Что предполагает концепция построения и развития апк безопасный город
Перейти к содержимому

Что предполагает концепция построения и развития апк безопасный город

  • автор:

Утверждена концепция построения и развития комплекса «Безопасный город»

Утверждена концепция построения и развития комплекса

Правительство РФ своим распоряжением 1 одобрило Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город»).

АПК «Безопасный город» представляет собой совокупность функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания. С его помощью планируется объединить поступающую информацию о происшествиях, ее обработку и реагирование по направлениям деятельности различных компетентных служб.

В основе создания комплексного решения АПК «Безопасный город» заложен принцип защиты вложенных инвестиций в системы обеспечения безопасности, максимального использования возможностей установленных технических средств.

Базовые функциональные требования к комплексу «Безопасный город» сгруппированы по нескольким ключевым блокам: безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; безопасность на транспорте; экологическая безопасность; координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.

Конкретизированы функции комплекса по указанным направлениям. При этом в целом в ходе реализации мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» предполагается:

  • моделировать различные сценарии возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз;
  • регистрировать и отслеживать статусы сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, пожарах, несчастных случаях, ДТП, преступлениях и т. п.);
  • улучшить имидж органов исполнительной власти;
  • обеспечить органы исполнительной власти эффективными и прозрачными инструментами решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе комплексного взаимодействия;
  • управлять муниципальной инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной политики муниципального образования, оптимизации транспортных потоков, обеспечению возможности взаимодействия населения и органов власти;
  • составлять комплексные и взаимоувязанные планы проведения различных работ;
  • агрегировать информацию через единую информационную среду на уровне высших должностных лиц субъектов РФ.

Предполагается, что принятые решения позволят повысить уровень общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение указанных задач.

Что предполагает концепция построения и развития апк безопасный город

МЧС России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

  • Министерство
    • О Министерстве
    • Структура Министерства
    • Комиссии, консультативные и совещательные органы
    • Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации
    • Учреждения системы МЧС России
    • Кадровое обеспечение
    • Мероприятия МЧС России
    • Открытое Министерство
    • Информационные ресурсы
    • Ведомственные СМИ
    • Профессиональные праздники
    • Безопасность граждан
    • Гражданская оборона
    • Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Профилактическая работа и контрольно-надзорная деятельность
    • Координация деятельности территориальных органов
    • Международное сотрудничество
    • Оказание финансовой помощи населению, пострадавшему от ЧС
    • Социальная защищенность сотрудников МЧС России
    • Информационные системы, банки данных, реестры, регистры
    • Медико-психологическое обеспечение МЧС России
    • Аттестация и аккредитация
    • Противодействие коррупции
    • Противодействие терроризму
    • Ведомственная наука
    • Финансы и закупки
    • Пресс-центр
    • Спорт в МЧС России
    • Работа с обращениями граждан
    • Регистрация туристских групп
    • Государственные услуги
    • Итоги деятельности МЧС России
    • Добровольчество (волонтерство) в МЧС России
    • Государственная поддержка СОНКО в МЧС России
    • Федеральные конституционные законы
    • Федеральные законы
    • Указы Президента РФ
    • Постановления Правительства РФ
    • Распоряжения Правительства РФ
    • Нормативные правовые акты МЧС России
    • Нормативные правовые акты Министерств и Ведомств
    • Своды правил
    • Национальные и межгосударственные стандарты
    • Методические материалы
    • Сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов МЧС России
    • Порядок обжалования нормативных правовых актов
    • Проекты актов, разрабатываемых МЧС России
    • Государственные и федеральные целевые (ведомственные) программы
    • Юридическим лицам
    • Перечень обязательных требований
    • Комиссии, консультативные и совещательные органы
    • Контакты пресс-служб МЧС России
    • Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ
    • Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ, осуществляющих надзорные функции в области государственного пожарного надзора
    • Список «Единых телефонов доверия» по субъектам РФ
    • Контакты Центров ГИМС ГУ МЧС России
    • Список телефонов приемных структурных подразделений ЦА
    • Учреждения системы МЧС России
    • Информация для СМИ

    Безопасный город (федеральная концепция)

    В 2014 году правительство утвердило концепцию аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» на период 2016-2020 гг. В соответствии с документом, все субъекты РФ должны завершить его построение и развитие в указанный период. Для регионов, принимавших ЧМ по футболу, была поставлена задача завершить основные работы по созданию АПК «Безопасный город» до 2018 года, для остальных регионов сроки обозначены 2020-м годом.

    История

    2023

    На программу «Безопасный город» в Москве заложили 106 млрд рублей на 2024 год

    На программу «Безопасный город» в Москве заложили 106 млрд рублей на 2024 год. Об этом глава столичного департамента финансов Елена Зяббарова сообщила в ходе своего выступления в Мосгордуме 21 ноября 2023 года.

    По ее словам, расходы на программу «Безопасный город» в Москве в период с 2024 по 2026 гг. составят 304 млрд рублей. На 2025 год заложено 98,2 млрд рублей, на 2026-й — 105 млрд рублей. В бюджете Москвы на 2024 год, одобренном в 2022 году, на эти цели выделялось 48,7 млрд рублей.

    На программу «Безопасный город» заложили 106 млрд рублей

    Зяббарова говорит, что ассигнования будут направлены на обеспечение безопасности жителей, охрану и антитеррористическую защищенность городских объектов, приобретение техники и имущества для пожарных частей, укрепление материально-технической базы органов, обеспечивающих безопасность на территории города.

    Как пишет РБК со ссылкой на материалы к проекту бюджета Москвы, на реализацию статьи «обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений» (сюда входит участие города в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а также обеспечение общественного порядка с привлечением народных дружинников, укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, охрана и антитеррористическая защищенность городских объектов) власти города заложили на 2024 году около 72,7 млрд рублей. В бюджете 2023 года финансирование подпрограммы предполагалось в объеме около 26 млрд рублей, но потрачено уже 93,6 млрд рублей при плане 113,7 млрд рублей (по состоянию на 18 октября 2023 года), указывает издание. Вручены награды TAdviser IT Prize в 16 номинациях

    Программа «Безопасный город» реализуется в Москве с 2012 года. В ее рамках в Москве была создана обширная система видеонаблюдения, количество установленных камер превысило 225 000, из которых почти 7000 установлены в местах массового скопления людей (к 2023 году). [1]

    Петербург выделил 2 млрд рублей на телеком-услуги в рамках «Безопасного города»

    25 июля 2023 года Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской мониторинговый центр» объявило о тендере на оказание телекоммуникационных услуг в рамках проекта «Безопасный город». Начальная цена контракта составляет приблизительно 2 млрд рублей. Подробнее здесь.

    2021: «Дочка» «Ростеха» создает ПО для предсказания массовых беспорядков

    В конце ноября 2021 года стало известно о разработке в России программного обеспечения для предиктивной аналитики митингов и беспорядков. Реализацией этого проекта занимается входящий в «Ростех» «Национальный центр информатизации» (НЦИ). Подробнее здесь.

    2019

    Развитие нормативно-правовой базы и разрабатка методических документов для работы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»

    Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ВНИИ ГОЧС) готовит предложения по развитию нормативной правовой базы и разрабатывает методические документы, необходимые для функционирования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Об этом институт заявил 12 сентября 2019 года.

    По состоянию на 12 сентября 2019 года ВНИИ ГОЧС разработал технические требования и сформировал организационные вопросы построения комплекса «Безопасный город».

    На местах внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, в том числе и «Безопасного города», согласно планам, должно завершиться к 2030 году.

    Максим Акимов объявил войну государственно-частным проектам видеофиксации нарушений ПДД

    Вице-премьер Максим Акимов в интервью РБК в феврале 2019 года раскритиковал идею государственно-частных партнерств (ГЧП) и коммерциализации технологий в сфере регулирования безопасности движения на дорогах [2] . Он отметил, что сейчас камера на дороге — это средство коммерциализации. А камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят, полагает Акимов.

    Частные проекты там, где государство использует принуждение и наказание, — это «аморально и неэффективно», считает Максим Акимов (фото — sk.ru)

    Максим Акимов добавил, что будет инициироваться пересмотр существующей схемы концессий, которые позволяют частным компаниям устанавливать камеры на дорогах. Однако интересы концессионеров останутся во внимании, потому что это гражданско-правовые отношения, говорит он.

    Акимов уточнил, что он против частных проектов там, где государство использует принуждение и наказание. По его мнению, это «аморально и неэффективно» и подменяет главный мотив — добиваться, чтобы на конкретных участках никто не нарушал. В случае с ГЧП, напротив, выгодно добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом, рассуждает вице-премьер.

    Передачу систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения государству Акимов видит в перспективе пяти-шести лет. Инфраструктуру надо осторожно, но системно передавать в руки публичной власти, уверен он.

    По оценкам TAdviser, до начала 2018 года года системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации ПДД составляли одну из крупнейших статей расходов на элементы АПК «Безопасный город» в регионах. К концу 2017 года в большинстве регионов ключевая часть систем видеонаблюдения и фиксации ПДД была уже создана и/или завершалось ее создание. В первую очередь, это относится к городам федерального значения и регионам, принимавшим ЧМ по футболу-2018, где на такие системы в 2017 году направлялись особенно крупные средства.

    Анализ госзакупок в области «Безопасного города» показывает, что лидирующим подрядчиком в таких проектах выступает «Ростелеком», зачастую привлекающий к их реализации субподрядчиков. К середине 2017 года «Ростелеком» реализовал проекты «Безопасный город» в 73 субъектах РФ, рассказывали TAdviser в компании.

    В проектах субподрядчиками «Ростелекома» выступают разные компании: от крупных, например, «Техносерва», до менее известных региональных организаций. «Техносерв», AT Consulting, «Энвижн Груп» также можно отнести к крупнейшим интеграторам проектов.

    К заметным игрокам на этом рынке можно отнести и компанию «Автодория», основным владельцем которой в 2012-2017 гг. являлась жена бывшего министра связи Светлана Никифорова через фонд «Стартобаза». Компания разрабатывает собственное решение для контроля скорости транспортных средств и оказывает сервисы на его основе в разных регионах России. В 2013 году внедрение решений «Автодории» было поддержано в правительстве: тогда вице-премьер Игорь Шувалов поручил «рассмотреть и законодательно закрепить внедрение системы «Автодория» с правом субъектов федерации самостоятельно решать вопрос ее использования».

    2018: Регионы получат федеральное финансирование на построение АПК «Безопасный город»

    Регионы получат федеральное финансирование на построение АПК «Безопасный город», об этом рассказал первый заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян 6 июня 2018 года на конференции «Цифровой и безопасный регион: технологии, отрасли, нормативное регулирование» [3] .

    По словам Чуприяна, результаты реализации концепции построения АПК «Безопасный город» были представлены вице-премьеру Юрию Борисову в понедельник 4 июня 2018 года.

    Позже относительно федерального финансирования высказалась также главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк.

    2017: Ряд регионов затягивает введение системы «Безопасный город»

    Некоторые регионы России затягивают с внедрением систем «Безопасного города». Об этом в ходе заседания коллегии МЧС РФ в июле 2017 года заявил замглавы МЧС России Александр Чуприян [4] .

    По словам Чуприяна, активно идет реализация и ввод системы в Курской, Архангельской, Вологодской, Свердловской и Тюменской областях, а также Краснодарском крае и Республике Алтай. В ближайшее время будет запущен процесс реализации комплекса в Тверской, Ярославской, Калининградской, Мурманской, Псковской, Иркутской и Кемеровской областях, а также на территории Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, в Приморском крае и Санкт-Петербурге.

    2014

    Координация МЧС России

    В 2014 году МЧС России начало заниматься координаций построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». [5] Подробнее здесь.

    Утверждение концепции

    В декабре 2014 года правительство утвердило концепцию создания комплекса «Безопасный город» [6]

    Концепция устанавливает единые требования к системам обеспечения городской безопасности, создаваемым в российских регионах.

    Функциональная структура АПК

    Состав АПК «Безопасный город» определен в методических рекомендациях по его построению и развитию в субъектах РФ, утвержденных МЧС России в декабре 2016 года. Этими рекомендациями должны руководствоваться регионы в своих проектах.

    Согласно методическим рекомендациям МЧС, АПК должен состоять из 4-х ключевых функциональных блоков:

    • Блок «Координация работы служб и ведомств»
    • Блок «Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры»
    • Блок «Безопасность на транспорте»
    • Блок «Экологическая безопасность»

    При этом в рекомендациях указано, что при развитии и внедрении АПК «Безопасный город» первоочередным является:

    • создание автоматизированных систем функционального блока «Координация работы служб и ведомств»;
    • обеспечение надлежащего уровня информатизации единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) как органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на муниципальном уровне;
    • внедрение систем обеспечения общественной безопасности и правопорядка в составе: системы интеллектуального видеонаблюдения, системы экстренной связи и биометрического анализа, системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

    Финансирование

    Единой федеральной программы по «Безопасному городу» и федеральное финансирование изначально не было предусмотрено. Руководствуясь федеральными документами, субъекты РФ разрабатывали собственные программы по созданию АПК «Безопасный город», определяли размеры инвестиций и источники финансирования.

    Минимальные совокупные инвестиции всех российских регионов в системы, имеющие отношение к «Безопасному городу» на 2017-2020 гг. TAdviser оценивает в сумму около 73 млрд рублей. Оценка основана на анализе утвержденных программ, связанных с повышением безопасности регионов, включающих построение систем «Безопасного города», на оценках необходимых инвестиций в такие проекты со стороны властей ряда регионов, а также оценках ряда региональных ИТ-директоров, с которыми пообщался TAdviser.

    Бизнес-модели создания АПК

    Можно выделить три основных модели, по которым создается АПК «Безопасный город» в регионах: закупка ПО и оборудования в собственность региона, ГЧП с последующей передачей оборудования на баланс региона и покупка элементов «Безопасного города» как сервиса.

    Анализ TAdviser госзакупок за 2015-2017 гг. показывает, что все регионы ту или иную часть систем АПК «Безопасный город» приобретают в собственность. Многие регионы используют комбинацию моделей — часть оборудования закупают в собственность, частично применяют модель ГЧП или покупают сервисы.

    Региональные проекты

    • «Безопасный город» в Московской области
    • Инфраструктура АПК «Безопасный город» Санкт-Петербурга
    • «Безопасный город» в Челябинской области
    • «Безопасный город» в Омской области
    • «Безопасный город» в Вологодской области
    • «Безопасный город» в Архангельской области
    • «Безопасный город» в Волгоградской области
    • «Безопасный город» в Мурманской области
    • «Безопасный город» в Краснодарском крае
    • «Безопасный город» в Бурятии

    АПК Безопасный город. Построение, внедрение, эксплуатация

    Технические требования к сегментам аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город», детализирующие положения концепции построения и развития АПК «Безопасный город» утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации № 2446-р от 03.12.2014 года

    Под АПК «Безопасный город» понимается совокупность сопряженных между собой сегментов, объединяющих сгруппированные в соответствие с целевой областью применения КСА федеральных, региональных и муниципальных органов управления и организаций, на местном уровне решающих задачи обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

    В рамках реализуемых сегментов АПК «Безопасный город» предусматривается взаимодействие с КСА федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также организаций, в том числе коммерческих, в функции которых не входит непосредственное обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, однако информация КСА которых, может быть использована в целях эффективной реализации задач, предусмотренных Концепцией построения и развития АПК «Безопасный город».

    Реализуемые в муниципальных образованиях сегменты АПК «Безопасный город» закладывают основу для решения задачи создания интегрированных региональных автоматизированных систем – комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации.

    Схема АПК безопасный город

    Предпосылки построения и развития комплекса Безопасный город

    Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта РФ в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).

    Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).

    К основным природным угрозам относятся:

    • возможность подтопления территории города;
    • сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;
    • появление оползней;
    • вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;
    • падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);
    • задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.

    Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.

    К основным техногенным угрозам относятся:

    • транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;
    • пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;
    • обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;
    • аварии на магистральных трубопроводах;
    • аварии на подземных сооружениях;
    • прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
    • аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;
    • аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;
    • аварии с разливом нефтепродуктов;
    • аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;
    • аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;
    • прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;
    • старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры;
    • снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;
    • перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;
    • дефицит источников теплоснабжения;
    • медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;
    • несвоевременная и некачественная уборка улиц;
    • нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;
    • воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;
    • несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок.

    Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.

    К основным биолого-социальным угрозам относятся:

    • инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;
    • особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;
    • карантинные и особо опасные болезни.

    Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.

    К основным экологическим угрозам относятся:

    • просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
    • наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
    • интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из- за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;
    • ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;
    • ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;
    • резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
    • превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере;
    • температурные инверсии над городами;
    • «кислородный» голод в городах;
    • значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
    • образование обширной зоны кислотных осадков;
    • разрушение озонового слоя атмосферы;
    • значительные изменения прозрачности атмосферы;
    • недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;
    • истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
    • нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

    Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.

    К основным угрозам транспортной безопасности относятся:

    • террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);
    • иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, «телефонный терроризм», противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;
    • криминальные действия против пассажиров;
    • криминальные действия против грузов;
    • чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

    Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.

    К основным конфликтным угрозам относятся:

    • нападения на объекты и их захват;
    • взрывы;
    • похищения людей;
    • применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;
    • преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;
    • действия организованной преступности;
    • несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.

    Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.

    К основным угрозам информационной безопасности относятся:

    • нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
    • перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;
    • несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
    • несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;
    • оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно- телекоммуникационную сеть “Интернет”;
    • неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
    • провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;
    • распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.

    Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти. К основным управленческим (операционным) рискам относятся:

    • риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;
    • нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;
    • риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.

    Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.

    Настоящая Концепция предполагает, в том числе, создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:

    • центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    • единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
    • служб скорой медицинской помощи;
    • дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;
    • дежурных служб Министерства внутренних дел РФ;
    • дежурных служб территориальных органов Министерства внутренних дел РФ на региональном и районном уровнях;
    • подразделений госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел РФ на региональном и районном уровнях;
    • дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
    • дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности РФ;
    • дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;
    • дежурно-диспетчерских служб «01»;
    • дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
    • иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.

    Общие сведения об АПК Безопасный город

    Аппаратно-программный комплекс технических средств «Безопасный город» (АПК «Безопасный город») используются следующие понятия:

    • автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
    • биллинг – процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков объекта счет обложения, персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами;
    • геолокация – обнаружение координат реального географического положения любого объекта;
    • геоинформационная система – информационная система, оперирующая пространственными данными;
    • государственная система мониторинга состояния общественной безопасности – единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
    • дежурный план города – единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;
    • единая транспортная диспетчерская – специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;
    • единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования – орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;
    • задача автоматизированной системы – функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату;
    • интегрированная автоматизированная система – совокупность двух или более взаимоувязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;
    • информатизация – организационный, социально-экономический и научно- технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
    • информационно-вычислительная инфраструктура – комплекс программно- технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;
    • информационно-коммуникационная инфраструктура – совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативных правовых механизмов регулирования, обеспечивающих эффективное функционирование;
    • информационное обеспечение автоматизированной системы – совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при функционировании;
    • информационный ресурс – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);
    • интеграционная платформа – комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействиясопрягаемых разнородных компонентов;
    • инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
    • комплекс средств автоматизации автоматизированной системы – совокупность компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;
    • компонент автоматизированной системы – часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;
    • критически важный объект – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;
    • лингвистическое обеспечение автоматизированной системы – совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы;
    • математическое обеспечение автоматизированной системы – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;
    • методическое обеспечение автоматизированной системы – совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов;
    • мониторинг объектов и грузов – осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;
    • муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;
    • обеспечение общественной безопасности – реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    Объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий:

    • железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции; метрополитены;
    • тоннели, эстакады, мосты;
    • морские терминалы и акватории морских портов;
    • порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и/или перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;
    • искусственные острова, установки и сооружения, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ;
    • аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
    • участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ;
    • оперативное управление – деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;
    • организационное обеспечение автоматизированной системы – совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы;
    • пользователь автоматизированной системы – лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты функционирования;
    • пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой информации и пользующийся;
    • потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
    • правовое обеспечение автоматизированной системы – совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы;
    • программное обеспечение автоматизированной системы – совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы;
    • силы обеспечения общественной безопасности – уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства РФ;
    • система обеспечения общественной безопасности – силы и средства обеспечения общественной безопасности;
    • система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры – автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;
    • специальное программное обеспечение – программная часть автоматизированной системы, представляющая совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;
    • среда обитания – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
    • средства обеспечения общественной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению;
    • телекоммуникационная инфраструктура – совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации;
    • техническое обеспечение автоматизированной системы – совокупность технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы;
    • угроза общественной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
    • уровень информатизации – степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;
      ущерб – потери субъекта или группы субъектов части или всех ценностей;
    • функция автоматизированной системы – совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели;
    • центр обработки вызовов – совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи – радио, пейджинговая связь и др.), маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю;
    • численность населения – абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории;
    • чрезвычайная ситуация – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления;
    • эксплуатационный персонал автоматизированной системы – персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.

    Назначение, цели и задачи АПК Безопасный город

    АПК «Безопасный город» предназначен для решения комплексных задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

    Цели и задачи АПК «Безопасный город»

    Целью построения и развития АПК «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей мониторинг, прогнозирование, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.

    Обобщающей задачей построения и развития АПК «Безопасный город» является формирование информационно-коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения безопасности среды обитания, общественной безопасности и правопорядка на базе межведомственного взаимодействия, включает:

    • разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно- программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;
    • обеспечение информационного обмена между участниками действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
    • обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровне через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
    • создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
    • построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

    Общие требования к сегментам АПК Безопасный город

    Требования к структуре и функционированию

    АПК «Безопасный город» строится по распределенной архитектуре, обеспечивающей возможность распределения вычислительных ресурсов, функций управления входящими в состав сегментов КСА и взаимодействия узлов АПК «Безопасный город».

    АПК «Безопасный город» строится по модульному принципу, с использованием, как уже функционирующих, так и перспективных КСА и существующей инфраструктуры, с учетом положений настоящих Единых технических требований к сегментам АПК «Безопасный город».

    Совокупность КСА сегментов АПК «Безопасный город» формируют единую информационную среду, обеспечивающую эффективное взаимодействие органов государственной, организаций и населения в сфере обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

    Базовым уровнем построения и развития комплекса «Безопасный город» является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания в рамках муниципального образования или межмуниципального объединения.

    Построение АПК «Безопасный город» на муниципальном уровне осуществляется на интеграционной платформе, обеспечивающей сопряжение между всеми КСА АПК «Безопасный город» (существующими и перспективными) на базе Единого стека открытых протоколов, общие требования к которому приведены в Приложение 1 «Требования к Единому стеку открытых протоколов информационного взаимодействия КСА АПК «Безопасный город».

    Муниципальная интеграционная платформа обеспечивает возможность сквозной передачи и обработки информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств.

    На региональном уровне информация из муниципальных образований консолидируется на базе региональной информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроль над оперативной обстановкой в регионе, координацию межведомственного взаимодействия на региональном уровне, оперативное управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.

    На федеральном уровне соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеют полный доступ ко всей информации, находящейся в общей информационной среде АПК «Безопасный город», и имеют возможность пользоваться в полном объеме соответственно правам доступа, установленным соответствующими регламентами.

    Построение АПК «Безопасный город» осуществляется с учетом уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, взаимодействие с КСА которой обеспечивается в рамках единой информационной среды на базе единого стека открытых протоколов взаимодействия КСА АПК «Безопасный город».

    Презентация и методические материалы-конспект для изучения и подготовки по кнопке СКАЧАТЬ

    Материал подготовил доцент кафедры к.т.н. Рыженко А.А., за основу использовалась литература:

    1. Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса«Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2446-р от 03.12.2014;
    2. Постановление Правительства РФ № 697 от 09.2010 (ред. от 19.03.2014) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;
    3. Постановление Правительства РФ № 641 от 08.2008 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»;
    4. Указ Президента РФ № 1632 от 12.2010 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»;
    5. Другие источники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *