Что такое тушение пожаров
Перейти к содержимому

Что такое тушение пожаров

  • автор:

Статья 19. Тушение пожаров

1. Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

2. Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

3. Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается на республиканском и местном уровнях — соответственно органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления.

4. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством.

6. Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

7. При тушении пожаров и проведении необходимых действий по обеспечению безопасности людей, спасению имущества производится:

а) проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

б) создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

в) использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования и иного имущества;

г) ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

д) эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

8. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

9. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

10. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

11. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на территории которых осуществляются боевые действия по тушению пожара.

12. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

13. Материальный ущерб, причиненный при тушении пожара, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются. ‘

Разработка и реализация мер пожарной безопасности Статья 20. >>
Производство пожарно-технической продукции
Содержание
Закон Республики Карелия от 27 ноября 1992 г. N XII-15/428 «О пожарной безопасности»

Тактика тушения пожаров

Выбор тактики пожаротушения зависит от нескольких факторов:

  • наличие электрического оборудования на объекте, где произошло возгорание;
  • близость источников воды;
  • показатель материально-технической оснащенности специальных подразделений;
  • психо-эмоциональное состояние сотрудников противопожарной службы.

Выбор средств, применяемых для каждого конкретного случая пожаротушения зависит от следующих показателей:

  • площадь возгорания;
  • скорость распространения огня;
  • степень задымленности помещения;
  • температура воздуха в зоне возгорания;
  • вероятность возникновения угрозы жизни людей.

Определяя тактику пожаротушения, подразделения МЧС решают одновременно несколько важных задач:

  • установление взаимосвязи между отдельными процессами, происходящими на конкретном пожаре, и их предварительная идентификация;
  • анализ действий сотрудников пожарной охраны и усовершенствование применяемых ими приемов и методов проведения всех работ, включая мероприятия аварийно-спасательной направленности;
  • определение направления совершенствования организационной деятельности;
  • разработка мероприятий по улучшению психического состояния пожарных.

Возможности подразделений по пожаротушению

Подразделения МЧС для тушения пожаров.

Важное значение для успешного тушения пожара имеет степень и качество оснащения специальных подразделений. Поэтому производится тщательный расчет средств для выполнения каждой определенной задачи.

Для этого используются данные о скорости и площади распространения огня, расходе и интенсивности подачи огнетушащих веществ. Показатель их использования рассчитывается с применением специальных формул и с учетом параметров огнетушения. Для каждого вещества применяется отдельный алгоритм.

Затем определяется расположение и количество единиц спецоборудования, схемы их развертывания и продолжительность их функционирования при подключении к различным источникам питания.

Возможности подразделений по пожаротушению определяют максимальный объем работ, направленных на выполнение конкретной задачи, в установленный период времени. При этом очень важным является тесное взаимодействие между всеми участниками и руководителями процесса.

Возможности подразделений зависят также от следующих факторов:

  • характеристики служебного автомобиля и его оснащения специальным оборудованием;
  • численности и тактической грамотности пожарных;
  • индивидуальных особенностей объекта пожаротушения, которые оказывают влияние на процессы устранения возгорания, задымления и спасения людей.

Этапы работы при тушении пожара

Процедура пожаротушения состоит из нескольких основных этапов:

  1. Прием сообщений. Это входит в обязанности диспетчера. Он принимает заявку, фиксирует все полученные сведения в соответствующих документах и передает их по назначению. Скорость обработки прямо влияет на возможности подразделений.
  2. Формирование и выезд спецгруппы на место возгорания.
  3. Разведывательная деятельность. Она включает в себя определение характеристик пожара. Это помогает максимально эффективно разместить оборудование, предугадать дальнейшее развитие возгорания, определить маршруты перемещения пожарных, а также численность и местонахождение людей.
  4. Мероприятия по спасению людей и материальных ценностей. Для выполнения задач применяется специальное оборудование, предназначенное для работы на высоте, а также средства индивидуальной защиты.
  5. Развертывание мощностей. На данном этапе производится подготовка и установка специального оборудования, а также его подключение к источникам воды. Конечной задачей этих работ является успешная подача действующего вещества в линии трубопроводов магистрали.
  6. Устранение горения. Данный этап подразумевает выполнение работ по ликвидации самого пожара. Очень важно принять меры по исключению возможности повторного возгорания, тления или взрывов. На данном этапе разведывательные работы продолжаются. Они сопровождаются спасательными мероприятиями (при наличии такой необходимости).
  7. Специальные работы. Они включают в себя выполнение задач по наладке оборудования, подъему на высоту и спуску вниз, оказанию первой медицинской помощи при наличии пострадавших, организации освещения или связи и т.д.
  8. Сбор средств и возвращение на места постоянного расположения подразделений. Данные работы включают проверку личного состава, осмотр и сбор специального оборудования, заполнение автоцистерн водой. На обратном пути пожарные должны поддерживать связь с дежурным диспетчерской службы.

Правила тушения пожаров

Правила тушения пожаров.

Иногда индивидуальные особенности объектов пожаротушения требуют выполнения дополнительных действий для достижения отдельных задач. В нормативной документации МЧС уделено внимание особым случаям устранения пожаров в неблагоприятных условиях и при наличии повышенной опасности жизни и здоровью людей и сотрудников пожарной службы.

Данные нормативные акты определяют порядок действий подразделений с учетом специфики важных характеристик объектов. Например, при отсутствии источника подачи или недостатке воды, необходимо использовать другие приспособления для устранения огня. При обнаружении высокой вероятности взрыва следует использовать специальное сигнальное устройство для оповещения присутствующих людей и самих пожарных о существующей опасности.

Порядок тушения пожаров определяет степень ответственности должностных лиц. Данный документ также устанавливает жесткую иерархию в подразделениях при выполнении задач на любом этапе работы по пожаротушению.

Общие сведения описывают алгоритм определения приоритетного направления основных сил и мощностей.

Для грамотного построения порядка действий пожарных составляются карточки и схемы.

Внимание! Схемы тушения пожара составляются для отдельных объектов, таких как предприятия нефтеперерабатывающей, газовой, химической, электроэнергетической промышленности и других предприятий, на территории которых размещены взрывоопасные элементы оборудования.

Схемы составляются для наглядности. На них изображается объект и прилегающие к нему здания, обозначаются источники подачи воды, которые можно использовать для устранения возгорания. Схемы описывают действия сотрудников предприятия и их взаимодействие с пожарной охраной. К их составлению предъявляются особые требования.

Средства, используемые при тушении пожаров

Для тушения пожаров может применяться весь спектр специальных средств. К ним относятся:

  1. Подручные средства: емкости для воды, лопаты, песок, брезент и т.д. Эти предметы могут использоваться на начальной стадии возгорания для устранения огня и препятствия его распространению.
  2. Первичные средства пожаротушения: огнетушители различных видов, пожарные краны и др. Для их использования требуются специальные навыки. Без предварительной подготовки велика вероятность получения травм.
  3. Мобильные средства: пожарные машины, самолеты, вертолеты, суда, поезда, гусеничная техника, мотопомпы. Они укомплектованы всем необходимым оборудованием для устранения пожаров, а также предметами индивидуальной защиты и служат средством доставки личного состава специальных подразделений МЧС к объекту возгорания.
  4. Автоматические установки пожаротушения: водяные, порошковые, аэрозольные, газовые и др.

Требования к установке и эксплуатации всех средств, применяемых для тушения пожаров, регулируются нормативными документами. Это же относится и к технике пожарной безопасности.

  • Основная пожарная техника
  • Специальная пожарная техника
  • Автоцистерны пожарные лесопатрульные
  • Комплектующие для пожарных автомобилей

Научно-техническое обеспечение тушения пожаров в современных условиях

Тушение пожаров является весьма специфической областью деятельности, в основе которой лежат фундаментальные законы физики и химии. Фактически, пожаротушение есть некий технологический процесс, приводящий к определенному конечному результату. Отличие от процессов, протекающих в промышленных установках, состоит в том, что параметры пожара и, соответственно, пожаротушения не находятся полностью под нашим контролем, и слишком часто мы не можем предсказать значение характеризующих параметров в пространстве и во времени. Иногда пожар превращается в настоящее стихийное бедствие, т.е. масштабы и мощность пламени превышают возможное воздействие человека, и сегодня не возможно создание сказочного карманного устройства, с помощью которого любой человек потушит любой пожар. Кроме того, если производственные технологические процессы регулируются ограниченным кругом специалистов, то в зоне воздействия факторов пожара и необходимости его тушения могут оказаться люди, совершенно не имеющие представления о механизмах горения и пожаротушения. Если учесть тот факт, что каждый пожар сопровождается нанесением ущерба, становится очевидной трансформация технической задачи пожаротушения в социально-экономическую. Это значит, что эффективная борьба с пожарами определяется не только принимаемыми техническими решениями, но и другими характеристиками состояния современного общества. Хотя не стоит забывать, что это две стороны одной медали.

Эффективность нашего воздействия на пожар зависит от эффективности огнетушащих веществ, мощности и количества средств их подачи, и профессиональных знаний управляющих техникой людей. Все это относится к научно-техническим аспектам пожаротушения:

Выбор способа пожаротушения и необходимой интенсивности подачи огнетушащего средства определяется свойствами (составом) горючего, его количеством, конкретными условиями места возникновения пожара и геометрическими размерами защищаемого объекта, продолжительностью свободного горения.

Известные средства объемного тушения пожара – порошковые, газовые и газоаэрозольные составы – обладают рядом существенных недостатков, в первую очередь к которым относятся:

— отсутствие или очень слабое проявление в процессе тушения охлаждающего эффекта;

— снижение эффективности средства пожаротушения при отсутствии герметичности помещения или при тушении пламени на открытом пространстве;

— порошковые, газовые и газоаэрозольные составы не снижают концентрацию опасных для человека продуктов горения в объеме рассматриваемого помещения, а порой сами являются опасными для здоровья людей;

— поскольку составы объемного тушения заполняют весь объем помещения, локальное тушение очага пожара, как правило, затруднительно;

— малая эффективность огнетушащих составов при использовании их подразделениями пожарной охраны.

Помимо этого, запуск некоторых марок генераторов огнетушащего аэрозоля приводит к возрастанию температуры и давления в защищаемом объеме, разрушению остекления здания и снижению эффективности газоаэрозольного состава.

Слабый охлаждающий эффект может проявиться после ликвидации пламенного горения. В ряде случаев, воспламенившееся горючее еще до возникновения пожара по технологическим условиям бывает нагрето до высокой температуры. Указанные составы не смогут его охладить и исключить повторное воспламенение в течение длительного времени — до тех пор, пока температура не будет снижена в результате естественного остывания. Это может потребовать несколько часов, а иногда и десятков часов.

Другой особенностью применения составов объемного тушения является необходимость очень быстрого (автоматического) запуска установки пожаротушения. Поскольку в результате горения в зоне пожара будет накапливаться тепло, а охлаждающее воздействие состава объемного тушения мало, необходимо, чтобы время срабатывания установки пожаротушения было как можно меньшим, желательно ограничить это время величиной 30 – 60 с. Однако, при этом условии возникает другая проблема – эвакуация персонала из горящего помещения. Хорошо известно, что некоторые газовые составы, на пример, углекислый газ, не могут использоваться в помещении, где по какой-либо причине находятся люди из-за возможности их отравления. Отравление людей возможно также продуктами горения веществ и материалов. Осуществить же быструю эвакуацию не всегда бывает возможно. Кроме этого, порошковые и аэрозольные составы, выпущенные в объем помещения, приводят к полной потере видимости, а значит к невозможности эвакуации персонала. Задержка пуска установки на время эвакуации приведет к снижению эффективности огнетушащего воздействия состава и возникновению указанных выше проблем.

Поскольку достаточно часто пожар в помещении начинается с воспламенения (взрыва) парогазовой фазы горючего, нарушение герметичности может привести к тому, что требуемая огнетушащая концентрация состава объемного тушения не будет достигнута, а пожар вообще не будет потушен.

Из всех известных средств пожаротушения наиболее подходящим, в первую очередь для объектов топливно-энергетического комплекса, является воздушно-механическая пена. Даже пена высокой кратности обладает существенным охлаждающим эффектом, осуществляя в процессе тушения секционирование объема защищаемого помещения. Одновременное охлаждающее и изолирующее воздействие пены на зону пожара наилучшим образом осуществляет ликвидацию горения.

Постоянный интерес у служб пожаротушения сохраняется в отношении к тушению пожаров в резервуарах, поскольку именно эти пожары относятся к числу крупных и сложных. Широкое внедрение современных фторсинтетических и фторпротеиновых пенообразователей позволило реализовать технологию подслойного тушения пожаров в резервуарах. Основными преимуществами такой технологии пожаротушения являются:

  • интенсивное перемешивание («барботирование») горючего в резервуаре, приводящее к быстрому охлаждению верхнего слоя за счет отвода тепла к нижним холодным слоям;
  • исключение повреждений установки пожаротушения при взрыве паровоздушной смеси в резервуаре;
  • конвективные потоки способствуют быстрому растеканию пены или пленки поверхностно-активного вещества по свободной поверхности горючего;
  • снижение вероятности вскипания и выброса горючего;
  • возможность безопасного применения передвижной пожарной техники и подачи пены в горящий резервуар без использования подъемных устройств.

Не следует путать способ подслойного пожаротушения с методом подачи пены установками УППС, в которых используются рукава и пенообразователь общего назначения. Очевидно, что из всех, указанных выше преимуществ, в данном случае реализуется только последнее.

Свойства горючего в резервуаре могут быть различны: от газового конденсата с большим количеством легких фракций, которые трудно изолировать от окружающего воздуха и открытого пламени, до высокопарафинистой (высоковязкой) нефти, тушение которой в резервуаре подслойным способом практически не возможно из-за образования локальных ловушек для всплывающей пены. Как правило, высоковязкие продукты, такие как некоторые сорта нефти, мазут, и т.п. хранятся в резервуарах при повышенной температуре для обеспечения возможности их перекачки. Холодная, по сравнению с продуктом, пена охлаждает локальные участки продукта, образовывая полости, ограниченные вязким продуктом. Даже если эти полости смогут подняться до свободной поверхности, пена не сможет их покинуть, и горение будет продолжаться. В настоящее время не известны случаи применения подслойного способа подачи пены для резервуаров с вязкими горючими жидкостями.

Конструктивные особенности резервуара, т.е. наличие понтона или плавающей крыши, когда применение только подслойного способа подачи, особенно в автоматическом режиме, не гарантирует успешного тушения, требуют организации комбинированной подачи пены, либо подачи ее только сверху. Пожар в резервуаре указанного типа начинается, либо сопровождается нарушением движения понтона или плавающей крыши. Без сомнений понятно, что при перекосе понтона или плавающей крыши значительная часть поверхности горючего в резервуаре окажется недоступной для поступающей под слой пены. По этой причине для резервуаров таких типов следует предусматривать «комбинированный» способ подачи, позволяющий осуществлять тушение с помощью пены, поступающей на поверхность горючего сверху через пеносливы. В промышленно развитых странах такие резервуары защищаются, как правило, с помощью генераторов пены низкой кратности, размещаемых над верхним поясом резервуара. Поскольку дать точный прогноз о положении понтона или плавающей крыши в момент возникновения пожара не возможно, автоматическая система пожаротушения должна предусматривать первоочередную подачу пены сверху. Помимо указанных особенностей пена, поступающая через пеносливы и стекающая по стенке резервуара, дополнительно охлаждает стенку, препятствуя ее деформации от воздействия факела пламени.

Статистика пожаров свидетельствует о достаточно высокой вероятности возникновения загорания в помещении насосной или компрессорной станции. До настоящего времени такие объекты защищаются с помощью пены средней кратности установками на основе генераторов типа ГПС.

Как правило, рассматриваемые помещения имеют высоту более 10 м, а технологические трубопроводы располагаются на различных отметках по высоте. В этих условиях, даже при возникновении пожара в нижней части, возможно быстрое его распространение в вертикальном направлении. Отсутствие точного прогноза о месте возникновения и размерах загорания к моменту включения установки пожаротушения требует осуществления огнетушащего воздействия по всему объему помещения.

В отличие от рассмотренных выше составов объемного пожаротушения, применение пены высокой кратности имеет лишь один недостаток – в силу достаточно высокой электропроводности пена не может быть рекомендована для тушения установок под напряжением и в тех случаях, когда контакт пены (раствора пенообразователя) с некоторыми веществами и материалами приведет к их порче. Однако, в этих случаях существуют технические решения, сводящие к минимуму возможное вредное воздействие пены благодаря ее способности осуществлять «секционирование» защищаемого помещения в процессе тушения пожара. Эффект огнетушащего воздействия пены высокой кратности заключается не только в непосредственном контакте пены и свободной поверхности горючего, но и в образовании локальных объемов, изолированных от окружающего воздуха, что приводит к самотушению пламени внутри таких объемов.

Одно из существенных преимуществ применения для тушения пожаров пены низкой кратности на основе современных пенообразователей целевого назначения достигается при использовании передвижных или стационарных лафетных стволов. Такие стволы (мониторы) являются эффективными средствами доставки пены к очагу пожара и могут использоваться, как для тушения больших площадей, включая проливы горючего, так и для подачи пены на высоту до 30 и более метров, орошения строительных конструкций в зоне пожара и вблизи от нее. Необходимым условием успешного применения таких стволов является наличие мощной системы водоснабжения. В зависимости от марки ствола, он может обеспечить расход воды или раствора до 1000 л в секунду при дальности 150 и более метров.

Ручные, переносные и стационарные лафетные стволы по праву можно отнести к наиболее любимому в пожарной охране вооружению. Современные модели стволов не только способны выполнять различные функции: доставлять в зону пожара воду или пену, формировать компактную или распыленную струю, создавать водяную завесу, но и обеспечить безопасность пожарного во время боевой работы. Защита пожарного достигается, как благодаря многофункциональности ствола, так и из-за большой дальности возможной доставки огнетушащего вещества. При тушении крупномасштабных пожаров целесообразно использование стволов с дистанционным управлением или оснащенных автоматическим устройством осциллирования. В этом случае пожарный вообще может находиться вне досягаемости опасных факторов пожара.

Продолжительность горения до момента начала тушения определяет тепловой режим в зоне пожара и, следовательно, величину необходимой интенсивности подачи огнетушащего вещества. Тушение может осуществляться с помощью стационарных (автоматических) установок или с использованием передвижной пожарной техники. Очевидно, что в последнем случае время до начала тушения будет больше и охлаждающее воздействие огнетушащего вещества должно быть более эффективным. Одним из основных вопросов при расчете систем пенного пожаротушения является определение нормативной интенсивноси подачи. Следует напомнить, что в бывшем Советском Союзе была разработана уникальная методика, основанная на понятии «критической интенсивности». Строгое определение критической интенсивности является следующим: при критической интенсивности эффект тушения не достигается бесконечно долго, однако при увеличении интенсивности подачи на любую сколь угодно малую величину тушение будет достигнуто за конечный промежуток времени. В режиме критической интенсивности подачи достигается псевдо-стационарный режим горения, осложненный воздействием пены. Такой режим гораздо более удобен для изучения и моделирования, чем полностью нестационарный, когда большое количество параметров изменяется в пространстве и во времени.

Переход от критической интенсивности к нормативной осуществляется умножением величины первой на коэффициент запаса, учитывающий влияние различных факторов, таких как реальное качество огнетушащего состава, например, пенообразователя и воды, возможные отклонения в работе подающей аппаратуры и т.п.

Интересно, что по сравнению с режимом критической интенсивности суммарный нормативный запас большинства огнетушащих веществ, определяемый по российской методике, как и нормативы европейских стран, определяемые совершенно другим способом, но также с учетом трудно прогнозируемых факторов, дают значение примерно 6 — 7. Действующие нормативы подачи огнетушащих веществ примерно одинаковы во всех странах и обеспечивают тушение пожара при штатном функционировании пожарной техники. Однако тот, кто использует наиболее надежную и качественную технику получает и более надежную противопожарную защиту в целом, выигрывая за счет упомянутого выше коэффициента запаса.

Это очень хорошо, что подразделения пожарной охраны, а также здания и сооружения теоретически сегодня могут быть оснащены современными огнетушащими веществами и средствами их доставки в зону пожара. Однако только теоретически, поскольку мы не учли тот самый социально-экономический аспект, о котором говорилось в начале. Ни для кого не секрет снижение роли пожарной охраны в жизни современного российского общества. Причин тому несколько. Это и то, что затраты на противопожарную защиту не приносят прибыли, административно-правовая чехарда, неувязки с финансированием всех подразделений – от центральных до рядовых пожарных частей.

Появление новой техники и огнетушащих веществ, а также новых промышленных технологий и материалов требует внесения изменений в нормативные и служебные документы, разработки тактических приемов и способов тушения пожаров, что не возможно без проведения соответствующих исследовательских работ. Система сертификации в области пожарной безопасности и сертификационные испытания решить эту задачу не в состоянии. Большинство действующих сегодня Норм пожарной безопасности (НПБ) являются в лучшем случае компиляцией документов, разработанных 10 – 20 лет назад. В некоторых случаях изложенные в НПБ требования вообще не имеют экспериментального или теоретического обоснования.

Практическая утрата государственного (федерального) управления пожарной охраной и передача подразделений на местный административный уровень ставит перед руководителями этого уровня непривычную для них задачу, для решения которой необходимы, отсутствующие в большинстве случаев, профессиональные знания и опыт. А это значит: какое оборудование и в каком количестве закупать, где и как его использовать будут решать хоть и не глупые, но не компетентные в вопросах пожарной безопасности люди.

В этой ситуации становится очевидной необходимость построения, если не национальной, то хотя бы межрегиональной системы пожарной безопасности. Только в этом случае можно будет надеяться, что регионы или даже отдельные подразделения смогут оказать друг другу помощь в тушении крупных пожаров.

А лучшим вариантом технического решения по организации пожаротушения является автоматическое пенное пожаротушение, если, конечно, нет весомых аргументов в пользу иного способа защиты.

Узнать стоимость GetPageProperty(‘formKey’)):?> GetPageProperty(‘formKey’)?> продукции от производителя?

Что такое тушение пожаров

Основные положения по тушению пожаров

6. Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров [1] . Тушение пожаров [2] осуществляется в соответствии с Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар.

7. Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов [3] без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве [4] .

8. Боевые действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными с момента восстановления боеготовности подразделения пожарной охраны к тушению пожара и проведению АСР.

9. В целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров с момента сообщения о пожаре и до его ликвидации проводится разведка пожара.

10. Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы:

а) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

  • прием и обработка сообщения о пожаре;
  • выезд и следование к месту пожара;

б) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

  • прибытие к месту пожара;
  • управление силами и средствами на месте пожара;
  • разведка пожара;
  • спасение людей;
  • боевое развертывание сил и средств;
  • ликвидация горения;
  • проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;

в) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:

  • сбор и следование в место постоянной дислокации;
  • восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.

11. Первичным тактическим подразделением пожарной охраны является отделение на основном пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле [5] .

Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул (дежурная смена) в составе двух и более отделений на основных ПА.

12. Для проведения боевых действий по тушению пожаров личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, привлеченными к проведению боевых действий по тушению пожаров силами [6] , используются следующие средства:

а) пожарная техника:

  • мобильные средства пожаротушения (ПА, пожарные самолеты, вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда, приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора), пожарные мотопомпы);
  • первичные средства пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные);
  • установки пожаротушения;
  • средства пожарной автоматики (извещатели пожарные, приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные, технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные, системы передачи извещений о пожаре, другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики);
  • пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы);
  • средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения [7] и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные);
  • пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);

б) вспомогательная техника;

в) аварийно-спасательная техника (аварийно-спасательные автомобили [8] , мотоциклы, мотовездеходы, беспилотные летательные аппараты, робототехнические комплексы, плавательные средства);

г) огнетушащие вещества;

д) источники противопожарного водоснабжения (естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы);

е) инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим;

ж) специальные системы и средства связи и управления проведением боевых действий по тушению пожаров.

з) другое имущество, оборудование и инструменты, находящиеся на вооружении подразделений гарнизона.
(пп. «з» введен Приказом МЧС России от 28.02.2020 № 129)

13. Основным видом пожарной техники, используемой подразделениями пожарной охраны, являются ПА, которые в зависимости от назначения подразделяются на основные и специальные.

14. Вспомогательной техникой, используемой подразделениями пожарной охраны, являются автотопливозаправщики, водовозы, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные и грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.

15. Основные и специальные ПА должны обеспечивать выполнение следующих функций:

  • доставка к месту пожара личного состава пожарной охраны, огнетушащих веществ, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей;
  • подача в очаг пожара огнетушащих веществ;
  • проведение АСР, связанных с тушением пожара;
  • обеспечение безопасности выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

Основные ПА подразделяются на ПА общего применения (для тушения пожаров в городах и сельских населенных пунктах) и ПА целевого применения (для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других пожароопасных производственных объектах).

Специальные ПА должны обеспечивать выполнение специальных работ при тушении пожаров и проведении АСР, регламентируемых настоящим Боевым уставом.

[1] Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
[2] «боевые действия по тушению пожаров».
[3] Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (статья 1 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381; 2011, № 50, ст. 7359; 2013, № 19, ст. 2314, № 43, ст. 5452).
[4] Часть 1 статьи 53 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381).
[5] «ПА».
[6] «участники боевых действий по тушению пожаров».
[7] «СИЗОД».
[8] «АСА».

Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
«Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 N 50100)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *