Перечень нарушений за которые изымается удостоверение старшего машины
Перейти к содержимому

Перечень нарушений за которые изымается удостоверение старшего машины

  • автор:

Зачет старших машин

Старший машины назначается из числа офицеров, прапорщиков или сержантов, знающих правила дорожного движения. Он отвечает за выполнение поставленной задачи, правильное использование машины и соблюдение требований безопасности.

Перечень нарушений, за которые изымается удостоверение:

  1. Употребление спиртных напитков при выполнении задачи;
  2. Отклонение от маршрута движения или использование машины в личных (корыстных) целях;
  3. Отдача водителю команд (приказаний), противоречащих требованиям Правил дорожного движения, приказов Министра обороны Российской Федерации, других нормативных правовых актов, определяющих порядок использования автомобильной техники;
  4. Управление машиной вместо водителя (отстранение водителя от управления машиной);
  5. Нарушение правил дорожного движения, приведшее к дорожно-транспортному происшествию или созданию аварийной обстановки по вине или из-за попустительства старшего машины.

Старший машины обязан:

  1. перед началом движения машины проверять соблюдение норм посадки людей и погрузки груза;
  2. контролировать порядок посадки (погрузки) высадки (выгрузки) и размещения личного состава (груза) на машине;
  3. во время движения машины следить за соблюдением водителем маршрута установленной скорости движения, правил дорожного движения, а также за соблюдением личным составом, находящимся в машине, воинской дисциплины и требований безопасности.

Старшему машины запрещается:

Самому управлять машиной или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной;

Отдавать команды, принуждающие водителя нарушать правила дорожного движения и превышать установленную скорость;

Перевозка личного состава на необорудованных, а в зимнее время на открытых машинах запрещается.

СТАРШИЙ МАШИНЫ

Приказ Минобороны РФ от 29 декабря 2004 г. N 450 «О порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время» 7. При направлении в рейс двух машин и более назначается начальник колонны. При перевозке людей и опасных грузов, как в составе колонны, так и одиночными машинами на каждую машину назначается старший машины. В других случаях старшие машин назначаются при необходимости по решению командира воинской части.
Старший машины может не назначаться, если водитель машины военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, или из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, имеющий стаж, работы не менее двух лет. Начальники колонн и старшие машин ежегодно назначаются приказом, командира воинской части из числа офицеров, прапорщиков или сержантов, проходящих военную службу по контракту, прошедших соответствующую, подготовку в воинских частях, сдавших зачеты в ВАИ гарнизона по знанию обязанностей старшего машины, Правил дорожного движения и получивших удостоверение старшего машины.
Обязанности старшего машины приведены в статье 375 Устава внутренней службы и на сайте http://voenprav.ru/doc-1937-1.htm. Хотя знание этих обязанностей требует и Приказ 450. Обратите внимание, что старший назначается «При перевозке людей и опасных грузов». Так что машину можно отправить в часть самостоятельно. Только не забывайте звонить в парк — прибыла она или нет. Права, обязанности, ответственность старшего машины

  • принять машину в парке от дежурного по парку;
  • перед выходом машины из парка удостовериться в ее исправности, готовности водителя к рейсу и наличии положенных документов, изучить особенности маршрута движения, знать опасные места дорог (крутые повороты, населенные пункты, железнодорожные переезды, крутые спуски и подъемы и др.), ознакомить с ними водителя;
  • знать и соблюдать нормы погрузки на машины перевозимого груза и правила его крепления, а при перевозке боеприпасов, взрывчатых веществ, горючего и других опасных грузов – правила, установленные ст. 259 вышеназванного Наставления;
  • уметь пользоваться картой, схемой маршрута и ориентироваться на местности;
  • отстранять от управления водителя, находящегося в болезненном или переутомленном состоянии, а также в случае его алкогольного или наркотического опьянения и принимать необходимые меры к своевременному выполнению задания, а при отсутствии такой возможности докладывать старшему начальнику о сложившейся обстановке и действовать по его указанию;
  • по окончании работы сделать отметку в путевом листе о выполнении задания, подписать путевой лист и сдать машину и путевой лист дежурному по парку;
  • знать Правила дорожного движения;
  • при перевозке людей разъяснять личному составу правила безопасности и порядок их соблюдения, знать и точно выполнять нормы посадки и правила перевозки, руководствуясь соответствующими статьями Строевого устава Вооруженных Сил РФ;

Старшему машины категорически запрещается: брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать Правила дорожного движения и установленную скорость движения.

Командиром воинской части в приказе и командиром подразделения при инструктаже могут быть определены дополнительные обязанности старшему машины, исходя из особенностей выполняемого задания.

Старший машины несет дисциплинарную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации военной машины. В случае причинения материального вреда в процессе исполнения возложенных на него обязанностей он может быть подвергнут материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 25 июня 1999 г. № 161-ФЗ.

Если допущенное нарушение правил вождения или эксплуатации повлекло уголовно наказуемые последствия, то наступает уголовная ответственность по ст. 350 УК РФ.

Уголовная ответственность за нарушение правил вождения машин ст. 350 УК РФ

Объектом преступления по ст. 350 УК РФ является установленный порядок вождения и эксплуатации военных машин, обеспечивающий возможность предупреждения причинения вреда жизни и здоровью как участникам движения, так и другим гражданам. Этот порядок определен воинскими уставами, наставлениями по вождению и эксплуатации соответствующих видов военной техники, инструкциями, приказами. Порядок вождения и эксплуатации военных машин определяется также в руководствах и инструкциях по эксплуатации отдельных видов техники. В этих документах указывается на особенности обращения с машинами в соответствии с актами, регламентирующими правила обращения с военной техникой, включая Правила дорожного движения, действие которых распространяется на порядок эксплуатации и вождения боевых, специальных и транспортных машин в условиях, предусмотренных этими Правилами.

Поскольку военно-правовые акты не охватывают всех особенностей вождения и эксплуатации, то при движении по дорогам общего пользования военнослужащие обязаны руководствоваться, помимо специальных наставлений, едиными Правилами дорожного движения (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. в редакции постановления Правительства РФ от 8 января 1996 г.).

Общественная опасность нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин состоит в том, что в результате данного преступления имеет место посягательство на порядок несения военной службы, обеспечивающей поддержание военной техники в постоянной готовности к ее использованию по прямому назначению, а также на сохранность военной техники, жизнь и здоровье граждан.

Безопасность движения обеспечивается не только соблюдением правил управления машиной в процессе движения, но и созданием предварительных условий, обеспечивающих надежную, безопасную работу машин. Совокупность мер, направленных на создание этих условий, и составляет сущность понятия эксплуатации машин.

Анализ упомянутых выше нормативных актов, в которых изложены правила вождения и эксплуатации военных машин, показывает, что к нарушениям правил эксплуатации следует относить:

  • а) выпуск в рейс заведомо технически неисправной машины;
  • б) допуск начальником или старшим машины к управлению лиц, заведомо не подготовленных для вождения данной машины либо по своему состоянию неспособных осуществлять управление машиной (из-за алкогольного или наркотического опьянения, переутомления, болезни и т.п.);
  • в) отдачу водителю распоряжений, явно противоречащих правилам эксплуатации и вождения машины. Эти распоряжения могут касаться правил вождения (выбора скорости, осуществления маневра и т.д.) и правил эксплуатации (буксировки прицепных устройств, размещения грузов или перегрузки машин, погрузки негабаритных грузов, посадки людей на машины, не приспособленные для этих целей, и т.д.);
  • г) нарушение водителем правил, обеспечивающих безопасность не в процессе вождения машин. Например, непоставление автомашины на тормоза, оставление машины на проезжей части дороги в ночное время без включения аварийной световой сигнализации, передача управления машиной лицу, находящемуся в состоянии опьянения или неспособному по каким-либо иным причинам обеспечить безопасность движения машины и др.

Дать исчерпывающий перечень нарушений правил эксплуатации военных машин не представляется возможным. Следует лишь подчеркнуть, что к нарушениям правил эксплуатации может быть отнесено любое действие или бездействие, противоречащее правилам эксплуатации, повлекшее последствия, указанные в ст. 350 УК РФ.

Выборочные исследования показывают, что нарушение обязанностей старшими машин способствовало совершению аварий приблизительно в 30% случаев от общего количества нарушений правил вождения машин, рассмотренных военными судами.

Причины нарушений старшими машин своих обязанностей различны, но самой опасной и распространенной из них является самоустранение старшего машины от исполнения возложенных на него обязанностей, неподготовленность или безответственное отношение к их соблюдению. Так, например, по выборочным данным уголовных дел, 48,3% старших машин по этим причинам оказались неспособными руководить действиями водителей.

На практике часто возникает вопрос, в каких случаях и какую конкретно ответственность несет старший машины в соответствии со ст. 350 УК РФ.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, может быть военнослужащий, назначенный старшим машины, лишь в том случае, когда допущенное им нарушение правил эксплуатации явилось причиной последствий, указанных в ст. 350 УК РФ.

Если старший машины сам управляет машиной и совершает деяние, предусмотренное ст. 350 УК РФ, он должен нести ответственность за нарушение правил вождения по данной статье. Дополнительной квалификации содеянного как должностного преступления в данном случае не требуется. Если одновременно было допущено нарушение правил вождения и эксплуатации водителем и старшим машины, повлекшее указанные в ст. 350 УК РФ последствия, то уголовной ответственности подлежит лишь лицо, чье нарушение явилось непосредственной причиной наступивших последствий, а второе лицо подлежит дисциплинарному наказанию.

Поскольку в соответствии со ст. 144 Строевого устава ВС РФ старший машины может назначаться из числа сержантов, прапорщиков и офицеров, то назначение старших из числа рядового состава либо из гражданских лиц означает незаконное возложение на них исполнения соответствующих обязанностей. В случае нарушения ими этих обязанностей содеянное не может быть квалифицировано по ст. 350 УК РФ как нарушение правил эксплуатации военных машин, поскольку они не являются субъектами данного преступления. Ответственность за наступившие последствия должны нести соответствующие командиры (начальники), допустившие неправомерное назначение старшими машин лиц, которые не должны, а подчас и не способны исполнять указанные обязанности по военной службе.

Последствия нарушений правил эксплуатации могут выражаться :

  • а) в причинении поломок технике;
  • б) в уничтожении или повреждении имущества, относящегося к любой форме собственности;
  • ни и здоровью как военнослужащим, так и другим гражданам.в) в причинении вреда жиз

В зависимости от характера последствий законодательство предусматривает различную ответственность старших машин за нарушение ими правил эксплуатации.

Если в результате нарушения правил эксплуатации машин, допущенных по вине старших машин, причинено повреждение имуществу либо легкий вред здоровью военнослужащих и иных граждан, то старший машины может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом.

К материальной ответственности виновный может быть привлечен наряду с применением к нему дисциплинарного взыскания.

—> —>Форма входа —>
—>

Обязанности старшего машины

В современных условиях военная служба непосредственно связана с повседневной эксплуатацией различных видов военной техники. В условиях Вооруженных Сил и других предусмотренных законом воинских формирований дополнительной гарантией обеспечения безопасности вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является выполнение функций старшим машины, назначаемым в соответствии с действующими нормативными актами.

Права и обязанности старшего машины определены Наставлением по автомобильной службе СА и ВМФ (введено в действие приказом Министра обороны СССР от 1 сентября 1977 г. , а также Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно Наставлению по автомобильной службе (ст. 23) старший машины назначается командиром воинской части (подразделения) из специально подготовленных офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин) при перевозках личного состава, взрывоопасных грузов, а также при направлении военной машины в дальние рейсы и в других случаях. Старший машины отвечает за выполнение возложенного на него задания. Ему подчиняется весь личный состав, следующий на машине, включая водителя. Старший машины несет ответственность за правильное использование машины и сохранность груза, за соблюдение водителем Правил дорожного движения, а также дисциплины и мер безопасности всем личным составом, находящимся в машине.

Если вместе с водителем в рейсе находится его непосредственный или прямой начальник, то старший машины не назначается, а его функцию выполняет начальник. После издания приказа о назначении старшим машины он должен быть проинструктирован непосредственным начальником.

В соответствии с названными выше актами старший машины обязан:

  • принять машину в парке от дежурного по парку;
  • перед выходом машины из парка удостовериться в ее исправности, готовности водителя к рейсу и наличии положенных документов, изучить особенности маршрута движения, знать опасные места дорог, ознакомить с ними водителя;
  • знать и соблюдать нормы погрузки на машины перевозимого груза и правила его крепления, а при перевозке боеприпасов, взрывчатых веществ, горючего и других опасных грузов
  • правила, установленные ст. 259 вышеназванного Наставления;
  • уметь пользоваться картой, схемой маршрута и ориентироваться на местности;
  • отстранять от управления водителя, находящегося в болезненном или переутомленном состоянии, а также в случае его алкогольного или наркотического опьянения и принимать необходимые меры к своевременному выполнению задания, а при отсутствии такой возможности докладывать старшему начальнику о сложившейся обстановке и действовать по его указанию;
  • по окончании работы сделать отметку в путевом листе о выполнении задания, подписать путевой лист и сдать машину и путевой лист дежурному по парку;
  • знать Правила дорожного движения;
  • при перевозке людей разъяснять личному составу правила безопасности и порядок их соблюдения, знать и точно выполнять нормы посадки и правила перевозки, руководствуясь соответствующими статьями Строевого устава Вооруженных Сил РФ;

Старшему машины категорически запрещается: брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать Правила дорожного движения и установленную скорость движения.

Командиром воинской части в приказе и командиром подразделения при инструктаже могут быть определены дополнительные обязанности старшему машины, исходя из особенностей выполняемого задания.

Старший машины несет дисциплинарную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации военной машины. В случае причинения материального вреда в процессе исполнения возложенных на него обязанностей он может быть подвергнут материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 25 июня 1999 г.

Если допущенное нарушение правил вождения или эксплуатации повлекло уголовно наказуемые последствия, то наступает уголовная ответственность по ст. 350 УК РФ.

Объектом преступления по ст. 350 УК РФ является установленный порядок вождения и эксплуатации военных машин, обеспечивающий возможность предупреждения причинения вреда жизни и здоровью как участникам движения, так и другим гражданам. Этот порядок определен воинскими уставами, наставлениями по вождению и эксплуатации соответствующих видов военной техники, инструкциями, приказами.

Порядок вождения и эксплуатации военных машин определяется также в руководствах и инструкциях по эксплуатации отдельных видов техники.

В этих документах указывается на особенности обращения с машинами в соответствии с актами, регламентирующими правила обращения с военной техникой, включая Правила дорожного движения, действие которых распространяется на порядок эксплуатации и вождения боевых, специальных и транспортных машин в условиях, предусмотренных этими Правилами.

Памятка водителю и старшему машины вс рф. Обязанности старшего машины

375. При направлении в рейс двух машин и более назначается начальник колонны. При перевозке людей и взрывоопасных грузов как в составе колонны, так и одиночными машинами на каждую машину назначается старший машины. В других случаях старшие машин назначаются при необходимости по решению командира полка. Начальник колонны (старший машины) назначается из числа офицеров, прапорщиков или сержантов, знающих правила дорожного движения. Он отвечает за выполнение поставленной задачи и правильное использование машин (машины), за дисциплину личного состава, находящегося в машинах (машине), и соблюдение им требований безопасности. Начальник колонны (старший машины) обязан : — перед началом движения машин (машины) проверить соблюдение норм посадки людей и погрузки груза; контролировать порядок при посадке (погрузке), высадке (выгрузке) и размещении личного состава (груза) на машинах (машине); — в ходе движения машин (машины) следить за соблюдением маршрута, установленной скорости движения, выполнением водителями (водителем) правил дорожного движения, а личным составом, находящимся в машинах (машине), — воинской дисциплины и требований безопасности. Начальнику колонны (старшему машины) запрещается брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной; отдавать команды, принуждающие водителя (водителей) нарушать правила дорожного движения и превышать установленную скорость движения. Начальники колонн (старшие машин) и водители инструктируются о цели, порядке, сроках выполнения задания и по выполнению требований безопасности движения должностными лицами, организующими данную перевозку, или их прямыми начальниками. Водителей машин, кроме того, инструктируют командиры подразделений о соблюдении правил эксплуатации машин, правил дорожного движения и о поведении в рейсе. Водителям категорически запрещается передавать управление машиной кому бы то ни было .

376. Подготовка машин к выходу производится под руководством командиров подразделений или их заместителей по вооружению (начальников технической части, начальников автомобильной службы, техников батальонов, старших техников или техников рот). Контроль за техническим состоянием машин, выпускаемых из парка и возвратившихся в парк, осуществляется начальником контрольно-технического пункта.

377. Внутренний порядок и распорядок работы в парке объявляются в приказе по полку (приложение 11). Допуск в парк и работы в нем во время, не установленное приказом, производятся только с разрешения командира полка.

378. В установленное для работы и занятий в парке время личный состав допускается в парк только в строю под командой офицеров, прапорщиков или сержантов. Военнослужащие своего полка, проходящие военную службу по контракту, допускаются в парк в установленное для работы время по удостоверениям личности. Сержанты и солдаты, прибывающие в парк по служебным надобностям в одиночном порядке, допускаются в парк по военным билетам с разрешения заместителя командира полка по вооружению, о чем последний ставит в известность дежурного по парку. Экипажи (водители), прибывшие для вывода машин, допускаются в парк по предъявлении путевых листов. Лица, не входящие в состав полка, допускаются в парк только по разовым пропускам, подписанным заместителем командира полка по вооружению, и в сопровождении специально назначенного военнослужащего. К машинам и другой военной технике, находящейся в парке, допускаются военнослужащие, за которыми они закреплены, по разрешению лиц, допущенных к вскрытию хранилищ и парковых помещений. Порядок допуска к машинам и другой военной технике на случай тревоги устанавливается командиром полка и излагается в соответствующих инструкциях.

379. Порядок хранения и выдачи ключей от замков зажигания, люков машин, парковых помещений и ворот парка должен обеспечивать своевременный выход машин из парка, а также исключать случаи самовольного использования их личным составом. Ключи хранятся: — от замков зажигания и люков машин: один комплект — у дежурного по парку; другой — у дежурного по роте (по батальону, подразделениям обеспечения) в опечатанном ящике вместе с путевыми листами на случай тревоги; — от парковых помещений и ворот парка: один комплект — у дежурного по парку; другой — у дежурного по полку в опечатанном ящике.

380. Для поддержания внутреннего порядка в парке назначаются дежурный по парку, дневальные и механики-водители (водители) дежурных тягачей. Дневальные выставляются дежурным по парку у входов в парк, а на время производства работ и на территории парка. Постоянный и полевой парки круглосуточно охраняются караулом с выставлением часовых. При оборудовании парка надежно действующими техническими средствами охраны они могут охраняться караулом и без выставления часовых.

381. Порядок опечатывания (опломбирования) всех хранилищ, площадок с вооружением и военной техникой, а также порядок охраны вооружения и военной техники, прибывших в парк после его сдачи под охрану караула, устанавливаются командиром полка.

Дежурный по парку

382. Дежурный по парку в полку назначается из офицеров или прапорщиков, а в отдельном батальоне может назначаться из прапорщиков или сержантов. Он отвечает за внутренний порядок в парке и за несение службы нарядом по парку. Дежурный по парку подчиняется дежурному по полку, в порядке внутренней службы в парке — заместителю командира полка по вооружению, а там, где эта должность штатом не предусмотрена, — начальнику автомобильной службы или начальнику одной из технических служб полка. Ему подчиняются дневальные по парку и механики-водители (водители) дежурных тягачей.

383. Новый дежурный по парку в назначенное время прибывает к заместителю командира полка по вооружению на инструктаж. После развода новый дежурный по парку принимает от старого дежурного документы и имущество (приложение 10), обходит вместе с ним территорию парка и все парковые помещения и принимает по описи опечатанные парковые помещения, хранилища, а также вооружение, военную технику и оборудование, находящиеся под навесами и на открытых площадках. В книгу приема и сдачи дежурства он записывает те недостатки, которые не могут быть устранены при приеме дежурства. О сдаче и приеме дежурства старый и новый дежурные докладывают заместителю командира полка по вооружению и дежурному по полку.

384. Дежурный по парку обязан : — находиться в отведенном для него помещении; отправляясь по делам службы с разрешения дежурного по полку, оставлять за себя дневального свободной смены и сообщать ему, куда и на какое время отлучился; — тщательно проверять у всех лиц, прибывающих в парк, пропуска и документы, удостоверяющие их личность, и делать отметку на разовых пропусках о времени прибытия и убытия из парка; после смены сдавать пропуска в техническую часть полка; — допускать к вскрытию парковых помещений и хранилищ лиц, отданных приказом по полку, делая запись об этом в соответствующих книгах, присутствовать при их вскрытии; — лично давать разрешение на выход из парка и на движение машин внутри парка; — вести журнал выхода и возвращения машин по установленной форме; — следить за своевременным возвращением в парк машин из рейсов, а в случае их задержки докладывать дежурному по полку; — контролировать вывоз (ввоз) имущества из парка (в парк) в соответствии с записью в путевом листе, а также следить, чтобы на территорию парка не допускались посторонние лица; — следить за выполнением распорядка дня в парке и знать, какие работы, какими подразделениями выполняются в парке, не допускать в парке работ, не связанных с обслуживанием и ремонтом машин и другой техники или с оборудованием парка; — постоянно знать наличие, расход, а также количество исправных и неисправных машин, другой техники и вооружения; — следить за чистотой и порядком в помещениях и на территории парка, а также за соблюдением правил охраны окружающей среды; — следить в холодное время года за своевременной и правильной топкой печей в помещениях парка и водомаслогрейке и за поддержанием установленной температуры во всех помещениях, в неотапливаемых хранилищах и на открытых площадках парка проверять, слита ли вода из систем охлаждения двигателей, а в сильные морозы, кроме того, сняты ли с машин аккумуляторные батареи и вывешены ли соответствующие таблички; — следить за выполнением требований пожарной безопасности (приложение 16) и проверять наличие и состояние средств пожаротушения, пожарной сигнализации, а также готовность дежурных тягачей на случай пожара; — принимать меры к своевременному техническому обслуживанию возвратившихся в парк машин и другой техники; — не разрешать ставить на стоянку незаправленные машины; — следить, чтобы вечером после окончания всех работ в парке был выключен свет в помещениях и оставлено только дежурное освещение, а наружное освещение парка было включено; — проверять наличие и исправность замков и пломб на дверях помещений (огражденных площадок), предназначенных для хранения ядовитых технических жидкостей; — по прибытии в парк прямых начальников от заместителей командира полка и выше, а также дежурного по полку встречать их и докладывать им. Например: «Товарищ майор. Во время моего дежурства происшествий не случилось (или случилось то-то). Дежурный по парку лейтенант Петров ». После доклада дежурный сопровождает прибывшего командира (начальника) по расположению парка. В том случае, когда прибывшего командира (начальника) встречает командир полка или его заместитель по вооружению и докладывает ему, дежурный по парку не докладывает, а только представляется.

условий. При техническом обслуживании при необходимости заменяются фильтры, другие сменные детали, устраняются выявленные неисправности. Запрещается сокращать объем и уменьшать время работ в ущерб качеству технического обслуживания машин.

Машина, прошедшая техническое обслуживание, должна быть исправной, заправленной положенными эксплуатационными материалами, чистой, отрегулированной, смазанной. Все агрегаты, сборочные единицы, механизмы и приборы должны быть надежно закреплены, нормально работать и соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации машины.

Двигатель должен легко запускаться и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала, а давление в системе смазки соответствовать нормам. Фильтры должны обеспечивать нормальную фильтрацию горючего, масла и воздуха. Электрическая и воздушная системы пуска, а также средства облегчения пуска (предпусковой подогреватель, котел подогревателя, электрофакельные подогреватели воздуха и др.) должны обеспечивать быстрый и надежный пуск двигателя при низких температурах.

Свободный ход рулевого колеса, педалей сцепления и тормоза, ход рычага стояночного тормоза, развал и схождение передних колес автомобиля, регулировочные параметры приводов механизма поворота (бортовых фрикционов), тормозов должны соответствовать нормам.

Тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колес и остановку машин на установленном тормозном пути. Торможение машины с гидравлическим приводом тормозов должно обеспечиваться при одном нажатии на педаль.

Сцепление (главный фрикцион) должно выключаться полностью, обеспечивая легкость и бесшумность переключения передач, и не должно пробуксовывать при полностью отпущенной педали. При движении машины не должно быть самовыключения передач и повышенного шума в коробке передач, раздаточной коробке, мостах, в главной и бортовой передачах.

Шины колес должны быть правильно смонтированы, колеса правильно установлены, давление в шинах должно соответствовать нормам.

Аккумуляторная батарея должна быть заряженной, плотность и уровень электролита должны соответствовать норме. Зажигание должно быть установлено в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации машины.

Стоп-сигнал, звуковой сигнал, стеклоочистители, внешние световые приборы и контрольные приборы должны быть исправными, светомаскировочное устройство правильно подключено и отрегулировано.

Не должно быть подтекания горючего, масла, охлаждающей, тормозной и других жидкостей, утечки воздуха из пневматической системы.

Лебедка, тягово-сцепное устройство машины должны быть исправными и надежными в работе.

Качество выполненного технического обслуживания машин проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента

лично начальником пункта технического обслуживания и ремонта (командиром ремонтного подразделения). О проведенных технических обслуживаниях № 1 и 2 делаются соответствующие записи в книге учета технического обслуживания, ремонта машин, агрегатов и расхода запасных частей.

Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание машин возлагается на командиров воинских частей и подразделений. Они обязаны обеспечить его проведение в установленные сроки, предоставляя для этого время, средства и материалы. Техническое обслуживание организует заместитель командира по технической части (начальник автомобильной службы). Время для проведения технического обслуживания машин предусматривается распорядком дня, а при массовом их использовании на учениях (занятиях) – планами боевой подготовки воинских частей (расписаниями занятий подразделений).

9.4. Требования безопасности при работе с вредными автомобильными материалами и охрана окружающей среды.

Самыми распространенными вредными материалами при эксплуатации автомобиля являются антифриз и этилированный бензин. Все работающие с вредными материалами должны быть проинструктированы об их свойствах, обучены безопасным приемам при работе с этим материалами и должны пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Чтобы не допускать разлития, разбрызгивания, подтекания, попадания на тело или одежду, необходимо: обеспечить полную герметизацию изготовления и разлива; иметь отдельную исправную тару с соответствующими предупреждающими надписями несмываемой краской; иметь плотно закрывающиеся крышки и пробки с соответствующими прокладками; осуществлять заполнение резервуаров на 90 % по объему; обеспечить чистоту тары (в таре для антифриза не должно быть остатков нефтепродуктов); иметь на производстве (особенно в случае нагрева) местные вентиляционные отсосы; использовать соответствующие средства индивидуальной защиты (для этилированного бензина костюм ГОСТ 12.4.111-82 или ГОСТ 12.4.112-82, обувь ГОСТ 12.4.137-84, перчатки ТУ 38.1068346-79, нарукавники, передник, белье и одежда из х/б ткани, фильтрующий противогаз марки А; для антифриза костюм ГОСТ 12.4.028-76, перчатки ТУ 205 УССР104-82; респираторы типа «Лепесток» или « Астра-2»).

Регламентируется порядок перевозки, хранения, отпуска, расходования

и сдачи отработавших или неиспользованных вредных материалов, которые исключают возможность их использования не по назначению: ответственные лица, специально оборудованные склады и хранилища, запрещение перевозить вместе с людьми, животными и пищевыми продуктами.

В местах хранения, погрузки, выгрузки и работы с вредным материалом должны находиться в достаточном количестве средства для их обезвреживания

и нейтрализации: керосин, раствор хлорной извести, монохлорамин, дихлорамин, активная двуокись марганца, канифольное или хозяйственное

мыло для этилированного бензина; 2-3 % и 5-10 % растворы соды и этиловый спирт для антифриза.

Все работающие с вредными материалами должны быть обучены и проинструктированы, что необходимо делать в случае разлития, загрязнения этими материалами пола, площадки, поверхностей, а также при попадании вредных материалов на одежду, тело или внутрь организма человека, т.е. уметь осуществлять нейтрализацию, обезвреживание, дегазацию места, одежды и меры по доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

Охрана окружающей среды от неблагоприятного воздействия транспорта. Во всем мире транспорт стоит на первом месте как источник загрязнения атмосферы и в первой пятерке загрязнителей как источник загрязнения воды и почвы. Ежегодные выбросы в атмосферу от транспорта составляют по России около 35 млн. тонн вредных веществ, причем 58 % от этого количества приходится на автомобильный транспорт. Это воздействие представляет собой серьезную экологическую проблему, особенно в крупных городах.

Прямое негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду связано с выбросами вредных веществ в атмосферу и далее в воду и почву, тепловым загрязнением среды, шумом и вибрацией. Косвенное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду связано с тем, что автомобильные дороги, стоянки, предприятия обслуживания занимают все большую и ежегодно увеличивающуюся площадь, необходимую для жизнедеятельности человека. Значительный ущерб полям, лугам и лесам наносят автотранспортные средства, движущиеся вне дороги. Вода, загрязненная в результате мойки автомобилей, оказывает вредное воздействие на живой мир гидросферы. Осадок очистных сооружений мойки автомобилей также вреден для природы.

Токсичными выбросами двигателей внутреннего сгорания автомобилей являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Как показывает анализ, отработавшие газы как карбюраторных, так и дизельных двигателей имеют в своем составе более 200 наименований вредных веществ и соединений. Наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных двигателей за счет большего выброса оксида углерода, оксидов азота, углеводородов, альдегидов, бензапирена и др. Дизельные двигатели выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицы сажи, обладая высокой адсорбционной способностью, несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и таких канцерогенов, каким является 1, 2-бензапирен. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсичных веществ на человека и другие объекты биосферы.

Снижение негативного влияния автомобильного транспорта на организм человека возможно по нескольким направлениям. Первое направление не требует значительных капитальных вложений. Оно заключается в организации

и осуществлении контроля за составом и нормативным значением компонентов отработавших газов автотранспортных средств. Уменьшение количества вредных веществ, попадающих в окружающую среду с отработавшими газами, может быть достигнуто за счет улучшения технического состояния подвижного состава, регулировки карбюратора и системы зажигания, исключения подтекания топлива и масла. Повышение профессионального мастерства водителей, применение рациональных приемов управления автомобилем позволяет добиться снижения расхода топлива на 5 — 10 % и сокращения выброса вредных веществ. Существенное снижение вредных выбросов за счет уменьшения времени прогрева автомобиля перед выездом из парка дает оснащение воинских частей системами подогрева двигателей автомобилей и наличие теплых стоянок. Расчеты показывают, что за счет рационального управления скоростью движения на дорогах, повышения равномерности режимов движения отдельных автомобилей, снижения разброса скоростей в транспортном потоке и задержек у светофоров, можно добиться уменьшения выбросов вредных веществ от автомобилей на 15-2 0 %. Уменьшают вредное влияние на окружающую среду рационально спланированные маршруты перевозок, правильный подбор по грузоподъемности (пассажировместимости) подвижного состава, рациональное размещение автотранспортных организаций

и их подразделений, сокращение непроизводительных пробегов.

Второе направление требует более существенных затрат. К сокращению выброса токсичных веществ приводит дизелизация автомобильного парка, особенно если при этом повышать качество дизельного топлива. К уменьшению вредного влияния автотранспорта приводит и улучшение качества традиционных моторных топлив, например, применение малосернистых топлив — не более 0,05 % серы по весу. Существенное снижение загрязнения окружающей среды может дать совершенствование топливной аппаратуры и режимов работы двигателей внутреннего сгорания (изменение конструкций камер сгорания, повышение турбулентности подаваемой смеси — в карбюраторных двигателях; повышение давления впрыскивания топлива, выбор оптимального числа и направления струй топлива — в дизельных двигателях; внедрение микропроцессорных электронных схем управления впрыском топлива и зажиганием).

В значительной степени снизить содержание вредных веществ в отработавших газах можно за счет применения нейтрализаторов. В настоящее время наибольшее распространение получили каталитические нейтрализаторы, в которых в качестве катализатора используются редкоземельные элементы — платина, палладий, радий. Эти вещества позволяют существенно снизить порог энергии, при котором начинаются окислительно-восстановительные реакции.

Для защиты от прямого негативного воздействия на окружающую среду и человека шума работающего двигателя внутреннего сгорания применяют: звукоизолирующие кожухи-капоты и кабины (от шума механического происхождения), глушители (от аэродинамического шума при впуске воздуха и при выпуске отработавших газов).

Третье направление предполагает более существенные изменения на автомобильном транспорте. В первую очередь, это замена традиционных нефтяных топлив, так называемыми альтернативными видами моторных топлив, в первую очередь, газовым топливом. В этом плане практическое применение нашли сжиженные пропан-бутановые газы и сжатый природный газ. По экспериментальным оценкам, использование газового топлива снижает выбросы окиси углерода в 2-4 раза, окислов азота — в 1,1-1,5 и суммарных углеводородов — в 1,4-2 раза. Однако переход на использование сжатого газового топлива по ряду оценок сочетается с недостатками, в частности снижением мощности двигателя на 20 % и грузоподъемности на 14 % (из-за значительной массы газовых баллонов), уменьшением запаса хода автомобилей на одной заправке до 180-220 км (вдвое по сравнению с автомобилями, работающими на бензине), необходимостью значительных затрат на переоборудование автомобилей, автотранспортных организаций, строительство газонаполнительных станций. Кроме указанных видов топлива делались и делаются попытки применить в качестве топлива этанол, метанол, водород, спирт и др.

Все перечисленные направления по снижению воздействия выбросов вредных веществ автотранспортных средств требуют своего дальнейшего развития, путем совершенствования системы государственного контроля, применения методов экономического регулирования, проведения научных исследований в области создания новых поколений автомобилей.

9.5. Обязанности водителей и старших машин.

Водитель автомобильного транспортного средства обязан:

Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение;

— регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа

— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

— в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарнотранспортные документы.

Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортных средств проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

Предоставлять транспортное средство:

Сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

Медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан

в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации должны быть в форменной одежде и использовать для остановки автомобиля диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком. Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

— немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

— принять возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить их на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

— сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Водителю транспортного средства запрещается:

— управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

— передавать управление транспортным средством лицам, находящимся

в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке – временного разрешения;

— пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

— употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия,

к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

— управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;

— пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

При направлении в рейс двух машин и более назначается начальник колонны. При перевозке людей и опасных грузов как в составе колонны, так и одиночными машинами на каждую машину назначается старший машины. В других случаях старшие машин назначаются при необходимости по решению командира воинской части. Старший машины может не назначаться, если водитель машины военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, или из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, имеющий стаж, работы не менее двух лет.

Начальники колонн и старшие машин ежегодно назначаются приказом, командира воинской части из числа офицеров, прапорщиков или сержантов, проходящих военную службу по контракту, прошедших соответствующую, подготовку в воинских частях, сдавших зачеты в ВАИ гарнизона по знанию обязанностей старшего машины, Правил дорожного движения и получивших удостоверение старшего машины.

Назначенные лица для выполнения обязанностей старшего машины должны иметь при себе удостоверение старшего машины. Срок действия удостоверения старшего машины, которое ежегодно перерегистрируется в ВАИ гарнизона после сдачи зачета, три года (независимо от места службы или работы старшего машины).

Старший машины обязан:

— накануне дня выезда получить инструктаж у командира (начальника штаба) воинской части;

— перед выездом из парка удостовериться в исправности машины, готовности водителя к рейсу, наличии у него положенных документов, изучить особенности маршрута движения, опасные места маршрута и ознакомить с ними водителя;

— принять машину у дежурного по парку;

— знать и точно выполнять Правила дорожного движения, порядок использования автомобильной техники, правила перевозки людей и различных грузов;

— знать и строго соблюдать нормы посадки на машину людей, нормы погрузки на машину перевозимого груза и правила его крепления;

— уметь пользоваться картой, схемой маршрута ориентироваться на местности;

— прекращать использование машины и принимать необходимые меры в случае заболевания или переутомления водителя, а также в случае его алкогольного или наркотического опьянения;

— по окончании использования машины подписать путевой лист, записать показания спидометра, время и место отпуска машины и сдать дежурному по парку.

Перечень нарушений, за которые изымается удостоверение старшего машины:

1. Употребление спиртных напитков при выполнении задания.

2. Отклонение от маршрута движения или использование машины в личных (корыстных) целях.

3. Отдача водителю команд (приказаний), противоречащих требованиям Правил дорожного движения, приказов Министра обороны РФ, других нормативных правовых документов, определяющих порядок использования автомобильной техники.

4. Управление машиной вместо водителя (отстранение водителя от управления машиной).

5. Нарушение Правил дорожного движения, приведшее к дорожнотранспортному происшествию или созданию аварийной обстановки по вине или из-за попустительства старшего машины.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Какие автомобили используются медицинской службой войскового звена для эвакуации раненых и больных, перевозки медицинского и санитарнохозяйственного имущества?

2. В чем заключается эксплуатация автомобильной техники?

3. Перечислите обязанности водителя и старшего машины.

4. С какой целью проводится техническое обслуживание автомобилей?

5. Перечислите мероприятия, которые необходимо соблюдать при работе с вредными автомобильными материалами.

Выберите один или несколько правильных ответов.

1) 5 на носилках и 1 сидя; только сидя — 7

2) 4 на носилках и 1 сидя; только сидя — 7

3) 3 на носилках и 2 сидя; только сидя — 7

4) 2 на носилках и 1 сидя; только сидя — 8

5) 1 на носилках и 1 сидя; только сидя — 9

2. КАКАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ ЭВАКОВМЕСТИМОСТЬ БОЛЬНЫХ В АВТОМОБИЛЕ АС-66

1) 9 на носилках и 4 сидя; только сидя — 15

2) 8 на носилках и 4 сидя; только сидя — 16

3) 7 на носилках и 4 сидя; только сидя — 17

4) 6 на носилках и 5 сидя; только сидя — 18

5) 5 на носилках и 5 сидя; только сидя — 19

3. КАКИЕ ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОВОДЯТСЯ АВТОМОБИЛЯМ ПОВСЕДНЕВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1) контрольный осмотр автомобиля перед выходом из парка

2) ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

3) техническое обслуживание №1 и №2

4) полугодовое техническое обслуживание

5) регламентные работы

4. ЧТО ОТНОСИТСЯ К САМЫМ РАСПРОСТРАНЕННЫМ ВРЕДНЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ

2) этилированный бензин

3) машинное масло

5. С ПОМОЩЬЮ КАКИХ НАПРАВЛЕНИЙ МОЖНО СНИЗИТЬ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

1) повышение иммунитета организма человека

2) проведение разъяснительной работы среди водителей

3) осуществление контроля за составом выхлопных газов автотранспортных средств

4) дизелизация автомобильного парка

5) использование газового топлива

Приказ Минобороны РФ от 29 декабря 2004 г. N 450 «О порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время»
7. При направлении в рейс двух машин и более назначается начальник колонны. При перевозке людей и опасных грузов, как в составе колонны, так и одиночными машинами на каждую машину назначается старший машины.
В других случаях старшие машин назначаются при необходимости по решению командира воинской части.

Старший машины может не назначаться, если водитель машины военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, или из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, имеющий стаж, работы не менее двух лет.

Начальники колонн и старшие машин ежегодно назначаются приказом, командира воинской части из числа офицеров, прапорщиков или сержантов, проходящих военную службу по контракту, прошедших соответствующую, подготовку в воинских частях, сдавших зачеты в ВАИ гарнизона по знанию обязанностей старшего машины, Правил дорожного движения и получивших удостоверение старшего машины.
Обязанности старшего машины приведены в статье 375 Устава внутренней службы и на сайте http://voenprav.ru/doc-1937-1.htm . Хотя знание этих обязанностей требует и Приказ 450.

Обратите внимание, что старший назначается «При перевозке людей и опасных грузов». Так что машину можно отправить в часть самостоятельно . Только не забывайте звонить в парк — прибыла она или нет.

Права, обязанности и ответственность старшего машины за нарушение правил эксплуатации военных машин

А.А. Пискарев, полковник, начальник кафедры автомобильной подготовки Военного университета.

В современных условиях военная служба непосредственно связана с повседневной эксплуатацией различных видов военной техники. Использование машин в соответствии с их предназначением предполагает строгое соблюдение установленного соответствующими правовыми нормами порядка их эксплуатации.
В условиях Вооруженных Сил и других предусмотренных законом воинских формирований дополнительной гарантией обеспечения безопасности вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является выполнение функций старшим машины, назначаемым в соответствии с действующими нормативными актами.

Права и обязанности старшего машины определены Наставлением по автомобильной службе СА и ВМФ (введено в действие приказом Министра обороны СССР от 1 сентября 1977 г. № 225), а также Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно Наставлению по автомобильной службе (ст. 23) старший машины назначается командиром воинской части (подразделения) из специально подготовленных офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин) при перевозках личного состава, взрывоопасных грузов, а также при направлении военной машины в дальние рейсы и в других случаях. Старший машины отвечает за выполнение возложенного на него задания. Ему подчиняется весь личный состав, следующий на машине, включая водителя. Старший машины несет ответственность за правильное использование машины и сохранность груза, за соблюдение водителем Правил дорожного движения, а также дисциплины и мер безопасности всем личным составом, находящимся в машине.

Если вместе с водителем в рейсе находится его непосредственный или прямой начальник, то старший машины не назначается, а его функцию выполняет начальник.

После издания приказа о назначении старшим машины он должен быть проинструктирован непосредственным начальником.

В соответствии с названными выше актами старший машины обязан :
– принять машину в парке от дежурного по парку;
– перед выходом машины из парка удостовериться в ее исправности, готовности водителя к рейсу и наличии положенных документов, изучить особенности маршрута движения, знать опасные места дорог (крутые повороты, населенные пункты, железнодорожные переезды, крутые спуски и подъемы и др.), ознакомить с ними водителя;
– знать и соблюдать нормы погрузки на машины перевозимого груза и правила его крепления, а при перевозке боеприпасов, взрывчатых веществ, горючего и других опасных грузов – правила, установленные ст. 259 вышеназванного Наставления;
– уметь пользоваться картой, схемой маршрута и ориентироваться на местности;
– отстранять от управления водителя, находящегося в болезненном или переутомленном состоянии, а также в случае его алкогольного или наркотического опьянения и принимать необходимые меры к своевременному выполнению задания, а при отсутствии такой возможности докладывать старшему начальнику о сложившейся обстановке и действовать по его указанию;
– по окончании работы сделать отметку в путевом листе о выполнении задания, подписать путевой лист и сдать машину и путевой лист дежурному по парку;
– знать Правила дорожного движения;
– при перевозке людей разъяснять личному составу правила безопасности и порядок их соблюдения, знать и точно выполнять нормы посадки и правила перевозки, руководствуясь соответствующими статьями Строевого устава Вооруженных Сил РФ;

Старшему машины категорически запрещается: брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать Правила дорожного движения и установленную скорость движения.

Командиром воинской части в приказе и командиром подразделения при инструктаже могут быть определены дополнительные обязанности старшему машины, исходя из особенностей выполняемого задания.

Старший машины несет дисциплинарную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации военной машины. В случае причинения материального вреда в процессе исполнения возложенных на него обязанностей он может быть подвергнут материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 25 июня 1999 г. № 161-ФЗ.

Если допущенное нарушение правил вождения или эксплуатации повлекло уголовно наказуемые последствия, то наступает уголовная ответственность по ст. 350 УК РФ.

Объектом преступления по ст. 350 УК РФ является установленный порядок вождения и эксплуатации военных машин, обеспечивающий возможность предупреждения причинения вреда жизни и здоровью как участникам движения, так и другим гражданам. Этот порядок определен воинскими уставами, наставлениями по вождению и эксплуатации соответствующих видов военной техники, инструкциями, приказами. Порядок вождения и эксплуатации военных машин определяется также в руководствах и инструкциях по эксплуатации отдельных видов техники. В этих документах указывается на особенности обращения с машинами в соответствии с актами, регламентирующими правила обращения с военной техникой, включая Правила дорожного движения, действие которых распространяется на порядок эксплуатации и вождения боевых, специальных и транспортных машин в условиях, предусмотренных этими Правилами.

Поскольку военно-правовые акты не охватывают всех особенностей вождения и эксплуатации, то при движении по дорогам общего пользования военнослужащие обязаны руководствоваться, помимо специальных наставлений, едиными Правилами дорожного движения (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. в редакции постановления Правительства РФ от 8 января 1996 г.).
Общественная опасность нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин состоит в том, что в результате данного преступления имеет место посягательство на порядок несения военной службы, обеспечивающей поддержание военной техники в постоянной готовности к ее использованию по прямому назначению, а также на сохранность военной техники, жизнь и здоровье граждан.
Безопасность движения обеспечивается не только соблюдением правил управления машиной в процессе движения, но и созданием предварительных условий, обеспечивающих надежную, безопасную работу машин. Совокупность мер, направленных на создание этих условий, и составляет сущность понятия эксплуатации машин.

Анализ упомянутых выше нормативных актов, в которых изложены правила вождения и эксплуатации военных машин, показывает, что к нарушениям правил эксплуатации следует относить:
а) выпуск в рейс заведомо технически неисправной машины;
б) допуск начальником или старшим машины к управлению лиц, заведомо не подготовленных для вождения данной машины либо по своему состоянию неспособных осуществлять управление машиной (из-за алкогольного или наркотического опьянения, переутомления, болезни и т.п.);
в) отдачу водителю распоряжений, явно противоречащих правилам эксплуатации и вождения машины. Эти распоряжения могут касаться правил вождения (выбора скорости, осуществления маневра и т.д.) и правил эксплуатации (буксировки прицепных устройств, размещения грузов или перегрузки машин, погрузки негабаритных грузов, посадки людей на машины, не приспособленные для этих целей, и т.д.);
г) нарушение водителем правил, обеспечивающих безопасность не в процессе вождения машин. Например, непоставление автомашины на тормоза, оставление машины на проезжей части дороги в ночное время без включения аварийной световой сигнализации, передача управления машиной лицу, находящемуся в состоянии опьянения или неспособному по каким-либо иным причинам обеспечить безопасность движения машины и др.

Дать исчерпывающий перечень нарушений правил эксплуатации военных машин не представляется возможным. Следует лишь подчеркнуть, что к нарушениям правил эксплуатации может быть отнесено любое действие или бездействие, противоречащее правилам эксплуатации, повлекшее последствия, указанные в ст. 350 УК РФ.
Выборочные исследования показывают, что нарушение обязанностей старшими машин способствовало совершению аварий приблизительно в 30% случаев от общего количества нарушений правил вождения машин, рассмотренных военными судами.

Причины нарушений старшими машин своих обязанностей различны, но самой опасной и распространенной из них является самоустранение старшего машины от исполнения воз¬ложенных на него обязанностей, неподготовленность или безответственное отношение к их соблюдению. Так, например, по выборочным данным уголовных дел, 48,3% старших машин по этим причинам оказались неспособными руководить действиями водителей.

На практике часто возникает вопрос, в каких случаях и какую конкретно ответственность несет старший машины в соответствии со ст. 350 УК РФ.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, может быть военнослужащий, назначенный старшим машины, лишь в том случае, когда допущенное им нарушение правил эксплуатации явилось причиной последствий, указанных в ст. 350 УК РФ.

Если старший машины сам управляет машиной и совершает деяние, предусмотренное ст. 350 УК РФ, он должен нести ответственность за нарушение правил вождения по данной статье. Дополнительной квалификации содеянного как должностного преступления в данном случае не требуется. Если одновременно было допущено нарушение правил вождения и эксплуатации водителем и старшим машины, повлекшее указанные в ст. 350 УК РФ последствия, то уголовной ответственности подлежит лишь лицо, чье нарушение явилось непосредственной причиной наступивших последствий, а второе лицо подлежит дисциплинарному наказанию.

Поскольку в соответствии со ст. 144 Строевого устава ВС РФ старший машины может назначаться из числа сержантов, прапорщиков и офицеров, то назначение старших из числа рядового состава либо из гражданских лиц означает незаконное возложение на них исполнения соответствующих обязанностей. В случае нарушения ими этих обязанностей содеянное не может быть квалифицировано по ст. 350 УК РФ как нарушение правил эксплуатации военных машин, поскольку они не являются субъектами данного преступления. Ответственность за наступившие последствия должны нести соответствующие командиры (начальники), допустившие неправомерное назначение старшими машин лиц, которые не должны, а подчас и не способны исполнять указанные обязанности по военной службе.

Последствия нарушений правил эксплуатации могут выражаться:
а) в причинении поломок технике;
б) в уничтожении или повреждении имущества, относящегося к любой форме собственности;
в) в причинении вреда жизни и здоровью как военнослужащим, так и другим гражданам.

В зависимости от характера последствий законодательство предусматривает различную ответственность старших машин за нарушение ими правил эксплуатации.
Если в результате нарушения правил эксплуатации машин, допущенных по вине старших машин, причинено повреждение имуществу либо легкий вред здоровью военнослужащих и иных граждан, то старший машины может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом.

К материальной ответственности виновный может быть привлечен наряду с применением к нему дисциплинарного взыскания.

В современных условиях военная служба непосредственно связана с повседневной эксплуатацией различных видов военной техники. В условиях Вооруженных Сил и других предусмотренных законом воинских формирований дополнительной гарантией обеспечения безопасности вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является выполнение функций старшим машины, назначаемым в соответствии с действующими нормативными актами.

Права и обязанности старшего машины определены Наставлением по автомобильной службе СА и ВМФ (введено в действие приказом Министра обороны СССР от 1 сентября 1977 г. , а также Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно Наставлению по автомобильной службе (ст. 23) старший машины назначается командиром воинской части (подразделения) из специально подготовленных офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин) при перевозках личного состава, взрывоопасных грузов, а также при направлении военной машины в дальние рейсы и в других случаях. Старший машины отвечает за выполнение возложенного на него задания. Ему подчиняется весь личный состав, следующий на машине, включая водителя. Старший машины несет ответственность за правильное использование машины и сохранность груза, за соблюдение водителем Правил дорожного движения, а также дисциплины и мер безопасности всем личным составом, находящимся в машине.

Если вместе с водителем в рейсе находится его непосредственный или прямой начальник, то старший машины не назначается, а его функцию выполняет начальник. После издания приказа о назначении старшим машины он должен быть проинструктирован непосредственным начальником.

В соответствии с названными выше актами старший машины обязан:

  • принять машину в парке от дежурного по парку;
  • перед выходом машины из парка удостовериться в ее исправности, готовности водителя к рейсу и наличии положенных документов, изучить особенности маршрута движения, знать опасные места дорог, ознакомить с ними водителя;
  • знать и соблюдать нормы погрузки на машины перевозимого груза и правила его крепления, а при перевозке боеприпасов, взрывчатых веществ, горючего и других опасных грузов
  • правила, установленные ст. 259 вышеназванного Наставления;
  • уметь пользоваться картой, схемой маршрута и ориентироваться на местности;
  • отстранять от управления водителя, находящегося в болезненном или переутомленном состоянии, а также в случае его алкогольного или наркотического опьянения и принимать необходимые меры к своевременному выполнению задания, а при отсутствии такой возможности докладывать старшему начальнику о сложившейся обстановке и действовать по его указанию;
  • по окончании работы сделать отметку в путевом листе о выполнении задания, подписать путевой лист и сдать машину и путевой лист дежурному по парку;
  • знать Правила дорожного движения;
  • при перевозке людей разъяснять личному составу правила безопасности и порядок их соблюдения, знать и точно выполнять нормы посадки и правила перевозки, руководствуясь соответствующими статьями Строевого устава Вооруженных Сил РФ;

Старшему машины категорически запрещается: брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать Правила дорожного движения и установленную скорость движения.

Командиром воинской части в приказе и командиром подразделения при инструктаже могут быть определены дополнительные обязанности старшему машины, исходя из особенностей выполняемого задания.

Старший машины несет дисциплинарную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации военной машины. В случае причинения материального вреда в процессе исполнения возложенных на него обязанностей он может быть подвергнут материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 25 июня 1999 г.

Если допущенное нарушение правил вождения или эксплуатации повлекло уголовно наказуемые последствия, то наступает уголовная ответственность по ст. 350 УК РФ.

Объектом преступления по ст. 350 УК РФ является установленный порядок вождения и эксплуатации военных машин, обеспечивающий возможность предупреждения причинения вреда жизни и здоровью как участникам движения, так и другим гражданам. Этот порядок определен воинскими уставами, наставлениями по вождению и эксплуатации соответствующих видов военной техники, инструкциями, приказами.

Порядок вождения и эксплуатации военных машин определяется также в руководствах и инструкциях по эксплуатации отдельных видов техники.

В этих документах указывается на особенности обращения с машинами в соответствии с актами, регламентирующими правила обращения с военной техникой, включая Правила дорожного движения, действие которых распространяется на порядок эксплуатации и вождения боевых, специальных и транспортных машин в условиях, предусмотренных этими Правилами.

Шофер — одна из самых ответственных профессий. Ведь работник ручается и за человеческие жизни, и за многообразие перевозимых грузов, и за состояние управляемого транспорта, и за точность следования маршруту, скорость машины. Обязанности военного водителя перекликаются с данными, общими. Но в то же время и отличаются специфическими чертами.

Военный водитель — кто это?

Мы будем говорить в статье об обязанностях военного водителя автомобильного средства. Вид войск — сухопутные. Штатное звание — рядовой. Основных орудий труда у него два — система управления транспортным средством и инструменты водителя.

Цель работы — обеспечение безопасного и эффективного вождения вверенной машины при перевозке личного состава и грузов (средств технического, материального обеспечения), необходимых в повседневной жизни и боевой обстановке.

Подготовка специалиста

Чтобы выполнять обязанности военного водителя ВС РФ, нужно иметь общее основное образование. На данную должность назначаются лица, не только прошедшие необходимую подготовку, но и имеющие стаж вождения автосредства.

Во время военной службы по контракту военный водитель правомочен повышать свое мастерство до 1-го класса, открывать иные водительские категории. Что касается армейской должности, может быть повышен до зам. командира автотранспортного взвода.

Обязанности военного водителя

Теперь переходим к самому главному. Обязанности водителя военной техники следующие:

Требования к специалисту

Чтобы выполнять обязанности военного водителя по уставу, специалист должен отличаться следующим:

  • Высокий уровень ответственности.
  • Умение принимать верное решение за короткий срок.
  • Дисциплинированность.
  • Исполнительность, трудолюбие.
  • Способность к различению основных цветов.
  • Сохранение концентрации и внимания при усталости, утомлении.
  • Хладнокровность при различных внешних воздействиях.
  • Высокоскоростная зрительная адаптация.
  • Хорошая координация движений.
  • Устойчивость и быстрое переключение внимания.

Обязанности военного водителя перекликаются с обязанностями гражданского. Однако служба в ВС РФ и для шофера связана с рядом специфических моментов.

Самые популярные

«Чудесные часы с Е. Благининой. Мир детства елены благининой Сценарии мероприятий по творчеству благининой для детей
Овца овца, домашнее животное, жвачное млекопитающее семейства полорогих, отряда парнокопытных
Олень, конспект занятия по ознакомлению детей с природой Прикольные и смешные фото
Что такое парадокс примеры из жизни

Пустой блок главная страница
Популярное

К чему снятся пончики по соннику

Рулевое управление

К чему снятся пончики по соннику

Социальная установка (аттитюд): структура и функции Искаженная социальная установка человека в отношении людей

Рулевое управление 2024-02-05 00:54:21 Сцепление

Социальная установка (аттитюд): структура и функции Искаженная социальная установка человека в отношении людей

Сонник - к чему снятся блохи?

Сцепление 2024-02-05 00:54:21 Сцепление и муфты

Сонник — к чему снятся блохи?

Сцепление и муфты 2024-02-05 00:54:21
Пустой блок отдельная запись 2 реклама

Про двигатель, трансмиссию и ходовую часть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *