Что такое корабли крушение
Перейти к содержимому

Что такое корабли крушение

  • автор:

Крушение

кораблекрушение — всякое тяжелое повреждение мореходного судна, грозящее опасностью жизни экипажа. Всего чаще корабли, вследствие бури или неправильного управления (см. Кораблевождение), становятся на мель или наскакивают на подводные утесы. Во время бури К. может наступить, если руль перестает повиноваться. Нередко К. является результатом столкновения судов, обусловленного невнимательностью или ложными маневрами при встрече на море, несоблюдением правил содержания на мачтах огней и т. п. С усилением пароходных сообщений, число К. от столкновений судов в значительной степени возросло, что и побудило Соед. Штаты Сев. Америки созвать в 1889 г. международную конференцию в Вашингтоне для выработки единообразных правил относительно движения судов в открытом море. Постановления этой конференции коснулись лишь вопроса о морских сигналах; они приняты только Соед. Штатами. К К. в широком смысле этого слова относится и гибель судов вследствие пожара или вследствие того, что они в открытом море опрокинулись. Суда, пропавшие без вести, всего чаще погибли последним способом. Число К. весьма значительно: в 1894 г. их было более тысячи, причем более 4 /5 всех несчастных случаев приходится на долю парусных судов. Из русских судов потерпели К. в 1894 г. 22 парусные и 1 паровое. Ср. Eolleville, «Tragédies de la mer» (4 изд., Париж, 1888); Trousset, «Histoire des grands naufrages» (Пар. 1880); Banavé, «Les collisions en mer» (в «Revue maritime et coloniale», 1888 и 1889); «Protocols of Proceeding of the International Marine Conference held in Washington» (Вашингт. 1890); Дунжен, «Описание замечательных К. в разные времена случившихся», перев. Головниным (СПб. 1822); Конкевич, «Летопись К. и др. бедственных случаев военных судов русского флота» (СПб. 1874).

В течение многих веков суда, потерпевшие К., подвергались со стороны прибрежных жителей грабежу, в силу берегового права (см.). В настоящее время государство и частная предприимчивость заботятся о спасании гибнущих судов и прежде всего людей, для чего образуются общества подания помощи при кораблекрушениях (см. Спасание на водах). Потери от гибели груза в настоящее время не имеют большого значения, благодаря развитию морского страхования (см.); к тому же и самое дело спасания груза, при современных размерах морских судов, доступно только специально приспособленным к этому пароходам, содержимым обыкновенно акционерными предприятиями (у нас — Российско-Балтийским спасательным обществом). Поэтому западноевропейские законодательства, которые, по уничтожении берегового права, создали из спасания судов, потерпевших К., натуральную повинность прибрежных жителей, в настоящее время освободили обывателей от обязанности подавать помощь при К. Русское законодательство, основанное на уставе купеческого водоходства 1781 г., отчасти пересмотренном в 1836 г., стоит еще на прежней точке зрения, вменяя прибрежным жителям в обязанность подавать помощь при К. и определяя вознаграждение их за спасание определенной долей спасенного. Западно-европ. законодательства, предоставляя определение размеров вознаграждения свободному соглашению сторон, ставят его в зависимость от понесенных при спасании расходов, трудов, опасностей и т. п. Натуральная повинность по спасанию, вознаграждаемая в силу закона, имеет, по смыслу нашего законодательства, место лишь при К.; где К. не было, там помощь не обязательна и вознаграждение за нее должно быть установлено договором. Отсюда важность определения понятия К. Комментируя ст. 478 устава торгового, сенат разъяснил, что под К. или гибелью корабля должно разуметь такое вообще положение судна, «в коем оно не могло бы собственными силами и средствами, без сторонней помощи, выйти из этого положения, а должно бы было потонуть в более или менее отдаленном будущем, если бы его не выручили посторонние силы». Желая установить признаки, на основании которых всякий, обязанный подать помощь, был бы в состоянии констатировать наличность К., сенат указывает на оставление корабля экипажем; но это только один из случаев К. Во всех остальных случаях определение степени опасности, судну угрожающей, а, следовательно, и констатирование наличности К., доступно только шкиперу, заявление которого и должно иметь решающее значение. Такой вывод согласен с законами всех стран и всеобщим обычаем, которые с одной стороны предписывают шкиперу и экипажу отнюдь не покидать судна без крайности, а с другой запрещают кому бы то ни было вступать на него, даже подходить к его борту без определенного призыва.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Значение слова «кораблекрушение»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Кораблекрушение — катастрофа, произошедшая с судном, обычно приводящая к его сильному разрушению или гибели. Под кораблекрушением понимают полное или частичное затопление судна, повреждение значимых частей судна или нарушение плавучести, которые произошли в результате воздействия внешних и внутренних факторов или объектов. В результате кораблекрушения судно не может использоваться по назначению без существенных ремонтных работ. ООН приводит статистику о более чем трех миллионах кораблекрушений, произошедших в течение истории развития нашей цивилизации.
  • КОРАБЛЕКРУШЕ’НИЕ, я, ср. Гибель корабля. После кораблекрушения к берегу волнами были прибиты обломки корабля.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

кораблекруше́ние

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: циклёвка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное

Ассоциации к слову «кораблекрушение»

Синонимы к слову «кораблекрушение»

Предложения со словом «кораблекрушение»

  • Во многих произведениях назывались случаи, когда этот гигант стягивал потерпевших кораблекрушение моряков со спасательных плотов, а, будучи раненным, переворачивал маленькие рыболовные суда.

Цитаты из русской классики со словом «кораблекрушение»

  • Принесла книгу насчет англичанина-матроса, который спасся от кораблекрушения на безлюдный остров и устроил на нем себе жизнь.

Сочетаемость слова «кораблекрушение»

  • для потерпевших кораблекрушение
    страшное кораблекрушение
    настоящее кораблекрушение
  • кораблекрушение моряков
    кораблекрушение судна
  • жертва кораблекрушения
    обломки кораблекрушения
    место кораблекрушения
  • потерпеть кораблекрушение
    погибнуть в кораблекрушении
    попасть в кораблекрушение
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «кораблекрушение»

Понятия со словом «кораблекрушение»

Кораблекрушение — катастрофа, произошедшая с судном, обычно приводящая к его сильному разрушению или гибели. Под кораблекрушением понимают полное или частичное затопление судна, повреждение значимых частей судна или нарушение плавучести, которые произошли в результате воздействия внешних и внутренних факторов или объектов.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «кораблекрушение»
  • Склонение существительного «кораблекрушение» (изменение по числам и падежам)
  • Разбор по составу слова «кораблекрушение» (морфемный разбор)
  • Цитаты со словом «кораблекрушение» (подборка цитат)
  • Перевод слова «кораблекрушение» и примеры предложений (английский язык)
  • Definition of «shipwreck» at WordTools.ai (английский язык)

Смотрите также

Предложения со словом «кораблекрушение»
  • Во многих произведениях назывались случаи, когда этот гигант стягивал потерпевших кораблекрушение моряков со спасательных плотов, а, будучи раненным, переворачивал маленькие рыболовные суда.
  • Хотя меня и уверяли, что никакая опасность не угрожает, пока я твёрдо буду держать руль, то есть я хотел сказать, поводья, однако не успел я отъехать на два кабельтовых от места, как уже потерпел кораблекрушение.
  • Для такого путешествия требовался не один месяц, оно стоило баснословных денег, паломник рисковал стать жертвой кораблекрушения, бандитов, климата, а нередко и враждебно настроенного местного населения.
  • (все предложения)
Синонимы к слову «кораблекрушение»
Ассоциации к слову «кораблекрушение»
Сочетаемость слова «кораблекрушение»
  • для потерпевших кораблекрушение
  • кораблекрушение моряков
  • жертва кораблекрушения
  • потерпеть кораблекрушение
  • (полная таблица сочетаемости. )
Каким бывает «кораблекрушение»
Морфология
  • Склонение существительного «кораблекрушение»
  • Разбор по составу слова «кораблекрушение»
Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Кораблекрушение

Кораблекрушение — катастрофа, произошедшая с судном, обычно приводящая к его сильному разрушению или гибели. Под кораблекрушением понимают полное или частичное затопление судна, повреждение значимых частей судна или нарушение плавучести, которые произошли в результате воздействия внешних и внутренних факторов или объектов.

В результате кораблекрушения судно не может использоваться по назначению без существенных ремонтных работ.

ООН приводит статистику о более чем трех миллионах кораблекрушений, произошедших в течение истории развития нашей цивилизации.

Причины кораблекрушений

  • Нарушение ППСС
  • Столкновение с другим судном или объектом
  • Стихийное бедствие и плохие погодные условия
  • Конструкционные ошибки
  • Выход из строя оборудования
  • Плохая остойчивость судна
  • Возгорание на судне
  • Навигационные ошибки
  • Разрушение корпуса давлением льда (в высоких широтах)
  • Одиночные «Волны убийцы»
  • Человеческий фактор, пренебрежение правилами «хорошей морской практики»
  • Военные действия

Крупные кораблекрушения

Судно Страна Тоннаж Год Число жертв Причина гибели
Гойя Германия 5230 1945, 4 апреля 7000 ~ 7000 Атака ПЛ Л-3
Дзюнъё-мару Япония 5065 1944, 18 сентября 5620 5620 Атака ПЛ HMS Tradewind
Тояма-мару (англ. Toyama Maru) Япония 7089 1944, 29 июня 5600 5600 Атака ПЛ USS Sturgeon
Кап Аркона Германия 27561 1945, 3 мая 5594 5594 Атака авиации
Вильгельм Густлофф Германия 25484 1945, 30 января 9343 Атака ПЛ С-13
Армения СССР 5770 1941 5000 ~ 5000 Атака авиации
Рюсей-мару (англ. SS Ryusei Maru) Япония 4861 1944, 25 февраля 4998 4998 Атака ПЛ USS Rasher
Донья Пас Филиппины 2602 1987 4375 ~ 4375 Столкновение с танкером и пожар
Ланкастрия Великобритания 16243 1940 4000 ~4000 Атака авиации
Генерал Штойбен Германия 14660 1945 3608 3608 Атака ПЛ С-13
Тильбек Германия 2815 1945, 3 мая 2800 ~ 2800 Атака авиации
Зальцбург Германия 1759 1942 2000 ~ 2000 Атака ПЛ М-118
Титаник Великобритания 52310 1912 1514 1514 Столкновение с айсбергом
Бисмарк Германия 50900 1941, 27 мая 1995 бой с кораблями Великобритании
Худ, линейный крейсер Великобритания 41125 1941, 24 мая 1415 1415 бой с немецкими кораблями
Лузитания Великобритания 31550 1915 1198 1198 Атака ПЛ U-20

Другие кораблекрушения

  • 27 апреля1865 года на реке Миссисипи близ Мемфиса вследствие взрыва парового котла затонул деревянный колёсный пароход «Султанша»; общее число погибших превысило 1700 человек. Таким образом, это кораблекрушение по сей день удерживает печальное лидерство по числу жертв, среди всех подобных катастроф произошедших в мирное время.
  • 5 июня1983 год — теплоход «Александр Суворов», количество погибших от 176 до 600.
  • 31 августа1986 год — «Адмирал Нахимов», погибло 423 человека.
  • «Михаил Лермонтов»
  • «Морской Бриллиант»
  • «Эстония»
  • «Фабрициус»
  • Канонерская лодка «Эльпидифор-415»
  • «Булгария»

Тема кораблекрушения в скульптуре и живописи

Деталь памятника экипажу погибшей в шторм при переходе Ревель-Гельсингфорс канонерской лодке «Русалка». Таллин

Кораблекрушение

Это тонет «Титаник». Из примерно двух с половиной тысяч находившихся на его борту людей спаслось лишь 712.

Люди всегда были умны. Они сообразили приручить огонь, а потом и вовсе сами научились его изготавливать. Они придумали лепить горшки и варить в них вкусную еду для себя и для приручённых ими собак и кошек. Люди додумались ткать одежду, когда им надоело ходить в колючих шкурах.

А плавать они так и не научились. Вернее, научились, но недалеко, небыстро и не все. Но люди были умны, потому придумали плот, лодку, а там и корабль.

…Пожалуй, первое кораблекрушение случилось ещё в каменном веке.

Родственная сюжетная коллизия — «Робинзонада»: катастрофа уже случилась и тем, кто сумел её пережить, теперь предстоит протянуть как можно дольше в недружелюбном окружении, используя лишь собственные силы и ограниченные ресурсы. Отдельные статьи созданы для крушений воздушных и космических кораблей.

А еще кораблекрушение, бывает, подстраивают. Это породило особый феномен — «пароход мертвецов» (а.к.а. «старая тётка», «плавучий гроб», «корабль смерти», «кастрюля с помпой» — названий у этого схематоза не счесть): непригодная к выходу в море шаланда, миссия которой — успешно затонуть и похоронить в глубине океана чьи-то косяки. На такой пароход могут «погрузить» давно украденный кем-то товар, могут списать таким образом само судно, которое по документам в отличном состоянии (да еще, поди, и застраховано), де-факто же изношено, или ликвидировать из зарплатных ведомостей погибших матросов, которые благодаря махинациям капитана или судовладельца числятся живыми. А то и утопить пассажиров, зажившихся на свете. Или всё вместе: судовладелец выбирает самую дырявую калошу из находящихся на балансе, грузит туда кирпичи под видом всех недоимков на портовом складе за последний год, а капитаном назначает самого неугодного из сотрудников.

Примеры

Литература

  • Б. Житков за время своей не слишком долгой, но бурной жизни много чего видел, в том числе и на море (писатель успел побывать матросом, штурманом и даже капитаном, прежде чем податься сначала в инженеры-судостроители, а после в профессиональные писатели) — и в результате не мог пройти в своём творчестве мимо этой темы:
    • «„Мария“ и „Мэри“» — русская грузовая шхуна «Мария» шла в Болгарию, не зажигая бортовых огней: керосин денег стоит, зажжём, если пароход близко. А английский пароход «Мэри» шёл через Босфор в Ливерпуль — и капитан Паркер, обиженный тем, что всякие дикари лезут на его фарватер, наплевал на правила судовождения и приказал не менять курс, даже если огни парусника зажгутся прямо перед носом… Копеечная экономия хозяина и снобизм английского капитана стоили жизни почти всему экипажу «Марии», последняя к тому же могла увернуться, но капитан пошел на принцип (по правилам большие корабли должны уступать дорогу).
    • «Механик Салерно» — итальянский грузопассажирский пароход идёт трансатлантическим рейсом, но внезапно команда начинает замечать, что переборки нагреваются. Как оказалось, в трюме начался пожар. Даже закупорив трюм, тление не остановить: как оказалось, значившаяся по судовым документам «хлорноватая соль [3] » в том трюме — это на самом деле хлорат калия, бертолетова соль, при нагревании выделяющая кислород и готовая взорваться в любую секунду. Её за взятку протащил на борт тот самый старый механик Салерно, не уведомив капитана. Спасти судно уже не выйдет, можно лишь попытаться сохранить жизни пассажирам и команде. Любой ценой.
    • «Под водой». На манёврах лейтенант Я., командовавший подводной лодкой № 17, шутки ради приказал не обходить стоявший в порту на якоре пароход — а поднырнуть под ним. Вот только глубина была слишком мала — и лодка с ходу впилилась в липкий глинистый грунт на дне, намертво прилипнув. Запас воздуха для дыхания — всего на час.
    • «Погибель» — классическая история «парохода мертвецов». Поднятый со дна старый пароход (пять лет на дне — плюс чёрт знает сколько десятилетий до первого кораблекрушения без ремонта) вроде бы чинят и готовят к грузовому рейсу, однако все в курсе, в каком состоянии судно: «Если там ржу обить, так останется от нас всего, что только нас — четыре поденщика… Мы на палубе ночуем, а то как пойдет под заныр [4] — выскочить не успеешь». В порту пароход так и называют — «Погибель». И ради страхового куша в 350 тысяч рублей (тех ещё, дореволюционных) можно при случае и заткнуть рот слишком уж глазастым рабочим и членам команды.
    • «Шквал». Хозяин грузового парусника «Два друга» ради наживы согласился взять на палубу попутный груз — черепицу. Его не остановило даже то, что в рейс с собой он брал дочь и внучку. Немудрено, что потерявшее всякое подобие остойчивости судно при первом же шквале перевернуло кверху брюхом.
    • В реальной жизни «Минеолла» существовала и действительно потерпела крушение в Охотском море, но сведений об ее использовании для легализации схематоза с пушниной нет, кроме гипотезы в дневниках прототипа Соломина Сильницкого (их-то Пикуль и взял за рабочую версию).
    • «Пятнадцатилетний капитан» его же — в сюжете целых два кораблекрушения. Сначала команда капитала Халла спасает с разбившегося пассажирского корабля пятерых свободных негров, которые плыли их США в Австралию, но были оставлены на корабле (из-за недостатка мест в шлюпках или по другой причине). Спасённые вливаются в экипаж и вскоре заменяют погибших во время охоты на кита матросов. Затем не особо хорошо умеющий управлять парусником Дик Сэнд с необученной командой вышеупомянутых негров пытается пристать в шторм к неведомому берегу, который считает Южной Америкой, но ему удается только относительно мягко разбить шхуну о скалы.
    • «Чёрная стрела» пиратского капитана Бернардито успешно берет на абордаж торговый корабль, однако начавшаяся буря уносит оба корабля за тридевять морей. Наутро корабль пиратов оказывается насажен на рифы и не тонет только благодаря привязанной к нему «Офейре», которая в свою очередь остаётся на месте благодаря такому «якорю». Оценив состояние кораблей, пираты перегрузили ценное имущество на новый корабль и поплыли чиниться к виднеющемуся на горизонте острову. Однако в соседнюю бухту с той же целью пришёл военный корабль, который закончил ремонт первым и перестрелял пиратов, словно в тире.
    • Во второй части поддельный сэр Фредерик Райленд приказал основать на этом острове колонию и направил два корабля, которые по пути должны были набрать в Африке рабов. Вот только корабли пришли к острову в сильный шторм. Один корабль при попытке пройти в безопасную бухту через узкий проход разбило о скалы. Экипаж другого корабля вовремя вылил за борт китовый жир, плёнка которого на секунду сдержала волны, и успел проскочить с небольшими повреждениями. Впрочем, их это не спасло: ведь на необитаемом острове остался капитан Бернардино, который сильно не любил работорговцев и с помощью нескольких рабов, сбежавших с первого корабля, организовал восстание и захватил корабль .
    • Самоуверенный мерзавчик на службе поддельного Райленда продал налево партию крупную рабов (при этом сам оказался крупно обманут) и решил «спрятать концы в воду». При этом вместе с кораблём утопил почти сотню головорезов, которые стали бы большой проблемой для героев. Ну а уплывшего на шлюпке Каррачиоллу подобрал в море «Летучий Голландец» — корабль работорговцев, который Бернардино после ремонта обвешал соответствующей атрибутикой, а набранный из освобождённых негров экипаж разрисовал под скелетов светящейся краской .
    • Корабль головорезов под командованием Джозефа Лорна, которому лже-Райленд поручил разузнать тайну исчезновения экспедиции, по прибытии на остров угодил в ловушку — растяжка в узком проходе вызвала взрыв, обрушивший на корабль большой кусок скалы.
    • По словам очевидцев с другого корабля, «Летучий Голландец» взял на абордаж лучший корабль Райленда и потом ушел под воду (просто утонул после слишком сильного столкновения с большим кораблём)
    • Между прочим, решившему уйти из дома на поиски приключений протагонисту уже в самом начале книги пришлось активно участвовать в борьбе за живучесть корабля, которого сильный ураган потопил прямо в порту. Но бедный Робин Крузо не внял этому небесному предупреждению.

    Музыка

    • Amon Amarth — Embrace of the Endless. Дракар, на котором плыл главный герой песни, перевернул шторм. А его, единственного выжавшего, выбросило на пустой берег. Вот только счастливого конца в песне нет, ибо тело главного героя онемело от ледяной воды, а согреться нет никакой возможности. А ещё, так как он умер не в бою, путь в Валхаллу ему заказан.
    • «Flëur», жизнеутверждающая песня «После кораблекрушения» с призывами к некому попавшему в беду человеку не сдаваться. Текст во многом метафорический — Елена Войнаровская фактически посвятила его самой себе, когда боролась с онкологическим заболеванием. Слава богу, выплыла. И, собственно, теперь эту песню можно рекомендовать в качестве поддержки любому человеку, оказавшемуся в отчаянной ситуации: «Ты только держись, не прекращай движения, будь отчётливо видимым в свете сигнальных ракет. Ты есть в списке выживших, твоё имя в нём первое, берег ближе, чем кажется — а ты намного сильней…»
    • В. С. Высоцкий не прошёл мимо этой темы:
      • «Баллада о брошенном корабле» — монолог корабля, который напоролся на мель и был оставлен командой и другими кораблями эскадры.
      • «Спасите наши души» — гибель подводной лодки: воздух на борту кончается, наверху — минное поле. И командир принимает последнее решение: таранить лодкой вражескую гавань: «Мы рвёмся к причалам заместо торпед!»

      Кино

      • О гибели «Титаника» снято множество фильмов, начиная с 1912 года. Первым получил «Оскара» фильм «Титаник» 1953 года. А наиболее известен «Титаник» Джеймса Кэмерона, вышедший в 1997 году и собравший аж 11 этих статуэток.
      • «72 метра» — глубина, на которой легла на дно подводная лодка капитана Янычара, когда на учениях после удачной торпедной атаки флагмана условного противника отрабатывала прятки и наткнулась на подлое эхо войны — старую подводную мину, которую отработанная ступень одной из множества противокорабельных ракет сорвала с якоря при падении на дно моря. По какой-то причине люки между отсеками были открыты настежь, поэтому спастись удалось только экипажу первого отсека (плюс потом впустили ещё троих выживших). В довершение всего оказалось, что из всех спасательных костюмов, позволяющих выбраться наружу через торпедный аппарат и подняться по тросу на поверхность воды, исправным является только один.
      • «Идеальный шторм» — сюжет основан на истории реального рыболовецкого судна, исчезнувшего в море во время знаменитого «хэллоуинского шторма» 1991 года. Из-за этого хэппи-энда в фильм «не завезли»: как и в реальности, из экипажа «Андреа Гейл» не выживает никто.
      • «Британник» — здесь кораблекрушению зело содействует германский шпион. А нефиг на формально госпитальном судне оружие тайно перевозить. Основано на реальной гибели реального «Британика» в 1916 году.
      • «Приключение „Посейдона“» (оригинал 1972 года) и «Посейдон» (ремейк 2006 года) — во время новогоднего круиза в Северной Атлантике «волна-убийца» переворачивает лайнер «Посейдон» кверху килем. Большая часть команды и пассажиров погибает сразу же. Единственный шанс спастись тем, кто ещё жив — это, пока судно ещё на плаву, дойти от верхних палуб до днища и выбраться наружу.
      • «Жизнь Пи» — семья главного героя гибнет в кораблекрушении, а он сам вынужден большую часть фильма выживать в шлюпке посреди моря наедине с тигром. Впрочем, в более правдоподобной версии, которую герой рассказывает ближе к концу, всё оказалось ещё хуже.

      Телесериалы

      • «„Голиаф“ ждёт» («Ожидание „Голиафа“», в оригинале «Goliath Awaits») — в 1939 году британский лайнер «Голиаф» был потоплен немецкой субмариной в Атлантике. Нашедшие его в 1981 году американские водолазы внезапно обнаружили, что часть экипажа и пассажиров уцелела, а выжившие смогли создать странную, но эффективную систему жизнеобеспечения, и потому уже сорок с лишним лет на дне океана обитает замкнутая колония людей. И не все выжившие и их потомки рады спасателям…
      • Документальная передача «Секунды до катастрофы», посвящённая разбору хронологии всяческих бедствий и поиску их возможных причин не обошла и эту тему, конечно же. Рассмотрены гибель «Титаника», паромов «Скандинавиан-Стар» и «Herald Of Free Enterprise», пожар на авианосце «Форрестол» и даже катастрофа АПЛ «Курск».
        • Пожар на пароме «Скандинавиан Стар» — весьма наглядный пример (по оф. данным, 158 жертв) … скажем так, непродуманности всего, что только можно. Начиная со спешно проведённого ремонта и заканчивая плохо обученной командой; да и капитан наделал ошибок. Вишенкой на тортике — выходя в рейс между Норвегией и Данией, паром не прошёл их морских инспекций, ибо был приписан к Багамским островам: до этого он работал плавучим казино между Флоридой и Багамами.

        Мультфильмы

        • И тут не обошли вниманием злополучный британский лайнер: итальянцы сняли такие мультфильмы, как «Титаник. Легенда продолжается» (2000 год) и «Легенда Титаника» (2004). Во втором, кстати, повествование ведётся от лица… корабельной мыши. Получилось так плохо, что уже ужасно, поскольку в этих мультиках вообще отсутствует какое-либо уважение к погибшим.
        • «Бешеный Джек Пират» — пятая серия так и называется. Джек и его помощник Снак попадают на необитаемый остров, пытаются выжить, найти пропитание. А в конце оказывается, что на острове есть отель, но к их несчастью там в данный момент проходит конференция племени каннибалов.

        Видеоигры

        • Heroes of Might & Magic — на морских картах часто можно найти плавающие обломки и сундуки, спасшихся на досках людей, а также наполовину затонувшие корабли, груз которых охраняют призраки команды или морские обитатели.
        • Koudelka — в предыстории одного из побочных персонажей игры значимую роль сыграла катастрофа с судном «Принцесса Алиса» — реальное историческое событие (см. ниже).
        • Nevervinter Nights 2: Storm of Zehir — В этой игре нам дают возможность сразу создать готовую партию из 4 героев. Далее оказывается, что они плывут куда-то на корабле, но во время шторма повреждённый корабль выбрасывает на побережье Чалта [8] . К высадившимся на берег приближается недружелюбная шайка гоблинов, но есть возможность собрать всякие обломки, палки и мусор, чтобы вооружить себя или отдать другим пассажирам. Заметим, что кораблекрушение как таковое было подстроено, но входил ли в планы злодеев шторм и стоял ли за ним сам Зехир, злое змеиное божество, остаётся неизвестным.
        • No One Lives Forever — Кейт Арчер тайно проникает на контейнеровоз злодеев из H.A.R.M… дабы невовремя обнаружить, что её коллега Том Гудмэн подрывает груз в трюме. После чего сначала придётся выбираться с тонущего судна, а потом лезть туда обратно в водолазном снаряжении.
        • Risen — игра начинается с кораблекрушения и выжившего протагониста, который приходит в себя на берегу, куда его закинуло волнами.
        • SOS — в во время шторма, лайнер «Леди Критания» был опрокинут волной-убийцей. И теперь у вашего героя есть один час чтобы выбраться с корабля, прежде чем он затонет.
        • Tomb Raider: Underworld — а тут выбираться из аналогичной ситуации приходится самой Ларе Крофт.
        • Uncharted 3 — Миссия по проникновению Натана Дрейка на пиратский корабль заканчивается именно тем что сперва он переворачивается, а потом капитан, желая добить Дрейка — устраивает взрыв, пуская воду внутрь. Дрейк выжил не иначе как чудом.

        Реальная жизнь

        • «Принцесса Алиса» — крупнейшее кораблекрушение в водах Великобритании, унесшее жизни более чем 600 человек. Главный ужас ситуации в том, что катастрофа произошла не в открытом океане ночью, а на оживленной Темзе днем. Людей пытались спасти все, начиная от экипажа случайно протаранившего судно угольщика, но выжили единицы, слишком многое было против них: много женщин и детей, не умеющих плавать, да еще и в неудобной одежде, катастрофа произошла возле стоков городской канализации и люди либо тонули в нечистотах, либо потом умирали от отравления, у речной полиции были только медленные гребные лодки, многие пассажиры не смогли выбраться на палубу, потому что двери были установлены с нарушениями. И эта катастрофа понадобилась чтобы наконец навести порядок в речном судоходстве, ввести нормальную систему сигналов, оснастить полицию паровыми катерами и перестать сбрасывать нечистоты в реку в черте города.

        Примечания

        1. ↑ Античные суда действительно старались в плохую погоду на ночь вытаскивать на берег, поскольку их конструкция (киль и шпангоуты выполняли вспомогательную роль, а несущая функция была на канатах, удерживавших корпус воедино) не слишком хорошо воспринимала сильные удары волн.
        2. ↑ Ясон не согласен.
        3. ↑ В этом нет никакого обмана — название полностью соответствует старой номенклатуре неорганических соединений. Хлорноватая соль — по-современному хлорат — это соль хлорноватой кислоты, и бертолетова соль относится именно к этой группе соединений. Махинация механика в данном случае состояла в том, что он указал в бумагах малоизвестное неспециалистам название, а химиков, знающих, что такое хлорноватая соль, на борту не было.
        4. ↑ Под воду, на дно.
        5. ↑ Следует заметить, что если этот остров-призрак там когда-то и был, то теперь его уже нет. Да и тогда мореплаватели постоянно находили его в разных местах. Возможно, это был «плавучий остров» в виде большого куска пемзы, обросшего растениями, который с тех пор благополучно развалился.
        6. ↑ Скептики лишь улыбаются в ответ: требования к количеству шлюпок, из-за которых крупные корабли не могли спасти всех на борту, были приняты в 1894 и уже тогда вызвали волну возмущения в морских кругах — ну и темпы развития кораблестроения в годы создания романа делали появление гигантов, подобных типу «Олимпик» вопросом ближайшего будущего. Робертсон, как большой знаток морской тематики все это прекрасно понимал. К слову, в первом издании романа «Титан» плыл в Англию из Америки, в противоположном направлении, да и по описанию внешне не подходил — труб было меньше, а еще на нём были паруса. Лишь в переиздании после гибели «Титаника» убрали паруса, добавили четвертую трубу и по мелочам отретконили образ корабля для лучшего соответствия легенде о «предсказании».
        7. ↑ Гепатит А, он же (точнее, не только он) в просторечии «желтуха», по первооткрывателю часто называют «болезнью Боткина».
        8. ↑ Chult, полуостров в юго-западной части континента Фаэрун, в сеттинге «Забытые Королевства».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *