Сколько огнетушителей в вагоне пассажирского поезда
Перейти к содержимому

Сколько огнетушителей в вагоне пассажирского поезда

  • автор:

5. Оснащенность вагонов средствами пожаротушения

В пассажирских вагонах применяются следующие средства пожаротушения: •S Огнетушители ручные углекислотные ОУ-5•S Огнетушители ручные порошковые ОПУ-5 и ОПУ-10•S Огнетушители воздушно-пенные ОВП-5 и ОВП-10

•S Огнетушители в пульте управления электрооборудованием самосрабатывающие порошковые ОСП-1

•S Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС — 5•S Установка газового пожаротушения УГП•S Установка водяного пожаротушеня УВПТ

Места расположения огнетушителей в вагонах: в малом коридоре со стороны нерабочего тамбу­ра ОУ-5, ОПУ-10; в малом коридоре со стороны раб. тамбура ОУ-5, ОПУ-5 или ОВП-5.

Огнетушитель самосрабатывающий порошковый ОСП-1 устанавливается в электрощитах при проведении ремонтных работ. Могут быть в количестве 2 штук.

Пассажирские вагоны, кроме указанных средств пожаротушения должны оборудоваться автома­тическими УПС.

6. Установка пожарной сигнализации (упс)

Пассажирские вагоны оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации, спо­собными обнаруживать пожар и оповещать о его возникновении на стадии начального возгорания или задымления. Наибольшее количество вагонов оборудовано УПС «Тесла» чехословацкого производства. В последние годы на вагонах устанавливаются отечественные УПС-Т (транспортная) и УПС-ТМ (транспортная модернизированная).

Установка состоит из центрального пульта(устанавливается в служебном помещении над элек­трощитом) к которому подсоединены тепловые и дымовые датчики(устанавливаются в самых пожаро­опасных узлах вагона: купе, котельное отделение).

Принцип действия УПС.

В случае срабатывания датчика центральный пульт выдает прерывистый звуковой и световой сигнал, с указанием места, где появился очаг возгорания. А также загорается красным цветом надпись «Пожар».

В случае появления в оборудовании УПС неисправности загорается желтая лампочка и звенит непрерывный сигнал.

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) проводник вагона должен убе­диться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара действовать согласно регламента. В случае ложного срабатывания или поступления сигнала о неисправности установки необходимо от­ключить сигнализацию и вызвать ПЭМа.

7. Установка газового пожаротушения (угп)

Предназначена для объемного тушения пожара в пультах управления пассажирских вагонов, обеспечивает работу в автоматическом режиме по сигналу «пожар» от УПС. Тушение пожара обеспе­чивается за счет заполнения объема пульта управления огнегасящей аэрозольной смесью.

Установка состоит из 4-х генераторов, размещенных в нижней зоне пульта управления. Необхо­димая для тушения пожара концентрация аэрозольной смеси обеспечивается двумя основными генера­торами, работающими одновременно. Они составляют I очередь пожаротушения,а два других — II очередь (резервную).

Блок управления пожаротушением представляет собой электронный блок в металлическом кор­пусе, устанавливаемый в пульт.

Пуск I очереди осуществляется двумя способами — автоматически и вручную. Пуск II очереди — вручную. Меры безопасности при _работе с УГП.

  • К работе с установкой допускаются лица, имеющие квалификационную группу по электробезо­пасности не ниже III.
  • Для предотвращения распространения аэрозольной тушащей смеси в вагоне при пуске установки должна отключаться вентиляция.
  • После срабатывания установки, служебное купе и купе отдыха проводников необходимо провет­рить до исчезновения в воздухе непрозрачной аэрозоли.

Нормы обеспечения огнетушителями железнодорожного подвижного состава

1. В железнодорожном подвижном составе, в котором находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара, используются универсальные по области применения огнетушители.

2. Допускается использовать иные первичные средства пожаротушения, обеспечивающие тушение соответствующего класса пожара и ранг тушения модельного очага пожара.

3. Выбор типа огнетушителя должен быть определен с учетом обеспечения безопасности его применения для людей и имущества.

Пн-Пт: с 9-30 до 18-00 мск

Сколько огнетушителей в вагоне пассажирского поезда

или 2 — (2A, 55B, E)

Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров:

с водяным или комбинированным отоплением

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885)

(см. текст в предыдущей редакции)

или 2 — (2A, 55B, E),

Двухэтажные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров

Вагоны служебно-технические, служебные, испытательные и измерительные лаборатории

или 2 — (2A, 55B, E)

Специальный железнодорожный подвижной состав

или 2 — (2A, 55B, E)

Примечания: 1. В железнодорожном подвижном составе, в котором находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара, используются универсальные по области применения огнетушители.

2. Допускается использовать иные первичные средства пожаротушения, обеспечивающие тушение соответствующего класса пожара и ранг тушения модельного очага пожара.

3. Выбор типа огнетушителя должен быть определен с учетом обеспечения безопасности его применения для людей и имущества.

Руководство проводнику — Меры противопожарной безопасности в пассажирских поездах

Проводники пассажирских вагонов обязаны обеспечивать противопожарную безопасность и уметь тушить пожар, возникший в вагоне.

Причины пожаров и меры их устранения. Установлено, что в большинстве случаев причинами пожара являются: неосторожное обращение с огнем при курении, нарушение правил провоза огнеопасных и легковоспламеняющихся грузов пассажирами и обслуживающим персоналом; неисправное состояние приборов отопления вагонов, печных, фонарных и самоварных разделок и дымовытяжных труб; несоблюдение правил безопасности при топке, неисправность электрооборудования и электропроводки вагона и нарушение правил пользования электрическим током.
Пожары в пассажирских вагонах происходят также из-за: ослабления контактов в гнездах предохранителей и на зажимах распределительного щита; перегрузки генератора или подключении к нему двух-трех вагонов; наличия посторонних предметов в нишах распределительных щитов и приборов автоматики; неисправности аккумуляторной батареи (наличие глухих элементов или выпадение активной массы); нарушения правил подачи (и приема) тока в магистраль.
Категорически запрещается применять «жучки» вместо типовых предохранителей. Применение «жучка» может вызвать пожар в вагоне с тяжелыми последствиями.
Пожары нередко возникают и при исправных приборах отопления, если проводник допускает неосторожность при работе (оставляет дверцы топки в открытом положении, хранит вблизи котлов отопления или печи горючие материалы, сушит эти материалы на топке и т. п.).
В отопительный период топочные дверцы должны быть закрыты и за котлом или печью обязательно установлено наблюдение. При топке печей дровами поленья должны свободно входить в топку печи. Самовары или кипятильники нужно разогревать только древесным углем. Категорически запрещается растапливать котлы отопления пассажирских вагонов с помощью бензина, керосина, нефти и других легковоспламеняющихся жидкостей. Запрещается топить котел, бойлер и кипятильник без воды или при уровне воды ниже допускаемого, с неисправными дымовытяжными трубами или их разделками.
Нельзя выбрасывать горящие угли и золу на ходу поезда, оставлять в пепельницах непотушенные окурки, спички, а также выбрасывать их на ходу поезда.
При неправильном и небрежном пользовании электрическими приборами они или токоподводящие провода могут нагреваться настолько, что явятся причиной пожара. Пожары происходят также из-за короткого замыкания проводов.
Для автоматического выключения тока в случае короткого замыкания или перегрузки служат предохранители. Исправный предохранитель, рассчитанный на определенный ток, гарантирует предотвращение пожара. Но если в сеть включен не соответствующий ей предохранитель или самодельный «жучок» из проволоки, то при коротком замыкании неизбежен пожар.
В электрических цепях нельзя допускать оголения проводов, неправильного их соединения, неисправности осветительных приборов. Осветительные и другие электроприборы должны включаться посредством специальных выключателей.
Серьезную опасность представляет неправильная эксплуатация электрических ламп, использование для освещения ламп завышенной мощности, оставление открытыми плафонов ламп накаливания. Запрещается использовать керосин для освещения вагона и в сигнальных ручных фонарях. Не допускается пользоваться в вагонах электроплитками, электрическими утюгами и другими электронагревательными приборами, не предусмотренными чертежами и схемами электрооборудования вагонов, а также применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые плитки, отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления, фановые трубы.
Перед отправлением пассажирского поезда в рейс со станций формирования или оборота необходимо проверять техническое состояние предохранителей, установленных на групповых и силовых электрощитах, розетки, шнуры и вилки настольных электроламп, электропылесосов, сеть поездного радиовещания, междувагонные соединения и электрооборудование холодильных установок.
При пользовании свечами для освещения вагонов с деревянными кузовами запрещается укреплять их непосредственно на подоконном столике, верхней подъемной спинке, диване и т. д. Свечи должны быть поставлены в свечные фонари.
В случае возникновения пожара в пассажирском вагоне во время движения поезда проводник обязан:

немедленно остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на железнодорожном мосту, виадуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих организации тушения пожара;
выключить приборы электроотопления, обесточить электрические цепи вагона (при горении электрооборудования) путем снятия главных предохранителей (сначала генераторного, затем батарейного) и по цепочке вызвать механика-бригадира (начальника) поезда;
в ночное время электроосвещение не выключать до полной эвакуации пассажиров из вагона, организовать эвакуацию (высадку) пассажиров и их личных вещей на полевую сторону железнодорожного полотна или перевод их в соседние вагоны и приступить к тушению пожара средствами огнетушения, имеющимися в вагоне.
Если поездная бригада ликвидировать пожар своими силами не в состоянии, механик-бригадир (начальник) поезда обязан через локомотивную бригаду и поездного диспетчера вызвать ближайшее пожарное подразделение (пожарный поезд или пожарную команду), на электрифицированных участках потребовать снятия напряжения с контактной сети, одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или находящиеся вблизи здания и сооружения.
При наличии в зоне горения постельных принадлежностей, особенно из поролона и полихлорвинила, тушение их внутри вагона следует производить в противогазе промышленного типа, соблюдал меры против отравления.
Отцепку и ограждение горящего вагона необходимо производить следующим образом:
разобщить тормозную магистраль, перекрыв одновременно у обоих расцепляемых вагонов концевые краны и разъединить головки соединительных тормозных рукавов;
расцепить автосцепку, для чего повернуть вверх ру коятку расцепного рычага и положить его на полочку кронштейна; по положению сигнального отростка замка автосцепки убедиться в том, что вагоны расцеплены. Чтобы отцепленная хвостовая часть состава не могла самопроизвольно прийти в движение, открыть концевой кран, приведя таким образом в действие автоматические тормоза, а также затормозить ручной тормоз. На уклоне, кроме того, надо под последний (в сторону спуска) вагон подложить тормозной башмак, который хранится на локомотиве. Такой же порядок выполнения операций соблюдать и при торможении отцепленного горящего вагона;
оградить хвостовую и головную часть поезда в соответствии с ПТЭ.
При расцепке состава в первую очередь отцепляется группа вагонов, стоящая за горящим вагоном. Затем головная часть поезда вместе с горящим вагоном продвигается вперед и только после этого отцепляется горящий вагон. Интервалы между горящим вагоном и головной и хвостовой группами состава должны быть не менее 10 м.
Во всех случаях возникновения пожара в пассажирских дизель- и электропоездах локомотивная бригада обязана по давать сигнал пожарной тревоги. При наличии поездной радиосвязи необходимо немедленно сообщить по радио об остановке поезда на перегоне машинистам поездных локомотивов, находящихся на перегоне, и дежурным по станциям, ограничивающим перегон. Дежурные по станциям обязаны немедленно доложить об этом дежурному поездному диспетчеру. Если поездной радиосвязи нет, а причина, вызвавшая остановку поезда, не может быть устранена в течение 10 мин, необходимо доложить об остановке поезда дежурному поездному диспетчеру или дежурному по станции, воспользовавшись переносным телефонным аппаратом (находится в кабине локомотива), включив его в провода поездной диспетчерской связи.
Средства и аппараты для тушения пожара. Всякий по жар, если он своевременно обнаружен и не получил зна чительного распространения, может быть легко потушен. Наиболее распространено тушение пожаров водой, паром, а также химическими веществами. В отдельных случаях горящую поверхность засыпают песком и покрывают тяжелыми тканями. Песок применяется при тушении воспламенившихся химических продуктов, бензина, керосина и других горючих жидкостей, тушить которые водой нельзя. Горящие электрические приборы, аппаратуру и кабель до их обесточивания (снятие напряжения) тушить водой и пенным огнетушителем запрещается.
Пассажирские, багажные и почтовые вагоны, вагоны- рестораны обеспечиваются следующими первичными средствами пожаротушения:

пассажирские вагоны с электроотоплением — двумя углекислотными огнетушителями ОУ-5 (размещаются на специальных кронштейнах — один в купе проводника, второй со стороны рабочего тамбура) и одним пенным ОП-3 или ОП-5 (в нерабочем тамбуре); пассажирский вагон с водяным отоплением — одним углекислотным огнетушителем (в купе проводника) и одним пенным (в нерабочем тамбуре);
вагоны-рестораны — двумя пенными огнетушителями и одним углекислотным. Пенные размещаются по одному в каждом тамбуре, а углекислотный — в салоне около электрораспределительного щита;
багажные — одним углекислотным и одним пенным огнетушителями, расположенными в служебном помещении, а также топором и ломом;
почтовые и почтово-багажные — двумя пенными огнетушителями, одним углекислотным, топором и ломом, которые размещаются в багажных отделениях;
Пенные огнетушители типов ОП-3 и ОП-5 предназначаются для тушения различных горючих веществ, в том числе легковоспламеняющихся жидкостей и любых элементов вагонов, кроме электрооборудования, находящегося под напряжением. Во всех случаях работы с пенными огнетушителями нельзя допускать, чтобы работающие с ним люди приближались к частям контактной сети на расстояние менее 2 м.
Пенный огнетушитель ОП-3 (рис. 89) представляет собой металлический цилиндр с днищем и горловиной, к которым приварены спрыск, верхняя и нижняя ручки. На горловину навинчивается крышка с ударником. Полезная емкость огнетушителя 9 л. Заряд содержит кислоту и щелочь. Дальность струи огнетушителя 6—8 м, время действия 60 сек. Для приведения огнетушителя в действие необходимо:
снять его с кронштейна; прочистить спрыск;
взять огнетушитель правой рукой за верхнюю ручку, а левой — за нижнюю и поднести его как можно ближе к месту пожара;
перевернуть огнетушитель нижним днищем вверх, ударить кнопкой ударника о твердый предмет так, чтобы весь ударник ушел внутрь огнетушителя, и держать его перевернутым на расстоянии вытянутой руки от себя, направляя выходящую струю пены на места наиболее активного горения, сбивая огонь и покрывая пеной поверхность горящих предметов. В случае засорения спрыска огнетушителя во время работы необходимо огнетушитель быстро перевернуть, а затем снова привести в первоначальное положение.
Принцип действия огнетушителя ОП-3 заключается в следующем. При ударе кнопкой о твердый предмет ударник входит внутрь огнетушителя и разбивает кислотные колбы. Кислота выливается и попадает в щелочной раствор. Происходит бурное химическое соединение щелочного раствора с кислотой, в результате чего образуется углекислый газ. Более легкий, чем жидкость, газ поднимается вверх, скапливается над жидкостью и своим давлением выбрасывает ее через выходное отверстие. Во время химической реакции в огнетушителе происходит образование пены. Пена плавает на горящей поверхности воспламенившейся жидкости (бензина, керосина и т. д.) и, плотно покрывая ее, препятствует доступу кислорода воздуха. Так как без кислорода горение невозможно, то после покрытия пеной всей горящей поверхности пожар прекращается. В этом и заключается свойство пены как средства огнетушения.
К верхней ручке корпуса огнетушителя ОП-3 привязывают кусочек проволоки толщиной 1—2 мм для прочистки канала и паспорт (бирку), в котором указывается время зарядки или перезарядки огнетушителя, вид зарядки (летний или зимний), роспись лица, производившего зарядку. Огнетушители не следует вешать вблизи источников тепла. При температуре ниже 0° С огнетушители следует перезаряжать зимними зарядами.
Пенный огнетушитель ОП-5 имеет полезную емкость корпуса 8,7 л, дальность подачи струи пены 6—8 м, диаметр спрыска 4,7 мм, продолжительность действия 60—70 сек; вес без заряда 4,7 кг, с зарядом 14,5 кг. Огнетушитель состоит из следующих основных частей: баллона, кислотного стакана с держателем, крышки с клапанным предохранительным устройством (рис. 90). Принцип пенообразования в огнетушителе ОП-5 такой же, как в огнетушителе ОП-3.
При необходимости применить огнетушитель для тушения пожара следует: поднести огнетушитель к очагу пожара; повернуть рукоятку, расположенную на крышке огнетушителя, до отказа на 180° в вертикальной плоскости и, перевернув огнетушитель вверх дном, направить струю пены на очаг пожара.
Углекислотный огнетушитель ОУ-5 предназначен для тушения горящих твердых предметов, а также электродвигателей генераторов и других аппаратов, находящихся под напряжением и со снятым напряжением. Огнетушитель представляет собой стальной баллон, наполненный жидкой углекислотой и снабженный специальным вентилем-запором и раструбом (рис. 91). Емкость баллона 5 л, дальность подачи углекислоты 2 м, время интенсивного выхода углекислоты — 30—50 сек. Вес заряда углекислоты 3,5 кг, вес огнетушителя о зарядом 12,1 кг.

Рис. 89. Огнетушитель ОП-3:
1 — цилиндр; 2— дно; 3— спрыск; 4 — переходник горловины; 5 — горловина; 6 — крышка; 7 — прокладка крышки; 8 — набивка сальниковая; 9 — втулка сальниковая; 10 — ударник; 11 — шайба; 12 — прокладка корзины; 13 — корпус корзины; 14 — ручка боковая; 15— дно корзины; 16 — ручка нижняя

Рис. 90. Огнетушитель ОП-5:
1 — цилиндр; 2 — стакан кислотный; 3 — переходник горловины; 4 — гайка с мембраной; 5 — спрыск; 6 — крышка; 7 — шток; 8 — рукоятка клапана; 9 — пружина; 10 — клапан резиновый; 11 — ручка; 12 — дно
При возникновении пожара необходимо снять огнетушитель со стены и поднести к очагу пожара на 1,5—2 м.

Рис. 91. Огнетушитель ОУ-5:
1 — баллон; 2 — сифонная трубка; 3 — предохранитель; 4 — металлическая пломба; 5 — вентиль; 6 — поворотный механизм с раструбом; 7 — опорный кронштейн; 8 — верхний хомут; 9 — маховичок вентиля; 10 — рукоятка; 11 — этикетка; 12 — нижний хомут

Затем правой рукой, вращая до отказа маховичок, открыть вентиль-запор, а левой направлять раструб так, чтобы выбрасываемая из него струя газа и пены попадала в очаг огня.
Во время работы огнетушителя баллон нельзя держать в горизонтальном положении, так как это затрудняет выход углекислоты через сифонную трубку. После ликвидации пожара вентиль-запор поворотного маховичка необходимо закрыть. В связи с тем, что углекислотный огнетушитель эффективно работает только 30—50 сек, при тушении пожара необходимо действовать быстро и энергично.
При тушении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей струю пены необходимо направлять не на горящую поверхность, а в борта емкости для того, чтобы она ровно покрывала горящую поверхность; при горении разлитой жидкости тушение следует начинать с краев. При тушении твердых предметов струю пены следует направлять на горящий предмет сверху вниз, покрывая сплошь горящую поверхность. Горящие электропровода и электроаппаратуру необходимо тушить углекислотными огнетушителями и сухим песком.
Ответственным за противопожарную безопасность и пожаротушение в пассажирском поезде является механик- бригадир поезда, электромонтер, в вагоне — проводник вагона, в вагоне-ресторане — директор ресторана, которые обязаны следить за выполнением правил противопожарной безопасности и уметь при необходимости привести в действие имеющиеся в вагоне огнетушители и другие средства тушения пожара. Они обязаны следить за тем, чтобы все противопожарные средства, имеющиеся в вагоне, всегда находились в исправном состоянии. Кроме этого ответственность за выполнение правил пожарной безопасности несут и лица, связанные с подготовкой вагонов в рейс.
Контроль за состоянием средств тушения пожара и обеспечением пассажирских вагонов противопожарным инвентарем согласно установленным МПС нормам возлагается на Управление военизированной охраны Министерства путей сообщения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *