Что принимается за единицу периодичности замены моторного масла
Перейти к содержимому

Что принимается за единицу периодичности замены моторного масла

  • автор:

Замена масла в двигателе: сроки, периодичность и прочие нюансы

Замена масла в двигателе: сроки, периодичность и прочие нюансы

Сухой шарик дальше катится! К сожалению, а может и к счастью, это изречение не применимо к двигателям внутреннего сгорания. Замена моторного масла – неотъемлемое условие безаварийной эксплуатации современных ДВС. А вот с периодичностью и прочими нюансами, связанными с техническим обслуживанием, давайте разберемся вместе.

Периодичность смены моторного масла

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Уже опубликовано и еще будет написано куча статей и кандидатских по этой тематике, но, как волновал автомобилистов этот вопрос, так и продолжит будоражить умы автолюбителей.

Прежде всего разделим транспортные средства по условиям эксплуатации:

  • «авто дачника» (езда умеренная, нагрузки небольшие, автомобиль эксплуатируется по выходным от дома до дачи и в обратном направлении, пробег за год небольшой – от силы 2 тыс. км);
  • «авто выходного дня» (загородная езда без нагрузок с пятницу по воскресенье, мотор работает большее время в щадящих режимах эксплуатации, годовой пробег – максимум 10 тыс. км);
  • «городское авто» (эксплуатация каждый день в любую погоду, частый простой в пробках, постоянное нагрузка на двигатель при толкании в пробках).

Вот три условных автомобиля с разными режимами работы мотора. Конечно, в первом типе, без всяких оговорок следует менять масло сезонно, то есть 1 раз в год вне зависимости от пробега. Во втором и третьем типе замена должна производиться по пробегу, согласно рекомендациям производителя. Учитывая, что качество топлива в России оставляет желать лучшего, то рекомендуемый пробег можно смело сокращать до 8-10 тыс. км до следующей замены.

В каком случае следует менять масло один раз в год

Каждый автомобилист, который сам занимается обслуживанием своего «железного коня», должен знать – как только содержимое из распакованной канистры перекочевало в лабиринты системы смазки двигателя, начинается отсчет и по пробегу, и по времени. Если в течение года первым из этих условий наступит пройденный пробег, то происходит замена по пробегу. Если же по истечении года требуемый пробег не будет пройден, то масло всё равно меняется.

Дело в том, что при отсутствии или малом пробеге за год, масло интенсивно портится из-за контакта с топливом и картерными газами. Помимо этого, происходит окисление, которое ускоряется из-за отсутствия обдува. Отложения на стенках цилиндра также попадают в масло, загрязняя его, как и конденсат, стекающий по стенкам поддона картера двигателя. Со временем улетучиваются и легкие фракции в смазывающихся жидкостях, что тоже влияет на качество смазки в сопряженных узлах при нагрузках.

Замена масла в двигателе: сроки, периодичность и прочие нюансы

Зимой и летом с разными маслами: за и против

При эксплуатации автомобиля в районах с резким изменением климата за год рекомендуется сезонное техническое обслуживание. Дело в том, что разные смазывающиеся жидкости имеют разную вязкость и присадки. Зимой при больших отрицательных температурах лучше использовать моторные масла с меньшей вязкостью для облегчения запуска холодного двигателя. Летом, наоборот, применяют более вязкую жидкость для экономии топлива и лучших характеристик эксплуатации. Если же эксплуатация автомобиля происходит в умеренных условиях климата, то сезонная замена не требуется.

SAE – характеристика класса вязкости. Сегодня она состоит из 6 классов зимы и 5 летних. Буква «W» обозначает «Winter», то есть зима. Чем выше вязкость, тем выше число в обозначении.

Внимание! Внеочередная замена масла

Перед запуском двигателя часто проверяется уровень масла в поддоне картера. Процедура нехитрая, всем знакомая. Если вы увидели, кусок гудрона вместо нормальной капли стекающего масла, то срочно меняйте масло с промывкой. Внеочередная замена необходима и при некоторых неисправностях, например, при попадании охлаждающей жидкости или топлива в масло. Это можно определить при резком повышении уровня на щупе при проверке. В таких случаях водители говорят – «пошла вода в хату».

Порядок проверки уровня масла в моторе

Проверка уровня масла подразумевает некоторые усилия с обязательным открыванием капота автомобиля. С этим нехитрым делом справятся даже представители женского пола. В каждом двигателе присутствует некий щуп. Один конец щупа выполнен в виде яркоокрашенной ручки, за которую и тянут его, а другой опущен в масло в поддоне картера двигателя. На этом конце сделаны риски, означающие минимальный и максимальный уровень. При вытаскивании щупа масло оставляет след, показывающий количество залитого в двигатель моторного масла. Помимо этого, в лютые морозы некоторые водители по виду стекающей капли принимают решение о предварительном подогреве масла в поддоне перед пуском двигателя.

Доливаем масло в двигатель

Замена масла может происходить и через трубку щупа (экспресс-замена) с помощью откачивания масла, и через сливное отверстие в поддоне. А вот заливка происходит через заливную горловину, находящейся на крышке головки блока цилиндров. Учитывая, что какое-то количество масла остается в двигателе, то масло заливается по рискам на канистре в количестве объема, указанном для каждого автомобиля. При заливке, немного подождав, постоянно контролируется по щупу уровень. Как только уровень достигнут, можно запускать двигатель, одновременно контролируя показатель датчика давления масла двигателя на приборной панели. Он обязательно должен потухнуть в течение 1-2 сек. После запуска, двигатель останавливают и через 20-30 минут снова производят проверку по уровню на щупе. Не следует забывать, что при смене масла обязательно меняется и фильтрующий элемент!

Последствия перелива масла выше уровня

Перелив масла приведет к ряду проблем из-за увеличения давления на резиновые уплотнения, то есть оно начнет подтекать. Кроме этого, перелив сопровождается сложностями запуска в холодную погоду, ускоренным образованием продуктов нагара, что чревато залеганием колец на поршнях. Появятся проблемы с зажиганием, если масло попадет на свечи. Выхлопная система будет загрязнена, в том числе и дорогостоящий катализатор.

Забыл про замену масла в двигателе – жди беды

При несвоевременной замене масла двигатель выходит из строя. Ввиду потери смазывающих свойств происходит заклинивание сопряженных узлов (вкладышей) и их проворачивание. Эффект масляного голодания происходит и при малом уровне масла или его отсутствии. После этого требуется дорогостоящий капитальный ремонт, либо полная замена двигателя.

Факторы, определяющие интервал смены масла

Главные критерии, указывающие на интервал замены масла:

  • длительные перерывы в эксплуатации, особенно в холодные периоды;
  • прогрев и работа двигателя до нужных температур;
  • условия езды (при стоянии в пробках двигатель испытывает большие нагрузки);
  • длительные перерывы в эксплуатации, особенно в холодные периоды;
  • качество применяемого топлива;
  • способ замены масла (при экспресс-замене срок должен быть сокращен);
  • климатические условия эксплуатации (сезонность).

что нужно знать об интервалах замены масла для большегрузных автомобилей

Champion Lubricants, моторное масло, моторное масло, тяжелые условия эксплуатации, интервал замены

нагрузки на масло влияют на интервалы его замены независимо от используемого масла или условий вождения. узнайте, как оценивать эти факторы.

Если клиент из сектора большегрузных автомобилей спросит вас, как часто нужно менять масло, то дать точный ответ на этот вопрос может быть не просто.

Расчет интервала замены масла зависит от нескольких конкурирующих факторов. Времена, когда менять масло в большегрузных автомобилях нужно было примерно через каждые 8000 км пробега, уже прошли. Поскольку стандарты для двигателей и смазочных материалов постоянно повышаются, то, чтобы предоставить клиенту правильную информацию, необходимо учесть ряд факторов. Правильный ответ может находиться в диапазоне от каждых 10 000 км пробега до целых 80 000–100 000 км.

Важно: интервал замены выражается в километрах или месяцах! Масло обязательно подлежит замене, например, через 24 месяца, даже если не достигнут максимальный пробег.

Определение идеального интервала замены масла для большегрузных автомобилей

Факторы, которые необходимо учитывать:

  • тип и возраст двигателя;
  • режим эксплуатации (пробег и нагрузка);
  • качество масла;
  • качество и расход топлива;
  • дорожные условия (холмистая или ровная дорога)
  • …и многие другие.

Прежде всего узнайте потребности ваших клиентов и их автомобилей.

Каждый производитель определяет интервалы замены масла на основе результатов продолжительных полевых испытаний, статистических данных и опыта. Интервалы, указанные в сервисных бюллетенях, приведены для стандартизированных условий.

Фактически, в большинстве случаев рекомендуемые интервалы необходимо корректировать в зависимости от нескольких важных факторов.

Прежде чем рассматривать все эти факторы, необходимо определить исходные условия. По возможности обращайте внимание на тип двигателя и его возраст. Необходимо понимать, что чем старше двигатель, тем выше вероятность его загрязнения, что сокращает интервалы между заменами масла. Узнайте, как ваши клиенты определяют срок замены масла.

Обратите внимание, что следующие факторы могут уменьшить период времени между заменами масла.

  • Приобретают ли они масло и фильтра высокого качества?
    • Низкое качество = короче интервал
    • Большой износ зоны сгорания говорит о необходимости чаще менять масло
    • Низкая топливная экономичность и эффективность масла свидетельствуют о необходимости чаще менять масло
    • Повышенный уровень выбросов из выхлопной трубы — еще один весомый аргумент в пользу более частой замены масла

    Как условия вождения влияют на интервалы замены масла

    Езда при экстремальных температурах или по грязным, пыльным дорогам создает высокую нагрузку на масло и приводит к сокращению интервала его замены. Для большегрузных автомобилей, которые перемещаются на большие расстояния, интервал может составлять до 100 000 км, в то время как езда на короткие расстояния, что типично для городского транспорта, сокращает интервал замены.

    Как командный врач, который учитывает влияние погоды на своих спортсменов, водитель должен помнить, что условия вождения также имеют большое значение.

    • Используется ли холодный запуск?
      • Низкие температуры при запуске двигателя создают большую нагрузку на смазочные материалы.
      • Высокая температура окружающей среды влияет на срок службы масла.
      • Скопление грязи в масле происходит не только за счет загрязнений в двигателе. Также необходимо учитывать качество дорожного покрытия.

      Ключевой момент состоит в том, что чем тяжелее работает двигатель, тем большей нагрузке подвергается масло. Увеличение нагрузки приводит к сокращению интервалов замены.

      Вычисление интервала

      Нет такого устройства, которое могло бы точно оценить все составляющие, влияющие на интервал замены масла, тем не менее необходимо подчеркнуть для клиентов важность выбора качественного масла.

      Конечно, вы не останетесь без поддержки. Для парка большегрузных автомобилей или тяжелого промышленного оборудования можно выполнить анализ используемого масла. Химические (щелочное число, состав присадок и т. д.) и физические тесты (вязкость) помогут определить оставшийся ресурс масла.

      Наконец, более качественное масло продлевает период времени между заменами. Надежная защита избавляет водителей от необходимости все время рассчитывать интервал замены. Производители, такие как Champion Oil, непрестанно работают над увеличением периодов замены масла. Тем не менее очень важно ознакомиться с документацией производителя, прежде чем принимать решение об увеличении интервала.

      Подводя итоги:

      • Интервалы замены устанавливаются каждым автопроизводителем.
      • В зависимости от нескольких важных факторов рекомендуемый интервал замены часто приходится корректировать.
      • Для парка большегрузных автомобилей или тяжелого промышленного оборудования можно выполнить анализ используемого масла.

      Как часто надо менять масло в двигателе — советы профессионалов

      Замена масла позволит предотвратить перегрев и ускоренный износ узлов двигателя. Эта процедура, проведенная вовремя, дает возможность свести к минимуму риск засорения масляных каналов, повысить антикоррозийные качества деталей. Профессионалы советуют внимательно относится к отслеживанию интервалов между заменой масла.

      555.jpg

      Менять масло по рекомендациям производителей

      Автопроизводители указывают интервалы замены масла, основываясь на пробеге автомобиля. При этом подразумевается, что машина не менее 70% пройденного пути двигалась в щадящем режиме трассы с номинальными оборотами коленвала и со средним расходом топлива. Для разных моделей авто рекомендованы отличающиеся интервалы, в среднем это 10 тыс. км.

      Однако часто автомобиль эксплуатируется в более сложных условиях, к которым относятся:

      • низкие и высокие температуры;
      • некачественное топливо;
      • загрязненный и запыленный воздух;
      • передвижение по оживленным городским улицам;
      • транспортировка тяжелых грузов, буксирование прицепов;
      • езда в горной местности и т. д.

      Замена масла по моточасам

      Сложнее всего рассчитать период использования моторного масла при эксплуатации авто в городе. Езда на короткие расстояния, в режиме стартов и остановок на светофорах, дорожные пробки не позволяют маслу нагреваться до нужной температуры. В результате в него попадает большой объем топлива, что становится причиной усиленного истощения присадок, изменения характеристик смазки. Фактический пробег машины может быть небольшим. Однако двигатель достаточно много времени эксплуатируется на холостом ходу, в результате ресурс смазки расходуется.

      В этой ситуации специалисты рекомендуют ориентироваться на моточасы. Процедура их расчета несложная. Если рекомендованный производителем до замены километраж составляет 10 тыс. км, то при средней скорости 50 км/ч на это расстояние потребуется 500 моточасов. Не стоит забывать, что они не показывают фактическое время работы мотора, их значение зависит от оборотов двигателя. При отсутствии специального счетчика рекомендуемый интервал замены смазки нужно сокращать в два раза.

      Замена смазки в зависимости от вида масла

      Наименьшим сроком службы характеризуется минеральное масло, использующееся ныне в основном для тяжелонагруженной техники. Наиболее длительный срок службы имеет синтетическая смазка. Масло, производимое гидрокрекингом, выполняет свои функции 250-350 моточасов, на базе ПАО — не меньше 350-450.

      Качества полусинтетической смазки зависят от пакета присадок в ее составе. Однако большого периода эксплуатации может не выдержать сама база из-за возрастания кинематической вязкости. В результате нагрузка на детали мотора усиливается, что приводит к их ускоренному изнашиванию. Использовать полусинтетическую смазку рекомендуется не больше 250 моточасов или 7 тыс. км.

      Смена по календарю

      Профессионалы говорят, что замена смазки по календарю обязательна. Если двигатель работал мало или совсем не эксплуатировался длительное время, менять смазку все равно нужно. Даже в емкости срок хранения ограничен определенным периодом. В моторе масло контактирует с металлом, поэтому окисляется, теряет свои первоначальные свойства. Менять его нужно как минимум раз в год.

      Замена смазки рекомендована также при использовании автомобилей в регионах с резкой сменой погодных условий. Перед наступлением жаркого сезона стоит заливать техническую жидкость большей вязкости, при приходе экстремально холодной зимы — меньшей.

      Причиной оперативной замены смазки может стать ее реальное состояние. Рекомендуется время от времени проверять ее качества и при необходимости немедленно принимать меры.

      Как часто рекомендуется менять масло в двигателе автомобиля

      Как правильно выбрать интервал замены моторного масла?

      Периодичность проведения регламентного технического обслуживания автомобиля, в которое входит замена моторного масла, задается его производителем с учетом рекомендаций производителя двигателя. Интервалы ТО с привязкой к условиям эксплуатации машины прописаны в руководстве по ее эксплуатации. Их соблюдение является обязательным условием выполнения гарантийных обязательств со стороны автопроизводителя, обеспечения безотказной работы силового агрегата, достижения заложенного конструкторами ресурса.

      Пробег, наработка в моточасах, время

      Как правило, в руководствах по эксплуатации легковых автомобилей содержатся рекомендации по проведению технического обслуживания с указанием пробега или времени между ТО.

      Замена масла по пробегу

      В первом случае речь идет о пути, пройденном машиной в период от ТО до ТО, в определенных условиях. Ориентиром является пробег, который достигается в оптимальных с точки зрения работы масла условиях. Основными из них являются:

      1. Продолжительное движение автомобиля со средней скоростью по относительно ровным дорогам с небольшими перепадами высот.
      2. Небольшая загрузка машины.
      3. Невысокая запыленность воздуха.
      4. Работа двигателя на топливе, требуемого уровня свойств и качества (октановое число, экологический класс и т.д.).
      5. Исправность систем ДВС (питания, зажигания), отвечающих за протекание рабочего процесса в цилиндрах.
      6. Эксплуатация автомобиля в умеренном климате.

      Для таких условий интервал ТО равен 10, 15 или 20 тысяч километров в зависимости от марки и модели автомобиля. Так как в реальной жизни условия эксплуатации автомобиля далеки от описанных выше, в руководстве по эксплуатации обычно рекомендуется скорректировать интервал ТО в сторону его уменьшения. Для этого вводится понятие сложные условия эксплуатации. В них входят все факторы, которые не относятся к оптимальным. Например:

      1. Длительное движение с высокими (скоростное шоссе) или низкими (передвижение в пробках) скоростями.
      2. Эксплуатация машины в жару (+35 ˚C и выше) или морозы (-30 ˚C и ниже).
      3. Поездки на короткие расстояния (3-5 км), при которых ДВС не успевает прогреваться до рабочих температур.
      4. Буксирование прицепа.
      5. Движение по горным дорогам.
      6. Продолжительная работа мотора на холостом ходу.
      7. Заправка автомобиля топливом низкого качества.
      8. Эксплуатация в условиях повышенной влажности или запыленности воздуха.

      В большинстве перечисленных случаев в руководстве по эксплуатации обычно рекомендуется сократить интервал ТО вдвое. Таким образом исключается работа двигателя на масле, которое исчерпало свой ресурс, гарантируется защита ДВС от износа и загрязнения отложениями.

      Замена масла по времени

      Рекомендации по замене моторного масла с привязкой к временному интервалу даны для автомобилей, которые имеют годовые пробеги значительно меньше (например, 3-4 тыс. км), чем стандартный интервал ТО. Замену масла в данном случае требуется производить каждые 12 месяцев. Возникает вопрос: зачем обновлять смазочный материал, который не выработал и четверти своего ресурса? Дело в том, что процессы окисления свежего моторного масла начинаются сразу после его попадания в ДВС и смешивания с несливаемым остатком (отработка). Его объем зависит от конструкции ДВС и может достигать 10% и более от общего (заправочного) системы смазки. Работа ДВС ускоряет данный процесс.

      Замена масла по наработке

      В руководствах по эксплуатации легковых автомобилей нет рекомендаций по определению интервала ТО на основании наработки масла в моторе. Однако, данный метод широко используется на практике многими автовладельцами. Его суть заключается в расчете наработки масла в моточасах и сопоставлении полученных данных с условным ресурсом смазочного материала в данных единицах измерения.

      Наработка ДВС в моточасах у многих машин отображается на ж/к дисплее панели приборов. Если такой опции нет, то наработку нетрудно рассчитать, зная показатель средней скорости. Его значение в км/ч присутствует в перечне стандартных показателей работы автомобиля, выводимых на приборную панель.

      Наработку ДВС в моточасах рассчитываем по формуле — пробег/средняя скорость. Например, при пробеге 5 000 км и средней скорости 25 км/ч наработка составит 200 моточасов. Большинство современных моторных масел, созданных на полусинтетической основе, требует замены при наработке 200-250 моточасов. Ресурс смазочных материалов, изготовленных на высококачественной синтетической основе, значительно выше – 350-400 моточасов. Зная это, можно достаточно точно определить пробег машины до ТО.

      Зависимость интервала ТО от качества масла

      Как мы отметили выше, срок службы моторного масла во многом зависит от свойств и качества основы, на которой оно изготовлено. Чем дольше она сохраняет свои свойства, тем больше моточасов смазочный материал проработает в двигателе, обеспечивая защиту его пар трения от износа и чистоту.

      В свою очередь свойства основы задают базовые масла, из которых она состоит, и полимерный загуститель, регулирующий вязкость смазочного материала. Лучшие показатели по стабильности свойств демонстрируют основы, созданные на базе синтетических компонентов, в частности, полиальфаолефинов (РАО) и продуктов синтеза жидких углеводородов из природного газа GTL (Gas-To-Liquid). Именно из них химики немецкой компании ROLF Lubricants GmbH создали уникальную базу для своих новых моторных масел (линейка ULTRA).

      Она обладает отличными показателями термостабильности — устойчивости к окислению при высоких температурах. Благодаря этому смазочный материал не утрачивает свои свойства в сложных условиях эксплуатации. Следовательно, сокращать интервал ТО, как того требует руководство по эксплуатации к автомобилю, не нужно. А в особо сложных условиях при работе масел в теплонагруженных моторах корректировка может составить 10-15%.

      Базовые масла, изготовленные на РАО + GTL, обладают отличными моюще-диспергирующими свойствами. Даже при образовании отложений они не осаждаются на деталях ДВС, а поддерживаются во взвешенном состоянии до замены масла. Обеспечение чистоты мотора при большой наработке масла позволяет не сокращать заданный конструкторами мотора интервал ТО.

      На срок службы масла оказывает влияние и скорость его загрязнения продуктами износа ДВС. Смазочные материалы ROLF ULTRA значительно снижают износ мотора при пуске в условиях сильных морозов. В частности, благодаря полиальфаолефинам температура застывания масла на основе GTL + РАО составляет -57 ˚C, а динамическая вязкость CCS — 5 830 мПас. При таких показателях смазочный материал быстро поступает к парам трения, сокращая время их работы в условиях ограниченной смазки и, соответственно, износ.

      Из сказанного выше следует, что изготовленные на РАО + GTL моторные масла, позволяют не сокращать стандартный сервисный интервал, оптимизировать эксплуатационные расходы, снизить стоимость владения автомобилем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *