Какие профилактические мероприятия могут проводить контрольные надзорные органы
Перейти к содержимому

Какие профилактические мероприятия могут проводить контрольные надзорные органы

  • автор:

WAF Forbidden

Запрос заблокирован, ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО У ВАС ИСПОЛЬЗУЕТСЯ VPN ПРИЛОЖЕНИЕ, ДЛЯ ДОСТУПА К РЕСУРСУ ОТКЛЮЧИТЕ ЕГО, если вы находитесь не на территории Российской Федерации, то оставьте заявку через специального телеграмм чат-бота по ссылке или в службу технической поддержки help.orb.ru по ссылке в отдел «Кибербезопасности» с указанием Request ID в текстовом виде.

Please leave a request via a special telegram chatbot by link or contact the technical support service by link in the «Cybersecurity. Information protection» specifying the Request ID in text format.

Какие профилактические мероприятия могут проводить контрольные надзорные органы

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023-2024 гг. см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.

Статья 45. Виды профилактических мероприятий

1. Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия:

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

7) профилактический визит.

2. Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля с учетом того, что при осуществлении государственного контроля (надзора) является обязательным проведение профилактических мероприятий, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5 и 7 части 1 настоящей статьи, при осуществлении муниципального контроля — проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Контрольные (надзорные) органы при проведении профилактических мероприятий осуществляют взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом. При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

4. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) контрольного (надзорного) органа или иному должностному лицу контрольного (надзорного) органа, уполномоченному в соответствии с положением о виде контроля на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее — уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа), для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Приоритет профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора)

С 1 июля 2021 года в России действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В нём большой акцент сделан не на обычные виды проверок, а на предупреждение нарушения обязательных требований и профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В этой статье рассказываем про все виды профилактических мероприятий контрольно-надзорных органов по Закону № 248-ФЗ с 2021 года, которые могут проводить инспекторы органов контроля (надзора).

Что включает профилактика.

Согласно ст. 45 Закона № 248-ФЗ, предусмотрено 7 видов профилактических мероприятий, которые могут проводить контрольные (надзорные) органы. Это:

• обобщение правоприменительной практики;

• меры стимулирования добросовестности;

Положение о виде контроля определяет перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления этого вида контроля.

На основании ст. 8 Закона № 248-ФЗ, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), имеет приоритет по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 248-ФЗ выбираемые профилактические мероприятия должны быть соразмерными:

• характеру нарушений обязательных требований;

• вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям.

Выбор профилактических мероприятий, их содержание (в т. ч. объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты зависят от допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности (ст. 22 Закона № 248-ФЗ). То есть, от вероятности наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.

Если имели место объявление предостережения или профилактический визит, это обязательно отражается на сайте Генпрокуратуры в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

До 1 февраля 2022 года допустимо проведение профилактических мероприятий и включение информации о них в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий без сведений в Едином реестре видов контроля.

Контролируемое лицо имеет право (ст. 36 Закона № 248-ФЗ):

• присутствовать при проведении профилактического мероприятия, давать пояснения по вопросам его проведения (кроме мероприятий без взаимодействия);

• получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, и предоставление которой предусмотрено федеральными законами.

В свою очередь, инспектор не вправе препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при профилактическом мероприятии, фотосъемки, аудио и видеозаписи (если эти действия не запрещено федеральными законами и не создают препятствий для проведения указанных мероприятий) (ст. 37 Закона № 248-ФЗ).

По общему правилу при государственном контроле (надзоре) обязательно проведение:

• обобщение правоприменительной практики;

Контрольные (надзорные) органы при проведении профилактических мероприятий взаимодействуют с гражданами и организациями (т. е. прямой контакт) только в случаях, прямо установленных Законом № 248-ФЗ.

Профилактические мероприятия, в ходе которых происходит взаимодействие с контролируемыми лицами, проводят только с их согласия либо по их инициативе.

Перечисленные в начале профилактические мероприятия могут проводиться в отношении лицензиатов (ч. 3 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

Закон № 248-ФЗ допускает совместное проведение профилактических мероприятий инспекторами из разных органов, а также с госорганами местными властями.

Инспекторов, уполномоченных на проведение конкретного профилактического мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о его проведении.

Положением о виде контроля может запрещать проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов.

До 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 6 ст. 98 Закона № 248-ФЗ).

Вопрос о принятии решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий встаёт, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что:

• объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

• или такой вред (ущерб) уже причинен.

Тогда инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (его заму) контрольного (надзорного) органа или иному уполномоченному должностному лицу в соответствии с положением о виде контроля на принятие решения.

Управление Росреестра по Республике Коми

8. Профилактические мероприятия

8.1. При осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

8.2. В целях достижения значений целевых показателей государственного контроля (надзора) контрольными надзорными органами ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее — Программа профилактики) .

Статья 44 Федерального закона N 248-ФЗ.

8.3. Программа профилактики охватывает все Объекты ГК(Н) и утверждается в соответствии с требованиями Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990.

8.4. Программа профилактики состоит из следующих разделов:

1) анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда;

2) цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда;

3) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;

4) показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда.

8.5. Контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики.

8.6. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

8.7. Контрольным (надзорным) органом осуществляется учет профилактических мероприятий .

Приказ Рособрнадзора N 1500.

8.8. Виды профилактических мероприятий, проводимые при осуществлении государственного контроля (надзора).

Статья 46 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.

8.8.2. Обобщение правоприменительной практики .

Статья 47 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа за предшествующий календарный год, и его размещение на официальном сайте для публичного обсуждения.

8.8.3. Объявление предостережения .

Статья 49 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) органа в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее — предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.

В возражении в отношении предостережения указываются :

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;

дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения контрольный (надзорный) орган рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений:

удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;

отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.

Контрольный (надзорный) орган информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).

Сведения об объявленных предостережениях контрольные (надзорные) органы используют для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Статья 50 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольные (надзорные) органы осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе связанных с:

а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.

Контрольный (надзорный) орган осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей :

а) в виде устных разъяснений на личном приеме;

б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;

в) посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом (в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей).

Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в контрольном (надзорном) органе его руководителем (заместителем руководителя) и уполномоченными должностными лицами.

Контрольный (надзорный) орган информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на официальном сайте .

При консультировании контролируемых лиц на личном приеме контролируемое лицо предъявляет контрольному (надзорному) органу документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица .

8.8.5. Профилактический визит .

Статья 52 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контрольный (надзорный) орган проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, — в срок не позднее чем в течение 1 года со дня начала такой деятельности;

б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, — в срок не позднее 1 года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска.

Форма проведения профилактического визита в отношении каждого контролируемого лица определяется контрольным (надзорным) органом самостоятельно.

По решению контрольного (надзорного) органа форма проведения профилактического визита может быть изменена, в случае поступления в контрольный (надзорный) орган от контролируемого лица ходатайства о смене формы проведения профилактического визита.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска .

Часть 1 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ.

Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

При проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Контрольный (надзорный) орган вправе провести профилактический визит по инициативе контролируемого лица в случае поступления в контрольный (надзорный) орган от контролируемого лица ходатайства о проведении профилактического визита.

8.9. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, контрольный (надзорный) орган вправе принять решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *