Что не относится к авиационным катастрофам
Перейти к содержимому

Что не относится к авиационным катастрофам

  • автор:

Авиакатастрофы: особенности и проблемы осмотра места происшествия Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассматриваются особенности осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф . Автор делает акцент на некоторых актуальных проблемах, возникающих при производстве данного следственного действия, и определяются возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Почунская Дарья Леонидовна

Актуальные проблемы осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф
Организационно-тактические особенности проведения осмотра места авиационного происшествия
Тактические особенности осмотра места авиационного происшествия

Правовое обеспечение взаимодействия следователя со служебной комиссией при расследовании авиационных происшествий

Значение морально-волевых и психофизиологических качеств следователей, участвующих в осмотре места авиационного происшествия

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Air crash: features and problems of incident site inspection

The author of the paper analyzes some peculiarities of incident site inspection during air crash investigation . The authorpoints out some essential problems which occur during execution of given investigative action and defines the possible ways of solution.

Текст научной работы на тему «Авиакатастрофы: особенности и проблемы осмотра места происшествия»

УДК343.98.4 ББК 67.522.1

АВИАКАТАСТРОФЫ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

В статье рассматриваются особенности осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф. Автор делает акцент на некоторых актуальных проблемах, возникающих при производстве данного следственного действия, и определяются возможные пути их решения.

Ключевые слова: осмотр места происшествия; авиационное происшествие; расследование авиакатастроф.

AIR CRASH: FEATURES AND PROBLEMS OF INCIDENT

The author of the paper analyzes some peculiarities of incident site inspection during air crash investigation. The authorpoints out some essential problems which occur during execution of given investigative action and defines the possible ways of solution.

Keywords: incident site inspection;survey or the scene; air crash; air crash investigation.

Россия вошла в число стран с наибольшим количеством авиационных катастроф. Большую озабоченность у специалистов вызывает состояние с безопасностью полетов. Доля России в объеме пассажирских авиаперевозок составляет 5 % от общемирового объема; но при этом доля авиакатастроф составляет 20 % от общемировых показателей. Уголовных дел по авиационным происшествиям возбуждается относительно немного, однако в ходе их расследования следователи сталкиваются с существенными трудностями. Они возникают в основном из-за сложности авиационной техники, трудоемких экспертных исследований, значительного числа потерпевших и т.д. [2, с. 3]. Так, по данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК) за 2012 год было расследовано 41 авиационное происшествие, что

примерно равно количеству происшествий за 2011 год и в два раза превышает показатели за 2010 год.

Для начала, следует разобраться, что же такое авиационная катастрофа? Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) — авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна. При отсутствии жертв или без пропажи таковых происшествие следует называть аварией [3].

Процесс расследования авиационного происшествия включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчета и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.

При осмотре места происшествия возникает большое количество проблем. Возьмем во внимание основные важные аспекты:

1. Сложность организации работы, обширность территории

Обширность территории и множество объектов, подлежащих обязательному осмотру и исследованию, предполагает участие большого количества специалистов на большой территории одновременно.

Серьезные трудности имеются при подборе высококвалифицированных и независимых специалистов для участия в осмотре места происшествия и других следственных действиях, а также для производства экспертиз. Очень важно привлечь персонал с опытом работы в авиации, имеющий квалификацию пилота или инженера по ТОВС.

Можно рекомендовать следующий порядок работы следственной группы на месте происшествия. Ее руководитель контактирует со служебной комиссией, присутствует на ее заседаниях, контролирует качество и полноту осмотра места происшествия и трупов и других следственных действий.

Первая группа следователей производит осмотр материальной части воздушного судна, фиксирует в протоколе местонахождение и состояние воздушного судна, элементов его конструкции, контролирующих приборов, следы касания воздушным судном земли и различных препятствий.

Вторая группа следователей с судебно-медицинским экспертом или врачом производит первоначальный осмотр трупов погибших пассажиров и членов экипажа на месте происшествия, составляет бо-

лее подробные протоколы осмотров трупов, предъявляет трупы, их одежду и находящиеся при них предметы для опознания прибывающим родственникам.

Третья группа следователей выезжает в больницы, куда помещены оставшиеся в живых пассажиры и члены экипажа воздушного суда, для выяснения их личности, допросов тех, кому позволяет это состояние здоровья, и признания их потерпевшими (кроме членов экипажа, которых не следует торопиться признавать потерпевшими).

Такой порядок организации работы на первоначальном этапе расследования является лишь рекомендацией. Обширность подлежащей осмотру территории, значительное число погибших влекут необходимость участия в осмотре места происшествия большого числа следователей и судебно-медицинских экспертов.

Для рационального осмотра всей площади целесообразно наметить примерные границы территории, которую нужно осмотреть, произвести общее ознакомление с данной территорией (при ее обширности это осуществляется как с земли, так и с воздуха с помощью вертолета) и разбить территорию осмотра на участки или секторы, каждый из которых осматривается самостоятельной группой.

Если в районе места происшествия имеются водные пространства (реки, водоемы и т.п.), то следует по возможности с помощью водолазов проверить, не упали ли в воду отдельные части воздушного судна.

2. Сотрудничество с МАК и МЧС

В соответствии с п. 2.1.1 ПРАПИ-98 расследование авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами Российской Федерации и гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории России организует и проводит Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Деловое сотрудничество следователя со служебной комиссией, состоящей из высококвалифицированных специалистов в самых различных областях авиации, зачастую является определяющим в успешном расследовании уголовного дела.

Основное правило, которое неукоснительно следует соблюдать при осмотрах мест катастроф воздушных судов при совместном ведомственном и прокурорском расследовании — это то, что руководитель следственной бригады должен быть всегда полностью осведомлен обо всех результатах, получаемых членами комиссий.

Осмотр производится одновременно с комиссией, проводящей служебное расследование. Данное обстоятельство, в какой-то мере

затрудняющее работу следователя, в то же время дает ему возможность на месте консультироваться со специалистами, пользоваться составляемыми комиссией кроками, что облегчает изготовление схемы места происшествия, и т.д.

Не следует без согласования с членами служебной комиссии изменять положение отдельных частей самолета, производить отборы топлива и т.д. Члены комиссии хорошо знают правила поведения на месте происшествия, соблюдают очередность статического и динамического методов осмотра, у них есть наработанные методики выполнения ряда операций.

Следователь не должен мешать работе комиссии.

Органы МЧС России тоже могут подключаться к поисковым мероприятиям и в случае обнаружения воздушного судна, ликвидируют опасные последствия авиакатастрофы, оказывают помощь пострадавшим, помогают следователям во время осмотра места происшествия.

Положительным примером является работа органов МЧС России по Пермскому краю совместно со следователями Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и следователями следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Пермскому краю при ликвидации последствий авиакатастрофы самолета Боинга «737-505» в городе Перми. Сотрудники МЧС России совместно со следователями участвовали в собирании деталей и обломков самолета, погрузке их в транспортные средства для передачи МАК. На высоком уровне органами МЧС обеспечивалась работа следователей: было организовано своевременное питание, оборудованы места для отдыха, следователи получили необходимую одежду и обувь.

3. Техника безопасности и охрана

Перед началом осмотра места происшествия необходимо обеспечить оцепление территории. Охрана осуществляется сотрудниками органов внутренних дел, а также солдатами срочной службы.

Следует обеспечить должный отбор и контроль над лицами, охраняющими территорию, чтобы они не пускали посторонних лиц и сами самостоятельно не ходили по территории и не трогали вещи в кабине самолета или вертолета. Составить необходимые списки.

При наличии оснований полагать, что авиакатастрофа могла произойти в результате теракта, необходимо, с привлечением соответствующих специалистов и технических средств, принять меры к поиску следов взрыва и фрагментов взрывных устройств, а также с участием

оперативных сотрудников органов внутренних дел и федеральной службы безопасности запланировать и провести проверку данной версии.

Очень важно осмотреть абсолютно все обломки, т.к. только в ходе их обследования могут быть обнаружены следы взрыва или обгоревшие части.

4. Съемка с воздуха и кроки

Все обнаруженные предметы (части самолета, обломки и т.д.) нужно точно локализовать и нанести на схему. Если воздушное судно касалось деревьев, столбов, строений и др., то нужно отразить повреждения, обращая особое внимание на их высоту и на то обстоятельство, что в местах повреждений могут быть обнаружены части воздушного судна.

Ориентирующая съемка проводится для фиксации общего вида места происшествия в целом с окружающей его обстановкой с нескольких точек. Они выбираются с таким расчетом, чтобы на снимках можно было проследить (предположить) траекторию полета воздушного судна и характер полученных им разрушений.

Ориентирующую съемку места авиационного происшествия целесообразно выполнять путем воздушной съемки с использованием вертолета, аэростата или беспилотного самолета по согласованию с комиссией. Для проведения воздушной съемки лучше всего приглашать специалистов аэрофотосъемочных партий.

Для большей наглядности полезен такой прием, как последовательное фотографирование обстановки по движению воздушного судна: лицо, производящее фотографирование, делает снимки, перемещаясь по направлению движения воздушного судна, через интервалы порядка 20-40 метров. По мере приближения к важным участкам делается серия узловых и детальных снимков.

Важно делать панорамный снимок от места первого касания до зоны основного падения [4].

Видеозапись применяется в тех случаях, когда необходимо немедленно ликвидировать вредные последствия авиационного происшествия (извлечь из-под обломков раненых и трупы, очистить транспортные магистрали от частей, обломков и элементов конструкции воздушного судна и т.п.) [1].

При составлении кроков записываются абсолютно все обнаруженные детали.

5. Останки погибших

Основное отличие осмотра трупов на месте авиационного происшествия от осмотра «криминального» трупа — не надо искать сле-

ды, позволяющие обнаружить преступника (отпечатки пальцев рук, следы обуви и т.д.). В данном случае главное — определиться с числом погибших и установить их личность.

В связи с тем, что детальный осмотр трупов на месте происшествия затруднителен из-за наличия значительного числа людей и большого объема различных работ, целесообразно ограничиться фиксацией места обнаружения трупа, его позы, примерного возраста и пола, наружной одежды, после чего, маркировав трупы (например, привязав бирки), провести более подробный их осмотр в морге.

Практически в каждом случае расследования данной категории дел возникают существенные трудности при установлении личности (опознании) погибших и выдаче тел родственникам. Поэтому крайне важно принимать исчерпывающие меры к сохранности одежды или ее фрагментов, предметов, обнаруженных в одежде либо на трупах, — все эти предметы могут быть предъявлены родственникам погибших для опознания, если опознать сам труп затруднительно либо невозможно.

Для удобства следователю предлагается составление специальных таблиц.

Следует учитывать также возможные ошибки при проведении опознаний вследствие тяжелого психологического состояния опознающих из-за переживаний, вызванных гибелью родственников.

В недавней практике имел место случай, когда ошибочные опознания родственниками жертв авиакатастрофы привели в последующем к необходимости эксгумации более двадцати трупов и их перезахоронению уже по результатам генетических исследований.

Поэтому во избежание ошибок при идентификации трупов необходимо (если есть сомнения) принять меры к проведению сравнительных генетических исследований.

6. Поиск бортовых регистраторов

Если, например, стало известно, что кто-то нашел на месте происшествия аварийный самописец, то не следует пытаться опередить членов комиссии и самому изъять его. При попытке вскрыть броне-контейнер самописца может быть утрачена ценная информация, поэтому п. 2.3.4 ПРАПИ-98 запрещает вскрытие и прослушивание наземных и бортовых магнитофонов, а также вскрытие и расшифровку записей бортовых самописцев до прибытия комиссии.

Носители информации передаются членам комиссии для расшифровки, а по окончании служебного расследования приобщаются к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

По положению остановившихся стрелок наручных часов можно установить момент удара воздушного судна о землю либо иное препятствие.

Учитывая большое количество нерешенных проблем, необходимо все время разрабатывать новые рекомендации для следователей в целях повышения эффективности расследования дел. Рациональный, правильно спланированный, организованный и максимально детальный осмотр места происшествия поможет в дальнейшем более успешному расследованию дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осмотр места происшествия по делам об авиационных катастрофах : практ. пособие / под ред. А.И. Дворкина — М., 2000. — 336 с.

2. Особенности осмотра места авиационного происшествия : метод. рек., подготовленные Ген. прокуратурой РФ, от 20.04.2007.

3. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 609 // СЗ РФ. — 1998. — № 25. — ст. 2918.

4. Семинар МАК [видеоматериалы] // Материалы ЗападноСибирского следственного управления на транспорте СК РФ. — 2010.

5. Коткин П.Н. Специфика организации и производства осмотра места авиационного происшествия / П.Н. Коткин, В.И. Елинский // Российский следователь. — 2009. — № 20. — С. 4-10.

Информация об авторе

Почунская Дарья Леонидовна — студент судебно-следственного факультета, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 11, e-mail: minora007@ gmail.com, тел. 89041110433; научный руководитель и рецензент — О.А. Егерева, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики БГУЭП, кандидат юридических наук.

Information about the author

Pochunskaya Dar’ya Leonidovna — student. Judicial Inquiry Department. BaikalState University of Economies and Law, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, e-mail: minora007@gmail.com, phone number 89041110433.

II. Основные определения и классификация авиационных происшествий и инцидентов

9. Авиационное происшествие — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2022 N 1594)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) какому-либо лицу в результате нахождения на этом воздушном судне причинен вред здоровью со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда вред здоровью причинен вследствие причин, не относящихся к использованию воздушного судна.

Вред здоровью, в результате которого в течение 30 суток с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как вред здоровью со смертельным исходом;

б) воздушное судно получило повреждение или произошло разрушение его конструкции, в результате чего:

нарушилась прочность конструкции, ухудшились технические или летные характеристики воздушного судна;

требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента конструкции воздушного судна, за исключением случаев: отказа или повреждений двигателя, когда повреждены только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, повреждений несиловых элементов планера, обтекателей, законцовок крыла, антенн, пневматиков, тормозных устройств или других элементов конструкции воздушного судна, если эти повреждения не нарушили общей прочности конструкции; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, вентиляторной установки или редуктора;

в) воздушное судно пропало без вести или оказалось в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен или невозможна его эвакуация с места вынужденной посадки независимо от полученных повреждений.

Воздушное судно считается пропавшим без вести, если не было установлено местонахождение судна или его обломков и были прекращены его официальные поиски. Решение о прекращении поиска экспериментального воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 N 488)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

а) катастрофы — авиационные происшествия, приведшие к гибели или пропаже без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров, находившихся на борту воздушного судна.

К катастрофам относятся также авиационные происшествия, приведшие к гибели кого-либо из членов экипажа при аварийном покидании воздушного судна, потерпевшего бедствие, или гибели пассажиров в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна;

б) аварии — авиационные происшествия, не повлекшие за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров.

11. Авиационный инцидент — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, которое могло оказать влияние на безопасность полета, но не закончилось авиационным происшествием.

12. Авиационные инциденты в зависимости от степени их влияния на безопасность полетов подразделяются на:

а) серьезные авиационные инциденты;

б) авиационные инциденты.

13. Для классификации авиационных инцидентов как серьезных используются следующие признаки:

а) выход воздушного судна за пределы эксплуатационных ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации или программой летных испытаний;

б) возникновение значительных вредных воздействий на лиц, находившихся на борту воздушного судна (дыма, едких паров, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.);

в) значительное снижение работоспособности членов экипажа или повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

г) получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом на борту воздушного судна;

д) значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;

е) возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;

ж) разрушение (заклинивание или рассоединение) элементов управления, другое повреждение элементов воздушного судна, не приведшее к авиационному происшествию.

14. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

а) «бортовой самописец» («бортовое устройство регистрации») — самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна и используемый как источник информации при проведении расследования авиационных происшествий и инцидентов;

б) «вред здоровью» — нарушение анатомической целости органов и тканей или их физиологических функций либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды — механических, физических, химических, биологических, психических.

Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью производится в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) «мероприятие по обеспечению безопасности полетов» — действие, направленное на предотвращение авиационных происшествий и инцидентов;

г) «причины (факторы) авиационного происшествия или инцидента» — действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или инциденту;

д) «рекомендации комиссии по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов» — предложения комиссии, проводящей расследование, направленные на предотвращение авиационных происшествий или инцидентов;

е) «служебный пассажир» — государственный служащий, работник организации авиационной промышленности, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», выполняющий служебное задание и находящийся на борту экспериментального воздушного судна на основании письменного распоряжения руководителя авиационной организации экспериментальной авиации, осуществляющей перевозку.

(пп. «е» в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2022 N 1594)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступающими последствиями. Отчетные материалы расследования оформляются на каждое воздушное судно.

Определения

Во избежание путаницы и неверных трактовок, выкладываю определения, которые напрямую касаются данного раздела.

Оределения взяты из Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации от 2 декабря 1999 г.

Авиационные события подразделяются на:
а) авиационные происшествия;
б) авиационные инциденты;
в) чрезвычайные и наземные происшествия.

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.

Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты и серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.

Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

авиационное происшествие — событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.
Воздушное судно считается утраченным, когда:
произошло полное разрушение воздушного судна;
местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;
эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;
восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.
Решение о целесообразности эвакуации воздушного судна принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета воздушного судна принимает Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о целесообpазности восстановления воздушного судна, получившего повpеждение в процессе эксплуатации, пpинимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации — главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации;

авария — авиационное происшествие без человеческих жертв;

авиационный инцидент — событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

катастрофа — авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного человека в течении тридцати суток с момента происшествия.

наземное происшествие — событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;

серьезный авиационный инцидент — авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие;

серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна — авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.
К серьезным авиационным инцидентам с повреждением воздушного судна не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных руководством по технической эксплуатации воздушного судна;

чрезвычайное происшествие — не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;
гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
гибель людей либо утрата воздушного судна, находившихся на земле (палубе корабля), в pезультате авиационного происшествия с другим воздушным судном;
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.

A.F.
take-off.ru

авиационное происшествие — событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.

Произошли какие-то изменения в ПРАПИ и прочих нормативных документах??
Почему прошлогодние события с B735 VQ-BAC а/к ЮТэйр 16.01.2010 (выкатывание в ВНК с поломкой ПОШ), с Ан-24РВ RA-47360 а/к Якутия 04.02.2010 (преждевременная уборка шасси на взлете в Якутске) и Ан-12БК RA-11376 Хабаровских АЛ 21.07.2010 (выкатывание на взлете на Чукотке) в официальных документах (в т.ч. в окончательных отчетах МАК по расследованию) названы АПБЧЖ, а не инцидентами? По крайней мере VQ-BAC и RA-47360 успешно и довольно быстро восстановлены и летают (есть фотки на анете и т.п.)!

Последнее редактирование: 20 Мар 2011

Fyodor
Летающий фотограф

Интересно — у меня в учебнике по безопасности на ВТ, авария трактовалась как АП с повреждением ВС. Три основные градации давались: АП, авария, катастрофа.

Spotter
Старожил

Три основные градации давались: АП, авария, катастрофа.

Работая с делами в Отделе расследования авиапроисшествий (ОРАП) МАК, я встречал другие градации: катастрофа, авария (АПБЧЖ, ВС списано) и поломка (АПБЧЖ, ВС подлежит ремонту). Именно поэтому в делах о расследовании АП наряду с выражениями «потерпел катастрофу» и «потерпел аварию» можно было встретить и выражение «потерпел поломку». Дальше по нисходящей — инцидент, или ПАП (предпосылка к авиапроисшествию), а также ПВС (повреждение воздушного судна, стоящего без экипажа).

Помнится, Иван Герасимович Фалеев (земля ему пухом) в ОРАП МАК вёл «простыни» учёта аварийности по типам (там были только авиапроисшествия, без учёта инцидентов). Так вот, там АП для удобства были помечены цветом: красным — катастрофы (кровь пролилась), зелёным — аварии (типа, самолёт списан и зарос травой), синим — поломки (самолёт восстановлени и вернулся в синее небо). Потом он бросил вести эти «простыни», потому что АП стало слишком дофига.

Последнее редактирование: 23 Мар 2011

A.F.
take-off.ru

Оказывается, существуют некоторые отличия в классификации АП и инцидентов в госавиации, терминологию которой по ПРАПИ в государственной авиации 1999 года привел выше уважемый xoid, и в гражданской авиации.
Вот основные термины и определения по интересующей теме из «Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации» (ПРАПИ-98), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 854)

1.2.1.1. Авиационные события подразделяются на:
— авиационные происшествия;
— авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);
— производственные происшествия.
Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:
— авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы);
— авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии).
Производственные происшествия подразделяются на:
— повреждения воздушного судна;
— чрезвычайные происшествия.
.
1.2.1.3. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступившими последствиями. По результатам расследования оформляются общий окончательный отчет и информационные отчеты на каждое воздушное судно.

1.2.2.1. Авиационное происшествие — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:
а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном воздушном судне, за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;
Примечание. Только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом.

б) воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
— нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна;
— требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента, за исключением: случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие элементы, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждений вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждений обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов;
в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.
Примечание. Воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены его официальные поиски и не было установлено местонахождение воздушного судна или его обломков. Решение о прекращении поиска гражданского воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает ФАС России.

1.2.2.2. Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) — авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.
К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.
1.2.2.3. Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) — авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.
1.2.2.4. Авиационный инцидент — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.
———————————
Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации в качестве инцидентов, приведен в Приложении 1.

Таким образом, если я правильно понимаю, в госавиации случай серьезного повреждения конструкции (без человеческих жертв), если ЛА удалось восстановить и вернуть к полетам, авиационным происшествием (аварией) не является, а считается инцидентом (по-старому — предпосылкой), в то время как в ГА — это уже при любом раскладе АПбЧЖ (авария), т.к. прежней градации АП без жертв на собственно аварии и поломки уже нет.
Тогда мои вопросы про выкатывание ЮТэйровского Б737 и просадку на «брюхо» якутского Ан-24 снимаются.

Последнее редактирование: 23 Мар 2011

Бенг
Новичок

А может кто-то может выложить правильную форму (англоязычн.,хотелось бы)
т.н. «no accident/incident report»?
Как вообще такая форма пишется,хотя бы на русском? Произвольно?
Может,какая ссылка есть? Спасибо.

Добавлю определений из Приложения 13 ИКАО Расследование авиационных происшествий и инцидентов

В тех случаях, когда нижеуказанные термины употребляются в Стандартах и Рекомендуемой практике по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, они имеют следующие значения:
Авиационное происшествие. Событие, связанное с использованием воздушного судна, которое, в случае
пилотируемого воздушного судна, имеет место с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт
воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули
воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно
готово стронуться с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения
основной силовой установки и в ходе которого:
а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение в результате:
– нахождения в данном воздушном судне; или
– непосредственного соприкосновения с какой-либо частью воздушного судна, включая части, отделившиеся от данного воздушного судна; или
– непосредственного воздействия струи газов реактивного двигателя,
за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены в результате естественных причин,
нанесены самому себе, либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены
безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам
экипажа; или
b) воздушное судно получает повреждения или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
– нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного
судна и
– обычно требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента,
за исключением случаев отказа или повреждения двигателя, когда повреждены только один двигатель
(включая его капоты или вспомогательные агрегаты), воздушные винты, законцовки крыла, антенны,
датчики, лопатки, пневматики, тормозные устройства, колеса, обтекатели, панели, створки шасси, лобовые
стекла, обшивка воздушного судна (например, небольшие вмятины или пробоины), или имеются
незначительные повреждения лопастей несущего винта, лопастей хвостового винта, шасси и повреждения,
вызванные градом или столкновением с птицами (включая пробоины в обтекателе антенны радиолокатора);
или
с) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно
невозможен.
Примечание 1. Только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется ИКАО как телесное повреждение со смертельным исходом.
Примечание 2. Воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены официальные поиски и не было установлено местонахождение обломков.
Примечание 3. Информация о типе беспилотной авиационной системы, в отношении которой необходимо проводить расследование, содержится в п. 5.1.
Примечание 4. Инструктивный материал по определению повреждений воздушного судна содержится в дополнении G.
Инцидент. Любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна,
которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации.
Примечание. Типы инцидентов, представляющих основной интерес для Международной организации
гражданской авиации с точки зрения изучения путей предотвращения авиационных происшествий, перечислены в дополнении С.
Предварительный отчет. Сообщение, используемое для незамедлительного распространения сведений,
полученных на начальных стадиях расследования.
Причины. Действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному
происшествию или инциденту. Определение причин не предполагает возложения вины или установления
административной, гражданской или уголовной ответственности.
Расследование. Процесс, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и/или сопутствующих факторов, и, если необходимо, выработку рекомендаций по обеспечению безопасности.
Рекомендация по обеспечению безопасности. Предложение полномочного органа по расследованию происшествий, сделанное на основе информации, полученной при расследовании, с целью предотвращения авиационных происшествий или инцидентов, которое ни при каких обстоятельствах не ставит своей целью определение вины или ответственности за авиационное происшествие или инцидент. Помимо рекомендаций по обеспечению безопасности, вытекающих из результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов, рекомендации по обеспечению безопасности могут вытекать из различных источников, включая исследования по обеспечению безопасности полетов.
Серьезный инцидент. Инцидент, обстоятельства которого указывают на имевшую место высокую вероятность
авиационного происшествия в связи с использованием воздушного судна, который, в случае пилотируемого
воздушного судна, происходит с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт воздушного судна с
намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно,
или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово стронуться
с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения основной силовой
установки.
Примечание 1. Разница между авиационным происшествием и серьезным инцидентом заключается только в последствиях.
Примечание 2. Примеры серьезных инцидентов приводятся в дополнении С.

А может кто-то может выложить правильную форму (англоязычн.,хотелось бы)
т.н. «no accident/incident report»?
Как вообще такая форма пишется,хотя бы на русском? Произвольно?
Может,какая ссылка есть? Спасибо.

Авиационное происшествие

Событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе этого события какому-либо лицу в результате нахождения на этом воздушном судне причинен вред здоровью, за исключением тех случаев, когда вред здоровью причинен вследствие причин, не относящихся к использованию воздушного судна.

Вред здоровью, в результате которого в течение 30 суток с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как вред здоровью со смертельным исходом.

Авиационным происшествием будет считаться также событие, в ходе которого воздушное судно получило повреждение или произошло разрушение его конструкции, в результате чего:

— нарушилась прочность конструкции, ухудшились технические или летные характеристики воздушного судна;

— требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента конструкции воздушного судна, а также в случае, если воздушное судно пропало без вести или оказалось в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен или невозможна его эвакуация с места вынужденной посадки независимо от полученных повреждений.

Воздушное судно считается пропавшим без вести, если не было установлено местонахождение судна или его обломков и были прекращены его официальные поиски.

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

а) катастрофы – авиационные происшествия, приведшие к гибели или пропаже без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров, находившихся на борту воздушного судна.

К катастрофам относятся также авиационные происшествия, приведшие к гибели кого-либо из членов экипажа при аварийном покидании воздушного судна, потерпевшего бедствие, или гибели пассажиров в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна;

б) аварии – авиационные происшествия, не повлекшие за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров.

@ 2021 Юридическое бюро AEROHELP

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *