Почему когда водитель засыпает его ведет
Перейти к содержимому

Почему когда водитель засыпает его ведет

  • автор:

безопасность на дорогах

Усталость или сонливость водителя за рулем – это огромная потенциальная опасность, которую можно сравнить с пьяным водителем. Если вы чувствуете потребность поспать, так и сделайте. Помните, вы это делаете не только для себя, но и ради безопасности других участников дорожного движения.

Сонливость водителя, чья это проблема?

Каждый человек слышал о такой проблеме, как сонливый водитель. Но почему-то усталость или сонливость в процессе вождения автомобиля не кажется серьезной проблемой. Подумаешь, давно не спал. Ничего страшного, можно выпить кофе или включить веселую музыку в своем проигрывателе, и проблема решена, можно продолжать путь.

Конечно, со сном можно бороться, и каким это нужно быть безответственным, чтобы заснуть за рулем, думают многие. А кто-то считает, что усталость и сонливое состояние – это проблема самого водителя. К сожалению, все совсем не так. Если водитель не спал более двадцати часов, его состояние можно сравнить с состоянием пьяного водителя, так как снижается реакция, способность управлять автомобилем, нарушается координация движения, водитель допускает больше ошибок.

Сонливость за рулем – это не просто дискомфорт, вызванный противоборством двух желаний: быстрее доехать до пункта назначения; желание принять горизонтальное положение и поспать 6-8 часов. Сонный водитель – это опасность для самого водителя, его пассажиров и других участников дорожного движения, а также для людей, которые проживают около дороги (бывали случаи). Если вы ощущаете потребность поспать, устраните эту опасность, пока она из разряда потенциальной опасности не превратилась в реальное ДТП.

За рулем достаточно сделать одну ошибку, чтобы произошло непоправимое, особенно если на улице зима. Даже в том случае, когда дороги улиц были очищены от снега и посыпаны антигололедными реагентами.

Признаки критической усталости и сонливости:
  • Начинаете постоянно зевать.
  • Не можете вспомнить последние несколько километров дороги.
  • Мысли бессвязны.
  • Поздно реагируете на знаки.
  • Совершаете ошибки, которых обычно не делаете.
  • Не замечаете объектов, мимо которых проезжаете, так как внимания хватает только на дорогу или впереди едущий автомобиль, в глазах словно песок.

Если вы чувствуете усталость и желание немного поспать, так и сделайте. Помните, что ваш сон не является личным вашим эгоистическим желанием. Вы должны поспать не только потому, что вам так захотелось, вы обязаны поспать для того, чтобы не быть угрозой для других людей. Отнеситесь к этому серьезно и хотя бы 1-2 часа поспите, а лучше 6 и больше. После пробуждения умойтесь холодной водой, выпейте чашку кофе, сделайте несколько разминочных физических упражнений.

Несколько советов о том, чтобы быть бодрым за рулем:
  • Перед выездом, поспите 6 и более часов.
  • Выезжайте в то время, когда вы обычно не спите.
  • Каждые два часа устраивайте перерывы (выйдите из авто, разомнитесь, выпейте кофе, умойте лицо холодной водой).
  • В пути старайтесь кушать белковую пищу вместо углеводов.
  • Не принимайте препаратов, вызывающих сон.
  • Во время дальних поездок, если это возможно, берите с собой друга, который будет сидеть рядом с вами на пассажирском сиденье и подбадривать вас.

Никогда не недооценивайте власть сна. Если человек засыпает за рулем, это всегда происходит неожиданно. Результат даже нескольких секунд сна может быть катастрофичен.

Будьте осторожны в дороге.

Страшный сон водителя. Что приводит к засыпанию за рулём?

По данным экспертов по безопасности дорожного движения, около 20% всех ДТП связано с засыпанием за рулем. При этом до половины всех подобных случаев возникает у водителей с синдромом обструктивного апноэ сна, при котором развивается тяжелая дневная сонливость. В то же время апноэ можно диагностировать и эффективно лечить, что позволило бы избежать многих смертельных аварий.

Как именно апноэ сна может приводить к росту ДТП, каким образом заболевание можно выявить и как его лечить, aif.ru рассказал врач-сомнолог, доктор медицинских наук, профессор Роман Бузунов.

Заснуть и не проснуться

В России на дорогах гибнет от 25 до 30 тысяч человек в год. Если применить общемировые показатели к российским данным, то получим около 4 тысяч смертей, обусловленных засыпанием за рулем.

Когда падает самолет и погибает 200 пассажиров, объявляется общенациональный траур. Соответственно, 4 тысячи человек — это 20 таких самолетов за год, подчеркивает эксперт. Причем около половины погибших из них — пациенты с апноэ сна. Такую печальную статистику можно было бы значительно улучшить, отмечает Бузунов, если бы люди с этим диагнозом вовремя диагностировали заболевание и своевременно проходили лечение.

К сожалению, в статистике ГИБДД нельзя увидеть среди причин ДТП официально установленное засыпание за рулем наряду, скажем, с алкогольным опьянением и прочими факторами. Хотя сплошь и рядом мы читаем сообщения о заснувших водителях, выехавших на встречную полосу, автобусах с людьми, беспричинно съехавших в кювет, и других смертельных авариях, возникших «на ровном месте».

На Западе у полицейских есть руководство, благодаря которому они могут определять, что человек заснул за рулем. Прежде всего, это ситуация, когда при хорошей видимости и дороге водитель выехал на встречную полосу, съехал на обочину, наехал на кого-либо или что-либо, но при этом не обнаружено тормозного пути. То есть потенциально человек мог предпринять какие-то действия, чтобы избежать аварии, но не сделал этого. Эти факторы и являются основанием, чтобы с высокой долей вероятности предположить и заключить, что ДТП, скорее всего, обусловлено засыпанием за рулем.

В России нет соответствующих методических рекомендаций. Но это не значит, что люди не гибнут из-за засыпания за рулем.

Что же такое апноэ сна и почему оно приводит к страшным ДТП?

По экспертным оценкам западных специалистов, половина засыпаний за рулем случается у пациентов со средней и тяжелой степенью апноэ сна. Это заболевание, которое сопровождается громкими храпом, остановками дыхания во сне и последующими всхрапываниями. Каждая остановка дыхания, которых может быть 300-400 за ночь, приводит к тому, что мозг просыпается из-за недостатка кислорода и подает команду дыхательным путям открыться. Вот почему после затишья человек громко всхрапывает. 300-400 остановок дыхания — это 300-400 пробуждений за ночь. То есть фактически каждую минуту-две в мозге возникает импульс — подыши. И сколько бы человек ни спал, он не может выспаться. Допустим, если раньше человек спал 7-8 часов и хорошо высыпался, то с апноэ сон растягивается до 9-10, даже 11 часов, и все равно человек пробуждается разбитый и уставший. Возникает тяжелейшая сонливость днем, когда человек засыпает, как бы ни пытался этого избежать и даже не понимает этого. Заснуть он может и стоя в транспорте, и разговаривая по телефону, и перед телевизором и т. д.

А теперь представьте ситуацию, когда машина движется со скоростью 100 км/ч. За три секунды она проезжает около 100 м. Но за эти две-три секунды человек непроизвольно засыпает. Если в это время ситуация на дороге изменилась — кто-то затормозил, повернул из-за угла или пешеход побежал через дорогу, то последствия могут быть трагическими. Такие ДТП — наиболее летальные, потому что человек не уклоняется, не тормозит, не предпринимает никаких действий, чтобы избежать аварии. В Европе, например, апноэ сна — декларируемое заболевание для водителей. Если ставится диагноз «средняя или тяжелая степень тяжести апноэ сна» и если человек не лечится, то это — основание для отзыва водительской лицензии. Причем установлена даже частота контроля за водителями с подобным заболеванием. Водителей коммерческого транспорта проверяют чаще.

Как заподозрить заболевание?

Есть симптомы, по которым сам человек или его близкие могут заподозрить обструктивное апноэ сна. К ним относятся следующие:

  • громкий прерывистый храп;
  • указание на остановки дыхания во сне;
  • ночная потливость;
  • ночные и утренние головные боли;
  • учащенное ночное мочеиспускание — три-четыре раза за ночь;
  • ночная и утренняя артериальная гипертония;
  • поверхностный, беспокойный, неосвежающий сон;
  • тяжелая дневная сонливость, когда человек засыпает, читая книгу, у телевизора, просто сидя в кресле.

Если есть подобная симптоматика, то нужно обращаться к врачу-сомнологу. Помимо того, что есть риск заснуть за рулем, апноэ — само по себе тяжелое заболевание, которое в два-три раза увеличивает риск инфаркта, инсульта, нарушения ритма сердца и внезапной смерти во сне. То есть от этого может умереть не только сам человек — велика вероятность, что водитель с апноэ сна может и убить кого-то, если заснет за рулем.

К сожалению, помощь сомнолога не включена в ОМС. Поэтому человеку самому придется заплатить за диагностику и лечение апноэ сна. Тем более сегодня практически во всех крупных городах есть сомнологические центры и врачи-сомнологи.

Доктор назначит специальные методы обследования (полисомнография, компьютерная сомнография) — процедуры, при которых у человека исследуют дыхание, насыщение крови кислородом, ряд других параметров в течение ночного сна. По результатам исследований можно поставить точный диагноз и определить, как человека лечить.

Как лечится апноэ сна?

Есть четыре основных варианта лечения.

Первый вариант — если апноэ сна обусловлено ожирением, то нужно похудеть, что существенно облегчит апноэ.

Второй вариант — удаление гипертрофированных небных миндалин (второй-третьей степени), которые перекрывают глотку. Это очень эффективно устраняет апноэ. А вот только удаление небного язычка или операция по исправлению искривленной носовой перегородки на заболевание не влияют. Хотя некоторые лор-врачи на этом настаивают. Дело в том, что при храпе происходит смыкание дыхательных путей, а звук всхрапывания возникает, когда дыхательные пути бьются друг о друга. Наличие небного язычка и носовая перегородка на это не влияют.

Третий вариант — использование специальной внутриротовой капы, смещающей вперед нижнюю челюсть. Этот метод эффективен у пациентов с исходно смещенной назад нижней челюстью — ретрогнатией.

Четвертый вариант лечения тяжелых степеней апноэ сна — специальный дыхательный аппарат СИПАП. Это компрессор, который через трубку и маску, одеваемую на нос или нос и рот, подает в дыхательные пути небольшое избыточное давление, раздувает их и не дает им спадаться. Человек должен с этим аппаратом спать. Да, это не излечивает, но эффективно помогает улучшить качество сна, избежать осложнений (повышенного артериального давления и других последствий), пока человек его применяет. Неудобно спать с аппаратом? Поверьте, люди, у которых возникает за ночь 500 остановок дыхания, готовы с этим смириться. Минусы сна с аппаратом вполне компенсируются тем, что человек нормально высыпается, становится бодрым, активным, работоспособным.

Также отметим, что никакие таблетки от этого заболевания не помогают, потому что апноэ — это механическое спадение дыхательных путей, на которые фармакологические средства не влияют.

Кстати, алкоголь крайне опасен при апноэ сна, он только усугубляет состояние. Алкоголь подавляет активность дыхательного центра и расслабляет мускулатуру дыхательных путей. Эпизоды апноэ возникают чаще, длятся дольше, а мозгу без разницы — дышит человек или нет. В этой ситуации увеличивается риск асфиксии и смерти во сне.

Сонное апноэ как причина несчастных случаев на дорогах

Апноэ как причина ДТП

Нелеченое апноэ грозит инфарктом, инсультом, сахарным диабетом… Правда, пока эти болезни себя никак не проявляют, они кажутся маловероятными, и человек снова и снова откладывает лечение храпа на потом. Но существует одна опасность, практически ежедневно подстерегающая всех пациентов с апноэ, у которых есть водительские права или чья профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров. Речь идет о риске внезапно заснуть за рулем и попасть в серьезное ДТП.

Впервые о связи синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС) и аварий на дорогах заговорили в 1987 году (George C.F.). С тех пор были проведены исследования, неоднократно подтвердившие: данное расстройство является значимой причиной ДТП, а также несчастных случаев на производстве.

Цифры и факты

ДТП в результате засыпания за рулем

Приведем факты, полученные в ходе научных исследований или сбора статистических данных.

  • В США за 2000 г. произошло порядка 310 тыс. ДТП, причина которых идентифицирована как сон за рулем. В результате аварий погибли почти 1,5 тыс. человек. (Sassani A., 2004).
  • Из-за риска заснуть за рулем у пациентов с сонным апноэ вероятность попасть в ДТП в 4-6 раз выше, чем у здоровых водителей. (Young T.l., 1997).
  • Дальнобойщики с СОАС в 7 раз чаще других попадают в ДТП. Каждая 5-я авария с участием водителей грузовиков происходит из-за внезапного засыпания за рулем. (С. Кейлс).
  • Состояние человека, который хронически не высыпается, можно сопоставить с опьянением. При этом у пациентов с апноэ тяжелой степени риск попасть в аварию выше, чем у водителей, севших за руль после умеренного употребления алкоголя. (George C.F., 1996).

Профессиональные риски + апноэ = гарантия несчастного случая

Опасность апноэ для профессиональных водителей

Низкое качество сна и дневную сонливость можно считать профессиональными проблемами дальнобойщиков, водителей рейсовых автобусов, летчиков и машинистов. В Швеции 70% пилотов авиалайнеров признались, что минимум единожды совершали ошибки в управлении из-за сильной усталости. По статистике Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены, почти 90% машинистов недовольны качеством своего сна. В Норвегии периодически засыпает за штурвалом каждый 2-й летчик. Почти 20% из 492 прошедших опрос капитанов воздушных судов компании EasyJet подтвердили, что их клонит в сон во время полета минимум пару раз в неделю.

Удивляться статистике не приходится, т.к. подобная ситуация обусловлена сразу несколькими факторами:

  • конфликт естественных биоритмов и необходимости работать в ночное время;
  • несоблюдение режима отдыха и сверхурочная работа;
  • неспособность полноценно выспаться в транспортном средстве, гостинице или специальных пунктах оборота;
  • притупляющая бдительность монотонная езда по дороге без поворотов;
  • плохая освещенность дороги или вводящее в своеобразный транс мелькание света на трассе и т. д.

В таких условиях заснуть может даже абсолютно здоровый человек. При этом синдром обструктивного апноэ в значительной мере усугубляет негативное влияние перечисленных факторов.

Короткое засыпание – частая причина аварий

При апноэ мышцы глотки, мягкого нёба, языка и гортани во время сна утрачивают тонус, смещаются в сторону просвета дыхательных путей и полностью перекрывают его. Остановки дыхания могут случаться как 5-6, так и более 30 раз за час ночного отдыха. После каждой из них мозг на несколько мгновений пробуждается, а после засыпания цикл сна не продолжается, а начинается заново. В результате из структуры сна может полностью исключаться фаза медленного сна, важная для восстановления организма. Вот почему при диагнозе СОАС человек не может полноценно отдохнуть, сколько бы часов в постели он ни провел.

Некачественный ночной отдых замедляет скорость реакции, ухудшает концентрацию внимания, нарушает координацию движений. Человек чаще допускает ошибки, а на дороге (как и на опасном производстве) это может привести к печальным последствиям.

Нельзя не отметить, что одной из причин развития и прогрессирования синдрома обструктивного апноэ является ожирение. А ведь водители, машинисты и пилоты обычно ведут малоподвижный образ жизни и не всегда уделяют должное внимание правильному питанию. Таким образом, они склонны к набору веса, что усугубляет течение заболевания и увеличивает риск спонтанного засыпания во время управления транспортом.

Микросон во время управления транспортным средством

Важность концентрации внимания во время вождения

Сон за рулем не похож на традиционный отдых. Он начинается внезапно и длится от нескольких секунд до 2-3 минут, в течение которых отдельные структуры мозга «выключаются», в то время как другие продолжают функционировать. Ученые называют такие «провалы» микросном. Человек не осознает, что засыпает на несколько мгновений, а то и минут. Более того, его глаза в период микросна могут оставаться открытыми, но при этом водитель утрачивает способность воспринимать и анализировать информацию, следовательно, пропускает знаки, сигналы светофора, теряет контроль над управлением.

Несмотря на краткосрочность, такой сон очень опасен. С внезапным засыпанием могут столкнуться и машинисты, и пилоты, но особую опасность оно представляет для автомобилистов. Ведь в управлении поездов и самолетов задействуется автоматика, а за движением авто следит исключительно водитель. А на оживленной трассе потеря контроля даже на несколько секунд ведет к смертельной опасности. Согласно статистике, в авариях, произошедших по причине засыпания за рулем, чаще фиксируются летальные исходы и тяжелые травмы. Ведь в таких ситуациях автомобилист никак не может повлиять на ситуацию, например, снизив скорость или уклонившись от препятствия.

Микросон у пациентов с тяжелым СОАС может наблюдаться во время чтения книг, просмотра телевизора, приема пищи и даже беседы. Что уж говорить о ситуации за рулем, когда все условия способствуют спонтанному засыпанию.

Как предотвратить спонтанное засыпание за рулем?

Как предотвратить спонтанное засыпание за рулем?

Человек не может объективно оценить свое состояние и склонен преуменьшать опасность хронической усталости и чрезмерной дневной сонливости. Тем не менее при управлении транспортным средством вас должны насторожить следующие симптомы:

  • учащенное моргание глазами и зевота;
  • ощущение, будто глаза «слипаются»;
  • периодические непроизвольные наклоны головы вперед, «клевание носом»;
  • снижение концентрации внимания (пропуск сигналов светофора и дорожных знаков);
  • слабый контроль над положением авто на дороге (смещение ко встречной полосе или на обочину, неосознанное пересечение разделительное полосы);
  • нарушение безопасной дистанции с впереди идущим авто;
  • «провалы во времени», когда вы не можете вспомнить, как проехали последние несколько километров.

При подобных симптомах рекомендуется остановить транспортное средство и найти возможность отдохнуть. Если же проблема возникает регулярно, стоит обратиться к сомнологу, чтобы пройти обследование и проверить, не страдаете ли вы от синдрома обструктивного апноэ или другого расстройства сна.

Лечение апноэ сна при помощи СИПАП-терапии

В России проблема апноэ сна у водителей изучена недостаточно хорошо. В то же время во многих европейских странах, а также в Турции и США на законодательном уровне закреплена необходимость сомнологического обследования для получения лицензии на управление пассажирским и грузовым транспортом. И при наличии диагноза СОАС средней или тяжелой формы водительское удостоверение можно получить лишь после начала СИПАП-терапии. Эта мера существенно улучшила дорожную ситуацию за рубежом. К сожалению, в нашей стране автомобилисты сами должны заботиться о своей безопасности.

Мерами профилактики засыпания за рулем являются:

  • хороший сон накануне поездки;
  • наличие бодрствующих пассажиров, с которыми можно поговорить и которые могут вовремя заметить симптомы чрезмерной сонливости у водителя;
  • планирование поездки на светлое время суток;
  • использование устройств, не позволяющих заснуть за рулем (регистраторы наклона головы водителя, приборы для определения изменения кожно-гальванической реакции, аппараты для измерения постоянного внимания водителя, устройства для слежения за движением глаз, определители положения авто на дороге и т.д.);
  • 10-15-минутные остановки через каждые 2 часа пути, в т.ч. если признаки сонливости отсутствуют. Во время остановок можно выйти из автомобиля, размяться, немного перекусить, выпить кофе, умыться холодной водой.

И конечно, при подозрении на синдром обструктивного апноэ, в первую очередь, важно пройти сомнологическое обследование. И если диагноз СОАС подтвердится, нужно обязательно обратиться к специалисту для назначения терапии. Сегодня существуют эффективные методы лечения (например, СИПАП-терапия), помогающие восстановить нормальное ночное дыхание и устранить симптомы дневной сонливости, а, следовательно, снизить риск ДТП и в целом повысить качество жизни пациентов.

Сонливость от движения: как вибрация автомобиля усыпляет водителей

Примерно в 20% дорожных происшествий со смертельным исходом виновата усталость водителей. Недавно ученые обнаружили, что естественная вибрация автомобилей приводит к сонливости, нарушает концентрацию внимания и понижает уровень осторожности уже через 15 минут после того, как водитель садится за руль. Ученые из Мельбурнского королевского технологического университета (Австралия) надеются, что их исследование может быть использовано производителями для усовершенствования автомобильных сидений, чтобы помочь водителям сохранять ясность мышления и внимательность во время движения. Это приведет к снижению дорожных инцидентов, связанных с утомлением водителей.

Волонтеры были протестированы на виртуальном симуляторе, который может вибрировать на разных частотах.

Профессор Стивен Робинсон сказал, что влияние физической вибрации на водителей так и не было достаточно изучено, несмотря на все возрастающие доказательства того, что вибрация дает чувство сонливости. «Мы знаем, что 1 из 5 австралийцев, попавших в аварию, заснул за рулем, и мы уверены, что вождение в сонливом состоянии является важной проблемой для безопасности дорожного движения», — сказал Робинсон.

«Когда вы устали, не нужно много времени, чтобы начать дремать, а мы обнаружили, что вибрации, производимые автокреслами во время вождения, могут убаюкать ваш мозг и тело. Наше исследование показывает, что размеренные вибрации на низких частотах — то, что мы испытываем при вождении автомобилей и грузовиков, — постепенно вызывает сонливость даже у людей, которые хорошо отдохнули и полностью здоровы. Через 15 минут с момента, когда вы садитесь в машину, появляется сонливость. Через полчаса она уже наносит ощутимый удар по вашей способности концентрировать внимание и осторожности. Чтобы повысить безопасность дорожного движения, мы предлагаем создавать такие модели автомобильных сидений, которые будут инактивировать убаюкивающий эффект и смогут бороться с сонливостью, вызванной вибрацией».

Под руководством главных исследователей, доцента Мохаммада Фарда и профессора Стивена Робинсона, команда ученых изучила поведение 15 добровольцев в виртуальных симуляторах, которые имитируют вождение на монотонном двухполостном шоссе. Эти «испытательные машины» были настроены на платформах, которые могли вибрировать на разных частотах, причем добровольцев тестировали дважды — один раз с вибрациями на низких частотах (4-7 Гц) и один раз без вибрации. Утомляемость, вызванная вибрацией, усложняет, как психологически, так и физиологически, выполнение умственных задач, что ведет к активации нервной системы, что, в свою очередь, приводит к изменениям в сердцебиении. Исследуя вариабельность сердечного ритма добровольцев, ученые смогли получить объективную оценку уровня их сонливости во время проведения 60-минутного теста. Через 15 минут после начала вибрационного теста добровольцы начали проявлять признаки сонливости. Через 30 минут наблюдалась значительная сонливость, которая требовала значительных усилий для поддержания бдительности и когнитивной деятельности. Сонливость постепенно возрастала по ходу теста, достигнув пика к 60 минутам.

Доцент Мохаммад Фард сказал, что его команде требуется продолжить исследование для окончательных выводов, например, необходимо выяснить, как вибрации влияют на людей, отличающихся друг от друга по различным демографическим показателям. «Мы хотим изучить более крупную когорту, главным образом для того, чтобы понять, как возраст может повлиять на уязвимость водителя к усыпляющему действию вибрации, а также как влияют на процесс проблемы со здоровьем, такие, например, как апноэ во сне», — сказал он. «Наши исследования также наводят на мысль, что вибрации на некоторых частотах могут иметь и обратный эффект — они помогают людям бодрствовать. «Поэтому мы планируем изучить более широкий диапазон частот, чтобы информировать автомобилестроителей, как они могли бы использовать эти „хорошие вибрации “ в своих целях».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *