Что такое эвакуация обж
Перейти к содержимому

Что такое эвакуация обж

  • автор:

Эвакуация населения

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей является одним из способов их защиты, снижение вероятных потерь и включает в себя комплекс мер по организованному вывозу и выводу населения при создавшейся опасности его жизни и здоровью и временному размещению эвакуированных в безопасных районах. Эвакуация населения проводится из прогнозируемых зон поражения и заражения (загрязнения) и только в случае прямой угрозы жизни и здоровью людей, когда другие способы защиты невозможны или нецелесообразны.

Все виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

— по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного биологического, заражения (загрязнения) возможных сильных разрушений ,возможного катастрофического затопления и других;

по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

-по удаленности: локальная ( в пределах города, населенного пункта, района) местная ( в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования ) ; региональная ( в границах федерального округа ); государственная (в пределах Российской Федерации );

по временным показателям : временная ( с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток ); среднесрочная- до 1 месяца ; продолжительная – более месяца.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая ( заблаговременная), экстренная ( безотлагательная).

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими факторами проводится экстренная эвакуация населения. Вызов (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случаи нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» от 22 июня 2004 г. № 303 эти мероприятия включаются в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей из городов и иных населенных пунктов, отнесённых к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений (далее соответственно – эвакуация, населенные пункты), а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах(далее – рассредоточение работников организаций).

Эвакуации подлежат (56):

-работники расположенных в вышеуказанных населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей указанных работников;

-нетрудоспособное и не занятое в производстве население;

-материальные и культурные ценности.

Эвакуация населения в зависимости от масштабов ЧС проводится по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или руководителей гражданской обороны федерального, местного и объектового уровней.

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагается:

-в федеральных органах исполнительной власти – на руководителей федеральных органов исполнительной власти;

-в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований – на глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;

-в организациях — на руководителей организаций.

Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируется заблаговременно в мирное время и осуществляются согласно следующим принципиальным положениям.

Эвакуация работников, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуется и проводится соответствующими должностными лицами организации.

Эвакуация нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам населенных пунктов районах загородной зоны, расположенных в близи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. При невозможности совместного разрешения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны. В исключительных случаях по решению главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать рассредоточиваемых работников организации населенных пунктах расположенных в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения рассредоточиваемых работников организаций.

Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.

Население, эвакуируемые из зон возможно катастрофического затопления, размещается в ближайших к этим зонам населенных пунктах расположенных на незатапливаемой территории.

Население эвакуируемое в безопасные районы размещаются в жилых общественных и административных зданиях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности в соответствии законодательством Российской Федерации, а также в помещениях дачных и садовых товариществ на основании ордеров, выдаваемых органами местного самоуправления.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты(СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (СЭП), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу ( выводу) эваконаселения. Состав и их создания см. в главе 7.

В зависимости от условий обстановки, сроков и масштабов проведения эвакуации населения возможны следующие её варианты: частичная и общая(рис.4,6,)

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица , обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей ), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения , за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

Эвакуация как способ защиты населения, наряду с высокой эффективностью обладает в современных условиях и существенными недостатками.

Высокая массовость эвакомероприятий многочисленность эвакуируемых контингентов , необходимость увязки деятельности большого числа разноведомственных органов и организации делают проблематичным успех эвакуации организованным способом в короткие сроки.

Кроме того, сложность планирования деятельности всех органов, задействованных в организации эвакуации населения, и действий эвакуируемых дают основание опасаться развития неорганизованности и стихийности в эвакомероприятиях со всеми негативными последствиями.

Смена командно-административного принципа управления экономикой на рыночный требует коренной перестройки планирования, организации и финансирования эвакуационных мероприятий.

Указанные трудности и недостатки вызывают необходимость решения ряда проблем с целью приведения эвакуации как способа защиты населения в соответствие с новыми политическими, стратегическими и экономическими условиями.

В условиях высокой гибкости в способах ведения современных войн и вооруженных конфликтов и применения средств поражения необходим переход на многовидовую, многовариантную эвакуацию (36).

Число видов, вариантов и этапов эвакуации должно определяться местными условиями, климатическими, экономическими обстоятельствами и прогнозом характера угроз в военное время.

Многовариантность выбора целей, боле точное их поражение в современных войнах повышают роль и значимость рассредоточения отдыхающих смен рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в военное время на территориях, отнесённых к группам по гражданской обороны. С этой целью следует пересмотреть принцип использования для рассредоточиваемых загородных зон и городских территорий. В частности, необходимо спланировать использование дачно-кооперативного фонда, использование так называемых «спальных» районов и других жилых зон, удаленных от оборонных, энергетических, транспортных объектов, крупных административных органов управления, а также более широкое использование пригородных и ближних загородных территорий. Право на применение этого способа защиты рабочих и служащих при использовании только объективных ресурсов следует предоставить соответствующим руководителям объектов. При задействовании ресурсов местных органов эти права следует отнести к совместному ведению руководителей ГО местных органов власти и объектов.

В условиях полной смены принципов хозяйствования в экономике необходим переход от командно-административных методов планирования эвакуации на контрактно-договорные. При этом все отношения между органами управления эвакуацией, эвакуируемыми, обеспечивающими эвакомероприятия, должны основываться на договорах с отражением в них сути отношений между сторонами, содержания выполняемых мер и мероприятий , прав и ответственности сторон .Финансовое и юридическое обеспечение всех эвакомероприятий должно обеспечиваться и подкрепляться планом на расчетный год , в котором и закладывается основа договорных отношений между ресурсораспределителями и ресурсопотребителями мероприятий эвакуации. Следует отметить ,что договорные отношения, помимо повышения реальности эвакомероприятий ,закладывают основу для долговременных связей между эвакуируемыми организациями , их принимающими обязательствами сторон как на военное, так и на мирное время.

Для повышения объективности в договорных отношениях между эвакоорганам и целесообразно детальную проработку всех сторон эвакуации осуществлять в системе научно-исследовательских и проектных работ. Разработку планов эвакуации можно было бы вести 1 раз в 5-10 лет в научно-исследовательских и проектных учреждениях, корректировать планы целесообразно 1 раз в 2-3 года в органах управления ГО и ЧС. Такие планы стали бы основой для реализации запланированных мероприятий в генпланах застройки городов, проектов районной планировки, проектах детальной планировки при застройки микрорайонов, отдельных кварталов, а также при строительстве конкретных зданий и сооружений. Архитектурно-планировочные требования в части эвакомероприятий основывались бы не на субъективных мнениях отдельных лиц, а на научно проработанных и коллективно принятых предложениях.

Происшедшие и происходящие структурные измерения в экономике требуют внесения необходимых корректив в организацию эвакуации. В частности, интенсивные реконструирование производственных объектов, появления большего числа малочисленных коммерческих образований без выжженных производственных черт приводят к тому, что основным звеном в организации управления эвакуацией становятся территориальные эвакокомиссии.

В целом вся организация эвакуации должна более гибко подстраиваться под принципы многовариантности и многоэтапности эвакомероприятий. Следует уменьшить организационную зарегулированность как органов управления, так и эвакуируемых представляя им большую самостоятельность и свободу действий. Большая растянутость эвакуации по времени создает предпосылки для лучшей организации ее проведения, а также увеличивает возможность проведения отдельных этапов эвакуации пешим порядком.

Наличие у населения личного автотранспорта делает возможность обеспечить меры по транспортному обеспечению эвакуируемых. Кроме того, для такого контингента становится излишними регистрационные процедуры на сборных эвакопунктах. Население на личных автомашинах может регулироваться на промежуточных эвакопунктах, либо непосредственно в приемных эвакокомиссиях.

Эвакуация населения как способ его защиты является актом высокой гуманитарной значимости. Практически не один вооруженный конфликт последних лет в мире не обошелся без проведения тех или иных эвакуационных мероприятий. В ряде случаев эвакуируемое население становилось объектом вооруженной агрессии со стороны конфликтующих сторон. Учитывая это необходимо выступить с инициативой перед международными и межгосударственными органами об отнесении эвакуации населения к защищенным актам со стороны международного гуманитарного права.

Таким образом, эвакуация населения остается одним из важных способов защиты людей в условиях новых экономических отношений в государстве и новых взглядов на характер современных войн и применения средств поражения.

Учитывая незначительную капиталоемкость подготовительных мероприятий эвакуации в сравнении с другими способами защиты населения. Эвакуация населения обязательно получит свое дальнейшее развитие.

Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях, Под общей редакцией С. К. Шойгу.

Порядок проведения эвакуации, действия населения при эвакуации

На протяжении существования всего человечества люди сталкиваются со стихийными бедствиями, при которых эвакуация населения является неотъемлемой частью сохранения жизни и здоровья людей.

В нашей стране часть населения знакома с эвакуацией и проходит через нее, практически, каждый год. Это – люди, живущие в регионах, где каждая весна приходит с наводнением. Однако к эвакуации должен быть готов каждый из нас. Всё население должно знать, как действовать при эвакуации.

Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления эвакуации используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками.

Эвакуация может проводиться либо при угрозе возникновения, либо в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.

В первом случае проводится:

– заблаговременная эвакуация персонала объектов и насе­ления из опасных районов. Основанием для ее проведения является краткосрочный про­гноз возникновения чрезвычайной ситуации, который выдается на период от нескольких десятков минут до нескольких часов и уточняется в течение этого срока.

Во втором:

– экстренная, в случае возникновения ЧС. Вывоз (вывод) населения может осуществляться при малом времени прогнозирования ситуации и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС. Для размещения эвакуируемого населения в Зеленчукском муниципальном районе созданы 11 пунктов временного размещения. Для оповещения населения Зеленчукского муниципального района используются: автомобили оснащенные системой громкой связи, электросирены, речевые громкоговорители, а также средства массовой информации – телевидение и СМС рассылка.

Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу):

-собрать необходимые вещи, документы, медикаменты и деньги;

-отключить газ, электроприборы;

– оповестить по возможности соседей, знакомых.

Необходимо также взять с собой продукты питания и немного питьевой воды. Продукты питания, лучше брать не скоропортящиеся, легко сохраняемые и не требующие длительной подготовки перед употреблением – консервы, сухари и т.д.

Все вещи и продукты питания должны быть упакованы в рюкзаки, мешки, сумки, чемоданы или связаны в узлы. При эвакуации пешим порядком их следует упаковывать в рюкзаки и вещевые мешки, чтобы удобнее было нести.

По прибытию в пункт временного размещения пройти регистрацию на приемном пункте и в сопровождении старшего убыть к пункту размещения.

  • ← Сигналы ГО
  • Средства индивидуальной защиты →
Полезное
  • Градостроительство
    • Генеральный план
    • Правила землепользования и застройки
    • Квалификационные требования к кандидатам
    • Порядок поступления на муниципальную службу
    • Сведения о вакантных должностях муниципальной службы
    • Мероприятия
    • Методические материалы
    • Муниципальные нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов
    • Сведения о доходах
    • Форма документов для заполнения
    • Часто задаваемые вопросы

    51. Рассредоточение работающих и эвакуация населения.

    Рассредоточение и эвакуация населения — один из способов защиты населения от оружия массового поражения.

    Рассредоточения — это организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне, свободной от смены работающих и служащий объектов, продолжающих работу в военное время.

    Эвакуация — организованный вывоз или вывод из населенных пунктов и городов и размещение в загородной зоне населения для постоянного проживания до особого распоряжения.

    Районы эвакуации и рассредоточения назначаются для каждого предприятия, учебного заведения на удалении от города на безопасное расстояние по производственному признаку и по месту жительства.

    Вывоз населения производится любым транспортом и пешком через эвакуационные пункты, под которые обычно отводятся общественные здания ( школы, клубы ).

    Читайте также

    • Возникновение жизни на Земле
    • Анализ условий труда в издательстве (БЖД)
    • Азбука выживания в экстремальных ситуациях
    • Академия гражданской защиты МЧС России представляет вузы ведомства на Московском международном Салоне образования 2021
    • Академия гражданской защиты МЧС России представляет вузы ведомства на Московском международном Салоне образования 2021
    • Академия семейного развития «РИТА» в Липецке
    • Неодимовые магниты оптом и в розницу

    98. Как происходит эвакуация населения

    Эвакуация – организованный вывод (вывоз) населения из угрожаемых районов в безопасную зону. Это один из способов защиты населения. В целях проведения эвакуации в короткие сроки в зависимости от обстановки часть населения выводится из опасной зоны в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом. Такой способ эвакуации называется комбинированным и является основным. Руководят эвакуацией штабы гражданской обороны всех степеней. Они оповещают население об эвакуации с помощью средств массовой информации, а также через радиоэлектронные устройства. На каждом предприятии, в учебном заведении, РЭУ заблаговременно составляются эвакуационные списки, которые вместе с паспортами эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения населения. Для четкого и своевременного проведения эвакуации населения создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, сборные пункты размещаются в клубах, кинотеатрах, Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней, к которым они приписаны. Каждому сборному эвакуационному пункту присваивается порядковый номер. К сборочным пунктам приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах регионального эвакуирующего управления, расположенных в этом районе.

    Обязанности эвакуируемых, их экипировка. С объявлением эвакуации (кроме экстренных случаев) нужно быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельства о рождении детей). Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются. Детям дошкольного возраста необходимо пришить на одежду метки из белой ткани с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, адреса родителей и конечного пункта эвакуации. В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать ее под охрану регионального эвакуирующего управления. Прибыв к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, надо пройти регистрацию. С собой, помимо вещей и документов, необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трехсуточный запас продуктов питания.

    Правила поведения на сборочных эвакуационных пунктах, в пути следования и по прибытии на место размещения . Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации сборного эвакуирующего пункта являются основными правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства. При выводе населения пешим порядком вблизи сборочного эвакуационного пункта формируются колонны. Для контроля за организацией марша назначаются исходный пункт движения (обычно за чертой города) и пункты регулирования. Марш пеших колонн планируется на расстоянии одного суточного перехода с задачей выйти из зоны возможных разрушений. Для отдыха совершающих марш пешим порядком предусматриваются привалы: малый (на 10–15 мин) – через каждые 1, 5 ч движения, и большой (на 1–2 ч) в начале второй половины перехода. Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятии в районах сборных эвакуационных пунктах, привалов, приемных эвакопунктов оборудуются простейшие укрытия и предусматривается использование имеющихся вблизи защитных сооружений. В местах размещения используются противорадиационные убежища, построенные заблаговременно или возводимые прибывшим населением.

    Прием и размещение прибывшего населения. Прием и размещение прибывшего населения осуществляют местные органы власти совместно со штабами гражданской обороны. Для этого создаются приемные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты встречи. Прибывшие проходят на приемные эвакуационные пункты регистрацию и по распоряжению представителей эвакоприемных органов на транспорте или пешим порядком следуют в район размещения на местожительство. Эвакуированное население в местах размещения обеспечивается продовольствием и промышленными товарами первой необходимости местными органами власти через существующую торговую сеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *