Можно ли заходить в помещение где хранятся лакокрасочные материалы
Перейти к содержимому

Можно ли заходить в помещение где хранятся лакокрасочные материалы

  • автор:

VII. Требования охраны труда, предъявляемые к хранению и транспортированию исходных материалов, сырья, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства

102. Хранение материалов должно быть организовано с учетом их совместимости и обеспечения пожарной безопасности.

Взаимно реагирующие вещества следует хранить раздельно.

103. Отдельные помещения должны предусматриваться для хранения:

1) смазочных материалов;

2) лакокрасочных материалов и растворителей;

104. Запрещается в помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (такие, как бензин, керосин, сжатый или сжиженный газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружки, вата) пользоваться открытым огнем.

105. Баллоны с газом должны храниться в отдельном, проветриваемом и неотапливаемом помещении, в вертикальном положении с навернутыми колпаками и заглушками на штуцерах вентилей. Они должны быть закреплены хомутами или цепями и защищены от попадания солнечных лучей и воздействия нагревательных приборов и устройств.

106. Пустая тара из-под нефтепродуктов, красок и растворителей должна храниться в отдельных для этого помещениях или на открытых площадках и иметь бирки (ярлыки) с точным названием содержащегося в ней материала.

107. Площади кладовых и складских помещений должны соответствовать запасу материалов и готовых изделий, обеспечивающему нормальный технологический процесс производства.

108. Материал должен храниться и укладываться на стеллажи так, чтобы тяжелые из них располагались на нижних полках, а легкие на верхних.

109. Свисание со стеллажей деталей и изделий, расположение их на краю стеллажа запрещается.

110. Для складирования деталей, заготовок и отходов должны предусматриваться площадки со специальными стеллажами, ящиками, контейнерами. Хранение инструментов в станинах станков допускается в случае, если это специально предусмотрено конструкцией станины.

111. Для складирования мелких деталей около ремонтируемого оборудования необходимо предусматривать специальную тару.

112. Баллоны со сжиженными газами должны храниться в помещениях, защищающих от прямых солнечных лучей или на открытых площадках при условии, что сооружения, защищающие баллоны от осадков и солнечных лучей выполняются из негорючих материалов.

113. Баллоны должны храниться в помещениях в стойках в вертикальном положении, закрепленными от случайного падения.

114. Лакокрасочные материалы, кислоты, щелочи необходимо хранить в отдельном от основного помещения отсеке склада с несгораемыми стенами. Отсек должен иметь выход наружу для приема материалов.

115. На каждой емкости с лакокрасочными материалами должна быть наклейка или бирка с названием материала.

116. Бензин, керосин, растворители и другие горючие материалы должны храниться в отдельных помещениях с соблюдением требований пожарной безопасности.

117. Химические вещества и материалы с содержанием легковоспламеняющихся, взрывоопасных или токсичных компонентов должны храниться на специальных, изолированных от других помещений, складах.

118. Диазоцианиды следует хранить в отдельных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, в темных бутылях с притертой пробкой или в железных банках с двойными пробками. На пробку наносить тонкий слой парафина.

Аммиак, кислоты, диазоцианиды, спирты и другие легковоспламеняющиеся жидкости недопустимо хранить совместно (в шкафах и рабочих помещениях).

119. Отходы производства должны обезвреживаться и подвергаться утилизации.

Отходы фотопленки должны храниться в закрывающихся металлических ящиках, после окончания смены их следует удалять из рабочих помещений.

120. Полуфабрикаты и готовую продукцию необходимо хранить на складах или в производственных помещениях в количествах, не превышающих установленные нормативы. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо с соблюдением норм, установленных действующим законодательством.

121. Между штабелями, поддонами и рулонами бумаги, а также между ними и стенами должны быть предусмотрены проходы и проезды для осмотров и проведения погрузочно-разгрузочных операций, соответствующие габаритам применяемых механизмов и транспорта.

122. Краски, ЛВЖ, ГЖ должны отпускаться только в закрытых металлических емкостях, открывать которые необходимо только инструментами, покрытыми цветными металлами, не допускающими искрообразования.

123. Травящие растворы должны храниться в кислотостойких плотно закрывающихся сосудах.

124. Для отпуска и розлива растворителей, лакокрасочных материалов, клеев на горючей основе, ЛВЖ и ГЖ необходимо оборудовать специальные раздаточные помещения, оснащенные вытяжной вентиляцией, специальными переливными и насосными приспособлениями, а также металлическими поддонами с бортами не ниже 5 см.

125. Для хранения в цехах кислот и щелочей в количествах, не превышающих сменного запаса, должны быть предусмотрены специальные помещения или шкафы из несгораемых материалов. На случай разбрызгивания или пролива кислот и щелочей в этих помещениях необходимо иметь в достаточном количестве готовые нейтрализующие растворы.

126. Для обеспечения безопасности погрузочно-разгрузочных работ необходимо назначить ответственное лицо за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

127. Проезды и проходы для перемещения грузов должны быть свободными.

128. На площадках для погрузки и выгрузки тарных, штучных грузов (таких, как тюков, мешков, бочек, рулонов), хранящихся на складах, необходимо устраивать платформы, эстакады, рампы высотой, равной этих грузов.

129. При перемещении грузов трапы, подмостки, платформы, пути прохода должны быть сухими, чистыми.

130. Переносить грузы на носилках по приставным лестницам (стремянкам) запрещается.

131. Для погрузки и разгрузки бочек, рулонов, и других подобных грузов должны применяться специальные приспособления — слеги (покаты).

132. При укладке грузов в кузов (прицеп) автомобиля необходимо соблюдать следующие правила:

1) при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться по всей площади пола;

2) увязывать крепкими и исправными канатами, веревками. Пользоваться металлическим канатом и проволокой запрещается. Рабочим, увязывающим грузы, находиться непосредственно на грузе запрещается.

133. Высота погрузки не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающимися на пути следования.

134. Штучный груз следует укладывать плотно, без промежутков так, чтобы при движении (резком торможении, трогании и крутых поворотах) он не мог перемещаться на полу кузова. При наличии промежутков между местами груза надо вставлять прочные деревянные прокладки и распорки.

ГОСТ 9980.5-2009 Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 385 «Материалы лакокрасочные на природных связующих. Растворители. Сиккативы. Вспомогательные материалы. Тара, упаковка, маркировка и транспортирование лакокрасочных материалов» (ЗАО «НПКЯрЛИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 36 от 11 ноября 2009 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азстандарт

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 марта 2010 г. № 26-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 9980.5-2009 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2011 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 9980.5-86

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе »Национальные стандарты», а текст изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

с одержание

ГОСТ 9980.5-2009

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МАТЕРИАЛЫ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ

Транспортирование и хранение

Paint materials . Transportation and storage

Дата введения — 2011-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на лакокрасочные материалы и устанавливает требования к их транспортированию и хранению.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 9570-84 Поддоны ящичные и стоечные. Общие технические условия.

ГОСТ 9980.3-86 Материалы лакокрасочные. Упаковка

ГОСТ 9980.4-2002 Материалы лакокрасочные. Маркировка

ГОСТ 17527-2003 Упаковка. Термины и определения

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 20231-83 Контейнеры грузовые. Термины и определения

ГОСТ 21391-84 Средства пакетирования. Термины и определения

ГОСТ 22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ

ГОСТ 24831-81 Тара-оборудование. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 26319-84 Грузы опасные. Упаковка

ГОСТ 26663-85 Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17527, ГОСТ 20231, ГОСТ 21391, ГОСТ 24831, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 мелкая отправка: Предъявляемая по одной транспортной железнодорожной накладной партия груза, для перевозки которой не требуется предоставление отдельного вагона, контейнера.

3.2 аварийная карточка: Утвержденный соответствующим транспортным министерством документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников транспорта и спецформирований по ликвидации последствий аварии (аварийных ситуаций или инцидентов) с опасными грузами при их перевозке на данном виде транспорта.

4 Требования

4.1 Транспортирование лакокрасочных материалов

4.1.1 Лакокрасочные материалы в транспортной таре или в специализированных контейнерах и транспортных средствах в соответствии с ГОСТ 9980.3, маркированные в соответствии с ГОСТ 9980.4, транспортируют всеми видами транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный) в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

Лакокрасочные материалы, относящиеся к опасным грузам по ГОСТ 19433, допускаются к перевозке в таре и упаковке, соответствующей требованиям ГОСТ 9980.3, ГОСТ 26319 и требованиям правил перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.

4.1.2 Лакокрасочные материалы транспортируют в крытых транспортных средствах. Допускается транспортирование лакокрасочных материалов автомобильным транспортом в открытых специализированных машинах.

Необходимость и целесообразность транспортирования лакокрасочных материалов в открытых транспортных средствах железнодорожным транспортом предусматривается в нормативных документах (НД) или технических документах (ТД) на конкретный лакокрасочный материал.

4.1.3 Необходимость транспортирования лакокрасочных материалов железнодорожным транспортом мелкими отправками предусматривается в НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал.

При железнодорожных перевозках мелкими отправками лакокрасочных материалов применяют потребительскую и транспортную тару по ГОСТ 9980.3 и тару, указанную в НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал.

4.1.4 Лакокрасочные материалы в транспортной таре в универсальных контейнерах транспортируют различными видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов в универсальных контейнерах, действующими на данном виде транспорта.

4.1.5 Грузы, которые по своим свойствам, габаритным размерам и условиям перевозок могут быть сформированы в транспортные пакеты, предъявляют к перевозке железнодорожным транспортом или с участием других видов транспорта в транспортных пакетах, сформированных по НД или ТД.

Лакокрасочные материалы в металлических банках транспортируют транспортными пакетами железнодорожным транспортом повагонными отправками.

Допускается транспортирование лакокрасочных материалов без формирования в транспортные пакеты в следующих случаях:

— при транспортировании автомобильным транспортом;

— при транспортировании в универсальных контейнерах, кроме крупнотоннажных;

— при транспортировании железнодорожным транспортом повагонными отправками в бочках вместимостью не менее 100 дм 3 .

При транспортировании лакокрасочных материалов в транспортной металлической и полиэтиленовой таре между ярусами тары устанавливают деревянные прокладки.

4.1.6 Порядок размещения пакетов в транспортных средствах, габаритные размеры пакетов, число мест в пакете, массу продукции указывают в НД или ТД на транспортные пакеты.

4.1.7 Требования к формированию транспортных пакетов — по ГОСТ 26663 и др. НД или ТД.

Требования к транспортированию лакокрасочных материалов пакетами — по НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал.

4.1.8 Транспортирование железнодорожным транспортом конкретных видов лакокрасочных материалов, не относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, в открытых транспортных средствах, мелкими отправками, в универсальных контейнерах, повагонными отправками пакетов, сформированных из продукции в металлических банках, предусмотренных НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал, проводят в соответствии с правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом, а лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, проводят в соответствии с правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.

4.1.9 Лакокрасочные материалы в таре-оборудовании железнодорожным транспортом не транспортируют.

4.1.10 Допускается лакокрасочные материалы в потребительской таре транспортировать автомобильным транспортом не упакованными в транспортную тару или не сформированными в групповые упаковки, если тара уложена в складные ящичные поддоны по ГОСТ 9570, тару-оборудование по ГОСТ 24831 или по другим НД или ТД или в специализированные контейнеры.

4.1.11 Возможность совместного транспортирования железнодорожным транспортом лакокрасочных материалов в одном вагоне или контейнере, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, с другими опасными грузами и опасных грузов с неопасными грузами осуществляют в соответствии с правилами перевозки [1].

Совместное транспортирование автомобильным транспортом лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам, с другими опасными грузами осуществляют в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

4.1.12 Крепление грузов в транспортных средствах на железнодорожном транспорте должны соответствовать техническим условиям погрузки и крепления грузов, действующим на железнодорожном транспорте и требованиям ГОСТ 22235.

4.1.13 Лакокрасочные материалы воздушным транспортом транспортируют на грузовых воздушных суднах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на воздушном виде транспорта.

Лакокрасочные материалы, относящиеся к опасным грузам, воздушным транспортом транспортируют в соответствии с инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху [2].

Лакокрасочные материалы, относящиеся к опасным грузам по ГОСТ 19433, допускаются к перевозке воздушным транспортом в таре и упаковке, соответствующих требованиям ГОСТ 9980.3, ГОСТ 26319, требованиям правил перевозки опасных грузов на воздушном транспорте и техническим инструкциям по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, утвержденными Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Лакокрасочные материалы в ящиках из гофрированного картона воздушным транспортом не транспортируют.

4.2 Хранение лакокрасочных материалов

4.2.1 Лакокрасочные материалы в упакованном виде должны храниться в закрытых складских помещениях при температуре окружающей среды от минус 40 °С до плюс 40 °С. При необходимости в НД и ТД на конкретный материал указывают другие режимы хранения продукции.

Лакокрасочные материалы при хранении должны быть складированы по партиям.

Допускается хранение лакокрасочных материалов, кроме материалов групп 23 — 26 по ГОСТ 9980.3, в упакованном виде на спланированной площадке, защищенной от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, или под навесом.

Условия хранения лакокрасочных материалов распространяются на склады грузоотправителя (грузополучателя).

4.2.2 Допускается хранение лакокрасочных материалов в мягких специализированных контейнерах на открытых площадках.

Необходимость защиты мягких контейнеров при хранении на открытых площадках брезентом или другим водонепроницаемым материалом устанавливают в НД или ТД на конкретный материал.

4.2.3 Допускается хранение лакокрасочных материалов в контейнерах-цистернах на открытых площадках.

4.2.4 Допускается хранение лакокрасочных материалов на открытых площадках на время комплектации вагона в течение не более чем 3 суток.

4.2.5 При хранении тару и специализированные контейнеры с лакокрасочным материалом укладывают в штабели высотой не более 3 м на подкладки или деревянные поддоны.

Допускается хранение лакокрасочных материалов в металлической транспортной таре, уложенной в штабели высотой не более 5,5 м.

При складировании тару с лакокрасочными материалами устанавливают пробками и крышками вверх.

4.2.6 Лакокрасочные материалы в аэрозольных упаковках хранят в крытых сухих складских вентилируемых помещениях на расстоянии не менее 1 м от нагревательных приборов.

Условия хранения, включая температурный режим, должны быть указаны в НД и ТД на конкретный лакокрасочный материал и должны соответствовать утвержденным в установленном порядке НД или ТД по хранению препаратов в аэрозольных упаковках.

4.2.7 Требования по совместному хранению лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, с другими особо опасными и опасными веществами и материалами — по ГОСТ 12.1.004 (приложение 7, таблицы 15 — 17).

Требования по совместному хранению многокомпонентных лакокрасочных материалов, смешиваемых перед применением, указывают в НД и ТД на конкретный лакокрасочный материал.

4.3 Требования безопасности

4.3.1 При транспортировании и хранении лакокрасочных материалов следует соблюдать требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004, правила пожарной безопасности* и правила безопасности, действующие на соответствующем виде транспорта.

* На территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-2003.

Пожароопасность лакокрасочных материалов указывают в НД и ТД на конкретный лакокрасочный материал.

4.3.2 При выполнении работ по упаковыванию, погрузке (наливу), выгрузке (сливу), зачистке транспортных средств следует соблюдать инструкции и правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, разработанные для каждого предприятия с учетом специфики производства.

4.3.3 При работе с лакокрасочными материалами, являющимися легковоспламеняющимися и ядовитыми веществами, необходимо применять индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011.

4.3.4 Требования безопасности при транспортировании лакокрасочных материалов

4.3.4.1 При транспортировании лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам, необходимо соблюдать правила безопасности, установленные правилами перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта и правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке.

При транспортировании лакокрасочных материалов железнодорожным транспортом необходимо соблюдать меры безопасности и предосторожности при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, указанными в аварийных карточках [3].

Класс опасности, классификационный шифр по ГОСТ 19433, номер ООН, транспортное наименование груза указаны в ГОСТ 9980.4 (приложение Б) и правилах перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.

4.3.4.2 Лакокрасочные материалы должны предъявляться грузоотправителем к транспортированию в таре и упаковке, обеспечивающих их герметичность и сохранность, а также безопасность при транспортировании и соответствующих требованиям ГОСТ 9980.3 и ГОСТ 26319.

4.3.4.3 Автоцистерны, предназначенные для транспортирования лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам, должны быть оборудованы надежным заземлением, первичными средствами пожаротушения и промаркированы в соответствии со степенью опасности груза, а выхлопные трубы должны быть оборудованы исправными искрогасителями.

4.3.4.4 Не разрешается погрузка в один вагон или контейнер опасных грузов разных групп, а также некоторых опасных грузов, входящих в одну группу, не разрешенных к совместной перевозке.

4.3.4.5 При транспортировании пожаровзрывоопасных лакокрасочных материалов на транспортном средстве, а также на каждом грузовом месте, содержащем эти материалы, должны быть знаки опасности.

4.3.4.6 Места погрузки и разгрузки пожароопасных лакокрасочных материалов должны быть оборудованы:

— специальными приспособлениями, обеспечивающими безопасные в пожарном отношении условия проведения работ (козлы, стойки, щиты, трапы, носилки и т.д.). При этом для стеклянной тары должны быть предусмотрены тележки или специальные носилки, имеющие гнезда. Допускается переносить стеклянную тару в исправных корзинах с ручками, обеспечивающими возможность перемещения их двумя работающими;

— средствами пожаротушения и ликвидации аварийных ситуаций;

— исправным стационарным или временным освещением, соответствующим классу зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ).

4.3.4.7 В местах погрузочно-разгрузочных работ с пожароопасными лакокрасочными материалами не разрешается пользоваться открытым огнем.

4.3.4.8 Используемые погрузочно-разгрузочные механизмы должны быть в исправном состоянии.

4.3.4.9 Водители и машинисты, ожидающие погрузку или разгрузку, а также во время проведения погрузочно-разгрузочных работ не должны оставлять транспортные средства без присмотра.

4.3.4.10 Транспортные средства (вагоны, кузова, прицепы, контейнеры и т.п.), подаваемые под погрузку пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, должны быть исправными и очищены от посторонних веществ.

4.3.4.11 При обнаружении повреждений тары (упаковки), рассыпанных или разлитых веществ следует немедленно удалить поврежденную тару (упаковку), очистить пол и убрать рассыпанные или разлитые пожаровзрывоопасные и пожароопасные вещества.

4.3.4.12 При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с пожаровзрывоопасными и пожароопасными грузами работающие должны соблюдать требования маркировочных знаков и предупреждающих надписей на упаковках.

4.3.4.13 Не разрешается проводить погрузочно-разгрузочные работы с пожаровзрывоопасными и пожароопасными веществами и материалами при работающих двигателях автомобилей, а также вовремя дождя, если вещества и материалы склонны к самовозгоранию при взаимодействии с водой.

4.3.4.14 Пожаровзрывоопасные и пожароопасные грузы в вагонах, контейнерах, кузовах автомобилей следует надежно закреплять с целью исключения их перемещения при движении.

4.3.4.15 При проведении технологических операций, связанных с наполнением и сливом легковоспламеняющихся жидкостей, должны выполняться следующие требования:

— люки и крышки следует открывать плавно, без рывков и ударов, с применением искробезопасных инструментов;

— не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы с емкостями, облитыми легковоспламеняющимися жидкостями;

— арматура (шланги, разъемные соединения, защита от статистического электричества и т.п.) должна быть в исправном техническом состоянии.

4.3.4.16 Перед заполнением резервуаров, цистерн, тары и т.п. жидкостью необходимо проверить исправность имеющегося измерительного устройства.

4.3.4.17 Измерение уровня жидкости в емкости и отбор проб, как правило, следует проводить в светлое время суток. В темное время суток работающие должны пользоваться только аккумуляторными фонарями во взрывозащищенном исполнении.

Измерение уровня и отбор проб вручную во время грозы, а также во время закачивания или откачивания продукта не разрешается.

4.3.4.18 Наполнение и опорожнение емкостей легковоспламеняющейся жидкостью должно осуществляться по трубопроводам и шлангам, имеющим исправные соединения, и только после правильности открытия и закрытия соответствующих задвижек. Открытие запорной арматуры следует проводить полностью.

4.3.4.19 Подача продукта в резервуары, емкости и т.п. «падающей струей» не разрешается. Скорость наполнения (опорожнения) резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных и предохранительных клапанов (или вентиляционных патрубков).

4.3.4.20 По окончании разгрузки пожаровзрывоопасных и пожароопасных грузов необходимо осмотреть вагон, контейнер или кузов автомобиля, тщательно собрать и удалить остатки веществ и мусор.

4.3.4.21 При проведении аварийно-восстановительных работ необходимо руководствоваться правилами безопасности, изложенными в аварийных карточках, выбирая из перечня необходимых действий при пожаре или пожарной ситуации такие, которые применимы в данной обстановке. Радиусы зон поражения опасными факторами пожара, приведенные в аварийных карточках, должны приниматься как минимальные и уточняться специалистами соответствующих служб.

4.3.4.22 Если складывающаяся ситуация угрожает жизни и здоровью работников железнодорожного транспорта, членов аварийной группы, работы должны быть немедленно прекращены, а люди выведены в безопасное место.

4.3.5 Требования безопасности при хранении лакокрасочных материалов

4.3.5.1 Требования пожарной безопасности по совместному хранению лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, с другими особо опасными и опасными веществами и материалами — по 4.2.7 настоящего стандарта.

4.3.5.2 Емкости (бутыли, бутылки и др.) с лакокрасочными материалами (легковоспламеняющимися и горючими жидкостями), а также аэрозольные упаковки должны быть защищены от солнечного и иного теплового воздействия.

4.3.5.3 На открытых площадках или под навесами хранение аэрозольных упаковок допускается только в негорючих контейнерах.

4.3.5.4 При хранении в складских помещениях при отсутствии стеллажей материалы должны укладываться в штабели. Напротив дверных проемов складских помещений должны оставаться свободные проходы шириной, равной ширине дверей, но не менее 1 м.

Через каждые 6 м в складах следует устраивать продольные проходы шириной не менее 0,8 м.

4.3.5.5 Расстояние от светильников до хранящихся материалов должно быть не менее 0,5 м.

4.3.5.6 Стоянка и ремонт погрузочно-разгрузочных и транспортных средств в складских помещениях и на дебаркадерах не допускается.

Грузы и материалы, разгруженные на рампу (платформу), к концу рабочего дня должны быть убраны.

4.3.5.7 В зданиях складов все операции, связанные с вскрытием тары, проверкой исправности и мелким ремонтом, расфасовкой продукции, приготовлением рабочих смесей пожароопасных жидких лакокрасочных материалов, должны проводиться в помещениях, изолированных от мест хранения.

4.3.5.8 Электрооборудование складов по окончании рабочего дня должно обесточиваться. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, должны располагаться вне складского помещения на стене из негорючих материалов или на отдельно стоящей опоре, заключаться в шкаф или нишу с приспособлением для опломбирования и закрываться на замок.

4.3.5.9 Дежурное освещение в помещениях складов, а также эксплуатация газовых плит, электронагревательных приборов и установка штепсельных розеток не допускается.

4.3.5.10 При хранении материалов на открытой площадке площадь одной секции (штабеля) не должна превышать 300 м 2 , а противопожарные разрывы между штабелями должны быть не менее 6 м.

4.3.5.11 Въезд локомотивов в складские помещения категорий А, Б и В не допускается.

4.3.5.12 Легковоспламеняющиеся материалы должны храниться в количестве, не превышающем установленные на предприятии нормы. На рабочих местах количество этих жидкостей не должно превышать сменную потребность.

4.3.5.13 Дыхательные клапаны и огнепреградители необходимо проверять на соответствие требованиям технического паспорта не реже одного раза в месяц, а при температуре воздуха ниже 0 °С — не реже одного раза в декаду.

При осмотрах дыхательной арматуры необходимо очищать клапаны и сетки от льда. Отогрев их следует проводить только пожаробезопасными способами.

4.3.5.14 Отбор проб и измерения уровня необходимо проводить при помощи приспособлений из материалов, исключающих искрообразование.

4.3.5.15 На складах резервуарного парка должен быть запас огнетушащих веществ, а также должны иметься средства их подачи в количестве, необходимом для тушения пожара в наибольшем резервуаре.

4.3.5.16 Здания для хранения лакокрасочных материалов в таре должны быть высотой не более трех этажей, а легковоспламеняющихся жидкостей — одноэтажными.

4.3.5.17 В хранилищах при ручной укладке бочки с легковоспламеняющимися жидкостями должны устанавливаться на полу не более чем в два ряда, при механизированной укладке — не более чем в три ряда.

4.3.5.18 Ширина штабеля должна быть не более двух бочек. Ширину главных проходов для транспортирования бочек следует предусматривать не менее 1 м, между штабелями — не менее 1 м.

4.3.5.19 Хранить жидкости разрешается только в исправной таре. Пролитая жидкость должна немедленно убираться.

4.3.5.20 Открытые площадки для хранения растворителей в таре должны быть огорожены земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 м с пандусами для прохода на площадки.

4.3.5.21 Площадки должны возвышаться на 0,2 м над прилегающей территорией и быть окружены кюветом для отвода сточных вод.

4.3.5.22 В пределах одной обвалованной площадки допускается размещать не более четырех штабелей бочек размером 25×15 м с разрывами между штабелями не менее 10 м, а между штабелем и валом (стенкой) — не менее 5 м.

Разрывы между штабелями двух смежных площадок должны быть не менее 20 м.

4.3.5.23 Над площадками допускается устройство навесов из негорючих материалов.

4.3.5.24 В местах хранения лакокрасочных материалов не допускается проведение работ, связанных с вскрытием тары, фасованием продукции, приготовлением рабочих смесей пожароопасных материалов.

Данные работы должны проводиться в помещениях, изолированных от мест хранения.

Библиография

[1] Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств — участников содружества 05.04.96 г.

[2] Инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху № 307, 310,812,820, ИКАО

[3] Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, Москва, Транспорт 2000 г.

Ключевые слова: лакокрасочные материалы, транспортирование, хранение, безопасность, упаковка, потребительская тара, транспортная тара, транспортный пакет, контейнер, поддон, аварийная карточка

Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Смотрите также: Каталог «Краски, эмали, лаки, штукатурки, грунтовки, антисептики» >>
Компании «Краски, эмали, лаки, штукатурки, грунтовки, антисептики» >>
Фотогалереи (1) >>
Статьи (86) >>
ГОСТы (175) >>
СНиПы (1) >>
Задать вопрос в форуме >>
Подписка на рассылки >>

Как хранить лакокрасочные материалы: нюансы и нормативы

    Эльвира Нечаева

Правильное хранение лакокрасочных изделий — залог получения качественного и долговечного покрытия в процессе ремонта/отделки жилых, коммерческих помещений. Несоблюдение надлежащих условий ведет к тому, что лак и краска, растворители утрачивают свои физические и химические эксплуатационные свойства. Мороз, высокая температура, влажность могут иметь фатальные последствия для ЛКМ. Если условия хранения по ГОСТ нарушаются, лаки и краски становятся непригодными для использования, а растворители — выпариваются, превращаются в опасные химикаты.

На заметку! Эмали, краски лаки раздражают слизистые, вызывают частые головные боли, раздражительность, сонливость. ЛКМ могут стать причиной острого отравления, если не позаботиться об организации их хранения.

Как хранить лакокрасочные материалы

Почти все лакокрасочные материалы в той или иной степени пожароопасны и токсичны. Горючие составы могут взрываться, если владельцы не выполняют базовые требования к хранению, не соблюдают технику безопасности. Даже перегрев или взбалтывание ведут к серьезным последствиям. Чтобы избежать проблем, соблюдайте все правила хранения лакокрасочных материалов досконально.

Зона хранения: основные требования

Обеспечить дальнейшую безопасность эксплуатации и сохранность ЛКМ можно в помещении, соответствующем ряду требований. Подготовка места, в котором устанавливаются банки с красками/лаками, предусматривает:

  • создание хорошего воздухообмена — приточно-вытяжная вентиляция исключает скопление вредных паров, испарений;
  • наличие ограждения — помещение закрыто от несанкционированного доступа;
  • цементные полы;
  • наличие густопенных и углекислотных огнетушителей, ящиков с песком вблизи зоны хранения;
  • площадь — зависит от того, сколько емкостей вы собираетесь держать в помещении. Лучше подготовить отдельную зону, специально оборудованную площадку, выделить склад (стеллаж, плотно запирающийся шкаф должны находиться внутри). Каждая полка должна быть металлической;
  • пожарная безопасность — отсутствие источников открытого огня, воспламенения. В здании должны быть установлены неискровые светильники.
Совет! Не запасайтесь большим количеством лакокрасочных материалов впрок. Срок их хранения без потери качества не должен превышать шести-десяти месяцев при соблюдении всех правил и условий.

Хранение лакокрасочных материалов

Одним из важнейших аспектов гарантии получения качественного лакокрасочного покрытия, наряду с техническими характеристиками ЛКМ, условиями окраски и подготовкой поверхности, являются надлежащие условия хранения лакокрасочных материалов. Даже самая идеальная эмаль или грунтовка, обладающая надлежащим комплексом свойств, не является гарантией успешной и качественной окраски поверхности, если не были обеспечены необходимые условия при их хранении.

С другой стороны, наряду с вопросами обеспечения качества продукции, при хранении ЛКМ, особенно органоразбавляемых, зачастую приходится учитывать и требования безопасности – такие материалы являются взрыво- пожароопасными из-за входящих в их состав органических растворителей.

Требования по хранению ЛКМ изложены в ГОСТ 9980.5 «Материалы лакокрасочные. Транспортировка и хранение» . Данный стандарт определяет условия хранения: тип складских помещений, температурный режим, требования к хранению вне складских помещений, число ярусов тары с ЛКМ в штабеле, требования по совместному хранению многокомпонентных ЛКМ и материалов, являющихся опасными грузами.

Условия правильного хранения ЛКМ

1. Органоразбавляемые ЛКМ целесообразнее всего хранить в специализированных сухих, крытых, неотапливаемых складских помещениях при температуре окружающей среды от минус 40 до плюс 40 о С на расстоянии не менее 1 метра от нагревательных приборов.

ЛКМ необходимо хранить отдельно от кислот, щелочей и других химикатов.

Для водно-дисперсионных ЛКМ в осенне-зимний период, когда температура окружающей среды в течение суток может неоднократно изменяться, хранение должно производиться в отапливаемом помещении с температурой выше 0 о С. При несоблюдении температурного режима, лакокрасочный материал будет безнадежно испорчен, т.к. произойдет необратимое разрушение его основной части – полимерной дисперсии.

2. В случае отсутствия возможности длительного хранения ЛКМ в специализированных складских помещениях, их складируют в упакованном (палетированном) виде на спланированных площадках, защищенных от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, например, под навесом.

ЛКМ, хранящиеся в металлической таре и нагревающиеся под прямыми солнечными лучами, с большой долей вероятности может стать некондиционным. Так поливинилхлоридные материалы (эмали ХВ-16, ХВ-124, ХВ-518, ХВ-785 и др.) в жаркую погоду могут полимеризоваться с нарастанием вязкости вплоть до гелеобразования, и такой процесс не всегда обратим. Акриловые эмали для дорожной разметки при нагревании под действием солнечных лучей высыхают на внутренних стенках и крышках тары в виде тонких твердых хрупких пленок. При перемещении, вскрытии и других манипуляциях хрупкая пленка отваливаются в виде тонких чешуек, попадая в материал, и могут забивать тонкие фильтры и сопла окрасочных дорожных машин (такие чешуйки обратимо растворимы, но для их растворения требуется интенсивное перемешивание, что не всегда возможно у потребителя). Алкидные материалы (грунтовки ГФ-021, ГФ-0119, ГФ-0163 и др., эмали ПФ-115, ПФ-223 и многие другие) при хранении под открытым солнцем могут образовывать окисные пленки.

Влага, образуемая осадками, просачиваясь внутрь тары с ЛКМ (из-за особенностей конструкции тары, неплотного прилегания крышки к горловине и т.п.), также приводит к нежелательным последствиям – формированию ржавчины на внутренних стенках металлической тары, изменению оттенка цвета ЛКМ белых и пастельных тонов, появлению дефектов покрытия при окраске и др.

3. ЛКМ, расфасованные в пластиковую тару, допускается хранить в штабелях высотой не более 3 метров на деревянных поддонах, расфасованную в металлические барабаны – высотой не более 5,5 м. Нарушение данного условия может привести к разгерметизации тары и, как следствие, к розливу ЛКМ.

4. Допускается хранение ЛКМ в таре на открытых площадках на время комплектации отгрузки сроком не более 3 суток.

Если для конкретного ЛКМ требуются особенные условия хранения, они должны быть указаны в нормативной и технической документации (ГОСТ, ТУ, этикетка).

Соблюдение перечисленных выше условий хранения позволит обеспечить качество ЛКМ в процессе их хранения.

Вместе с этим читают:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *