Почему не балансируются колеса
Перейти к содержимому

Почему не балансируются колеса

  • автор:

Дисбаланс колес: виды, признаки проблемы и ее последствия

Многие водители ощущали на себе последствия дисбаланса колес. Одним из них являются вибрации, усиливающиеся по мере повышения скорости автомобиля. С проблемой дисбаланса также сталкиваются водители, заменившие колесные диски и шины, а также попадавшие в дорожно-транспортные происшествия. Сегодня Avto.pro подробно разберет виды дисбаланса колеса, характерные признаки данной проблемы, а также все возможные последствия.

Шиномонтаж

Важные моменты

Дисбаланс колес — это отклонение оси вращения автомобильного колеса относительно оси инерции, что провоцирует неравномерное распределение масс по траектории вращения. Последствия: биение колес, руля, интенсивный и неравномерный износ шин. Различают статический, динамический и комбинированный дисбаланс. Понятия «дисбаланс» и «разбалансировка» обычно касаются тех элементов автомобиля, которые совершают вращательные движения.

Колесо является именно таким элементом. Оно имеет:

  • Ось симметрии;
  • Центр тяжести, расположенный на оси вращения колеса;
  • Множество точек окружности, равноудаленных от центра тяжести.

Если вращающиеся массы неуравновешены, возникает дисбаланс. Однако вместе с колесным диском также вращается, например, шина! Она делает свой вклад в неуравновешенность узла. Колесо можно назвать отбалансированным, если его ось вращения совпала с главной центральной осью инерции. При этом небольшая погрешность все же присутствует, так что любое из колес имеет небольшой дисбаланс. Если он превышен, водитель столкнется с проблемами. Различают такие виды дисбаланса:

  • Статический;
  • Динамический.

Статический дисбаланс отражает неравномерность распределении масс вдоль оси вращения. Если неравность слишком велика, неуравновешенные массы будут создавать свою центробежную силу, стремясь переместить колесо в вертикальной плоскости. При этом особенно сильно страдает подвеска, нивелирующая такие перемещения. Для статической балансировки напротив неуравновешенной массы крепят грузик.

Наличие динамического дисбаланса свидетельствует о неравномерности распределения масс в плоскости колеса. В случае статистического дисбаланса центробежная сила постоянно создавала переменные по направлению моменты, то здесь силы разнонаправлены. Устранить такой дисбаланс можно на специальном стенде.

Причины возникновения дисбаланса

Одна из частых причин возникновения дисбаланса – механическое повреждение колесных дисков. Если они имеют вмятины, в дисках появятся неуравновешенные массы. Тоже самое происходит при налипании грязи и снега, однако водитель легко устранит проблему на мойке. Однако наибольшее влияние на баланс колес автомобиля оказывают шины. Они удалены от центра вращения и следствием серьезного дисбаланса может стать сильная вибрация колес, а значит и кузова. На баланс шин влияет:

  • Неравномерность износа протектора;
  • Разность давлений;
  • Разная толщина боковин;
  • Наличие повреждений (грыжи, нарушение геометрии).

Момент, который часто не учитывают: камни, попавшие в протектор, также влияет на баланс. Отдельный случай: дисбаланс, возникший в результате неправильного монтажа шины или колесного диска. В последнем случае достаточно снять диск и установить его правильно, проследив за плотностью прилегания к тормозному механизму. Бывают и более интересные случаи. При несовпадении диаметров центрального отверстия диска и ступицы также возможен дисбаланс. Чаще всего он проявляется на дисках большого диаметра. Зачастую проблема удается устранить при помощи центровочных колец (супинаторов).

Износ шин

Каковы последствия дисбаланса

Первое и самое явное последствие: появление вибраций. Они дают о себе знать при движении. При слабом дисбалансе их можно почувствовать уже на скорости 80-100 км/ч. А при сильном даже на скорости 40 км/ч и меньше. Характер вибраций меняется с набором скорости, появляются вибрации и толчки рулевого колеса, педалей. В худшем случае будет нарушена курсовая устойчивость. Это не только создает неудобства, но и сказывается на безопасности езды. Возможны такие варианты дисбаланса:

  1. Разбалансированы передние колеса;
  2. Разбалансированы задние колеса;
  3. Все указанное.

В первом случае обычно отмечаются вибрации руля и педалей, незначительная потеря курсовой устойчивости. Во втором случае вибрации также будут, но не всегда сильные, однако машину будет уводить в сторону при быстрых разворотах. В третьем случае наблюдается все из указанного, в салоне появляется шум. Резюмируя, отметим следующие симптомы дисбаланса:

  • Вибрации руля;
  • Легкие вибрации кузова, усиливающиеся при наборе скорости;
  • Появление шумов;
  • Снижение маневренности транспортного средства;
  • Снижение комфорта.

При длительном игнорировании указанных симптомов возможна поломка одного или нескольких узлов. Во-первых, быстрее изнашиваются резинометаллические элементы ходовой и подшипники. Не только ступичные, но и триподы ШРУСов. Далее это сказывается на большинстве элементов ходовой. Во-вторых, наблюдается быстрый и неравномерный износ протекторов шин. В-третьих, повышается риск поломки элементов тормозной системы.

Важный момент: если вы чувствуете вибрации только при торможении, дисбаланс колес не является его главной причиной. Рекомендуем снять колеса и осмотреть тормозные диски. Если хотя бы один деформирован, замените оба соответствующей оси. При заклинивании суппорта вибрации тоже появляются. Проблема устраняется чисткой, дефектовкой, установкой новых направляющих и поршней, а также нанесением смазки. Данный материал поможет вам разобраться в смазках тормозных механизмов.

Как часто приходится балансировать колеса

Эксперты расходятся во мнениях, как часто приходится балансировать колеса автомобиля, в ходовую которого не вносились никакие доработки. При этом дисбаланс зачастую возникает по ходу износа шин, а не вследствие нарушения целостности колесного диска. Хотя последний вариант также возможен. Вот на что стоит опираться:

  • Регулярная проверка: не реже раза в год или чаще – каждые 15 тыс. км;
  • Обязательная балансировка: после смены резины;
  • По обстоятельствам: после ДТП, получения удара в переднюю или боковую часть авто, после попадания в глубокую яму.

Любителям спортивной езды стоит балансировать колеса чаще остальных – хотя бы дважды в год. Обычно водители игнорируют данную рекомендацию, вследствие чего появляются вибрации кузова. Они указывают как на дисбаланс, так и на поломку конкретных узлов: внутреннего ШРУСа, подушек силового агрегата и КП, крепежей и демпферов выхлопа.

Стенд для балансировки колес

Где проводят балансировку колес

За данную работу берутся шиномонтажные сервисы. При желании водитель может отбалансировать колесо собственными силами при помощи самостоятельно купленных грузиков, однако мы рекомендуем обращаться к специалистам. Водитель может лишь подтянуть крепежи и очистить колесный диск от загрязнений. Впрочем, специалисты тоже допускают ошибки. Оказавшись в сервисе, проследите за следующим:

  • Специалист должен вымыть диски и покрышки;
  • Балансировочный стенд должен быть откалиброван;
  • Балансировочные грузики должны клеиться к обезжиренной поверхности;
  • Затяжка крепежей диска осуществляется в правильном порядке с помощью динамометрического ключа;
  • Финальная проверка баланса, что отклонения равны нулю или очень близки к нему – менее 5 г.

К несчастью, чтобы точно говорить о балансе колес приходится посещать сервис. Ориентируясь на внешние признаки и характерные неисправности (вибрация, тряска руля) водитель не всегда может определить, какие из колес несбалансированы и действительно ли данная проблема актуальна. Многие специалисты рекомендуют обращаться к специалистам при появлении даже слабых вибраций на скоростях 80-100 км/ч.

Какими бывают балансировочные грузики

Чтобы нивелировать действие неуравновешенных масс, к колесному диска крепят небольшие грузики. Шиномонтажные сервисы закупают грузики большими партиями. Обычно они фасуются в упаковке по 100 шт. Рассматриваются следующие варианты:

  • Грузики со скобой (обычно обозначаются как набивные). Чаще всего ставятся на штампованные диски;
  • Самоклеящиеся грузики. Клеятся на внутреннюю поверхность обода, причем расположенную горизонтально – в ином случае они открываются при движении.
Запчасти на Renault 15

15 hatchback (03.71 — 10.79)

Можно ли не балансировать колеса?

При посещении шиномонтажной мастерской после ремонта покрышки мастера спрашивают, нужно ли проводить недешевую балансировку. Как правило, водители соглашаются, потому как боятся, что управляемость машины ухудшится, но в некоторых случаях от этой процедуры можно и отказаться.

Ежегодная перебалансировка

Производители автомобильных покрышек рекомендуют проводить балансировку колес один раз в сезон или по истечении пробега в 10-15 тысяч километров. Автомобилисты прибегают к этой процедуре весной и осенью, когда меняют покрышки в зависимости от сезона. Причем делать это необходимо даже с новыми колесами, которые только куплены в магазине. Причиной тому — неоднородность резиновой смеси в колесах. Дело в том, что при производстве покрышек нанесенные слои оказываются неравномерными по всей окружности. Кое-где получаются утолщения, а в других местах слои сокращены. Для функциональности колеса это не страшно, потому как разница между слоями меньше миллиметра, но вот при сильном вращении даже такая неоднородность оборачивается вибрациями. Центр масс смещается от оси колеса, из-за чего возникает биение.

Компенсировать неоднородность распределения масс можно с помощью дополнительных грузиков, которые размещаются на ободе диска. На специальном станке мастер обкатывает колесо, фиксирует смещение и запрессовывает накладку массой 5-25 грамм на край обода. Для верности крепление покрывается клеем. Тем самым грузик плотно прилегает к металлу, и вибрации исчезают.

Эти накладки ненадежны и могут отлетать в течение эксплуатации. Чаще всего они держатся только один сезон. Этим и вызвана необходимость периодической перебалансировки один раз в год.

В каких случаях балансировка обязательна?

При снятии покрышки с диска грузики тоже удаляются, и балансировку приходится делать заново. В обязательном порядке нужно балансировать колесо и после проведения ремонта, если, конечно, шина демонтировалась с диска. В этом случае часть грузиков отваливается. Но даже если они все остались на месте, то при последующей установке шины все прежние регулировки уже будут бессмысленны, так как они не будут уравновешивать неоднородности переставленной покрышки. В общем, балансировку придется делать заново.

Некоторые водители оставляют машины в гараже на зиму и не меняют колеса. Через три-четыре месяца они подзаряжают аккумулятор, заводят мотор, выезжают на весенние дороги и тут же чувствуют биение колес. В этом случае сразу отправляться в мастерскую и просить отбалансировать колеса не стоит. Резина просто деформировалась из-за длительного стояния на месте. Образовалась площадочка, которая и вызывает дисбаланс. Лучше поездить пару недель и дождаться, пока деформировавшаяся покрышка вновь приобретет свою прежнюю форму. А вот когда шина выправилась, можно уже посетить шиномонтаж и провести балансировку.

Даже если шина не снималась с диска, на ней образуется неравномерный износ, который искажает прежнее распределение масс внутри слоев резины и прочих материалов шины. Их потребуется вновь уравновесить.

Когда балансировку производить не надо?

Отказаться от услуги балансировки можно в случае, если демонтаж покрышки не производился и все старые грузики находятся на своих местах. То есть если колесо сняли и заделали прокол с помощью жгутика, то значительного дисбаланса не произошло.

Не требуется балансировать колесо и после осмотра тормозных механизмов и прочих узлов подвески. Подобная визуальная диагностика обычно проводится при прохождении регулярного ТО.

В целом, сам водитель может определить, нужна ли колесам балансировка или нет. Для этого нужно выехать на прямую дорогу с гладким и асфальтом и разогнаться до скорости примерно 80-100 км/ч. При такой скорости биения колес входят в резонанс и становятся наиболее заметны. Если чувствуются сильные вибрации, при которых трясется сиденье, руль, педали, то тянуть с визитом в шиномонтаж не стоит. Возможно, колесо получило внутренние повреждения, погнулся диск или порвался корд покрышки, возникло вздутие с внутренней стороны шины.

Если игнорировать сильное биение, то амортизаторы, пружины, сайлентблоки и иные детали при тряске переживают дополнительные нагрузки. Вибрации ослабляют крепления, усиливают напряжение, наносят технике вред. Они не только вызывают дискомфорт, но и влияют на работу электронных систем, таких как ABS или ESP.

Как итог, через несколько тысяч пробега на разбалансированном колесе рискует завыть ступичный подшипник. Затем автомобиль начинает тянуть в сторону, нарушается управляемость. От вибраций постепенно расшатывается рулевая рейка, появляется люфт, страдают резинометаллические шарниры подвески. В общем, терпеть разбалансированное колесо или диск нельзя.

Почему балансировка колес — бесполезная процедура

Большинство автомобилистов знают, для чего нужно балансировать колеса. И делают это время от времени при замене шин или дисков на «шиномонтажке». Однако не все знают, что балансировка не панацея от некоторых проблем. И даже если колесо отбалансировано, что называется в ноль, комфорта в езде не прибавится. Портал «АвтоВзгляд» выяснил, почему в некоторых случаях балансировать колеса — бессмысленная трата времени и денег.

Поделиться

Изображение Почему балансировка колес — бесполезная процедура

Многие водители сталкивались на своих машинах с биением одного или нескольких колес. Чаще всего оно возникает при дисбалансе последних относительно оси вращения. Например, диск или шина оказались повреждены после попадания в глубокую выбоину в асфальте. Или же это обыкновенный брак покрышки или диска, на котором она сидит.

Также к дисбалансу может привести некачественный ремонт шины и диска, асимметричный рисунок протектора или же неравномерный износ покрышки и ее возрастная деформация. В конце концов, при эксплуатации мог отвалиться уравновешивающий грузик. В общем, есть масса способов разбалансировать колеса, но не все они ведут вас в шиномонтаж, работники которого всегда готовы восстановить равновесие при помощи специальной аппаратуры и грузиков, монтирующихся на диск колеса. Увы, бывает и так, что даже при отличных показаниях на балансировочном станке колесо продолжает вибрировать. Как такое может быть?

Впрочем, сперва разберемся, к чему ведет дисбаланс колес, ведь вибрации по кузову и биение в руле — это не все прелести разбалансировки. Например, если дисбаланс сильный, и не устраняется автовладельцем длительное время, то вибрирующее колесо сильно нагружает ступичный подшипник, который в последствии придется заменить на новый. Именно поэтому рекомендуется время от времени балансировать колеса, и обязательно делать это даже, когда они собраны из новых дисков и шин.

Однако есть ситуации, когда бежать на шиномонтаж не нужно. Например, заехали вы в снег. Тот налип на теплый диск — и вот вам повод для биения. На скорости 80—100 км/ч колесо начинает нервно дрожать, передавая все вибрации на рулевое колесо. Поездка в мгновение становится некомфортной. То же самое происходит, когда на диск налипает грязь. И в этом случае проблема решается обыкновенной мойкой. Снег растапливается, грязь смывается, и баланс восстанавливается.

Почему россияне массово «захейтили» еще не выпущенный «Москвич−2022»

Нашему брату подавай «Ладу» или старую иномарку

Фото: АвтоВзгляд

Читайте также

Не нужно балансировать колеса и тогда, когда комплект резины на замену, посаженный на диски, храниться должным образом. Но есть и другие случаи, когда балансировка вроде и нужна, но оказывается бесполезной. Она попросту не может решить проблему, по которой даже отбалансированное в ноль колесо продолжает вибрировать. Виной всему — нарушенная геометрия диска. По этой причине вибрации на кузове и биение в руль никуда не денутся, как бы ни старался работник шиномонтажа. Проверить это можно, разъединив колесо и диск, и прокрутив последний на балансировочном станке.

Впрочем, и в этом случае можно вернуться к балансировке после восстановления геометрии диска. Вот только не все диски хорошо переносят подобную процедуру. Так, например, легко восстановить геометрию на штампованных дисках. А вот кованые и литые после того, как их прокатать на специальном станке, теряют свои характеристики и становятся небезопасными. Виной всему — непостоянное давление на диск и термонагруженность в определенной точке, которые оказывают разрушительное воздействие на структуру диска. В конце концов, диск может развалиться прямо на ходу.

Есть и другая причина — отсутствует центровка колеса на ступице. Иными словами, колесо люфтит. И это легко проверить, отвернув немного болты, и подвигав колесо, не снимая со ступицы, вверх и вниз. Люфт в 1 мм и больше считается критическим. Многие пытаются устранить проблему при помощи центровочных колец или более точной посадке диска на ступицу. Однако все это, что называется, мертвому припарка. На деле лучше отказаться от использования таких дисков.

Cамые неубиваемые автомобили с пробегом за 200 000 км

Авторитетные эксперты выявили самые надежные легковушки

Фото из открытых источников

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

Не балансируется колесо: причины неисправности и возможные способы решения

Прежде всего, если не балансируется колесо, следует обратить внимание на состояние диска. В результате поездок по неровным дорогам возникает риск образования вмятин. Такие дефекты напрямую влияют на разбежность центров масс.

Не балансируется колесо

Балансировка колес напрямую влияет на эксплуатационные показатели автомобиля. От этого также зависит интенсивность износа покрышек и работоспособность элементов подвески. Кроме того, разбалансированная шина вызывает вибрации рулевого колеса и доставляет дискомфорт.

Чтобы избежать негативных последствий, производители рекомендуют выполнять процедуру при каждой смене резины. Иногда возникают ситуации, когда не балансируется колесо.

Проведя анализ возможных причин, учитывая мнения автоэкспертов, мы разберемся, какие факторы оказывают влияние. А также что необходимо делать, если колесо с первого раза не балансируется.

Основные источники неисправности

Автомобильная шина имеет неоднородный состав. Покрышка изготовлена из множества расположенных поочередно слоев резины, нейлонового и металлического волокна. Поэтому в процессе изготовления сложно достичь точного центра масс. На скорости свыше 60 км/ч может возникать биение, сильно отдающее в подвеску и рулевое управление.

Вибрации губительны для конструктивных элементов машины, приводят к преждевременному выходу деталей из строя, неравномерному износу шин и дорогостоящему ремонту.

Как правило, балансировка на специальном стенде приводит к совмещению центров масс и устраняет возможную проблему. Порой убрать неполадку с первого раза нельзя.

Балансировочный стенд

Наиболее распространенными причинами того, что колесо не балансируется, могут быть:

  • деформация колесного диска;
  • попадание постороннего предмета или воды внутрь покрышки;
  • неоткалиброванный балансировочный станок;
  • неровности тормозного диска.

Эти моменты, незаметные с первого взгляда, играют важную роль в обеспечении работоспособности автомобиля.

Как избежать

Чтобы исключить факторы, при которых не балансируется колесо, нужно:

  • выбирать только проверенные СТО и автосервисы;
  • устанавливать шины на диски без явных следов износа и деформации;
  • обращать внимание на квалификацию персонала.

Обращайте внимание на квалификацию персонала СТО

Обращайте внимание на квалификацию персонала СТО

Придерживаясь этих простых правил, можно избежать проблем, возникающих при неполадках шин.

С первого раза

Прежде всего, если не балансируется колесо, следует обратить внимание на состояние диска. В результате поездок по неровным дорогам возникает риск образования вмятин. Такие дефекты напрямую влияют на разбежность центров масс. Для устранения такого дефекта перед началом балансировки диск необходимо выровнять на специальном прокатном станке.

Еще один важный фактор — попадание постороннего предмета или воды внутрь собранного колеса. В результате возникающих центробежных сил даже небольшое количество жидкости вызывает дисбаланс, устранить который невозможно. Такую неисправность выдает звонкий звук, возникающий во время выполнения работ.

Другим обстоятельством, влияющим на то, что не балансируются шины, считают неравномерный износ тормозного диска. В процессе остановки, при соприкосновении суппортов с этой деталь перепады толщины могут вызвать сильное биение. Поэтому у водителя возникает ощущение неотбалансированной покрышки.

Неравномерный износ тормозных дисков

Неравномерный износ тормозных дисков

Механический станок должен периодически проходить проверку на наличие неисправностей и калибровку. В противном случае возникает разбежность в направлении центробежных сил. На станке будет зафиксирована постоянная разность масс, причем каждый раз в другом месте, отчего колесо с первого раза не балансируется.

Читайте также: Как проверить рулевую рейку на стук и люфт самостоятельно, диагностика исправности

На обычных стендах для установки диска используют универсальный конус, износ детали также влияет на достоверность показателей. На некоторых СТО для более точных измерений применяют втулку, имитирующую ступицу. В таком случае балансировку производят не по центру диска, а по посадочным отверстиям колеса.

Скорость процесса зависит от квалификации персонала. А знание процедуры позволит быстро принять решение, что делать, если колесо не балансируется, а также сохранять уверенность в правильности выполнения работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *