Что относится к основной технике
Перейти к содержимому

Что относится к основной технике

  • автор:

Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение

До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.

Виды пожарных автомобилей и их классификация

В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:

  • основная;
  • специальная;
  • вспомогательная.

Основные пожарные автомобили

Их задача – подавать средства пожаротушения определённого типа к месту возникновения пожара. Здесь имеется разделение 2 видов — общего использования и целевого. Внутри каждого из них есть ещё несколько своих вариаций.

Пожарные автомобили общего назначения:

  • автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;
  • насосно-рукавные – АНР;
  • с насосом высокого давления – АВД;
  • первой помощи – АПП;
  • пожарно-спасательные – АПС и ПСА.

Пожарные автомобили целевого назначения:

  • аэродромные – АА;
  • порошкового тушения – АП;
  • пенного тушения – ПТ;
  • комбинированного тушения – АКТ;
  • газового тушения – АГТ;
  • насосная станция – ПНС;
  • газоводяное тушение – АГВТ;
  • пеноподъемник – ППП.

Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:

Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:

  • Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.
  • Средняя. До 4м3 или 4 000л.
  • Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.

В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.

В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.

Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:

  • АЦ – автоцистерна;
  • 3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;
  • 40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);
  • 43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;
  • 001 – первая модернизация модели;
  • МС – произведённая в городе Москве.

Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.

Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.

Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:

  • Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.
  • Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.
  • Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.
  • Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.
  • Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.
  • Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.
  • Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.

Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.

  • Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.
  • Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.

Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:

  • химические;
  • нефтяные;
  • газовые;
  • атомные ЭС;
  • подстанции.

Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.

Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.

ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.

Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.

Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.

В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.

Специальная пожарная техника

В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:

  • Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;
  • Высотные работы – АЛ и АКП;
  • Спасательные – АСА;
  • Управление комплексом пожарных работ – АСО.

По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:

  • АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.
  • АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.
  • ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.
  • АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.
  • АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.
  • АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.
  • АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.
  • АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.
  • АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.
  • АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.
  • АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.
  • АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.
  • АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.
  • АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.
  • АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.
  • АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.
  • АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.
  • АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.
  • ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.
  • АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.
  • АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.

Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая:

Вспомогательная техника

Нередко возникает необходимость в дополнительном инвентаре, технике, средствах, заправке и тому подобном, что может пригодиться во время пожара. Это позволяет оперативно реагировать на изменения ситуации, минимизировать ущерб от возгорания и повысить эффективность работы всего пожарного отряда. К вспомогательной технике относятся:

  • бензовозы;
  • авторемонтные мастерские передвижного типа;
  • автобусы;
  • автокраны;
  • экскаваторы;
  • трактора;
  • грузовые автомобили;
  • легковые автомобили;
  • диагностические лаборатории;
  • автотопливозаправщики.

Условно графические обозначения пожарного транспорта

Пожарный автомобиль – общее обозначение

Основные пожарные автомобили общего назначения:

Пожарные автоцистерны (АЦ)
Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР)

Основные пожарные автомобили целевого назначения:

Пожарные аэродромные автомобили (АА)
Пожарные автомобили порошкового тушения (АП)
Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ)
Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ)
Пожарные автомобили газового тушения (АГТ)
Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ)
Пожарные автонасосные станции (ПНС)

Специальные пожарные автомобили:

Пожарные автолестницы (АЛ)
Пожарные коленчатые автоподъёмники (АКП)
Пожарные телескопические автоподъёмники (АКТ)
Пожарные автомобили связи и освещения (АСО)
Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ)
Пожарные автомобили дымоудаления (АД)
Пожарные рукавные автомобили (АР)
Пожарные штабные автомобили (АШ)
Пожарные автолаборатории (АЛП)
Пожарные автомобили технической службы (АПТС, АТ)
Пожарные компрессорные станции (ПКС)
Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА)

Классификация пожарных автомобилей по полной массе

  • Лёгкие (L) – 2 000-7 500 кг. АЦ-1.3-4/400(5301), АЛ-17(5301). Доставляет к очагу возгорания пожарный расчёт и оборудование для тушения и спасения людей. Может применять воду и ВМП, которые подаются посредством рукава и ствола с повышенным давлением. Также есть возможность подключения к водопроводному гидранту.
  • Средние (M) – 7 500-14 000 кг. АЦ-2.6-30(33086), АЦ-40(131)-137А. Доставляет к территории пожара пожарников, воду, пенообразователь, необходимое оборудование и инструмент. Для тушения может использоваться имеющийся резервуар, либо задействуется насос для выкачки воды из водоемов, либо подключается напрямую к гидранту.
  • Тяжёлые (S) – 14 000 кг и более. АА-8.0-90/6(65224), АА-13/60(6560). Применяется для доставки пожарного расчёта, техники и пожарного вооружения, запасов воды к объектам комплексов аэропортов. Имеет встроенный пенообразователь, а также насос для использования воды из водоёмов. На кабине и переднем бампере находится лафетный ствол, позволяющий подавать воду и ВМП, а на заднем бампере имеется система покрытия ВПП пеной.

Классификация пожарных автомобилей по проходимости

  • Категория 1 – нормальная проходимость, передние или задние ведущие колёса, для городских дорог. АЦ-5.0-40(43253), АЦ-4.2-40(5387);
  • Категория 2 – повышенная проходимость, все ведущие, для сельских и городских дорог. АЦ-5.0-70(43118), АЦ-5.0-70(4311);
  • Категория 3 – высокая проходимость, все ведущие, для любых типов дорог. АЦ-5.0-70(4320), АЦ-8.0-100(6370).

Классификация пожарных автомобилей по посадке

  • 1+1 или 1+2 – дополнительная кабина отсутствует.
  • 1+5 или 1+6 – в кабине имеется 1 ряд сидений.
  • 1+8 и более – допкабина вмещает 2 ряда для личного состава.

Первая цифра всегда обозначает самого водителя транспортного средства, а после знака «+» число пожарников.

Классификация пожарных автомобилей по компоновке

В зависимости от расположения кабины по отношению к двигателю:

  • за двигателем;
  • сверху двигателя;
  • перед двигателем.

Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям

  • Умеренный – У. Может эксплуатироваться при температуре от -40 до +40. АЦ-1.0-4/400(5301)ПМ-542Д.
  • Северный – С. Температура воздуха -60⁰С — +40С, влажность 80% при 20⁰С. Вода в резервуаре подогревается, имеется утепление стенок цистерны, насос располагается в середине платформы.
  • Тропический – Т. Присутствует отдельное охлаждение основных агрегатов ПА. АЦ-40(431410)63Б.
  • Основная пожарная техника
  • Специальная пожарная техника
  • Автоцистерны пожарные лесопатрульные
  • Комплектующие для пожарных автомобилей

Основная пожарная техника

Основные пожарные машины — самая распространенная и большая группа автомобилей. В ее состав включают технику разную по функциям, конструктивному исполнению, габаритам. Назначение основных пожарных автомобилей – доставка к месту пожара личного состава спасательного подразделения, пожарно-технического вооружения (ПТВ), огнетушащих веществ (ОТВ), аварийно-спасательных средств.

38 авто найдено

АЦ 0,8 УАЗ-330365

до 3000 л 4х4

АЦ 1,0-40 Hyundai-HD78

до 3000 л 4х2

АЦ 1,6-40 C42R33

до 3000 л 4х2
свыше 8000 л 6х4

АЦ 2,0-40 Hyundai-HD65

до 3000 л 4х2
Нет в наличии

АЦ 2,5-40 ГАЗ 33086

до 3000 л 4х4

АЦ 3,0-40 ГАЗ 33086

3000-5000 л 4х4

АЦ 3,0-40 IVECO

3000-5000 л 4х4

АЦ 3,0-40 Камаз-43253

3000-5000 л 4х2

АЦ 3,0-40 Камаз-43502

3000-5000 л 4х4

АЦ 3,0-40 Камаз-5350

3000-5000 л 6х6

АЦ 3,0-40 Урал-43206

3000-5000 л 4х4

АЦ 3,2-40 Камаз-4308

3000-5000 л 4х2

АЦ 4,0-40 Камаз-43253

3000-5000 л 4х2

АЦ 4,0-40 Камаз-43253П

3000-5000 л 4х2

АЦ 4,0-40 Урал-43206

3000-5000 л 4х4

АЦ 4,0-40 Урал-5557К

3000-5000 л 6х6

АЦ 4,0-60 Урал-5557

3000-5000 л 6х6

АЦ 5,0-40 Камаз-43253

3000-5000 л 4х2

АЦ 5,5-40 Урал-5557

5000-8000 л 6х6

АЦ 5,5-40 Урал-5557С

5000-8000 л 6х6

АЦ 5,5-60 Урал-5557

5000-8000 л 6х6

АЦ 5,5-70 Урал-5557

5000-8000 л 6х6

АЦ 6,0-40 Камаз-43118

5000-8000 л 6х6

АЦ 6,0-40 Урал-4320

5000-8000 л 6х6

АЦ 6,0-40 Урал-4320С

5000-8000 л 6х6

АЦ 6,0-40 Урал-5557

5000-8000 л 6х6

АЦ 6,0-60 Камаз-43118

5000-8000 л 6х6

АЦ 6,0-60 Урал-5557

5000-8000 л 6х6

АЦ 6,0-60 Урал-5557С

5000-8000 л 6х6

АЦ 7,0-40 Камаз-43118

5000-8000 л 6х6

АЦ 7,0-40 Камаз-65115

5000-8000 л 6х4

АЦ 7,0-70 Урал-4320

свыше 8000 л 6х6

АЦ 8,0-40 Камаз-43118

свыше 8000 л 6х6

АЦ 8,0-40 Урал-4320

свыше 8000 л 6х6

АЦ 8,0-40 Урал-4320С

свыше 8000 л 6х4

АЦ 8,0-70 Урал-4320П

свыше 8000 л 6х6

АЦ 9,0-40 Камаз-43118

свыше 8000 л 6х6

Общим для всех машин является то, что они полностью укомплектованы для самостоятельной борьбы с огнем и проведения аварийно-спасательных работ. В данной категории выделяют две подгруппы: основные пожарные автомобили общего и целевого назначения.

В зависимости от вида подаваемых огнетушащих средств, методов их подачи, мобильности классифицируют следующие виды основных пожарных автомобилей:

Автоцистерны пожарные – универсальное специализированное транспортное средство, используемое, как самостоятельная боевая единица либо в качестве насосной станции. С помощью автоцистерны тушение пожара осуществляется с применением воды, забираемой собственно из цистерны, стороннего водоема, пожарного гидранта, а также воздушно-механической пены. К автомобилям данного назначения предъявляются строгие требования по надежности, проходимости, маневренности. В зависимости от вместимости резервуара автоцистерны пожарные относят разным типам – легкому, среднему или тяжелому.

Автомобили первой помощи – легкий, высоко динамичный специализированный автотранспорт, оснащенный средствами пожаротушения и спасения пострадавших людей. Создание данных автомобилей продиктовано концепцией быстрого реагирования. Идея – в сокращении времени между сигналом о пожаре и началом борьбы с огнем. Ликвидация очагов возгорания на ранних стадиях приводит к минимизации ущерба и повышению вероятности спасения людей. Основное назначение пожарного автомобиля первой помощи – доставка боевого расчета, локализация и тушение пожара, предотвращение распространения огня до прибытия основной силы, оказание первой медицинской помощи.

Пожарно-спасательные автомобили – специализированные транспортные средства, доставляющие к месту пожара боевой расчет, запас огнетушащих средств, ПТВ, а также специальное оборудование и инструмент, осветительные приборы, средства связи. Оснащение пожарной машины позволяет прибывшему боевому расчету пожарно-спасательного подразделения немедленно приступить к организации аварийно-спасательных работ.

Основные пожарные автомобили целевого назначения используется при тушении пожаров, возникающих на особых объектах:

  • предприятиях добывающей отрасли,
  • нефтяной,
  • газовой или химической промышленности,
  • аэродромах и пр.

Одна из самых распространенных пожарных машин целевого применения – автомобиль воздушно-пенного тушения.

Основное назначение специализированного транспортного средства – тушение крупных пожаров на нефтехранилищах, нефтепроводах, других объектах нефтеперерабатывающей сферы, где присутствуют легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. По конструктивному исполнению автомобиль пенного тушения схож с автоцистерной, машины оснащены пожарными насосами, ПТВ, специальным оборудованием, арматурой пенных коммуникаций.

Обратная связь

Пожалуйста, заполните поля формы.

Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

По статистике самый опасный момент для людей при пожаре – его последствия. Продукты горения, обвалы перекрытий и подобное наносят основной ущерб здоровью. Поэтому в таких ситуациях целесообразно применять технику особой конструкции и назначения. Специальные пожарные автомобили, прежде всего, рассчитаны на спасание людей.

Виды специальной техники

Специальные пожарные автомобили перевозят личный состав и оснащены пожарной техникой, но основное в них – специальные средства и установки. В большинстве таких автомобилей есть цистерны, баки для огнетушащих веществ и необходимые для них коммуникации.

Надстройки размещают на шасси грузового транспорта, так как вес оборудования предполагает надежную и устойчивую опору.

Специальные автомобили должны обеспечивать:

  • удаление продуктов горения;
  • работы на высоте;
  • освещение;
  • разборка строительных конструкций;
  • обеспечение доступа к очагам возгораний;
  • эвакуация людей;
  • первая помощь пострадавшим.

Это не полный перечень, но главные функции для обеспечения работы пожарной охраны в нем отображены. В зависимости от оснащения и способов применения специальные автомобили делят на несколько групп.

Как и основные пожарные автомобили, они бывают легкие, средние и тяжелые. Большинство таких автомобилей универсальны и работают на жилых, общественных и объектах промышленности. Закрепляются за подразделениями пожарной охраны или формированиями Министерства чрезвычайных ситуаций.

Требования к экстерьеру совпадают с другими видами пожарных автомобилей и техники. Для этого используют 2 цвета – красный и белый. >Главная задача специальных автомобилей – оперативное реагирование и выполнение работ, от основных автомобилей их можно отличить по оснащению.

АЛ

Пожарные автолестницы — это автомобили на шасси с большой грузоподъемностью, высокой проходимостью и увеличенной колесной базой. Такое конструкторское решение позволяет использовать их в городских условиях и за их пределами. Однако автолестницы должны нормально перемещаться в населенных пунктах с плотной застройкой, потому что именно в таких местах пожары в высотных зданиях возникают часто.

Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

Основное оборудование – закрепленная лестница поворотного типа, которая выдвигается. Она позволяет доставлять пожарных и средства огнетушения на высоту, проводить эвакуацию и спасательные работы.

Иногда ее используют в качестве наблюдательного пункта, для установки оснащения в определенных точках на высоте и закрепления осветительных приборов. Стационарные лестницы могут применяться для перемещения груза.

Автомобили подобной конструкции делят на типы по высоте выдвинутой лестницы. У большинства автолестниц этот показатель – 30 м. Модели оснащают люльками или лифтом, но есть варианты без них.

Лифт предназначен для быстрой эвакуации людей или доставки пожарного оборудования. На лестницах также закрепляют лафетные стволы, если это предусмотрено конструкцией.

АПК

По конструктивному исполнению автоподъемники коленчатые очень похожи на пожарные автолестницы. Идентична база, шасси и неповоротная часть. Вместо лестницы установлена выдвижная стрела. Она может быть поворотной коленчатой либо телескопической.

На крайнем звене стрелы находится платформа (люлька). Существуют ограничения по наклону поверхности, на котором стоит работающий автоподъемник – не более 3º. Максимальная скорость ветра при этом до 10 м/с.

Автоподъемники такого типа доставляют груз из средств и веществ огнетушения, пожарных к месту возгораний или используются для осуществления спасательных мероприятий. Оперативная эвакуация с помощью автоподъемников коленчатых не проводится.

Для управления механизмами предусмотрен пульт, который размещен на платформе или в другом подобном месте. Автоподъемники справляются с грузом более 400 кг веса.

АР

Автомобили рукавные необходимы для прокладки пожарных рукавов, тушения возгораний. Используются как вспомогательная техника совместно с пожарными насосными станциями и другими. В кабине автомобиля рукавного помещается 3 человека.

За ней размещено оборудование и отсеки для него. Проходимость такого автомобиля высокая, так как его часто задействуют для тушения крупных пожаров в труднодоступных местах.

Основная функция – доставка к месту тушения пожарных рукавов, их общая длина в одном автомобиле достигает 2-5 км. В отсеках рукава находятся в свернутом состоянии, на краше надстройки либо по бокам.

Дополнительное преимущество от тяговой мощности – способность вытаскивать застрявший транспорт и технику посредством прочной и длинной лебедки.

ДУ

Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

Автомобили дымоудаления используют для удаления дыма в больших помещениях, в том числе подвальных, в шахтах лифта, лестничных клетках. С помощью вентиляторной установки производится не только проветривание и отсасывание продуктов горения, но и возможно образование воздушно-механической пены для тушения или ограждения пламени.

В кабине перевозится личный состав в количестве нескольких человек. Для образования и передачи пены высокой кратности дополнительно могут применяться пожарные автоцистерны.

Устройство автомобиля дымоудаления рассчитано на работу с газовоздушными смесями больших объемов и высоких температур – свыше 300 °С. Для функционирования вентиляторной установки предусмотрен гидромотор. В пожарной надстройке этого специального автомобиля обустроены отсеки для переносных систем дымоудаления.

ГДЗС

Каждая единица техники с функционалом газодымозащиты закрепляется в соответствующих подразделениях газодымозащитной службы. Автомобиль газодымозащитной службы обеспечивает доставку боевого расчета, оборудования и средств, проведения аварийно-спасательных работ и безопасное тушение пожара.

Используется на объектах нефтехимической отрасли, промышленных заводах и других подобных объектах. Количество автомобилей при подразделении службы зависит от численности населения в конкретном городе или населенном пункте. Это прописано в правилах.

В оснащение пожарного автомобиля газодымозащитной службы входит электрооборудование, осветительные приборы, система управления, силовые установки, пожарно-техническое вооружение.

Обязательно в комплекте присутствуют средства индивидуальной защиты, так как работа проводится в условиях сильной загазованности.

Многие модели оборудованы телескопическими мачтами с осветительными приборами (прожекторами) на них. Автомобили газодымозащитной службы сконструированы на основе шасси высокой проходимости и большой грузоподъемности. Дополнительное оснащение – инструмент для работы со строительными конструкциями (отбойники), электропилы и дымососы.

АСА

Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места, оказания первой медицинской помощи. Их задействуют не только подразделения пожарной охраны, но и спасательные формирования МЧС.

Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

В зависимости от назначения и оснащения пожарные аварийно-спасательные автомобили бывают легкие, средние и тяжелые. Первые базируются на шасси легковесных моделей транспорта и необходимы для быстрой доставки личного состава и минимального набора оборудования к месту пожара.

Вторые — укомплектованы полностью, а их пожарные надстройки установлены на шасси большой грузоподъемности. В оснащение третьих автомобилей входит дополнительное оборудование для разборки завалов, демонтажа строительных конструкций и их элементов и подъемники.

Аварийно-спасательные автомобили используют также для разведки радиационной обстановки, ликвидации аварийных ситуаций с технологическим оборудованием. В комплект оснащения средних и тяжелых модификаций входят дымососы, радиостанции, осветительное оборудование, лебедки.

АШ

Автомобили штабные базируются на легковых, полугрузовых шасси. Встречаются модели на основе автобусов. Штабные автомобили необходимы для обеспечения полноценной работы штаба пожаротушения и доставки боевого расчета к месту возгораний. Дополнительные функции – радиосвязь с подразделениями и центром службы.

Автомобили штабные оснащаются электрогенераторами, осветительным оборудованием и средствами связи. Если позволяет объем салона либо багажного отделения, то возможно укомплектование другой пожарной техникой и устройствами.

Вспомогательные автомобили

К вспомогательным автомобилям относят следующие агрегаты:

  1. бензовозы;
  2. автомастерские;
  3. грузовые автомобили;
  4. легковые автомобили;
  5. автобусы.

Вспомогательные автомобили должны надежно обеспечивать работу пожарных подразделений.

Безопасность » Оборудование для пожарных » Транспорт » Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

Тема 7. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

С того времени, как человек приручил огонь, он начал думать, как от него защищаться. Первым помощником в борьбе с огнем стала вода. Человек начал думать, как можно непрерывно подавать воду на огонь. Поначалу воду подавали на пожар ведрами, появление пожарного насоса (ПН) вызвало переворот в пожарном деле.
В дошедших до нас источниках упоминается, что еще в 200 году до нашей эры грек Ктесибий изобрел насос для всасывания и выбрасывания воды, а через 50 лет его ученик-Герон изобрел первый пожарный ствол, через который воду подавали на тушение пожара.
В 1672 году братья Ван-Дер-Хейсе из Амстердама изобрели пожарные напорные рукава. Первые рукава были сшиты из парусины, затем их стали делать из кожи, а в конце XIX века заменили ткаными. В России тканые пеньковые рукава были изготовлены в 1897 году, а 1903г. – прорезинен-ные. Первая паровая пожарная машина появилась в 1829г. в Лондоне, ее изобрели Брайтуайт и Эриксон.
В России изготовлять паровые пожарные насосы начал в 1868 году изобретатель А. Шпаковский, а с 1882 года их производство было организовано на заводе «Густав лист» а Москве, который в 1863 году специализировался на изготовлении пожарного оборудования.
Русские изобретатели внесли большой вклад в развитие пожарной техники. В 1739 г. А. Нартов предложил ориги-нальную конструкцию пожарного насоса, а 1777 г. П. Дальгерн сконструировал механическую лестницу, В 1809 г. К.Соболев изобрел выдвижную трехколенную лестницу. В 1902 г. инженер П.Лоран открыл огне-тушащие свойства химической пены, а 1904 г. сконструировал первый огнетушитель «Эврика».
Значительный вклад в развитие пожарной техники внес Н. Зимин. Им были разработаны конструкции пожарных гидрантов и колонки. Однако все изобретения медленно внедрялись в жизнь. Основным видом пожарной техники в городах России оставался конно-бочечный обоз.
В 1907 году завод «Густав Лист» начинает выпускать пожарные автомобили. Вот как описывает пожарный автомобиль журнал «Автомобилист»:
«Заводом «Густав Лист» недавно изготовлен автомобиль для московской пожарной команды Мясницкой части. Шасси автомобиля выписано из Германии. Основные технические данные: мотор в 30 лошадиных сил, бензиновый, четырехцилиндровый, ширина колеи – 1,5 метра; шины резиновые, сплошные; при полной полезной нагрузке в 125 пудов (2000 кг.) общий вес 210 пудов (3360 кг.); наибольшая скорость 30 – 35 верст в час (40 км.); на автомобиле помещается 8 человек, включая шофера и брандмейстера. Сверху расположена двенадцатиаршинная (8,4 м.) двухколен-ная французская лестница и две штурмовых шестиаршинных (4,2 м.), под ними расположен спасательный снаряд Кенига. Между сидениями расположены: стендер, гидропульт, переходные головки, стволы. Сзади помещен каток с рукавами на 80 саженей (168 м.) на резиновом ходу, который легко может быть снят и легко доставлен на место одним человеком. Под каждым сидением имеется большой ящик для мелких принадлежностей – масок, поясов, веревок, электро-приборов. При испытании, которое дало благоприятные результаты, в какой–нибудь час автомобиль изъездил пол Москвы. По мнению московского брандмайора, снабжение подобными автомобилями желательно для всех частей».
После Октябрьской революции положение изменилось. Была создана специаль-ная отрасль народного хозяйства по выпуску пожарных автомобилей, мотопомп и пожарного оборудования.
К началу первой мировой войны в России насчиты-вается 6020 поршневых насосов и 120 паровых пожарных насосов. В стране было уже 15 пожарных автомобилей. .
В настоящее время подразделения пожарной охраны имеют десятки тысяч пожарных автомобилей, а также разнообразную специальную технику. Идет интенсивное внедрение автоматических установок пожаротушения и пожарного оборудования во взрывопожароопасных производ-ствах. Отечественная пожарная техника по тактико-техническим данным не уступает, а по некоторым параметрам даже превосходит зарубежную.
Пожарные машины делятся на основные, специальные и вспомогательные.
Основные пожарные машины предназначены для доставки боевого расчета и подачи огнетушащих средств (воды, пены, порошка, газа и т.п.) в зону горения. К ним относятся: пожарные автонасосы, насосные станции, автомобили насосно-рукавные, аэродромные, а так же автомобили пенного, порошкового и газового тушения, пожарные корабли и катера, пожарные поезда, мотопомпы, самолеты и вертолеты, оборудованные пожарными насосами.
Специальные пожарные машины предназначены для выполнения специальных работ на пожарах: прокладки рукавных линий, частичной или полной разборки строитель-ных конструкций, удаления дыма и снижения температуры в горящих зданиях, обеспечения связи и освещения рабочих мест, подъема личного состава на этажи и т. д. К ним относят: пожарные автолестницы, автоподъемники, автопеноподъ-емники, автомобили связи и освещения, технические, газодымозащитные, рукавные, водозащитные, штабные и оперативные легковые автомобили.
Вспомогательные пожарные машины предназначены для материально-технического обеспечения боевых пожарных подразделений (ремонт противопожарного водопровода, создание временных пожарных водоемов, благоустройство подъездных путей к водоисточникам, разборка строитель-ных конструкций в горящих зданиях, ремонт пожарной техники, оказание медицинской помощи пострадавшим, обеспечение обогрева, отдыха и питания личного состава, снабжение пожарных машин горючесмазочными материала-ми и др.). К ним относятся: автотопливозаправщики, авторе-монтные мастерские, грузовые и легковые автомобили, автобусы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автоподъем-ные краны, поливочные машины, моторные подогреватели воздуха, походные кухни, передвижные мастерские по ремонту пожарных рукавов и изолирующих противогазов, санитарные и другие машины, оснащенные пожарным оборудованием.
К пожарному оборудованию относятся: ручной пожарный инструмент, пожар-ные ручные лестницы, пожарные рукава и соединительная арматура, пожарные стволы,огнетушители, установки пожаротушения, пожарные насосы, газодымозащитные приборы и устройства.
Боевая одежда пожарного состоит из куртки, брюк и рукавиц с крагами. Зимой дополнительно выдаются утепленные хлопчатобумажные куртки и брюки, теплые рукавицы и подшлемники. В снаряжение пожарного входят каска, спасательный пояс с карабином и топор в кобуре.
Костюм предназначен для защиты пожарного от теплового воздействия, химических веществ и воды при выполнении работ.
Пожарный спасательный пояс с карабином предназна-чен для спасания людей во время пожара и самоспасания, а так же для закрепления за конструкции и ступени лестницы при работе на высоте и для ношения пожарного топора в кобуре.
Карабин служит для торможения спасательной веревки при спасании и самоспасании, для закрепления за конструк-ции.
Пожарная каска предназначена для защиты головы от ударов.
Спасательная веревка служит для спасания людей и са-моспасания из верхних этажей, а также для подъема на верхние этажи инструмента, пожарных напорных рукавов и других предметов.
Ручной пожарный инструмент предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций, расчистки и уборки помещений, а также для выполнения других работ на пожаре. Он может быть немеханизированным и механизиро-ванным.
К немеханизированному инструменту относятся пожарные и плотницкие топоры, ломы, багры, крюки, электрозащитные средства.
Пожарный топор служит для вскрытия разборки легких конструкций и страховки при передвижении пожарных по наклонным плоскостям.
Пожарный лом используют для вскрытия конструкций, дверей, пробивания отверстий и др. работ при необходимости его применяют в качестве рычага.
Пожарный багор предназначен в основном для разбор-ки конструкций, растаскивания горящих предметов.
Пожарный крюк служит для разборки конструкций в труднодоступных местах.
Инструменты для резки электрических проводов (набор) предназначены для обесточивания отдельных участков электрической сети, находящейся под напряжением не более 220 В. набор состоит из ножниц, резиновых бот, перчаток и коврика.
К механизированному инструменту относятся дисковая и цепная бензиномоторная пила типа «Дружба – 4», «Урал – 5»портативные ранцевые установки для газовой резки металлов, электрические пилы и долбежники, пневматические отбойные молотки и другие устройства.
Пожарные ручные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах и тушении пожара, когда стационарные лестницы, другие устройства и пути использовать нельзя. Существует три типа ручных пожарных лестниц лестница – палка, штурмовая и выдвижная.
Лестница-палка служит для подъема на небольшую вы-соту как снаружи, так и внутри здания. Может также исполь-зоваться в качестве носилок, а в сложенном состоянии для пробивания перегородок.
Штурмовая лестница — используется для подъема по-жарных в верхние этажи зданий, в некоторых случаях для спасания людей, а так же используется для работ на крутых скатах крыш. Кроме того, это один из основных спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.
Выдвижная трехколенная лестница является наиболее распространенным видом пожарного оборудования. Она также широко используется на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. Предназначена для подъема не выше 3-его этажа или на крышу 2-этажного здания, а также для спасательных и других работ.
Пожарные рукава предназначены для подачи воды и водных растворов от водоисточника к месту пожара. Их подразделяют на всасывающие, напорно-всасывающие и напорные. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава предназначены для отбора воды из водоисточников пожарным насосом. Напорные пожарные рукава предназначе-ны для транспортирования воды и водных растворов под напором на тушение пожара.
Соединительная арматура. Водосборник предназначен для подключения пожарного насоса при помощи рукавов к пожарному гидранту или пожарной колонке. Зажим для пожарных напорных рукавов предназначен для быстрого устранения течи из отверстий рукавов при их эксплуатации. Соединительные головки — устройства для соединения пожарных рукавов, присоединение их к насосу и пожарному оборудованию. Переходные головки служат для соединения рукавов и другого оборудования насосно-рукавных систем, имеющих разные диаметры. Всасывающая сетка предназначена для защиты насоса от попадания посторонних предметов при заборе воды из открытых водоемов. Пожарные разветвления предназначены для разделения огнетушащих веществ, подаваемых пожарным насосом по магистральной рукавной линии, на несколько потоков, поступающих в рабочие рукавные линии, а также для регулирования подачи огнетушащих веществ в эти линии.
Пожарные стволы предназначены для получения сплошных или распыленных водяных и порошковых струй. Они разделяются на ручные и лафетные. Ручные стволы служат для создания компактных водяных струй, широко применяются в народном хозяйстве. Ствол воздушно-пенный предназначен для получения воздушно-механической пены. Он надежен в работе, прост по устройству, широко применя-ется при тушении пожаров. Ствол лафетный переносной предназначен для получения мощной компактной водяной струи для тушения развившихся пожаров в населенных пунктах, на складах лесопиломатериалов, предприятиях лесной промышленности и других объектах. Пожарный лафетный стационарный ствол устанавливают на пожарных машинах, морских пожарных судах, а так же на территории крупных складов сжиженных газов, лесоматериалов и нефтепродуктов нефтехимических предприятий.

Контакты

Единый телефон пожарных и спасателей
Единый «телефон доверия»
(не для подачи обращений граждан)

Адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д.80

Версия для печати
Скачать Word
Скачать PDF

Мобильное приложение
МЧС России:

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *