Что такое экологическая безопасность
Перейти к содержимому

Что такое экологическая безопасность

  • автор:

Экологическая безопасность

В общем случае, это обеспечение безопасности и благополучия всех проживающих на рассматриваемой территории.

Экологическая безопасность

Под экологической безопасностью (ЭБ) понимают обстановку, при которой в окружающей среде нормализуется экологический баланс.
Экологическая безопасность также трактуется как процесс обеспечения качества жизни, деятельности и защищенности индивида на данной территории.

Наиболее распространенное определение экологической безопасности — это практика, политика и процедуры, обеспечивающие безопасность и благополучие всех, кто находится на рассматриваемой территории.

Это может включать безопасность с точки зрения надлежащей утилизации отходов, локализации и хранения потенциально токсичных химикатов и многое другое.

3 основных направления экологической безопасности

Хотя «экологическая безопасность» — довольно расплывчатый термин, есть 3 основных области, в которых экологическая безопасность вызывает особую озабоченность:

  • Охрана труда
  • Экологический контроль
  • Химическая безопасность

Каждая из этих областей представляет собой отдельную дисциплину, когда речь идет об экологической безопасности, но это области, на которые в 1 ю очередь ориентирована экологическая безопасность.

  • нацелена на обеспечение экологической безопасности на рабочем месте, что снижает риски для сотрудников на любом рабочем месте. На многих рабочих местах есть опасные химические вещества, газы / пары, отходы и другие потенциальные угрозы здоровью и безопасности рабочих.
  • связан с предотвращением загрязнения и других угроз окружающей среде и всем, на кого это может повлиять. Например, предотвращение сброса химических веществ в местную экосистему или обеспечение надлежащего управления отходами.
  • касается безопасного хранения, использования, утилизации и т.д. различных химикатов.

Каждая из этих сфер регулируется законами на муниципальном, государственном и федеральном уровнях, и соблюдение этих нормативных требований имеет жизненно важное значение для многих предприятий.

Важность экологической безопасности

Экологическая безопасность требует от предприятий затрат на соблюдение нормативных требований.

Несоблюдение мер по обеспечению экологической безопасности влечет за собой нормативные последствия несоблюдения и халатности, ответственности по гражданским искам, а также потенциальные моральные риски.

Некоторые из самых серьезных техногенных катастроф были вызваны неадекватными мерами экологической безопасности, и судебные иски постоянно подаются травмированными рабочими или имуществом рабочих, жителями вблизи промышленных предприятий и регулирующими органами, когда компании не соблюдают надлежащую экологическую безопасность.

Предприятия и организации не только имеют юридическое обязательство соблюдать правила экологической безопасности, они также заинтересованы в этом, чтобы избежать ответственности, а также морального обязательства.

Необходимость соблюдения экологической безопасности

Экологическая безопасность требует постоянного соблюдения и соблюдения требований, чтобы гарантировать безопасность ваших рабочих и всех, кто проживает на территории.

Однако соблюдение экологической безопасности обычно несложно, поскольку для этого требуется соблюдение определенных практик и процедур.

После внедрения этих политик и процедур их соблюдение становится делом привычки, так же как и в соответствии с любыми нормативными актами или передовыми отраслевыми практиками.

  • более чистое и безопасное рабочее место,
  • добрая воля в местном сообществе
  • хорошее отношение к регулирующим органам, сотрудникам и многому другому.

Критерии ЭБ применимы как к естественной (устойчивость биоценоза, его способность к восстановлению), так и к искусственной (качество жизни и уровень здоровья населения) экосистемам

Системная структура ЭБ включает в себя следующие компоненты:

  • полная экологическая оценка территории
  • экомониторинг
  • принятие решений по предупреждению, урегулированию и развитию экологических аспектов деятельности (хозяйственной, строительной, промышленной и др.)

ЭБ обеспечивается следующими методическими наработками:

  • количественными и качественным контролем окружающей среды
  • моделированием и прогнозом
  • методикой управления качеством окружающей среды
  • различными комплексными методами (физ-хим, экотоксикологическими и др.)

ЭБ призвано охранять:

  • права личности
  • материальные и духовные потребности личности
  • природные ресурсы

Что такое экологическая безопасность?

Всё в мире имеет неразрывную связь. В детстве мы спрашивали родителей: « А почему бы нам не уничтожить всех комаров, они же не приносят никакой пользы?» И родители объясняли, что истребление комаров понесет за собой и смерть других живых существ. Также происходит и с экологией.

Мы загрязняем гидросферу, погибают живые существа, возникает мутагенез, происходит истощение вод. Загрязняем воздух, следуют осадки, содержащие вредные вещества, которые впоследствии вредят почве и самому человеку.

Всем нам известно, что состояние экологии оставляет желать лучшего, но, несмотря на известность об этом, люди продолжают загрязнять окружающую среду. Давайте вспомним, что же пагубно влияет на природу.

  1. Промышленные предприятия сливают сточные воды в водоемы, загрязняют ими почву и атмосферный воздух. Кроме того, дымящие трубы фабрик и завод выбрасывают в воздух дым, сернистый газ и оксиды азота.
  2. Автотранспортные средства, также загрязняют окружающую среду выхлопными газами.
  3. Мусор, который человек выкидывает на улицу или в воду.
  4. Пластиковые бутылки приносят огромный вред природе, так как они не разлагаются.
  5. Сокращение природных ресурсов.

Исходя и вышесказанного, мы должны понимать, что экологическая безопасность крайне важна для человечества. Но что же это такое?

Экологическая безопасность – это состояние, при котором биосфера и общество защищены. Иными словами, это совокупность условий, процессов, действий обеспечивающих безопасность.

Существуют методы обеспечения экологической безопасности.
  1. Методы контроля качества природы.
  2. Методы анализа и прогнозирования.
  3. Методы сохранения окружающей среды.

Эти методы, совместно с регулярной экологической отчетностью предприятий применяет государство, чтобы обеспечить экологическую безопасность страны.

Несомненно, государство принимает все необходимые меры для того, чтобы сохранять экологически безопасное состояние биосферы и человеческого общества, но, как бы грустно это не звучало, больше всего губим нашу природу мы сами. Не зря говорится «хочешь изменить мир, начни с себя», ведь если каждый из нас будет делать банальные вещи, например, каждый будет выбрасывать мусор, в предназначенные для этого места, сократит использование автомобиля, выбирая иногда прогулку пешком, произведет уборку мусора после шашлыков в лесу. Именно тогда экология нашей окружающей среды будет улучшаться, а человеку будет легче дышать, даже находясь в городе.

Понятие экологической безопасности и проблемы его формализации в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

Автор решает проблему формализации понятия экологической безопасности в российском законодательстве. Показаны правовые пробелы и коллизии, связанные с неоднозначностью понимания экологической безопасности в нормативно-правовых актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Велиева Джамиля Сейфаддиновна

Содержание и структура понятия обеспечения экологической безопасности
Экологическая безопасность как объект административно-правового обеспечения
Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации
Некоторые вопросы административно-правового обеспечения экологической безопасности
Экологическая безопасность как объект административно-правового исследования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Ecological Safety and the Problems of its Formalization in the Russian Legislature

The author consideres the issue of formalization of the concept of ecological safety in the Russian legislature. Legal issues and collisions connected to the diferent interpritation of the concept of ecological safety in normative-legal acts are shown.

Текст научной работы на тему «Понятие экологической безопасности и проблемы его формализации в российском законодательстве»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

The Concept of Ecological Safety and the Problems of its Formalization in the Russian Legislature

The author consideres the issue of formalization of the concept of ecological safety in the Russian legislature. Legal issues and collisions connected to the diferent interpritation of the concept of ecological safety in normative-legal acts are shown.

Key words and word-combinations: ecology, ecological safety, national legislature, federal law.

Автор решает проблему формализации понятия экологической безопасности в российском законодательстве. Показаны правовые пробелы и коллизии, связанные с неоднозначностью понимания экологической безопасности в нормативно-правовых актах.

Ключевые слова и словосочетания: экология, экологическая безопасность, национальное законодательство, федеральный закон.

УДК 349.6 ББК X 67

ЬЛпросы обеспечения безопасности на современном этапе являются одними из наиболее значимых. «Повышенный интерес современного российского общества к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разобраться в сущности самого социального явления «безопасность», увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами» [1, с. 3-4]. В связи с этим разработке эффективного механизма правового обеспечения решения проблем безопасности должно предшествовать проведение научных исследований. При этом остро необходим концептуальный подход, адекватно учитывающий тенденции социально-экономического, общественно-политического и духовно-культурного развития российского общества с учетом специфики протекающих глобальных и региональных процессов.

Понятие «безопасность» активно употребляли известные мыслители прошлого. В частности, Цицерон утверждал: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь. избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать и добывать себе все необходимое для жизни» [2, с. 131]. Н. Макиавелли в содержании безопасности выделял внутренние и внешние угрозы [3, с. 56]. Б. Спиноза связывал обеспечение безопасности с непосредственным функционированием органов управления: «Для безопасности государства и неважно, какими мотивами руководствуются люди, надлежащим образом управляя делами, лишь бы эти последние управлялись надлежащим образом. Ибо свобода или твердость души есть частная добродетель, добродетель же государства — безопасность» [4, с. 350].

Широкое распространение в западноевропейских научных и политических государственных кругах категория «безопасность» приобретает благодаря философским концепциям Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей ХУИ-ХУШ вв., означая состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной). Например, Ш. Монтескье в своих трудах упоминал о таких видах безопасности, как «безопасность личности», «безопасность граждан», «безопасность частного лица», «безопасность государя, властелина, правителя»; он связывал свободу и безопасность личности: «свобода политическая заключается в нашей безопасности или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопасности» [5, с. 257-258, 317].

Как отмечает И.Б. Кардашова, характеризуя безопасность как исключительно государственную деятельность, философы Нового времени не смогли глубоко проникнуть в социальную природу этого феномена [6]. Вплоть до начала XX в. безопасность рассматривалась либо как сохранение государственного суверенитета, укрепление внешних границ, либо как подавление внутренних врагов. К концу XX столетия происходят изменения, приведшие к пониманию безопасности как созданию безопасных условий жизни личности, что было связано с формированием на российской почве представления о правовом демократическом государстве.

Несомненно, разработка такой концепции требует комплексного подхода к решению проблем безопасности. Как справедливо подчеркивал Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, «. мы не можем обеспечить развитие, не обеспечив безопасность, мы не можем обеспечить безопасность, не обеспечив развитие, и мы, конечно же, не можем обеспечить ни то, ни другое без обеспечения прав человека. Если не будет достигнут прогресс по всем этим трем направлениям, то ни по одному из них нельзя будет добиться успеха» [7].

В современный период категория «безопасность» исследуется применительно ко многим процессам. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля безопасность определяется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [8, с. 67]. С.И. Ожегов трактует безопасность как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [9, с. 47]. А.А. Тер-Акопов, квалифицируя безопасность человека как сложное системное образование, выявляет в нем несколько блоков, логически связанных с обеспечением благоприятных для личности условий жизни и деятельности [10, с. 32-34].

Сформулированные в отечественной науке определения безопасности отражают разнообразие в понимании рассматриваемого феномена, на основе которого можно выделить различные виды безопасности: политическую, социальную, экономическую, технико-технологическую, военную, продовольственную, экологическую и иные. Анализ норм российского законодательства позволяет утверждать о существовании юридически различающихся видов безопасности. Так, в действующей Конституции РФ термин «безопасность» употребляется в нескольких вариантах и в различных контекстах: безопасность государства (ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 82, п. «д» ч. 1 ст. 114), безопасность граждан (ч. 1 ст. 56), общественная безопасность (п. «б» ч. 1 ст. 72), экологическая безопасность (п. «д» ч. 1 ст. 72).

Законодательно безопасность определена в ст. 1 базового Закона «О безопасности» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [11]. Многообразие областей, в которых возникают социально значимые риски и угрозы, существенные различия в причинах, которые их порождают, и в самом характере их проявления вызывают необходимость осуществления очень разных по своему содержанию специальных исследований. Как следствие, в научный оборот вводятся новые термины и категории: «национальная безопасность» [12, 13], «безопасность личности» [14], «правовая безопасность» [15, 16], «юридическая безопасность» [17], «общественная безопасность» [18]. В большинстве случаев названные категории подразумевают возможность содержания некой экологической составляющей. Например, суть юридической безопасности сводится к защите граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от этих негативных воздействий, к их предотвращению, минимизации юридических факторов риска [17]. Таковыми факторами риска могут быть и экологические по своему происхождению. Очевидно, что основные стороны обеспечения юридической безопасности находят отражение в рамках правовой политики, включающей экологическую составляющую, заключающуюся в охране государством юридическими средствами природной среды обитания человека [19, с. 190].

Ряд ученых при разработке понятия «экологическая безопасность» рассматривали ее как неотъемлемую составную часть национальной (государственной) безопасности. Так, определение национальной безопасности в экологической сфере было предложено С.Л. Байдаковым и Г.П. Серовым, которые основной акцент сделали на состоянии защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в области окружающей среды [20, с. 90]. По мнению других авторов, в рамках понятия «национальная безопасность» экологическую безопасность следует определить как способность государства контролировать, снижать и устранять экологические опасности разного масштаба, выявленные и оцененные научными методами, для обеспечения благосостояния общества и здоровья людей, политической, экономической и социальной стабильности [21, с. 77-78].

Изложенные представления о сущностном понимании экологической безопасности не лишены очевидных недостатков. В частности, на наш взгляд, в связи

отсутствием закрепленного в законодательстве определения требует дополнительного выяснения содержание термина «экологические опасности», а понятие «окружающая среда» значительно сужает применение категории «экологическая безопасность». Кроме того, в процессе обеспечения экологической безопасности помимо государства должна участвовать и общественность, тем более что такая возможность предусмотрена нормами действующего законодательства.

Очевидно, что экологическая безопасность признается важнейшим видом безопасности наряду с экономической, продовольственной, информационной и прочими. Тем не менее Закон «О безопасности» не определяет содержание данного понятия. Не сделано этого и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, где лишь говорится, что национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Как представляется, такой подход не отражает значения экологической безопасности в полном объеме. Кроме того, в юридической науке не сформулировано общепринятого определения экологической безопасности. По мнению Б.Б. Тангиева, это связано с тем, что до сих пор не выработано единого понимания предметной области правового регулирования экологической безопасности, не установлено ее место в экологическом праве и законодательстве, а также не определены единые институциональные и нормотворческие подходы к ее правовому обеспечению [21].

Известный ученый О.С. Колбасов определяет экологическую безопасность как «. систему мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественные физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира» [22, с. 48]. На наш взгляд, основным недостатком данного определения является то, что в таком варианте оно содержит больше признаков «экоцида», нежели «экологической безопасности».

С точки зрения А.С. Шишко, экологическая безопасность представляет собой комплекс правовых, организационных и материальных гарантий защиты окружающей среды в каждом государстве от вредоносного воздействия, источники которого расположены за его пределами [23, с. 18]. Данное определение содержит ряд спорных моментов: во-первых, в качестве угрозы экологической безопасности названы только источники вредоносного воздействия, расположенные за пределами государства; во-вторых, объектом защиты выступает только окружающая среда; в-третьих, в представленном варианте охвачены не все признаки экологической безопасности.

А.К. Голиченков экологическую безопасность человека, общества, государства определяет как состояние защищенности социальных, экономических, экологических прав и законных интересов граждан; материальных, культурных и иных ценностей общества и государства; экономических и иных интересов предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, вызванных антропогенным воздействием на нее, а также от последствий экологичес-

ких аварий и катастроф [24]. А.А. Тер-Акопов интерпретирует экологическую безопасность как обеспеченность жизненно важных интересов человека природными ресурсами и защищенность его от воздействия негативных факторов природной среды [10, с. 233]. Явными упущениями данных определений является то, что они не отражают наличия экологических интересов общества и государства, в качестве негативных не названы техногенные факторы.

Существуют и иные определения экологической безопасности, в которых прослеживается системный подход к ее пониманию: «безопасность жизненно важных для человечества экологических компонентов планеты», «система взаимосвязанных элементов», «система отношений по поводу окружающей среды» [25, 26].

Как видим, несмотря на широкий спектр дефиниций экологической безопасности, суть их сводится к одному — безопасности человека, общества, государства и окружающей среды. Справедливости ради следует указать, что перечисленные позиции авторов по поводу содержания термина «экологическая безопасность» в основном были изложены еще до принятия нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» [27], где впервые законодательно сформулировано определение понятия экологической безопасности. Показательно, что длительное время экологическая безопасность считалась синонимом состояния и охраны окружающей природной среды и не отделялась от них. Как отмечают специалисты, в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» экологическая безопасность упоминалась в качестве понятия, близкого к понятию охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов [28].

Согласно ст. 1 действующего Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность — это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. На наш взгляд, основной недостаток законодательного определения экологической безопасности состоит в том, что речь идет о состоянии защищенности только «природной среды» и «жизненно важных интересов человека». Тем самым законодатель выделил только два объекта, оставив без внимания окружающую среду, которая являет собой совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

В сформулированном определении из всех элементов, составляющих содержание окружающей среды, законодатель в качестве объекта экологической безопасности выбрал только природную среду. Считаем, что в качестве объекта было бы правильно указать окружающую среду, тем более что потребности человека удовлетворяет не только природная среда, но и иные компоненты окружающей среды. Кроме того, исходя из содержания Закона «О безопасности», защите подлежит не только личность и ее права и свободы, но также общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Следовательно, в определении экологической безопасности должна быть закреплена названная триада: личность, общество и государство.

А.Г. Шмаль, комментируя легальное определение экологической безопасности, высказывает мнение, что в нем экологическая безопасность ориентируется не на предупреждение проявления факторов экологической опасности, а концентрируется на выход системы «человек — окружающая среда», когда должны быть ликвидированы последствия проявления начального воздействия человека на окружающую среду; к тому же оно не называет источники опасности [29, с. 100-101]. Однако, на наш взгляд, невозможно в одном определении назвать все источники опасности, учитывая их многочисленный характер. Более реально их перечисление в рамках отдельной статьи закона.

По мнению этого же ученого, экологическая безопасность может быть определена как допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека [29, с. 104]. Трудно согласиться с автором, так как формулировка «допустимый уровень негативного воздействия» применима в отношении права на благоприятную окружающую среду, поскольку в данном случае речь идет о нормировании. Экологическая безопасность, с нашей точки зрения, представляется более сложным, комплексным по своей сути образованием, чем нормирование.

Нормирование в области охраны окружающей среды, согласно действующему закону (ч. 2 ст. 19), заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Оно представляет собой гарантирующий сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности процесс установления предельно допустимых масштабов воздействия хозяйственной и иной деятельности человека и общества на окружающую среду в целом или отдельные природные объекты. Таким образом, нормирование выступает одним из средств обеспечения экологической безопасности и в содержательном отношении не исчерпывает анализируемого понятия.

Обязательно следует отметить, что, несмотря на сформулированное в Законе «Об охране окружающей среды» легальное определение, в иных нормативноправовых актах прослеживается различное понимание экологической безопасности. Анализ норм действующего законодательства показывает, что термин «экологическая безопасность» употребляется национальным законодателем в различных аспектах: в качестве принципа осуществления государственной политики и деятельности в определенной области (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ); как требование при осуществлении определенного вида работы, деятельности (ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ); как обязанность (ст. 13, 19 Федерального закона № 68-ФЗ). Экологическая безопасность закрепляется также в качестве цели (ст. 11 Федерального закона № 184-ФЗ); как условие проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8 Федерального закона № 144-ФЗ) [30-34]. Проведенный анализ свидетельствует о том, что российский законодатель демонстрирует широкое понимание экологической безопасности.

С учетом изложенного предлагаем определить понятие экологической безопасности как состояние защищенности окружающей среды и жизненно важ-

ных интересов личности, общества и государства от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также гарантированность экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

1. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002.

2. Цицерон. Об обязанностях. М., 1999.

3. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

4. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 1.

5. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1995.

6. Кардашова И.Б. О категориально-понятийном аппарате теории национальной безопасности // Российский следователь. 2005. № 5.

7. При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех: доклад Генерального секретаря ООН. иКЬ: www.hгi.гu/docs/?content=doc&id=306

8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989. Т. 1.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

10. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. М., 2005.

11. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769; 2007. № 10. Ст. 1151.

12. Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб., 1999.

13. Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России. Саратов, 2002.

14. НикитинД.А. Конституционно-правовые основы безопасности личности в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

15. Галузин А. Ф. Правовая безопасность как самостоятельный вид безопасности // Право и политика. 2007. № 12.

16. Тюрина Т.Б. Правовая безопасность личности в современном Российском государстве (вопросы теории и практики): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

17. Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь // Журнал российского права. 2005. № 11.

18. Демин И.В. Общественная безопасность: теоретико-методологические аспекты // Юридический мир. 2007. № 6.

19. Затонский В.А. Безопасность личности, общества и государства как важнейшая цель правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 1.

20. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 дек. 1997 г. № 1300 в ред. от 10 янв. 2000 г. // Рос. газ. 1997. 26 дек.; СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

21. Тангиев Б.Б. Экологическая безопасность водных ресурсов // Гражданин и право. 2006. № 7.

22. Колбасов О. С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) // Советское государство и право. 1988. № 12.

23. Шишко А.С. Предупреждение трансграничного загрязнения: международно-правовые проблемы. Киев, 1990.

24. Голиченков А.К. Эколого-правовой словарь // Экологическое право. 2004. № 4; 2005. № 1.

25. Тимошенко А.С. Международное сотрудничество по охране окружающей среды в системе ООН. М., 1981.

26. Каменева З.В. Экологическая безопасность как форма реализации права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности // Законодательство и экономика. 2004. № 1.

27. Об охране окружающей среды: Федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2007. № 27. Ст. 3213.

28. Вишняков В.Г., Андриченко Л.В., Боголюбов С.А. [и др.] Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2.

29. Шмаль А.Г. Национальная система экологической безопасности (методология создания). М., 2004.

30. Градостроительный кодекс РФ от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16; 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3604.

31. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федер. закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5498.

32. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648; 2007. № 45. Ст. 5418.

33. О техническом регулировании: Федер. закон от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 52. Ст. 5140; 2007. № 49. Ст. 6070.

34. Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2008. № 18. Ст. 1941.

Constitutional-Legal Characteristic of the Principle of Secular State and its Implementation in the Legislation of the Russian Federation

The article marks out the basic features and legal peculiarities characteristic of any secular state. The author emphasizes that the modern policy of the Russian Federation in the sphere of freedom of conscience must be religiously neutral, providing legal equality for all religions and creeds.

Key words and word-combinations: secular state, freedom of conscience, creeds.

Выделяются основные черты и юридические особенности, характерные для любого светского государства. Подчеркивается, что современная политика Российской Федерации в сфере свободы совести должна быть конфессионально нейтральной и обеспечивать юридическое равенство всех религий и вероисповеданий.

Ключевые слова и словосочетания: светское государство, свобода совести, вероисповедание.

УДК 342.41 ББК 67.400.1

СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

действующей Конституции РФ [1] впервые за всю историю развития российского законодательства получило нормативное закрепление положение о светском характере государства. Это заложило прочный фундамент и базовые принципы, определяющие сущность отношений государства и кон-

Экологическая безопасность

безопа.jpg

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия по снижению этих рисков, и каждый в состоянии их назвать.

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.

В качестве основного метода анализа безопасности использована широко принятая в мире современная методология анализа риска, официально признанная Министерством здравоохранения РФ. Данная методология позволяет объективно и количественно оценить риски здоровью человека, связанные с присутствием в атмосферном воздухе, поверхностных водах и продуктах питания вредных веществ различной природы — химических канцерогенов и токсинов, радиоактивных веществ. Детальные пилотные проекты, реализованные под эгидой Минздрава в наиболее неблагополучных городах, привели к печальным выводам.

Уровни риска, связанные с загрязнением химически вредными веществами, в десятки, сотни и тысячи раз превосходят уровни, которые считаются социально приемлемыми в развитых странах.

1. Экологическая безопасность

Отметим также, что понятие «экологическая безопасность» применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств.

Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Говоря о факторах опасности, иногда различают техногенную и экологическую опасность. Под экологической опасностью подразумевают экологические воздействия, в результате которых могут произойти изменения в окружающей среде и вследствие этого измениться условия существования человека и общества. Но в глобальном масштабе естественные природные источники опасности сейчас относительно не велики по сравнению с антропогенными. Тем более, что человек быстро учиться их прогнозировать и предупреждать.

Экологическая безопасность это — комплекс, мер направленных на снижении вредных последствий современного промышленного производства и выбросов в атмосферу.

Экологическая безопасность — состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне — государство от угроз возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологическая безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать не допускает, а в случае возникновения — ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер.. Суть глобального контроля и управления в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства окружающей среды биосферой, который направляется совокупностью входящих в состав биосферы живых организмов.

Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организацию методы управления на этом уровне включают принятие международных актов по защите окружающей среды в масштабах биосферы, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф, имеющих природный или антропогенный характер.

На глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба. Большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, пока кроме подземных испытаний.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, союз африканских государств).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает в себя:

-новые экологически безопасные технологии;

-выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества окружающей среды и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков, и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобального уровням. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии окружающей среды от локального к региональному и глобальному уровням.

Независимо от уровня управления экологической безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая среда, т.е., комплексы естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.

1.1 Критерии экологической безопасности

Научная литература и различные рекомендательные и нормативные документы содержат множество частных критериев безопасности, в том числе и экологической безопасности. При этом часто невозможно судить, по какому из этих критериев можно вынести окончательное суждение о безопасности того или иного объекта. Поэтому возникает необходимость разработки и использования небольшого числа интегральных критериев безопасности и получения на их основе обобщенной оценки состояния объекта.

Для экосферы и ее частей — биомов, регионов, ландшафтов, т.е. более или менее крупных территориальных природных комплексов, включая административные образования может служить уровень эколого-экономического, или природно-производственного паритета, т.е. степени соответствия общей техногенной нагрузки на территория ее экологической техноемкости — предельной выносливости по отношению к повреждающим техногенным воздействиям.

Для отдельных экологических систем главными критериями безопасности выступает целостность, сохранность их видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей. Сходные критерии относятся и к технико-экономическим системам.

Наконец для индивидуумов главным критерием безопасности является сохранение здоровья и нормальной жизнедеятельности.

2. Направления обеспечения экологической безопасности населения.

Проблемы экологической безопасности и рационального природопользования неразрывно связаны с социально-экономическим развитием общества и обусловлены им, связаны с вопросами охраны здоровья, созданием благоприятных условий для жизнедеятельности и естественного воспроизводства населения в настоящем и будущем поколениях.

Концепция экологической безопасности представляет собой систему взглядов, целей, принципов и приоритетов, а также основанных на них действий политического, экономического, правового, административного, научно-технического, санитарно-эпидемиологического и образовательного характера, направленных на создание безопасных и благоприятных условий среды обитания нынешнего и будущих поколений населения.

Экологическая безопасность входит в систему государственной безопасности, приоритетными элементами которой являются конституционная, оборонная, экономическая, политическая, продовольственная, информационная безопасности и др.

Система экологической безопасности имеет многоуровневый характер — от источника воздействия на окружающую среду до общегосударственного, от предприятия, муниципального образования, субъекта Федерации до страны в планетарном аспекте.

Основная цель экологической безопасности состоит в достижении устойчивого развития с созданием благоприятной среды обитания и комфортных условий для жизнедеятельности и воспроизводства населения, обеспечения охраны природных ресурсов и биоразнообразия, предотвращения техногенных аварий и катастроф.

Достижение поставленной цели предполагает комплексное, системное и целенаправленное решение следующих задач:

1) в сфере обеспечения экологической безопасности в регионе, на урбанизированных территориях:

-совершенствование инструментов реализации экологической политики: законодательных, административно-управленческих, образовательно-просветительских технических, технологических;

-снижение и доведение до безопасных уровней техногенной нагрузки на человека и окружающую среду на территориях (в зонах) с особо неблагоприятной экологической обстановкой;

-создание и эффективное функционирование системы управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды города;

-удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, качественных продуктах питания за счет местных ресурсов. Экологическая безопасность, особенно такие ее элементы как водная безопасность, продовольственная безопасность предполагает гарантию удовлетворения потребности, рассматривая это явление в историческом аспекте, обусловленное генетическими условиями, обстоятельствами;

-обеспечение поддержания качества рекреационных объектов, безопасного сбора, перевозки, хранения, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов;

-создание системы предупреждения и защиты населения при аварийных и чрезвычайных экологических ситуациях (природных, антропогенных);

-поэтапная экологизация производства, внедрение экологически безопасных технологий;

без.png

Рис. 1. Принципиальная схема обеспечения экологической безопасности урбанизированных территорий региона

2) в сфере охраны окружающей природной среды и восстановления природных комплексов:

-создание системы управления качеством окружающей природной среды с учетом сопредельных территорий;

-создание единой системы мониторинга окружающей среды и здоровья населения в разрезе муниципального образования с учетом сопредельных территорий и трансграничного переноса загрязнений;

-реабилитация загрязненных территорий города, сохранение и восстановление лесов, парков, скверов и зеленых насаждений, их разнообразия;

-обеспечение экономного использования природных ресурсов, реализация политики энерго- и ресурсосбережения, достижение устойчивости экосистем УТ;

3) в сфере реабилитации здоровья населения, подверженного воздействию загрязненной окружающей среды:

-создание системы гигиенической диагностики, популяционной и индивидуальной реабилитации здоровья населения с экологически обусловленными заболеваниями;

-адресная профилактика экологически обусловленных заболеваний и оздоровление населения из групп риска, проживающего на территориях (в зонах) с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой;

-развитие индустрии качественных продуктов питания и пищевых добавок с заданными лечебно-профилактическими свойствами;

-экологическое и санитарно-гигиеническое образование, воспитание и просвещение населения.

Общие принципы обеспечения экологической безопасности основываются на политике экологической безопасности Российской Федерации, отраженной в Положении о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 12 июля 1996 г. № 326 и Экологической доктрине России (проект 2001 г.) и др.:

-единство экономического, социального и экологического развития муниципального образования, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений населения (принцип устойчивого развития);

-установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности органов местного самоуправления, государственных органов субъекта Федерации и федеральных природоохранных органов за состояние окружающей среды и природных ресурсов, разработку и реализацию совместных мероприятий по обеспечению экологической безопасности, их финансовое, ресурсное обеспечение;

-приоритетность экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и других проектов территориального и регионального масштаба;

-приоритетность решения проблем охраны окружающей среды и экологической безопасности как основного фактора риска неблагоприятного влияния на здоровье населения;

-сочетание административных, нормативных и экономических методов управления природоохранной деятельностью для обеспечения экологической безопасности населения;

-введение экологических мотиваций в процесс принятия управленческих решений, внедрение экологических оценок затрат и результатов, установление более строгих экологических ограничений и стандартов;

-первоочередность разработки и реализации мероприятий по обеспечению экологической безопасности для территорий, предприятий и объектов с критической или явно неблагоприятной экологической обстановкой, непосредственно влияющей на здоровье населения (принцип концентрации усилий на «локальных» проблема);

-приоритетность выявления и решения задач снижения экологического риска на объектах потенциальной экологической опасности (принцип «горячих точек»);

-этапность решения проблем охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, установление кратко-, средне- и долгосрочных целей и задач, соответствие кратко- и среднесрочных результатов долгосрочным целям экологической безопасности города;

-предупреждение ухудшения экологической обстановки;

-постепенный переход от действий, направленных на локализацию отрицательных последствий («борьба со следствием»), обусловленных нарушением экологического равновесия, к их прогнозированию и предотвращению («борьба с причинами»);

-увеличение объема и повышение точности информации о состоянии окружающей природной среды и об источниках экологической опасности для принятия адекватных решений по управлению городским развитием;

-широкое распространение экологической информации, затрагивающей интересы населения, и обеспечение участия общественности в принятии решений;

-непрерывное экологическое образование и воспитание населения для формирования мировоззрения граждан всех возрастов на основе глубокого уважения к природе.

Основными объектами экологической безопасности выступают человек (личность) с его правом на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния территории города; благоприятная экосистема города как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений.

Под безопасностью Российской Федерации понимается качественное состояние общества и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на территории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития России, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, конституционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов.

Это типичное для нашей страны определение безопасности точнее — государственной безопасности. Оно может быть сведено к краткой формуле: «состояние защищенности от опасности».

Безопасность сложной системы определяется не только субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними свойствами — устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.

Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение.

Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков. Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия. Методология анализа рисков позволяет построить «шкалу», при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. В области практического анализа рисков связанных с воздействием химических вредных веществ работы только начинаются.

Дата создания: 11.10.2023 09:36

Дата последнего изменения: 11.10.2023 09:36

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *