Какие режимы функционирования апк безопасный город
Перейти к содержимому

Какие режимы функционирования апк безопасный город

  • автор:

АПК Безопасный город. Построение, внедрение, эксплуатация

Технические требования к сегментам аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город», детализирующие положения концепции построения и развития АПК «Безопасный город» утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации № 2446-р от 03.12.2014 года

Под АПК «Безопасный город» понимается совокупность сопряженных между собой сегментов, объединяющих сгруппированные в соответствие с целевой областью применения КСА федеральных, региональных и муниципальных органов управления и организаций, на местном уровне решающих задачи обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

В рамках реализуемых сегментов АПК «Безопасный город» предусматривается взаимодействие с КСА федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также организаций, в том числе коммерческих, в функции которых не входит непосредственное обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, однако информация КСА которых, может быть использована в целях эффективной реализации задач, предусмотренных Концепцией построения и развития АПК «Безопасный город».

Реализуемые в муниципальных образованиях сегменты АПК «Безопасный город» закладывают основу для решения задачи создания интегрированных региональных автоматизированных систем – комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации.

Схема АПК безопасный город

Предпосылки построения и развития комплекса Безопасный город

Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта РФ в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).

Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).

К основным природным угрозам относятся:

  • возможность подтопления территории города;
  • сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;
  • появление оползней;
  • вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;
  • падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);
  • задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.

Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.

К основным техногенным угрозам относятся:

  • транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;
  • пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;
  • обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;
  • аварии на магистральных трубопроводах;
  • аварии на подземных сооружениях;
  • прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
  • аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;
  • аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;
  • аварии с разливом нефтепродуктов;
  • аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;
  • аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;
  • прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;
  • старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры;
  • снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;
  • перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;
  • дефицит источников теплоснабжения;
  • медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;
  • несвоевременная и некачественная уборка улиц;
  • нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;
  • воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;
  • несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок.

Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.

К основным биолого-социальным угрозам относятся:

  • инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;
  • особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;
  • карантинные и особо опасные болезни.

Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.

К основным экологическим угрозам относятся:

  • просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
  • наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
  • интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из- за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;
  • ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;
  • ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;
  • резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
  • превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере;
  • температурные инверсии над городами;
  • «кислородный» голод в городах;
  • значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
  • образование обширной зоны кислотных осадков;
  • разрушение озонового слоя атмосферы;
  • значительные изменения прозрачности атмосферы;
  • недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;
  • истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
  • нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.

К основным угрозам транспортной безопасности относятся:

  • террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);
  • иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, «телефонный терроризм», противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;
  • криминальные действия против пассажиров;
  • криминальные действия против грузов;
  • чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.

К основным конфликтным угрозам относятся:

  • нападения на объекты и их захват;
  • взрывы;
  • похищения людей;
  • применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;
  • преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;
  • действия организованной преступности;
  • несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.

Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.

К основным угрозам информационной безопасности относятся:

  • нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
  • перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;
  • несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
  • несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;
  • оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно- телекоммуникационную сеть “Интернет”;
  • неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
  • провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;
  • распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.

Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти. К основным управленческим (операционным) рискам относятся:

  • риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;
  • нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.

Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.

Настоящая Концепция предполагает, в том числе, создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:

  • центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
  • служб скорой медицинской помощи;
  • дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;
  • дежурных служб Министерства внутренних дел РФ;
  • дежурных служб территориальных органов Министерства внутренних дел РФ на региональном и районном уровнях;
  • подразделений госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел РФ на региональном и районном уровнях;
  • дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности РФ;
  • дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;
  • дежурно-диспетчерских служб «01»;
  • дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
  • иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.

Общие сведения об АПК Безопасный город

Аппаратно-программный комплекс технических средств «Безопасный город» (АПК «Безопасный город») используются следующие понятия:

  • автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
  • биллинг – процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков объекта счет обложения, персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами;
  • геолокация – обнаружение координат реального географического положения любого объекта;
  • геоинформационная система – информационная система, оперирующая пространственными данными;
  • государственная система мониторинга состояния общественной безопасности – единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
  • дежурный план города – единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;
  • единая транспортная диспетчерская – специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;
  • единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования – орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;
  • задача автоматизированной системы – функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату;
  • интегрированная автоматизированная система – совокупность двух или более взаимоувязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;
  • информатизация – организационный, социально-экономический и научно- технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
  • информационно-вычислительная инфраструктура – комплекс программно- технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;
  • информационно-коммуникационная инфраструктура – совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативных правовых механизмов регулирования, обеспечивающих эффективное функционирование;
  • информационное обеспечение автоматизированной системы – совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при функционировании;
  • информационный ресурс – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);
  • интеграционная платформа – комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействиясопрягаемых разнородных компонентов;
  • инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • комплекс средств автоматизации автоматизированной системы – совокупность компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;
  • компонент автоматизированной системы – часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;
  • критически важный объект – объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;
  • лингвистическое обеспечение автоматизированной системы – совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы;
  • математическое обеспечение автоматизированной системы – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;
  • методическое обеспечение автоматизированной системы – совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов;
  • мониторинг объектов и грузов – осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;
  • муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;
  • обеспечение общественной безопасности – реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий:

  • железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции; метрополитены;
  • тоннели, эстакады, мосты;
  • морские терминалы и акватории морских портов;
  • порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и/или перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;
  • искусственные острова, установки и сооружения, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ;
  • аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
  • участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ;
  • оперативное управление – деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;
  • организационное обеспечение автоматизированной системы – совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы;
  • пользователь автоматизированной системы – лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты функционирования;
  • пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой информации и пользующийся;
  • потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
  • правовое обеспечение автоматизированной системы – совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы;
  • программное обеспечение автоматизированной системы – совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы;
  • силы обеспечения общественной безопасности – уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства РФ;
  • система обеспечения общественной безопасности – силы и средства обеспечения общественной безопасности;
  • система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры – автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;
  • специальное программное обеспечение – программная часть автоматизированной системы, представляющая совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;
  • среда обитания – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
  • средства обеспечения общественной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению;
  • телекоммуникационная инфраструктура – совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации;
  • техническое обеспечение автоматизированной системы – совокупность технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы;
  • угроза общественной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
  • уровень информатизации – степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;
    ущерб – потери субъекта или группы субъектов части или всех ценностей;
  • функция автоматизированной системы – совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели;
  • центр обработки вызовов – совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи – радио, пейджинговая связь и др.), маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю;
  • численность населения – абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории;
  • чрезвычайная ситуация – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления;
  • эксплуатационный персонал автоматизированной системы – персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.

Назначение, цели и задачи АПК Безопасный город

АПК «Безопасный город» предназначен для решения комплексных задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Цели и задачи АПК «Безопасный город»

Целью построения и развития АПК «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей мониторинг, прогнозирование, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.

Обобщающей задачей построения и развития АПК «Безопасный город» является формирование информационно-коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения безопасности среды обитания, общественной безопасности и правопорядка на базе межведомственного взаимодействия, включает:

  • разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно- программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;
  • обеспечение информационного обмена между участниками действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
  • обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровне через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
  • создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
  • построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

Общие требования к сегментам АПК Безопасный город

Требования к структуре и функционированию

АПК «Безопасный город» строится по распределенной архитектуре, обеспечивающей возможность распределения вычислительных ресурсов, функций управления входящими в состав сегментов КСА и взаимодействия узлов АПК «Безопасный город».

АПК «Безопасный город» строится по модульному принципу, с использованием, как уже функционирующих, так и перспективных КСА и существующей инфраструктуры, с учетом положений настоящих Единых технических требований к сегментам АПК «Безопасный город».

Совокупность КСА сегментов АПК «Безопасный город» формируют единую информационную среду, обеспечивающую эффективное взаимодействие органов государственной, организаций и населения в сфере обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Базовым уровнем построения и развития комплекса «Безопасный город» является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания в рамках муниципального образования или межмуниципального объединения.

Построение АПК «Безопасный город» на муниципальном уровне осуществляется на интеграционной платформе, обеспечивающей сопряжение между всеми КСА АПК «Безопасный город» (существующими и перспективными) на базе Единого стека открытых протоколов, общие требования к которому приведены в Приложение 1 «Требования к Единому стеку открытых протоколов информационного взаимодействия КСА АПК «Безопасный город».

Муниципальная интеграционная платформа обеспечивает возможность сквозной передачи и обработки информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств.

На региональном уровне информация из муниципальных образований консолидируется на базе региональной информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроль над оперативной обстановкой в регионе, координацию межведомственного взаимодействия на региональном уровне, оперативное управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.

На федеральном уровне соответствующие федеральные органы исполнительной власти имеют полный доступ ко всей информации, находящейся в общей информационной среде АПК «Безопасный город», и имеют возможность пользоваться в полном объеме соответственно правам доступа, установленным соответствующими регламентами.

Построение АПК «Безопасный город» осуществляется с учетом уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, взаимодействие с КСА которой обеспечивается в рамках единой информационной среды на базе единого стека открытых протоколов взаимодействия КСА АПК «Безопасный город».

Презентация и методические материалы-конспект для изучения и подготовки по кнопке СКАЧАТЬ

Материал подготовил доцент кафедры к.т.н. Рыженко А.А., за основу использовалась литература:

  1. Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса«Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2446-р от 03.12.2014;
  2. Постановление Правительства РФ № 697 от 09.2010 (ред. от 19.03.2014) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;
  3. Постановление Правительства РФ № 641 от 08.2008 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»;
  4. Указ Президента РФ № 1632 от 12.2010 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»;
  5. Другие источники.

Безопасный город (федеральная концепция)

В 2014 году правительство утвердило концепцию аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» на период 2016-2020 гг. В соответствии с документом, все субъекты РФ должны завершить его построение и развитие в указанный период. Для регионов, принимавших ЧМ по футболу, была поставлена задача завершить основные работы по созданию АПК «Безопасный город» до 2018 года, для остальных регионов сроки обозначены 2020-м годом.

История

2023

На программу «Безопасный город» в Москве заложили 106 млрд рублей на 2024 год

На программу «Безопасный город» в Москве заложили 106 млрд рублей на 2024 год. Об этом глава столичного департамента финансов Елена Зяббарова сообщила в ходе своего выступления в Мосгордуме 21 ноября 2023 года.

По ее словам, расходы на программу «Безопасный город» в Москве в период с 2024 по 2026 гг. составят 304 млрд рублей. На 2025 год заложено 98,2 млрд рублей, на 2026-й — 105 млрд рублей. В бюджете Москвы на 2024 год, одобренном в 2022 году, на эти цели выделялось 48,7 млрд рублей.

На программу «Безопасный город» заложили 106 млрд рублей

Зяббарова говорит, что ассигнования будут направлены на обеспечение безопасности жителей, охрану и антитеррористическую защищенность городских объектов, приобретение техники и имущества для пожарных частей, укрепление материально-технической базы органов, обеспечивающих безопасность на территории города.

Как пишет РБК со ссылкой на материалы к проекту бюджета Москвы, на реализацию статьи «обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений» (сюда входит участие города в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а также обеспечение общественного порядка с привлечением народных дружинников, укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, охрана и антитеррористическая защищенность городских объектов) власти города заложили на 2024 году около 72,7 млрд рублей. В бюджете 2023 года финансирование подпрограммы предполагалось в объеме около 26 млрд рублей, но потрачено уже 93,6 млрд рублей при плане 113,7 млрд рублей (по состоянию на 18 октября 2023 года), указывает издание. Вручены награды TAdviser IT Prize в 16 номинациях

Программа «Безопасный город» реализуется в Москве с 2012 года. В ее рамках в Москве была создана обширная система видеонаблюдения, количество установленных камер превысило 225 000, из которых почти 7000 установлены в местах массового скопления людей (к 2023 году). [1]

Петербург выделил 2 млрд рублей на телеком-услуги в рамках «Безопасного города»

25 июля 2023 года Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской мониторинговый центр» объявило о тендере на оказание телекоммуникационных услуг в рамках проекта «Безопасный город». Начальная цена контракта составляет приблизительно 2 млрд рублей. Подробнее здесь.

2021: «Дочка» «Ростеха» создает ПО для предсказания массовых беспорядков

В конце ноября 2021 года стало известно о разработке в России программного обеспечения для предиктивной аналитики митингов и беспорядков. Реализацией этого проекта занимается входящий в «Ростех» «Национальный центр информатизации» (НЦИ). Подробнее здесь.

2019

Развитие нормативно-правовой базы и разрабатка методических документов для работы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ВНИИ ГОЧС) готовит предложения по развитию нормативной правовой базы и разрабатывает методические документы, необходимые для функционирования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Об этом институт заявил 12 сентября 2019 года.

По состоянию на 12 сентября 2019 года ВНИИ ГОЧС разработал технические требования и сформировал организационные вопросы построения комплекса «Безопасный город».

На местах внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, в том числе и «Безопасного города», согласно планам, должно завершиться к 2030 году.

Максим Акимов объявил войну государственно-частным проектам видеофиксации нарушений ПДД

Вице-премьер Максим Акимов в интервью РБК в феврале 2019 года раскритиковал идею государственно-частных партнерств (ГЧП) и коммерциализации технологий в сфере регулирования безопасности движения на дорогах [2] . Он отметил, что сейчас камера на дороге — это средство коммерциализации. А камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят, полагает Акимов.

Частные проекты там, где государство использует принуждение и наказание, — это «аморально и неэффективно», считает Максим Акимов (фото — sk.ru)

Максим Акимов добавил, что будет инициироваться пересмотр существующей схемы концессий, которые позволяют частным компаниям устанавливать камеры на дорогах. Однако интересы концессионеров останутся во внимании, потому что это гражданско-правовые отношения, говорит он.

Акимов уточнил, что он против частных проектов там, где государство использует принуждение и наказание. По его мнению, это «аморально и неэффективно» и подменяет главный мотив — добиваться, чтобы на конкретных участках никто не нарушал. В случае с ГЧП, напротив, выгодно добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом, рассуждает вице-премьер.

Передачу систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения государству Акимов видит в перспективе пяти-шести лет. Инфраструктуру надо осторожно, но системно передавать в руки публичной власти, уверен он.

По оценкам TAdviser, до начала 2018 года года системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации ПДД составляли одну из крупнейших статей расходов на элементы АПК «Безопасный город» в регионах. К концу 2017 года в большинстве регионов ключевая часть систем видеонаблюдения и фиксации ПДД была уже создана и/или завершалось ее создание. В первую очередь, это относится к городам федерального значения и регионам, принимавшим ЧМ по футболу-2018, где на такие системы в 2017 году направлялись особенно крупные средства.

Анализ госзакупок в области «Безопасного города» показывает, что лидирующим подрядчиком в таких проектах выступает «Ростелеком», зачастую привлекающий к их реализации субподрядчиков. К середине 2017 года «Ростелеком» реализовал проекты «Безопасный город» в 73 субъектах РФ, рассказывали TAdviser в компании.

В проектах субподрядчиками «Ростелекома» выступают разные компании: от крупных, например, «Техносерва», до менее известных региональных организаций. «Техносерв», AT Consulting, «Энвижн Груп» также можно отнести к крупнейшим интеграторам проектов.

К заметным игрокам на этом рынке можно отнести и компанию «Автодория», основным владельцем которой в 2012-2017 гг. являлась жена бывшего министра связи Светлана Никифорова через фонд «Стартобаза». Компания разрабатывает собственное решение для контроля скорости транспортных средств и оказывает сервисы на его основе в разных регионах России. В 2013 году внедрение решений «Автодории» было поддержано в правительстве: тогда вице-премьер Игорь Шувалов поручил «рассмотреть и законодательно закрепить внедрение системы «Автодория» с правом субъектов федерации самостоятельно решать вопрос ее использования».

2018: Регионы получат федеральное финансирование на построение АПК «Безопасный город»

Регионы получат федеральное финансирование на построение АПК «Безопасный город», об этом рассказал первый заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян 6 июня 2018 года на конференции «Цифровой и безопасный регион: технологии, отрасли, нормативное регулирование» [3] .

По словам Чуприяна, результаты реализации концепции построения АПК «Безопасный город» были представлены вице-премьеру Юрию Борисову в понедельник 4 июня 2018 года.

Позже относительно федерального финансирования высказалась также главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк.

2017: Ряд регионов затягивает введение системы «Безопасный город»

Некоторые регионы России затягивают с внедрением систем «Безопасного города». Об этом в ходе заседания коллегии МЧС РФ в июле 2017 года заявил замглавы МЧС России Александр Чуприян [4] .

По словам Чуприяна, активно идет реализация и ввод системы в Курской, Архангельской, Вологодской, Свердловской и Тюменской областях, а также Краснодарском крае и Республике Алтай. В ближайшее время будет запущен процесс реализации комплекса в Тверской, Ярославской, Калининградской, Мурманской, Псковской, Иркутской и Кемеровской областях, а также на территории Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, в Приморском крае и Санкт-Петербурге.

2014

Координация МЧС России

В 2014 году МЧС России начало заниматься координаций построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». [5] Подробнее здесь.

Утверждение концепции

В декабре 2014 года правительство утвердило концепцию создания комплекса «Безопасный город» [6]

Концепция устанавливает единые требования к системам обеспечения городской безопасности, создаваемым в российских регионах.

Функциональная структура АПК

Состав АПК «Безопасный город» определен в методических рекомендациях по его построению и развитию в субъектах РФ, утвержденных МЧС России в декабре 2016 года. Этими рекомендациями должны руководствоваться регионы в своих проектах.

Согласно методическим рекомендациям МЧС, АПК должен состоять из 4-х ключевых функциональных блоков:

  • Блок «Координация работы служб и ведомств»
  • Блок «Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры»
  • Блок «Безопасность на транспорте»
  • Блок «Экологическая безопасность»

При этом в рекомендациях указано, что при развитии и внедрении АПК «Безопасный город» первоочередным является:

  • создание автоматизированных систем функционального блока «Координация работы служб и ведомств»;
  • обеспечение надлежащего уровня информатизации единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) как органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на муниципальном уровне;
  • внедрение систем обеспечения общественной безопасности и правопорядка в составе: системы интеллектуального видеонаблюдения, системы экстренной связи и биометрического анализа, системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Финансирование

Единой федеральной программы по «Безопасному городу» и федеральное финансирование изначально не было предусмотрено. Руководствуясь федеральными документами, субъекты РФ разрабатывали собственные программы по созданию АПК «Безопасный город», определяли размеры инвестиций и источники финансирования.

Минимальные совокупные инвестиции всех российских регионов в системы, имеющие отношение к «Безопасному городу» на 2017-2020 гг. TAdviser оценивает в сумму около 73 млрд рублей. Оценка основана на анализе утвержденных программ, связанных с повышением безопасности регионов, включающих построение систем «Безопасного города», на оценках необходимых инвестиций в такие проекты со стороны властей ряда регионов, а также оценках ряда региональных ИТ-директоров, с которыми пообщался TAdviser.

Бизнес-модели создания АПК

Можно выделить три основных модели, по которым создается АПК «Безопасный город» в регионах: закупка ПО и оборудования в собственность региона, ГЧП с последующей передачей оборудования на баланс региона и покупка элементов «Безопасного города» как сервиса.

Анализ TAdviser госзакупок за 2015-2017 гг. показывает, что все регионы ту или иную часть систем АПК «Безопасный город» приобретают в собственность. Многие регионы используют комбинацию моделей — часть оборудования закупают в собственность, частично применяют модель ГЧП или покупают сервисы.

Региональные проекты

  • «Безопасный город» в Московской области
  • Инфраструктура АПК «Безопасный город» Санкт-Петербурга
  • «Безопасный город» в Челябинской области
  • «Безопасный город» в Омской области
  • «Безопасный город» в Вологодской области
  • «Безопасный город» в Архангельской области
  • «Безопасный город» в Волгоградской области
  • «Безопасный город» в Мурманской области
  • «Безопасный город» в Краснодарском крае
  • «Безопасный город» в Бурятии

Безопасный город

Что это такое? Безопасный город – это современная концепция проживания в городских агломерациях, а также реализуемый на практике аппаратно-программный комплекс. АПК представляет собой систему со сложной структурой и многочисленными компонентами.

В чем суть концепции? Работу АПК, как правило, координирует оперативно-технический центр (ОТЦ), куда поступают и где анализируются данные с сотен различных источников: камер видеонаблюдения, транспорта, средств экстренного оповещения и т. д.

  1. Факторы, негативно влияющие на безопасность города как среды
  2. Суть концепции безопасного города
  3. Задачи АПК «Безопасный город»
  4. 3 главных принципа построения системы безопасного города 2022
  5. 4 компонента системы безопасного города
  6. Структура системы безопасного города
  7. Преимущества и проблемы внедрения концепции безопасного города
  8. Законодательная база безопасного города

Факторы, негативно влияющие на безопасность города как среды

В советские времена на карте нашей страны появилось много новых населенных пунктов, в том числе городов и рабочих поселков. В основном это было связано с нуждами промышленности, и особенно быстрыми темпами развивались поселения, на территории которых находились крупные производственные объекты. Дух коммунизма ярко отражался на внешнем облике городов – их архитектуре и планировке.

Топ-3 товара по теме:

8 472 ₽ 10 590 ₽

Главное внимание тогда уделялось выполнению планов строительных работ, возведению за короткие сроки максимальных площадей жилья, и вопрос об удобстве для проживания стоял не на первом месте.

Факторы, негативно влияющие на безопасность города как среды

В 1990-е годы обустройство большинства российских городов замедлилось из-за экономических сложностей, а во многих населенных пунктах и вовсе наметилась деградация, выражавшаяся в уменьшении численности населения и обветшании инфраструктуры.

Без поддержки государства возведение и развитие городов, как правило, невозможно, но при этом нельзя упускать из вида и население, которое имеет свои интересы и потребности и вправе рассчитывать быть услышанным властями.

Бюджетные ограничения существовали всегда, и это накладывает серьезный отпечаток на преобразование городского пространства. Особенно печальная картина наблюдалась в конце прошлого века, когда наиболее заметными явлениями стали застройка публичных площадей из-за стремления местных администраций к монетизации своих прав, резкое снижение финансирования культурных учреждений, приводящее к их упадку и закрытию, распространение вандализма, ухудшение качества дорог, проблемы с уличным освещением и т. д.

Получите бесплатно инструкцию по выбору подрядчика от Videoglaz:

Команда Videoglaz совместно с главным техническим экспертом компании подготовили файл, который поможет вам не ошибиться при выборе подрядчика для своего проекта.

“В самом начале работ часто возникает вопрос: Как быстро определить качество партнера или исполнителя по системам безопасности? Именно поэтому мы подготовили подробную инструкцию, в которой осветили основные пункты, благодаря которым вы сможете без проблем выбрать добросовестного подрядчика, сохранить бюджет и выполнить проект в срок.”

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Валентин Белоусов

Валентин Белоусов
Руководитель отдела проектных решений

pdf иконка

10 шагов, которые помогут выбрать добросовестного подрядчика

Поможет сохранить бюджет и уложиться в сроки проекта

уже скачали

Уже скачали 11 507

Последние два десятилетия отмечаются позитивные перемены, и большинство российских городов похорошели. Однако есть куда стремиться дальше, и многое зависит от профессионализма муниципальных властей, их способности умело распорядиться имеющимися ресурсами.

Городское пространство практически в любой стране, в том числе и в России, обладает своим колоритом, который отражает исторические, религиозные, этнические и культурные особенности местности.

При этом среда должна быть комфортной для самих жителей, и здесь необходимо находить компромиссы. Скажем, исторический центр требует бережного к себе отношения, и не следует уродовать старые уголки бросающимся в глаза новоделом. Однако это не значит, что население таких районов должно жить, как 100 лет назад, без доступа к благам современной цивилизации. Нужно комбинировать, учитывая как эстетические, так и прагматичные факторы.

Одной из масштабных задач по развитию пространства городов России является обеспечение комфорта и безопасности для их обитателей.

Суть концепции безопасного города

Темп современной жизни нарастает, что особенно ощущается в крупных городах. Расширяются территориальные границы, усложняется инфраструктура, увеличивается число систем, входящих в состав городского хозяйства. Одновременно ставится цель по формированию единого информационно-управляющего комплекса, который бы позволял отслеживать и направлять протекающие процессы.

Особенно это актуально для мегаполисов, само существование которых сейчас зависит от наличия эффективной техногенной среды. Это касается и создания новейших систем безопасности, которые должны быть способны контролировать все компоненты городской инфраструктуры и наблюдать за происходящими событиями. К примеру, подобным комплексам необходимо уметь предотвращать чрезвычайные ситуации, а при их наступлении обеспечивать быстрые ответные меры.

Поскольку любой значительный город представляет собой сложную, разнородную и при этом динамично развивающуюся инфраструктуру, то к сфере безопасности предъявляются особые требования. Прежде всего, это надежность, устойчивость и способность бесперебойно работать в круглосуточном режиме.

Примером автоматизированной системы для выполнения данных задач является программа «Безопасный город», в состав которой входят программно-аппаратные средства и организационные меры для функционирования видеоохраны, технической безопасности, а также для комплексного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства в общегородских масштабах.

Задачи АПК «Безопасный город»

«Безопасный город» представляет собой совокупность технических и программных средств, облегчающих работу городских ведомств и служб по предотвращению и устранению последствий явлений, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также ухудшающих условия проживания в населенном пункте. К их числу относятся разнообразные аварии (на электросетях, тепловых магистралях и т. д.), выбросы вредных для человека веществ, пожары, подтопления, криминальные ситуации и многое другое.

Задачи АПК «Безопасный город»

Программно-аппаратный комплекс «Безопасный город» преследует следующие цели:

  1. Сформировать единую коммуникационную платформу для муниципальных органов, обеспечить межведомственное взаимодействие по устранению рисков общественных опасностей.
  2. Ввести общие функциональные и технические требования к средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных угроз безопасности городского пространства, их прогнозирование и предупреждение, а также на построение схем реагирования на угрозы.
  3. Обеспечить информационный обмен между участниками всех действующих программ федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности. На практике это выглядит как создание единого информационного пространства с разграничением прав доступа для разных пользователей.
  4. Включить в вышеупомянутое информационное пространство, охватывающее вопросы безопасности, все заинтересованные структуры федерального, регионального и муниципального уровней.
  5. Разрабатывать и вводить дополнительные инструменты, направленные на оптимизацию работы муниципальных систем мониторинга состояния общественной безопасности;
  6. Выстраивать и развивать системы, позволяющие проводить ситуационный анализ симптомов и причин дестабилизации обстановки, а также прогнозировать существующие и потенциальные угрозы безопасности населению муниципального образования.

Комплекс отличает человекоориентированный подход. Это заключается в том, что самой главной ценностью системы «Безопасный город», реализуемой в масштабах всей России, являются интересы населения и уровень качества его жизни. Кроме того, осуществление данной программы способствует более стабильному социально-экономическому развитию территории, что позитивно скажется на материальном благосостоянии граждан.

Составной частью АПК «Безопасный город» являются нормативные правовые акты и регламенты межведомственного взаимодействия, которые направлены на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и ключевым факторам среды обитания.

Элементы комплекса вот уже несколько лет планомерно внедряются на территории регионов Российской Федерации. С помощью АПК координируются действия различных служб и ведомств, как государственных, так и муниципальных, создаются инструменты для сбора и аналитики данных о городском пространстве, на основе которых принимаются административные решения, влияющие на повседневную жизнь миллионов наших сограждан.

Ключевыми пользователями системы являются операторы единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС). В зависимости от характера ситуации, местоположения, уровня опасности и других критериев они привлекают к решению возникающих проблем ведомственные службы и организации.

Основные участники взаимодействия при реагировании на угрозы:

  • муниципальные ЕДДС;
  • региональные мониторинговые центры – центры управления в кризисных ситуациях субъекта;
  • подразделения экстренных служб: полиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, структуры МЧС, аварийная служба газа и др.;
  • городские службы жилищно-коммунального и природоохранного характера;
  • диспетчерские пункты предприятий и учреждений.

Возможности «Безопасного города» масштабны, и система имеет несколько взаимосвязанных направлений деятельности: безопасность городской инфраструктуры, безопасность на транспорте, в сфере экологии, поддержание общественного порядка и т. д.

3 главных принципа построения системы безопасного города

Система безопасного города строится на трех фундаментальных принципах, которые носят объективный и универсальный характер.

Принцип 1. Оправданность практической деятельности

Исходным положением является идея, что необходимо соотносить пользу и возможный ущерб от любого действия. Соответственно, если урон будет больше, то мероприятие сразу теряет свое оправдание.

Также возможна ситуация, когда общественные и частные интересы вступают в противоречие друг с другом. В этом случае необходимо учитывать следующие условия:

  • даже если действие несет благо всему обществу, но при этом создает чрезмерные угрозы для отдельной личности, оно становится неоправданным риском;
  • в жизни людей всегда присутствуют определенные риски, в том числе связанные с родом их деятельности, и целью должна быть минимизация опасностей, помещение рисков в пределы допустимых значений;
  • при расчете общей суммы расходов на те или иные мероприятия должны учитываться требования по обеспечению безопасности всех жителей, чьи интересы это затрагивает. Планирование защитных мер от рисков необходимо осуществлять таким образом, чтобы это соответствовало как общественному благу, так и охране прав граждан.

Принцип 2. Оптимизация защиты

Сначала определимся с тактической целью управления – под ней понимается максимизация выгоды, которую получает все общество от каких-либо мероприятий. Повышение уровня защиты способствует стабилизации всех видов деятельности. Люди оказываются в состоянии большего физического, социального и душевного комфорта, что в конечном итоге положительно влияет на среднюю продолжительность жизни.

3 главных принципа построения системы безопасного города

Получается, что ведущий критерий, которым оценивается уровень достижения цели, – это стоимость увеличения срока жизни. Этот показатель имеет социально-экономическую природу, и он должен предусматривать оптимизацию расходов на борьбу с различными видами рисков.

Если система действует успешно, то очевидным результатом должно стать снижение уровня опасностей для всего общества. Разумеется, остаются отдельные люди и социальные группы, например, профессионального характера, которые по объективным причинам подвергаются повышенным рискам. За это они имеют право на определенную компенсацию, и их в любом случае нужно защищать от чрезмерных рисков.

Принцип 3. Обстоятельность

Политика управления рисками эффективна и последовательна лишь в том случае, когда система учитывает весь спектр потенциальных опасностей, причем обществу и каждому отдельному гражданину обеспечивается снижение уровня рисков до допустимого уровня.

С учетом того, что программа «Безопасный город» имеет характер национального проекта, она предполагает взаимодействие между субъектами РФ. Кооперация должна быть выгодной для всех партнеров, и ее задача – способствовать общей цели повышения уровня защиты.

Одним из аспектов системы является ее экономическая составляющая. С одной стороны, реализация комплексных мер требует издержек, но с другой – и ожидаемый эффект выражается в экономических категориях – повышении качества жизни.

Данные принципы должны обязательно приниматься во внимание в процессе разработки стратегии безопасности.

4 компонента системы безопасного города

Выделяются четыре основных блока АПК «Безопасный город»: координация и взаимодействие, безопасность населения и инфраструктуры, безопасность на транспорте и экологическая безопасность.

Координация и взаимодействие

Этот ключевой сегмент, определяющий общие контуры системы и основу ее функционирования, которое невозможно без взаимодействия структур, причастных к сфере безопасности. В этом блоке есть два уровня:

  • Региональная платформа, в рамках которой координируется работа участников системы в масштабе субъекта.
  • Единый центр оперативного реагирования — он создается на уровне муниципалитета и обеспечивает взаимодействие внутригородских пользователей системы.

Данный блок отвечает за все процессы коммуникации и планирования, включая прием и обработку информации о происшествиях, анализ данных и формирование прогнозов развития ситуации, разработку сценариев реагирования на угрозы и т. д.

Безопасность населения и инфраструктуры

Задачей этого блока является обеспечение общественной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. «Безопасный город» позволяет оценивать качество работы городских коммунальных служб, отслеживать состояние инженерных систем, осуществлять мониторинг местных предприятий, на которых используются потенциально опасные для человека технологии. Также система обеспечивает правопорядок, противопожарную защиту и т. д.

В данном сегменте присутствуют различные функциональные подсистемы, которые осуществляют:

  • интеллектуальное видеонаблюдение;
  • оповещение населения;
  • мониторинг объектов инженерной инфраструктуры;
  • мониторинг состояния водоснабжающей сети;
  • пожарную охрану;
  • передачу информации о происшествиях, например тревожные кнопки в общественных местах, и т. д.

Безопасность на транспорте

Этот блок АПК отвечает за безопасность дорожного движения, защищает транспортную инфраструктуру, обеспечивает снижение аварийных ситуаций. Соответственно, в нем выделяются профильные информационные подсистемы, между которыми возможен обмен данными:

  • фото- и видеофиксация нарушений правил дорожного движения;
  • управление маршрутами общественного транспорта;
  • весогабаритный контроль;
  • регулирование дорожного движения;
  • информирование в общественном транспорте;
  • управление парковками и пр.

Безопасность на транспорте

Экологическая безопасность

Данный блок осуществляет мониторинг окружающей среды с участием заинтересованных природопользователей и отраслевых служб. Основные функциональные возможности АПК «Безопасный город» в экологическом сегменте:

  • мониторинг состава атмосферного воздуха;
  • гидрохимический мониторинг;
  • мониторинг состояния почв;
  • лесопожарный мониторинг;
  • дистанционное зондирование земли и аэросъемка;
  • контроль обращения с отходами;
  • контроль техники природоохранных служб;
  • и другие отраслевые подсистемы, связанные со сбором и обработкой информации об окружающей среде.

Структура системы безопасного города

По структуре АПК «Безопасный город» является древовидной моделью. Разберем эту схему на конкретном примере жилого микрорайона. Здесь каждый объект (дом) оборудован техническими системами: видеонаблюдение, датчики учета ресурсов, охранно-пожарная сигнализация, контроль доступа и т. д. Все данные поступают в единый опорный узел, который производит их группировку и анализ. Далее информация из опорных узлов передается на вышестоящий уровень, а именно в оперативно-технический центр (ОТЦ).

Правда, возможны различные варианты построения системы, и промежуточное звено в виде опорных узлов необязательно – тогда данные с объектов сразу идут в ОТЦ. Система «Безопасный город» допускает настройку информационно-организационной структуры исходя из практических нужд конкретного муниципального образования.

Структура системы безопасного города

Технической основой опорного узла является сервер, который предназначен для решения различных задач. В него поступают все сведения от датчиков, камер и прочих устройств, подключенных к системе «Безопасный город», причем аналоговые сигналы преобразуются в цифровую форму. Здесь же вся информация помещается на кратковременное хранение.

Далее сведения транслируются в ОТЦ, который служит долговременным хранилищем данных. Кроме того, в ОТЦ принимается решение о необходимости передачи информации в службы оперативного реагирования в зависимости от того, какая сложилась нештатная ситуация.

Для мегаполисов целесообразно разделение ОТЦ на две структуры. Одна из них – оперативный центр, персонал которого отслеживает информацию с камер видеонаблюдения, сигнальных устройств и средств связи. Целью деятельности этого подразделения является текущий контроль соблюдения уровня безопасности в городе – если он снижается, то к решению проблем подключаются специализированные службы.

Второй же центр занимается техническим и программным обеспечением функционирования системы. В нем размещается дежурный административно-технический персонал, в ведении которого находится все серверное и телекоммуникационное оборудование.

С точки зрения технологий АПК «Безопасный город» является гибридной системой, объединяющей в единый комплекс технические и программные продукты от разных производителей. Интегрированная архитектура дает возможность выполнять системные функции независимо от типа имеющегося оборудования, его производителя и технических характеристик, если они соответствуют установленным требованиям.

Система «Безопасный город» включает в себя фундамент и надстройку. Фундаментом служит программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий совместимость и взаимодействие всех элементов надстройки. Он выполняет администраторские функции, но главным образом дает возможность обмениваться данными между всеми пользователями системы.

Среди требований, которым должен соответствовать программно-аппаратный комплекс, основными являются надежность и возможность наращивать систему в процессе ее функционирования. Распределенная модульная архитектура позволяет достигать этого с помощью разделения системных функций между ядрами, способными действовать автономно.

К примеру, одно ядро «Безопасного города» управляет системой видеонаблюдения, другое – элементами охранно-пожарной сигнализации и т. д. При этом система может легко расширяться присоединением к ней новых объектов. Наличие нескольких ядер повышает жизнеспособность комплекса, поскольку даже выход из строя одного позволяет решать задачи за счет оставшихся.

Подсистемы АПК представляют собой модули, интегрированные в состав комплекса. Такая модель очень эффективна, так как, с одной стороны, возможен выбор индивидуальной конфигурации для конкретного объекта. К примеру, если охранно-пожарная сигнализация не требуется, то к соответствующему ядру подключение не производится – только к тем, которые необходимы. С другой же – легко осуществляется наращивание комплекса путем увеличения числа модулей.

АПК «Безопасный город» умеет не только «видеть» одновременно все происходящее, но и «действовать» по ситуации в рамках разработанных алгоритмов. Интеллектуальная среда включает в себя модели функционирования подсистем при решении задач по обеспечению безопасности. В зависимости от события произойдет определенное реагирование системы, скажем отправка экстренного сообщения с сигналом тревоги в профильные службы, автоматическое включение системы пожаротушения и т. п.

Комплекс «Безопасный город» дает возможность настройки ответных действий при выявлении опасной ситуации, и при этом используются программные средства. Картинка с установленных телекамер анализируется автоматически, и система способна подсказать оператору, где нарушен нормальный ритм процессов. Далее оператор отправляет сигнал дежурному какого-либо ведомства, которое принимает меры для устранения возникшей проблемы. Кроме того, видеоинформация может напрямую пересылаться в подразделения МВД, МЧС, аварийные службы для оценки ситуации.

Преимущества и проблемы внедрения концепции безопасного города

Концепция системы «Безопасный город» основывается на комплексном обеспечении безопасности в городском пространстве. Целевыми индикаторами служат следующие задачи:

  1. Снизить количество преступлений, совершаемых в общественных местах, и повысить их раскрываемость.
  2. Улучшить инвестиционную привлекательность населенного пункта.
  3. На постоянной основе проводить мониторинг ситуации в местах наибольшего скопления людей.
  4. Обеспечить максимально быстрое реагирование на сообщения о любых происшествиях.
  5. Повысить уровень защиты наиболее важных объектов в составе городской инфраструктуры.
  6. Обеспечить защиту частной собственности и гарантировать общественный порядок в жилых секторах.
  7. Улучшить дорожную ситуацию, сократить число ДТП и снизить ущерб от их последствий, активизировать деятельность по розыску угнанных транспортных средств и участвовавших в угоне злоумышленников.

Преимущества и проблемы внедрения концепции безопасного города

Основные функциональные возможности системы «Безопасный город»:

  1. Ведение круглосуточного мониторинга.
  2. Обеспечение взаимодействия с охранными системами.
  3. Аналитический контроль произошедших событий.
  4. Архивация полученных данных.
  5. Фиксация происшествий, создание протокола событий и позиционирование видеокамер при появлении тревоги.
  6. Общий мониторинг поступающей информации.
  7. Дистанционное управление подсистемами.
  8. Централизованное администрирование.
  9. Изменение масштабов комплекса путем подключения новых объектов и модулей, а также расширение функционала.

Комплексный подход, реализованный в системе, позволяет организовать эффективную защиту и контроль на разнообразных объектах и минимизировать вероятность сбоев, вызванных человеческим фактором.

Введение в действие АПК требует внесения изменений в нормативные документы. Помимо прочего, желателен пересмотр даже отдельных положений Жилищного кодекса РФ. Имеются в виду нормы, касающиеся правил застройки, а также использования городских объектов, обеспечивающих общественную безопасность. В случае принятия соответствующих изменений все, кто нуждаются в доступе к актуальной информации об объектах, которые представляют потенциальную опасность для населения, смогут получать сведения на законных основаниях, например, в виде подключения к системе мониторинга.

Подобный контроль позволит повысить эффективность АПК «Безопасный город», поскольку данные о текущем состоянии будут передаваться онлайн в режиме реального времени в профильные структуры. Только таким образом можно предупреждать нештатные ситуации и быстро реагировать на них.

Законодательная база безопасного города

Система «Безопасный город» находится в процессе ее широкомасштабного внедрения. Начало ее разработки относится к 2014 году, и с того времени понимание сущности и задач АПК менялось.

Основные нормативные документы:

  • Постановление Правительства РФ № 39 «О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием АПК “Безопасный город”» от 20.01.2014.
  • Поручение Президента РФ № Пр-1175 от 27.05.2014 и Правительства РФ от 29.05.2014.
  • Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» (утверждена Распоряжением Правительства РФ №2446-р от 03.12.2014).
  • Методические рекомендации по построению и развитию АПК «Безопасный город» в субъектах РФ от 08.12.2016.
  • Единые требования к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город» № 4516п-П4 от 28.06.2017.

Законодательная база безопасного города

Базовым же документом должен стать Федеральный закон «О единой системе обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности “Безопасный город”», проект которого был разработан МЧС России в 2021 г., но на текущий момент остается не внесенным на рассмотрение Государственной Думы.

Кроме того, нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с внедрением комплекса, осуществляется на уровне субъектов в виде региональных постановлений, распоряжений и концепций. Ими определяется ответственность и сфера деятельности ведомств и служб, использующих систему.

На федеральном уровне реализацию государственной программы по построению и развитию АПК «Безопасный город» обеспечивает МЧС России в координации с Межведомственной комиссией (МВК) и Советом главных конструкторов (СГК).

МВК включает в себя представителей 22 федеральных ведомств, и она необходима для выработки общей согласованной концепции системы, требований к ней, а также для решения организационных, финансовых и иных вопросов, к которым имеют отношение органы исполнительной власти на уровне федерации, регионов и муниципальных образований. Эта Комиссия действует на основании Постановления Правительства РФ № 36 от 20.01.2014.

СГК, или рабочая группа, отвечает за выработку единых методических и технических подходов при реализации программы во всех регионах. Нормативной базой являются Положение о Совете главных конструкторов от 13.11.2016 и Регламент Совета главных конструкторов, утвержденный 1.07.2022.

Внедрение АПК «Безопасный город» идет поэтапно, и на портале единой системы можно увидеть, в каких субъектах и городах России она уже принята в промышленную эксплуатацию, а в каких готовится к запуску. Возможности этого комплекса впечатляют уже сейчас, и с развитием умных технологий они будут только расширяться, обеспечивая безопасную и комфортную для жизни городскую среду.

АПК «Безопасный город»

АПК безопасный город используется для улучшения безопасности среды пребывания людей, а также общественной безопасности, благодаря использованию инновационных информационных систем, которые проводят мониторинг, прогнозируют и в случае возникновения возможных угроз, предупреждают население.

Что имеется в виду?

Программа АПК безопасный город способна контролировать все происходящее вокруг. Главная задача, которую выполняет данный комплекс – это прогнозирование угроз, отслеживание возникших необычайных ситуаций, а также при возможности, проведения предупреждения социума об угрожающих ситуациях. Этот комплекс не только контролирует, но и проводит работы по устранению последствий происшедшего.

Задача специалистов – выполнять работы по прослеживанию и мониторингу правонарушений и работать над теми факторами, которые их спровоцировали. Данная программа разработана как сборная система, состоящая из большого количества элементов, которые необходимы для сбора информации и управления сведеньями. Главная идея использования данного продукта в обеспечение интересов населения в целом, конкретной области, или населенного пункта.

АПК выполняет задачи по защите территории, а также ее населения, обеспечение высокого уровня защиты в разнообразных областях жизнедеятельности людей. В данном проекте проводится проработка мер, которые могут предупредить террористические угрозы. Благодаря этому, можно гарантировать безопасность объектов, в которых скапливается много людей. АПК используется для обеспечения безопасности разнообразных мест, которые имеют разнообразную значимость и степень важности для населения.

Одна из многих задач данной программы, улучшение оперативности выполнения работы охранных отделений, контролирующих правовой порядок. Применение информационного комплекса дает возможность оптимизировать контроль над работниками, а также правильно распределить финансы, которые использует персонал, ответственный за обеспечение порядка структуры.

Сферы использования

Аппаратно-программный комплекс безопасный город в определенном объекте выполняет свои задачи. Во время оформления работы нужно так настроить процесс, чтобы с помощью этой программы, обеспечить общественный порядок в объектах большого накопления людей. Очень важно гарантировать безопасность субъекта, который в этот промежуток времени находится в пределах территории, в которой работает данная программа. Во время использования комплекса нужно продумать меры, благодаря которым будет обеспечиваться безопасность особо важных объектов. Также это распространяется на организации, входящие в образовательную систему.

Еще одна задача этого социального проекта – обеспечение на дорогах высокого уровня безопасности передвижения. Цель, которую преследуют учреждения, ответственные за использование определенного комплекса – это снижение количества возникающих на дорогах ДТП. Декларированная задача системы – минимизация тяжестей последствий, которые возникают в таких ситуациях. Данную программу используют для гарантирования безопасности каждого человека, имущества, которое ему принадлежит и собственности жилого фонда или муниципалитета.

Одна из задач программы – это обеспечение своевременного выявления фактов угона транспортных средств, увеличения процентов раскрываемости правонарушений и более эффективное предупреждение таких ситуаций в городе.

Коммуникации и АПК

Данную социальную программу можно использовать только, применяя современную технику и средства. Также для воплощения данного проекта в реальность нужно привлекать только опытных специалистов в области информационного обеспечения, современной техники, а также технологий.

Чтобы система «безопасный город» полноценно выполняла свои функции, необходимо организовать отделы, которые будут нести ответственность за организацию технических действий. Нужно модернизировать системы видео наблюдения, фото фиксации, чтобы улучшить уровень безопасности. Особенно это касается аварий, возникающих на дорогах.

Необходимо использовать комплексы, разработанные для фиксирования нарушений правил. Также важно разрабатывать ситуационное видеонаблюдение в качестве инструмента, позволяющего улучшить уровень безопасности конкретному человеку. Для обеспечения большей результативности необходимо сформировать единую сеть, в которую будут включены важные транспортные субъекты. Помимо транспортной сети нужно обеспечить работу других технических аспектов программного комплекса. Все используемое оборудование, нужно обслуживать и проводить его проверку.

Система «Безопасный город» была разработана для того, чтобы решить проблемы, возникающие с социальной безопасностью. Комплекс должен соединить разнообразные аспекты и сферы деятельности человека. Данный продукт используется для формулирования точных прогнозов.

Автоматизирование и обеспечение безопасности

Для обеспечения эффективной работы центра быстрого реагирования нужно создать соответствующие условия. Этот комплекс создан из техники и программ, которые информатизируют диспетчерскую службу, выполняющую обслуживание определенного населенного пункта.

Использование комплексного решения дает возможность сделать жизнь городских жителей более комфортной и безопасной, а управление городом эффективным.

Если сравнить АПК с человеческим организмом, тогда в этом случае, центр реагирования – это голова, которая проверяет, что делают разные отделы, выполняет действия по контролю и координации их движения. АПК имеет много преимуществ:

  • Благодаря единому центру появляется возможность скомпилировать данные, которые были получены из источников.
  • Улучшается эффективность процесса создания общей картинки происходящего, а также выполняется контроль динамики ее развития.
  • Проконтролировать происходящее можно в реальном времени.
  • Есть возможность отслеживать не только крупные, но и мелкие ситуации. Можно проводить прогнозирование по их развитию, принимать самые эффективные решения, направленные на предупреждение и устранение таких ситуаций, реализовывать их и ввести координацию нужных служб.

Программа «Безопасный город» используется для обеспечения государственных структур, чтобы повысить эффективность реализации всех их функций. Персонал, на которого положены управляющие обязанности, для принятия эффективных и правильных решений, должен иметь надежные, точные сведенья. Обеспечение таких данных – одна из главных задач АПК. Благодаря такому комплексу координируется деятельность коммунальных учреждений, дежурных, коммерческих организаций, спасателей.

В случае возникновения каких-либо происшествий, именно благодаря использованию АПК и комплексным данным, можно добиться максимальной эффективности работы всех служб. Поэтому внедрение данного комплекса дает возможность увеличить безопасность населения, а также гарантировать то, что среда обитания социума будет безопасной.

Взаимосвязанность системы

Через данную программу можно получить максимальное количество своевременных и детальных сведений об инцидентах, которые непосредственно связаны с безопасностью населения, а также соблюдением законов. Система позволяет сделать выборку не только по всему региону на котором она действует, но и по отдельному участку. Комплекс работает также и в другом направлении: установленная на местном уровне программа передает данные о происходящей ситуации федеральным органам, отвечающим за определенные регионы. Специалисты, которые внедряют проект, разрабатывают алгоритмы создания отчетов о задачах, которые должны выполнить службы. Сформированные отчеты передаются органам, контролирующим выполнение проектов и анализирующих возникшие ЧС, а также пути борьбы с такими ситуациями.

Диспетчерская служба, которая работает в рамках комплекса, взаимодействует с местными органами управления, фирмами, муниципалитетом, которые несут ответственность за безопасность людей в городе. Для того, чтобы более эффективно организовать выполнение работ, нужно сформировать одно информационное пространство, благодаря которому можно комбинировано контролировать разнообразные ЧС.

Одна из многочисленных задач, которые выполняет комплекс – объединение сотрудников, ответственных за получение, обработку, реализацию принятых решений, которые смогли бы предупредить опасную ситуацию и устранить последствия, возникшие после ЧС последствия.

Особенности

Использование аппаратно-программного комплекса безопасный город дает возможность обеспечить безопасность людей в населенном пункте, повысить качество принятия управленческих решений, составления планов и прогнозов. В такой системе нужно учитывать такие моменты:

  • Правильно выбрать методы исследования всего происходящего.
  • Правильно подобрать количественные подходы во время оценивания событий.
  • Необходимо учитывать все возможные варианты развития событий.

Благодаря комплексу оптимизируется подбор лучшего рационального варианта корректировки происходящей ситуации.

Информационные потоки представляют собой разнообразные сведенья, которые можно систематизировать, используя АПК. Через такие системы наблюдения поступают первичные данные. Чем активнее применяются программа, тем больше порядка будет в информационной базе, а сведенья, используемые для проведения дальнейшего анализа, будут более достоверными. А это значит, что прогнозы будут точными. Данные применяются для проработки определенной ситуации по регламенту, а полученный итог зависит от полноты информации.

Чего можно достичь, используя комплекс

Концепция АПК безопасный город заключается в обеспечение безопасности населения на разных объектах и общественных местах. Благодаря системе можно достичь таких результатов:

  • Снижение количества преступлений, которые совершают злоумышленники в общественных местах, а также повышение их раскрываемости.
  • Улучшение инвестиционной привлекательности города.
  • Проведение постоянного мониторинга общей обстановки в местах большого скапливания людей.
  • Улучшение быстроты реагирования на сообщения от населения.
  • Профилактика правонарушений, улучшение уровня защиты объектов большой важности.
  • Усиление защиты имущества и гарантирование общественного порядка в жилищном секторе.
  • Улучшение обстановки на дороге, уменьшение количества аварий и возникших после ДТП последствий, активизация работы по разыскиванию похищенных ТС и лиц, которые их украли.

Используя АПК от нашей компании INTELVISION можно получить:

  • Круглосуточный мониторинг.
  • Обеспечение взаимодействия с охранными системами.
  • Обработку прошедших событий. Проведение аналитического контроля.
  • Хранение и архивацию данных.
  • Детекцию происшествий. Формирование протокола событий и позиционирование камер видеонаблюдения при появлении тревоги.
  • Глобальный мониторинг сведений.
  • Возможность дистанционно управлять системой из любого места.
  • Централизованное администрирование.
  • Масштаб. Формирование системы с неограниченным количеством видеосерверов и камер и возможность нарастить дополнительный функционал.

Комплексный подход к формированию системы безопасности дает возможность правильно организовать защиту и контроль на разнообразных объектах без вероятных сбоев, которые могут быть связаны с человеческим фактором.

Возможные проблемы

Предусматривается, что данный комплекс будет легче воплотить эффективно в том случае, если будут внесены изменения в нормативные документы, одним из которых является Жилищный кодекс. Предполагается что будут пересмотрены нормы, связанные с постройкой и применением разных объектов города, которые обеспечивают безопасность. Если изменения будут приняты, благодаря системам мониторинга все, кому нужен будет доступ к актуальной информации об объектах, потенциально несущих опасность для населения, смогут его получить. Такой контроль имеет большую важность потому, что так граждане смогут ощутить себя в безопасности. Для гарантирования такой безопасности у оперативных органов должны быть данные о текущем состоянии всего происходящего. Только так можно предупредить появление внештатных ситуаций, а также своевременно отреагировать на них.

Бесплатная консультация

Мы бесплатно подберём оптимальное решение для Вашего объекта и разработаем концептуальный проект с оценкой бюджета!
Для уточнения условий предоставления услуги, пожалуйста, обратитесь по телефону или по email: office@intelvision.ru или оставьте контакт и мы свяжемся с вами.

Вы также можете записаться на бесплатную онлайн* видео-консультацию с специалистом компании INTELVISION в удобное для вас время.
*Мы используем бесплатные для вас и удобные инструменты видеоконференций такие как Zoom и Google Meet не требующие установки дополнительного программного обеспечения и работающие прямо из браузера.

Проектирование

Компания INTELVISION выполяет разработку проектной и рабочей документации по инженерными и слаботочным системам, систамам автоматизации и безопасности.
Мы также работаем в среде Audodesk Revit и выполняем проекты с использованием BIM информационного моделирования.

BIM — это американская аббревиатура расшифровывается как Building Information Modeling, то есть создание информационных моделей зданий. Готовый проект выполняется в трехмерном пространстве и состоит не просто из несущих линий и текстур, как при классическом 3D-моделировании, а и из множества искусственных элементов, которые в реальной жизни имеют физические свойства.

Реализация

INTELVISION — сертифицированный партнёр ведущих мировых компаний по системам автоматизации, безопасности и ИТ: ABB, Honeywell, Beckhoff, Jung, Fermax, SSS Siedle, Suprema, Phoenix Contact, Wago, Siemens, Crestron, OMS и др.

Мы внедряем решения на всех этапах: от поставки оборудования до пусконаладки и технического обслуживания.

За 12 лет на рынке компания INTELVISION выполнила более 100 комплексных проектов и зарекомендовала себя как надёжного технологичного партнёра. Компания обладает опытом, технической базой и штатом квалифицированных инженеров и программистов для реализации задач любого масштаба.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *