Штабная культура что это
Перейти к содержимому

Штабная культура что это

  • автор:

Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козорог Юрий Юрьевич

В статье автор раскрывает основные характеристики штабной культуры, определяет их истоки и намечает пути их научного изучения. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козорог Юрий Юрьевич

Педагогические условия развития штабной культуры у курсантов вузов внутренних войск МВД России
История развития феномена штабной культуры как объекта психолого-педагогического исследования

Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава

Педагогическая модель воспитания мужества у курсантов вузов внутренних войск МВД России и педагогические условия ее реализации

Психолого-педагогическая культура офицеров и ее воспитательное значение в решении задач психологической совместимости подчиненных

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staff culture as the purpose of military-vocational training of the cadets of high institutions of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the article the author opens the basic characteristics of staff culture , defines their sources and plans ways of their scientific studying. The article is of interest for a wide range of military experts.

Текст научной работы на тему «Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

УДК 355.232 Ю.Ю. Козорог*

Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России

В статье автор раскрывает основные характеристики штабной культуры, определяет их истоки и намечает пути их научного изучения. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.

Ключевые слова: штабная культура, военно-профессиональная подготовка.

Y.Y. Kozorog*. Staff culture as the purpose of military-vocational training of the cadets of high institutions of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the article the author opens the basic characteristics of staff culture, defines their sources and plans ways of their scientific studying. The article is of interest for a wide range of military experts.

Keywords: staff culture, military-vocational training.

Штабная культура как категория, характеризующая комплекс свойств, необходимых офицерам для управления войсками, была выделена с появлением штабов и с возникшей необходимостью разработки большого объема служебных документов. В связи с этим у многих сложилось впечатление, что штабная культура — это только умение аккуратно разрабатывать документы, обладать каллиграфией и т.д. В частности, А. Гольц считает, что «штабная культура» означает особую, возведенную в максимальную степень, аккуратность и тщательность в работе. В. Купердяев трактует ее как культуру рабочего места. А. Тудос полагает, что штабная культура при проведении занятий заключается в подготовке плана-конспекта и графической части к нему. В. Губин и В. Искрин штабную культуру рассматривают как часть общей организационной культуры.

1-3 совпадения (имеют представление) Менее 1 совпадения (не имеют

Трафик 1. Результаты ответов курсантов и научно-педагогического состава на вопрос «В чем проявляется штабная культура?»

В ходе специально проведенного нами исследования — опрошены курсанты — 991 чел. (3-й курс

— 28,6%, 4-й курс — 31,2%, 5-й курс — 40,2%), педагогический состав — 137 чел., в т.ч. преподаватели военно-профессиональных дисциплин — 66,4%, гуманитарных и юридических дисциплин — 33,6%) было установлено, что штабная культура представляет собой сложный многоуровневый феномен. В

* Козорог, Юрий Юрьевич, доцент кафедры тактики. Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург ул. Летчика Пилютова, д. 1. Научный руководитель профессор кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор А.П. Шарухин. Тел. 744-70-92 (вн. 24-30), e-mail: kozorog@list.ru.

* Kozorog, Yury Yuryevich, the assistant professor of the chair of tactics, the St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The supervisor of studies: the Professor of chair of military pedagogics and psychology of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor A.P Sharuhin. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov street, 1. Ph. 744-70-92.

то же время курсанты связывают ее с культурой оформления и ведения документов (69,5%), культурой познавательной деятельности (20,6%), культурой общения (4,5%), культурой принятия решения (2,2%). О культуре использования технических средств и организации рабочего места не говорит никто. До 20% курсантов связывают штабную культуру только с документоведением.

Следует отметить, что число опрошенных, которые не вполне представляют, что такое штабная культура и в чем она проявляется, от курса к курсу уменьшается: 3-й курс — 17,7%, 4-й курс — 9,7%, 5й курс — 5,0% (график 1).

Анализ ответов преподавателей показывает, что большинство связывает штабную культуру с культурой оформления и ведения документов (63,5%), затем — с культурой познавательной деятельности (32,1%) и с культурой общения (11,7%); очень мало тех, кто связывает ее с культурой принятия решения (5,1%); и почти отсутствуют те, кто видит в ней также культуру организации рабочего места (0,7%). Культура использования технических средств не называется вообще. Большинство преподавателей (86,1%) связывают проявление штабной культуры с документоведением (график 1). Офицеров, которые правильно представляют суть штабной культуры, больше на кафедрах военно-профессиональной направленности (89,0%), чем на гуманитарных и юридических (80,4%).

В связи с отсутствием единого понимания того, что такое «штабная культура офицера подразделения», следует определить ее суть и выделить основные структурные компоненты.

В ходе исследования установлено, что в научной литературе существуют различные подходы к характеристике типичных проявлений профессиональной культуры, которые применимы и к штабной культуре.

С культурологических позиций профессиональная культура — интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, что характеризует творчески-созидательное отношение к труду [6].

В.С. Виноградов [1] трактует профессиональную культуру как результат и условие деятельности специалиста. Будучи имманентно связанной с человеком, она «вынужденно отражает» человеческую сущность, его основные «структурные элементы», т.е. свойства. Профессиональную культуру автор рассматривает как своеобразное интегральное (суммарное) выражение структурных элементов человеческой культуры (душевной культуры, культуры разумной деятельности, духовной культуры, физической культуры) в их социально-профессиональном отношении. Ряд исследователей относит понятие профессиональной культуры к личностным характеристикам, связанным с общей культурой личности, общими категориями: культура мышления, поведения, общения и деятельности [3, 7].

Важно, что все авторы связывают профессиональную культуру с «профессионализмом». По мнению И.А. Зимней, профессионализм определяется совокупностью знаний, умений, обеспечивающих человеку способность адекватного решения требуемых профессиональной деятельностью задач [2]. Вторая составляющая профессиональной культуры, по мнению того же автора, — это образованность специалиста. Она характеризуется совокупностью системных, разносторонних знаний, образующих целостность определенной (субъективной) картины мира, и умений как обобщенных способов решения различных классов задач. Третьей составляющей профессиональной культуры выступает культура общая, на которой и строится культура профессиональная.

Н.Б. Крылова определяет культуру специалиста как интегральный (комплексный) показатель творческого начала поведения и деятельности, который складывается в единстве и взаимодействии системы знаний и интересов личности, убеждений, умений и развитых на их основе способностей, индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности, социальных чувств [5]. Качества личности, необходимые для военной службы, следует определять на основе анализа функциональных действий военнослужащего. В процессе службы качества, присущие носителю феномена штабной культуры, должны сложиться в систему, образовать единое целое. Важно учесть, что все качества имеют не абстрактное, а конкретное деятельностное выражение.

«Деятельность» — это форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающаяся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании себя. Она носит осознанный характер, включая в себя цель, средство, сам процесс и результат [4]. В связи с тем, что качества носителя феномена штабной культуры можно установить через его деятельность, следует определить виды этой деятельности, причем важно точно установить весь комплекс видов деятельности. С этой целью целесообразно рассмотреть требования руководящих документов к выпускникам вузов и проанализировать результаты проведенного исследования.

В квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке [8] указывается, что выпускник предназначен для прохождения службы на должностях командира взвода, заместителя командира роты с перспективой выдвижения на должность командира роты. После получения

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

войскового опыта, а также подготовки на соответствующих курсах он может последовательно продвигаться до командира батальона, помощника командира (начальника) по правовой работе и равных им должностей. Указано, к каким видам профессиональной деятельности выпускник должен быть подготовлен (см. табл. 1).

Изучение профессиональной деятельности командира роты свидетельствует, что большую часть служебного времени он занимается управленческой деятельностью; командир взвода — психологопедагогической, управленческой и военно-специальной; заместитель командира по работе с личным составом — психолого-педагогической, социально-правовой и управленческой деятельностью. Управленческая деятельность составляет основу профессиональной деятельности. Штабная культура как часть культуры военно-профессиональной является необходимой прежде всего для осуществления именно командной, т.е. управленческой деятельности.

Соотношение видов профессиональной деятельности командиров подразделений

Виды деятельности Командир взвода Заместитель командира роты по работе с л/с Командир роты

1. Управленческая 20 % 20 % 55 %

2. Психологопедагогическая 35 % 35 % 10 %

3. Военноспециальная 20 % 5 % 15 %

4. Социальноправовая 5 % 30 % —

5. Военнотехническая 5 % — 5 %

6. Хозяйственная 15 % 10 % 15 %

На основе изучения практики можно ввести следующую классификацию основных видов управленческой деятельности командиров: поддержание постоянной боевой готовности подразделения; организация и руководство службой войск и безопасностью военной службы, организация служебнобоевой деятельности. В каждый вид входят подгруппы: военно-педагогическая (боевая подготовка, воспитание, социально-правовая), военно-техническая, хозяйственная (схема 1).

Из вышеизложенного следует, что штабная культура распространяется на все вопросы, связанные с управленческой деятельностью, а повышение ее качества и эффективности является важнейшим условием совершенствования управления подразделениями в целом.

К составляющим управленческой деятельности, отражающимся в штабной культуре, следует отнести такие компоненты, как интеллектуально-аналитический (сбор информации, ее систематизация, анализ данных обстановки и т.д.; прогнозирование; формулирование выводов для принятия решения); организационный (планирование, постановка задач, коммуникации, обеспечение, учет, контроль, оценка, внесение коррективов); документоведческий (разработка, оформление, ведение боевых документов). Из этого следует, что командиру нужны глубокие профессиональные знания, развитые мотивы, навыки и умения.

В своей работе Н.И. Степанский обращает внимание на то, что штабная культура — это понятие весьма широкое, и серьезную ошибку допускают те, кто сводит ее лишь к умению четко, без помарок написать документ, быстро и красиво нанести обстановку на карту, т.е. сводит штабную культуру к каллиграфии. В управленческой деятельности более важны высокая организованность и оперативность офицера, способность сохранять хладнокровие и выполнять свои функциональные обязанности в любой обстановке. Все это вместе взятое и определяет его штабную культуру [10].

В.И. Шеметов, В.В. Заборский, Б.Ф. Чельцов и др. дополнительно выделяют свойства личности, которые можно отнести к ценностно-ориентационному компоненту. Анализ высказываний ученых и практиков показывает, что эти свойства, порой повторяясь и дополняя друг друга, в целом отражают научно-познавательный, ценностно-ориентационный, побудительно-волевой, эмоциональнооценочный и творчески-созидательный компоненты.

Таким образом, можно сделать вывод, что штабная культура — интегративная (комплексная) характеристика профессиональной деятельности офицера и его психологических свойств, обеспечивающих данную деятельность.

Штабная культура как часть профессиональной культуры выступает в виде целостного, многоуровневого и полифункционального феномена, отражающего единство научно-познавательного, ценностно-ориентационного, побудительно-волевого, эмоционально-оценочного и творчески-

Заказ ГК ВВ МВД + ~ Военный институт + Выпускник вуза

осуществление управления (управленческая деятельность)

Деятельность по поддержанию постоянной боевой готовности подразделения 1 Деятельность п руководству с/ безопасностью □ организации и 1ужбой войск и зоенной службы Служебно-боевая деятельность

Военно-техническая деятельность Военно-педагогиче (боевая подготс социально Г » ‘ зская деятельность вка, воспитание, >-правовая) Хозяйственная деятельность

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

созидательного компонентов в психологической структуре личности офицера. Взаимодействие этих компонентов составляет характерологическую сущность исследуемого явления и определяет его функции (познавательную, аксиологическую, побудительную, рефлексивную, творческую).

Системообразующим в профессиональной культуре выступает ценностно-ориентационный компонент. Он включает в себя комплекс взглядов, убеждений, идеалов, определяющих избирательнооценочное отношение командира к объектам профессиональной деятельности, к самой деятельности как средству самовыражения и достижения профессиональных целей, к себе как субъекту профессиональной активности, к сложившимся условиям профессиональной деятельности.

Перечисленный компонентный состав штабной культуры позволяет рассматривать ее как цель профессиональной подготовки будущих офицеров, в ходе которой преподаватели и командиры сосредоточивают свои усилия на развитии каждого компонента. Обеспечение устойчивого развития каждого компонента выступает условием эффективной подготовки будущих выпускников к решению профессиональных задач.

1. Виноградов, В., Синюк, Л. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. — 2000. — № 2. — С. 41-42.

2. Зимняя, И. Л. Культура, образованность, профессионализм специалиста (к проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования) // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании : сб. науч. ст. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — С. 31-37.

3. Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. — С. 34-69.

4. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2004. — 496 с.

5. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста : методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.

6. Культурология : учеб. для студ. техн. вузов / колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. — М.: Высш. шк., 2001. — 511 с.

7. Полосин, Л. Н. Формирование профессиональных качеств у курсантов вузов танковых и мотострелковых войск: дис. . канд. пед. наук. — Казань, 2000. — 200 с.

8. Приказ ГКВВ МВД России № 34 от 31 января 2007 г. «Об утверждении основной профессиональной образовательной программы военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России».

9. Словарь-тезаурус синонимов русской речи / под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. — М.: Аст-пресс книга, 2007. — 512 с.

10. Степанский, Н. И. Штабная культура офицера // Войсковой вестник. — 1988. — № 6. — С. 2-8.

1. Vinogradov, В., Sinjuk, Л. Preparation of the expert as a person of culture // Higher education in Russia. — 2000. — № 2. — P. 41-42.

2. Zymnyaya, I. Л. Culture, erudition, professionalism of the expert (to the problem of unifying of requirements to a professional standard in the structure of state standards of continuous education) / / Problems of quality, its rationing and standards in education. The collection of scientific articles. — Moscow, 1998. — P. 3137.

3. Ivanova, E. M. Bases of psychological studying of professional work. — Moscow, 1987. — P.

4. Short philosophical dictionary / A.P Alekseev, G.G. Vasilyev, etc.; under the edition of A.P Alekseev.

— The added second edition. — Moscow, 2004. — 496 p.

5. Krylova, N. B. The formation of the culture of the future expert : the methodical texbook. -Moscow, 1990. — 142 p.

6. Cultural science / The collective of authors; ed. N.G. Bagdasaryan. — Moscow, 2001. — 511 p.

7. Polosin, A. N. The formation of professional qualities of cadets of high institutions of tank and mechanize-infantry troops: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. — Kazan, 2000. — 200 p.

8. The Order of the Commander-in-chief of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 34, January, 31-st, 2007 «About the adoption of the basic professional educational program of a military educational institution of higher vocational training of Internal Troops of Ministry of Internal Affairs of Russia».

9. The dictionary-thesaurus of synonyms of Russian speech / Ed. L.G. Babenko. — Moscow, 2007. — 512 p.

10. Stepansky, N. I. Staff culture of the officer / / Army bulletin. — 1988. — № 6. — P. 2-8.

Значение словосочетания «штабная культура»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сентенциозный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное

Ассоциации к слову «штабной»

Ассоциации к слову «культура»

Синонимы к словосочетанию «штабная культура»

Предложения со словосочетанием «штабная культура»

  • Это был великолепный образчик штабной культуры в работе.

Сочетаемость слова «штабной»

  • штабные офицеры
    штабная палатка
    штабная работа
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «культура»

  • русская культура
    физическая культура
    европейская культура
  • культура народа
    культура общества
    культура цивилизации
  • дом культуры
    история культуры
    развитие культуры
  • культура существовала
    культура представляет
    культура выступает
  • создавать культуру
    говорить о культуре
    изучать культуру
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия со словосочетанием «штабная культура»

Штабная культура (Штабная культура офицера) — уровень подготовки офицера вооружённых сил и сочетание его личностных качеств и профессиональных навыков, необходимые для управленческой деятельности (работы в штабе).

Афоризмы русских писателей со словом «культура»

  • Смертелен для невежественных эгоистов и фанатиков рост культуры во всем ее диапазоне — от естественнонаучных исследований до способности восхищаться музыкой.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «штабной»
  • Как правильно пишется слово «культура»
  • Разбор по составу слова «штабной» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «культура» (морфемный разбор)
  • «Staff culture» in a sentence at WordTools.ai (английский язык)

Смотрите также

Значение слова «штабной»

ШТАБНО́Й , —а́я, —о́е. 1. Прил. к штаб. Штабное помещение. Штабной писарь.

Значение слова «культура»

КУЛЬТУ́РА , -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура.

Предложения со словосочетанием «штабная культура»
  • Это был великолепный образчик штабной культуры в работе.
  • Объяснить его банальным разгильдяйством или полным отсутствием штабной культуры невозможно по двум причинам.
  • Это называлось высокой штабной культурой.
  • (все предложения)
Синонимы к словосочетанию «штабная культура»
  • штабная служба
  • штабная работа
  • служебные документы
  • штаб округа
  • режим секретности
  • (ещё синонимы. )
Ассоциации к слову «штабной»
Ассоциации к слову «культура»
Сочетаемость слова «штабной»
  • штабные офицеры
  • штабная палатка
  • штабная работа
  • (полная таблица сочетаемости. )
Сочетаемость слова «культура»
  • русская культура
  • культура народа
  • дом культуры
  • культура существовала
  • создавать культуру
  • (полная таблица сочетаемости. )
Морфология
  • Разбор по составу слова «штабной»
  • Разбор по составу слова «культура»
Правописание
  • Как правильно пишется слово «штабной»
  • Как правильно пишется слово «культура»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Штабная культура

Штабная культура (офицера, должностного лица в системе МЧС России) – это совокупность профессиональных и личностных качеств, характеризующих уровень его подготовки и способности к решению задач в ходе управленческой деятельности. Высокая Ш.к. заключается в профессионализме, оперативности и слаженности в работе, инициативной исполнительности, способности в наиболее целесообразной последовательности и с максимальной результативностью выполнять большой объем задач, в точности, четкости и краткости отрабатываемых документов, отдаваемых приказов, распоряжений и поручений, в эффективном использовании технических средств управления. Ш.к. требует от должностных лиц органов управления:

  • твердого знания основных положений законодательных и нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, характера и способов ведения АСДНР, характера основных опасностей и угроз военного, природного и техногенного характера, возможностей технических средств, используемых при ликвидации ЧС и тушении пожаров, организации и возможности сил и средств ГО и РСЧС;
  • умения глубоко анализировать и оценивать обстановку, быстро и точно проводить необходимые расчеты, делать обоснованные выводы для принятия решения, поддерживать непрерывную связь с подчиненными и вышестоящими инстанциями, в установленные сроки доводить до сил задачи (распоряжения);
  • четко, кратко докладывать данные обстановки, результаты расчетов, необходимые выводы и предложения; качественно разрабатывать документы; объективно оценивать результаты действий сил ГО и РСЧС, пожарных подразделений и подразделений ГИМС; уметь работать на электронно-вычислительной технике; эффективно применять средства управления;
  • знать и строго соблюдать требования по обеспечению защиты государственной тайны, правила обеспечения скрытого управления силами, безопасности связи и информации;
  • постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний; совершенствовать практические навыки в управленческой деятельности.

Ш.к. основывается на знаниях функциональных обязанностей и приобретенном опыте по их выполнению, добросовестном отношении к работе, на общей образованности и воспитанности, прирожденных и развитых свойствах личности.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том IV (Т–Я) (издание третье, переработанное и дополненное); под общей редакцией В.А. Пучкова. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

История развития феномена штабной культуры как объекта психолого-педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козорог Юрий Юрьевич

В статье автор освещает историю возникновения и развития феномена штабной культуры , анализирует, вскрывает его содержание и описывает общий понятийный аппарат. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Козорог Юрий Юрьевич

Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России

Педагогические условия развития штабной культуры у курсантов вузов внутренних войск МВД России
Психология в законодательном органе
Особенности жизненных ориентаций наркозависимых с различными сроками трезвости
Влияние реформ Д. А. Милютина на военную историю России конца xix начала XX века
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of development of the staff culture’s phenomenon as the subject of psychology-pedagogical research

The author of the article elucidates the history of the origin and development of the staff culture ‘s phenomenon, reveals its content and describes the common terms. The article is of great interest for the wide range of military specialists.

Текст научной работы на тему «История развития феномена штабной культуры как объекта психолого-педагогического исследования»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

1. Alekseev, S. S. How to Draft? — 1992.

2. Bahvalov, S. V Legislative Technology (some problems of theory and methodology). — Novgorod, 2006.

3. Boshno, S. V. Lawmaking: The Way from the Source to the Form of law // Lectures. Russian Academy of State Service under the President of the RF. — 2002.

4. Gerasimov, V. M. Psychology of Parliamentary / ed. VM. Gerasimov — Moscow, 1999.

5. Denisov, G. I. Juridical Techniques: theory and practice // Russian Law Journal. — 2005. — № 5.

6. Zhmyrikov, A. N. How to Win the Election? — Obnisk, 1995.

7. Law: Making and commentary / ed. A.S. Pigolkin. — Moscow, 1998.

8. Lawmaking Techniques. / ed. D.A. Kerimov — Leningrad, 1965.

9. Lawmaking in the Russian Federation. Manual, A.S. Pigolkin. — Moscow, 2000.

10. Kerimov, D. A. Lawmaking Techniques. Manual. Academy of Social Science. — Moscow, 2000.

11. Kibak, I. A. About the Necessity of Passing the Law «About psychology work». The collection of articles of republican science conference «The Development of Psychology in Belarus: History and the Present» / ed. L.A. Kandybovich. — Minsk, 2001.

12. Kondratovich, N. M. Subjects of Lawmaking Process : Abstract, Thesis. —Minsk, 1994.

13. Kosopkin, A. S. Psychology of Parliamentary Lawmaking. — Moscow, 2006.

14. Litvak, M. E. Psychologist’s Profession. — Rostov-on-Don, 1999.

15. Murashko, L. O. An Acting Law: problems of lawmaking efficiency. Materials of Science conference.

16. Polenina, S. V. The Quality of Law and Efficiency of Lawmaking. — Moscow, 1993.

17. Savchenko, I. S. Professional Discipline of the Parliamentary Activity: Theoretical and Methodological Aspect : monograph. — Moscow, 2006.

18. Social Pschology / ed. M.A. Stolayrenko. — Moscow, 2001.

19. Hajek, F. A. The Way to Slavery. Questions on Philosophy. — 1990. — № 10.

20. The Efficiency of Law: Methodology and concrete investigation / ed. V.M. Syryh. — Moscow, 1997.

21. The Language of Law. / ed. A.S. Pigolkin. — Moscow, 1990.

22. Boorstin, D. J. The Image: Aguide to Pseudo-Events in America. — New York, 1992.

23. Reich, R. B. The Power of Public Ideas. Cambridge. A Subsidiary of Harper& Row, Publishers. Inc., 1998.

УДК 355.232 Ю.Ю. Козорог*

История развития феномена штабной культуры как объекта психолого-педагогического исследования

В статье автор освещает историю возникновения и развития феномена штабной культуры, анализирует, вскрывает его содержание и описывает общий понятийный аппарат. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.

Ключевые слова: военная культура, штабная культура, военно-профессиональная культура.

Y.Y. Kozorog*. The history of development of the staff culture’s phenomenon as the subject of psychology-pedagogical research. The author of the article elucidates the history of the origin and development of the staff culture’s phenomenon, reveals its content and describes the common terms. The article is of great interest for the wide range of military specialists.

Keywords: military culture, staff culture, military-vocational culture.

* Козорог, Юрий Юрьевич, доцент кафедры тактики, Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России. Научный руководитель: Профессор кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор А.П. Шарухин. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-92 (вн. 24-30). E-mail kozorog@list.ru.

* Kozorog, Yury Yuryevich, the docent of the tactics chair of St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The supervisor of studies: the Professor of chair of military pedagogic and psychology of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor A.P Sharuhin. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov Street, 1. Ph.: 744-70-92 (internal 24-30).

Статья поступила в редакцию 30 сентября 2010 года.

Армия современного государства не может достойно выполнять задачи без концентрации в личном составе особой культуры. Термин «особая культура» указывает на специфичность условий труда и взаимоотношений между людьми, на которые нельзя перенести сложившуюся культуру гражданской части общества. Внутренняя культура армии изменяется и шлифуется под влиянием многих факторов, к которым можно отнести общественно-исторический прогресс, социально-экономическую обстановку в стране, государственный заказ, требования общества и др.

Офицеры — носители идеи военной чести, представители войска, как особого сословия в государстве, и основание всего военного устройства. «Каковы офицеры, такова и армия» [14].

На определенном этапе в любой армии создаётся основной орган управления войсками (силами) — штаб, основное предназначение которого заключено в руководстве их боевой и повседневной деятельностью. Возникновение штабов связано с образованием регулярных армий, увеличением их численности, усложнением организации войск и функций управления ими. Для этого потребовалось введение специальных должностей квартирмейстеров, ведавших передвижением войск, их размещением, составлением планов, карт. Впоследствии возникла самостоятельная служба генерального штаба, должности офицеров-адъютантов, которые использовались при управлении войсками. «Генеральный Штаб — . составляется из корпуса офицеров, получивших высшее военное образование; а потому, занимая различные должности при штабах войск, они делаются необходимыми исполнителями-помощниками и даже советниками генералов, в особенности в военное время, где корпусному командиру или отрядному начальнику по многосложности его занятий не достает времени и способов следить и вникать самому во все подробности исполнения какого-нибудь поручения» [2]. Офицеры Генерального штаба вели и научную работу в войсках, т.к. научно-исследовательских учреждений в то время не было.

Впоследствии штабные офицеры проходили специальную подготовку. Для этого выбирались беспредельно преданные Родине и воинскому долгу, высокообразованные и грамотные офицеры. «Некомпетентность офицеров, — писал Ф. Энгельс, — нигде не приносит столько вреда, как на штабной службе» [10].

Штаб-офицеры (Stab-officier, officier major) — так назывались офицерские чины от майора (до упразднения этого чина) до полковника включительно. Название это происходит оттого, что «в прежние времена старшие офицеры составляли штаб полка, а потому и назывались офицерами штаба или штаб-офицеры (в отличие от ротных командиров)» [13]. «Штаб-офицерские чины во всех армиях отличаются от обер-офицерских каким-либо общим знаком: например эполетами, галунами, головным прикрытием и пр., а между собою звёздочками и т.п. Должность их весьма важна и они имеют большое влияние на дух и устройство подчинённых им войск, почему и должно производить в это звание только опытных и достойных офицеров» [2].

«Научную подготовку офицеры генерального штаба получают в академии или высших военных школах; практика приобретается строевой службой в мирное время. .. .В генеральный штаб принимают лишь офицеров, прослуживших известное число лет в строю; затем систематически переводят чинов генерального штаба от строевой деятельности к военно-ученой и обратно» [14].

Внутри штабов складывались особые взаимоотношения между офицерами, особая культура уставных отношений с другими военнослужащими. Особая культура отношений развивалась постепенно, исходя из практических потребностей военных специалистов, и имела военную направленность. Именно поэтому в военной академии РККА (совр. название — Общевойсковая академия ВС РФ) в период с 1918 по 1934 гг. формируется кафедра «штабной службы» [1]. В истории становления и развития этой кафедры происходило своеобразное соперничество (борьба) за мастера штабной культуры. Однако военная составляющая в штабной культуре того времени преобладала, т.е. военная культура офицера вбирала в себя штабную культуру. Офицер армии обязан был овладевать вначале военной культурой, а затем приобретал навыки штабной. Данное умозаключение позволяет сделать вывод, что возникновению феномена штабной культуры предшествовало явление военной культуры.

Военная культура представляет собой определенную степень знаний о войне, а также способность военнослужащих применять эти знания с наибольшей эффективностью для выполнения задач армии.

Основу военной культуры и ее своеобразие определяют следующие факторы:

— военно-политическая направленность деятельности армии;

— управленческо-исполнительские качества (дисциплина, ответственность, командирское творчество);

— военно-техническая и штабная подготовка;

— этические отношения, в частности, долг и честь военнослужащего;

— взаимоотношения военнослужащих [8].

Военная культура всегда находилась в сложных и неоднозначных отношениях с тенденциями прогресса и регресса в обществе. Она изменялась по мере вовлечения в сферу военной деятельности все более широких масс людей и разнообразных явлений общественной жизни. В процессе общественно-исторического развития совершенствовались оружие и боевая техника, соответственно менялись тактика и стратегия, новое содержательное наполнение становилось и у военной культуры.

С появлением массовых армий, ростом масштабов военных операций и кампаний из военной культуры выделялась военно-штабная культура. Военно-штабная культура становится особым качеством военнослужащего. Она представляет собой умение добывать информацию и анализировать

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

совокупность данных, необходимых для принятия решений и составления особых документов, — карт, схем, приказов и доводить их до войск для четкой подготовки и успеха боя и операции. Военноштабная культура — обязательный элемент деятельности не только офицера штаба, но и каждого офицера. Практически любой офицер обязательно контактирует со штабом, представляя туда донесения и другие документы. Получая распоряжения из штаба, он должен их правильно уяснить и точно выполнять не только в условиях военных действий, но и в повседневной служебной деятельности. В этой связи возникает необходимость развития штабной культуры у офицера.

Официальное закрепление термина «штабная культура» произошло относительно недавно. Так, понятие «штабная культура» рассматривается как:

— совокупность знаний и навыков, необходимых для штабной службы (Советская военная энциклопедия, 1980);

— совокупность качеств, необходимых для успешной управленческой деятельности (Военный энциклопедический словарь, 1983);

— совокупность профессиональных и личных качеств, характеризующая уровень его подготовки и способности к решению задач управления войсками (Военный энциклопедический словарь, 2002)

Общее в этих понятиях то, что штабная культура рассматривается как совокупность знаний и качеств, необходимых для управления войсками.

В своей работе «Армия на марше» А. Иванов подчеркивает, что нельзя отрицать реального существования такого, вовсе неизвестного неискушенной публике феномена, как штабная культура российской армии.

Позже феномен «штабная культура» активно анализируется, наполняется новыми содержательными характеристиками. А. Тудос полагает, что штабная культура при проведении занятий заключается в подготовке плана-конспекта и графической части к нему [12]. А. Гольц считает, что понятие «штабная культура» означает особую, возведенную в максимальную степень аккуратность и тщательность в работе [5]. В. Купердяев трактует её как культуру рабочего места [9]. В. Губин, В. Искрин штабную культуру рассматривают как часть общей организационной культуры [6]. Кроме этого, «штабная культура — это составляющая часть военно-профессиональной культуры, которая необходима не только офицерам, занимающим должности в штабе, но и командирам подразделений, вместе с тем, офицерам-штабистам она необходима в большей степени» [4].

Таким образом, штабная культура уже рассматривается как необходимая составляющая военнопрофессиональной культуры. «Военно-профессиональная культура отражает уровень усвоения ценностей, определяющих мотивацию личности и цели деятельности, владение знаниями, умениями и навыками, а также развитие нравственно-эстетических свойств личности, необходимых для успешной военнопрофессиональной деятельности» [7]. В работах М.Ю. Гутмана, В.А. Иванова, В.П. Сидоренко мы находим, что военно-профессиональная культура российских офицеров становится национальной традицией.

Необходимо отметить, что военно-профессиональная культура в свою очередь также имеет разные интерпретации, однако прослеживается её идентичность с понятием «профессиональная культура офицера». Профессиональная культура офицера относится к числу наиболее важных факторов военной деятельности, боевого могущества любой армии. Каковы офицеры, таковы и войска [7]. Недостаточно высокая профессиональная культура командных кадров снижает боевой потенциал вооруженных сил, может явиться причиной неудач и крупных поражений.

Становится очевидным, что важной гранью военно-профессиональной культуры офицера является оперативно-тактическая и тактико-специальная грамотность, способность эффективно управлять войсками. Практика военно-профессиональной и служебно-боевой деятельности указывает на необходимость повышения штабной культуры офицеров штабных органов и командиров. Если проанализировать условия функционирования современного общевойскового штаба, становится тем более очевидно, что в нем может работать только офицер, получивший высшее специальное образование, т.к. работа современного штаба основана на применении автоматизированной техники боевого управления, компьютеров, разнообразных систем связи, включая спутниковую.

Проведенный исторический и теоретический анализ возникновения и развития феномена штабной культуры позволяет раскрыть связи с другими важными понятиями данного исследования. Для наглядности связи понятийной схемы штабной культуры представлены на рис. 1. Из рис. 1, раскрывающего понятийную схему штабной культуры, можно сделать вывод, что штабная культура в настоящее время является непременным атрибутом деятельности всего офицерского корпуса, а не только работников штаба.

Таким образом, с появлением регулярных армий, в связи со специфичностью условий труда и взаимоотношений между людьми, стали складываться своего рода «мозговые центры» в частях, соединениях и во всей армии в целом — штабы. В процессе общественно-исторического развития и изменений функций армии совершенствовалась деятельность штабов. Особенности боевой деятельности и характера военных действий, повышение требований к взаимодействию родов войск формировали военную и военно-штабную культуру. Как самостоятельный феномен штабная культура развивалась и совершенствовалась постепенно исходя из практических потребностей военных специалистов. В современных условиях штабная культура становится необходимой составляющей военно-профессиональной культуры и профессиональной культуры офицера.

1. Берендс, К. Борьба за мастера штабной культуры // XV лет Краснознаменной военной академии РККА им. М.В. Фрунзе. Сборник статей. — М.: Тип. ВА РККА, 1934. — С. 149-158.

2. Военный энциклопедический лексикон. Изд. второе. — Т. 14. — СПб., 1858. — 718 с.

3. Военный энциклопедический словарь / пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. — М.: Воениздат, 1983. — С. 821.

4. Военный энциклопедический словарь. — Редкол.: А.П. Горкин, В.А.Золотарёв и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. — С. 1608.

5. Гольц, Л. Не перевелись еще на Руси на контрактную основу // Новая газета. — 2005. — № 24.

6. Губин, В., Шскрин, В. Офицер штаба и штабная культура как социально-психологическая проблема / / Морской сборник. — 2007. — № 8. — С. 32-37.

7. За край свой насмерть стой. Сборник пословиц и поговорок / Составители Жигулев А.М., Н.П. Кузнецов. — М.: Воениздат, 1974. — 304 с.

8. Круглов, В. Армии не жить без культуры. — URL: http://www.rau.su/observer/N11_99/ index.htm (дата обращения: 9.09.2006).

9. Купердяев, В. О строительстве и развитии организации: сайт. — URL: http://iks.ru (дата

10. Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч. — Т. 11 — С. 456.

11. Советская военная энциклопедия : [в 8 томах] / пред. гл. ред. комиссии маршал Н.В. Огарков. — М.: Воениздат, 1976-1980.

12. Тудос, Л. Штабная культура при проведении занятий по пожарной безопасности // Войсковой вестник. — 2003. — № 1. — С. 61-64.

13. Энциклопедия военных и морских наук / под ред. Генерал-лейтенанта Леера. — T.VIII. Выпуск первый. — СПб., 1896. — 476 с.

14. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб.: Изд-во общества Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон, 1897.

1. Berends, K. The struggle for the staff cultures expert XV years of Military academy of Red Banner. The Collection of articles. — Moscow, 1934.

2. The Military encyclopedic lexicon. Edition II. — V. 14. — St.-Petersburg, 1858. — 718 p.

3. The Military encyclopedic dictionary / Chairman of chief editorial board N.V Ogarkov. — Moscow,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

4. The Military encyclopedic dictionary. — Editorial board A.P. Gorkin, VA. Zolotaryov, etc. — Moscow, 2002.

5. Golts, A. There is no contract service yet in Russia // New newspaper. — 2005. — № 24.

6. Gubin, B., Iskrin, V. Staff officer and staff culture as a social-psychological problem // The Sea

collection. — 2007. — № 8.

7. For the Motherland must die. The Collection of proverbs and sayings. Compilers: Zhigulev A.

M., Kuznetsov N. P. — Moscow, 1974. — 304 p.

8. Kruglov, V. There is no Army without culture. — URL:http://www.rau.su/ observer / № 11-99 /

index.htm (reference date: 09.9.2006).

9. Kuperdjaev, V. About the foundation and development of the organization: a site. — URL: http:/

/iks.ru (date of the reference of 16.06.2007).

10. Marx, K. and Engels, F. — Vol. 11.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. The Soviet Military encyclopedia: [in 8 volumes] / Chairman of the editorial board marshal Ogarkov N.V. — Moscow, 1976-1980.

12. Tudos, A. The Staff culture in conducting the lessons of the fire safety // the Army bulletin. — 2003. — № 1.

13. The Encyclopedia of Military and Naval sciences / Under the editorship of Lieutenant-general Leera. — V VIII. The First Issue. — St.-Petersburg, 1896. — 476 p.

14. Encyclopedic dictionary by Brockgaus and Efron. — St.-Petersburg, 1897.

УДК 616.89 А. А. Плаксин*

Особенности жизненных ориентаций наркозависимых с различными сроками трезвости

Представлены результаты эмпирического исследования жизненных ориентаций наркозависимых с разными сроками трезвости. С помощью комплекса психодиагностических методик выявлены особенности жизненных ориентации наркозависимых, их динамика по мере увеличения срока трезвости; выявлены различия в жизненных ориентациях наркозависимых и людей, не употреблявших наркотики.

Ключевые слова: наркозависимые, жизненные ориентации, система убеждений, жизнестойкость, ценностная структура.

A. Plaksin*. Life orientations of drug addicts with various periods of abstinence. Empirical studies of life orientations of drug addicts with various periods of abstinence have been conducted. Specificity of life orientations of drug addicts and its evolution during the period of abstinence have been identified by means of a complex of psychodiagnostics. The differences between life orientations of drug addicts and those who never consumed drugs are described.

Keywords: drug addicts, life orientations, system of beliefs, life endurance, hierarchy of values.

Наркозависимость — вид аддиктивного поведения, характеризующийся формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [4; 7; 11]. Несмотря на большую распространенность наркозависимости в современном обществе, взгляды на предполагаемые причины ее формирования различаются [3; 4; 16].

С.В. Березин и К.С. Лисецкий полагают, что научное определение типа личности, склонной к потреблению психоактивных веществ (ПАВ), имеет большое значение для определения механизмов формирования наркомании и разработки эффективных моделей профилактики [1]. Внимание личностным предпосылкам потребления ПАВ уделяли П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко, В.С. Битенский и др., однако результаты исследований предболезненной структуры личности не однородны. Необходимо иметь в виду, что оценка личности наркологических больных проводится уже на фоне заболевания, что создает трудности в отделении преморбидных особенностей от изменений, произошедших уже в ходе

* Плаксин, Алексей Алексеевич, начальник ОВД Сланцевского района Ленинградской области, соискатель университета КГУ им. Кирилла и Мефодия. Научный руководитель — профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и культурологи СПб Государственного аграрного университета Колесов В.И Адрес: Россия, Колпинский район, ул. Веры Слуцкой, д.19, кв. 682. Тел.: 463-04-97, мб.: 8 911 721 52 02. E-mail: vi_kolesov@mail.ru

* Plaksin, Aleksey Alekseyvich, KSU graduate student Cyril and Methodius. Head of ATS Slantsy district of Leningrad region. Address: Russia, 196653, fl.№ 682, h. № 19, Vera Slutskaya, str., Kolpinsky district, St.-Petersburg.

Статья поступила в редакцию 25 октября 2010 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *