

ВАЗ-2101 с турбодвигателем ВАЗ-21126

Другой владелец «копейки» решил отличиться, сделав ВАЗ-2101 с 16-клапанным двигателем 21126, дополненным турбиной ТД04HL. Он доработал подвеску, которая получила амортизаторы и пружины KYB, а также тормозную систему (четырехпоршневые суппорта Brembo). Рулевую рейку автовладелец позаимствовали от Mercedes-Benz E320, установил 16-дюймовые литые диски, линзовую оптику и окрасил кузов в ярко-оранжевый цвет.

ВАЗ-2101 BADVAZ для дрифта

Из заднеприводных «Жигулей» также пытались сделать дрифт-кар, оснастив их 1,6-литровым мотором от Lada Priora с доработанной ГБЦ, тубонаддувом и новыми валами. Передняя подвеска была модифицирована с использованием элементов от BMW E30 и деталей H&R.

ВАЗ-2101 Brilliant Green

Оригинальный тюнинг сделал другой любитель «копейки». Он установил на ВАЗ-2101 заниженную подвеску и большое количество деталей от ранних «Жигулей». Из нестандартного на машине появилась оригинальная передняя решетка, губа под бампером и комплект четырехспицевых колесных дисков. В салоне можно также найти руль от Fiat 124 Spyder и редкую экспортную приборную панель с ранней торпедой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *