Что такое эвакуация и рассредоточение
Перейти к содержимому

Что такое эвакуация и рассредоточение

  • автор:

Приложение N 1. Порядок организации планирования в городе Оренбурге мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время

1. Эвакуация населения и рассредоточение рабочих и служащих — один из основных способов защиты населения.

Эвакуацией называется организованный вывоз (вывод) рабочих и служащих предприятий организаций и учреждений, прекращающих и переносящих свою деятельность в загородную зону, а также нетрудоспособного и незанятого в производстве населения из зон возможных сильных разрушений города.

Рассредоточением называется организованный вывоз (вывод) и размещение в загородной зоне рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в городе. К категории рассредоточиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающих жизнедеятельность города.

Основной способ рассредоточения и эвакуации — комбинированный, при котором массовый вывод населения из города пешим порядком сочетается с вывозом ряда категорий населения различными видами транспорта.

2. Загородная зона — это территория в пределах административных границ Оренбургской области, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления, опасного радиоактивного заражения (загрязнения), заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

При необходимости по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации возможно выделение загородной зоны на территории этих субъектов Российской Федерации.

3. Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

4. Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время эвакуационной комиссией города Оренбурга совместно с управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности и города Оренбурга (далее именуется — управление ГО, ЧС и ПБ города).

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

4. Руководство планированием, подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий, а также подготовкой безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей осуществляют руководители гражданской обороны:

на муниципальном уровне — Глава города;

в организациях — руководители организаций зависимо # от форм собственности и ведомственной принадлежности.

II. Эвакуационные органы, их структура и задачи

5. Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий на территории города решениями соответствующих руководителей гражданской обороны всех уровней создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и функциональными звеньями по обеспечению мероприятий гражданской обороны (далее именуются — функциональные звенья ГО) в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Заблаговременно (в мирное время) формируются следующие эвакуационные органы:

эвакуационная комиссия города Оренбурга;

эвакуационные комиссии административных округов;

эвакуационные комиссии предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

сборные эвакуационные пункты — территориальные, организаций;

эвакоприемные комиссии — при органах местного самоуправления;

приемные эвакуационные пункты — при органах местного самоуправления;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта).

6. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

планирование эвакуационных мероприятий на соответствующем уровне;

осуществление контроля за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

организация и контроль за своевременным комплектованием, качественной подготовкой эвакуационных органов;

организация и контроль за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

7. Сборные эвакуационные пункты создаются для сбора и учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы.

Сборные эвакуационные пункты располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации.

Сборный эвакуационный пункт обеспечивается связью с эвакуационной комиссией города, администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакуационными органами в загородной зоне.

За сборным эвакуационным пунктом закрепляются ближайшие защитные сооружения гражданской обороны, медицинское учреждение, организации жилищно-коммунального хозяйства, транспорта.

Эвакуируемое население в местах сбора укрывается в имеющихся защитных сооружениях, расположенных непосредственно на самих сборных эвакуационных пунктах и вблизи них, причем радиус сбора укрываемых не должен превышать 500 м при одноэтажной и 400 м при многоэтажной застройке. Фонд защитных сооружений, приписанных к каждому сборному эвакуационному пункту, должен обеспечивать укрытие эвакуируемого населения, находящегося в максимальном эвакуационном потоке. В случае, если фонд защитных сооружений, расположенных вблизи сборного эвакуационного пункта не позволяет укрыть все население находящееся в максимальном эвакуационном потоке, для укрытия могут использоваться подвалы, подземные гаражи и другие заглубленные помещения, дооборудованные до класса убежища. В случае недостаточности таких помещений вблизи сборного эвакуационного пункта достраиваются простейшие защитные сооружения.

8. Промежуточные пункты эвакуации создаются в целях:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;

перерегистрации и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

Промежуточные пункты эвакуации определены в плане рассредоточения и эвакуации населения города Оренбурга. Администрация и рабочие группы промежуточных пунктов эвакуации назначаются решением руководителя гражданской обороны органов местного самоуправления, на территории которых они определены.

9. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляемые начальниками маршрутов, создаются для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах эвакуации.

Основные задачи группы управления:

организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи в пути следования;

организация охраны общественного порядка.

10. Эвакоприемные комиссии создаются в безопасных районах в целях:

планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного

жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприемных комиссий;

уточнения численности эвакуируемого населения, прибывающего в промежуточные пункты эвакуации и в пункты размещения, порядка подачи транспорта;

учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей;

сбора и обобщения данных о ходе приема и размещения эвакуируемого населения, доклада вышестоящей эвакуационной комиссии и соответствующему руководителю гражданской обороны.

11. Приемные эвакуационные пункты создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов, автоколонн с эвакуируемым населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

В приемных эвакуационных пунктах, при необходимости, оборудуются простейшие укрытия для эвакуируемого населения, развертывается медицинский пункт.

Количество приемных эвакуационных пунктов, администрация, рабочие группы определяются органами местного самоуправления.

12. Администрации пунктов посадки (высадки), формируемые из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях:

обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;

организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.

13. После завершения эвакуационных мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с администрацией города и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения и трудоустройства прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

14. Работники эвакуационных и эвакоприемных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, приобретают практические навыки на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, когда может возникнуть необходимость эвакуации населения.

15. Примерная организационная структура, состав, задачи и функциональные обязанности должностных лиц эвакуационных органов определены в «Методических рекомендациях по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» разработанных Главным управлением МЧС России по Оренбургской области.

16. Эвакуационные органы, создаваемые в городе, полностью несут ответственность за планирование, организацию, проведение, обеспечение населения предметами жизнеобеспечения и размещение его в безопасных районах в военное время и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

III. Организация планирования и проведения эвакуационных мероприятий

17. Планирование, проведение и обеспечение эвакуационных мероприятий в городе осуществляются эвакуационными комиссиями во взаимодействии с соответствующими органами, уполномоченными решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функциональными звеньями ГО.

18. Организация планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий проводится исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств из резерва Главы города, руководителей административных округов в установленном порядке.

19. Планирование эвакуационных мероприятий в городе Оренбурге в военное время включает:

эвакуацию (вывоз, вывод) населения в безопасные районы, а также эвакуацию материальных и культурных ценностей;

рассредоточение работников организаций, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться;

обеспечение эвакуационных мероприятий по видам обеспечения (связь и оповещение, транспортное, медицинское, материально-техническое, инженерное, коммунально-бытовое, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения и другие).

20. Основными целями эвакуационных мероприятий являются:

снижение вероятных потерь населения в условиях применения противником современных средств поражения;

сохранение квалифицированных кадров (специалистов);

обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

обеспечение условий для создания группировки сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

21. Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

выделения транспортных средств для обеспечения перевозок эвакуируемого населения;

совместного использования транспортных коммуникаций;

выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации, обеспечения охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей;

обеспечения ведения радиационной, химической, биологической, инженерной и противопожарной разведки;

выделения сил и средств для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной, противохимической защиты населения, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

согласования районов размещения населения в загородной зоне, мест размещения и хранения материальных и культурных ценностей;

возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

22. При планировании эвакуации, рассредоточения работников организаций учитываются производственные и мобилизационные планы.

23. Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или руководителя гражданской обороны Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации.

24. В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий в городе планируется проведение частичной или общей эвакуации населения.

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и незанятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, профессионального, среднего и высшего образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах для инвалидов, престарелых и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, лиц, имеющих мобилизационные предписания.

25. Эвакуации подлежат:

рабочие, служащие с неработающими членами семей организаций, продолжающих производственную деятельность на новой базе, соответствующей их производственному профилю и расположенной в загородной зоне;

нетрудоспособное и незанятое в производстве население;

материальные и культурные ценности.

26. Рассредоточению подлежат работники организаций, производственная деятельность которых будет продолжаться на территории города.

27. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, #

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

32. Здания общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации и на все время размещения эвакуированного населения в военное время передаются в распоряжение главы администрации области и руководителей местного самоуправления, на территории которых находятся.

При недостаточности жилого фонда размещение проводится путем временного подселения эвакуируемых в частные дома.

Расчет на размещение эвакуируемого населения проводится из нормы, определяющей не менее 2,5 кв. метра жилой площади на одного человека с учетом подселяемых.

33. Каждой организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности заблаговременно (в мирное время) определяется район размещения в загородной зоне.

Определение районов размещения эвакуируемого населения на территории области осуществляется эвакуационной комиссией города Оренбурга во взаимодействии с управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города, эвакоприемными комиссиями районов области, органами военного управления.

При планировании эвакуации и определении района (пункта) размещения для организаций в первую очередь учитывается наличие имеющейся материальной базы организаций в загородной зоне. Руководители этих организаций обязаны доводить данные сведения соответственно до эвакуационных комиссий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города.

34. При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам населенных пунктов районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных путей сообщения. Время доставки рабочих на работу и обратно в загородную зону суммарно не должно превышать 4-х часов.

При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны.

35. В исключительных случаях по решению руководителя гражданской обороны области разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населенных пунктах, расположенных в зонах возможных слабых разрушений.

36. Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения рассредоточиваемых работников организаций.

37. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах загородной зоны.

38. Население, эвакуируемое в безопасные районы, размещается в первую очередь в общественных и административных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях, гостиницах и т.д.) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, жилых домах в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также возможно размещение в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ по договоренности с хозяевами.

39. Размещение эвакуируемого населения в безопасных районах производится при наличии заблаговременно заключенных в мирное время, договоров-соглашений между организацией и органами местного самоуправления и выданных на основании их ордеров на размещение населения, материальных и культурных ценностей.

40. На маршрутах следования железнодорожных, автомобильных и пеших колонн для укрытия эвакуируемого населения используются естественные (природные) укрытия (ямы, овраги, лощины и т.п.) и искусственные (насыпи, песчаные карьеры, выработки, силосные ямы). При планировании маршрута следования пеших колонн на карточку маршрута пешей эвакуации, помимо вышеуказанных естественных и искусственных укрытий, наносятся защитные сооружения, имеющиеся в населенных пунктах по маршруту следования колонн.

41. Рассредоточение и эвакуация заканчиваются с вывозом (выводом) всего населения категорированных городов, за исключением работающих смен.

42. Мероприятия по возвращению эвакуируемого населения из безопасных районов (реэвакуация) в места постоянного проживания проводятся после устранения опасностей, вызвавших проведение эвакуации, по решению и в сроки, определенные Главой города. Планирование мероприятий по реэвакуации осуществляется заблаговременно в мирное время.

43. Корректировка распределения пунктов (мест) размещения организаций в безопасных районах загородной зоны проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Смена районов размещения допускается только в исключительных случаях по согласованию с управлением по ГО, ЧС и ПБ города.

44. Разработка планов и документации осуществляется эвакуационными комиссиями. Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов гражданской обороны и защиты населения.

45. Планы эвакуации населения, планы приема и размещения эвакуируемого населения корректируются ежегодно, перерабатываются не реже одного раза в пять лет совместно с планом гражданской обороны и защиты населения.

46. Планы эвакуационных перевозок населения разрабатывают транспортные органы (транспортные организации) по заявкам органов, уполномоченных решать задачи в области гражданской обороной, в соответствии с заявками организаций.

IV. Обеспечение эвакуационных мероприятий

47. Организация обеспечения эвакуационных мероприятий возлагается на администрацию города, органы местного самоуправления, эвакуационные комиссии, а также на соответствующие органы управления гражданской обороны.

Обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляют функциональные звенья ГО, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

48. Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно (в мирное время) планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: связи и оповещения, транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и безопасности дорожного движения, инженерному, химическому, материально-техническому, финансовому и коммунально-бытовому.

49. Обеспечение связи и оповещения при осуществлении эвакуационных мероприятий возлагается на функциональное звено гражданской обороны по связи и оповещению.

Оповещение о начале эвакуации руководящих работников осуществляют дежурные службы:

главного управления МЧС России по Оренбургской области — по внутриобластным системам централизованного оповещения и действующим каналам оперативной связи — Главу города и начальника управления по ГО, ЧС и ПБ города;

единая диспетчерская служба города — функциональные звенья ГО.

ГАРАНТ:

См. Положение о службе оповещения и связи ГОЧС города Оренбурга, утвержденное распоряжением Главы города Оренбурга от 16 июня 2004 г. N 2920-р

Руководители организаций оповещаются органами управления гражданской обороной города, а также, руководством соответствующих отраслей экономики по ведомственным каналам связи.

Оповещение проводится с использованием систем централизованного оповещения и связи федерального, регионального и местного уровней, локальных систем оповещения, радиовещательных и телевизионных станций.

Оповещение организаций, населения осуществляется подачей сигнала электросиренами, означающей «Внимание всем!» и последующим доведением информации по радиотрансляционной сети, а также по каналам звукового сопровождения, телевидения.

Для дополнительного информирования и инструктирования эвакуируемого населения используются местные сети вещания.

53. Транспортное обеспечение эвакуационных перевозок возлагается на функциональное звено гражданской обороны по обеспечению транспортом мероприятий гражданской обороны, а также организации, имеющие автомобильный транспорт независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Эвакуация населения в безопасные районы области осуществляется путем вывоза части населения всеми видами транспорта (автомобильным, железнодорожным), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и не занятого воинскими, другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной части населения пешим порядком.

Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется в первую очередь транспортными средствами организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности. В случае отсутствия транспорта или его недостаточности по заявкам организаций решением руководителя гражданской обороны города выделяется транспорт других организаций.

Эвакуация материальных и культурных ценностей может осуществляться также железнодорожным транспортом по заявкам управления ГО, ЧС и ПБ города в отделение железной дороги.

В целях эвакуации материальных и культурных ценностей автомобильным транспортом формируются специальные колонны, сопровождаемые сотрудниками Управления внутренних дел города и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршрутах эвакуации.

Руководители организаций при нехватке транспорта для эвакуации работников и членов их семей могут заключать договор (соглашение-обязательство) с работниками своей организации, имеющими личный транспорт, на участие в эвакуационных мероприятиях с возмещением расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения внезапно возникающих задач в ходе эвакуации населения создается резерв автотранспортных средств руководителя гражданской обороны города и определяется порядок его использования.

54. Медицинское обеспечение эвакуируемого населения возлагается на функциональное звено гражданской обороны по медицинскому обеспечению.

Медицинское обеспечение включает в себя:

организацию своевременного оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, промежуточных пунктах эвакуации, приемных эвакуационных пунктах, на маршрутах эвакуации, а также в районах высадки и размещения в загородной зоне,

проведение санитарно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

На период проведения эвакуационных мероприятий на сборных эвакуационных пунктах, промежуточных пунктах эвакуации, приемных эвакуационных пунктах, пунктах посадки и высадки, на маршрутах эвакуации лечебно-профилактическими учреждениями области развертываются медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников.

На каждом маршруте эвакуации за счет лечебно-профилактических учреждений создаются не менее двух подвижных бригад, оснащенных транспортом, необходимым имуществом и средствами связи.

Медицинское обеспечение эвакуируемого населения в районах размещения в загородной зоне осуществляется местными и эвакуированными из городов лечебно-профилактическими учреждениями.

Медицинское обеспечение рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время в местах постоянной дислокации, осуществляется как на самом объекте, так и в районе размещения в загородной зоне.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в ходе эвакуации организуются и проводятся государственными центрами гигиены и эпидемиологии и их филиалами и включают в себя:

контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест временного и постоянного размещения эвакуируемого населения;

организацию лабораторного контроля за качеством питьевой воды и пищевых продуктов;

контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил при хранении пищевых продуктов, приготовлением пищи на объектах питания и снабжения населения питьевой водой;

эпидемиологическое наблюдение, получение своевременной и достоверной информации об эпидемической обстановке;

своевременное выявление инфекционных больных, их изоляцию и госпитализацию;

проведение экстренной общей и специфической профилактики инфекционных болезней;

проведение (при необходимости) обсервационно-карантинных ограничительных мероприятий;

организацию санитарного надзора за захоронением погибших и умерших, а также умерших от особо опасных инфекций;

проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий.

55. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности движения возлагается на функциональное звено гражданской обороны по обеспечению охраны общественного порядка и обеспечению безопасности движения.

К основным мероприятиям по охране общественного порядка и обеспечению безопасности движения относятся:

охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на эвакуационных объектах (сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки и высадки, промежуточных пунктах эвакуации, приемных эвакуационных пунктах), на маршрутах эвакуации, в районах размещения эвакуируемого населения загородной зоны;

охрана объектов экономики в период эвакуации;

регулирование движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;

обеспечение установленной очередности перевозок и режима допуска в города, отнесенные к группам по гражданской, обороне;

борьба с преступностью в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в районах размещения эвакуируемого населения в загородной зоне;

организация регистрации эвакуируемого населения и ведение адресно-справочной работы;

участие в борьбе с диверсионно-разведывательными группами потенциального противника и в других мероприятиях по обеспечению безопасности;

организация работы комиссий по выдаче специальных пропусков для транспорта, восстановлению водительских удостоверений лицам, лишенным их, а также по выдаче разрешений на перевозку людей лицам, имеющим водительские удостоверения с категорией не ниже «С».

56. Инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий возлагается на функциональное звено гражданской обороны по инженерному обеспечению.

Инженерное оборудование сборных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации, приемных эвакуационных пунктов включает в себя:

оборудование убежищ и укрытий;

ГАРАНТ:

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 1309

оборудование аварийного освещения;

обустройство мест посадки эвакуируемого населения на транспорт;

оборудование и содержание пунктов водоснабжения.

На маршрутах движения выполняются следующие мероприятия по инженерному обеспечению:

улучшение состояния дорог, усиление мостов, оборудование объездов разрушенных или непроходимых участков дорог, а также оборудование и содержание переправ через водные преграды;

очистка дорог от снега при эвакуации зимой;

содержание труднопроходимых участков проселочных дорог при эвакуации в распутицу, выделение тягачей для преодоления автотранспортом крутых подъемов и трудных участков.

57. С целью защиты эвакуируемого населения от воздействия поражающих факторов современных средств поражения потенциального противника осуществляется противорадиационная и противохимическая защита, заключающаяся в планировании организации и проведении радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля, подготовке коллективных и подгонке индивидуальных средств защиты, подготовке и осуществлении санитарной обработки эвакуируемого населения, специальной обработки материальных и транспортных средств, дорог, инженерных сооружений, одежды, обуви.

Эти задачи возлагаются на соответствующие функциональные звенья гражданской обороны по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны всех уровней и специальные и специализированные учреждения, предприятия и организации по территориальному принципу, исходя из задач и возможностей по их основной производственной деятельности.

Наиболее сложные мероприятия, требующие специальной подготовки и применения технических средств (проведение химического и дозиметрического контроля, сооружение и эксплуатация коллективных средств защиты, осмотр и подготовка средств индивидуальной защиты и обеспечение ими эвакуируемого населения, проведение санитарной обработки населения, обеззараживание материальных и транспортных средств, дорог и сооружений и др.), проводятся с привлечением специальных формирований противорадиационной и противохимической защиты войсковых частей и подразделений химической защиты гражданской обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке взаимодействия.

58. Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в:

организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

снабжении горюче-смазочными материалами и запасными частями;

обеспечении продуктами питания и предметами первой необходимости;

обеспечении эвакуационных органов необходимым имуществом.

Материально-техническое обеспечение гражданской обороны возлагается на функциональное звено гражданской обороны по обеспечению горюче-смазочными материалами, продовольственным, вещевым и техническим снабжением.

Эвакуируемое население в местах расселения планируется обеспечивать продуктами питания и предметами первой необходимости через предприятия торговли и питания загородной зоны и эвакуированные предприятия торговли и питания на данную территорию, а также подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения.

На всех маршрутах эвакуации организуются пункты водоснабжения. В районах размещения эвакуированных при недостаточности имеющихся пунктов водоснабжения создаются запасы воды в защищенных емкостях.

В ходе проведения эвакуационных мероприятий техническое обеспечение организуется на каждом маршруте эвакуации.

Для осуществления мероприятий технического обеспечения привлекаются авторемонтные заводы, станции технического обслуживания автомобилей. На их базе создаются подвижные ремонтно-восстановительные группы, для проведения текущих ремонтов.

59. Коммунально-бытовое обеспечение эвакуационных мероприятий возлагается на соответствующие функциональные звенья гражданской обороны.

Коммунально-бытовое обеспечение эвакуируемого населения в местах его размещения в загородной зоне осуществляется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления (городских, районных), ведомств.

Коммунально-бытовое обеспечение включает в себя:

органами водоснабжения эвакуируемого населения и объектов социальной инфраструктуры;

организацию работы по обеспечению тепловой и электрической энергией населения, объектов социальной инфраструктуры;

организацию и оборудование временных и стационарных объектов и пунктов быта (хлебопекарен, бань, прачечных и т.п.)

60. Проведение мероприятий по подготовке к эвакуации и проведение органами власти города Оренбурга мероприятий по эвакуации, связанных с реализацией полномочий в сфере гражданской обороны, является расходным обязательством муниципального образования.

Планирование, проведение мероприятий по подготовке к эвакуации и проведение мероприятий по эвакуации, осуществляемые организацией, является расходным обязательством организации.

Назад Приложение >>
N 2. Положение об организации планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях
Содержание
Распоряжение Главы города Оренбурга от 10 апреля 2006 г. N 1752-р «Об организации планирования и проведения эвакуационных.

Защита населения путем эвакуации.

Эвакуация и рассредоточение городского населения – один из надежнейших способов его защиты, так как во много раз снижает плотность населения городов, значительно уменьшает потери. Своевременно эвакуированное население может вообще не пострадать.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются различные виды транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и воздушный). Часть населения может выводиться из населенных пунктов в пешем порядке.

Эвакуация населения в мирное время – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (местах).

Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются варианты эвакуации населения – упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) его из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

Эвакуация в безопасные районы включает в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

– из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне,

– из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории,

– из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений,

– а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (далее – рассредоточение работников организаций).

Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации должна располагаться вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного загрязнения.

Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

– уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

– организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации в военное время, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

а) в федеральных органах исполнительной власти – на руководителей гражданской обороны – руководителей федеральных органов исполнительной власти;

б) в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образованиях – на руководителей гражданской обороны – руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления;

в) в организациях – на руководителей гражданской обороны – руководителей организаций.

Эвакуации на военное время подлежат:

а) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону (далее – работники организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону), а также неработающие члены семей указанных работников;

б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;

в) материальные и культурные ценности.

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная и общая эвакуация.

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СООБЩЕНИЯ ОБ ЭВАКУАЦИИ

О начале эвакуации или рассредоточении Вам будет объявлено по месту работы и жительства. Получив извещение о начале эвакуации, в первую очередь подготовьте все, что необходимо взять с собой.

Перечень вещей, которые необходимо взять с собой:

  • Документы (в непромокаемой упаковке);
  • Деньги;
  • Средства связи и зарядные устройства, дополнительные аккумуляторы к ним;
  • Универсальный нож;
  • Запас еды и воды (из расчета минимум на сутки для каждого члена семьи);
  • Аптечка первой помощи;
  • Средства личной гигиены;
  • Фонарик и запас батареек, спички, свечи;
  • Ремонтный комплект (ножницы, иглы, нитки);
  • Сменную одежду и обувь по сезону.

Берите только самое необходимое!

Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания может составлять примерно 50 кг на взрослого человека. Все вещи и продукты питания упаковываются в рюкзаки, мешки, сумки и чемоданы.

Для детей следует запасти детское питание. Детям дошкольного возраста БО внутренний карман одежды надо вложить карточку с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и места жительства, а также места работы родителей. В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки, закрыть форточки. После этого запереть квартиру. Прибыть к указанному сроку на пункт сбора и пройти регистрацию.

Следуйте указаниям органов власти. Порядок дальнейших действий определяется с учетом складывающейся обстановки и будет доводиться посредством систем оповещения.

Эвакуация и рассредоточение — гражданское законодательство и судебные прецеденты

культуры народов Российской Федерации. 12. Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке. 13. Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. 14. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы планируется заблаговременно, в мирное время, и осуществляется по территориально-производственному принципу в соответствии с разработанными планами: эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций; эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления. 15. Ответственность за организацию, планирование, обеспечение и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения

характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания. Действия работников по предупреждению и при возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами. Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ при ЧС техногенного характера. Эвакуация и рассредоточение . Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации. Порядок проведения эвакуации. Действия работников, оказавшихся в местах ЧС биолого-социального характера, связанных с физическим насилием (разбой, погромы, бандитизм, драки) и большим скоплением людей (массовые беспорядки и др.). Тема 6. Действия работников при угрозе террористического акта на территории Роспатента и подведомственных Роспатенту организаций и в случае его совершения. Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия

оказания первой помощи пострадавшим. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ГУ МЧС России по Челябинской области верно установлено, что АО «ЧАП» не выполнены обязательные для выполнения мероприятия по созданию, в составе нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской, из числа своих работников, следующих сил гражданской обороны: — для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий (пункт санитарной обработки); — для организации подготовки и проведения эвакуации и рассредоточения работников (команда (группа) для перевозки грузов, населения); — для охраны общественного порядка (команда (группа) охраны общественного порядка). Таким образом, доводы апелляционной жалобы АО «ЧАП» не подтвердились, поскольку в нарушение выше обозначенных норм, апеллянтом не выполнены обязательные для выполнения мероприятия по созданию, в составе нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Иные доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы

план основных мероприятий на год в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах отсутствую отметки (пункт 6); — план гражданской обороны требует переработки и корректировки (пункт 7); — не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны (не назначен освобожденный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) (пункт 8); — план эвакуации и рассредоточения населения не соответствует нормативным требованиям, не обеспечивает своевременное выполнение эвакуационных мероприятий в установленные сроки; не принят локальный нормативный акт об организации эвакуационных мероприятий и подготовке эвакуационных органов (о создании эвакуационной комиссии); не разработано положение об организации эвакуационных мероприятий и подготовке эвакуационных органов, не определены группы и состав комиссии, не разработана документация эвакуационной комиссии, не проведена подготовка безопасных районов загородной зоны для размещения и жизнеобеспечения эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных

отсутствие событий якобы выявленных нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Кроме того, в постановлении мирового судьи судебного участка № 3 по г.Салават Республики Башкортостан от 19.03.2013 года по дел № 5-87/2013 (т.2 л.д. 149-154) сказано, что между ОАО «ГазпромнефтехимСалават» и Главным управлением МЧС России по РБ от 01.09.2009 на оказание услуг в области пожарной безопасности, ведомости запасов материально-технических, продовольственных медицинских и иных средств для обеспечения действий сил гражданской обороны, а также план эвакуации и рассредоточения рабочих, служащих и членов их семей на военное время, утвержденный генеральным директором. Помимо того, обществом представлены ордера на занятие жилых и нежилых помещений на 22258 человек, акты обследования и согласования загородных пунктов ОАО «ГазпромнефтехимСалават» в г.Кумертау, Куюргазинском и Кугарчинском районах РБ. Приказом МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 утвержден Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ). В соответствии с п.13 Порядка, НАСФ подразделяются на территориальные и организации. Согласно примерным перечням, НАСФ санитарной обработки работников,

обжалуемым ненормативным правовым актом, решением, совершением действий (бездействия) своих прав и законных интересов. Пунктами 1 и 2 оспариваемого предписания от 13.02.2017 № 1 заявителю предписано в срок до 04.02.2018 создать из числа своих работников АО «ЧАП» силы гражданской обороны в составе НФГО и оснастить их необходимым имуществом и снаряжением, а именно: для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий (пункт санитарной обработки); для организации подготовки и проведения эвакуации и рассредоточения работников (команда (группа) для перевозки грузов, населения); для охраны общественного порядка (команда (группа) охраны общественного порядка). В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (часть 1 статьи 9 Федерального

порядке, отсутствуют приложения; не создана комиссия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях; не в полном объеме разработаны документы о создании на предприятии нештатных аварийно-спасательных формирований; обучение руководящего состава, сотрудников входящих и не входящих в состав НАСФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в установленном порядке не проводится; не создана эвакуационная группа; не разработан, не утвержден и не согласован в установленном порядке план проведения эвакуации и рассредоточения в военное время рабочих, служащих объекта и членов их семей; не созданы в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; работники предприятия не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной защиты; порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны не разработан, не утвержден и не согласован в установленном порядке. По результатам проверки составлен акт № 48 от 12.10.2012 года, а также протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП

в результате нападения противника; основные показатели состояния гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, по состоянию на 01 января текущего года; план организации управления, оповещения и связи федерального органа исполнительной власти; календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне; план наращивания инженерной защиты федерального органа исполнительной власти при приведении в готовность гражданской обороны; состав сил и средств гражданской обороны федерального органа исполнительной власти; основные показатели планирования эвакуационных мероприятий в федеральном органе исполнительной власти; план эвакуации и рассредоточения работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти; расчет укрытия работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в пункте постоянной дислокации в рабочее время при внезапном нападении противника, по состоянию на 01 января текущего года; расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам федерального органа исполнительной власти; состав оперативных групп и порядок убытия их на запасные пункты управления); не назначило работника в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельного работника по гражданской обороне

и по обстоятельствам причинения ущерба судом допрошены потерпевшие и представители потерпевших, чьи показания, а также судебно-медицинские экспертизы трупов и телесных повреждений, экспертизы и оценки стоимости имущества полно и правильно изложены в приговоре суда. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются. Суд первой инстанции обоснованно уменьшил объем обвинения Зайцева С.Н. в связи с тем, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции не подтвердилось обвинение в части отсутствия в администрации МО Ширинский район планирующих документов по эвакуации и рассредоточению населения, что исключало возможность экстренного и организованного перемещения населения с. Шира в безопасные районы при возникновении чрезвычайной ситуации, отсутствия обучения и подготовки населения Ширинского района по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий, что препятствовало жителям указанного населенного пункта самостоятельно принимать необходимые и достаточные меры к сохранению жизни, здоровья и имущества в условиях чрезвычайной ситуации. Суд также обоснованно пришел к выводу, что бездействие Ковалева Ю.С. и Зайцева С.Н. относительно организации разработки планирующих

Порядок проведения эвакуации населения

Для успешного проведения эвакуации населения главы администраций, эвакокомиссии руководители органов, осуществляющих управление ГО, после получения указания на проведение эвакуации организуют и осуществляют комплекс следующих мероприятий:

  • доведение распоряжения о начале эвакуации до подчиненных эвакоорганов и населения;
  • уточнение порядка проведения запланированных эвакуационных мероприятий с учетом сложившейся обстановки;
  • уточнение порядка взаимодействия между административно-территориальными подразделениями в осуществлении эвакуационных мероприятий;
  • организацию учета и отправки эвакуируемого населения и контроль за движением эвакопотоков;
  • контроль за своевременностью подачи транспорта к пунктам посадки и организация его работы по выполнению эвакоперевозок;
  • контроль за размещением эваконаселения в безопасных районах.

В решении КЧСПБ об организации эвакомероприятий должны быть отображены:

  • краткие выводы из оценки обстановки;
  • задачи эвакуационной комиссии по организации эвакуации населения (места сбора и размещения эваконаселения, маршруты вывоза, очередность и сроки проведения эвакуации, порядок реэвакуации и др.);
  • задачи территориальному органу по информированию населения о порядке проведения эвакуации, обеспечению населения СИЗ;
  • задачи органам внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности движения в период проведения эвакуации населения;

Порядок проведения эвакуации населения

  • задачи службе медицины катастроф по медицинскому обеспечению эвакуации населения;
  • задачи транспортным органам в период проведения эвакуации;
  • задачи руководящим органам и организациям города, привлекаемым к мероприятиям по защите населения, в том числе по жизнеобеспечению эваконаселения в районах размещения;
  • в зависимости от времени подхода облака зараженного воздуха к жилым массивам и объектам;
  • организацию управления при проведении эвакомероприятий и другие вопросы.

mchs-orel.ru

  • Организация и проведение учений
  • Действия должностных лиц при угрозе возникновения ЧС
  • Прогнозирование и оценка обстановки
  • Примерные программы обучения должностных лиц и работников в области безопасности жизнедеятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *