Кто является заместителем ртп
Перейти к содержимому

Кто является заместителем ртп

  • автор:

ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

нештатный орган управления личным составом пожарной охраны, участвующий в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных и специальных работ, а также привлечёнными к тушению пожара силами. О.ш.п. создаётся по решению РТП. В обязательном порядке штаб создаётся в случаях: привлечения на тушение пожара сил и средств пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара; организации трёх и более боевых участков тушения пожара, а также необходимости проведения согласованных с администрацией организации действий по тушению пожара, проведению аварийно-спасательных и специальных работ. Работой О.ш.п. руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП. В состав штаба по решению РТП, наряду с начальником О.ш.п. и начальником тыла, могут быть включены: представители администрации организации и др. лица по усмотрению РТП.

Кто является заместителем ртп

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ НА ПОЖАРЕ

47. Управление боевыми действиями на пожаре — целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству участниками тушения пожара при ведении боевых действий.

(в ред. Приказа МВД РФ от 06.05.2000 N 477)

(см. текст в предыдущей редакции)

48. Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает:

оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего Устава нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара;

установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара;

постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;

осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации, в том числе диспетчером и с помощью технических средств нештатной службы управления гарнизона;

проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.

49. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

(в ред. Приказа МВД РФ от 06.05.2000 N 477)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

50. РТП с учетом требования статьи 52 БУПО является:

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ГПС (допущенное к руководству тушением пожара в установленном порядке), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями;

прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии оперативных должностных лиц ГПС).

(п. 50 в ред. Приказа МВД РФ от 06.05.2000 N 477)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подчиненность оперативных должностных лиц ГПС определяется начальником территориального гарнизона.

(сноска введена Приказом МВД РФ от 06.05.2000 N 477)

51. Исключена. — Приказ МВД РФ от 06.05.2000 N 477.

(см. текст в предыдущей редакции)

52. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

(в ред. Приказа МВД РФ от 06.05.2000 N 477)

(см. текст в предыдущей редакции)

Принятие старшим оперативным должностным лицом на себя руководства тушением пожара обязательно, если на пожаре не обеспечивается управление силами и средствами.

(абзац введен Приказом МВД РФ от 06.05.2000 N 477)

53. Начальник гарнизона, пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

54. РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, боевые участки и сектора.

55. Оперативный штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:

привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;

организации на месте пожара трех и более боевых участков;

необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП. В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП. Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

56. Основными задачами оперативного штаба являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона;

определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;

обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

организация подготовки и обеспечение ведения боевых действий по тушению пожара;

учет сил и средств на пожаре, расстановка их по боевым участкам (секторам), ведение документации, предусмотренной приложениями 2 — 4 БУПО (не приводятся);

создание на пожаре резерва сил и средств;

обеспечение работы газодымозащитной службы (ГДЗС) и связи на пожаре;

обеспечение мероприятий по охране труда личного состава на пожаре;

(в ред. Приказа МВД РФ от 06.05.2000 N 477)

(см. текст в предыдущей редакции)

реализация мер по поддержанию боевой готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара;

обеспечение взаимодействия с аварийными, аварийно — спасательными формированиями и службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов, привлекаемыми к тушению пожара.

(абзац введен Приказом МВД РФ от 06.05.2000 N 477)

57. Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем — красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью — красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

58. На пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия (приложение 5 — не приводится).

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки (приложение 6 — не приводится).

При ведении документации оперативного штаба, подготовке описаний пожаров применяются условные знаки и допускаемые сокращения терминов согласно приложениям 7, 8 БУПО (не приводятся).

  • Боевые участки
  • Руководитель тушения пожара
  • Начальник оперативного штаба
  • Начальник тыла
  • Начальник боевого участка, сектора

Штаб пожаротушения (оперативный штаб на месте пожара)

Оперативный штаб на месте пожара (штаб пожаротушения) – это временно формируемый, по решению руководителя тушения пожара (РТП), нештатный орган управления боевыми действиями по тушению пожаров на месте пожара. Штаб пожаротушения оснащается штабным столом.

Когда создается штаб пожаротушения

Штаб пожаротушения

Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:

  • привлечение для проведения боевых действий по тушению пожаров сил и средств подразделений пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара (№ 2 и выше);
  • организация на месте пожара трех и более боевых участков (БУ);
  • необходимость согласования с администрацией организаций проведения боевых действий по тушению пожаров.

Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.

Оперативный штаб на месте пожара располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

  • днем – красным флагом с надписью «ШТАБ»;
  • ночью – красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

Состав штаб пожаротушения

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:

  • заместитель начальника оперативного штаба;
  • начальник тыла;
  • начальник контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы (КПП ГДЗС);
  • ответственный за охрану труда (ОТ);
  • должностные лица оперативной группы (ОГ).

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.

Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

По номеру (рангу) пожара № 1 (№ 1-«бис») РТП имеет право назначать должностных лиц, указанных в пункте 55 Боевого устава, без создания оперативного штаба на месте пожара.

Основные задачи штаба пожаротушения

Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются:

  • сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара, передача
  • необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);
  • определение потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, подготовка предложений для РТП;
  • обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
  • организация подготовки и обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • ведение документации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5-7 к приказу МЧС России № 444 от 16.10.2017);
  • составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий по тушению пожаров с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений, приведенных в приложениях №№ 10-11 к приказу МЧС России № 444 от 16.10.2017;
  • создание при пожаре резерва сил и средств подразделений пожарной охраны;
  • обеспечение работы ГДЗС и связи при пожаре;
  • обеспечение мероприятий по охране труда участников боевых действий по тушению пожаров при пожаре;
  • реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров;
  • организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций, а также с вышестоящими органами управления.

В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте пожара по управлению силами и средствами по решению РТП может привлекаться подвижный пункт управления.

Работа штаба пожаротушения

Оперативный штаб, в соответствии с рекомендациями документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и с учетом складывающейся обстановки, через средства связи или связных отдает распоряжения подразделениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на водоисточник, направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжения какого боевого участка поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип пожарного автомобиля и количество боевого расчета, а также боевой участок, где должно находиться это подразделение.

На эту тему ▼
Боевой участок и сектор проведения работ
На пожаре или ЧС. Принципы определения и создания

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.

Если подразделения получили распоряжение от штаба по радиосвязи, руководители подразделений докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае руководители подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.

Важной задачей оперативного штаба является создание резерва сил и средств. Руководители подразделений резерва должны находиться при штабе вместе со связными, боевые расчеты – в автомобилях или сосредоточены в местах, определенных штабом.

Оперативный штаб, начальник тыла и руководители подразделений всегда должны стремиться использовать пожарную технику на полную ее мощность и добиваться высокой эффективности огнетушащих веществ.

Начальник оперативного штаба должен непрерывно вести разведку, анализировать информацию с боевых участков, тыла и докладывать РТП. При тушении пожаров в гражданских и промышленных зданиях, полученные сведения сопоставляются со сведениями администрации объекта о возможном поведении в условиях пожара технологического оборудования и конструкций здания.

Обязанность начальника штаба – всесторонне взвесить возможные последствия взрывов и обрушений, определить масштабы пожара и соответственно, изменение обстановки на пожаре. В экстремальных случаях НШ может принимать самостоятельное решение на введение резерва сил и средств, отход с позиций с последующим докладом РТП.

Полная статья Начальник оперативного штаба пожаротушения

Начальник штаба организует на пожаре работу ГДЗС. С помощью администрации объекта штаб определяет возможность применения тех или иных средств тушения, способы защиты личного состава от воздействия опасных факторов пожара. Для эффективной работы состава штаб по анализу обстановки, выдаче распоряжений, производству расчетов в штабном автомобиле желательно использовать ЭВМ, диктофоны, набор приспособлений для нанесения схем и другую оргтехнику.

Оперативный штаб систематически информирует центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) об обстановке на пожаре, при необходимости НШ докладывает об обстановке руководителям УВД, местной администрации и т.п.

На эту тему ▼
Штабные столы
Назначение и обзор моделей

В случае прибытия на пожар старших начальников об обстановке их информирует начальник штаба или РТП. Через начальника тыла, представители служб города и объекта штаб решает вопросы, связанные с бесперебойной подачи воды, пены и других огнетушащих веществ на пожар. Штаб проводит расчеты по определению потребности огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов (ГСМ), определяет способы и порядок дозаправки машин.

С помощью ГИБДД штаб обеспечивает перекрытие участков улиц переулков для обеспечения своевременной расстановки на водоисточник пожарных машин; прокладки магистральных рукавных линий и обеспечения их сохранности. Обязанностью штаба является также выяснение причины пожара, оказания помощи органам дознания и следствия, прибывших на пожар своевременное включение в работу пожарной лаборатории, сбор сведений о работе подразделений и т.п.

При пожарах на газовых и нефтяных скважинах, пожарах леса и торфопредприятий, метрополитена создаются специальные штабы или комиссии, в состав которых входят РТП, через свой оперативный штаб руководящий пожарной службой.

В задачи РТП и оперативного штаба входит организация морально-психологической работы с личным составом, принимающим участие в тушении, через начальников пожарных частей и их заместителей по работе с личным составом. Штаб включает их в активную деятельность на боевых участках, ориентирует их в обстановке для мобилизации личного состава на успешное выполнение задач по спасанию людей, сохранению общественного личного имущества граждан от огня, порчи и расхищения.

Организация связи оперативного штаба пожаротушения с участниками тушения пожара

Как было уже отмечено выше, непрерывность и работоспособность управления обеспечиваются устойчивостью средств связи на пожаре, без нее штаб не может эффективно контролировать изменение обстановки и ход действий по тушению пожара.

Для организации связи используются радиостанции, имеющиеся на пожарных автомобилях, переносные радиостанции, переговорные устройства, громкоговорящие усилительные установки, электромегафоны и средства телефонной связи.

Штаб организует на пожаре:

  • связь управления между РТП и командирами подразделений, между РТП и штабом, начальником тыла, начальником боевого участка;
  • связь взаимодействие между начальниками УТП(подразделений), обеспечивающая взаимодействие между УТП или подразделениями;
  • связь информации между РТП, оперативным штабом и ЦУС или пунктами связи части (ПСЧ).

Схема управления подразделениями на пожаре

Схема управления подразделениями на пожаре, через оперативный штаб, с организацией боевых участков и секторов проведения работ

Автоматизация деятельности оперативного штаба пожаротушения

В условиях усложнения процесса управления подразделениями перечисленные традиционные формы, оставаясь по-прежнему необходимыми, приобретают новое содержание и дополняются новыми формами.

Наряду с качественной оценкой возможных планов действий, сейчас все большее значение приобретает количественная оценка для обоснования решения.

На эту тему ▼
Пожарный штабной автомобиль (АШ)
Общие сведения и ТТХ

Это открыло новые возможности для проведения количественного анализа и сравнения вариантов решения для формирования условий задач, т.е. для внедрения ее содержания в виде чисел, таблиц, формул, функциональных и вероятностных зависимостей, которые и могут служить основой для создания формализованных моделей действий. Объективная необходимость автоматизации управления действиями обусловлена, прежде всего, неуклонным возрастанием потока информации на пожаре. Этот процесс – закономерное явление в результате сложности обстановки на пожаре современных производств, зданий и сооружений и как следствие масштабов операций – повышении темпов и детализации действий по тушению пожара, разных неожиданных изменений в обстановке. Опыт тушения пожаров, а также проведения пожарно-тактических учений показывают, что в ходе тушения пожара или учения в штаб поступает большой объем информации. Вместе с этим, высокая скоротечность и маневренность действий по тушению пожара сокращает время, выделяемое на обработку информации и принятие решения, ведет к быстрому «устареванию» информации.

Все это требует сокращения сроков сбора информации, ее переработки и передачи. Успешное разрешение такого объективного противоречия находится в прямой зависимости от широкого и умелого применения вычислительной и информационной техники.

Применение вычислительной техники в деятельности оперативного штаба пожаротушения

Орган управления (РТП, штаб) не может дать однозначного ответа о необходимом количестве сил и средств по первичной обстановке, поэтому управление процессом тушения сложных пожаров должно осуществляться на базе научных методов принятия решения с привлечением информационной техники и ЭВМ. Применение ЭВМ необходимо для того, чтобы «поручить» машинам функции хранения всей информации, которая в настоящее время делается вручную (расчет сил и средств, варианты обстановки, различные рекомендации и т.п.). можно ставить эксперименты по решению на ЭВМ целых комплексных задач управления процессом тушения пожара, главным из которых должен быть поиск оптимального варианта решения, способствующего сокращению срока между прибытием подразделения на пожар и началом активного тушения. Одним из путей такого сокращения может быть предварительное прогнозирование возможной обстановки на пожаре, чем обеспечивается уменьшение времени поиска решения. Процесс прогнозирования возможной обстановки базируется на анализе с помощью ЭВМ массива статистических данных о пожарах, аналогичных прогнозируемому. При этом прогнозирование не должно заканчиваться предварительным прогнозом возможной обстановки пожара, его необходимо продолжать и в ходе поиска оптимального решения РТП, штаба.

Быстродействие ЭВМ обеспечивает «выдачу» прогноза в кратчайший срок, такое сочетание прогноза с последующим прогнозированием обстановки на пожаре и действий подразделений даст возможность существенно приблизить срок активных действий по тушению. Внедрение современных ЭВМ в практику оперативного управления не должно ограничиваться использованием машины для разработки оперативных документов, анализа различных материалов, учета сил и средств.

Нештатные должности в составе штаба пожаротушения

Нештатные должности в составе оперативного штаба на месте пожара:

  • начальник оперативного штаба и его заместитель;
  • начальник тыла;
  • начальник контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы;
  • ответственный за соблюдением правил по охране труда;
  • должностные лица оперативной группы.

Условное обозначение штаба пожаротушения

Условное обозначение места расположения оперативного штаба

Условное обозначение места расположения оперативного штаба на месте пожара (ЧС)

Дополнительно об оперативном штабе на месте ЧС и о том когда он создается: читайте в материале по ссылке >>>

Читайте также дополнительный материал по теме:

Источники:

  • Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ», в том числе приложение № 10 к Уставу.
  • Пожарная тактика: понятие о тушении пожара. Теребнев В.В. –Екатеринбург, 2012.
  • Пожарная тактика. Повзик Я.С., 2004.
  • Пожарная тактика. Верзилин М.М., Повзик Я.С. –М.: 2007.

Оперативный штаб пожаротушения и его роль в управлении силами и средствами на пожаре.

Оперативный штаб – основной орган управления силами и средствами на крупных и сложных пожарах. На оперативный штаб возлагаются сложные задачи. Среди них одно из первых мест по своему значению занимает поддержание постоянной боевой готовности сил и средств и органов управления к выполнению поставленных задач.

Для её решения штаб должен иметь чёткие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств, знать, в чём они нуждаются, что нужно сделать, чтобы повысить их боевую готовность.

Такие данные оперативный штаб получает путём личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках тушения пожара, из данных разведки места пожара.

Своевременно анализируя эти сведения, оперативный штаб в состоянии, не ожидая получения конкретной задачи, предусмотреть эффективные мероприятия, направленные на устранение тех недочётов, которые в той или иной мере снижают тактические возможности пожарных подразделений. Значительное внимание штаб уделяет поддержанию пункта управления в постоянной готовности, наличию связи, знанию должностными лицами на пожаре установленных сигналов.

С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию действий по тушению пожара, обеспечивает доведение задач до исполнителей. Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчёты, необходимые РТП для принятия решения; планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению действий по тушению пожара; организует связь с подчинёнными, взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе действий по тушению пожара. Одновременно с этим сотрудники оперативного штаба организуют контроль за работой подчинённых на участках тушения пожара и позициях, за работой тыла на пожаре.

Для умелого управления силами и средствами на пожаре необходимо отчётливо знать истинную обстановку, в которой оказались подразделения при выполнении поставленной задачи. Учитывая, что обстановка быстро меняется, оперативный штаб непрерывно заботится о сборе, изучении и обобщении данных о развитии пожара, действиях подразделений, опасных факторах пожара, возможности их возникновения на участках тушения.

На основе глубокого обобщения и анализа данных обстановки оперативный штаб подготавливает выводы и предложения по использованию имеющихся сил и средств и в соответствии с решением РТП осуществляет планирование действий по тушению пожара и проводит намеченные мероприятия по организации тушения. Вместе с этим, должностные лица штаба своевременно, не ожидая запросов, а также при резких и неожиданных изменениях обстановки докладывают данные в вышестоящие органы.

Своевременное получение данных и быстрое доведение задач до подразделений невозможно без устойчивой связи. Поэтому постоянной заботой оперативного штаба в любых условиях остаётся умелая организация связи.

В период подготовки и ведения действий по тушению пожара одной из задач оперативного штаба является ведение учёта личного состава, пожарной техники. Данные об укомплектованности боевых расчётов поступают в момент заступления на дежурство. В тех случаях, когда неожиданно произошли резкие изменения в составе подразделений, об этом докладывается немедленно.

Являясь основным органом управления силами и средствами на пожаре, оперативный штаб обеспечивает согласованную работу всех подразделений и взаимодействующих служб, направляя их усилия на выполнение решений РТП.

Успешное выполнение должностными лицами оперативного штаба на пожаре своих задач зависит от их профессиональной подготовленности, опыта, деловой сработанности с РТП и другими должностными лицами органов управления. Что касается их подготовленности и личных качеств, то здесь на первый план выдвигается высокая принципиальность, способность руководствоваться в своих действиях профессиональными интересами, требовательность к себе, правильное понимание критики и самокритики. В той же мере сотрудникам оперативного штаба должны быть присущи дисциплинированность, исполнительность, способность проявлять самостоятельность и творчество. Исключительно велика в этом роль начальника оперативного штаба, являющегося, по сути, заместителем РТП, модель деятельности которого представлена на рис. 1. Он доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мероприятий по организации и обеспечению действий по тушению пожара. В свою очередь они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчинённых, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.

Поэтому начальник оперативного штаба выступает в роли организатора работы всей системы управления. От его подготовленности, опыта, умения направить работу подчинённых зависит слаженная и согласованная работа всех органов управления и тем более оперативного штаба. Личная организованность, способность найти в каждый момент то звено цепи, которое решает успех дела, мобилизовать все силы на достижение основной цели характеризует начальника оперативного штаба как руководителя коллектива.

При тушении пожара и создании при этом оперативного штаба на его начальника возлагается ответственность за поддержание высокой боевой готовности органов управления, организацию и обеспечение непрерывной связи с подчинёнными и взаимодействующими силами, вышестоящим руководством, за состояние разведки места пожара и осуществление мероприятий по всем другим видам обеспечения. Только начальнику оперативного штаба предоставляется право отдавать от имени РТП распоряжения всем лицам, подчинённым РТП, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно вносить изменения в принятые решения. Такое право обязывает начальника оперативного штаба ко многому и, в первую очередь, к обстоятельному знанию не только решений РТП, но и его предположений, наметок действий на случай возможных изменений обстановки. Правильные взаимоотношения РТП и начальника оперативного штаба, их сработанность, понимание друг друга – важнейшее условие организованной работы всех подразделений, участвующих в тушении пожара.

РТП должен доверять начальнику штаба, поскольку он не просто исполнитель, а самый близкий помощник РТП. Со своими подчинёнными на основе общего замысла РТП, начальник оперативного штаба обдумывает все детали, готовит мотивированные предложения. С помощью его осуществляется контроль исполнения приказов и обеспечивается управление силами и средствами на пожаре.

Рис. 1. Модель деятельности начальника оперативного штаба на пожаре.

Высокое положение, которое занимает начальник оперативного штаба на пожаре, обязывает его всегда знать задачи, поставленные подразделениям РТП, положение, состояние и тактические возможности подразделений, обстановку на пожаре, необходимое количество сил и средств; быть готовым в любое время сделать выводы по оценке обстановки, дать предложения по решению, определить мероприятия по обеспечению действий по тушению пожара и организации управления.

Наряду с этим, важнейшей обязанностью начальника оперативного штаба является руководство подчинёнными должностными лицами. Он направляет их работу, помогает им, учит, как нужно выполнять свои задачи, следит за своевременным представлением ими донесений и различных отчётов о боевой деятельности на пожаре.

Несмотря на свою большую организаторскую работу, он сам выполняет наиболее сложные задачи. В процессе планирования начальник оперативного штаба непосредственно работает вместе с РТП по принятию решений, производит расчёт времени на организацию действий по тушению пожара, разрабатывает оперативные документы.

Но каким бы подготовленным ни был начальник оперативного штаба, он один не в состоянии вовремя выполнить все задачи штаба. Поэтому в некоторых случаях он назначает помощников. От степени их подготовленности к выполнению своих обязанностей зависит успех оперативного штаба в целом. Отсюда важнейшей задачей является обучение и воспитание сотрудников оперативного штаба, совершенствование методов их работы, повышение слаженности сотрудников оперативного штаба как основного органа управления.

Успешное выполнение обязанностей и задач всеми органами управления во многом зависит от их организованности и чёткости в работе, умения в любой обстановке сохранять спокойствие, выдержку и вместе с тем проявлять принципиаль-ность и требовательность к личному составу подразделений. Вся их работа в современных условиях должна проходить в высоком темпе, с затратой минимального времени на выполнение каждой поставленной задачи.

Успешное выполнение задач управления возможно только при обеспечении самой тесной взаимосвязи в деятельности всех должностных лиц и органов управления. Как никогда раньше качество управления зависит не только от работы РТП и штаба, но и всех руководителей, возглавляющих пожарные подразделения или вызванных на место пожара для оказания помощи. Важнейшим показателем умелой деятельности органов управления является выполнение всех работ с высоким уровнем штабной культуры. В это понятие обычно входит система требований к уровню подготовки органов управления, к качеству выполняемых ими работ по управлению силами и средствами, которое отвечает характеру тушения пожара. В содержание штабной культуры вкладывается не только грамотная и аккуратная разработка документов, но и глубокое знание сотрудниками оперативного штаба вопросов тушения, высокий уровень их профессиональной подготовленности, умение изыскивать новые методы работы, обеспечивающие эффективное использование в тушении имеющихся сил и средств.

В любых условиях, в том числе и при внедрении автоматизированных систем управления, ни в коей мере не уменьшится роль РТП и штаба в руководстве силами и средствами. Новейшие технические средства окажут им неоценимую помощь, но не заменят человека, его творческую мысль, волю, логический анализ обстановки; по-прежнему РТП останется центральной фигурой в системе управления, а оперативный штаб – основным органом управления силами и средствами на пожаре.

Задачи материально-технического обеспечения тушения пожара решает начальник тыла, который входит в состав оперативного штаба и непосредственно подчиняется НШ.

Основными задачами тыла на пожаре являются:

  • бесперебойная подача воды и других огнетушащих веществ на пожаре, доставка к месту пожара специальных огнетушащих средств;
  • охрана рукавных линий от повреждений;
  • обеспечение пожарной техники горючими и смазочными материалами;
  • защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожара;
  • отогревание замерших рукавов, стволов, разветвлений;
  • обеспечение при длительной работе личного состава питанием, питьевой водой, сухой одеждой, а также обогрев личного состава при работе в условиях низких температур.

Модель деятельности начальника тыла на основе его обязанностей представлены на рис. 2.

Для успешной работы тыла на пожаре ему придаются рукавные и водозащитные автомобили, топливозаправщики, авторемонтные мастерские, легковые и грузовые автомобили. В каждом гарнизоне необходимо иметь запас рукавов и пожарной техники, ГСМ.

В ходе тушения пожара НТ составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники и подготавливает необходимые сведения начальнику оперативного штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара. Начальник тыла наносит на схему расстановку сил и средств до разветвлений.

В ряде случаев на пожаре создаются условия, вызывающие необходимость в усилении тыла:

  • возможность прибытия и развертывания подразделений на пожаре с различных направлений;
  • подвоз и перекачка воды от отдалённых водоисточников;
  • тушение пожара на объектах хранения и переработки ЛВЖ и ГЖ и др.

В этих случаях РТП должен выделить в помощь НТ одного – трёх человек начальствующего состава, а также транспорт и средства связи.

В состав оперативного штаба пожаротушения также включается ответственный за правила охраны труда, назначаемый из числа руководящего состава гарнизона. Он подчиняется РТП и начальнику оперативного штаба. В его обязанности входит контроль за соблюдением личным составом правил охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ, при работе на высотах, при работе в составе звеньев ГДЗС, а также напоминание этих правил личному составу подразделений, принимающему участие в тушении пожара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *