Почему свистят тормозные колодки при торможении
Перейти к содержимому

Почему свистят тормозные колодки при торможении

  • автор:

Почему скрипят тормоза

Скрип тормозов раздражает и окружающих, и самого водителя. Причины неприятного звука могут быть разными. Одно ясно точно — неисправность влияет на безопасность и не терпит промедления, поэтому затягивать с ремонтом не стоит.

Предельный износ

Свист тормозной колодки может возникать из-за срабатывания индикатора износа, так называемого «флажка». Этот металлический элемент при предельном стачивании колодки начинает соприкасаться с тормозным диском и издавать пронзительный звук, подсказывая водителю: требуется замена. Индикатор износа начинает издавать звук заблаговременно, эффективность торможения сохранится в течение нескольких тысяч километров пробега, но оттягивать ремонт не стоит: может заклинить цилиндр суппорта, что приведет к повышенному износу тормозного диска, его перегреву и дорогостоящему ремонту.

Бывают случаи, когда тормозные колодки изнашивают полностью, «до железки». При торможении металл трется об металл, тормоза становятся неэффективными. В этом случае оперативная замена сэкономит значительные средства.

Новые колодки

В ходе эксплуатации диски изнашиваются, на поверхности появляются глубокие бороздки, новые колодки притираются к ним. Сразу же после замены тормоза могут издавать неприятный звук. Учтите, первое время эффективность торможения невысока, поэтому нужна особая осторожность — воздержитесь от резких маневров, сопряженных с энергичным «педалированием». Новые колодки притираются к дискам в течение нескольких сот километров, после чего скрип и скрежет исчезают.

Если звук остался, причина может быть в несовместимости материала тормозных дисков и колодок. Поэтому опытные механики рекомендуют использовать детали одного производителя.

Нюансы установки

Во время торможения колодка на мгновение «приваривается» к диску и затем со скрипом срывается. Если частота этого процесса совпадает с частотой, воспринимаемой человеческим ухом (20-20000Гц), — мы слышим неприятный звук. Поэтому инженеры говорят, что скрипят колодки при торможении постоянно, просто мы не всегда это слышим. Тормоза сконструированы таким образом, чтобы вибрация колодок была минимальна. В комплект новых тормозных колодок для дисковых тормозов часто входят балансировочные или, как их еще называют, противоскрипные пластины. Они изготовлены из тонкого металла и полностью повторяют форму колодки. Их устанавливают с тыльной нерабочей стороны. Назначение: фиксация колодки. В результате, детали не перекашиваются и не дребезжат при езде. Порой при визите на сервис мастера могут полениться установить такую пластину, и машина начинает скрипеть при торможении. Учтите, что в комплекте неизвестного производителя пластины могут отсутствовать. Существует и другой вариант «антискрипа» в котором с нерабочей стороны закреплен термостойкий полимер.

Есть специальная смазка для тормозных механизмов. Это препарат, сохраняющий работоспособность при высокой температуре. Наносят смазку на нерабочую поверхность колодки. Без нее противоскрипная пластина станет издавать неприятный звук. При обслуживании тормозов мастер в обязательном порядке проводит диагностику системы, проверяет исправность пыльников, смазывает направляющие.

Мастера центров ГК FAVORIT MOTORS прошли необходимую подготовку, и при ремонте используются детали, одобренные производителем автомобиля.

Временные трудности

Скрежет может возникнуть после того, как автомобиль поездил по грязи. Попавший между колодок и тормозным диском песок быстро стирается в пыль и скрип прекращается. Если же загрязнения серьезные, лучше не рисковать «здоровьем» тормозной системы и собственной безопасностью. Устранение неисправности в профильном центре не займет много времени.

Застрявший камешек между диском и тормозным щитом начинает неприятно скрипеть. Если такое произошло, при движении все время будет раздаваться звук, независимо от того – нажата педаль тормоза или нет. Такого «пришельца» можно удалить самостоятельно. Осторожно — сразу же после поездки элементы тормозной системы могут быть горячими, можно обжечься.

Самому сложно установить точную причину скрипа, поэтому при появлении неисправности мы рекомендуем обращаться в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Квалифицированные мастера быстро определят причину «звукового сопровождения» и проведут качественный ремонт.

Почему свистят тормозные колодки и как решить проблему

Почему свистят тормозные колодки? Чаще всего свист появляется после замены этого многослойного «пирога» на новые. Как правило, является временным явлением – после того, как детали притрутся, неприятный звук пропадет.

Как устранить проблему? Есть и другие причины: издает звуки сигнализатор износа колодок, компоненты тормозной системы требуют внимания (диагностики, ремонта, замены). Важно определить источник свиста и своевременно устранить его.

В этой статье:

  1. Основные причины свиста тормозных колодок
  2. Причина свиста тормозных колодок в суппорте и направляющих
  3. Колебания как главная причина свиста тормозных колодок
  4. Способы решения проблем со свистом тормозных колодок
  5. Часто задаваемые вопросы о причинах свиста тормозных колодок

Скачайте и узнайте 4 безотказных способа привлечения новых клиентов в автосервис
Увеличение клиентской базы до 40% за 3 месяца

Основные причины свиста тормозных колодок

Причины, почему свистят тормозные колодки при торможении на машине, могут быть самые разнообразные:

Притирка новых деталей

Это совершенно нормальное явление, поэтому, если вы заменили колодки, то первое время может появляться скрип: главное, чтобы тормозная система работала исправно. Через пару недель все должно стабилизироваться.

Действие «скрипуна» – звукового индикатора износа

В современных автомобилях много решений для облегчения ухода за узлами, и, помимо электронных датчиков, используются более традиционные механические приспособления. Появление скрипа в данном случае сигнализирует о необходимости замены колодок, а если они новые, то, возможно, попались некачественные.

Высокая температура тормозных колодок в процессе работы

Звук может возникнуть из-за сильного разогрева элементов тормозной системы, хотя такое наблюдается достаточно редко, преимущественно при плохой вентиляции колодок.

Повреждение армирующего слоя

Тормозные колодки обычно имеют многослойную структуру, где каждое покрытие поверх металлической основы выполняет свою функцию – антикоррозионную, противошумную, теплоизолирующую. Соответственно, по мере естественного износа утрачивается часть данных свойств, что может выражаться и в появлении нехарактерных звуков. В этом случае требуется заменить колодки. Также может быть наличие поверхностной коррозии на колодке.

Возможна и такая банальная причина, почему свистят тормозные колодки при движении, как застревание небольшого камня между диском и колодкой – пока он не сотрется полностью, будет слышаться скрежет. Также порой сказывается отсутствие смазки в направляющих суппорта – достаточно нанести масло, и проблема исчезает.

Чаще скрип указывает на то, что колодки изношены и пришла пора поставить новые. Конечно, какое-то время они еще послужат, но игнорировать проблему нельзя, особенно если звук становится все более устойчивым. Иногда скрипят даже свежие колодки – в основном это касается низкокачественной продукции от малоизвестных производителей. Если спустя 1-2 недели после замены доносится свист, скрип и другие звуки, то лучше перестраховаться и установить качественные колодки, лучше в оригинальном исполнении.

Причина свиста тормозных колодок в суппорте и направляющих

Как правило, свист исходит от пыльника основного поршня либо направляющих. Если пыльник получил механическое повреждение или пришел в негодность от старости, то внутрь начинают попадать посторонние предметы: песчинки, мелкий мусор и т. п. Вся эта грязная смесь при езде и торможении трется о металлические элементы, ускоряя их износ.

В худшем случае направляющие или сам поршень может заклинить, так что после торможения колодки перестанут возвращаться в исходное положение. Из-за этого они будут тормозить автомобиль во время движения, что, естественно, вызовет повышенный нагрев соприкасающихся поверхностей. В результате резко ускорится износ дисков, так что даже по их потемневшему внешнему виду станет понятно, что они требуют замены.

Колебания как главная причина свиста тормозных колодок

Поскольку действие тормозной системы автомобилей основано на использовании силы трения движущихся частей о неподвижные, то может показаться, что шум неизбежен, и разница лишь в его силе – колодки и диск всегда скрипят. Это действительно так, но нужно учитывать, что еще одна характеристика звука – частота волны, причем лишь часть диапазона находится в пределах слышимости человеческого уха. Производители колодок добиваются того, чтобы при работе колодки шумели как можно меньше, что достигается гашением звуковых волн или их переводом в высокие частоты, которые мы не ощущаем.

Скрип же и свист появляются, когда слои, отвечающие за преобразование волн, истираются, и соседние элементы начинают колебаться в одной частоте, резонируя друг с другом. Общеизвестным примером, демонстрирующим, какую разрушительную силу могут приобретать звуковые волны в этом случае, является фокус, когда искусный певец, беря высокую ноту, способен разбить бокал с тонкими стенками. При этом звуковые колебания вызывают вибрации стекла, и в какой-то момент волны, накладываясь друг на друга, достигают предела прочности стекла. Однако чтобы такое произошло, нужно идеальное совпадение длины и частоты волн.

Для подтверждения действенности подобной закономерности можно провести небольшой эксперимент: подвесить на скобу суппорта какой-нибудь грузик, после чего звук изменит свою тональность.

Объяснение, почему свистят тормозные колодки, нужно искать в физических законах. При торможении колодка трется о диск, что вызывает колебания – последние частично передаются на скобу. Если частота волн совпадает, то скоба начинает «петь». Соответственно, изменение ее массы влечет изменение и амплитуды ее собственных колебаний, что не дает резонанса и, значит, заметного скрипа.

Читайте также!

Помимо скобы, звуки могут издавать и другие объекты, находящиеся рядом с колодкой: грязезащитный щиток, пружина подвески, нижний рычаг и пр. Частота их колебаний определяется несколькими факторами: масса, форма, влажность и температура воздуха, а также коэффициент трения в паре диск – колодка. Чем больше последний параметр, тем выше будет амплитуда колебаний и сильнее последствия.

Сама тормозная колодка при соприкосновении с диском никак не звучит, но она провоцирует передаваемые далее колебания. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, то момент силы, возникающий при контакте диска с колодкой, вызывает эффект закусывания на передней кромке. При этом колодка поворачивается на плече приложения силы, который равен ее толщине: в результате именно передняя кромка подвергается наибольшей нагрузке и нагревается в процессе взаимодействия элементов тормозной системы.

Мгновенный нагрев на время приводит к падению коэффициента трения на передней кромке, но это не имеет критических последствий, поскольку колодка не работает постоянно и между циклами торможения может пройти значительный промежуток времени.

Для перераспределения усилий и уменьшения колебаний на колодках снимают фаски. При этом площадь фрикционного состава сокращается, что влечет существенное снижение вибраций. С аналогичной целью в пластинах могут делаться вырезы различной формы, а также прокладываться диагональные и поперечные пазы. Основное их предназначение – как раз устранение скрипов.

Скрипят новые тормозные колодки: решаем проблему

Скрежет во время торможения — довольно распространенная проблема, которая рано или поздно может коснуться каждого автовладельца. Такой звук пугает и настораживает, ведь это явно не нормально. Что делать в этой ситуации? Бросать все и мчаться в ближайший автосервис? Или все-таки попытаться самостоятельно устранить неполадку? Чтобы дать ответы на эти вопросы, стоит, в первую очередь, разобраться, почему новые колодки скрипят при торможении.

Главные причины скрипа

Есть множество первопричин, по которым новая колодка может скрипеть при торможении. Они могут быть связаны с дефектами как самой этой детали, так и тормозной системы автомобиля и даже с особенностями окружающей среды. Можно выделить несколько групп факторов, провоцирующих эти неприятные звуковые эффекты.

Скрипят новые тормозные колодки: решаем проблему

  1. Несовместимость материалов. Разные производители изготавливают запчасти из разных материалов, и чем выше их жесткость, тем эффективнее торможение. Однако какой бы качественной ни была колодка, всегда существует риск появления вибрирующего эффекта жестких плоскостей, в результате чего она и начинает скрипеть. Материал детали может оказаться несовместим с материалом тормозного диска. Кроме того, причиной неприятного призвука может стать металлическая стружка, особенно, если во время производства колодок была нарушена технология.
  2. Износ тормозного диска. Нередко скрип при торможении появляется, если диск искривляется. Особенно это становится заметным, если въехать в лужу с разогретыми тормозами или сильно затормозить. Независимо от того, новые или старые колодки стоят на авто, они всегда будет издавать нехарактерные звуки, если изношен тормозной диск. Чтобы избавиться от проблемы, необходимо заменить его. Некоторые пытаются выполнять проточку изношенного диска, но это помогает не всегда.
  3. Поломки и дефекты. Сюда относятся абсолютно все неисправности, которые возникают в процессе эксплуатации тормозной системы. Среди возможных причин — изношенные подшипники ступиц, неисправности тормозных механизмов, изначальная кривизна колодок и прочее. В таких ситуациях часто появляется не просто неприятный и надоедливый скрежет, но и другие нехарактерные звуки типа свиста, дребезжания, грохота во время движения машины.
  4. Атмосферные воздействия. Такие негативные погодные явления, как сильный мороз, высокая влажность, грязь, способны пагубно воздействовать на состояние деталей и стать причиной того, что новые колодки скрипят.

Решаем проблему правильно

Если неприятности избежать не удалось, и вы стали замечать, что колодки издают скрип или скрежет при торможении, необходимо, в первую очередь, определить, от какого колеса исходит неприятный звук. Чаще в зоне риска оказывается передняя ось. Чтобы устранить проблему, нужно снять колесо. Самое простое решение — нанести антискрипную смазку на тыльную сторону колодок, следя при этом, чтобы паста не попала на фрикционный материал.

Некоторые автовладельцы вместо смазки предпочитают использовать противоскрипные пластины. Это очень прочные металлические вкладыши, которые надеваются на заднюю стенку колодки и выравнивают ее. Кривизна этой зоны, которая должна прилегать к поршню, часто характеризует дешевые колодки и является распространенной причиной скрипа при торможении.

Если же простые решения результата не принесли, придется принять радикальные меры. Речь идет о стачивании краев фрикционного материала колодок. Стоит учесть, что при этом площадь контакта накладки с диском будет снижена. Слишком обрезать края не нужно.

Алгоритм действий

  • отмерьте по 5 мм с каждой стороны колодки и равномерно сточите эти углы;
  • поставьте колодки на место и проверьте эффект;
  • если они по-прежнему скрипят, отступите еще 5 мм и повторите операцию, сточив колодки под более пологим уклоном;
  • снова проверьте эффект;
  • если и это не помогло, продолжать стачивание не стоит.

Если устранить скрип таким способом не получилось, есть еще один вариант — нанести на колодки одну или две прорези. Вибрации как таковые это не устранит, но повысит их частоту, сделав неслышными для человеческого уха. Это происходит за счет сокращения площади трения.

Как прорезать колодки

После этого проверьте, скрипят ли тормозные колодки. Данный способ применим только к новым деталям.

Если же новые колодки стали скрипеть после того, как вы забрали автомобиль с СТО, целесообразно перепроверить, правильно ли собраны тормоза. Причиной скрежета может стать элементарное отсутствие пружины или противоскрипной пластины.

Если же вы подозреваете, что причина скрипа в износе поршня суппорта (или в том, что его заклинило), стоит провести дефектовку. При обнаружении надорванных, треснутых пыльников, их в обязательном порядке необходимо заменить. Очень важно, чтобы смазка при этом выполнялась только с помощью специализированных средств.

В заключение стоит отметить, что нехарактерные звуки новых колодок ни в коем случае не стоит игнорировать, ведь они могут свидетельствовать о серьезной неисправности, а это чревато опасными ситуациями на дороге. Если при торможении вы услышали скрип, не поленитесь выяснить его причину и приложить все усилия, чтобы избавиться от нее.

Как избавиться от свиста и скрипа тормозов

И на новых, и на подержанных автомобилях могут начать скрипеть тормоза. Характерные раздражающие звуки говорят о наличии или зарождении проблем как в данном узле, так и в деталях подвески. Разбираемся, как выявить и устранить причину скрипов.

Тормоза могут скрипеть по целому ряду причин, поэтому на этапе обнаружении проблемы следует уделить внимание диагностике.

Если автомобиль новый, или у него свежепоменянные элементы тормозной системы, то речь может идти о банальной притирке. Поэтому в данном случае, если скрип не раздражающе сильный, просто продолжите процесс обкатки, наблюдая за поведением автомобиля.

Нередко скрипы в районе колес необкатанного автомобиля пропадают после серии торможений с высоких скоростей. Таким образом снимается специальный слой материала, который содержит примеси, служит для защиты новых элементов тормозной системы и, случается, провоцирует скрипы.

Обратная ситуация — когда колодки скрипят по причине их естественного износа. Нередко такой звук — результат работы акустических индикаторов износа колодок. Речь о так называемых «скрипунах» — особых скобах, которые устанавливаются на некоторые марки тормозных колодок. Их функция состоит в том, чтобы при критическом износе колодок свистящими звуками оповестить об этом водителя.

Не менее часто раздражающий скрип возникает после установки нового комплекта тормозных колодок. Случается, что неоригинальные расходники плохо сочетаются с материалом тормозных дисков и поэтому скрипят. Чаще всего расходник меняют на тормозные колодки из списка, рекомендованного производителем автомобиля. Впрочем, во многих сервисах проблему решают пропилами фрикционной часть «проблемных» колодок. Последняя разделяется на несколько отдельных частей прорезями шириной 2 мм и глубиной 4 мм. После проведения такой процедуры вибрации минимизируются, и соответственно неприятный звук, как правило, снижается до минимума.

В то же время многие водители наверняка замечали, что колодки начинают скрипеть исключительно во время метеоосадков. И действительно, при повышенной влажности и низких температурах характерный свист появляется чаще, чем в сухую и теплую погоду, что чаще всего связано с попаданием на трущиеся поверхности песка, грязи и реагентов. Решить проблему нередко удается промывкой системы сильным напором воды.

Сложнее и дороже избавиться от скрипа, если его вызывают не тормозные колодки, а, например, изношенные тормозной диск или барабан. Утратившие изначальную геометрию детали (речь может идти как о характерных волнах, так и задирах, рисках и трещинах), можно либо проточить, либо заменить.

Несмотря на то, что в подавляющем числе случаев скрипят тормозные механизмы передних колес, случается также, что виновником скрипа становятся задние барабанные или дисковые тормоза. В этом случае необходимо проверить тормозные колодки, барабаны или диски на износ и деформацию. Иногда проблема устраняется проточкой и выравниванием рабочей поверхности дисков, либо их заменой. Случается также, что скрип в районе задних колес удается убрать одной лишь регулировкой натяжения ручного тормоза.

Наконец, на появление скрипов в тормозной системе могут влиять также и такие неочевидные моменты, как перетянутые болты колесных дисков, тормозных скоб, тормозных дисков и даже амортизаторов. Дело в том, что перетянутый крепеж (а такое нередко случается, когда ремонтники не используют динамометрический ключ) провоцирует вибрации, а вместе с ними и скрип элементов тормозной системы.

Неудовлетворительное состояние подшипника или подшипников ступицы колеса — еще одна причина вибрация и скрипов. Эти детали необходимо поменять поскорее, поскольку они могут провоцировать не только вибрации и свист колодок, а также биение на руле и даже поломку ШРУСа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *