Светосила объектива что это
Перейти к содержимому

Светосила объектива что это

  • автор:

Светосила объектива

%d0%be%d0%b1%d1%8a%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%b2-300x1951

Что такое светосильный объектив? Почему его называют светосильным и что он умеет? Чтобы узнать больше о светосиле объектива – нажимайте «Читать далее».

Светосила объектива – это один из основных параметров, на который следует обращать внимание при выборе объектива (наравне с фокусным расстоянием). Светосила оптической системы показывает степень ослабления светового потока. Другими словами, светосила показывает, какую часть светового потока способна пропустить система линз объектива.

Дело в том, что часть светового потока при прохождении через объектив рассеивается и отражается от линз, часть света – поглощается материалом, из которого изготовлены линзы (стекло, оптическая пластмасса). Поэтому световой поток ослабляется за счет этих чисто физических характеристик.

lens_inform-big-300x2231

Другой основной параметр, который определяет светосилу объектива – значение максимально открытого относительного отверстия диафрагмы. Чем сильнее можно открыть диафрагму (чем меньшее диафрагменное значение выставить), тем большее максимальное количество света может пропустить объектив. Так, объектив с маркировкой f1.8 (или 1:1.8) будет считаться более светосильным, чем объектив с маркировкой f2.8 (1:2.8).

Зачастую для простоты восприятия светосилу объектива попросту определяют значением максимально открытой диафрагмы, которое позволяет выставить этот объектив. На самом деле светосила – это внутренняя характеристика конструктива объектива, и относительное отверстие диафрагмы выполняет лишь часть функций по определению светосилы объектива.

Тем не менее, чисто с практической точки зрения гораздо проще сравнивать объективы по максимально возможному значению открытой диафрагмы. Поэтому с этого момента я буду отождествлять понятия «светосила объектива» и «максимально открытая диафрагма, которую позволяет выставить объектив».

257_01

Таким образом, светосила объектива может выражаться значением максимально открытой диафрагмы. Светосила объектива всегда указывается в технических характеристиках при описании объектива, а также маркируется на самом объективе возле передней линзы. Поэтому когда вы видите название объектива Canon 24-70 f2.8, то f2.8 – это и есть значение светосилы. Это означает, что при съемке с таким объективом вы сможете открыть диафрагму максимум до значения 2.8. То есть у вас не будет технической возможности снимать с диафрагмой 2.0 или 1.8 и т.д.

Светосильными считаются объективы, при использовании которых можно снимать на значениях диафрагмы f1.2-f2.8. Объективы со светосилой f3.5-f6.3 уже не считаются светосильными, еще их называют «темными», поскольку они способны пропускать меньшее количество света. Такие топовые производители фотооптики как Carl Zeiss и Leica выпускают модели объективов с еще большей светосилой – f0,7 и f0,95. Наиболее распространенными светосильными объективами среди фотографов являются объективы со значением светосилы f1.4-f2.8.

5249821

Светосила объектива может быть постоянной и переменной. Объективы с постоянной светосилой позволяют максимально открывать диафрагму до одного и того же значения. Например, объектив Canon 70-200 f4.0 позволяет выставлять диафрагму 4.0, независимо от выставленного фокусного расстояния. При съемке с фокусным расстоянием и 70 мм, и 135 мм, и 200 мм вы сможете сделать снимок с диафрагмой 4.0. Объективы-фиксы (с постоянным фокусным расстоянием) автоматически обладают постоянной светосилой.

55_products_img1

Существуют зуммированные объективы с переменной светосилой, которая зависит от выставленного фокусного расстояния. Чем больше выставлено фокусное расстояние, тем хуже параметр светосилы. Например, объектив Canon 18-135 mm F 3.5-5.6 позволяет открыть диафрагму до значения f3.5 при съемке с фокусным расстоянием 18 мм, а вот при съемке с фокусным расстоянием 135 мм вы сможете максимально открыть диафрагму только до значения f5.6. Обычно такие объективы обладают пониженной стоимостью и худшими оптическими качествами.

На что влияет светосила объектива? Почему она считается такой важной характеристикой и фотографы готовы платить десятки тысяч за светосильную оптику? Все преимущества светосильных объективов завязаны на значении диафрагмы. Вспомните, на что влияет диафрагма при съемке: количество света, пропущенное через объектив, и глубина резкости в кадре.

Итак, покупая объектив с большей светосилой, вы сможете сильнее открыть диафрагму. Значит, вы сможете пропустить большее количество света (появляется возможность снимать при недостаточном освещении). Также чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше оказывается глубина резкости в кадре (сильнее размываются объекты, не попавшие в зону фокусировки). Именно поэтому хорошими портретными объективами считаются объективы со светосилой f1.4-f2.8.

Вы можете заметить, что производители фотооптики выпускают линейку объективов с аналогичным фокусным расстоянием, но разной светосилой. Причем, чем больше светосила, тем дороже стоит объектив, а прирост по стоимости значительный. Например, сравним цены на объективы Canon с фокусным расстоянием 50 мм. Так, объектив 50 мм 1.8 стоит 3500-4000 рублей, объектив 50 мм 1.4 стоит около 13500 рублей, а объектив 50 мм со светосилой 1.2 продается по цене почти 48000 рублей. Данные приведены по состоянию на февраль 2013 г.

Как мы выяснили, в большинстве случаев чем больше светосила объектива, тем лучше, потому что:

— можно снимать в худших условиях освещения;

— можно снимать с меньшей ГРИП.

С другой стороны, за дополнительную светосилу нужно выложить немаленькие деньги. Поэтому при выборе объектива взвешивайте все «за» и «против».

Грамотно выбирайте объектив и хороших вам снимков!

Что такое светосила объектива и на что она влияет

Что такое светосила объектива? Это параметр, который характеризует пропускание света оптической системой (объективом фотокамеры). На него нужно обязательно обращать внимание при покупке фотооборудования. В этом материале рассказали подробно о том, что такое светосила объектива и на что она влияет.

Такая аппаратура нужна при съёмке в условиях низкой освещённости. Например, если хочется красиво снять звёздное небо, тёмный грот или пещеру. Фото: sway.office.com

Об оптической светосиле простыми словами

Все объективы пропускают через линзы лучи света. Количество пропущенного света зависит от разных параметров. Например, от степени прозрачности линз.

Но главный параметр, влияющий на пучок пропускаемого света — степень открытия диафрагмы. Это пластиковый поворотный диск, который состоит из пластинок, «лепестков». При повороте лепестки открываются (между ними появляется круглое отверстие) или закрываются. Чем больше раскрыты пластинки, тем больше они пропускают света. Чем больше может открыться диафрагма объектива, тем выше его светосила.

Как узнать светосилу объектива, где посмотреть нужный параметр? Значение написано на самой аппаратуре. Число, написанное на конкретной модели, — максимальное. Диафрагма раскрывается до этого значения. Меньше — можно, больше — нельзя.

Чем меньше цифра, тем выше значение. Например, есть три объектива с разной светосилой: F4, F2.8, F1.2. Самую большую имеет последний (диафрагма может максимально раскрыться), самую низкую — первый. Второй вариант — это средний показатель.

Светосила — это не светочувствительность. Первое — это характеристика объектива. Второе — ISO, параметр, который характеризует уровень чувствительности матрицы (деталь, которая «превращает» свет в картинку) к свету. Этот термин относится к экспозиции. Подробно о ней уже рассказали в блоге.

Светосила — параметр, который не всегда постоянный. Например, есть объективы, у которых такое значение меняется при разном зуме. Например, NIKKOR Z DX 16–50mm f/3.5–6.3 VR. О нём рассказывали в одном из обзоров.

NIKKOR Z DX 16–50mm f/3.5–6.3 VR — складной, компактный широкоугольный объектив. Фото: millenniumoptiks.in

На минимальном фокусном расстоянии у этой модели показатель — F3.5 (максимальная светосила), на максимальном он снижается до F6.3. Это особенность чаще встречается в бюджетной аппаратуре. У более дорогих моделей показатель неизменный. Это значит, что у них одинаковая светосила при любом фокусном расстоянии.

В чём измеряется светосила

Рядом с цифрой на аппаратуре пишут букву «F». Это «F-число». Его определяют по простой формуле: нужно поделить фокусное расстояние объектива на диаметр отверстия диафрагмы. Полученный результат — нужное нам число. Например, фокусное расстояние 50 мм. А максимальное раскрытие 25 мм. 50 делим на 25. Получается, что светосила 1:2 (F2.0).

Важно понимать, диафрагма — это только механизм, который уменьшает и увеличивает диаметр отверстия (через него проникает свет). Максимальный его размер ограничен конструкцией объектива.

Но диафрагмы может не быть вообще. В этом случае съёмка происходит всегда при «максимально открытой диафрагме». Именно этот механизм и применяется в смартфонах.

В чём разница между объективами F32, F1.4 и F5.6 и другими? В степени раскрытия диафрагмы и в количестве пропускаемого света. Доступно разница показана на картинке ниже.

Диафрагменный ряд. Фото: assets.prophotos.ru

При более закрытой диафрагме больше глубина резкости (область, в которой объекты находятся в фокусе), а на матрицу попадает меньше света.

Если же лепестки диафрагмы шире открыты, всё происходит наоборот. Глубина резкости уменьшается, а на матрицу попадает больший пучок света.

Какое бывает максимальное раскрытие диафрагмы? Обычно оно не больше 1. Но есть светосильные модели с показателем F0.95 и больше. Как это возможно? Всё просто. Фокусное расстояние объектива должно быть меньше диаметра отверстия. В итоге, при делении меньшего числа на большее, результат получается меньше 1. Примеры таких моделей:

– Handevision IBELUX 40mm f/0,85;

– Handevision IBELUX 40mm f/0,85;

– Canon 65mm F/0,75;

– Carl Zeiss Planar f/0,7.

Carl Zeiss Super Q Gigantar 40мм f/0,33 — шуточная модель, на которую не было сделано ни одного снимка. Фото: cameralabs.org

Эффективная и геометрическая светосила

Всё, о чём мы рассказали выше, относится к геометрическим параметрам. Так как учитывается размер, диаметр. Но ни одна линза не пропускает свет на 100%. Например, часть света отражается от поверхности стёкол. Повлиять на это может качество линз и антибликовых покрытий.

А если объектив грязный, то потеря света может достигать до 50%. Поэтому лучше не забывать чистить его время от времени.

Итог: из-за многих факторов (качество линз, сложность конструкции и др.) реальная светосила аппаратуры всегда будет чуть меньше. Насколько? Нет универсального показателя. Нужно провести исследование конкретного объектива.

Если геометрический показатель, который указывает производитель, маркируется буквой «F», то эффективный обозначается буквой «Т». Узнать её можно на сайтах различных лабораторий, которые занимаются такими исследованиями. Например, DXOmark.

В таблице графа с нужным параметром — Transmission. Фото: dxomark.com

Важно: у объективов с одинаковым «F», но разным «Т» картинка будет отличаться. Ярче будет та, которая снята на «Т» с большим показателем. Иногда он очень важен. Например, при киносъёмке. Поэтому на кинообъективах стоит маркировка не «F», а «Т».

Что такое светосильный объектив

К такой категории относятся варианты, которые имеют показатель от F2.8 и выше (F2, F1.4 и др.).

Если речь идёт о зум-объективах, то у таких моделей наибольшее значение светосилы F2.8. Аппаратура с таким показателем обычно большая по размеру и у неё быстрый автофокус.

Есть ещё светосильные фикс-объективы. У них нет возможности менять угол обзора. Но при этом они, как правило, небольшого размера, позволяют получить чёткое изображение даже при тусклом свете. Их светосила может быть от F2 и выше.

Самыми светосильными объективами могут пользоваться обладатели полнокадровых камер. Есть бюджетные и дорогие модели разных производителей.

Для среднеформатных камер (матрица больше 36х24 мм) таких супермоделей уже нет. Максимум, который предлагают производители — F2.8. Почему так? Чем больше размер матрицы, тем больше будет объектив, который может пропустить достаточно света для покрытия её большей площади. В итоге аппаратура получается очень большая, дорогая и неудобная.

Когда важна высокая светосила камеры

При недостаточном количестве света. Например, при съёмке в тёмном зале, вечером на улице. Такой объектив передаст матрице максимум света. Это лучше, чем повышать ISO и в итоге получить много шумов на снимке.

Со светосильным объективом можно снимать в местах, где нельзя поставить искусственный свет и недостаточно естественного. Например, храм, театр, специфический музей, где нельзя менять освещение композиции.

В таких объективах, как мы упоминали выше, улучшенная система автофокуса. И даже в сложных условиях освещённости камера всё равно будет быстро и уверенно работать. А если вооружиться штативом, то можно сделать завораживающие фото звёздного неба.

С таким объективом можно делать красивые снимки даже ночью. Фото: wall.alphacoders.com

Стильный и красивый размытый фон — художественный приём, который доступен с такими объективами. Глубина резкости уменьшается, когда диафрагма раскрывается шире. Поэтому светосильный объектив позволяет сделать размытый фон, а один объект сделать чётким. Это позволяет акцентировать внимание на объекте, сделать его более объёмным и спрятать нежелательные детали на фоне.

Светосила и выбор объектива

Такие объективы помогают делать красивые и необычные фотографии. Но есть жанры, в которых они не нужны. Например, съёмка:

– для каталога одежды;
– предметов: мебель, аксессуары, изделия для декора;
– пейзажей, природы;
– памятников, архитектурных ансамблей.

В этих случаях светосила не важна. Потому что фотографировать приходится обычно в локации с хорошим освещением, со штатива, на закрытой диафрагме.

А вот купить такой объектив для фотоаппарата стоит при съёмке:

– мероприятий (например, свадьбы, выпускные);
– портретов;
– репортажной;
– творческой (звёздное небо, необычные эффекты в студии или на природе и т. д.).

Такая аппаратура поможет создавать красивые творческие снимки, которые станут достойным пополнением портфолио. Надеемся, что наш материал помог вам разобраться в том, что такое светосила и на что она влияет.

Светосила объектива

Что это такое? Светосила объектива – одна из важных характеристик фото- и видеокамер, влияющих на качество съемки при определенных условиях. Данный параметр определяется по конкретной формуле и наносится в виде маркировки на поверхность устройства.

Зачем знать? Значение светосилы при выборе соответствующей аппаратуры следует учитывать далеко не во всех случаях – иногда это просто не нужно. Но зачастую без подобной техники добиться поставленных перед собой целей просто нереально.

  1. О светосиле объектива простыми словами
  2. Определение параметров светосилы
  3. Распространенные значения светосилы в объективах
  4. Преимущества и недостатки светосильной оптики
  5. Когда без светосильного объектива не обойтись
  6. Светосила объектива в современных камерах видеонаблюдения

О светосиле объектива простыми словами

От ширины отверстия объектива зависит то, сколько света попадет на матрицу аппаратуры, а это влияет на качества кадра. Регулировка ширины отверстия, пропускающего свет в объективе, осуществляется с помощью диафрагмы. Однако у нее есть предельные значения. Если диафрагма открыта широко, светосила объектива будет максимальной. Несмотря на то что в теории все гораздо сложнее, упростив, можно говорить о том, что светосила в данном случае – это значение по максимуму открытой диафрагмы.

О светосиле объектива простыми словами

Узнать эту величину можно, внимательно осмотрев объектив, на нем будет указано максимальное значение диафрагмы. Светосила – наиболее важный параметр, такой же, как и фокусное расстояние. Чаще всего обозначается буквой F. Обратите внимание на то, что чем указанное число F меньше, тем выше светосила объектива.

Топ-3 товара по теме:

8 472 ₽ 10 590 ₽

Определение параметров светосилы

Чтобы узнать максимальную светосилу объектива, достаточно внимательно осмотреть аппарат. Указанное значение будет тем числом, до которого может раскрываться диафрагма на конкретной модели объектива. То есть раскрыть ее меньше получится, больше – нет.

Помните о том, что чем меньше цифра, тем выше значение, до которого раскрывается диафрагма. Для наглядности рассмотрим пример, светосила какого объектива лучше: F4, F2,8, F1,2.

Определение параметров светосилы

Из трех указанных вариантов максимальная будет у последнего объектива, поскольку его диафрагма сможет раскрыться сильнее всего. Наиболее низкий параметр – у первого объектива, второй вариант – среднее значение.

Необходимо понимать, что может быть постоянная светосила объектива и переменная. К примеру, у zoom-объективов она будет отличаться на минимальном и максимальном положении зума. На самом коротком фокусном расстоянии значение может быть F3,5, на максимальном — F6,3. Объясняется это спецификой недорогих объективов. Zoom-объективы с постоянной светосилой на всем диапазоне фокусных расстояний – предпочтительный вариант, так как они универсальны.

Получите бесплатно инструкцию по выбору подрядчика от Videoglaz:

Команда Videoglaz совместно с главным техническим экспертом компании подготовили файл, который поможет вам не ошибиться при выборе подрядчика для своего проекта.

“В самом начале работ часто возникает вопрос: Как быстро определить качество партнера или исполнителя по системам безопасности? Именно поэтому мы подготовили подробную инструкцию, в которой осветили основные пункты, благодаря которым вы сможете без проблем выбрать добросовестного подрядчика, сохранить бюджет и выполнить проект в срок.”

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Валентин Белоусов

Валентин Белоусов
Руководитель отдела проектных решений

pdf иконка

10 шагов, которые помогут выбрать добросовестного подрядчика

Поможет сохранить бюджет и уложиться в сроки проекта

уже скачали

Уже скачали 11 507

Определяется число F, то есть светосила, по формуле: фокусное расстояние объектива, поделенное на диаметр отверстия диафрагмы. Значение, которое получится, – искомое. К примеру, фокусное расстояние 50 мм, при этом диафрагма максимально раскрывается на 25 мм. Если поделить 50 на 25, получится, что светосила 2:1 (F2,0).

Запомните, что диафрагма представляет собой механизм, с помощью которого возможно увеличение светосилы объектива за счет раскрытия отверстия, через которое проходит свет.

Наибольший размер этого отверстия зависит от конструктивных особенностей объектива. Однако на ряде моделей данный механизм отсутствует. Тогда аппаратура будет снимать всегда на максимально открытой диафрагме. По такому же принципу осуществляется съемка на смартфонах.

До каких значений может раскрыться диафрагма по отношению к фокусному расстоянию? Чаще всего это число не менее 1. Однако можно приобрести модели, на которых светосила объектива F обозначена числом 0.95 и меньше.

Как удается добиться такого значения? Нужно, чтобы фокусное расстояние объектива было меньше диаметра отверстия. Тогда, разделив меньшее число на большее, получим результат меньше единицы.

Распространенные значения светосилы в объективах

Профессиональные светосильные zoom-объективы имеют наименьшее значением диафрагмы F2,8. У облегченных и бюджетных моделей минимальная диафрагма F4. Такие объективы не являются светосильным.

Zoom-объективы со значениями как F2,8, так и F4 имеют постоянную светосилу на всем диапазоне фокусных расстояний. Таким образом, у 70-200 мм зума диафрагма F2,8 будет доступна как на 70, так и на 200 мм.

Любительские «темные» зумы имеют переменную светосилу F3,5-5,6. Таким образом минимальное значение диафрагмы в широкоугольном положении будет F3,5, соответственно, в телеположении – F5,6. Такие модели с переменной светосилой компактные и бюджетные.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием отличаются большой светосилой, особенно если сравнивать их с зумами. Значение диафрагмы может быть F2,8. Модели «фиксов» с действительно большой светосилой имеют ее значение до F2. Фикс-объективы, которые выбирают профессионалы, имеют светосилу F1,4 либо F1,2. У ряда узкоспециализированных объективов, к примеру для астрофотографии, диафрагма открывается до F0,7, однако такие модели встречаются достаточно редко.

Объясняются такие большие отличия в светосиле объективов с переменным и постоянным фокусным расстоянием просто: «фиксы» конструктивно достаточно простые. Оптические схемы zoom-объективов сложные, состоят из десятков линз из разных сортов стекла, поэтому добиться светосилы выше F2,8 проблематично.

Преимущества и недостатки светосильной оптики

Нельзя однозначно утверждать, что светосильные объективы лучше других моделей. Далее приведены основные плюсы и минусы такой оптики.

Преимущества и недостатки светосильной оптики

Достоинства объективов с большой светосилой:

  1. Можно использовать короткие выдержки, низкие значения ISO.
  2. Получится сделать малую глубину резкости, чтобы визуально изолировать объект съемки, эффектно размыв задний план.
  3. Автофокус работает быстро и точно.
  4. Можно использовать телеконвертеры.
  5. В видоискатель попадает больше света, поэтому компоновать кадр легче.

Несмотря на весомые преимущества, у светосильной техники есть минусы:

  1. Такие объективы дороже, чем более темные модели одного класса с идентичными фокусными расстояниями.
  2. Объектив много весит, снимать с рук тяжело, так же как и носить технику.
  3. Размеры объектива достаточно большие, придется использовать специальную объемную сумку.
  4. Требуются фильтры большого диаметра.

Все, о чем мы говорили ранее, относится к геометрической светосиле. При проведении расчетов учитывались только геометрические параметры, такие как диаметр, ширина отверстия. Но то, какое количество света поступит через объектив, зависит также от качества стекла линзы.

Даже высококачественное стекло не способно пропустить 100 % света, часть его будет отражена от стеклянной поверхности, часть потеряется в оптической схеме объектива. У самых современных объективов потери достигают 40 %. И чем сложнее оптическая схема, тем выше потери.

Конечно, светопропускная способность линзы зависит от того, насколько качественно она изготовлена, есть ли на ней антибликовое просветляющее покрытие. Для снижения потерь несколько линз объединяют в группы.

Однако эффективная светосила объектива всегда немного меньше геометрической. Геометрическая светосила обозначается буквой F. Эффективная светосила, в которой учтены потери света в объективе, обозначается буквой T (Transmission).

Изготовители объективов обычно указывают светосилу в T-стопах. По этой причине светопропускание объектива измеряется в независимых лабораториях. Когда геометрическая светосила объектива одинаковая, модель с более высокой эффективной светосилой даст максимально яркое изображение.

В большинстве случаев отличия между геометрической и эффективной светосилой у современных фотоаппаратов небольшие, составляют менее ½ ступени экспозиции. Но для кинематографистов важно значение именно эффективной светосилы. По этой причине на кинообъективах указаны T-стопы, но не F-стопы.

Когда без светосильного объектива не обойтись

В каких случаях потребуется светосильный объектив? Без него не обойтись, если освещение плохое. К примеру, когда вы фотографируете в темноте, в вечернее время суток.

С помощью такой фототехники получится передать матрице максимальное количество света. Такое решение лучше, чем увеличить ISO, что приведет к тому, что на изображении будет много шумов.

Когда без светосильного объектива не обойтись

При помощи объектива с большой светосилой получится фотографировать там, где нет искусственного света, а солнечных лучей недостаточно. К примеру, в церкви, кинотеатре, музее, то есть когда невозможно изменить освещение композиции.

Только с помощью светосильного объектива получится эффектно размыть фон на картинке. Поскольку диафрагма раскрыта широко, глубина резкости уменьшится. За счет этого удается максимально размыть фон, выделив на нем нужный объект. Так вы сможете акцентировать внимание на четком объекте, добавить объема, размыв нежелательные детали на фоне.

Учитывая все вышесказанное, стоит отметить, что светосильный объектив нужен репортерам, спортивным журналистам, а также тем, кто снимает в помещении, где недостаточно естественного света. Без такой фототехники не обойтись пленэрным портретистам, которые сделают что угодно, чтобы получить красивое боке.

Для астрофотографов важен каждый фотон. То же самое касается и фотоохотников, свадебных фотографов, которые для работы используют объективы с большой светосилой.

Тем, кто трудится в студии, много путешествует, занимается макросъемкой, а также снимает пейзажи, нет необходимости покупать объективы со сверхсветосилой. Не стоит использовать такие профессиональные объективы и любителям, которые недавно начали заниматься фотосъемкой, для них подойдет китовый объектив, чтобы набить руку и получить достаточно опыта. Для любительской фотосъемки и некоторых профессиональных задач не нужна светосила свыше F4 (для zoom-объективов) или F1,8 (для «фиксов»).

Светосила объектива в современных камерах видеонаблюдения

Светосильная оптика используется не только фотографами, но и в системах видеонаблюдения, поскольку в данной сфере также необходимо получить изображение высокого качества.

Объективы с обычной светосилой

Объективы для камер наблюдения, точно так же как и встроенные объективы непосредственно в камерах, обычно имеют стандартные значения светосилы: от 1:1,2 до 1:2,0 (F1,2–F2,0). При этом большие значения будут у сменных либо встроенных объективах с автодиафрагмой и в ручных или моторизованных механизмом изменения фокусного расстояния моделях, другое название которых – вариофокальные объективы.

Светосила объектива в современных камерах видеонаблюдения

Меньшие значения светосилы встречаются на встроенных монофокальных (где фокусное расстояние не меняется) небольших объективах с фиксированной светосилой (фиксированная диафрагма).

Стоит отметить, что для большого диапазона фокусных расстояний, от 1,4 до 16, а в ряде случаев и 25 мм, стандартное число F составляет от 2,0.

Объективы с повышенной светосилой

Светосила более 1:1,2 для сферической оптики, включая многолинзовые модели, практически не встречается. Использование асферических поверхностей в элементах объектива позволяет получить светосилу 1,0 и более. Но произвести такую фототехнику достаточно сложно, кроме того, такие объективны нельзя назвать бюджетными.

Усовершенствование материалов и технологии производства привело к тому, что сегодня массово изготавливаются асферические объективы. Они производятся по особой технологии, на них есть маркировка ASP. Приобрести их можно по средней стоимости, если они выполнены из пластика.

Несмотря на использование асферики, светосила объективов не увеличилась в массовых масштабах. Причина этого кроется в расширении спектрального рабочего диапазона объективов для камер наблюдения в инфракрасную область. Это было необходимо для повышения чувствительности видеокамер, чтобы они могли эффективно работать с инфракрасной подсветкой.

При расширении спектра принимаемого излучения приходится жертвовать другими параметрами. Если перейти к сплошному мегапиксельному наблюдению, необходимо увеличить разрешение проецируемого на сенсор изображения. На этот нюанс стоит обратить внимание, поскольку при росте разрешения сокращаются форматы матриц.

Высокая светосила встречается только в ряде специальных моделей сменных объективов, стоимость которых достаточно высока. При покупке фотообъектива с определенной светосилой ориентируйтесь на свои потребности, чтобы сделать правильный выбор.

Что такое светосила объектива?

Одним из ключевых параметров объектива является светосила. Под ней имеется в виду степень того, насколько световой поток ослабевает после того, как попадает в объектив. На этот показатель влияет диаметр раскрытия диафрагмы, качество линз (прозрачность), а также ряд других характеристик оптики.

Стоит учесть, что на практике разобраться с показателем светосилы бывает трудно. Чаще всего продавцы банально указывают максимальную величину диафрагмы. Под светосилой в большинстве случаев имеют в виду именно её. И в данной статье вы узнаете конкретно о диафрагме, о том, на что она влияет, как её можно регулировать.

Что даёт светосила?

Сейчас параметр «светосила» указывается не только в отдельно продающейся оптике, но и в базовых моделях, у которых объективы встроены. В последние годы даже некоторые флагманские смартфоны стали выпускаться с такими характеристиками. Следовательно, разобраться в том, о чём же, собственно, идёт речь, стоит многим.

Итак, показатель светосилы будет хорошим, если диафрагма в состоянии раскрыться максимально широко. Это значит, что и света на неё попадёт тоже много. То есть взаимосвязь достаточно простая, практически линейная.

При большой светосиле вы будете меньше ограничены условиями окружающей среды. Например, с соответствующими показателями некоторые камеры в состоянии делать качественные кадры даже в условиях сумерек. Вдобавок подобная техника позволяет добиваться интересных эффектов при портретных съёмках: уменьшается зона резкости, то есть получается очень красивое и плавное размытие, то самое знаменитое боке, которое сегодня любят многие профессионалы.

Что же касается уже упоминавшейся вечерней съёмки, то здесь спасает или большая светосила, или увеличенная выдержка. Однако последнее не помогает тогда, когда в кадре нужно зафиксировать движущиеся объекты (например, свадьба, выпускной бал, ночной город).

Как светосила объектива влияет на впечатление от камеры?

Если говорить о технике популярных производителей, например, Nikon или Canon, то очень часто в стандартном комплекте по умолчанию идут объективы со средними показателями светосилы или даже с откровенно слабыми. Особенно ярко эта проблема проявляется, когда речь заходит об оптике с широким фокусным расстоянием. В итоге вы можете потратить много денег, однако получить снимки, качество которых вас не будет радовать. Или же вы сможете фотографировать исключительно при ярком свете.

Любители, не всегда понимающие, что к чему, разочаровываются в камерах. Однако результат становится совсем другим, если всего лишь сменить объектив. Именно поэтому профессионалы часто советуют не обращать внимания на «китовые» модели, а приобрести исключительно одну камеру. Дальше к ней уже можно будет присмотреть светосильный объектив и снимать себе в удовольствие. Раздельная покупка выйдет несколько дороже стандартного комплекта, но зато – никаких ограничений!

Примеры светосильной оптики

Проще всего понять, что конкретно есть в продаже, на примере продукции двух самых известных производителей фототехники. Это, конечно же, Canon и Nikon. Очень востребован в настоящем вариант Canon EF 50mm f1.8 I. У объектива фиксированное фокусное расстояние в 50 мм. Однако диафрагма может раскрываться до рекордных на данный момент f/1.8. Сам по себе объектив нельзя назвать идеальным: у него хватает недостатков, а профессионалам откровенно не нравится корпус. Впрочем, поскольку речь идёт о бюджетной модели, которая стоит чуть больше 60 долларов, ничего больше от такого варианта ждать не приходится.

Совсем другое впечатление оставляет о себе Canon EF 50mm f1.4 USM. Он отличается прекрасным боке и очень хорошим показателем светосилы. Однако и стоит в 4,5 раза дороже.

У второго производителя из бюджетных есть модель Nikon 50mm f1.8D AF Nikkor. Очень хорошо ведёт себя при работе с кропнутыми камерами, если кроп-фактор у тех составляет 1,5. Однако и здесь корпус очень хрупкий, так что с техникой стоит быть предельно осторожным.

Светосильный объектив с переменным фокусным расстоянием высокого качества встречается редко. Тем не менее есть и такая модель – Nikon 24-70mm f2.8G ED AF-S Nikkor, например. Однако стоит он чуть больше тысячи долларов, то есть столько, сколько хороший цифровой аппарат.

Одним словом, вариантов много. Другое дело, что определиться от этого порой не легче.

Можно ли исправить нехватку светосилы обработкой?

Некоторые любители считают, что не стоит переплачивать, ведь тёмные снимки ничто не мешает осветлить при последующей обработке. Однако на практике это далеко не всегда возможно. Кроме того, такая обработка будет хорошей у фулфрема (и опять же, в некоторых случаях). А полнокадровая камера сама по себе – дорогое удовольствие, к тому же довольно громоздкое. При осветлении же снимков, сделанных на кропнутую матрицу, вы можете столкнуться с шумами. Зоны нерезкости способны появляться в самых неожиданных местах. Но чаще всего они образуются в наиболее тёмных углах.

Брать же полнокадровую камеру, чтобы не переплачивать за светосильный объектив, нерационально. Покупка второго обойдётся вам намного дешевле. Также при расчётах стоит принимать во внимание ещё и то, зачем вам нужны такие снимки. Например, если вы собрались ими торговать, а также если вы работаете в рекламе, очень часто нужны исходники в высоком разрешении без обработки. В таком случае без светосильного объектива просто не обойтись.

Подведение итогов

Светосильная оптика фотографу нужна, чтобы получить яркие, красочные фотографии при скоростной выдержке. А ещё очень хорошо раскрывающая диафрагма позволяет добиться максимального размытия фона. Благодаря такому подходу получаются великолепные портреты (причём с минимальной обработкой).

Но учтите, что хорошая светосила – это практически всегда фиксированное фокусное расстояние. А если вам нужно сочетание неплохого зума и отличной светосилы, то тогда результат будет стоить дорого. И чем больше диапазон фокусного расстояния, а также чем выше при этом светосила, тем дороже обойдётся такой объектив. Некоторые модели вообще стоят целое состояние. Причина довольно проста: с технической точки зрения создание подобной оптики очень сложное. Поэтому большинство фотографов выбирают или одно, или другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *